Развитие ребенка в 16 месяцев

Приблизительно в год ребенок начинает ходить. Но на овладение уверенной самостоятельной ходьбой уходит еще примерно полгода.

Поначалу сохранять равновесие не так-то просто, и малыш часто его теряет. Не пугайтесь: падения неизбежны. Малыши при этом, в отличие от взрослых, расслаблены, поэтому серьезные травмы вашему ребенку не грозят, если вы, конечно, принимаете необходимые меры предосторожности, т. е. стараетесь не оставлять кроху одного в ванной, убираете с его пути препятствия в виде журнального столика, табуреток или разбросанных игрушек и, конечно же, стараетесь всегда быть начеку. Страховка своего ребенка — мудрое решение. Не стоит окружать его только запретами и понапрасну паниковать.

Поднимаясь, малыш тренирует свои мышцы. Во время падений, как во время любого движения, развивается и совершенствуется чувство равновесия, так как задействуется вестибулярный аппарат, ребенок набирается опыта и начинает с каждым разом лучше и лучше ориентироваться в пространстве. Поэтому не причитайте и не бросайтесь сразу же к своему упавшему чаду. Пусть он попробует встать сам. Ребенок должен научиться самостоятельно справляться со своими трудностями. Иначе он будет постоянно оглядываться на вас, ожидая помощи.

Однако ваше участие и одобрение необходимы малышу. Они заставят его подниматься и делать новые попытки. Поддержите ребенка добрым словом. Если он разнервничался, успокойте его, подбодрите.

Срочно обратитесь к врачу, если: после падения у вашего малыша началась рвота; ребенок потерял сознание; малыш стал вести себя необычно (непоседа просится полежать, а тихоню невозможно успокоить).

Ходьба доставляет малышу удовольствие, если приближает его к определенной цели. После падений ребенок становится более осторожным: он идет, держась за мебель, предварительно измеряя взглядом расстояние. Преодоление трудностей доставляет ему радость, но после овладения ходьбой, когда она становится автоматической, интерес к ней, как к самостоятельному занятию, пропадает.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА:

  • Хорошо ходит — и в направлении прямо, и по кругу.
  • Может кружиться на месте, подпрыгивать.
  • Бегает, хотя еще и не очень ловко.
  • Наклоняется, поднимая игрушку (раньше он просто сел бы возле заинтересовавшей его игрушки).
  • С посторонней поддержкой легко преодолевает лестницу.
  • Пытается выбраться из манежа.
  • Взбирается на мебель, спускается с высокого стула.
  • Уверенно сидит на детском стульчике.
  • Пинает мяч, но иногда еще промахивается.
  • Хорошо бросает мяч рукой.
  • Самостоятельно принимает пищу, сидя со всеми за столом на своем стульчике.
  • По-прежнему активно открывает дверцы шкафов и тумбочек, выдвигает ящики, открывает коробки и шкатулки, вытряхивает их содержимое.
  • Пробует играть с заводными игрушками.
  • Карандашом выводит каракули на листе бумаги.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА:

  • С интересом обследует жилые помещения, заглядывает во все углы.
  • Неплохо различает предметы по форме, по размерам: может отсортировать кубики и колечки; может правильно, с учетом размеров, сложить пирамидку.
  • Помнит рисунки в книжках, и, если его просят найти тот или иной рисунок («покажи птичку», «найди собачку»), ребенок открывает книжку, перелистывает ее и показывает нужный рисунок.
  • Складывает конструкции из четырех-пяти кубиков.
  • Знает словесные обозначения частей своего тела.
  • Любит играть в прятки.

Что должно встревожить родителей?

В словарном запасе малыша нет ни одного связного слова; ребенок не может выполнить простую просьбу; с трудом играет в ладушки; к 18 месяцам ребенок не начал ходить; свои потребности малыш выражает плачем, не беспокоится отсутствия мамы и папы.

Какая гимнастика рекомендуется в этом возрасте?

Вам понадобятся: забавные игрушки, широкая доска, большой мяч, маленькие мячи, палки, скамеечка, веревка, 2 стула.

Ходьба по дорожке

Обозначьте веревками (лентами) дорожку шириной35-40 сми длиной 2 метра. Пусть ребенок самостоятельно пройдет по ней. Повторите3-4 раза.

Перешагивание через палки

Положите на пол палки на расстоянии25-30 смодну от другой. Предложите малышу перешагнуть через одну, затем через другую палку, сохраняя равновесие. Повторите3-4 раза.

Проползание под веревкой

Натяните веревку горизонтально на высоте25-35 см.Показывая игрушку по другую сторону веревки, побуждайте ребенка проползти под ней и затем выпрямиться. Повторите4-5 раз.

Подбрасывание большого мяча

Дайте малышу в руки большой мяч. Пусть он подбрасывает его вверх-вперед и поднимает сам с пола. Повторите4-6 раз.

Перелезание через предмет

Поставьте скамеечку. Побуждайте ребенка перелезать через препятствие, чтобы достать игрушку, слегка помогая ему. Повторите2-3 раза.

Ходьба по доске

Укрепите широкую доску так, чтобы один ее край был приподнят на 10-15 см.Поддерживая малыша, побуждайте его подниматься по наклонной доске и спускаться. Повторите2-4 раза.

Бросание маленьких мячей

Ребенок стоит без опоры, держа в каждой руке по маленькому мячику. Затем бросает мячи вперед поочередно каждой рукой. Повторите4-6 раз.

Игра в лошадки

Закрепите «вожжи» на плечах ребенка и побуждайте его к бегу, удерживая от быстрого темпа. Длительность —40-50 секунд.

Делайте «попытки» догнать убегающего от вас малыша. Выполняйте упражнение в течение30-40 секунд.

Теперь Вы видите, какой характер развивается у Вашего ребенка. В шестнадцать месяцев он уже имеет свой взгляд на то, что хочет делать, есть и во что играть, и он никогда не стесняется высказать свое мнение. К сожалению, для себя и своих родителей, малыш обладает еще недостаточный словарным запасом, и это его очень расстраивает. Он делится своими мыслями и чувствами, лепеча, показывая на вещи, бросая их и, наконец, крича, а Вы в это время, вслушиваясь в каждое слово и интонацию, изо всех сил пытаетесь понять, чего же он хочет. Разумеется, это время трудно назвать легким и спокойным, однако нет поводов и для серьезных огорчений.. Уже скоро он овладеет языком настолько, чтобы более четко выражать свои мысли. Наслаждайтесь положительными моментами: малыш по-настоящему общается с Вами уже сейчас, и его личность выходит на первый план. Получайте удовольствие оттого, что можете увидеть его развитие и понять, что за личность живет и радует Вас. В результате Ваши отношения станут глубже.

ПОЧЕМУ ИГРА ВАЖНА ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА?
Малыш в этом возрасте может играть постоянно: любое дело, будь то опрокидывание обеда или перекладывание его на поднос для еды, вытаскивание из шкафа всей аккуратно сложенной одежды или выкладывание игрушек в ряд на полу, является для него игрой. Разумеется, любая игра дает возможность что-то узнать, чему-то научиться. Играя, малыш развивается, совершенствуется, потому что этот приятный процесс помогает ребенку развивать моторные навыки, социальные и языковые, а также интеллект, память, воображение. К счастью, это получается естественным путем. У малышей есть уникальный дар находить игровые возможности в любом предмете или ситуации. Только оставайтесь настороже: поиск приключений и открытий должен быть безопасным! Вы будете очень удивлены, когда узнаете, насколько игра важна для нормального развития вашего ребенка

СОВЕТЫ ПО ТРАНСПОРТИРОВКЕ МАЛЫША.
В это время многим семьям необходимы рюкзаки и прогулочные коляски. Они помогают Вам с ребенком окунуться в мир, насладиться новыми открытиями, совместной прогулкой. Если Вы несете ребенка в рюкзаке это хорошее упражнение для Вас, и, помимо всего, Вы имеете возможность пройти там, где не проедет коляска.

Вот несколько советов по выбору рюкзаков и колясок: Используя рюкзак, всегда проверяйте, застегнули ли Вы ремень безопасности. Детям хорошо удается вставать на ремень для бедер и выпрыгивать наружу, поэтому прежде чем отправиться в путь, проверьте, чтобы их ножки находились в нужном положении. Выбирая рюкзак, помните: очень важна хорошая прокладка для бедер, так как на нее приходится большая часть веса ребенка. Коляска должна быть устойчивой, с удобным сиденьем и спинкой и тяжелой: дети опрокидывают легкие коляски. Добавив груз к спинке, Вы сделаете коляску более устойчивой, и все же не выпускать ее из виду, лучше придерживать рукой

РАЗРЕШАТЬ ЛИ ЕМУ ВЫБИРАТЬ?
В этом возрасте следует в разумных пределах позволять ребенку принимать решения, касающиеся его жизни. Это включает в себя выбор еды. Предложите ему различные продукты, и пусть кроха выбирает из них сам. Аппетит и прибавка веса на втором году снизятся, поэтому ему будет нужно меньше, чем раньше. Что касается того, что ест Ваш ребенок, ему больше не нужна размятая пища. На самом деле, пища с твердой структурой улучшает его навыки (давайте ему возможность жевать и глотать пищу разной консистенции) и расширяет диапазон приемлемых вкусов. Пусть малыш выбирает из того, что ест вся семья, но при этом не следует добавлять в пищу соль

СОВЕТ:
Будьте терпеливы во время еды. Не давайте таких советов, как, например, «Посмотри на свою старшую сестру, она любит овощи». Излишнее давление вызовет сопротивление и может привести к проблемам с питанием. Малыш будет есть, когда он голоден. Если принятие пищи будет временем общения, это поможет ребенку освоить правила поведения за столом. Постарайтесь хотя бы один раз в день есть всей семьей. Не пытайтесь заставить его просидеть с Вами до конца, максимум, на что Вы можете рассчитывать это несколько минут его внимания. Но эти несколько минут важны, так как ребенок осознает, что он участвует в событии в жизни семьи

ЧТО МОЖНО И ЧЕГО НЕЛЬЗЯ БАБУШКАМ И ДЕДУШКАМ.
Независимо от того, ухаживают ли Ваши родители за ребенком постоянно или готовятся к очередному Вашему приезду, они хотят, чтобы внуки были здоровы. Вот несколько советов, которые могут им помочь:
Предложите своим родителям или родителям мужа положить важные телефонные номера, например, телефон врача ребенка, поликлиники и отделения скорой помощи больницы у каждого телефона в доме, когда у них гостит ребенок, чтобы в случае необходимости они могли быстро связаться с нужным специалистом.

Когда приедете, проползите по комнате на четвереньках. Осмотрев ее с точки зрения ребенка, Вы сможете найти потенциальные источники опасности. Бабушки с дедушками могли забыть, какими быстрыми и умными бывают маленькие дети. Учитывая замедленную реакцию Ваших родителей и, вероятно, отсутствие сил для стремительных действий, необходимо сделать их дом максимально безопасным для ребенка.

Бабушки и дедушки никогда не должны недооценивать способность внуков лазить, исследовать или передвигать мебель, чтобы достать что-нибудь сверху. Совет одним словом: безопасность! С тех пор, когда Ваши родители воспитывали детей, эксперты придают еще большее значение обеспечению безопасности окружающей ребенка среды до того, как он начнет активно действовать. Раньше считалось, что нужно следить за детьми. Активный подход (обеспечение безопасности помещений и предметов) по сравнению с пассивным подходом (постоянно следить за ребенком) позволил снизить количество несчастных случаев с детьми на 50-70% за последние 20 лет.

УСТАНОВЛЕНИЕ ГРАНИЦ НА БУДУЩЕЕ.
Борьба за самостоятельность во всем от чистки зубов до укладывания спать — обычное дело, так как ребенок приобретает все большую независимость. Не бойтесь быть строгой! Важно поддерживать растущее чувство независимости ребенка, но не следует давать ему понять, что все вопросы обсуждаются. Дети чувствуют себя в большей безопасности, когда знают, что есть установленные ограничения, на которые можно рассчитывать. И наоборот, и они испытывают беспокойство, если правила меняются или зависят от Вашего настроения или у них слишком много полномочий в конкретной ситуации.

НАБЛЮДАЕМ ЗА САМОЛЕТАМИ.
Ваш ребенок показывает на каждый пролетающий самолет или проезжающий поезд? Если да, ему понравится провести день в местном аэропорте или на вокзале. Показывайте друг другу самолеты или поезда, считайте, сколько прибывает и сколько уезжает (улетает) возьмите с собой поесть на случай, если Вы не сможете купить ребенку обед во время этой прогулки. Возьмите бинокль, чтобы ничего не пропустить, не удивляйтесь, если ребенок будет использовать его неправильно. Важно то, что он пробует это делать и это доставляет ему удовольствие.

Развитие ребенка в 16 месяцев

12-15 месяцев: развитие и игры.

?К 15 месяцам расширяется словарный запас ребенка (до 10-30 слов), ребенок хорошо и долго ходит не присаживаясь, наклоняется, может пятиться назад, поворачивается, может самостоятельно есть густую пищу, начинает повторять ранее видимые действия в игре и различает предметы по величине с разницей в 3 см.
?Исходя из вышеописанного, кратко напишу об играх, в которые можно играть с ребенком от года до 1г3месяцев. Ранее я писала об играх с ребенком до года; все те игры остаются, конечно, в силе.

?Все игры и занятия с детьми в этом возрасте можно разделить на несколько групп: развитие речи?, мелкой моторики и логики?, ролевые игры. крупной моторики ?, музыкальных способностей? и творчества?.

1⃣Развитие речи ?:

✅учить звуки животных, которые ребенок может увидеть и которые легко произнести (корова-мууу, гуси-гага, собака-афаф, лягушка-ква-ква, курица-коко, мышка-пипи, кошка-мяуу, сова-у-у)

✅введение самых простых слов в быт: ам-ам; кака; бах; пока; куп-куп; кач-кач; пипи; бобо и тд. Это не должно быть сюсюкание не искажение слов, а упрощение, то есть звуки-аналоги к самым частым действиям. Это позволяет ребенку начать коммуницировать с родителем до того, как он сможет произнести полноценные слова. Это не замедлит развитие правильной речи, зато ускорит коммуниционные навыки.

✅показывать части тела (на ребенке; на куклах/животных; на родителях)

✅произносить действия (поднимай ручки; отнеси папе; садись, и тд)

✅игры в прятки с произнесением «куку»

2⃣ Развитие мелкой моторики и логики:

✅засовывание крупных предметов в отверстие (мячикифломастеры в трубочкитубус)

✅простые сортеры по форме: засовывание 2-3 разных предмета (кубикшарикфломастер) в самодельные коробочки с отверстиями и прорезями (предмет должен проникать обязательно с усилием)

✅тренировка пинцетного захвата (втыкать зубочистки в пластилин; палочки в отверстие)

✅ стаканчики (разбирание и собирание; разрушение),

✅пирамидка (нанизывание без сортировки)

✅сортировка по 2-3 самым простым цветам

✅перекладывание предметов рукамиложкойковшом из одной емкости в другую

✅песок и кинетический песок: прятать в песок игрушки, класть лопаточкой в ведерко

✅сенсорные коробки под присмотром родителей (манка, крупы, фасоль, макароны, кинетический песок; пересыпание/складывание в ведерко)

✅подбор 2-3 разных простых крышек к баночкам

✅сопоставление разных крышек

✅рвать салфетку, бумажку

✅большой лабиринт (как в Икеа продается)

✅молоточек стучит по шарикам (тоже как икеевский)

3⃣ Ролевые игры (разумеется, приведены примеры игр; конечно же, допускается и игра девочек в машинки, и игра мальчиков в куклы):

?Девочки: куклы, животные, чаепития, приготовление пищи, укладывание спать, катание в коляске, одевание, расчесывания и тд

?Мальчики: катание машинок, копание экскаватором, игры в животных, поезда и тд

4⃣Крупная моторика

✅прыгание и бег (с поддержкой)

✅самостоятельное катание с горки

✅залезание по вертикальной лестнице (с поддержкой и со страховкой)

✅обучение хождения по лестнице за ручку с постановкой одной ноги на одну ступеньку

✅хождение по различным сенсорным дорожкам

5⃣Творчество и музыкальное развитие

✅пальчиков краски или рисование крупными кистями (гуашь)

✅соленое тесто или пластилин: раскапывать спрятанный предмет, втыкать пальчик в шарик из пластилина

✅толстые (смывающиеся) фломастеры

✅предлагать музыкальные инструменты (колокольчик, ксилофин, бубен, марокасы) и ставить песенки слушать; танцевать с ребенком используя самые простые понятные ребенку движения (топать ногами, ручки на бока, кивать головой, подпрыгивать (лично я рекомендую песенки Железновых)

✅книжки с картонными страничками и четкими рисунками; с окошками или сенсорные книжки (без сюжета)

?Игрушек должно быть не много. Разные игрушки должны быть выставлены в зоне доступа детей, но без нагромождения. Остальные игрушки-убраны. Недели через 2 вынимается и выставляется новая порция забытых игрушек, а старые убираются на 2-3 недели.

?Также можно попробовать предложить ребенку любые пособия для 1-2 лет (Школа семи гномов, и т.д)

Педиатр и неонатолог, кандидат наук и мама, Левадная Анна.

  1. 15-18 месяцев: игры и навыки ребенка.
  2. Эмоции и общение. 6-12 месяцев.
  3. Игры с детьми до года.

© 2016 AnnaMama | Ценный опыт по выращиванию маленьких деток

Приведенный ниже текст ориентирован исключительно на посетителей сайта.
Любое копирование текста статей или их фрагментов недопустимо без письменного согласия автора.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector