Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
К концу второго года жизни ребенок умеет бросать и катить мячик, сознательно идти за ним, чтобы снова повторить то же действие. Причем у некоторых детей уже получается ловить брошенный им мяч. Делают они это, естественно, неловко и не всегда ловят, но если им помочь, то есть бросать мяч несильно и руководить их действиями (говорить: «Сдвигай ручки и лови мячик»), то иногда их попытка поймать брошенный мяч заканчивается успешно. Это приводит ребенка в такой восторг, что эти ощущения передаются и взрослому. Главное, чтобы мяч был большой, иначе ребенок не сможет его поймать.
К середине-концу второго года жизни дети начинают осваивать довольно разнообразные движения. Например, они начинают переносить вещи в руке, или, взяв в охапку, перетаскивают их с места на место. Если предмет слишком велик и тяжел, они передвигают его, толкая взад-вперед. Большого смысла эти действия, как правило, не имеют и могут даже вызывать ваше раздражение, но не стоит злиться за это на наших «пупсиков». Пусть совершают «сизифов труд». Перетаскивая предметы из комнаты в комнату, пряча их за кровать или занавески, снимая их с полки и устанавливая на подоконник, дети развивают свою моторику, вырабатывают точность и согласованность движений, координируют работу рук, ног и глазомер. Таким образом, эта бессмысленная (с вашей точки зрения) деятельность ведет к развитию устойчивости внимания, точности действий и восприятия, развитию волевых усилий ребенка.
На третьем году жизни, когда ходьба в основном усвоена, предметные действия все больше становятся трудовыми: ребенок не просто возит за собой швабру, размазывая грязь (это вы так думаете) — он старается мыть пол. Он не пачкает кухонное полотенце, а вытирает пыль, так же, как это делаете вы. (Правда, вы используете специальную тряпку. А малыш что нашел — тем и вытер). Если вы оставили на время утюг, ребенок обязательно попытается «погладить» что-нибудь. (Главное, чтобы он при этом не обжегся!). А если нашел молоток, то будет «чинить» скамейку, стол или еще что-нибудь, если он до этого видел, как подобное делает папа. Он будет заколачивать воображаемые «гвозди», пока не сочтет свой труд законченным.
Эти действия говорят о значительно возросших возможностях ребенка. Он подражает действиям взрослого, его действия становятся четкими и разумными.
На третьем году жизни продолжается дальнейшая дифференциация движений ног. По мере того как совершенствуется пяточно-пальцевый навык ходьбы, ребенок становится все более устойчивым. Ему уже не требуется слишком широко расставлять ноги для сохранения равновесия. Это ведет к улучшению координации движений при ходьбе. Но при быстрых поворотах тела ребенок еще неравномерно распределяет свой вес на различные отделы стоп и поэтому может упасть. Вместе с тем ребенок сохраняет устойчивость при переносе тела с одной ноги на другую, благодаря чему спуск и подъем с лестницы или на лестницу будет становиться все совершеннее. Развивается и равновесие, благодаря чему ребенок учится стоять на одной ножке. Этот навык приводит к другому — ребенок уже умеет ударять одной ногой по мячу, даже если ему не показывали это движений раньше. Умение перемещать центр тяжести и при этом сохранять устойчивость дает ребенку возможность освоить новый способ движения — перешагивание через низкие предметы. Все эти навыки (равновесие, подвижность) создают основу для совершенствования бега. К трем годам ребенку все больше нравятся игры, в которых нужно быстро убегать от преследователей, оглядываться на них и уворачиваться от их рук. Правда, ребенок еще не может спрыгивать с возвышения из-за недостаточной координации ног. Дело в том, что ноги при этом должны выполнять одно и то же движение. Ребенок же может прыгать с возвышения, держась за перила и выставляя одну ногу вперед.
