Развитие ребенка в 12 месяцев

Развитие ребенка в 12 месяцев

Рефлексы

Хорошо ходит, придерживаясь руками за предметы. Развитие моторики рук — клещеобразное хватание с использованием концевых фаланг большого и указательного пальцев. Звукоподражательные слова ав-ав (собака), тик-так (часы), му-му (корова) и т. д.

Взаимодействие с окружающим миром

Активная исследовательская позиция, высокая потребность изучать окружающий мир. Появляется способность звать на помощь взрослого. Огромная радость и оживление в ситуациях, когда поведение ребёнка одобряется близкими.

Большая физическая активность, стремление двигаться во все стороны. Желание достать все предметы, находящиеся в поле зрения. Появляется способность изобретать всё новые и новые способы действия с предметами во время игры.

Суммарная продолжительность сна в течение суток около 13 часов, продолжительность ночного сна 10-12 часов, кратность дневного сна 2-3 раза.

Режим питания

Основных кормлений — 5 (каждые 3,5 часа). При грудном вскармливании могут быть дополнительные кормления грудным молоком, в том числе, ночью.

Продукты

Грудное молоко или детская молочная смесь. Продукты прикорма — каши (с добавлением сливочного масла), овощное пюре (с добавлением растительного масла), фруктовое пюре, мясное пюре, детское печенье, яичный желток, творог, фруктовый сок, рыбное пюре, кефир, пшеничный хлеб. Расширение ассортимента уже введенных продуктов.

И вот этот день настал! Год назад появление на свет этого маленького человечка было для вас самым настоящим чудом. Это время было непростым для семьи, особенно если младенец у родителей первый. Новые обязанности, много новой информации, целый новый мир открывается за это время новоиспечённым мамам и папам. Дни складываются в недели, недели в месяцы, незаметно лето и зима сменяют друг друга. Не успеешь обернуться – прошел год. Беззащитный новорождённый становится вполне осознанным человеком. Со своим характером и темпераментом.

Что должен уметь ребёнок в год?

1. Безусловно, малыш отлично сидит и ползает.

2. Ребёнок самостоятельно стоит. Из положения стоя сам садится и может встать.

3. В 12 месяцев ребёнку под силу самому ходить.

4. Малыш осмысленно произносит несколько простых слов – «мама», «папа», «ляля», «баба» и тому подобное. Но даже если этого нет, не стоит сразу бить тревогу.

5. Ребёнок удерживает кружку двумя руками, сам пьёт из неё, ставит на место. Пытается или уже держит ложку.

6. Складывает небольшую башню из кубиков, нанизывает кольца на пирамидку, перелистывает страницы книги.

7. Выполняет по просьбе простые действия – найти игрушку, взять куклу, покормить мишку, найти пирамидку и прочее.

8. Реагирует на появление других детей.

9. Знает, как зовут близких, поворачивает голову в сторону человека, чьё имя было названо.

Для ребёнка в 12 месяцев закономерно проявлять свой характер. Родители таких деток отмечают, что малыш перестал слушаться (хоть и понимает слово «нельзя»), часто упорствует, настаивает на своём, капризничает, отказывается выполнять просьбы взрослых. Это связано, что развитие ребёнка 12 месяцев подходит к новому этапу развития личности, связанному со становлением воли и опробованием на прочность собственных границ. Детские психологи называют это кризисом одного года.

Физическое развитие

Масса тела ребёнка к двенадцатому месяцу утраивается. То есть, если при рождении масса тела малыша была 4200, то в год она должна быть около 12500 граммов.

За год младенец вырастает на 25 сантиметров.

Эти значения приблизительны, и незначительные отклонения не должны тревожить родителей.

Питание

Питаются дети уже практически за взрослым столом. Жареные, маринованные, копчёные и пряные блюда, естественно, исключаются.

С года при хорошей переносимости лактозы и белка коровьего молока можно начинать давать цельное коровье молоко. Также приемлемо расширить рацион за счёт заморских фруктов и ягод – цитрусовых, арбузов, дынь, персиков и абрикосов.

Смесь после года можно постепенно заменить детским молоком или последующей смесью «3».

Грудничков желательно кормить грудью и после года. Вопреки мнению многих педиатров, в грудном молоке остаются те же полезные вещества, что и были, а содержание отдельных даже повышается. Грудное молоко после года – уже еда, это правда. Это защита здоровья малыша и матери, источник глубокой связи между ними.

Игры с годовалым ребёнком

1. Вождение коляски

Прекрасно стимулирует малыша ходить. Во-первых, ему это интересно, ведь ребёнок чувствует свою важность. Во-вторых, коляска являет собой дополнительную опору, страхуя от падений из-за неустойчивости.

Вместо коляски можно использовать игрушки-каталки.

2. Прятки

3. Сенсорная коробка

Для её создания возьмите коробку, по размерам сравнимую с детской обувной. Наполните её различными предметами, безопасными для ребёнка. Для этого подойдут сырые макароны крупных размеров, большие пуговицы, плоды каштанов. Среди этого разнообразия можно спрятать маленькую игрушку или детскую ложку и попросить малыша её отыскать.

Наполняя коробку различными предметами, вы создаёте неиссякаемый источник игр для ребёнка.

4. «Найди только…»

Разложите на ковре различные игрушки и предметы. Попросите малыша собрать только мячики (кубики, куколки, колечки). Таким способом можно изучать цвета, собирая в отдельные кучки предметы определённого цвета, а затем давать ребёнку задание отыскать их среди прочих.

5. Совместное чтение

В процессе чтения устройтесь так, чтобы ребёнок видел страницы. Читайте и показывайте, про что идёт речь.

6. Пальчиковый детский театр

Знакомить детей со сказками можно не только читая вслух. Ещё интересней смастерить или приобрести уже готовых героев сказки. Малыш от такого развлечения будет в восхищении ещё не один год.

7. Изучение частей тела

Показывайте крохе, где его ручки, ножки, глазки. Демонстрируйте на себе и на нём.

8. Игры с музыкальными инструментами

Для таких занятий прекрасно подойдут колокольчики, бубны, барабаны и детские гусли.

9. Рисование

В год более интересны для малыша пальчиковые краски. Есть раскраски, где нарисовано цветное изображения и на нём специально оставлены пустые белые кружки, которые необходимо закрасить пальчиками.

10. Игры с куклой

Покажите, как можно кормить куклу и укладывать её спать. Годовалый малыш уже может её одевать и раздевать с вашей помощью.

Не отказывайте малышу, если он просится на ручки. Обнимайте почаще, общайтесь, рассказывайте об окружающем мире. Ребёнок говорит ещё мало, но понимает намного больше. Терпение, понимание и родительская любовь помогут преодолеть любые возрастные кризисы малыша и станут прочным фундаментом для дальнейших отношений.

Развитие тонкой моторики (пальцев рук)

  • Дайте возможность ребенку повозиться в тазике с мукой, горохом, фасолью, крупами, водой, тестом, пуговицами и др. под вашим присмотром.
  • Давайте ребенку возможность получать новые ощущения: трогать, нюхать, пробовать (например: фрукты, овощи).
  • Учите вылавливать из воды плавающие игрушки руками, ковшом, сачком, дуршлагом.
  • Учите сжимать игрушки-пищалки, выжимать мокрую мочалку, губку.
  • Учите ребенка перекладывать мелкие предметы, игрушки, маленькие кусочки еды, зерновые колечки из одного стакана в другой.
  • Учите ребенка противоположным понятиям, трогая — «холодное-горячее, колючее — мягкое и др.»; комментируя его ощущения.
  • Учите малыша открывать и закрывать коробки разные по размеру соответствующими крышками; ставить их одна в другую.
  • Учите ребенка складывать прищепки в баночку и высыпать их обратно.
  • Рисуйте палочкой на мокрой земле круги, линии, зигзаги, рожицы и др.
  • Сделайте туннель из полой трубки для маленьких игрушек, машинок, к которым привязана ленточка. Учите ребенка прятать и доставать из туннеля игрушку, подтягивая за ленточку или веревочку.

Развитие навыков самообслуживания

  • Учите ребенка переливать воду ложкой из одной миски в другую, из миски в чашку (можно добавить в воду кубики льда); перекладывать каштаны, желуди, шарики, пуговицы, фасоль, крупу, варенье и др.
  • Учите малыша умываться, вытираться, расчесываться (причесывать вас, куклу), повторяя и называя части тела и лица.

Развитие речи

  • Придумайте историю для рассказывания ребенку о нем самом; в ней должны упоминаться дела, которые делает малыш в течение дня. Рассказывайте ее каждый день.
  • Надевайте на ребенка различные шляпы, показывая его в зеркало. Хвалите, какой он красивый.
  • Посадив ребенка перед зеркалом, дотрагивайтесь до его частей тела, называя их: «Это твой нос». То же покажите и на себе, попросив малыша дотянуться до вашего носа, головы и т. д.
  • Учите ребенка махать «пока-пока», прощаясь с родными, с игрушками, с предметами (До свидания, стол). Путешествуйте ежедневно по комнатам, называя все предметы. Это расширит словарный запас ребенка.
  • Говорите с ребенком, произносите слоги, звуки, которые он говорит. Зовите ребенка, поднеся ко рту банку, рупор (рулон), полую трубку; говорите в нее слоги, слова.
  • Пойте песенки, выстукивая ритм деревянными ложками, позванивая колокольчиками и др.
  • Используйте музыкальную шкатулку, побуждая ребенка находить ее по звучанию, спрятанную в комнате.
  • Читайте детские стихи, придумывайте их сами.
  • Учите малыша дуть на ватные шарики, перышки, горящую свечу, на шарики в воде.
  • Учите ребенка выполнять простые указания: «Подними мишку! (мяч)». Хвалите ребенка.
  • Положите перед ребенком 3 его любимые игрушки, назовите каждую. Попросите ребенка дать вам одну: «Дай мне мишку!» Не забывайте хвалить малыша. Спрячьте мишку за спину ребенка, спросите, где игрушка.
  • Сделайте маленькую книжку для вашего ребенка, наклеив на страницы фотографии родных, ребенка, картинки животных; соединив страницы веревочкой или скотчем. Читая книжицу, рассказывайте обо всех, спрашивайте: «Кто это? Где бабушка?» и т. д.

Развитие познавательной деятельности

  • Учите ребенка находить спрятанные под чашкой, платком игрушки, а также их прятать.
  • Завернув несколько маленьких игрушек в мягкую бумагу или фольгу, попросите ребенка развернуть каждую, вызывая его восторг, дав возможность поиграть с ними.
  • Прячьте на глазах у ребенка кусочек печенья или конфету под 1 из 3 пустых пластиковых стаканов, побуждая малыша находить лакомство.
  • Прячьтесь от ребенка в комнате (за дверью, в шкафу, под столом), спрашивая; «Где мама?». Затем появитесь и объявите: «Я здесь!» Можно вместе с ребенком искать папу, игрушки.
  • Обвязав игрушку лентой, учите ее тянуть. Можно прятать игрушки, оставляя кончики лент на виду, побуждая ребенка тянуть за ленточку или веревочку и искать игрушку.
  • Учите снимать колечки с пирамидки.
  • Переходя дорогу с ребенком, поворачивайтесь налево — направо, комментируя свои действия.
  • Учите ребенка вкладывать меньший стаканчик в больший; надевать и снимать стаканчики (строить пирамидку), собранные из-под йогуртов.
  • Строим башни, учим ставить друг на друга различные емкости (жестяные баночки, коробочки, кубики и т. д.).
  • Вырежьте в крышке коробки из-под обуви дырки разной величины и подберите подходящие по размеру игрушки или предметы (круглое окошко для шариков, пробочек, квадратное — для кубиков), которые бы легко проходили в них. Учите их опускать в коробку способом подбора.
  • Соберите корзину или коробку с «сокровищем», наполненную ракушками, камешками, пуговицами, перышками, ленточками, листьями, лоскутками и т. д. Позвольте ребенку перебирать «сокровище» под вашим контролем. Доставая предметы, комментируйте его ощущения.

Развитие общей моторики (движений)

  • Ухватив ребенка за пальцы, поднимайте его в положение сидячее, после в стоячее положение, говоря: «Миша такой большой!»
  • Учите ребенка ходить: расположив маленькие игрушки на полу, взяв ребенка за руку, помогите ему дойти до первой игрушки, помогите ему перешагнуть через нее (после подбирайте игрушки повыше прежних).
  • Учите ребенка ходить, толкая перед собой стул или детскую коляску; ходить, держась за опору.
  • Учите ребенка ползти через туннель, сделанный из большой картонной коробки.
  • Катайте ребенка на своих ногах, декламируя стихотворения.
  • Играйте с мячами разного размера и материала. Покажите, как толкать перед собой мяч, ползая по полу. Катайте мяч друг другу, сидя на полу с ребенком.
  • Играйте в догонялки с вашим малышом.

Не забывайте хвалить и жалеть вашего ребенка.
Желаем успехов!

Автор: Е.В. Ашкинезер
Практическое пособие для педагогов и родителей для работы с детьми раннего возраста «Развиваемся играя».

Развитие ребенка в 12 месяцев

Первый год жизни малыша считается одним из самых трудных для родителей. Но вот, он закончился — кроха вырос, освоил множество «умелок» и даже научился говорить несколько слов.

Впереди — новый жизненный этап, полный радостных открытий и изменений. Каково же развитие ребенка в 12 месяцев в физическом, психологическом и других аспектах?

Что должен уметь годовалый ребенок?

Развитие ребенка в 12 месяцевРазвитие ребенка в 12 месяцев происходит в стремительном темпе. Малыш осваивает ходьбу, жесты, начинает говорить, выполнять простые просьбы и делать еще много вещей, на которые он был неспособен всего несколько недель назад.

Скачок в развитии как физическом, так и психологическом, дается малышу непросто, поэтому этот период может быть сопряжен с определенными трудностями.

Физическое развитие малыша

Юный исследователь — именно так можно назвать годовалого ребенка. Он много ползает, а также ходит, держась за руку взрослого или другую опору. Некоторые малыши уже могут передвигаться самостоятельно.

Дети годовалого возраста способны показывать, минимум, два жеста, например, махать ручкой «до свидания» и слать воздушный поцелуй (зависит это от того, чему активно учили родители).

Важным является то, что действия обеих рук на данном этапе развития становятся скоординированными — как правило, за игрушкой малыш тянется уже не одной, а двумя ладошками. Если во время кормления давать ребенку ложку, он будет совершать попытки опустить ее в тарелку и даже направить в рот.

В положении сидя маленький человек уже отлично держит равновесие. Даже если мама в этот момент надевает крохе носок, он не заваливается назад, как это было ранее.

Примерно с года у детей появляется привычка выбрасывать вещи из шкафов, доставать все из коробок. Таким путем ребенок постигает пространственные отношения. Этот этап развития непростой для мамы, проходят абсолютно все мальчишки и девчонки, вне зависимости от темперамента, характера и прочего.

Психическое развитие

Психологическая сторона жизни двенадцатимесячного малыша становится достаточно сложной. Часто родители сталкиваются с трудностями — карапуз, который совсем недавно задорно улыбался всем подряд, вдруг меняется, и не в лучшую сторону. Психологи утверждают, что пугаться проблем не стоит — просто кроха переживает достаточно сложный (переходный) период.

Что может наблюдаться в 12-месячном возрасте:

Развитие ребенка в 12 месяцев

  • ребенок не хочет играть «по правилам». Если некоторое время назад он строил башенку из кубиков или помогал маме лепить из песка, то теперь он может начать просто разбрасывать все предлагаемые ему предметы, чтобы увидеть, насколько далеко они разлетаются;
  • у ребенка формируется долговременная память. Это значит, что события, произошедшие один или даже несколько дней назад, не забываются, а «откладываются»;
  • малыш начинает понимать, как и с кем играть. Со старшими братьями и сестрами это могут быть активные ползанья или прочие виды догонялок, с папой — мяч, с мамой — «ладушки» и т.д.;
  • частые спутники этого возраста — страхи. Малыш боится расставаться с мамой, а если попадает в окружение малознакомых лиц, хочет чувствовать, что рядом есть кто-то близкий. Родным стоит подумать о том, как обезопасить малыша от подобных переживаний;
  • часто дети в 12 месяцев начинают оказывать влияние на взрослых, от которых им что-то нужно. Методы могут быть разные: крики, истерики, визжания, даже падания на пол. В таких ситуациях специалисты рекомендуют взять ребенка на ручки, успокоить и постараться отвлечь от желаемого, если этот предмет опасен;
  • малыши в 12 месяцев уже способны пританцовывать в такт музыке и даже «подпевать»;
  • детки указанного возраста тянутся к сверстникам и с удовольствием с ними контактируют;
  • ребенок в год знает названия привычных предметов, понимает некоторые обращенные к нему слова. Звуками, жестами, пальцами кроха может показать, что он хочет — игрушку, воду, еду или иное;
  • малыш начинает произносить все больше звуков. Как правило, повторяющиеся слоги «ма-ма», «па-па» и другие становятся первыми словами. Важно, чтобы в годик их было не менее 2-3;
  • ребенок осваивает игры, подходящие по возрасту. Сортеры, пирамидки, каталки, мячи — то, что обязательно нужно предложить годовасику.

Почему же так происходит? Во-первых, ребенок начинает постепенно понимать, что он — отдельная от родителей личность, и ему, по неизвестным причинам, разрешается гораздо меньше, чем маме и папе. Во-вторых, у малыша растет самостоятельность.

А в силу возраста получается далеко не все и не всегда, что и вызывает определенный бунт и недовольство. В-третьих, ребенок в год активно изучает мир, и помогает ему в этом недавно освоенный навык — ходьба. Любые запреты рассматриваются малышом как попытка ограничить его в изучении окружающего пространства.

Питание ребенка в 12 месяцев

Поильник, безопасная вилка, а также легкая кружечка — предметы, которые должны появиться у ребенка в год. Больше нет необходимости давать всю еду в виде пюре — если у малыша есть зубки, в пище должны попадаться небольшие кусочки, чтобы он мог их жевать. Количество приемов пищи: 4-5. Интервал — не более 4 часов.

В рационе должно присутствовать:

Развитие ребенка в 12 месяцев

  • мясо. Как и ранее, наиболее предпочтительным является крольчатина, индюшатина, телятина, курица. В годик можно предлагать крохе паровые котлетки, тефтели, суфле;
  • рыба. Выбирать нужно нежирные сорта. Рыбу предлагают 2 раза в неделю;
  • молочные продукты (350-400 мл в день). Это творог, йогурты, кефир и прочее. На молоке готовят каши;
  • в этом возрасте можно приучать малыша к хлебобулочным изделиям, но вводить в рацион их нужно постепенно и аккуратно;
  • овощи и фрукты в годик дают самые разные — картофель, все виды капусты, тыкву, морковь, бананы, груши и прочие. Их можно давать в сыром виде либо запекать;
  • можно вводить макаронные изделия, желательно, из мягких сортов пшеницы;
  • зелень — еще один полезный для маленьких детей продукт;
  • компот, кисель, сок фруктовый, морс, травяной чай — разрешенные напитки.

Овощи и фрукты должны быть местными и сезонными. Любая экзотика или помидоры и огурцы зимой — принесут больше вреда, чем пользы. Стоит помнить, что они могут вызвать отравление или острую аллергическую реакцию.

Видео по теме

Календарь развития ребенка в 12 месяцев в видеоролике:

Каждый родитель хочет быть абсолютно уверенным, что его ребенок развивается нормально и полностью соответствует общепринятым критериям. Однако, стоит понимать, что все дети разные — одни осваивают определенные навыки быстрее, а другие — медленнее.

Если чадо пока не может делать того, что способны сверстники, или просто не вписывается в возрастные нормы, стоит лишь немного подождать и помочь ребенку в освоении того или иного умения!

Развитие ребенка в 12 месяцев

Вашему ребенку исполнилось 12 месяцев – вот и пролетел первый день рождения, что дальше? Родителям хочется узнать план, по которому будет развиваться их малыш дальше. Однако, нет единого списка умений и навыков, по которому бы шло развитие ребенка, ведь мы все разные, такие же разные и наши дети. У каждого малыша свои индивидуальные темпы развития, склонности к тем или иным способностям. Тем не менее есть определенный набор умений, отсутствие которого у ребенка в год должно настораживать родителей.

Физическое развитие

К году подавляющее количество детей уже ходит самостоятельно, без поддержки. Некоторые все еще колеблются и не доверяют такому способу передвижения — присмотритесь, ваш малыш просто боится отпустить мамину руку или опору и пустить в самостоятельный «поход» на своих двух или же причина кроется в чем-то другом. В любом случае в возрасте 12 полных месяцев малыш обязан посетить ортопеда. Если ваш ребенок в год все еще не ходит, то, возможно, врач-ортопед определит причину.

Годовалые дети также свободно передвигаются в пространстве на четвереньках, ползком, периодически переходя от одного вида перемещения к другому – то ходят, то ползают. Дети в 12 месяцев умеют слазить с высоких стульев, умеют карабкаться и спускаться с дивана, пятится назад, а также подниматься и спускаться с лестницы на четвереньках. Дети свободно открывают ящички и дверцы шкафов (обзаведетесь специальным детским замком для дверей если не хотите чтобы все содержимое было вывернуто, тщательно исследовано и, возможно, выведено из строя).

Приходит время большей самостоятельности – ребенок пытается:

  • орудовать ложкой (держит в руке, стучит по стенкам тарелки, особо смышленые дети уже могут самостоятельно есть);
  • причесывать волосы расческой;
  • он чистит зубы зубной щеткой (немного не конвенциональным образом, но эффект практически тот же);
  • помогает взрослому одевать себя – подставляют или сами опускают ножки в ботинки, находят рукав и даже пытается надеть носочки.

Психическое и эмоциональное развитие ребенка в год

В жизнь ребенка годовалого возраста уже входят такие игрушки как мяч (для пинания, бросания и догонялок), пирамидка и кубики. Не волнуйтесь если последние 2 игрушки он не « осилит» сразу же. Покажите малышу как нанизываются кольца на пирамидку, и как их снять – он с удовольствием отточит сперва навык разбора уже сложенной пирамидки (и заодно попробует на зуб все колечки), а потом и сам начнет ее собирать. По ходу складывания пирамидки называйте цвета ее колец – так ребенок еще раз столкнется с названиями цветов.

Детки такого возраста проникаются идеей телефона и любят подолгу «болтать». Впрочем, не только по телефону – любой предмет может оказаться интересным «собеседником», малыш лопочет долго и эмоционально.

Эмоционально ребенок становится более зрелым – он может продемонстрировать протест и неудовлетворенность когда Вы заставляете его делать что-то чего он не хочет или же пытаетесь прекратить его деятельность или что-то отобрать (в этой ситуации хорошо работает прием «обмен» — я тебе дам вот этот предмет, а ты мне взамен тот что у тебя в руках), выражает любовь и нежность к близким или к любимым игрушкам – обнимает, целует.

Обычно к 12-ти месяцам ,ребенок уже способен выполнять простые поручения взрослых, например, «принеси куклу», «дай», «возьми». Словарный запас составляет от 5 до 12 слов, сюда относятся не только полноценные, классические «мама-папа», но и такие слова как «ам» (я голоден), «бух» (упал), имитация звуков, издаваемых животными.

Подавляющее количество детей начинает стремиться к социальной жизни, особенно им нравится быть в гуще событий с себе подобными или детьми немногим старше себя. Взрослые также представляют для них существенный интерес в общении, в случае если они реагируют и отвечают на их «диалог».

Развитие ребенка в 12 месяцев

Как мы растем

Как по-разному детки начинают ходить! Одни, держась за стену, осторожно делают первые шаги, другие выползают на середину комнаты, сами встают и, широко расставив руки, чтобы сохранить равновесие, делают свой первый шаг. Ваш малыш сделает первый шаг по-своему, а к годику, как и другие детки, начнет ходить без вашей поддержки. И не только ходить. Обычно к году малыши уже могут сами нагнуться и поднять игрушку с пола или забраться на небольшую ступеньку (разумеется, под вашим присмотром).

С каждым днем ребенок все больше узнает окружающий мир, различает вкусы и запахи. Благодаря этому у малыша появляются любимые блюда, запахи, игрушки, а также симпатии и антипатии к некоторым людям. Малыш может проявлять свое отношение к предметам, еде, игрушкам, действиям и т.д Что-то ему нравится, а что-то нет. Что-то вызывает восторг, а что-то безразличие или неприятие. Ребенок любит общение, компанию, он с удовольствием играет вместе с мамой и папой – складывать игрушки, кидать мяч, рассматривать картинки в книжке и с удовольствием дублирует действия других. Находит общий язык со сверстниками.

Ребенок понимает, что ему говорят, о чем просят. Выполняет простые просьбы. Может сочетать простые слова в короткие предложения, типа «баба дай». Узнает животных в книжке. Память события сохраняется на длительное время. Малыш играет в сюжетные игры. Появляется чувство юмора. Понимает какое действие совершает знакомый предмет: молотком стучит, утюгом гладит, ложкой ест и т.д.

Ну вот и наступило время первых капризов. Ваш малыш может быть очень милым и послушным, а через пять минут уже капризничать и протестовать. Самый лучший способ поддерживать дисциплину, это быть последовательным. Если вы хотите, чтобы ребенок всегда слушался ваших запретов и предостережений, оставьте наиболее сильные дисциплинарные методы для потенциально опасного поведения ребенка.

В своем доме ваш малыш будет охотно исследовать местность, но в незнакомом месте, он хочет, чтобы вы были всегда рядом. Возможно, он найдет для себя какой-нибудь переходный предмет, который будет заменять ему вас. Но не думайте, что его страхи остаться одному бесследно исчезли, они могут возобновиться позже, когда ребенок обретет большую свободу и подвижность.

Нарастание массы тела

+350 гр (всего +7150 гр)

Нарастание роста

+1,5 см (всего +25 см)

В двенадцать месяцев вес ребенка должен быть 10-10,6 кг, его рост около 76-77 см. Не нужно беспокоиться, если показатели роста и веса вашего малыша отличаются от вышеприведенных. Потому, что все дети разные и в первую очередь родители должны посмотреть на себя, бабушек и дедушек и других родственников. Дело в том, что в ребенке заложены все конституционные особенности. Спросите у бабушки или дедушки, какими вы были в этом возрасте, сколько было зубов, умели ли вы говорить.

Двигательная активность

Каждые три из пяти малышей в возрасте двенадцати месяцев начинают ходить. Но, если ребенок начал недавно уверенно стоять, пойти он может позже — даже в полтора года. Еще позднее начинают ходить дети с лишним весом и так называемые «лимфатики», которые за темпераментом очень спокойные, неторопливые и рассудительные. Если дочка или сын к этому времени не сделали ни одного самостоятельного шага, не нужно беспокоиться – со временем они догонят своих сверстников. Но если ребенок в год не ходит и, даже не сидит, причину этому нужно обязательно искать вместе с врачом.

Малыш крепко стоит на ножках, но ходит еще неуверенно. Он широко расставляет ножки, идет, шатаясь из стороны в сторону, иногда садится на попу. Но его заинтересованность и настойчивость берут свое, и с каждой новой попыткой ребенок улучшает свои результаты. Не обойдутся первые шаги и без падений и «шишек» на лбу. Если малыш падает, не нужно его постоянно жалеть, тем самым распускать «нюни» и воспитывать плаксу и не уверенного в себе человека. Лучше сделать вид, что ничего не случилось и заинтересовать, отвлечь ребенка чем-нибудь интересным (игрушкой, книжкой и т.д.). Нужно хвалить малыша и вызывать у него желание ходить, можно даже слегка заставлять, если он от этого отказывается! Бывает, что малыш начинает ходить и разговаривать одновременно. В этом случаи он концентрируется определенно на одном, к примеру, на развитии речи, тогда навыки ходьбы будут развиваться немного медленнее.

В возрасте 12 месяцев малыши проявляют желание кушать самостоятельно. Поэтому, не удивляйтесь, если ребенок совсем не хочет есть еду, которую вы ему предложили. Но стоит малышу дать ложку, как тарелка сразу же становиться пустой.

Двигательная активность ребенка чрезвычайно велика, особенно, когда он начинает самостоятельно ходить. Ребенок настойчиво ходит по всем комнатам, так что, вам бывает сложно за ним поспеть. Именно поэтому ребенок мало набирает в весе – вся энергия выходит в движении. Если у вас есть желание избавиться лишнего веса – берите пример со своего чада.

Развитие речи

Навыки речи и ходьбы – 2 основных этапа развития ребенка этого возраста. Они немного конкурируют друг с другом, так как малыш концентрируется на одном действии. Поэтому ребенок, который хорошо ходит, может меньше говорить. А ребенок, который позже встал, больше знает слов. Словарный запас ребенка этого возраста расширяется несильно или остается прежним. Но пассивный словарик у ребенка постоянно дополняется.

Малыш с легкостью покажет каждого члена семьи, если назвать его по имени, покажет на определенный предмет (например, телевизор, стол, окно и т. д.), покажет действия, которые вы ему предложите (как умывается, ложиться спить, машет ручкой «пока-пока» и т.д.). «Активная» речь может появиться несколько позже.

Первые зубки

Количество молочных зубов у детей, которым исполнился годик, тоже может быть разное.

Существует формула, с помощью которой можно посчитать, сколько молочных зубчиков должно быть у ребенка в определенном возрасте. Эта формула очень проста: количество молочных зубчиков должно быть на 4 меньше, чем возраст ребенка в месяцах. Т.е. к одному годику (12 месяцев) у малыша должно быть 8 зубчиков. Это 4 верхних зубчика и 4 нижних. С помощью данной формулы и включительно до двух лет (24 месяца), родители могут определять количество зубов, которое должны быть у малыша. Каждый ребенок индивидуален в своем развитии и формула показывает только ориентировочное число. У некоторых детей в год растет только первый зуб.

Кормление

Годовалого малыша можно, как и раньше, кормить пять раз в день (6.00; 10.00; 14.00; 18.00; 22.00). Однако можно переходить и на на 4-х разовое питание (примерное время завтрака — около 8 часов утра).

Ребенка кормят сразу после пробуждения или не позднее чем через час.

Примерная схема кормления годовалого ребенка (по пятиразовой схеме) предоставлена в таблице.

С момента рождения вашего сыночка или дочки прошло целых 12 месяцев! Вас можно поздравить – ребёнок преодолел первый серьёзный рубеж своей жизни, а вы можете смело праздновать его первый день рождения! Он уже не тот беспомощный младенец, которого вы принесли из роддома, ведь за этот год ваш карапуз заметно окреп и стал во многом самостоятельным: он ползает и, возможно, делает первые шаги, откликается на своё имя и зовёт маму, без помощи взрослых держит игрушки, учится держать ложку и ходить на горшок.

Физическое развитие ребёнка в 12 месяцев

К первому году жизни ваш кроха прибавил в росте 20–25 см с момента рождения, а вес увеличился в три раза.

Развитие ребенка в 12 месяцев

Согласно статистике большинство детей на 12 месяце начинают самостоятельно ходить. Но, по сути, все сугубо индивидуально. Поняв, что навыки ходьбы ему поддаются, малыш без устали преодолевает один и тот же маршрут по комнатам, иногда падая, но обычно обходясь без травм.

Во рту у годовалого малыша уже красуются 12 белых зубов. Если их меньше – не страшно, значит, зубы в скором времени прорежутся.

А к концу первого года обычно закрывается родничок, что означает вступление ребёнка в новый для себя мир, где начинает формироваться его собственное мировоззрение.

Питание ребёнка 12 месяцев

В некоторых случаях в этот период мамы начинают прекращать кормление грудью. С одной стороны, ничего страшного в этом нет – организм достаточно окреп для того, чтобы получать взрослую пищу. Однако отлучать от груди не стоит, если малыш часто болеет, и у него ослаблен иммунитет.

Рацион питания остаётся тем же, но меняется форма подачи некоторых блюд. Например, яблоко можно уже дать в форме тоненькой дольки, чтобы её можно было погрызть.

К середине 12 месяца жизни ребёнок уже спокойно переходит на 4-разовое кормление с объёмами пищи в каждом приеме пищи примерно в 250 г. Чтобы избежать расстройства пищеварения, не стоит в это время вводить новые блюда – лучше дождаться, пока организм привыкнет к новому режиму питания. Кроме того, всё ещё категорически противопоказаны сосиски, колбаса, жареная и копченая пища, полуфабрикаты, творожные сладкие сырки, кофе, кондитерские изделия, какао, консервы (за исключением детских). Продукты, содержащие сахар и соль, лучше вообще исключить, а если и давать, то только изредка и понемногу.

Навыки и умения ребёнка 12 месяцев

К первому году жизни малыш уверенно осваивает навыки самостоятельной ходьбы. Без помощи взрослых он может встать на ножки и сделать несколько шагов. Развитие ребенка в 12 месяцевСтимулируйте своё чадо на ходьбу, делайте так, чтобы он сам хотел передвигаться, подлезать под мебель, исследовать окружающее пространство. Летом позволяйте ему ходить босиком по траве или песку, на прогулке пусть он не сидит в коляске, а ходит, держась за коляску. Дома полезно ходить босиком по ворсистому ковру.

Когда малыш вдруг падает – постарайтесь отвлечь его от горечи падения, чтобы впоследствии он не потерял желание ходить и бегать. Хотя бы иногда подстраховывайте ещё неуклюжего кроху, чтобы падений было меньше. Но ни в коем случае не проявляйте к нему излишнюю жалость и не расстраивайтесь из-за его неудач даже больше, чем он сам.

Ребёнок стремится к самостоятельности в приёме пищи: держит крепко свою кружку и с удовольствием пьёт из неё, а не из бутылочки. Старается понемногу кушать с помощью ложки, правда, еда не всегда попадает по назначению. Кусочки пищи оказываются не только на полу, но и размазываются по всему лицу маленького едока. Вы не должны нервничать, если малыш пачкает всё вокруг, ведь он хочет научиться есть сам, а вам нужно запастись терпением и всего лишь помогать своему крохе в освоении такого важного навыка.

На первом году жизни дети умеют проситься на горшок. Возможно, это происходит не каждый раз, когда ребёнок хочет в туалет, и он по-прежнему мочится в штанишки. Но в этом возрасте уже точно необходимо отучать своего карапуза от подгузников, хотя бы днём во время бодрствования, иначе он не будет понимать, для чего нужен горшок, и процесс приучения к нему затянется надолго. В этом возрасте ребёнок может обладать некоторыми гигиеническими навыками: показывать, как надо умываться, вытирать нос и т.д.

Речевое развитие детей до года происходит по-разному. У одних в запасе только 2-3 слова (вроде «мама», «папа») у других – уже до двух десятков. В последнем случае ребёнок может выражать свои просьбы: говорить «дай» и «на», подражать звукам животных, при падении произносить «бух», просить кушать – «ам-ам» и т.д. Развивайте речь малыша и дальше, чаще говорите названия предметов и животных, показывайте ему картинки в книгах, называйте, кто изображён на рисунках.

Особенности воспитания ребёнка 12 месяцев

Так как в этом возрасте дети очень любят повторять действия взрослых, стимулируйте своего кроху к освоению гигиенических навыков, показывая на собственном примере, как нужно чистить зубы, умываться, причёсываться, пользоваться носовым платком. Поддерживайте и одобряйте такое поведение. Развитие ребенка в 12 месяцевХвалите, когда он говорит вам о своих физиологических потребностях или желает вас привлечь к своей игре. Не ленитесь поблагодарить его, если он искренне угощает вас даже своим обкусанным печеньем.

В этом возрасте очень важно усвоение слов «нельзя» и «надо». «Нельзя» слишком много быть не должно, но те вещи, которые действительно запретны, должны стать табу. А выполнение того, что «надо», должно сопровождаться какими-то положительными моментами.

Вы можете обращаться к ребёнку с небольшими просьбами. Если кроха уронит на пол ложку, попросите его поднять её. Когда ложитесь спать, скажите, чтоб принёс подушку и т.д.

Вам уже становится понятен характер вашего сынишки или дочурки: он спокойный или капризный. В зависимости от этого вы можете корректировать своё воспитание.

Чтобы малыш справился со своей раздражительностью – поддерживайте его и давайте понять, что всегда будете рядом. Тогда он будет чувствовать себя более защищенным и бояться будет меньше.

Игры и игрушки ребёнка 12 месяцев

Чаще всего любимым занятием годовалого карапуза являются игры с мячиком: он катает, бросает мяч, сопровождая эти действия громкими возгласами.

Надо отметить, что игрушки должны быть направлены на развитие мелкой моторики, зрительной памяти, увеличивать познавательные способности.

Не спешите избавляться от наскучивших пирамидок, поскольку игра с пирамидками помогает малышу наладить координацию, а также запоминать цвета. То же самое касается ярких кубиков. Чем больше у малыша ярких и больших предметов, квадратных или круглых, тем проще ребёнку будет развиваться.

К слову, игрушки, которые можно катать (к примеру, детские коляски) послужат малышу опорой для первых самостоятельных шагов. Также дети на этом этапе развития обожают музыкальные игрушки: звенящие молоточки, барабаны или детские электронные пианино.

Медицинское сопровождение

В 12 месяцев вам и малышу нужно посетить не только педиатра, но и невропатолога, хирурга-ортопеда, офтальмолога и стоматолога. Кроме того, предстоит проведение реакции Манту, а также ряда анализов: мочи (клинический), крови (клинический), кала (общий, на яйца глист).

Развитие ребенка в 12 месяцев

Вот и пролетел первый год, как один день, — вашему малышу исполнился годик.

Развитие ребенка в 1 год

Малыш в этом возрасте уже хорошо сидит, без чьей-либо помощи поднимается на ножки и делает первые шаги. Желание ходить у него очень сильное и, если он научился Развитие ребенка в 12 месяцевуже это делать, ходить по комнате будет все время.

Это не самое спокойное время для родителей ребенка — малыша нельзя оставить ни на минуту, так как желание познавать мир усиливается с каждым шагом. Он хватает все на своем пути и тянет в рот все, что попадается юному исследователю под руку.

Что умеет ребенок в один годик:

  • укрепляется этап обучения ходьбе;
  • стоя рядом со столом, берет различные предметы, бросает их на пол;
  • внимательно слушает;
  • много разговаривает;
  • хорошо удается схватить мелкие предметы кончиками пальчиков, а рот остается основным органом познания;
  • хорошо произносит слова «мама», «папа», «тятя», «дядя», «дай», «тата»;
  • понимает простые инструкции взрослых;
  • танцует, пытается подпевать (повторяет интонацию, когда взрослые поют);
  • машет ручкой на прощание.

Развиваемся в игре

Самое главное — это уметь увлечь ребенка, чтобы ему было интересно. Развитие в этом возрасте очень важно. Играть уже можно в любые игры, он будет рад любому общению.

Это папа, это мама.

Эта забавная игра позволяет поговорить с малышом о всей семье. Читая стихотворение, следует поднимать соответствующий палец, о котором говорится.

Это папа — самый-самый сильный (большой палец).

А это мама — среди детишек (палец указательный).

Это братик — такой высокий (средний палец).

Это сестричка — она поменьше (палец безымянный).

А это наш малыш — он еще растет (мизинец).

Вот это наша семья (показывают все пять пальцев).

Ищем пару

Эта игра развивает детскую зрительную память и способствует запоминанию цветов. Необходимо подобрать несколько пар носочков, рукавичек или обуви. Берут один носок, остальное откладывают в сторону и просят ребенка найти такой же. Можно прокомментировать малышу ситуацию: «Ай-ай, все перепуталось, помоги мне собрать». Если ребенку трудно это сделать, то ему можно помочь, обращая его внимание на особенности всех предметов одежды и обуви.

Закрой-открой

В возрасте одного года и около того маленькие детки очень любят открывать-закрывать всякие баночки, коробочки, кастрюльки. Все это можно использовать в развивающих целях. Нужно подобрать несколько баночек разной формы и размера, предложить ребенку сначала их закрыть, а потом открыть. Если крышка закручивается, необходимо проследить, чтобы малыш закрутил ее. В игре ребенок знакомится с формой предметов и их размером.

Плывет кораблик

Следует сесть на пол с ребенком лицом к лицу и слегка раскинуть его и свои ноги в стороны. Берут ребенка за ручки и начинают раскачиваться вперед и назад. Наклоняются до тех пор, пока спина ребенка слегка коснется пола, после чего возвращаются в исходное положение. При этом напевают такую песенку:

Плывет, плывет кораблик,

Кораблик не простой.

Везет он нам подарки,

Подарки нам с тобой.

Игра учит малыша эмоциям и правильному общению.

Полоса препятствий

Игра заключается в прохождении некоторой полосы препятствий. Это дорожка, на которую кладут пояса, в качестве мостика — тазик для белья, а воротами служат ножки стула. При этом читают следующие слова:

Чтобы к маме нам прийти,

нужно долго нам идти.

По дорожке мы пойдем,

Через мостик перейдем.

Проползем мы под забором и

войдем в широкий двор.

Вот здесь маму и найдем.

Выполняя движения, нужно постараться читать стихотворение так, чтобы слова совпадали с действиями. В первый раз малыша лучше провести за ручку.


13.06.2018

Приближается один из самых долгожданных праздников в жизни родителей – первый день рождения малыша. Это символичный рубеж, по достижении которого взрослые надеются, что наконец-то они начнут спокойно спать по ночам и смогут вернуться к тому ритму жизни, от которого им пришлось временно отказаться ради нового человечка.

Действительно, на двенадцатом месяце жизни ребенок буквально каждый день радует маму и папу своими достижениями. Но никаких резких скачков в моторном или психическом развитии не происходит. Мало того, это не только не требуется, но и вредно для чувствительной нервной системы крохи. Что же может ребенок к году?

Эмоциональная и познавательная сфера

Чего точно дождались родители – так это появления в доме локального цунами. Придется смириться с тем, что любимое чадо будет бесконечно выдвигать шуфляды, выбрасывая из них и с доступных полок в шкафах все, что попадется под руку. Что ему очень захочется повторить звук рвущихся обоев или опрокидывающихся чашек. Что оказавшимся в руке карандашом будет изрисовано в доме все на высоте его роста. Что скатерть со стола будет съезжать на пол вместе со стоящей на ней посудой. Что увалень-кот, давно не покидавший диванную подушку, не раз блеснет акробатическим кульбитом, пытаясь вырваться из цепких ручонок, сдавливающих его за шею или отрывающих ему усы. Что… Не будем лишать родителей удовольствия и скажем только одно: готовьтесь к сюрпризам от маленького ангела!

Как реагировать взрослым? С терпением и пониманием: это очень важный период познания окружающего мира, без которого не обошелся ни один психически здоровый малыш. Задача мамы и папы – максимально закрыть доступ к источникам опасности (розетки, электрический кабель, колющие или режущие инструменты, мелкие детали, лекарства, бытовая химия, нагревательные приборы и кипяток). Еще – убрать подальше и повыше особо ценные предметы и вещи, а также проследить, чтобы юному первооткрывателю ничего не упало на голову в тот момент, когда он откроет шкаф или начнет раскачивать комод.

Конечно, атмосферы вседозволенности быть не должно. Но и просто ограничиться запретом, а тем более запугиванием, тоже нельзя. Ребенку надо предложить альтернативу, например: рисовать на обоях нельзя, кроме одного специально выделенного места (там можно периодически приклеивать новый лист бумаги). Или выделить в шкафу полку (в комоде шуфляду) на уровне роста ребенка, сложив на ней игрушки и вещи.

Речевое развитие ребенка

В запасе у словоохотливого малыша появляются первые двусложные слова. Свою речь он начинает дополнять жестами и мимикой. Он с удовольствием участвует в инсценировке детских стишков и потешек, четко соотнося разученные жесты с определенными фразами («вдруг упала шишка…», «идет бычок, качается…», «сорока-ворона…»). Кроха с огромной скоростью запоминает значение новых слов (накапливает пассивный словарь) и все легче улавливает смысл произносимых взрослыми фраз.

Двигательные навыки

Большинство детей к году самостоятельно ходят. Этот навык формируется в разные сроки: от 9 до 16 месяцев. Но в любом случае годовалый малыш уже должен вести себя так, чтобы у родителей и у педиатра была уверенность – пойдет. На какие признаки готовности к ходьбе обратить внимание? Это способность крохи устойчиво стоять на ногах возле опоры, переступать с ноги на ногу, при этом наступая на пол, а не на стопу другой ноги. Ребенок умеет сгибать ноги в коленях (то есть не должно быть избыточного мышечного тонуса), совершать сознательные танцевальные движения под плясовые напевы. Необходимо показать младенца неврологу, если при опоре его ноги перекрещиваются на уровне стоп или голеней, если силы мышц недостаточно, чтобы стоять больше 5 минут, если кроха опирается не на всю стопу, а на пальчики (как балетный танцор, причем даже в обуви).

Ребенок, освоивший к году навыки ходьбы, обучается подниматься по ступенькам, взбираться на невысоко приподнятые поверхности и мебель. Его не останавливают падения: как правило, он все реже плачет, шлепнувшись на попку, и снова, упрямо сопя, повторяет попытку.

В игре малыш одинаково активно использует обе руки, так как в этом возрасте моторные центры головного мозга созревают еще с одинаковой скоростью. Потому не стоит нервничать, если родителям кажется, что кроха левша. Период так называемой «двурукости» может продлиться и до 3 лет.

Физкультурные занятия надо разнообразить постепенным включением и разучиванием все новых игровых моментов: катать и ловить мячик, делать стойку «мостик», самостоятельно приседать, ходить по стимулирующему коврику и по наклонной плоскости.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector