Что должен уметь ребенок в полтора года:
- уверенно ходить;
- говорить до сорока слов;
- есть ложкой;
- пить из чашки и т. д.
В этом возрасте дети начинают проявлять собственное я и демонстрировать характер.
Что умеет делать ребенок
С года до двух ваш кроха стремительно меняется, превращается из младенца в человека с собственным я, который выделяет себя из мира вокруг и уже многому научился.
На свете нет двух одинаковых детей, но существует общий перечень того, что должен уметь ребенок в 18 месяцев, обычно к этому возрасту малыш:
- уверенно самостоятельно ходит, огибает препятствия, пытается бегать;
- сам садится на стульчик и встает с него;
- приставными шажками поднимается по небольшой лесенке или по наклонной плоскости;
- присаживается на корточки;
- крепко держит в кулаке ложку, сам ест, пьет из чашки; пока пачкается и проливает, но это нормально — научится;
- откусывает понемногу от целого куска хлеба;
- пытается танцевать под музыку;
- берет предметы в обе руки.
Это период стремительного интеллектуального развития. К полутора годам детки умеют:
- собирать пирамидки из 2-3 колец, строить башенки из кубиков;
- различать два-три основных цвета;
- знать и показывать части тела (правильно отвечать на вопросы «Где ручки?», «Где ушки?» и т. д.);
- брать некрупные предметы большим и указательным пальцами;
- пытаются рисовать — черкают линии на бумаге;
- ориентируются в размерах — различают понятия «больше» и «меньше»;
- подражают действиям взрослых — листают книги, изображая чтение, и т. п.;
- просятся на горшок.
Это приблизительный перечень того, что должен уметь ребенок в 1,5 года, если его развитие идет обычными темпами.
Особенности психоэмоционального развития
В полтора года дети все больше проявляют эмоции — беспокоятся, радуются, огорчаются, отвлекаются, успокаиваются. Знают и любят, когда их хвалят, понимают слова «можно», «нельзя», «возьми», «дай». Они реагируют на эмоциональную окраску речи взрослых, подражают ей.
ВАЖНО!
Строгое мамино «нельзя» на попытку залезть в шкаф маленький непоседа услышит и поймет, но в шкаф все равно полезет — у него еще недостаточно умения контролировать собственные действия, а разгон он уже взял. Вывод: запрета мало, сработает только переключение внимания на что-то другое.
В полтора года малыши становятся более самостоятельными и уверенными в себе. Они интересуются другими детьми, но пока играть умеют только рядом друг с другом, но не вместе: чтобы делиться игрушками, а не отнимать их, они еще малы.
Речевые навыки
В среднем малыши начинают говорить в год (плюс-минус несколько недель). Как только этот процесс начался, словарный запас увеличивается очень быстро: от года до двух речь изменяется значительнее и динамичнее, чем за всю остальную жизнь. И если все, что должен уметь ребенок в 14 месяцев, — это произносить несколько слогов или односложных слов, то после полутора лет в его активном лексиконе их уже до 40, а понимает он в несколько раз больше. Пока кроха пользуется короткими или упрощенными словами, но уже применяет их правильно в соответствии с ситуацией: «кис-кис», «мама», «дай», «нет», «ам-ам». К двум годам его речь станет более похожа на взрослую — со словосочетаниями и предложениями.
ВАЖНО!
Маленькие дети — уже люди с характером, есть разговорчивые, а есть не очень. Если вам кажется, что ваш кроха говорит мало, проконсультируйтесь со специалистом, но больше для собственного успокоения.
Питание и распорядок дня
В полтора года малышам необходимо до 13 часов сна в сутки; максимальный период бодрствования для них — 5,5 часа. Если младенцы первого года жизни днем спят два раза, то на втором году переходят на другой режим:
- подъем, умывание, зарядка — 07:00–08:00;
- завтрак — 08:00–08:30;
- игры, занятия, прогулка — 08:30–12:00;
- обед — 12:00–12:30;
- дневной сон — 12:30–16:00;
- полдник — 16:00–16:30;
- игры, прогулка — 16:30–19:00;
- ужин — 18:00–18:30;
- вечернее бодрствование, купание — 18:30–20:30;
- ночной сон — 20:30–07:00.
Педиатры советуют четырехразовое питание с интервалами в 3,5–4 часа.
Завтрак необходим не позднее чем через полтора часа после пробуждения, а ужин — не меньше чем за час до сна. Кроме основных трапез, возможны два легких перекуса — в первой половине дня и вечером.
ВАЖНО!
Еда ребенка должна быть сбалансирована по составу (жиры, углеводы, белки, витамины), каждый прием пищи должен содержать хотя бы одно горячее или теплое блюдо и свежие фрукты и овощи.
Особенности гигиены
Из всех гигиенических процедур единственное, что должен уметь ребенок в 1,6 года самостоятельно, — вытирать руки полотенцем. Во всем остальном ему требуется помощь, но чем дальше, тем меньше.
Большинство деток в полтора года умеют проситься на горшок, постепенно научатся снимать и надевать штанишки, мыть руки, чистить зубы.
Какие занятия помогут развивать ребенка
Для развивающих игр в этом возрасте пригодятся:
- книжки с картонными страницами со стихами и сказками, с яркими крупными картинками;
- пластиковые игрушки — кубики, овощи и фрукты, детская посуда, фигурки животных, кукольная мебель и т. д.;
- музыкальные инструменты — пищалки, барабаны, дудки, ксилофон;
- мячи разного диаметра;
- пирамидки;
- матрешки, неваляшки;
- куклы или мягкие игрушки — их он сможет одевать, укладывать спать, сажать на горшок и т. д.;
- фигурки для песочницы или кинетического песка;
- конструкторы Lego с крупными деталями, сборные игрушки, мозаики и т. д.
ВАЖНО!
Мягкие игрушки выбирайте только те, что перенесут стирку.
Кроме покупных игр, подойдет то, что есть в доме. Примеры:
Заканчивается очередной важный этап развития малыша – первые 6 месяцев второго года жизни. За это время ребенок заметно вырос, многому научился и основательно познакомился с окружающим его материальным миром. Испытав свои физические силы и навыки, в 1 год и 6 месяцев кроха направляет внимание в неосязаемый мир чувств. Он начинает замечать других людей и считывать их эмоциональное состояние, живо реагируя на него.
Общее развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев
Активное познание остается доминирующей деятельностью ребенка в 1 год и 6 месяцев. Но теперь сфера его интересов касается не столько внешних признаков предметов, сколько их функционального назначения. Кроха с упоением откручивает, вынимает, высыпает, колотит и пытается разобрать все, что только можно. Взрослыми такое поведение зачастую воспринимается как озорство и непослушание. Подобное заблуждение может повлечь их неправильную реакцию на деятельность малыша, что рождает конфликты, непонимание, слезы и истерики. А поскольку у ребенка в 1 год и 6 месяцев появляется особая чувствительность к эмоциям и чувствам близких людей, инциденты такого рода могут навсегда загубить его тягу к познанию и исследованиям.
Родителям полуторагодовалого малыша следует вспомнить о «правиле зеркала». Стоит маме радостно засмеяться и ослепительная улыбка тут же украсит личико ее ребенка. Папа гневно хмурит брови и получает в ответ такой же мрачный взгляд. Этот прием очень эффективен в разрешении конфликтных ситуаций. Мудрому взрослому достаточно собственным примером заинтересовать устроившего погром ребенка, чтобы отвлечь его и направить в созидательное русло.
Заметен прогресс в физическом развитии. Как правило, вес ребенка в 1 год и 6 месяцев составляет от 8 до 13 килограмм, рост варьируется от 75 до 88 сантиметров. Такие изменения сказываются на силе, ловкости и способностях. Он ходит прямо и по кругу, преодолевая небольшие препятствия, забирается на детскую лестницу и умеет сидеть на стуле. Возросшая сила позволяет ребенку манипулировать мячом, совершая броски вверх и вниз. В быту ребенок тоже радует своими успехами. Он твердо держит ложку, самостоятельно ест и пьет, активно участвует в умывании.
Речь малыша
Ученые установили, что у ребенка в 1 год и 6 месяцев происходит рывок в развитии отделов головного мозга, отвечающих за речь и познание. И это проявляется в следующих достижениях малыша:
- он понимает смысл целых предложений;
- по просьбе взрослого совершает знакомые повседневные действия (принеси, возьми, положи, покажи);
- узнает игрушки и называет их;
- делает попытки составить фразу из двух и более « лепетных » слов;
- дополняет речь движением глаз, мимикой и жестами.
В 1 год и 6 месяцев словарь ребенка включает до 20 слов, большую часть которых он произносит, проглатывая и коверкая буквы, что затрудняет понимание. Но благодаря его интонациям и жестам уже можно предположить, что он имеет в виду.
Например, называя человека или предмет, как в книжке, так и в реальной жизни, малыш указывает на него. В этот же период ребенок начинает легко подражать фразам и словам взрослых людей, поэтому главным для развития его речевых навыков становится любое живое общение: разговор, чтение стихов и сказок, участие в совместных семейных мероприятиях.
Уход за ребенком в 1 год и 6 месяцев
Малыш уже совсем самостоятельный, что значительно упрощает проведение регулярных процедур. Искупать ребенка в 1 год и 6 месяцев не составит труда, а умывание и вытирание полотенцем становятся для него настоящим развлечением. Утреннюю зарядку карапуз с удовольствием проделает с мамой, повторяя каждое ее движение. Прогулки для подвижного любознательного ребенка превращаются в увлекательные приключения, после которых крепко и сладко спится.
Питание
Кушает кроха 4 раза в день. При этом около 50% пищевой ценности всей еды должно приходиться на обед, 30% — на завтрак, остальные проценты распределяются между полдником и ужином. Ежедневный рацион ребенка в 1 год и 6 месяцев состоит из каши, супов, нежирных мясных и рыбных блюд, овощей. Мясо и рыбу можно порезать мелкими кусочками, а из картошки, морковки и кабачков — сделать пюре. Полдник обязательно включает фрукты или кисломолочные продукты: творожок, кефир, йогурт.
Сон в полтора года
12-13 часов ежедневного сна у ребенка в 1 год и 6 месяцев считается нормой. Днем малыш отдыхает 1 раз, как правило, после обеда. Ребенок растет, становится сознательней и энергичнее, поэтому с дневным сном могут возникнуть проблемы. Не стоит пытаться давить на него и укладывать насильно. Достаточно просто прогуляться минут 15 на свежем воздухе или устроить подвижную игру, не выходя из дома. Главное – избавиться от неизрасходованной энергии малыша, мешающей ему уснуть.
Безопасность
1 год и 6 месяцев – возраст, характеризующийся небывалым скачком в развитии двигательной активности ребенка: осваивание бега и прыжков, что повышает риск получения травм. Поэтому главной задачей родителей становится создание безопасного места для тренировки новых навыков малыша.
Во-первых, необходимо очистить пространство комнаты от предметов, на которые можно наткнуться при беге.
Во-вторых, следует постоянно следить за чистотой пола и отсутствием на нем мелких деталей.
Самое главное, первое время стараться находиться рядом с карапузом и страховать его на случай неожиданностей.
Чему научить ребенка в 1 год и 6 месяцев?
Используя активную подражательную деятельность малыша, можно начать прививать ему такие важные правила личной гигиены, как уход за зубами и расчесывание. В 1 год и 6 месяцев необходимо приобрести детскую зубную щетку для ребенка, поместив ее рядом с остальными. Наблюдая за взрослыми, кроха будет пытаться самостоятельно ухаживать за своими первыми зубками. А ежедневно расчесывая ребенка перед зеркалом, родители преподадут ему бесценный урок красоты и опрятности.
Развивающие игры
Характерная особенность ребенка в 1 год и 6 месяцев — умение продолжительное время концентрироваться на игре. Поэтому можно развлечь малыша, собирая вместе с ним разнообразные фигуры и сооружения из кубиков. В процессе стоит обсудить форму и цвета кубиков или посчитать их количество.
Полезным занятием станет поиск в емкости с крупой ярких разноцветных бусинок и шаров. Выполняя это задание, ребенок тренирует усидчивость, внимательность, ловкость и когнитивные навыки.
Еще одно познавательное и развивающее времяпрепровождение ребенка в 1 год и 6 месяцев — сортировка фигур. Инвентарь для проведения данной игры можно сделать самостоятельно из плотного картона, вырезав в нем отверстия разной величины и формы. Подбирая нужные детали и просовывая их в соответствующие отверстия, малыш будет тренировать мелкую моторику рук, одновременно познавая качественные характеристики предметов.
Что делать, если ребенок потерялся?
1) Объясните, что вы очень беспокоитесь за малыша, поэтому ему всегда надо быть рядом и не отходить от вас.
2) Среди окружающих людей есть как хорошие, так и плохие. Не стоит идти вместе с незнакомым человеком, который вызывается помочь.
3) Заранее договоритесь, где вы встретитесь, если потеряетесь.
4) Если вы садитесь в автобус, а ребенок остался на остановке, ему следует ждать, никуда не уходя! Если же наоборот, он уехал, а вы не успели в автобус или поезд метрополитена, ребенок должен выйти на следующей остановке и ждать вас!
5) Одевайте ребенка в яркую одежду, чтобы вам легче было увидеть его в толпе.
Эти правила не сложны и помогут избежать паники, если ребенок потеряется. Эти советы будут актуальны не только в столь юном возрасте, но и в школьное время.
Психологическое развитие
В полтора года у ребенка исчезают страхи перед резкими шумами, незнакомыми людьми, но появляются новые страхи: боязнь собак, стрессовых ситуаций. Зачастую, корень этих страхов прячется или в запугивании или в негативном опыте. То есть, если ребенок боится собак, это означает, либо то, что собака причинила ему боль, либо то, что его запугали взрослые. Будьте осторожны: детские страхи остаются с нами на всю жизнь и тяжело поддаются корректировке.
Еще один аспект психологического развития: развитие самостоятельности. Ребенок все хочет делать сам. Не мешайте ему, а лучше давайте посильные задания и обязательно хвалите за успешный результат!
Игрушки для ребенка в 1 год 6 месяцев
Для развития речи:
- картинки и кубики с изображениями отдельных предметов, игрушек, животных, транспорта, предметов в действии;
- маленькие книжки с потешками.
Для развития движений:
- мячи разных размеров;
- обруч;
- двигающиеся машины; каталки.
Для сюжетной игры:
- куклы;
- игрушечные животные, птицы;
- кукольная мебель – стол, стул, кровать, матрасик, одеяло;
- детская посудка;
- кукольная одежда;
- пупсик, ванночка и коляска для него.
Для развития предметной деятельности:
- игрушки-матрешки ;
- пирамидка;
- ленточки;
- цветные кубики;
- совки и ведерки, формочки для песка;
- конструкторы.
Для знакомства с понятиями формы и цвета
Для малышей хорошей игрушкой окажется развивающая конструкция, которую специалисты называют довольно скучно – активный куб. Чаще всего такая игрушка представляет собой куб, цилиндр или даже домик с крышей и трубой, у которого есть прозрачные стенки и отверстия разной формы, в которые малышу нужно вставлять фигурки подходящей конфигурации и нужного цвета, есть также ключики, повернув которые, ребенок услышит приятную мелодию.
Что может и умеет полуторагодовалый ребенок
Главные умение ребенка в полтора года
- Понимает простую речь.
- Физическое развитие в полтора года
- Ходит кругами, возвращается, делает повороты.
- Ходит быстрее, хвастаясь своими умениями.
- Поднимается вверх по лестнице – нуждается в помощи.
- Останавливается и сгибается, чтобы поднять игрушку.
- Залезает на мебель, пытается вылезти из кроватки.
- Катается, отталкиваясь ногами от пола, на четырехколесных игрушках.
- Пытается бить ногой по мячу, часто промахивается.
- Сам садится на стульчик.
Моторика кисти рук в полтора года
- Рисует хаотичные линии и полукруга.
- Вытаскивает ящички.
- Помогает во время переодевания.
- Бросает мяч от плеча.
- Макает кусочки еды в соус.
Речевое и коммуникативное развитие ребенка в полтора года
- Внятно произносит 10-20 слов.
- Говорит слова полностью: «ди» превращается в «дед».
- Соединяет два коротких слова: «па-па», «ни-ни».
- Составляет первые предложения: «идем люли».
- Реагирует на вербальные просьбы, не сопровождающиеся жестами.
- Повторяет за взрослыми.
- Понимает «вверх», «вниз», «снимем», «горячо».
- Использует слово «другой».
- Жестом призывает к тишине: прикладывает палец к губам и говорит «ш-ш-ш».
Интеллектуальное развитие ребенка в 1,5 года
- Сортирует фигуры, кольца разного размера.
- Учится, путешествуя по всему дому.
- Находит знакомые предметы в книге: «Найди машину!».
- Вставляет круглую деталь в круглое отверстие.
- Частично проходит боязнь разлуки: ребенок уже способен сохранять мысленные образы людей, теряя их из поля зрения.
Что ребенок любит делать в полтора года
- Толкать перед собой игрушечную газонокосилку, детская тележка.
- Стучать игрушками: резиновыми молотками.
- Строить башню из 4-5 кубиков.
- Игры с частями тела: «Где у нас носик?».
- Танцевать под музыку.
- Поворачивать ручки, нажимать на кнопки.
- Играть в прятки.
?Возрастные особенности детей от 1 года до 2 лет.
Ведущая потребность — в общении;
Ведущая деятельность — предметноманипулятивная;
Ведущая функция – восприятие;
?Эмоциональное состояние ребенка.
У детей этого возраста очень яркие, но неустойчивые эмоции. Смех часто сменяется плачем и наоборот, ребенок легко может заплакать, но и очень быстро успокаивается, главное, уметь вовремя переключить внимание, отвлечь от раздражителя.
Эмоциональное состояние неустойчивое, ребенок то обнимает и целует взрослого, то тут же может толкать его и ругать, проявлять против него протест. Таким образом, чувства детей 2-го года жизни безграничные, но непродолжительные.
В этом возрасте игрой ребенка нужно руководить, придумывать сюжет, подталкивать к игровым действиям, одним словом, учить, ведь такие маленькие дети повторяют за взрослым все. Что видят, и как вы научите своего ребенка играть, такие действия он и будет выполнять. Ребенок 2-го г.ж. может недолго играть самостоятельно, затем требует вмешательства взрослого.
Мышление у детей наглядно действенное, т.е. ребенок видит предмет и сразу тянется к нему, выполняет действия с ним. Однако до двухлетнего возраста ребенка мало занимает эмоционально смысловое значение игрушки. Его больше интересует то, что с этой игрушкой можно делать. Отмечено, что дети этого возраста любят подолгу повторять разные действия с одним и тем же предметом. Это объясняется тем, что они проявляют интерес к его разным свойствам. Малышу интересно узнавать, что кубики можно не только ставить один на другой, но и приставлять один к другому, грузить на машину, укладывать в коробочку и закрывать ее. Однако иногда ребенка нужно направлять в игре, иначе у него могут долгое время сохраняться и закрепляться примитивные однообразные действия: он может без конца катать машинку, брать кубики в рот, перекладывать игрушки из одной руки в другую и т. д. Показывайте ребенку, как пользоваться игрушечными молотком, совочком, лопаткой и т. д. На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры-подражания;
К двум годам дети могут играть в элементарные логические и тематические игры, способны составлять план действий на сравнительно небольшой промежуток времени
Большинство детей к двухлетнему возрасту имеют четкое представление о назначении окружающих их предметов домашнего обихода и личной гигиены, правильно их используют.
Особенно велики достижения ребенка в овладении речью: если к 1 году ребенок только начинал понимать речь взрослого, то к 2 годам он уже начинает говорить фразами, употреблять глаголы, местоимения, наречия, склонять существительные. Расширяется интерес ребенка ко всему окружающему. Дети научаются комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы, причем от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением;
До 1,6—1,8 лет у ребенка развивается только понимание речи при еще весьма незначительном приросте активного словаря;
На втором году жизни резко возрастает интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?»;
К двум годам нормально развивающийся ребенок понимает значения практически всех слов, относящихся к окружающим его предметам. Этому способствует постоянное и разнообразное общение взрослых с ребенком;
К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300 слов;
Малышу нравится слушать рассказы, сказки, стихи, потешки – это значит, что ребенок начинает познавать мир с помощью языка.
Развитие памяти.
Память непроизвольная, т.е. не может ребенок специально выучить, запомнить какую-либо информацию. Только при многократном повторении у него формируется память. 75% детских припоминаний приходятся на возраст 3-4 года, т.е. к концу раннего возраста складывается долговременная память и её основные механизмы.
Игра.
Игра предметно-манипулятивная, т.к. объект познания – предметы, их внутреннее устройство. Способ познания — разобрать, сломать. В этом возрасте ребенок выполняет различные действия с игрушками, которые наблюдал у взрослых, таким образом появляются игры подражания.
Отношения со взрослыми и сверстниками.
Взрослый интересен как источник информации, защиты и ласки. Поэтому долгое расставание воспринимается болезненно. Но несмотря на это у них проявляется потребность в самостоятельности, происходит формирование личности. Сверстник в этом возрасте малоинтересен, т.к. вместе играть не умеют. Игра в данном возрасте чаще индивидуальная. Лишь на четвертом году дети начинают проявлять интерес к сверстнику, как партнеру по игре. Больше интересуют старшие дети, которые являются ведущими в деятельности.
Формирование личности (Я).
Связано со становлением самосознания: он узнает себя в зеркале, знает и отзывается на свое имя, осознает свое место среди сверстников.
Таким образом, формирование личности, игра, развитие речи, памяти, отношений со взрослыми являются основными направлениями в развитии детей.