Развитие ребенка с первых дней жизни

Развитие ребенка с первых дней жизни

Многие опытные мамы уверенно скажут, что первый месяц жизни ребенка – это золотое время для мамы. Малыш спит, ест и снова спит – на бодрствование приходится всего около 4 часов. Он еще почти ничего не умеет – к концу месяца только-только освоит свой первый навык, приподнимать голову лежа на животе.

Но все это время малыш активно развивается – не упустите золотой месяц!

Итак, что же умеет и чему учится малыш в эти важные 30 дней?

Радоваться

Плакать малыш умеет с рождения – это наиболее простой способ привлечь внимание родителей, а вот улыбаться он научится в первые четыре недели. И это не просто новый навык, малыш учится различать близких людей и радоваться им.

Первой он, конечно, выделяет маму — некоторые специалисты полагают, что в первый месяц жизни ребенок продолжает чутко «считывать» ее настроение, как делал это во время беременности. Помните, как беспокойно он шевелился, когда вы волновались, пугались или расстраивались? Постарайтесь сохранить счастливое и спокойное настроение, и тогда вы обнаружите, что у вас самый спокойный и некапризный младенец!

Слушать

В первые дни жизни новорожденный лучше слышит, чем видит. Голос мамы успокаивает ребенка, поэтому постарайтесь чаще разговаривать с ним, пойте ему колыбельные, даже если не уверены в своих вокальных данных. Вскоре вы заметите, что ребенок начал с вами «общаться» — гукает и фыркает в ответ на ваши слова.

» Постепенно вводите ребенка в мир звуков: ему сейчас интересны погремушки, колокольчики, пищалки – все, что издает не слишком громкие и резкие, но простые и понятные ему звуки.

Для развития ребенка предлагается в моменты его бодрствования включать спокойную музыку, однако не доказано, что она оказывает на младенца заметное влияние, так что рассчитывайте в основном на свои силы. Однако если вы сами не против музыкальных пауз – ребенку они точно не повредят.

Осязать

После родов малыша не зря принято выкладывать на живот маме: тепло маминого тела и запах молока – первые ощущения в самостоятельной жизни ребенка.
Тактильные ощущения очень важны для ребенка в первые дни жизни, поэтому в первый месяц главная «игрушка» для ребенка и главный тренажер – лица и руки его родителей. Именно их он трогает, пытается уцепиться за палец, обязательно дайте ему такую возможность, даже если будете его пеленать.

Укачивать ли ребенка? Да, его это успокаивает, но делать это нужно правильно. Порой неопытные мамы устраивают малышу настоящие американские горки – буквально трясут новорожденного, пока он не «отключится». Благотворно же воздействуют на малыша легкие покачивания, которые схожи с ощущениями, что он испытывал в утробе матери. Когда он засыпает, можно покачивать его в колыбельке или коляске, но во время бодрствования обязательно нужно держать его на руках.

Видеть

Видеть «как взрослый» ребенок начнет еще очень нескоро: для него пока все «не в фокусе» — расплывчато, смазано, да еще вдобавок и черно-белое. Поэтому важно правильно подобрать игрушки, которые будут окружать малыша.

» Первый цвет, который он научится различать – красный. Позаботьтесь, чтобы у него была игрушка такого цвета.

Лучше если это будет погремушка, которая привлечет ребенка еще и негромким шумом. Она должна быть легкой (чтобы ребенок не ударил себя), с удобной для малыша ручкой (он должен ее без проблем ухватить) и, желательно, с разными типами поверхности (шершавая, гладкая, скользящая).

Если ребенок не видит цвета, то зачем ему нужна яркая игрушка? Это очень важный тренажер – с ее помощью малыш учится фиксировать взгляд, обучаясь бинокулярному зрению. Таким образом он из двухмерного пространства — в первые дни жизни картинка у него «плоская» — дорастает до привычного нам трехмерного восприятия мира.

Развитие ребенка с первых дней жизни

Чему должны учить ребенка родители в первые 30 дней его жизни

Переворачивайте новорожденного

Малыш еще не может изменять положение тела по своему желанию, но он уже готов этому учиться.

» Выкладывайте его на спинку, на бочок, на животик – так он быстрее научиться владеть своим телом.

Фиксируйте взгляд малыша

Когда ребенок бодрствует, находится в хорошем настроении, обязательно покажите ему крупную погремушку. Когда вы привлечете его внимание звуком, медленно поводите игрушкой на расстоянии вытянутой руки малыша. Пусть он следует за ней взглядом – с каждым днем у него это будет получаться все лучше.

Развивайте слух младенца

В отличие от зрения, слышит малыш уже неплохо, так что почаще используйте игрушки, издающие различные звуки – важно, чтобы ребенок реагировал и поворачивал голову в ту сторону, откуда он слышит звук (если он не реагирует на звук – обязательно скажите об этом вашему педиатру!) Пусть у вас будет несколько звучащих, пищащих, шуршащих игрушек.

Беседуйте с новорожденным

Сегодня медики и психологи советуют не сюсюскать с ребенком (от этой привычки потом будет трудно избавиться в первую очередь вам), а разговаривать с ним, как со взрослым. Говорите спокойным тоном, короткими фразами, используя простые слова.

» Если вы начнете зачитывать малышу отрывки из учебника по квантовой физике, это ему не повредит, но все же принесет меньше пользы, чем если бы вы повторяли фразы «мама любит тебя», «мама рядом» и называли по именам домочадцев.

Обнимайте его и поглаживайте

Делайте это почаще, особенно важен контакт «кожа к коже», чтобы малыш чувствовал тепло вашего тела. Поглаживания – самая простая, естественная и безвредная стимуляция развития малыша, в отличие от массажей на которые так уповают мамы. Их должен делать специалист и только по медицинским показаниям! Для здорового ребенка нет ничего полезнее, чем мамины руки.

Занятия не должны утомлять ребенка

Наконец, важный вопрос: как долго заниматься с ребенком? Ребенок в возрасте одного месяца может играть с вами на протяжении 5-7 минут, потом он устанет. Эти минуты игры можно устраивать в каждый период бодрствования малыша – ему это будет полезно, а вам доставит море удовольствия!

Такие, казалось бы, простые вещи, как смена подгузника, подмывание или купание вызывают у неопытных родителей новорожденного массу вопросов. Ответить на них поможет специалист.

10 сентября 2020 Текст: Любовь Пришлая

Развитие ребенка с первых дней жизни

Чтобы крохе было комфортно в квартире

Температура в помещении должна быть 20–24°С, влажность — 50–70%.

4–5 раз в день устраивайте 10–15-минутное проветривание детской комнаты. Кроху на это время из комнаты надо выносить. После проветривания температура должна опуститься на 2–3°С.

В комнате, где находится кроха, не должно быть паласов и ковров. Книги лучше поставить в шкафы с закрывающимися дверками, чтобы на них не оседала пыль.

Не ставьте кроватку возле розеток и электрических приборов, в том числе рядом с телевизором.

На стене над кроваткой не должно ничего висеть: уберите картины и украшения.

Позаботьтесь о ярком освещении комнаты: во время бодрствования ребенок должен хорошо видеть окружающие его предметы.

Гигиенические процедуры

7. Так как носовые ходы у новорожденных очень узкие, очищая носик от корочек, нельзя использовать ватные палочки. Закапайте в носик малышу специальные капли с морской водой или смочите скрученный ватный жгутик детским маслом. Аккуратно введите его в носовой ход на глубину около 1 см и прокрутите.

8. Для каждого носового хода используйте отдельный ватный жгутик.

9. Чтобы промыть глазки, приготовьте теплую кипяченую воду и ватные диски. Для каждого глаза используйте отдельный диск. Смоченным в кипяченой воде диском протрите глазки малыша в направлении от внешнего уголка к внутреннему. После этого промокните личико мягким полотенцем.

10. Чтобы очистить уши от ушной серы, смочите ватный шарик в кипяченой воде и протрите ушную раковину: все завитки и область входа в слуховой проход. Протрите складки за ушами. Если кожа за ушами слишком сухая, можно смазать ее детским кремом. Нельзя использовать для очищения ушей ватные палочки: они могут травмировать слуховой проход крохи. После того как очистили уши, можно промокнуть лицо ребенка мягкой хлопковой салфеткой.

Густые выделения, покраснения, неприятный запах — повод для срочного обращения к педиатру.

11. После каждого акта дефекации и при смене подгузника кроху подмывают. Делать это надо под проточной водой в раковине, ванне или над тазиком. Подмывают детей в направлении от лобка к попе. Если нет возможности подмыть под проточной водой, воспользуйтесь специальными детскими влажными салфетками.

12. Первые 2–3 месяца менять подгузник следует каждые 2–3 часа, затем — по мере наполнения, то есть каждые 3–5 часов.

Расстегните комбинезон или боди и отверните за спину малыша.

Снимите подгузник, сверните его и скрепите боковыми липучками так, чтобы грязная часть была внутри.

После дефекации вымойте попу крохи и задний проход с детским мылом или протрите их влажной салфеткой.

Аккуратно промокните мягким полотенцем.

Тонким слоем нанесите крем под подгузник и дождитесь, когда он полностью впитается.

Раскройте подгузник, слегка его растяните и расправьте.

Положите кроху на спинку, приподнимите малыша за ножки и подложите чистый подгузник под попу.

Если нет выемки для пупка, чтобы верхний край подгузника не натирал пупочную ранку, отогните его на себя.

С двух сторон при помощи липучек закрепите подгузник на малыше.

13. Пока пупочная ранка не заживет, ее следует обрабатывать дважды в день и после купания.

Перед тем как обработать пупок новорожденного, вымойте руки с мылом.

Наберите в пипетку немного перекиси водорода.

Края пупка аккуратно раздвиньте большим и указательным пальцами и капните 2–3 капли перекиси из пипетки.

Очень деликатно, действуя от центра к краям, ватной палочкой соберите то, что вспенилось (каждый раз используется новая палочка).

Оставшиеся после очистки корочки отделять не надо, это может вызвать кровотечение.

Дайте пупку немного просохнуть, можно промокнуть его стерильной салфеткой (бинтом).

Затем смажьте пупочную ранку хлорофиллиптом или раствором бриллиантового зеленого (зеленкой).

14. Стричь ноготки у новорожденного удобнее, когда он спит. На руках эту манипуляцию проделывают каждые 4–6 дней, на ногах — раз в 7–9 дней, причем только специальными детскими ножницами с закругленными краями. На руках ноготки обрезают полукругом, повторяя форму пальца, на ногах делают ровную линию. Подстриженные ноготки должны на 1–2 мм выступать над пальчиками.

15. Купать малыша с мылом или другим моющим средством рекомендуется не чаще 1–2 раз в неделю. Температура воды в ванне должна быть 36–37°С.

16. Опуская малыша в ванну, одну руку поместите под попку, другую — под голову. Сначала опустите в ванну ножки и попку, потом — тело. Одной рукой крепко поддерживайте малыша так, чтобы его голова была над водой, а другой — аккуратно мойте его. В конце купания можно ополоснуть малыша, полив на него воду из ковшика. После мытья кожу и все складочки осторожно промокните мягким полотенцем, не вытирая. Сухую кожу можно смазать детским молочком.

Занимаемся с малышом

17. Ребенок с момента рождения ориентируется на запах и прикосновения. Через ласковые прикосновения мама передает крохе свою любовь. Благодаря этому малыш чувствует, что о нем заботятся и он не одинок. Это дает ему уверенность и чувство защищенности. Прикосновения, поглаживания, легкий массаж положительно воздействуют на нервную систему грудничка и помогают ей развиваться. Находясь на руках у мамы, чувствуя ее теплые ладони и запах, малыш испытывает удовольствие. Так начинают формироваться эмоции.

18. Когда малышу исполнится месяц и он научится рассматривать интересные предметы, подвесьте на расстоянии 30 см над кроваткой музыкальный мобиль и включайте минут на 10, чтобы кроха не утомился. Постепенно кроха научится задерживать на нем взгляд и будет прислушиваться к звукам, которые издает мобиль. Такие упражнения помогают развивать зрение, внимание и слух.

19. С первых дней называйте малыша по имени. Чтобы ребенок прислушивался к вашей речи, говорить с ним надо ласковым голосом, спокойно. Меняйте интонацию в зависимости от того, что вы говорите. Не растягивайте слова, произносите их отчетливо. Привыкнув с первых дней к общению, малыш в будущем будет легко идти на контакт.

20. Старайтесь чаще подходить к крохе. Когда меняете подгузники или кормите, проговаривайте, что вы делаете: «Ты плачешь, потому что голоден. Сейчас я тебя покормлю, тебе будет не из-за чего переживать». Благодаря этому, повзрослев, малыш научится словами выражать свои чувства и эмоции.

В первые дни жизни у крохи происходит потеря массы тела — из-за этого не стоит переживать. Масса тела малыша уменьшается из-за перехода к новому типу питания — при выходе из водной среды наблюдается дефицит молока и воды в первые дни. Также у малыша отходит первородный кал (меконий).

Больше полезных и интересных материалов об уходе за грудными детьми — в нашем канале на Яндекс.Дзен .

Период новорожденности знаменует начало младенческого возраста и охватывает первые недели жизни малыша. Главной его особенностью выступает отсутствие поведения в собственном смысле слова.

Наблюдаются лишь инстинктивные формы – безусловные рефлексы. Поведение ребенка связано с выделением какого-то объекта из окружающего мира. Новорожденный же большую часть времени спит и просыпается лишь для того, чтобы поесть. Он совершенно беспомощен и без опеки и заботы взрослого может погибнуть.

Поэтому период новорожденности рассматривается как переходный между внутриутробным и внеутробным. Ребенок уже отделился от матери физически, но не физиологически, потому что она обеспечивает все его жизненно важные функции, начиная с кормления. С первого дня жизни малыша его жизнь социально опосредована.

Такое опосредование состоит прежде всего в уходе за ребенком. Применяемые при этом средства – предметы для кормления, купания, сна, то есть для удовлетворения физиологических потребностей, социально сформированы, выработаны в процессе культурно-исторического развития общества. А с другой стороны, важнейшим средством опосредования выступает сам социально организованный образ жизни младенца, и прежде всего режим дня, предполагающий соответствующее чередование сна и бодрствования.

По мере роста и развития младенца инстинктивные формы поведения теряются, что дает возможность для практически безграничного формирования новых, социальных форм поведения, которые вырабатываются в течение жизни.

Условные рефлексы формируются на основе зрительного и слухового сосредоточения на лице и голосе матери, которое возникает во время кормления ребенка в положении под грудью. Такое сосредоточение – очень важное приобретение новорожденного, поскольку определяет в дальнейшем развитие всех многообразных собственно человеческих форм поведения.

Взрослый является центром ситуации развития младенца. Он организует жизнь ребенка, вызывает и поддерживает его активность, наполняет бодрствование малыша новыми впечатлениями. Подчеркнем, что особенностью психического развития младенца является тот факт, что развитие органов чувств опережает развитие телесных движений и, более того, создает предпосылки для их формирования.

Взрослый стимулирует становление у ребенка новых эмоций. Первые эмоции новорожденного отрицательные, ведь для него важно показать окружающим, что ему угрожает, что его не удовлетворяет. В ответ на доброжелательное внимание, любовь и заботу взрослого у малыша возникают положительные социальные переживания.

Первой социальной эмоцией, первым социальным жестом выступает улыбка ребенка в ответ на разговор с ним взрослого. Она говорит о том, что малыш выделил первый объект, на который направил свою активность. Таким объектом является взрослый.

Улыбка свидетельствует о том, что заканчивается период новорожденности и начинается новая стадия развития – период младенчества. На границе этих периодов вырабатывается особое поведение ребенка – «комплекс оживления», специфический акт поведения младенца в отношении взрослого. Он включает, кроме эмоциональных реакций, двигательные и вокализации.

Таким образом, взрослый стимулирует развитие важных потребностей малыша – социальных потребностей в познании и общении.

Несмотря на кратковременность периода новорожденности, происходят важнейшие приобретения в плане психического развития:

  • отделение сна от бодрствования, постепенное превращение бодрствования в особый период активности и деятельности;
  • выделение первого объекта в окружающей действительности (взрослый, ухаживающий за ребенком);
  • появление первой ответной реакции в ответ на воздействия взрослого (положительная эмоциональная реакция и свидетельствующая о ней улыбка);
  • зарождение и развитие первой формы поведения – комплекса оживления;
  • развитие органов чувств, выражающееся в проявлении зрительного и слухового сосредоточения на лице взрослого.

Суммируя все вышесказанное, можно выделить особенности развития ребенка в период новорожденности. К ним относятся: отсутствие сложившихся форм поведения при наличии минимального количества врожденных рефлексов и наиболее быстрое развитие органов чувств по сравнению с движениями, а главное — социальная опосредованность жизни с первых ее дней.

Новорожденность — это период от первых минут жизни до 28 дня. В эти дни происходит огромный скачок в развитии ребенка. О основных стадиях развития ребенк а возраста от новорожденности до трех месяцев, отражающие последовательность созревания нервной системы после рождения мы и поговорим в нашей статье.

Первые 2 часа жизни — начало воздействия внеродовых внешних факторов (гравитация, свет, звук, сигнализация от начавших работу легких, сердца и кровеносных сосудов).

Первая неделя жизни — первичная настройка жизненно важных функций в качественно новых, внеутробных условиях.

Положение ребенка:

Руки согнуты во всех суставах, пальцы сжаты в кулачок и приведены к туловищу. Ноги согнуты и слегка отведены в бедрах.

В вертикальном положении имитирует шагающие движения.

Нарушения:

Большие пальцы на руках спрятаны вовнутрь кулачка. Ноги разведены в позе «лягушки» или наоборот, сильно перекрещены и при их разведении в тазобедренных суставах ощущается тугоподвижность и щелчки, говорящие о дисплазии, вывихе или подвывихе.

Если ребенок перенес форсированные роды, гипоксию или асфиксию, то у него будет сохраняться патологическая поза в течение нескольких часов. Она характеризуется слабым сгибанием конечностей в сочетании с мышечной гипотонией и гипорефлексией, при этом плечи и стопы лежат на столе и не приподняты. Если через несколько часов или дней состояние ребенка не улучшится, и поза конечностей не станет активной, характерной для здоровых новорожденных, необходимо начинать корригирующий массаж (с 2-недельного возраста по согласованию с педиатром или микроневрологом).

От 2 до 12 недель — критический послеродовый период — первый этап обучения после рождения. Относительно стабилизированы жизненно важные функции, анализаторы мозга адаптированы к новым условиям жизни. Первичный период отражения внешней среды. Кратковременно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним. Вздрагивает при резком звуке и мигает. Появляется первая улыбка.

Тонкая моторика:

Выражен хватательный рефлекс (прикоснитесь своим пальцем к внутренней поверхности ладошки малыша: ребенок схватывает ваш палец).

Положение ребенка:

Лежа на животе голову поворачивает в стороны, чаще к источнику света, напрягает ножки, когда вы прикасаетесь к ступням, создавая для них опору. Появляется навык удерживать голову в вертикальном положении, постепенно разжимаются кулачки, кисть готовится к навыку схватывания. Есть опора на ножки, шагание. К концу первого месяца жизни, а иногда и раньше, появляется зрительное сосредоточение на предмете, прослеживание движущегося объекта одними глазами, без участия головы. Множественные беспорядочные движения конечностями, приведенными к туловищу, с повышенным тонусом сгибателей. Захватывание одной руки другой.

Нарушения:

Нет навыка, удерживать голову в вертикальном положении, кулачки остаются сжатыми, большой палец по-прежнему приведен вовнутрь, опора ног только на кончики пальцев вместо всей ступни (на цыпочки). При шагании ножки перекрещиваются. Тонус мышц резко повышен. В другом случае может быть снижен мышечный тонус, отсутствует или слабая опора ног, нет шагания.

Второй месяц — снижается сгибательный тонус на положение туловища и конечностей, повышается тонус в разгибателях, нарастает объем активных движений.

Положение ребенка:

Чаще отводит руки в стороны, поднимает их выше горизонтального уровня, открывает кулачок. Поворачивает голову в стороны, на животе удерживает голову по средней линии более продолжительное время.

Все движения, особенно глазных яблок, становятся плавными, координированными. Следит взором за движущейся перед глазами игрушкой. Улыбается в ответ на ласковое обращение с ним, прислушивается, «гулит», преобладают положительные эмоциональные реакции. Постепенно угасает автоматическая походка новорожденного (шаговый рефлекс), начинают развиваться выпрямляющие рефлексы туловища, способствующие вертикальной установке тела. Формируется шейный лордоз.

Тонкая моторика:

Удерживает погремушку 5-10 секунд, прежде чем уронит ее (к четырем неделям ребенок сразу же выпускает погремушку из рук, к восьми — ненадолго удерживает ее в руке); исчезает хватательный рефлекс.

Нарушения:

Тонус мышц повышен, руки не отводятся в стороны. При попытке поднять ребенка за руки из положения, лежа на спине голова свисает. В то же время ребенок может лежа на животе высоко поднимать голову. При этом мышцы спины напряжены и хорошо заметны поперечные кожные складки, пересекающие позвоночник. В позу эмбриона такой ребенок складывается с большим трудом из-за спастичности шейных мышц.

О дальнейшем развитии ребенка можно прочитать тут .

Видео о стадии развития ребенка — новорожденный

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector