Самый важный период для развития речи малышей. В год появляются первые связные слова, а к трём годам дети уже свободно общаются.
В год у детей появляются эмоции недовольства, огорчения, радости. Любые действия в период до 3 лет нужно озвучивать: «сейчас мы пойдём умываться, а потом гулять». Когда собираетесь гулять, по вашей просьбе малыш может принести вещи. Во время кормления он уже самостоятельно держит ложку и пьёт из кружки. Произносит свои первые осознанные слова: «мама, папа, гав». Некоторые малыши к 18 месяцам разговаривают вполне понятно, другим это удаётся труднее. Важно приучить ребёнка слушать, когда ему читают. Это развивает внимание и тренирует слуховую и зрительную память.
К двум годам меню детей становится разнообразным. При попытке накормить может смыкать губы и отказываться от еды. Главное в этом случае – не кормить насильно, чтобы не вызвать отвращение к еде. Он даст вам понять, когда проголодается.
Малыш начинает проявлять себя как личность. Говорит «нет» и наблюдает за нашей реакцией. Начинает обижаться на любой отказ. Именно тогда начинается воспитание ребёнка. Бывает трудно не реагировать на его выходки и сдерживать себя. Все это подходит под термин борьба противоположностей. Главное, проявить терпение к своему ребёнку, но это бывает очень трудно.
Одним из достижений двух лет является приучение к горшку. Сначала это может быть в виде игры. Ласка в этом вопросе хороший помощник. Сделайте эту процедуру приятной и ненавязчивой. Вскоре у вас будет положительный результат, и малыш сам попросится на горшок.
К 3 годам ребёнок уже очень хорошо говорит, начинает осваивать трёхколёсный велосипед, беговел и самокат. Самостоятельно качается на качелях. Начинает играть с детками своего возраста. Они уже могут играть вместе довольно долго. Особенность этого этапа состоит в том, что малыш выполняет уже два действия сразу. Он с удовольствие прыгает, бегает, ходит по наклонной лестнице. По просьбе нарисует круг или квадрат, рассказывает первые стихи по просьбе родителей.
Развитие ребенка первого года жизни – это очень важное время. Именно сейчас происходит как физическое, так и психическое развитие ребенка. Современное развитие детей, конечно, немного отличается от темпов развития предыдущих поколений и на то множество причин: экология мегаполиса, прием медикаментов, питание, общим темп жизни, и главное, тип взаимодействия с ребенком. Что умеет малыш в 2 месяца?
Нормы развития ребенка в этом возрасте такие:
- закрывается задний родничок
- угасают новорожденные рефлексы
- мышцы шеи становится более крепкими, ребенок может держать голову непродолжительное время
- уменьшается напряжение в конечностях
- малыш различает предметы на близком расстоянии
- тянет в рот предметы
- появляется интонация, которой ребенок демонстрирует свою реакцию на происходящее
- ребенок реагирует на звук поворотом головы
- умеет улыбаться
- различает голоса родителей
Нормы развития ребенка в 4 месяца:
- держит голову в положении сидя на руках родителей
- сидит с поддержкой
- умеет переворачиваться
- фиксирует взгляд
- держит погремушку, рассматривает её
- смеется «в голос»
- заметно оживляется, если видит бутылочку либо грудь (смотря, как малыш питается)
- различает маму и папу, по звуку голоса и по внешнему виду
Оценка индивидуального развития детей осуществляется по тем навыкам и умениям, которые малыш освоил к определённому возрасту.
Нормы развития ребенка в 6 месяцев составляют следующие умения:
- ребенок перекладывает предметы из руки в руку
- может поднять упавшую игрушку
- может переворачиваться со спины на живот
- уверенно сидит с поддержкой
- появляются первые зубы
Развитие ребенка в 6 месяцев можно считать нормальным, если он:
- различает незнакомцев и относится к ним с недоверием
- может криком или плачем «позвать» маму, «попросить» поднять или дать игрушку
- слышит «дальние» звуки
- пытается подражать звукам, которые слышит
Детское развитие ребенка волнует всех без исключения мам, но многие родители возводят развитие детей в культ: начинают буквально «терроризировать» ребенка карточками, буквами, цифрами почти с рождения. Здесь важно помнить, что нервно-психическое развитие детей только начинается в возрасте 9 месяцев и в это время нужно формировать эмоциональную, сенсорную чувствительно ребенка.
Ведь сейчас малыш:
- начинает знакомство с окружающим миром
- уверенно сидит
- пытается стоять
- может брать игрушку указательным и большим пальцами
- трясет погремушку
- активно лепечет
- крепко держится за маму
- понимает простые «команды»
- понимает значение слова «нельзя»;
- продолжает подражать звукам речи или звукам на улице
- не любит оставаться один;
- плачет, если мама или папа уходят (на работу или в магазин)
Развитие ребенка в 10-12 месяцев определяет, как будет происходить развитие речи от 1 до 3 лет. Вместе с активным физическим ростом происходит развитие психики. Когда малыш начинает ходить, запускается развитие двигательной и познавательной активности ребенка, напрямую связанной с речью и мышлением.
В год ваш крепыш уже:
- утроил вес от рождения;
- вырос на половину;
- ходит или уверенно пытается идти за ручку
- сидит сам
- листает страницы книги
- может следить за объектами, которые двигаются быстро
- знает свое имя
Ребенок 1,5 года:
- говорит «мама», «папа», «баба»
- подражает звуки животных
- различает названия предметов
- «помогает» одевать себя (поднимает ручку, ножку)
- любит игры с мячом
- показывает на объекты
- выделяет из всех игрушек любимую
Развитие детей от 1 до 2 лет – период крайне важный и насыщенный. Психология развития ребенка 18 месяцев – процесс тонкий, родителям нужно много времени уделять своему малышу, ведь именно сейчас у него формируются качества будущей личности.
Кажется, что малыш такой большой, ведь у него уже:
- зарос верхний (передний) родничок
- умеет шагать по лестнице
- может собирать пирамидку
- уверенно держит ложку, кружку, может сам кушать
- рассматривает картинки в книге
- демонстрирует привязанность к родителям
- испытывает грусть, тоску по одному из родителей
- воспринимает на слух рассказы
- знает до 10 слов
- морщится, если щекотно
- знает, где глазки, ушки, ручки, носик и т.д
- понимает, какие предметы одежды на нём надеты
- проявляет чувство собственности по отношению к игрушкам
Развитие ребенка от 0 до 3 лет происходит интенсивно, поэтому очень важно не упустить это время и посвятить его активному изучению окружающего мира вместе с ребёнком. Это время, когда начинается развитие способностей у детей.
Развитие ребенка в 2-2,5 года выглядит так:
- малыш умеет поворачивать дверную ручку
- может ударить по мячу и устоять на ногах
- может подбирать с пола предметы, нагибаясь и не падая
- может надеть простую одежду
- строить простое предложение из 2-4 слов
- понимает сложные команды (Принеси мишку, а чашку поставь на стол»)
- активный словарный запас достигает до 150-200 слов
- умеет считать до трех
- задает много вопросов
Развитие ребенка 2,5 — 3 года – это сложная система событий, где каждый день имеет значение, это время, в которое нужно знакомиться и изучать окружающий мир. В это время нужно заниматься с ребенком развитием мелкой моторики. Ребенок в 3 года:
- может построить крепость из множества кубиков
- может собрать мелкие предметы и уложить их в бутылку с узким горлышком
- умеет сам одеваться, но со шнурками сам не справится
- в активной речи 500-800 слов, есть фразы из трех и более слов.
Для предупреждения задержки речевого развития следует заниматься как мелкой моторикой, так и артикулляционной гимнастикой О развитии ребенка 3-7 лет читайте в этой статье
Два с половиной года прошло с того момента, как ваш малыш появился на свет. Возраст довольно серьезный. Запасы энергии ребенка все возрастают, а характер меняется с каждым днем.
Целый ящик новых эмоций для деток в этом возрасте может стать как подарком, так и настоящим грузом. Поэтому будьте особенно внимательными к малышу и гибкими к его капризам.
Два с половиной года: особенности физиологии
Вы не перестаете удивляться, где у этого маленького чуда берется столько энергии. Сон ребеночка в этом возрасте длится 10-12 часов в сутки. Часто детки с небольшой охотой ложатся спать днем, но педиатры все же рекомендуют это делать. Повышенная активность без дневного отдыха – большая нагрузка для детского организма.
Навыки и умения в 2 года и 6 месяцев:
· Участие в разговорах. Ребенок понимает, о чем говорят, и пытается вставлять свои слова и предложения.
· Детки воспринимают шутки и даже сами пытаются шутить.
· Малыш уже может надевать некоторые вещи, обуваться.
· Умывание, причесывание и чистка зубов – без сторонней помощи.
· Ходят и бегают детки уже достаточно быстро и уверенно, как и перемещаются по лестнице.
· Одно из любимых занятий деток этого возраста – подражать родителям. Не удивляйтесь, если ваш ребенок включит пылесос или станет ходить по квартире, имитируя разговор по телефону.
Особенности воспитания ребенка
Этот период – начало кризиса 3 лет. Сейчас будет сложно и ребенку, и вам. Вы должны в это время четко расставлять запреты и решить, что малышу можно. Постарайтесь не давить на ребенка, но это еще не значит, что ему можно все разрешать.
Организация жизни ребенка 2,5 лет
Приучите малыша, что мыть руки после улицы и каждый раз перед едой – обязательно. Очень полезный навык – полоскать ротик после приема пищи. Ели малыш научится этому с детства, то проблем с зубками будет меньше.
Эмоции и что с ними делать?
Весьма интересно, что ребенку в этом возрасте больше нравится общаться с взрослыми, чем со сверстниками. Малыш уже демонстрирует самые разные эмоции, в том числе нежность, скуку, тоску или даже сочувствие. Детки ведут себя по-разному с тем, кто им симпатичен и очень хорошо чувствуют «не своих» людей. Ребенок и далее сильно привязан к родителям, но уже способен на разлуку с ними без слез.
В 2 года и 6 месяцев детки часто сильно увлекаются игрой. Любят ролевые игры, например, играть в продавца, врача или папу-маму любимой игрушки. Ребенок радуется, если вы его хвалите, одобряете его действия, но как только малыш слышит негативные отзывы, то расстраивается.
Какой должна быть речь ребенка в 2 года и 6 месяцев?
Теперь ребенок не только пытается использовать все части речи в своем разговоре, но и контролирует силу голоса. Все больше вопросов теперь направлено на познание мира, его строения. Если вопрос «почему?» еще не стал любимым словом вашего малыша, то попробуйте сами его задавать. Таким образом вы простимулируете любознательность малыша.
Что делать родителям ребенка 2,5 лет?
В этот период происходит новое строение взаимоотношений ребенка и родителей. В некоторых ситуациях вам будет легче уступить, от некоторых капризов получится отвлечь внимание. Многие утверждения замените на вопросы. К примеру, не говорите: «Иди кушать», а спросите малыша, будет ли он кушать. Так вероятность получить отказ меньше. Если вы решили сказать малышу «нет», то будьте упрямы и до конца настаивайте на своем.
Развитие ребенка в 2,5 года имеет свои особенности. Как раз примерно с этого возраста начинается пресловутый кризис 3 лет.
Текст: Ольга Несмелова 26 мая 2020
Физическое развитие ребенка в 2,5 года: рост и вес
В этот период ребенок отлично владеет своим телом. Его движения скоординированы и точны. Он может ходить, бегать, прыгать, резко менять темп и характер передвижения, стоять на одной ноге, лазать по шведской стенке. В 2,5 года малыш уже начинает осваивать трехколесный велосипед.
Также существуют стандарты и нормы развития тела:
рост мальчиков составляет от 88 до 95 см, девочек — от 87 до 94 см;
вес мальчиков — от 11,8 до 15 кг, девочек — от 11 до 14,4 кг.
Если эти показатели совсем немного занижены или завышены, беспокоиться не стоит. Но сильные отклонения от стандарта говорят о серьезных проблемах.
Речевое развитие: что должен уметь говорить ребенок
В 2,5 года ребенок имеет в своем словарном запасе около 1000 слов. В большинстве случаев дикция довольно четкая, и понять разговор малыша сможет даже посторонний человек. Но малыш часто переставляет слоги или буквы в слове. Это нужно сразу же исправлять, так как ребенок привыкнет к такому произношению и еще долго не сможет говорить правильно.
Малыш не умолкает ни на минуту. Он постоянно рассказывает, что он видит и делает. Родителям нужно только набраться терпения и не просить его замолчать. Когда ребенок долго говорит, он делает это все лучше и лучше.
Татьяна Комарова
В наше время детская речь формируется не так, как в былые времена. Зачастую дети рождаются уже с неврологическими симптомами. Все чаще мы удивляемся, если ребенок развивается нормально, без отставаний и отклонений. Печально, но таких детей немного. А из проблем можно выделить темповые задержки речи — когда ребенок начинает говорить не в полтора года, а ближе к трем, слабую мелкую моторику у детей постарше — очень неловко они работают пальчиками. Ну а связной красивой эмоционально окрашенной речью среди старших дошкольников вообще могут похвастаться единицы.
Умственное и психологическое развитие
В этом возрасте маленький человек должен научиться:
называть и показывать несколько основных цветов;
ориентироваться в простых геометрических формах;
строить башни из кубиков;
рисовать простые схематические фигуры, крест, лесенку.
Ребенку нравится участвовать в несложных подвижных играх с небольшой группой детей.
Маленький человек начинает стараться копировать интонацию, жесты и поведение взрослых. Поэтому родителям нужно следить за собой. Ребенок начинает чувствовать более тонкие эмоции: жалость, сочувствие, тоску, нежность.
Малыш начинает осознавать, что он имеет право на свое мнение, поэтому он часто делает все наперекор. Это не просто капризы или упрямство, а определенный этап развития — кризис 3 лет. Но родителям нужно проявить мудрость и правильно реагировать на все выходки. Лучше всего научиться договариваться с ребенком, переключать его внимание и находить компромиссы. В этот период малыш, как никогда раньше, нуждается в доброжелательном отношении взрослых.
Анастасия Кусмарцева
психология
Детский психолог, психосоматолог
«Пока длится кризис, вам придется расти самой вместе со своим чадом. Учиться терпению, прощению, уметь ставить и отстаивать границы. Если ребенок начнет качать права и вам захочется накричать на него, проявить силу, показать, кто тут главный, посчитайте вслух до 10, можно и больше, подождите, пока не выйдет пар и злость не уйдет.
Старайтесь исключать ситуации, когда точно знаете, что ваш малыш расстроится, закатит истерику или будет злиться. И постарайтесь следить за своим поведением. Ребенок — это наше зеркало. Кричим, обижаем, выясняем отношения мы? Он делает то же самое».
В возрасте два с половиной года физически и психически дети делают колоссальный скачок: они готовят своим родителям новую проверку их компетентности и терпения. Предстоит кризис 3 лет. Ребенок продолжает расти не по дням, а по часам. Главные трудности воспитания заключаются в том, что у малыша начинается осознание себя личностью, он старается найти свое положение в социуме, доказать всем право на собственное мнение. Темперамент и характер его уже, в сущности, установился, появилось много новых интересов. Многие ребятишки готовятся идти или уже посещают детский садик.
Физические возможности возраста
По сравнению с параметрами 2 лет, малыш прибавил в весе около 1200 г и подрос приблизительно на 5 см. Он уже научился проворно ходить и стремительно бегать, сходить по лестнице и подниматься по ней, переступать через барьеры, стоять на цыпочках. В два с половиной года ребенок превосходно контролирует свои движения. Во время ходьбы он равномерно переставляет ноги, произвольно может изменить скорость движения и маневра: бег сменить остановкой или разворотом.
В этом возрасте детям легко дается овладение трехколесным велосипедом. Без проблем они шустро подпрыгивают двумя ногами, могут удерживать равновесие на одной ноге в течение нескольких секунд, с успехом справляются с упражнениями на шведской стенке. Интерес представляют для них игры с мячом: ребята бросают его вперед, перекидывают через преграду, могут поймать двумя руками.
Повышение физической активности ребятишек может привести к тому, что некоторые из них отказываются от дневного сна, хотя мнение педиатров однозначное: они рекомендуют сохранить режим дня с дневным сном до 5 лет.
Бытовые навыки
Значительно расширяется список того, что должен уметь ребенок 2,5 лет в обиходе.
- своими силами справляются с умыванием, используя при этом мыло и полотенце, даже чистят зубы;
- умеют расчесывать волосы;
- стараются по возможности ликвидировать всякие следы небрежности;
- поддерживают порядок, готовы сами убирать игрушки, укладывать свои вещи на стул или в шкаф;
- сами кушают, пользуясь ложкой, и пьют из чашек;
- одеваются и обуваются без чужой помощи, если нет застежек;
- контролируют телесные нужды.
Учебные умения и объем лексикона
Развитие ребенка в 2,5 года происходит стремительно и бурно. У них получается играть в привычные игрушки: они могут правильно собрать по размерам деталей пирамиду, состоящую из нескольких колец разного цвета, построить башенку из кубиков, составить матрешки по росту одну в другую.
Они уже прекрасно удерживают в руке карандаши и кисточку, могут нарисовать самые простые рисунки – лесенку или крестик. Малыши знакомы с основными цветами: красным, желтым, зеленым, синим, запомнили несколько несложных геометрических фигур. Они с восторгом собирают пазлы, включающие несколько элементов, а также занимаются лепкой из пластилина и теста, аппликацией, раскрашиванием картинок. Ребятам доступно отгадывание простеньких загадок, к примеру, с описанием животных.
Детский словарный запас увеличивается до 1000 слов и даже иногда больше. Произношение становится более четким, хотя в некоторых словах встречаются погрешности и промахи, к примеру, перестановка букв или слогов, иногда отсутствуют шипящие звуки, отдельные слова существуют в укороченном варианте. Малыши часто совершают грамматические ошибки при употреблении родов, падежей, чисел, но понять их можно. Нежелательно восхищаться этими просчетами, даже если они очень потешные, чтобы малыш не зафиксировал неточный выговор слова.
Тем более что он не замолкает ни на мгновение, проговаривая все, что видит и делает сам. Не рекомендуется заставлять его помолчать, ведь именно таким образом он отрабатывает свои речевые навыки. Самым интересным в этом возрасте является явление словотворчества, когда малыши сами придумывают собственные оригинальные словечки, созданные по законам родного языка, но в настоящий момент в языке не функционирующие.
Речь ребятишек становится ярче и выразительнее за счет появления в ней всех частей речи: местоимений, прилагательных, наречий. Говорят они, употребляя простые предложения из двух-трех слов. Вдобавок малыш научился пользоваться силой голоса и контролировать ее. Вопросы его перешли на другой уровень: вместо ранее интересовавших его «куда» и «где», чаще звучит вопрос «почему». Ребенок с удовольствием слушает простенькие сказки, кое-какие выражения из них повторяет.
Психологическое взросление
Происходит приближение трехлетнего кризиса, когда родителям придется находить равновесие между санкциями и одобрением: нельзя слишком много требовать от ребенка и в то же время допускать вседозволенность. Происходит расширение эмоциональной сферы малыша, у него появляется много новых утонченных и глубоких переживаний, к примеру, он может тосковать, сочувствовать, сопереживать, опасаться, завидовать, испытывать нежность.
Ребенок, как и прежде, обожает маму, но расстается с ней почти всегда без плача. Он радуется, когда справляется с чем-то, а его за это хвалят. Напротив, получив негативный отзыв о своей неудаче, малыш расстраивается. Становятся все более сложными игры, которыми он интересуется, главным образом ролевые, которые позволяют ему перестраивать их поочередно.
Ребенок в 2,5 года в своем развитии требует от родителей определенных знаний из области психологии. Приблизительно в это время у него наступает период, когда он старается делать все наоборот. Часто на все обращения к нему он отвечает отказом, но не из-за своеволия или непослушания, а из-за того, что он начинает ощущать свою личность и отстаивает права на свое собственное мнение.
В таких случаях родители должны реагировать безошибочно, не подавляя индивидуальность своего дитя, но и не потакая его капризам и причудам. Им следует набраться терпения и выдержки, чтобы переключать внимание ребенка в подобных кризисных ситуациях. Не рекомендуется при этом использовать повелительное наклонение глаголов, лучше договариваться, ласково отвлечь его, сосредоточить его интерес на чем-то другом.
Ребенок в 2 года и 5 месяцев приобретает множество новых навыков в своем развитии. Это очень важные изменения, которые родители должны уметь контролировать и обращать в пользу ребенку. Больше всего отличает малыша необходимость в безостановочном движении, готовность к беготне, прыжкам, игре. Этот возраст является вершиной самостоятельности: он сам легко выполняет все гигиенические процедуры, осваивает новые слова и более сложные игры, помогает по дому маме. С этого времени малыш ставит перед собой цель, а главным для него является не действие, а результат.
Чем интересен этот возраст? Каковы его особенности? На что стоит обращать особое внимание? Что происходит с психикой ребенка в этот период?
Со всеми этими вопросами мы постараемся сегодня разобраться.
Возраст от двух до трех лет принято считать переходным в психологическо аспекте. От чего и к чему малыш переходит? От младенчества к младшему дошкольному возрасту (с3х лет).
Это очень важный период в развитии ребенка именно потому, что то что вы дадите ребенку в этот период жизни и будет фундаментом для всей его дальнейшей жизни. Итак, что особенного в ребенке в период от двух до трех лет? В этом возрасте малыш уже далеко не младенец, но еще и не младший дошкольник. Он уже имеет не малый словарный запас, может составлять простые предложения, склонять слова, выдумывать «свои» игры, по своему манипулировать взрослыми, проявлять свои интересы и характер. Но в тоже время, ребенок
во многом беспомощен, например, в самообслуживании или в тех же играх, многое может не получаться, не всегда его понимают окружающие.
Мышление ребенка в этом возрасте в основном наглядно-действенное. Это начит, что познание окружающиего мира происходит в процессе реальных манипуляций с теми или иными предметами. Только с помощью проб и ошибок ребенку удается научиться чему-то новому.
В период от 2-3 лет очень важную роль в развитии ребенка играет «большой человек», т.к. обучение происходит не только по средстав собственного опыта, но и на основании подражаний. Взрослый необходим ребенку в первую очередь как источник помощи и защиты. Но, в присутствии того (это может быть не бязательно мама или папа, сюда входят, и няни, и бабушки, и воспитатели), кто вызывает симпатию и положительные эмоции, ребенок начнет ему подражать. При чем во всем, как в хорошем, так и в плохом.
Внимание ребенка в это м возрасте еще довольно рассеяно. Ребенок будет играть и увлекаться только тем, что реально его интересует. При этом, в случае необходимости, взрослому очень легко отвлечь малыша от какой-то деятельности чем-то более значимым. Это позволяет нам манипулировать процеессом игры или досуга ребенка.
После двух лет, практически каждый день в обиходе ребенка появляются новые слова, которые начинают формировать простые предложения. Ребенок еще не пользуется первым лицом, поэтому чаще всего говорит не «я покушала», а «Маша покушала». Это считается нормой и к трех-летнему возрасту должно формироваться понятие «Я-ты» вместо «Маша-мама». Также именно ближе к трем годам дети начинают склонять слова в предложениях.
Другая важная особенность детей 2-3 лет – низкие пороги сенсорной чувствительности и недостаточная сформированность механизмов изиологической саморегуляции организма. Говоря простым, человеческим языком, если у малыша тугая резинка на колготах, болит голова, чешется животик, он не ыспался, голоден или наоборот переел, то ни о каком познании окружающего мира речи быть не может. Такой ребенок не проявит особого интереса к осторонним предметам и взрослым. Скорее всего он просто будет плаксивым и раздражительным.
Между собой, ровестники пока играть не могут и общаться вербально тоже. Чаще всего, сверстники 2-3 лет играют рядом друг с другом, а не вместе. Друг для друга дети нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребенок взял игрушку, которая интересует и меня; другой ребенок привлек на себя внимание значимого для меня взрослого; другой ребенок наступил мне на ногу; он пролил компот на скатерть.
Именно в этот период начинают проявляться впервые такие качества личности, как ответственность, самостоятельность, настоячивость, целеустремленность и инициативность.
А значит, давайте ребенку больше свободы, страйтесь не делать за него то, с чем он может справиться сам (деже если у него это пока плохо получается). Приучайте к отвественности, например, напоминайте собирать за собой игрушки, мыть руки до еды, переодеваться после улицы и пр. Не присикайте его любопытство. Если ребенку нравится рассматривать снежинки в окне, мыть посуду, задувать свечи по сотому кругу — дайте ему такую возможность. Значит для него это сейчас важно и значимо. Если присекать такие порывы бесконечно, особенно фразой «ты еще маленький, у тебя не получится», и делать все вместо ребенка, то через пару лет Вы будете счастливыми обладателями тре- четырехлетнего «младенца», который
совершенно беспомощен, капризен и совершенно несамостоятелен. ( я уже молчу про того взрослого, который вырастет из такого ребенка. скорее всего он просто будет плыть по течению сслыясь на судьбу в своих неудачах, не проявлять никакого интереса в собственном развитии и карьерном росте). Кроме того, начиная с двух лет, очень легко прививается музыкальность, чувство ритма, грамотность, эстетическое воспитание. Дети впитывают в себя все как губки и именно от того, что Вы в них заложете зависит то, какими они вырастут.
Ниже приведены основыные требования касательно психо-физиологического развития ребенка в возрасте от 2х до 3х лет.
Логическое мышление. Ребенок должен уметь выполнять простые указания и просьбы, предполагающие два-три действия, а также рисовать, строить, составлять простые пазлы и кубики с картинками.
Развитие речи. Ребенок после двух лет должен оперировать словарным запасом около ста слов, еще не вполне четко произносимых;
к трем годам в речи присутствует 1200-1500 слов и более, начинает склонять слова; уже умеет составлять короткие рассказы об окружающей обстановке,
ребенку понятны фразы или рассказы взрослого о том, что не находится в поле его зрения
Ребенок разучивает простенькие стишки и потешки.
Окружвющий мир. Ребенок должен знать части тела и лица, уметь называть что, плавает, летает и ездит.
Навыки обихода. Ребенок должен уметь спускаться и подниматься по лестнице, одеваться и раздеваться, самостоятельно ходить на горшок, ходить задом наперед, сохранять равновесие
на перекладине, рисовать вертикальную линию, резать бумагу держа ножницы одной рукой, мыть и вытирать руки.
Воображение. Малыш должен уметь показать как мышка на цыпочках тихонько бегает, зайка прыгает, мишка косолапый переваливается с ноги на ногу, повторять и другие элементарные действия,
которые он где-то видел.
Внимание. В этом возрасте внимание ребенка считается еще рассеянным и это норма. Но, ближе к трем годам, ребенок уже может неотрывно сосредоточить свое внимание в течении
12-15 минут.
Память. Помимо развития слуховой памяти в виде разучивания стишков, ребенок уже может вспомнить что было пару часов назад, вчера, в зоопарке на выходных и т.д.
Что должен уметь ребенок к 2 годам:
- уверенно ходить;
- понимать речь и говорить простыми фразами;
- есть ложкой и пить из чашки;
- проситься на горшок;
- знать основные цвета и формы предметов и т.д.
Это усредненный набор навыков (а дети все разные), но на него необходимо ориентироваться, чтобы вовремя подкорректировать процесс.
Физическое развитие
Прежде чем говорить о том, что должен уметь двухлетний ребенок, разберем «матчасть». Двух одинаковых деток в природе нет, но в среднем к этому возрасту нормальное развитие предполагает:
- рост — 83,5–93 см (мальчики), 80,1–90,4 см (девочки);
- вес — 11–14,5 кг (мальчики), 10,8–14,0 кг (девочки).
ВАЖНО!
Такие нормы приняты педиатрами Российской Федерации. ВОЗ дает более широкий диапазон значений, это неизбежно — из-за национальных и расовых особенностей русских, китайских или бразильских детей в одни и те же узкие стандарты не втиснешь.
В плане физического развития ребенок в два года должен уметь выполнять следующие действия:
- уверенно ходить, бегать, и не «одновременно в разные стороны», а целенаправленно;
- спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила или руку взрослого;
- подпрыгивать на месте;
- перешагивать небольшие препятствия;
- бросать и ловить мяч двумя руками, пинать его ногой;
- тянуться вверх, доставать предметы с полки или стола, если не дотягивается — вставать на цыпочки;
- взбираться вверх по шведской стенке (спускаться пока сложно).
Навыки мелкой моторики
Деление тех навыков, что должен уметь делать ребенок в 2 года, на группы очень условно. В этом возрасте все аспекты тесно взаимосвязаны: без общего физического развития (рост, вес, руки-ноги) нет правильной мелкой моторики, а без нее — интеллекта, речи и так далее.
В норме двухлетний кроха умеет:
- уверенно строить из кубиков и собирать пирамидки;
- открутить и закрутить крышку банки или бутылки;
- соорудить постройку из крупных деталей лего;
- собирать крупные пазлы;
- расстегнуть и застегнуть молнию, придерживая замок;
- листать страницы;
- лепить простые фигуры;
- рисовать простые линии.
В этот период начинает проявляться предпочтение руки, но уверенно говорить, правша ваше чадо или левша, еще рано.
Особенности восприятия
Двухлетки вовсю проявляют свое «я»: нравится/не нравится, хочу/не хочу и т.д. Дети уже умеют концентрироваться на одном предмете или картинке, играть или рассматривать по 5–10 минут. Они с удовольствием слушают сказки, быстро запоминают, но внимание еще переключается очень легко.
Считается, что девочки с самого рождения развиваются раньше и быстрее мальчишек. В действительности то, что должен уметь 2 летний ребенок-мальчик, принципиально не отличается от того, что происходит в психоэмоциональной сфере у барышень. Разве что девочки чуть спокойнее и усидчивее.
Большинство малышей к третьему году жизни знают:
- имена родных;
- названия нескольких растений и животных;
- основные цвета и геометрические формы, умеют группировать предметы по этим признакам;
- различают и показывают части тела, понимают свойства предметов (холодно/горячо, тяжело/легко и т.д.)
Речевое развитие
К двум годам кроха понимает до 300 слов, а произносит до полутора сотен, говорит связными фразами или короткими предложениями. И словарный багаж его пополняется огромными темпами. Речь на третьем году меняется очень быстро, не только количественно, но и качественно.
Пример — ребенку 2,9, что должен уметь он в плане речевого развития:
- знать до тысячи слов разных частей речи, обобщающие понятия (обувь, одежда, еда, игрушки и т.д.);
- говорить короткими связными предложениями;
- заучивать короткие стишки или песенки.
С двух лет потихоньку приучайте ребенка здороваться, говорить «спасибо», «до свидания».
Сразу произносить четко все звуки и не перевирать слова способны единицы, остальные говорят, как получается, и это естественно. Но заниматься необходимо.
ВАЖНО!
Для развития речи период от 2 до 3 лет — самый значимый, в эти месяцы закладывается правильная грамотная речь, и фонетически, и смыслово. Отсюда вывод: как только ваше чадо произнесло первое внятное слово, больше никаких «гули-гули» или повторения милых детских коверканий. Малышу пока всё равно, что запоминать, а схватывает он очень быстро. Говорите просто, но нормальными взрослыми словами!
Личная гигиена
Ваш карапуз пробует сам одеваться — раздеваться? Прекрасно. Скоро в садик, пора становиться самостоятельным и учиться жить в обществе.
Все дети разные, и список того, что должен уметь ребенок в 2,2 года, приблизительный:
- мыть ручки, умываться;
- проситься на горшок, самому снять и надеть трусики или штанишки;
- есть ложкой, пить из чашки;
- надеть шапочку, сапожки;
- застегнуть молнию на куртке.
Пока не очень получается? Не беда, необходимо обязательно пытаться двигаться в правильном направлении.
Игрушки и развивающие занятия
Правильные игрушки для этого возраста те, что развивают мелкую моторику, интеллект, речь. «Пальцы — мозги — язык» — триединая связка, одно без другого не работает.
В два года дети с удовольствием проводят время за развивающими играми. Научить необходимым навыкам помогут:
- матрешки, кубики и пирамидки — они развивают моторику рук, тренируют навык отличать предметы по цвету/размеру и соблюдать очередность, учат слушать и слышать;
- большие и маленькие мячики — развивают координацию;
- ниточки-клубочки-«моталочки»;
- мозаики, пазлы, лего с крупными деталями;
- кинетический песок (или обычный летом на улице) и формочки для лепки;
- крупные бусины (сгодятся фигурные макароны) — собирание предметов на нитку полезно для мелкой моторики;
- горки, лесенки, шведские стенки — полезны для физического развития, сноровки и смекалки;
- первые куклы и машинки — примеряем социальные роли («больница», «магазин», «улица» и т.д.).
Пробуйте вместе с крохой не только играть, но и проговаривать действия, название, цвет, форму предметов.
Давайте задания на логику. Собрали пирамидку — перепутайте детали или спрячьте одну из них, попросите расставить по размеру от маленького к большому и наоборот.
Продолжительность одной игры — 10–15 минут, к 3 годам — до 20 минут. Дольше вашему карапузу пока неинтересно.
ВАЖНО!
Не просто давайте задание, а играйте вместе с ребенком. И не забывайте его хвалить!
На втором году жизни у малышей происходит резкий скачок в развитии. Дети активно растут физически, развиваются социально и психически. В этот период особенно важно следить за тем, чтобы дети не отставали от своих сверстников. Знание возрастных норм развития помогают родителям вовремя исправить отклонения, распознать серьёзные заболевания.
Что должен уметь ребёнок в возрасте 2-х лет?
Умения двухлетнего карапуза можно разделить на несколько групп. Это физические, интеллектуальные, социальные, психические, речевые. Деление навыков на группы весьма условное, поскольку они неразрывно связаны друг с другом. Например, если малыш не может застегнуть пуговицу, то и его речь, наверняка, развита плохо, а неумение разговаривать приводит к сложностям в адаптации к детскому саду, новому коллективу.
Физическое развитие ребенка в 2 года
Тело двухлетнего ребенка окрепло, натренировано ходьбой, активными играми дома и во дворе. Малыш к 2-м годам должен уметь выполнить следующее:
- Подпрыгнуть на месте (чаще на двух ножках, но можно и на одной);
- Бросить мячик в руки сверстнику, взрослому; попасть им в корзину;
- Подбросить шарик вверх и поймать его двумя руками;
- Сидя на полу, стучать пятками;
- Поднимать руки и доставать предметы с высокой полки, стола. Тянуться до них, вставая на цыпочки;
- Самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила;
- Пытаться удержать равновесие на перекладине;
- Перешагивать через порог;
- Взбираться по шведской стенке наверх;
- Копать песок лопаткой, складывать его в формочки, ведёрко;
- Листать страницы книжки;
- Расчёсывать себя и кукол;
- Собирать мозаику, паззлы из крупных деталей;
- Танцевать под музыку, попадая в такт;
- Рисовать линии;
- Лепить простые фигурки.
Частые прогулки, обучение играм с мячом, салки, лазание способствуют развитию физических умений карапузов. А просмотр мультфильмов и сидение за планшетами в этом деле не помощники.
Видео развитие детей в возрасте двух лет
Социальное развитие детей в 2 года
Двухлетний ребёнок становится самостоятельным. Для успешной адаптации в обществе ему необходимо научиться общению со сверстниками, самообслуживанию. К двум годам родители должны обучить ребёнка мыть руки, пить, есть ложкой, вилкой, проситься на горшок, снимать и надевать трусики, штанишки, застёгивать молнию на верхней одежде. Важно заставлять детей здороваться и прощаться с гостями, благодарить за подарок, обед.
Умение копировать взрослых, их поведение, действия также относится к социальной сфере жизни ребёнка. Эти умения помогают ребёнку находить контакт с окружающими, завязывать дружеские отношения со сверстниками.
Интеллектуальное развитие в возрасте двух лет
В двухлетнем возрасте у малыша развита память. Он хорошо запоминает новые слова, понятия, функции предметов. Любопытство – главный помощник в интеллектуальном развитии карапуза. К 2-м годам малыш знает:
- Цвета (не менее 4-х: жёлтый, синий, красный, зелёный);
- Имена родных;
- Формы предметов. Для обучения используйте развивающие игрушки, например, сортеры;
- Размеры (большой/маленький);
- Птиц, животных;
- Явления природы;
- Несколько видов деревьев, цветов;
- Несколько простых стихотворений, четверостиший, сказок наизусть.
Умственное развитие напрямую зависит от речевого. Если малыш хорошо разговаривает, начинает произносить предложения, задавать вопросы, то интеллект получает максимальное количество информации, необходимой для развития.
Психическое развитие ребенка в 2 года
Психоэмоциональная сфера развивается в процессе игр, общения с окружающим миром. К 2-м годам ребёнок умеет испытывать гнев, контролирует его проявление. Страх, радость, отрицание происходящего, желание проявить свое «Я» – признаки нормального развития психики ребёнка в этом возрасте.
Если карапуз не получил заветную игрушку, не разобрался в устройстве незнакомого предмета, он может и покричать, и устроить истерику. Успокоить ребёнка обычно легко, нужно лишь отвлечь внимание крохи на другую игру или книжку.
Психологическое развитие детей в возрасте 2-х лет
Двухлетний малыш более усидчив, чем в год или полтора. Он может играть более 10 минут с одним предметом, рассматривать картинки, усваивая форму и цвета. Слушает сказки по нескольку раз, не теряя интереса.
Любая новая информация усваивается быстро, запоминается легко. Нахождение логических связей между действием и результатом помогают малышу учиться строить пирамидки, водить карандашом по бумаге, собирать простые паззлы.
Речевое развитие ребенка в два года
С года до двух ребёнок стремительно наращивает свой словарный запас. К 24-м месяцам активный лексический багаж составляет 80-120 слов, пассивный – 200. Ребёнок учится складывать их во фразы, простые предложения. Двухлетний малыш с удовольствием учит стишки, коверкая слова, глотая окончания. Обращается с просьбами к другим людям, задаёт много вопросов.
Конечно, речь в 2 года несовершенна. Ребёнок путает род существительных и прилагательных, может говорить о себе как другом человеке. Нормы речи для этого возраста размыты. Важным в этом смысле становится период с 2 до 3 лет. Именно до 36 месяцев речь совершенствуется, становится правильной и богатой, если родители занимаются интеллектуальным, физическим развитием крохи.
С 1,5-2-х лет забудьте о сюсюкании, лепетании. Разговаривайте с малышом чётко, произносите все звуки правильно, тогда речевые навыки у ребёнка сформируются вовремя и без дефектов.
Процесс формирования полноценной личности должен контролироваться родителями. Запущенные, лишённые внимания дети не получают нужное количество информации, задерживаются в интеллектуальном, социальном и речевом развитии. Обучение необходимым навыкам, умениям проводите исподволь, на собственном примере, в игре. А к неудачам относитесь спокойно, всё наладится со временем.
Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.
автор-эксперт: Фаина Эдуардовна Львова,
директор Центра семейной культуры
Развитие ребенка в 2 года – это стремительный процесс. Узнаем, какие физические и умственные факторы надо учитывать при воспитании малыша. Если до года ребенок делает упор на первые – учится держать головку, ползает, говорит слова и многое другое, то после этого периода физическое развитие замедляется и укрепляется. С 2 лет начинается более активный умственный рост.
Особенности возраста и у мственное развитие ребенка в 2-3 года
Нормальным умственным развитием для ребенка в два года считается, если чадо к этому времени:
- умеет составлять простые вопросы;
- знает от 4 геометрических фигур. Чем больше – тем лучше;
- пытается рассказать, описать своих любых персонажей мультфильма или игрушки;
- играет в ролевые игры. Ребенок может кормить куклу, забивать что-то молотком, возить кубики в грузовике, укладывать спать игрушки и другое;
- умеет собирать пазл или какую-то несложную картинку, состоящую из двух элементов;
- называет и знает основные цвета спектра: черный, красный, белый, желтый, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый;
- может строить из кубиков пирамидку или другое сооружение;
- составляет предложение из 4-5 слов;
- много разговаривает и поддерживает диалог на хорошо известные ему темы;
- если ребенка попросить, то показывает предметы определенной формы и цвета;
- выполняет последовательно несколько действий. Например, встань, возьми стакан, поставь его на стол.
Важно знать! Сейчас с ребенком нужно заниматься тщательно, так как он впитывает окружающий мир словно губка. Старайтесь читать ему вслух, рассматривайте с ним иллюстрации, а после обсуждайте их.
Для лучшего развития можно купить различные книги с множеством картинок. Также нужно чаще просто вытаскивать малыша на разговор, таким образом он быстрей пополнит свой словарный запас и научится видеть детали.
Физическое развитие: что должен уметь ребенок в 2 года?
К двум годам ребенок уже многое умеет и все больше познает окружающий мир. В течение этого времени ваше чадо будет учиться сохранять равновесие, координировать свои движения и укреплять мышцы.
- самостоятельно и уверенно ходить;
- подниматься по ступенькам без помощи взрослых, передвигая поочередно ноги;
- бегать и прыгать;
- внезапно останавливаться и менять траекторию движения;
- бросать различные предметы;
- приседать, наклоняться;
- пинать мячи;
- кататься на самокате, двухколесном велосипеде с двумя боковыми роликами или же обычном трехколесном;
- открывать и закрывать двери;
- собирать игрушки.
Обратите внимание! В два года ребенку важно не идти в отказ и не запрещать развиваться, изучать мир. Сохраняйте нейтралитет. Если вы видите, что ваше чадо собирается сделать какой-то опрометчивый поступок, то просто поговорите с ним. Расскажите, что можно делать, а что нельзя и какие могут быть последствия.
Также важно не ограничивать малыша в передвижении. Актуальными будут прогулки на свежем воздухе, активные игры со сверстниками. При возможности, купите ребенку самокат, велосипед, машинку, ходунки или что-то подобное. Так как дети в таком возрасте очень быстро схватывают любые навыки, то и научиться пользоваться средством передвижения будет намного проще.
Самые эффективные современные методики развития навыков и умений ребенка в два года
А сейчас мы приведем вам ТОП-3 методик по развитию ребенка дошкольного возраста.
1. Методика Марии Монтессори
Смысл этого способа заключается в том, что ребенку предоставляется выбор – чем он хочет сам заниматься. Для этого вы не обучаете малыша, а стараетесь его заинтересовать.
Среди плюсов выделяют:
- развитие мелкой моторики;
- лучшее включение в работу левого полушария мозга, отвечающего за логическое мышление, аналитику;
- дети становятся наблюдательны, дисциплинированы и внимательны.
- не затрагивается психологическая сторона развития малыша;
- если ваш ребенок стеснителен, то важно наблюдать за ним. Так как в этом случае чадо может постесняться и не попросить о помощи, если что-то не получится;
- отсутствуют ролевые игры, что, по мнению психологов, тормозит интеллектуальное развитие;
- после нескольких месяцев подобных занятий дети сложнее привыкают к нормальным социальным условиям в школе или садике.
2. Методика Глена Домана
Когда малыш развивается, его мозг настраивается на поглощение информации. Методика основана на показывании ребенку карточек, где написаны разные слова, цифры или картинки. Так мы воздействуем на память и последующее воспроизведение .
- мама или папа может заниматься развитием ребенка самостоятельно, не привлекая специалистов;
- всесторонне развиваем малыша: на карточках можно сделать любой рисунок, слово;
- материал для занятий делается самостоятельно;
- обучение можно начинать с самого рождения.
- нельзя проявить творчество в процессе обучения;
- ребенок не учится самостоятельно читать, говорить, писать;
- ваше чадо пассивно по время проведения урока, так как он должен просто смотреть на картинки.
3. Методика Масару Ибука
Смысл этого способа в следующем – «После трех уже поздно». Ибука считает, что развитие ребенка начинается с самых первых дней его рождения. И после трех лет малыш продолжает совершенствовать и закреплять то, что получил до этого. Поэтому важно вложить знания не играми и мультфильмами, а заучиванием стихов на память, танцами под классическую музыку и просмотром творений Леонардо и Рембрандта.
- систему Ибука использует известная японская компания, занимающаяся развитием детей;
- ребенок с самого детства изучает мир не игрушками, а естественными предметами (ящиками, съемными блоками компьютера, батарейками и многим другим).
- методика Ибука может не совпадать с вашими личными представлениями о воспитании и развитии ребенка;
- система рассчитана на послушание, японский менталитет. Поэтому может не подойди детям европейских стран.
Теперь вы все знаете о развитии ребенка в два года! Главное – любите его, не препятствуйте в изучении мира и больше разговаривайте.