Одновременно с совершенствованием движений в возрасте от двух до трех лет продолжается развитие начальных представлений о величине, форме и расположении предметов в пространстве. Ребенок начинает подбирать предметы по образцу, составлять пирамидки, строить башни из 6-7 кубиков, располагать их вряд в горизонтальной плоскости — строить заборы, поезд и т. д. Для этого требуются хорошо скоординированные двусторонние действия. Продолжает совершенствоваться манипулирование мелкими предметами. Ребенок, сначала неловко, а затем более свободно, переворачивает страницы книги, вкладывает мелкие предметы в мелкие отверстия. Он уже берет карандаш не всей ладонью, а кончиками пальцев. Такой способ захвата облегчает произвольные движения в лучезапястном суставе. Это позволяет более свободно воспроизводить вертикальные и горизонтальные линии на бумаге.
С развитием дифференцируемых и контролируемых движений в лучезапястном суставе ребенок получает возможность одновременно действовать обеими руками, но по-разному. Например, когда малыш рвет бумагу, одна рука тянет лист по направлению к телу, а другая в противоположную сторону. Однако процесс одновременного движения рук в разные стороны в этом возрасте еще недостаточно совершенен.
Увеличение силы мышц пальцев позволяет ребенку пользоваться в игре прищепками для белья. Он уже способен резать бумагу ножницами, если ему помочь надеть ножницы на пальцы.
Если в начале второго года жизни ребенок мог выполнять только одно указанное ему действие, то к концу второго года он начинает понимать, запоминать и выполнять уже несколько требований. Например: «Подойди к полочке, положи тарелочку в коробку с посудой!», или «Принеси из другой комнаты маленького белого зайчика», или «Пойди к себе в комнату сними там ботинки и надень тапочки».
Таким образом, первым следствием овладения ребенком свободной ходьбой является резко возрастающая между первым и третьим годами жизни возможность выполнять разнообразные движения и действия с предметами. Это ведет, во-первых, к тому, что ребенок знакомится со множеством новых для него вещей; во-вторых, к развитию его органов чувств: в первую очередь зрения, осязания, слуха, которые начинают все более согласованно работать друг с другом; в-третьих, выполнение разнообразных простых действий с предметами развивает крупную и мелкую мускулатуру ребенка, мышцы его туловища, ног, рук, то есть весь нервно-физический аппарат, который нужен ему для выполнения в дальнейшем уже более сложных действий.
В процессе занятий и самостоятельной деятельности ребенка нужно обучать не просто манипулировать тем или иным предметом, а пользоваться им по прямому назначению и производить с ним различные целевые действия. Например, при игре с пирамидкой у малыша сначала вырабатывается умение снимать и надевать кольца. Когда он овладеет этими действиями, его нужно учить тому, чтобы он сначала снял все кольца, а затем снова надел. Причем нужно объяснить, что сначала надеваются большие кольца, а потом маленькие.
Нужно учить ребенка складывать кубики, строить из них забор, паровозик и т. д. Если вы будете сопровождать свои уроки словами («Поставь этот кубик за красным, а вот этот еще дальше») то, благодаря такой игре, дети узнают, что такое форма, цвет, величина предметов, у них начинает формироваться пространственное понятие (рядом, дальше, впереди, позади и т. д.).
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Ребенок в два годика – великий исследователь и очень творческая личность. В этом возрасте ребенок растет и поправляется уже не так интенсивно, как год назад. Но его мозг, двигательные и физические навыки очень активно развиваются. Что должен уметь ребенок в 2 года?
Физическое развитие ребенка в 2 года
В этом возрасте важно развивать физические навыки ребенка: движение, координацию, согласованность мелкой моторики. Чем больше тренируется малыш, тем лучшие результаты он покажет. К навыкам координации движений относятся навыки моторики – мелкой и крупной.
Крупная моторика малыша в 2 годика
К ней относится умение управлять своим телом в пространстве. Это бег, прыжки, ходьба, повороты. Что умеет ребенок в 2 года из двигательных навыков?
- Бегать
- Ходить по лестнице – вверх и вниз
- Прыгать или проходить сквозь обруч
- Обходить или перепрыгивать препятствие, которое лежит на твердой поверхности
- Прыгать на одной ножке (особенно девочки)
- Маршировать
- Бить ногой по мячу
- Ходить спинкой вперед
- Стоя на перекладине, удерживать равновесие
Мелкая моторика ребенка в 2 года
К мелкой моторике малыша относится то, что он может делать руками – пальчиками, ладошками, кулачками. Это умение должно сочетаться со зрительной координацией – без нее малыш не сможет точно определять месторасположение предметов и управляться с ними. Навыки мелкой моторики малыша в 2 годика включают:
- Рисование вертикальной линии
- Ребенок умеет строить башню из конструктора или кубиков (управляется с кубиками — до 6 штук)
- Резать бумагу, причем ножницы должны быть небольшими, детскими, с закругленными концами
Родителям стоит знать, что в возрасте 2-х лет у малыша уже есть предпочтения, какой рукой действовать – правой или левой. Понаблюдайте за своим ребенком – какой рукой он берет карандаш или ручку. Какой рукой он хватает ложку, какой рукой бьет мячик. Так вы сможете определить, кем растет ваш малыш – правшой или левшой.
Если ребенок одинаково хорошо владеет руками – значит, у него хорошо работает и левое, и правое полушарие мозга. Такие дети называются амбидэкстрами. Это очень редкая особенность. Более четко вы сможете определить, кто ваш ребенок – левша или правша – к тому времени, когда ему исполнится 5 лет.
[1], [2]
Как развивать двигательные навыки ребенка в 2 годика?
Прежде всего, нужно давать ему возможность все время что-то делать руками. Для развития мелкой моторики ребенок будет с удовольствием рисовать или что-то складывать из кубиков. Дело в том, что между мелкими движениями руки и развитием речи существует тесная взаимосвязь.
По оценкам ученых, в коре головного мозга детей есть зоны, которые контролируют мелкую моторику рук. Эти зоны – соседи тех, которые отвечают за развитие речи. И те, и другие зоны взаимодействуют между собой, поэтому, развивая навыки ручного труда, можно развивать и навыки правильной, богатой речи.
Интеллектуальное развитие ребенка в 2 года
Интеллектуальное развитие ребенка в 2 года предполагает активные познавательные процессы. Ребенок в этом возрасте очень много изучает, узнает, поэтому очень быстро развивается. Речь, внимание, мышление, восприятие, память развиваются в этом возрасте семимильными шагами по сравнению с теми же процессами у взрослого человека. Какими из интеллектуальных навыков владеет ребенок в 2 годика?
- Ребенок может танцевать под музыку, хорошо различая ее мелодию и ритм
- Ребенок понимает простые просьбы и команды взрослых, согласно которым нужно выполнить до трех простых действий
- Ребенок уже запоминает детские стихи и песенки и даже цитирует их взрослым
- Ребенок пытается разобрать игрушку, чтобы посмотреть, что там у нее внутри
- Ребенку в 2 годика уже доступно до 200 слов (девочки говорят раньше и больше)
- Ребенок в 2 годика уже может говорить короткими связными предложениями
В этом возрасте очень важно развивать речевые навыки ребенка, потому что речь – один из важнейших показателей интеллекта. Поэтому возрастной период от 2 до 3 лет в психологии считают сенситивным. В этот период активно развиваются речевые навыки ребенка.
Мозг ребенка быстрее всего усваивает слова родного языка именно в этом возрасте. Если обучать ребенка в этом возрасте и другим языкам, то их изучение будет идти очень быстро, просто супербыстро.
Ребенок в 2 годика усваивает сразу несколько составляющих речи: правила построения предложений, правильное произношение звуков и слогов, связную речь, понимание речи и различение отдельных слов в потоке предложений. Если ребенок не говорит в возрасте 2 годика, нужно обратиться к врачу: возможно, у малыша замедленное развитие или была стрессовая ситуация, которая повлияла на его речевые навыки не лучшим образом.
Нужно читать детям побольше сказок, петь песенки, общаться с ним – и его речь будет развиваться намного быстрее.
Социальные навыки ребенка в 2 года
Социальное развитие ребенка в 2 года – это его умения и навыки коммуникации. То есть – насколько ребенок готов общаться с людьми, животными, своими маленькими ровесниками. От этого в будущем зависит его успешность в личной жизни, карьера, дружба. Навыков самообслуживания у ребенка в 2 года становится все больше. Что должен уметь ребенок в 2 годика из области социальных навыков?
- Самостоятельно идти на горшок или проситься в случае надобности
- Пытаться одеваться самому или помогать маме и папе при одевании его, например, на прогулку или в детский сад
- Самостоятельно снимать носочки
- Мыть ручки и вытирать их полотенцем
- Самому есть из ложки и пить из чашки
- Уметь держать зубную щетку в руке и пытаться чистить зубы с помощью мамы или папы
- Разговаривать по телефону, имитируя поведение взрослого
- Отвечать на простые вопросы
Ребенок в 2 года — уже очень умный малыш. Его поведение может показаться забавным, но это – поведение человека, который постигает очень много в очень короткий период. Родителям стоит уважать этот труд.
Итак вы уже готовы отмечать свой второй юбилей.. С чем мы вас и поздравляем.
Что умеет малыш в 2 года? Каково его физическое, эмоциональное, познавательное развитие? На эти и другие вопросы мы вам дадим ответы.
ЧТО УМЕЕТ МАЛЫШ В ДВА ГОДА
Речевые достижения ребенка двух лет
— В словарном запасе до 200-300 слов.
— Использует предложения из двух-трех слов в разговоре с взрослыми и детьми.
— Облегченные слова заменяет правильными.
— Начинает употреблять прилагательные (большой, маленький и т. д.) и местоимения (я, ты).
— Может называть себя в третьем лице.
— Задает вопросы.
— Называет предметы на картинке.
— Понимает короткий рассказ о знакомых ему событиях.
Эмоциональное развитие ребенка в 2 года
— Эмоционально уравновешен в течение дня.
— В хорошем настроении при своих умелых действиях.
— Недоволен, отказывается от действий при неудавшейся попытке.
— Упрямится, требуя недозволенного, настаивает на своем.
— Кричит, капризничает при нежелании выполнить просьбу взрослого.
— Отказывается от общения с незнакомыми взрослыми.
— Плачет при уходе мамы, при обиде.
— Проявляет яркие эмоции при общении с близкими.
Познавательное развитие ребенка в 2 года
— Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех-пяти колец.
— Раскладывает фигуры разной величины и формы в аналогичные отверстия на доске.
— Ориентируется в трех-четырех цветах, некоторые называет.
— По образцу находит предмет того же цвета.
— Начинает распознавать вес, температуру и другие качества предметов (тяжелый, легкий, холодный, теплый, твердый, мягкий).
Физическое развитие ребенка в два года
— Преодолевает препятствия, чередуя шаг.
— Поднимается и спускается по лестнице.
— Подпрыгивает.
— Меняет темп движения: ходьбу на бег.
— Удерживает мяч одной или двумя руками.
— Ловит мяч с близкого расстояния.
Бытовые навыки малыша в 2 года
— Ест аккуратно, не роняя пищу.
— При умывании трет ладони, часть лица.
— Вытирается с помощью взрослого.
— С небольшой помощью взрослого одевается: натягивает носочки, шапку, обувь.
— Частично раздевается.
— Контролирует физиологические потребности.
Игровые навыки ребенка двух лет
— В игре последовательно выполняет порядок действий: куклу раздевает, купает, вытирает.
— В игре подражает бытовым действиям близкого взрослого.
— Сооружает из кубиков знакомые постройки (дом, забор, диван, стол).
— Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.
Рекомендации родителям по развитию и воспитанию ребенка 2-го года жизни.
Расширяйте у ребенка словарный запас, постепенно вводите в его речь прилагательные и другие части речи. Помогайте ему строить фразы, исправляйте его неправильную речь, не используйте при разговоре с ним «детский» язык. При общении следите за своей речью, звуки и слова произносите четко и ясно, не сюсюкая. Старайтесь говорить как можно проще, используйте небольшие и легкие слова, которые ребенок может повторить.
Занимаясь с малышом, произнесите несколько раз нужное слово, пусть он покажет по вашей просьбе тот предмет, который вы назвали, затем попросите его самого назвать это слово. Отвечайте, когда ребенок задает вам вопрос.
Общайтесь с малышом неторопливо, без лишнего шума. Имейте в виду, что речь у детей развивается по-разному. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Замечено, что девочки начинают говорить раньше мальчиков.
Уделите внимание развитию мелкой моторики рук: специалисты считают, что с движением рук особенно тесно связано формирование речи малыша. Занятия нужно проводить регулярно, а не время от времени, они должны приносить ребенку радость и удовольствие и проходить в игровой форме.
Игры и упражнения для ребенка в 2 года
— катать по очереди каждым пальчиком камешки, бусинки, шарики;
— указательным и средним пальцами руки «ходить» по столу, сначала медленно, затем быстро; упражнение выполняется поочередно левой и правой рукой;
— барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
— сжимать и разжимать кулачки;
— отдельно показывать только один палец — указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре и все пять;
— махать в воздухе только пальцами;
— хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;
— собирать все пальцы в щепотку (» пальчики собрались вместе, а затем разбежались»);
— складывать матрешку;
— рисовать пальчиковыми красками;
— разминать пальцами пластилин, глину;
— рисовать карандашом.
Игрушки для ребенка в 2 года
Играйте вместе с ребенком, побуждая его к развитию сюжетной игры. Не стесняйтесь громко и выразительно лаять и мяукать, квакать и хрюкать. Для игр купите разнообразные игрушки: собачек, кукол, пирамидки, мячи, машинки, заводные игрушки, несложный строительный материал.
Учите различать предметы по цвету, форме, объему.
Поощряйте контакт малыша с другими детьми, его стремление поделиться с ними своими игрушками, сладостями. Хвалите ребенка за его достижения, разделяйте его радость от первых успехов и самостоятельных действий.
Создавайте дома атмосферу психологического комфорта, содействуйте развитию у маленького человечка чувства защищенности, уверенности, безопасности. Доброжелательно и терпеливо относитесь к малышу, давайте ему понять, что вы любите его и беспокоитесь о нем.
Не наказывайте ребенка. Проявление жестокости может повредить его развитию. Дети, которых наказывают, сами будут склонны к агрессивности по отношению к другим. Но приучайте малыша к дисциплине. Установите простые правила, которые он должен соблюдать. Не требуйте от него чего-то нереального.
Совершенствуйте ходьбу ребенка — учите его ходить по наклонной плоскости, перешагивать через препятствия, перелезать через бревно и т. д. Во втором полугодии развивайте умение бегать.
Учите ребенка избегать опасных предметов, оберегайте его от травм, предупреждайте возможные падения с высоты.
И последнее. Дорогие мамы, помните, что ребенок — не машина, а маленький человечек, который только-только встал на ножки и с усердием пытается всему научиться. Не торопите его, ведь новые умения осваиваются постепенно, не за один день.
2 года: развиваем творческие способности ребенка
Вашему ребенку 2 года. Даже не верится, что прошло столько времени, ведь только недавно вас забирали с роддома и поздравляли. Теперь ваш малыш – настоящая личность с характером и навыками. Терпение, выдержка и спокойствие – основные запасы, необходимые вам в этот период.
Особенности физиологии ребенка в 2 года
В этот период физически вы устаете точно больше, чем ваш малыш, ведь тело его хорошо скоординировано в пространстве и малыш без остановки бегает, прыгает, балуется. Таким активным ребенок будет еще несколько лет, а задача родителей в этот период не наказывать ребенка за чрезмерную подвижность, а предоставить пространство и возможности для движения.
Особенности психологии деток двух лет
С двух лет психика деток наиболее подготовлена к открытию мира. Конечно, и раньше ребенку было многое интересно. Но младенческое любопытство было спровоцировано инстинктами, а не разумом. Можно сказать, что предметы и все, что окружает малыша, в 2 года он начинает осматривать сознательно.
Психика ребенка в этом возрасте как губка – впитывает все, что происходит вокруг. Сейчас будьте особенно аккуратны с тем, что делаете и говорите, ведь многие события могут оставить след на психике малыша на всю жизнь.
В 2 года многие девочки и мальчики уже могут крепко держать в руках ручку или кисточку, поэтому как раз пришло время познакомить ребеночка с творчеством. Дайте деткам в руки пластилин, фломастеры или краски. Далеко, конечно, лучше теперь не отходить, если не хотите, чтобы ваши диваны, шторы или иные предметы стали жертвой творчества. В 2 года ребенок уже может высидеть некоторое время более-менее спокойно, а такие занятия для него станут интересными.
Начните играть со своим ребенком ролевые игры, малышей этого возраста они уже сложнее и разнообразней. Теперь можно пустить в ход крупные конструкторы. С большим интересом детки будут разбирать/собирать машинки или самолетики. Главное, чтобы такие игрушки были сделаны из качественной пластмассы и не содержали очень мелких деталей.
Навыки деток в возрасте 2 года:
· Управно выводить разные фигуры ручкой, карандашом, фломастером.
· Словарный запас к этому моменту уже насчитывает около 100 слов, пусть и нечетко произносимых.
· Ребенок активно начинает выдумывать что-то в играх, так сказать, использовать свое воображение на полную.
· В этом возрасте детки любят слушать сказки, даже, если читаете вы их уже сотый раз.
Дорогие родители, отбросьте все свои любимые занятия и займитесь своим чадом. Если сейчас по вашему ребенку еще нельзя сказать, сколько времени вы ему уделяете, но пройдет всего полгода и все старания будут видны. Не упустите такой благодатный период, когда ваш малыш еще воспринимает все, что вы ему говорите и с чем знакомите. Дисциплина, музыка, рисование и множество иных полезных вещей сейчас малышу даются намного проще, чем будет потом.
Сейчас ребенку нужно 1 раз в день выделить время на сон, но не все малыши согласны с этим. Если ребенок наотрез отказывается спать, то вы должны позаботиться о том, чтобы какое-то время днем он просто спокойно отдохнул. Дайте своему чаду любимую книжку, пусть посмотрит картинки. Можете попросить, чтобы малыш уложил спать игрушку и просто полежал возле нее. Однако знайте, что недосыпание для деток вредно.
Чтобы у малыша развивалась мелкая моторика, больше рисуйте вместе. Когда ребенок будет держать кисточку, макать ее в краску и пытаться повторить линии на листке, его движения со временем будут становиться более уверенными.
Превратите игру в песочнице в полезное занятие. Попросите ребенка построить гараж на несколько машин, с разными дорогами. Научите малыша делать одинаковые куличики.
Играя дома, возьмите куклу. Попросите ребенка покормить ее, помыть посуду. После этого вы можете вместе искупать куклу, изучая последовательность действий.
Можно приступить к более серьезному обучению ребенка. Например, попросите малыша дать вам красный шарик, и разрешите забрать у вас желтый кубик. Можете немного поиграть, закинув мячик за шкаф, откуда достать его можно только при помощи сторонних предметов. Наблюдать за тем, как ребенок попытается выйти из ситуации – очень интересно. После каждой игры напоминайте малышу, что следует убирать игрушки за собой.
Если ваш сынок или дочка все чаще станут заявлять «я сам» или «я сама», то вы не удивляйтесь. Многое ребенок в этом возрасте действительно способен делать сам, а если нет, то хочет научиться. Например, кушать аккуратно, одеваться. На большинство событий детки реагируют бурно. Обратите внимание на свое настроение и поведение и вы увидите, психоэмоциональное состояние ваше и вашего чада тесно связаны. Малыш легко «заражается» эмоциями людей, которые находятся рядом. То есть, если вы будете спокойными, то, скорее всего, и ваш ребенок будет таким.
Малыш превращается в «почемучку». Вопросы: «почему? где? откуда?» и еще много других все чаще звучат из уст любознательного крохи. Словарный запас деток к концу двух лет уже более 200 слов, которые складываются в простые предложения. Если найти ответы на все вопросы малыша вы не можете, все равно пытайтесь с ним много говорить, больше общаясь с помощью слов. Задавайте свои вопросы, так будет развиваться одновременно и речь и мышление ребенка.