Развитие ребенка после года по месяцам

Развитие ребенка после года по месяцам
Время в первый год жизни малыша летит очень быстро. К году ребенок, как правило, уже уверенно сам ходит на ножках, может брать небольшие предметы, хорошо понимает речь мамы и папы, с удовольствием играет и, конечно, с огромным любопытством наблюдает за окружающим миром. Главная задача родителей в этот период – направить его развитие в нужное русло. Как это сделать правильно, рассказывают специалисты центра раннего развития «Каркуша».

Интеллектуальное развитие

Поскольку ребенок пока довольствуется ролью наблюдателя, игры должны быть направлены на активное получение зрительных, слуховых и тактильных впечатлений, их осмысление, запоминание и применение.

  • Сделайте тематические альбомы «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Одежда» и другие, наклеив в обычные блокноты для рисования соответствующие картинки. Давайте его рассматривать малышу, называя изображенное.
  • Также ребенку полезно разглядывать семейный альбом, где собраны качественные фотографии ближайших родственников, которых он хорошо знает.
  • Если выдался солнечный день, покажите ребенку, что предметы и люди отбрасывают тень, поиграйте зеркальцем, попробуйте наступить на нее или поймать солнечного зайчика.
  • Включайте ребенку музыку разных направлений, изучайте, как звучат разные музыкальные инструменты, это способствует развитию слухового восприятия.
  • Игры с сортером и геометрическими фигурами сформируют у ребенка представления о разных размерах и формах.
  • Соберите ребенку его первую библиотеку из книжек с толстыми картонными страницами и красочными рисунками. Конечно, он не научится сходу читать, но полюбит заниматься с книгой, это первый шаг к чтению.
  • Поощряйте общение ребенка с другими детьми и взрослыми.
  • Играя с малышом, предоставляйте ему свободу действий, даже если с вашей точки зрения он делает что-то неправильно.
  • Купите конструктор типа «Лего» с крупными деталями, кубики, игрушки без музыкальных и других развлекательных элементов. Игры с ними заставляют проявлять фантазию, самостоятельно придумывать сценарий.
  • Постепенно приучайте ребенка к самостоятельности, разрешайте ему вам помогать, давая посильные поручения.

Ограничьте просмотр телевизора и занятия с планшетом. Из-за «готовых» развлечений ребенок становится пассивным наблюдателем, а не активным участником игрового процесса, как должно быть.

Речевое развитие

В норме активный словарь годовалого ребенка состоит из 10-12 односложных или двусложных слов. Одно слово часто обозначает полную фразу, кроме того, малыш дополняет слова жестами и мимикой. Для этого возраста характерно становление и совершенствование навыков речи, но сами по себе они не появятся. Речевое развитие требует максимального внимания родителей. Итак, что нужно делать?

  • Постоянно разговаривайте с малышом и следите за правильностью своей речи, ведь вы являетесь почти единственным образцом. Годовалые дети хорошо понимают то, что говорят ему родители.
  • Рассматривая иллюстрации в книжки, описывайте их вслух, задавайте малышу простые вопросы, например, «где у кошки хвостик?».
  • Читайте вслух короткие сказки, стишки, потешки. Включайте детские песенки, пока ребенок бодрствует.
  • Пропевайте с малышом гласные звуки и слоги, постепенно усложняя «песенку».
  • Рассказывайте крохе об окружающем мире, обо всем, что вы видите во время прогулки или дома: как называется, зачем нужно, что делает и т. д. Проговаривайте свои действия, описывайте предметы.
  • Обсуждайте сюжетные картинки, объясняйте ребенку, как выстроить логическую цепочку. Конечно, в основном говорить будете вы, но ребенок будет вас слушать и запоминать речевую модель.

Обязательно выполняйте зарядку для развития артикуляции, чтобы мышцы, участвующие в произнесении звуков, привыкли к новым движениям. Не пренебрегайте пальчиковой гимнастикой и массажем. Мозговые центры, связанные с нервными окончаниями на ладони и подушечках и отвечающие за крупную и мелкую моторику, находятся рядом с центрами речи, логического мышления, памяти.

Мелкая моторика

Важность развитой мелкой моторики очевидна. Педагоги центра раннего развития «Каркуша» рекомендуют выполнять следующие игры и упражнения:

  • Лепка из соленого теста, пластилина, глины. Начните с шарика, потом сплющите его в лепешку и скатайте колбаску и т. д.
  • Рисование обычными или пальчиковыми красками, карандашами. Сначала вам придется помогать малышу, поддерживать его ручку, показывать, как делать мазки и рисовать линии.
  • Создание композиций из пластилина, палочек, камешков, пуговиц, ракушек и др.
  • Шнуровка, наматывание ярких шерстяных ниток в клубок.
  • Бизи-боард. Ее можно купить в магазине или сделать дома: на лист фанеры прикрутите выключатель, шпингалет, счеты из крупных бусин, розетку с привязанной вилкой, лоскуты с липучками, кнопками и т. д.
  • Игры с рамками-вкладышами и сортером.
  • Заведите сенсорную коробку, туда нужно положить предметы разного цвета, формы, размера, веса, поверхностью.
  • Игры с цветным рисом, фасолью, макаронами: пересыпание, выкладывание узоров, «рисование» картин.

Прекрасные результаты дают различные эксперименты с песком и водой. Они оказывают постоянное воздействие на рецепторы и дают ребенку богатый тактильный опыт. Обязательно водите его в песочницу, играйте во время купания в ванне и детском бассейне, купите ему плавающие игрушки, формочки, сито, ведерко, совочек или ковшик, чтобы он мог играть с водой и песком.

Развивающие занятия с годовалым малышом должны строиться на следующих принципах:

    • Регулярность. Занимайтесь ежедневно, желательно в одно и то же время. Только в этом случае упражнения будут эффективны.
    • Разнообразие. Чередуйте упражнения, направленные на физическое,

познавательно, сенсорное, моторное, речевое, психическое развитие.

  • Игровая форма, так как игра – это ведущая деятельность маленького ребенка.
  • Небольшая длительность. В день достаточно потратить 10-15 минут на каждое упражнение.
  • Помощь. Вам придется постоянно помогать малышу, ведь многие действия ему придется выполнять впервые.
  • Комфорт. Занимайтесь в теплом проветренном помещении, убедитесь, что ребенок в чистом памперсе, хорошо себя чувствует, не испытывает голода и жажды, нормально поспал.

Если ребенок капризничает, то занятие лучше отложить. В случае если вы не можете сами заниматься с ребенком регулярно, запишитесь на занятия в центр раннего развития. Занимаясь в мини-группе под руководством опытного педагога, ребенок быстро социализируется и овладеет нужными навыками.

Дата публикации: 10.09.2018. Последнее изменение: 13.01.2020.

Рацион ребенка: питание с 1 года до 3 лет

Годовалый возраст знаменует собой особый период в жизни ребенка, когда он начинает проявлять интерес к еде взрослых. Малыш не только любопытствует, но просит кусочек того, что лежит в тарелке родителей. Каким должно быть детское питание от 1 года до 3 лет, как составить меню малыша и какие продукты включить в рацион ребенка, чтобы новые блюда пошли ему только на пользу?

Количество кормлений в день

Начиная с годовалого возраста ребенка нужно постепенно переводить на четырехразовое питание: завтрак, обед, полдник и ужин.

В обед малыш должен получать 40–50% всей пищевой ценности рациона, 50–60% распределяются на завтрак, полдник и ужин. В промежутках между основными приемами пищи ребенка можно угостить фруктами.

Суточный объем пищи ребенка

В возрасте от 1 года до 1,5 лет рекомендуемый суточный объем пищи ребенка – 1000–1200 мл. А от 1,5 до 3 лет – до 1400 мл. Разумеется, это количество способны «освоить» не все дети, так как все индивидуально. К тому же объем съедаемой малышом пищи зависит от ее вида и питательности.

Рекомендации по продуктам питания в возрасте от 1 до 3 лет

Кисломолочные продукты

В возрасте от 1,5 до 3 лет в сутки ребенку в среднем требуется:

  • 5 г сыра;
  • 25–50 г творога (жирность 5–11%);
  • 5–10 г сливок или сметаны (10–20%);
  • 500–550 мл молока и кефира (3,2–4%).

В возрасте 1 года ребенку в день необходимо 100 г мяса, с 1,5 лет – 120 г. Рекомендуется готовить блюда из говядины, телятины, индюшатины, мяса кролика и ягненка. Вкусны и полезны субпродукты: печень, язык, сердце. Блюда из них быстрее и легче перевариваются, богаты белком и жирорастворимыми витаминами. Но! Если у ребенка есть проблемы с почками, желчным пузырем или склонность к аллергии, введение субпродуктов в рацион на данном этапе не рекомендуется.

Мясо можно готовить в виде паровых и духовых котлет, рагу и обжаренного фарша.

А вот с колбасами и сосисками ребенка лучше не знакомить, так как качество этой продукции чаще всего вызывает сомнения.

Куриное яйцо

Детям необходимо давать по 1 яйцу не чаще 2 раз в неделю исключительно в сваренном вкрутую виде или в виде парового омлета.

Если у ребенка нет аллергии на морепродукты, его рацион рекомендуется дополнять блюдами из рыбы морских и речных сортов. От жирных и деликатесных сортов, копченой и консервированной рыбы, а также икры следует воздержаться. Суточная норма потребления рыбы – до 30–40 г.

В детском меню рыба может быть представлена в вареном и тушеном виде, в виде котлет и биточков. Разумеется, перед приготовлением ее необходимо очищать от косточек.

Овощи

В детском меню должны присутствовать картофель, морковь, капуста, кабачки, тыква, свекла, репа, горох, фасоль, бобы. Томаты давать до 3 лет нежелательно, так как они раздражают желчный пузырь и часто вызывают аллергию. В возрасте от 1,5 до 3 лет детям рекомендуется ежедневное употребление картофеля в количестве до 100–120 г, а также 150–200 г других овощей в виде супов, салатов, гарниров.

В возрасте от 1,5 лет ребенка необходимо кормить свежей зеленью: петрушкой, шпинатом, салатом и зеленым луком, используя для заправки супов, салатов и вторых блюд.

Фрукты и ягоды

В сутки дети в возрасте от 1 до 3 лет должны съедать 100–200 г фруктов и 10–20 г ягод. Это могут быть яблоки, груши, сливы, бананы, вишни (без косточек), черная смородина, крыжовник, брусника, клюква, черноплодная рябина и облепиха.

От 1 года до 1,5 лет ребенку стоит предлагать осветленные соки, а после 1,5 лет – соки с мякотью (до 100–150 мл в день после еды).

Если малыш пробует ранее незнакомый сок, начать надо с 1–2 ч. ложек в первой половине дня, чтобы увидеть реакцию организма.

Крупы

Каши рекомендуется готовить из овсяной, гречневой, ячневой, пшенной, пшеничной, кукурузной и перловой круп. Суточная норма потребления круп для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет – 15–20 г.

Макаронные изделия

В возрасте 1,5 лет дети уже могут есть лапшу и вермишель в виде супов и гарниров. Однако макаронные изделия богаты углеводами, поэтому злоупотреблять ими в детском рационе не стоит. Суточная норма потребления лапши и вермишели для детей от 1,5 до 3 лет – не более 50 г.

Сахар

Ребенку в возрасте от 1,5 до 3 лет можно употреблять до 30–40 г сахара в сутки. Это количество уже входит в хлебобулочные изделия, соки, фрукты и сладости. Злоупотребление сахаром снижает аппетит, негативно влияет на обменные процессы и ведет к появлению избыточного веса.

Сладости

В возрасте от 1,5 до 3 лет детей можно угощать пастилой, мармеладом, фруктовой карамелью, повидлом и зефиром.

Шоколад

С шоколадом и шоколадными конфетами надо повременить до 3-летнего возраста, так как они провоцируют возбудимость нервной системы и могут вызывать аллергические реакции, нагружают поджелудочную железу и раздражают желчный пузырь.

Жидкую и полужидкую пищу нужно заменять более плотной, чтобы научить ребенка ее пережевывать. Для этого вводите в рацион малыша разваренные каши, тушеные овощи, овощные и крупяные запеканки.

Здоровое питание – привычка, формируемая с детства

Формирование культуры питания происходит уже в раннем возрасте. Поэтому родителям важно своевременно приучать малыша к тому, что вкусно и полезно. А готовить питательные и диетические блюда можно по нашим рецептам для детей – в них уже есть вся полезная информация по калорийности и содержанию микро- и макроэлементов, чтобы мамам и папам было удобно составлять подходящее для малыша меню на каждый день.

В возрасте от 1 до 3 лет ребенку в сутки необходимы:

  • белки – 50–60 г, включая 70–75% белков животного происхождения;
  • жиры – 50–60 г, в том числе около 10 г жиров растительного происхождения;
  • углеводы – 220 г.

Олеся Бутузова, врач-педиатр: «Важный совет – правильный пример. Если вы хотите, чтобы малыш с детства привыкал к правильному питанию, кушайте здоровую пищу. Не стоит требовать от ребенка любви к отварной капусте брокколи, если сами при нем кушаете копченую колбасу. Здоровое питание – общее правило для всей семьи!»

Автор: Елена Нерсесян-Брыткова

Первый год жизни малыша очень ответственный и радостный для родителей. За этот год ребенок из беспомощного маленького комочка превращается в самостоятельного человека, способного не только говорить и стоять на ногах, но и обладающего своими предпочтениями, характером и вкусом.

Каждый новый навык малыша приносит родителям гордость и огромную радость за свое сокровище. Темпы развития малышей первого года жизни зависят от множества факторов, поэтому ожидать строгого соответствия в развитии ребенка определенным стандартам было бы ошибкой со стороны родителей. Однако существуют ориентировочные нормы, по которым можно судить о развитии ребенка, которому исполнился 1 год.

Вот какие эти нормы, которые должен уметь выполнять годовалый ребенок:
1. В конце первого года жизни малыш осваивает самостоятельную ходьбу. Некоторые дети, в основном девочки, в это время уже начинают ходить без поддержки, а другие — делают только первые шаги. Большинство детей в этом возрасте, освоив ходьбу, предпочитают ползать, а не ходить. Ведь «ходьба на четырех» гораздо комфортнее и надежнее, чем качаться на двух ногах.

Не следует торопить малыша, пусть он наберется уверенности. Родителям детей, которые в возрасте 1 год только ползают, не нужно старательно заставлять малыша вставать на ноги, а надо хвалить его и поддерживать за освоение новых навыков в передвижении. Набрав уверенности, под одобряющие улыбки родителей, малыш очень скоро сам встанет на ножки и начнет ходить.

Развитие ребенка после года по месяцам

2. В возрасте 1 год малыш старается подражать услышанным звукам, словарный запас у него достигает обычно 10 слов. Чаще всего это слова: «Ма-ма», «Па-па», «Ба-ба», «Ням-ням» и другие. Он уже понимает требование родителей, знает всех членов семьи по имени, хоть и не называет их. Пассивный словарный запас у малыша огромен, он узнает членов семьи на фотографиях, на картинке животных, показывает свой нос, ротик, глазки и другие части тела по просьбе родителей.

Малыш уже улавливает интонацию взрослых и обижается, если его ругают. Он умеет обобщать предметы, людей и животных. Например, если он называет «пи-пи» свою машинку, то при поездке на машине он также повторяет «пи-пи». Годовалый малыш хорошо воспринимает простые мелодии и чувствует их ритм.

В этом возрасте дети очень послушные, они с удовольствием выполняют такие просьбы родителей, как «подай», «подними», » убери», «поцелуй», «обними» и так далее. Он хорошо понимает значение слова «нельзя». Малыш способен различать основные цвета: красный, синий, зеленый, черный и белый. Он при просьбе: «Подай, пожалуйста, мне синий кубик» находит его среди игрушек и протягивает взрослому.

Развитие ребенка после года по месяцам

3. Годовалый ребенок активно передвигается по комнате и играет с другими людьми. Он внимательно изучает свои игрушки и окружающие предметы, гремит и стучит ими, бросает и ползает за ними. Ему очень нравится складывать предметы в коробочки и доставать их оттуда, открывать шкафчики и закрывать их дверца. Он внимательно наблюдает за взрослыми и пытается повторять их движения.

Если ему покупают новую игрушку, он протягивает его взрослым, чтобы они показали, как им надо играть. Малыш годовалого возраста любит катать игрушки на колесиках, собирать кубики и играть в прятки. Он уже умеет искать спрятанные игрушки, а также всегда держит родителей в поле своего зрения. Если видит, что они ушли в другую комнату, быстро ползает или идет за ними.

Опорожнять содержимое ящиков для белья и кухонного шкафа, передвигать предметы интерьера, опрокидывать стулья, тянуть за собой все, что ему под силу, раскрашивать стены и книги, пробовать на вкус предметы, попадающие ему на пути — вот любимые занятия малышей этого возраста. Он радуется тому, что ему удается выполнять те же движения, что и взрослым. Ругать его за это и тем более наказывать нельзя, ведь он их делает не из-за вредности. Просто за малышом, которому исполнился один год, надо все время следить и с терпением учить их понимать, что такое «плохо» и что такое «хорошо».

4. Ребенок в возрасте 1 год приобретает простые навыки самообслуживания. Он уже умеет пить из чашки, пытается кушать ложкой, сам протягивает руку за хлебом, берет кусочки еды и преподносит их ко рту. У него уже имеется 12 зубов: восемь из которых резцы, а четыре — жевательные. Рацион питания малышей в этот период должен быть разнообразным, богатым витаминами, кальцием и фосфором.

5. Годовалый ребенок должен уже проситься на горшок. Если ваш малыш этого еще не делает, то виноваты в этом сами родители. Лучше всего начинать приучать малыша к горшку с шестимесячного возраста, а если вы это время упустили, то начинайте это делать сейчас. Малыш, которому исполнился 1 год, уже хорошо понимает, что требуют от него родители и быстро привыкает к горшку. Но поступать опрометчиво и заставлять малыша часами сидеть на горшке не следует, процесс приучения должен быть постепенным, но регулярным.

Все дети развиваются по-разному, своим индивидуальным путем. Поэтому эти нормы развития ребенка и являются ориентировочными. Если ваш ребенок еще не соответствует какой-то норме из вышеописанных, то это не значит, что он отстает в развитии. Наверняка, он умеет что-то другое, чего не умеют другие. Главное в развитии ребенка первого года жизни — это его здоровье и желание познавать окружающий мир. Задача родителей — поддерживать его и помочь малышу в этот не простой для него период жизни.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Вот и наступил последний месяц первого года жизни Вашего малыша. Совсем скоро он задует первую свечку на торте в честь дня своего рождения. Крошечный новорожденный превратился в маленького, но уже самостоятельного человечка.

Физическое развитие ребенка

В среднем дети за первый год жизни утраивают свой вес, а итоговая прибавка в росте составляет около 25 см. Таким образом, к 1 году рост ребенка в среднем достигает 75 – 76 см.

Малыш уже может уверенно стоять без опоры, активно ползает, приседает, выпрямляется, поднимается на ноги из любого положения, залезает на кресло, кровать и спускается на пол. Ребенок хорошо ходит с поддержкой за ручку, а возможно, и самостоятельно. Годовалый ребенок идет, широко расставив ножки: стопы направлены в стороны, ноги согнуты и в тазобедренных, и в коленных суставах, позвоночник в верхней части согнут кпереди, в остальных отделах – выгнут назад. Ручки сначала вытянуты вперед для сокращения расстояния, потом балансируют для сохранения равновесия или согнуты и прижаты к груди для страховки при падении. Дальнейшее совершенствование ходьбы происходит вплоть до младшего школьного возраста.

Развитие ребенка после года по месяцам

Навыки и умения годовалого ребенка

Малыш узнает всех близких (в том числе, на фотографиях), радуется их появлению. Он очень эмоционален, активно проявляет свои чувства: целует, обнимает Вас или наоборот выражает недовольство в ответ на запрет или строгий тон Вашего голоса. Реагирует на музыку: танцует и «подпевает» в такт. Ребенок с удовольствием рассматривает свое отражение в зеркалах, играет с ним и строит рожицы. А еще он без труда изображает мимику взрослых.

В год малыш может сосредоточено заниматься одним делом около 5 минут. Он может по просьбе взрослого принести свои игрушки, при этом он способен взять сразу несколько в одну руку. Кроме того, ребенок может положить игрушку под мышку, чтобы освободить руки для другой.

Он уже хорошо различает все основные цвета, узнает и показывает животных на картинках. Малыш может собрать пирамидку из трех-четырех колец, построить башню из двух-трех кубиков. Играет в простые сюжетные игры.

В этом возрасте дети обожают высыпать игрушки из коробки и складывать их в нее. А еще им нравится давать Вам предметы и забирать их обратно. К годику малыш овладевает и простейшими бытовыми навыками. Он откусывает и жует кусочки хлеба, печенья, пытается кушать с помощью ложки, самостоятельно пьет из бутылочки, поильника и даже кружки. Ребенок может помогать Вам себя умывать и одевать, протягивая ручки и ножки.

Малыш понимает слово «нельзя», но не всегда подчиняется запрету. Важно не употреблять это слово слишком часто, и не отменять запрет. В противном случае Вы рискуете тем, что ребенок не будет воспринимать его серьезно.

Развитие ребенка после года по месяцам

Развитие речи

Речь годовалого малыша наполнена эмоциями, не соответствует правилам грамматики, напоминает междометия. Ребенок по большей части общается сам с собой, но ожидает от Вас понимания. В ответ он с радостью выполняет и Ваши просьбы.

В среднем речевой запас ребенка в этом возрасте насчитывает от трех-четырех до десяти-пятнадцати слов. Но слов, значение которых он понимает, намного больше. Малыш с удовольствием подражает голосам животных, интонациям взрослых и сверстников.

Ребенок может показывать по Вашей просьбе предметы, которые Вы называете, части тела, а также выполнять различные действия: танцевать, улыбаться и так далее.

Первый и такой волнительный год позади, а впереди Вашего малыша ожидает чудесный период детства, а также множество новых и увлекательных открытий. Желаем удачи!

Материал подготовлен на основании учебника «Пропедевтика детских болезней», под редакцией Воронцова И. М., Мазурина А. В. 3-е изд., доп. и перераб. — СПб: ООО «Издательство Фолиант», 2009. — 1008 с.

Материал носит информационно-справочный характер и не заменяет консультацию специалиста или визита к лечащему врачу.

Важное примечание: Грудное молоко — лучшее питание для ребёнка, его необходимо сохранять как можно дольше. Если грудное вскармливание невозможно, педиатр поможет Вам подобрать молочную смесь, по составу и свойствам приближенную к грудному молоку. Similac Gold 2, Similac Комфорт 2, Similac Гипоаллергенный 2 предназначены для детей от 6 до 12 месяцев.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector