Развитие ребенка на 4 месяце жизни

Условно формирование сна младенца в первые 4 месяца можно разделить на три периода (речь идет о возрасте, рассчитанном от предположительной даты родов, т. е. мамы недоношенных детей должны прибавить к этим цифрам то количество недель, на которое малыш не доношен).

Первый период: первые 8 недель жизни

Ребенок спит почти так же, как недавно спал в животе у мамы. Его биоритмы не сформированы, малыш живет по своему четырехчасовому ритму, инверсия сна (путаница дня и ночи) в этом возрасте — норма.

Сон не организован, привычки сна отсутствуют, сон может длиться от 30 минут до 4 часов, общее количество сна в сутки — 15–18 часов.

Второй период: с 8-й по 12-ю неделю

Появляется «социальная улыбка». К этому возрасту уже происходит формирование ночного сна, заканчивается путаница дня и ночи.

Ребенок может беспрерывно ночью спать 4–6 часов, ночной сон составляет 8–9 часов.

Дневной сон все еще не организован, дневные сны — от 30 минут до 4 часов.

Третий период: с 12-й по 16-ю неделю

Формируются циркадные ритмы.

Ночной сон увеличивается до 12 часов, ребенок может непрерывно спать 6–8 часов.

Формируется от 3 до 5 дневных сна (минимальной продолжительностью 30–40 минут).

Время бодрствования может достигать двух часов (в среднем полтора).

Теперь мы знаем, чего ждать от сна ребенка в первые 16 недель, но возникает вопрос: а что мы можем сделать, чтобы сон ребенка в реальной жизни развивался так же ладно и просто, как об этом написано в умных книжках?

Ответ простой: не мешать. Природа удивительным образом сама обо всем позаботилась. Современные мамы все меньше полагаются на свою интуицию, все хуже распознают потребности и сигналы ребенка, в то время как в их головах сталкивается масса противоречивых рекомендаций — начиная от советов советских бабушек «не приучай к рукам», «пусть полежит проорется», заканчивая современными «по каждому писку давай грудь, иначе вырастет, и будет у него депрессия».

Вдобавок такие блага цивилизации, как электричество (всего 100 лет назад мы жили без света и даже не мечтали о бодрствовании в 23.00, например, зимой, когда в 17.00 уже темно), свет от монитора компьютеров, планшетов, телефонов нарушают выработку гормона сна (мелатонина), что сбивает и формирование естественных биоритмов. Благодаря появлению стеклопакетов и батарей поменялся микроклимат в помещении, где спит ребенок. Воздух стал пересушенным, что неизбежно вызывает пересыхание нежной слизистой новорожденного, дети могут просыпаться от жажды или дискомфорта. Поэтому все советы по организации здорового сна ребенка будут сводиться к тому, чтобы вовремя выявлять потребности ребенка и создавать ему комфортные, естественные условия сна.

Новорожденность и второй месяц жизни

Первые 2 месяца жизни не боимся сформировать вредные привычки — ребенок еще не умеет анализировать и оценивать окружающую обстановку, причинно-следственные связи не формируются, а это значит, что приучить к рукам, качанию, засыпанию на груди невозможно. Удовлетворяем базовые потребности ребенка, переживаем с ним период фиолетового плача, обеспечиваем безопасный сон, комфортные условия сна, регулируем активное бодрствование и время для сна с помощью освещения и вида активности.

Третий месяц жизни ребенка

Появилась «социальная улыбка», а значит, ребенок начинает понимать причинно-следственные связи, анализировать изменения окружающей среды. Именно в этом возрасте оптимально создавать условия, которые способствуют формированию основ здорового сна, поэтому определяемся с местом сна. Укладываем ребенка спать в кроватку. Кроватка не манеж, в кроватке только спим!

Создаем комфортные условия сна:

1) темно (днем удобно пользоваться шторами блэкаут);

2) тихо (при невозможности обеспечить сон в тишине очень помогает белый шум, который поглощает посторонние звуки, а также успокаивает ребенка);

3) температура в помещении, где спит ребенок: летом 24–27 градусов, зимой 18–24, влажность 50–55%.

Наблюдаем за признаками усталости (отстранение, сосание, зевота, ребенок трет глазки, теребит волосики, чешет ушки, мотает головой из стороны в сторону). Ориентируемся на время бодрствования (45–60 минут). Укладываем ребенка спать, не давая ему переутомиться. Признаки переутомления: просится на ручки, капризничает, излишне веселый, активный.

Вводим ритуалы не только для сна, но и для всей активности в течение дня. Расслабляющий ритуал отхода ко сну (не более 10–15 минут), цель — расслабить и успокоить малыша. Важно четкое начало и конец, определенная последовательность (создаем благоприятные условия — надеваем подгузник — пижаму — колыбелька — покачивание).

Тренируем навык самостоятельного расслабления — наблюдаем за малышом и в тот момент, когда видим, что малыш готов уснуть, исключаем возбуждающие стимулы и даем возможность уснуть самому.

Вне контроля: время начала, продолжительность и количество дневного сна.

Четвертый месяц жизни

Продолжаем наблюдать за признаками усталости. Для того чтобы понять, правильное ли время бодрствования мы даем ребенку, следим за временем засыпания (в норме — около 15 минут) и качеством сна. В этом возрасте максимальное время бодрствования составляет около двух часов, причем после короткого сна оно сокращается на треть — до 1 часа 20 минут.

Смещаем время начала ночи на более ранний период (раннее укладывание — с 17 до 20 часов).

Важно помнить, что психологическое состояние мамы легко считывается ребенком. Если мама находится в стрессе, нервная, неуверенная, то ребенок не будет чувствовать себя в безопасности на руках у такой мамы, а значит расслабиться и заснуть ему будет очень трудно. В этом случае лучше поручить укладывать ребенка папе, а маму отправить отдыхать.

опубликовано 27/07/2018 14:03
обновлено 30/07/2018
— Рост и развитие, Сон

Развитие ребенка на 4 месяце жизни

Календарь развития ребенка 4-го месяца жизни (что умеет ребенок в 4 месяца?)

К началу четвертого месяца малыш не только совершенствует физические навыки, но также и становится более социально зависим – ему становятся неинтересны самостоятельные игры (с собственными ручками, мобилем на кроватке либо игрушками), для игр обязательно присутствие близких.

Осязание

Приобретает для малыша новые очертания – он осознанно тянется к заинтересовавшим его предметам, захватывает в руку и пристально изучает (не только зрительно, но и может потянуть игрушку в рот, переминать ее пальчиками, пытаться извлечь из нее звуки путем размахивания).

Основным осязательным инструментом познания окружающего мира является именно вкусовые исследования. Все, что попадает в руки, мгновенно отправляется в рот. Дело в том, что рецепторы языка являются более чувствительными, нежели нервные окончания пальцев и ладошек. Язычком малыш чувствует не только вкус, но и текстуру, объемность предмета. Не стоит запрещать ему такие исследования – необходимо предоставить малышу возможность безопасного познания предметов.

Для этого можно приобрести в магазине специальные грызуны различной структуры (шероховатые и гладкие, с поперечными и продольными рисунками и пр.), а также любые крупные детские игрушки (не мягкие). Можно также разнообразить количество таких предметов, например, тот же тканевый шарик обтянуть несколькими слоями пищевой пленки – мягкость игрушки сохранится, а вот впитывания ею слюны не будет (соответственно, ребенку в ротик не попадет слюна, пропитанная внутренней пылью игрушки).

Органы чувств

Зрительный аппарат приближается к завершающему этапу развития – малютка уже способен в полной мере различать цвета (но не оттенки), размеры и объемы предметов, расстояние до них. Формируются первые возможности зрительной памяти — ребенок узнает близких в непривычном образе (например, маму с полотенцем на голове, или папу в очках и шляпе).

Для дальнейшего развития зрительного аппарата необходимо стимулировать глазные мышцы посредством игр отдаления и приближения игрушки, ее перемещения в стороны. Также можно начинать играть с ребенком в прятки – эта игра развивает также и логическое мышление. Именно в этом возрасте формируется бинокулярное зрение, что предоставляет крохе возможность рассматривать предметы. Когда ваше лицо скрывается за полотенцем (желательно белым), глаза крохи фокусируются на большой однотонной площади, зрачки суживаются, а когда полотенце опускается и появляется лицо мамы – расширяются. Этот факт обусловлен не только площадью осматриваемого предмета (и наличием мелких деталей, на лице это нос, глаза, рот и пр.), но и активной работой головного мозга (исследования психологов Гесса и Полта).

Слуховой аппарат также активно развивается, причем интересным является следующее наблюдение: при пении (либо напевании мелодий или песен) мамой кроха реагирует более оживленно, чем на запись известных исполнителей либо музыкантов. Также если напевать быструю мелодию – кроха приходит в оживление, бурно реагирует, размахивает ножками и ручками, может начать «напевать» (гулить), если мелодия спокойная – малютка замирает, внимательно вслушиваясь в интонации пения.

Развитие слуха предусматривает, конечно же, раздражение слуховых связок различными звуками. Многие родители стремятся привить малютке любовь к музыке, включают ему произведения великих классиков, это, конечно же, замечательно! Но чем больший диапазон звуков кроха услышит – тем лучше, не стоит исключать неприятные звуки (например, шуршание, срежет, писк и пр.). Для адекватного развития слуха обязательно проводите с крохой такие игры:

  • произносите несложные слоги (ма, па, ба) попеременно то возле одного ушка крохи, то возле другого. При этом меняйте интонации, голос, громкость, через некоторое время малыш обязательно попробует вас копировать и произнесет первые слоги!;
  • разнообразьте музыкальные погремушки малыша – приобретите полный набор с различными звуковыми диапазонами, либо создайте их сами: в яйца от киндера положите различные крупы, мелкие камни, лоскутки фольги. Покажите малютке, как нужно извлекать из них звук, потрясите ручкой крохи с игрушкой, либо своей так, чтобы он видел ваши движения;
  • закрепите на ручке ребенка «музыкальный» браслет (крохотная игрушка, с вшитым в нее колокольчиком, закреплена на тканевом браслете). Меняйте местоположение игрушки (можно закреплять и на ножки), ребенка обязательно заинтересует, отчего при движении возникает звук.

Общение

Проявлять свою радость от появления мамы в поле зрения ребенок начинает, не дожидаясь речевого контакта с ее стороны – он активно машет ручками и ножками, гулит, улыбается и смеется. Малыш все больше овладевает искусством выражения собственных эмоций, теперь он может не только проявлять недовольство посредством плача, но и начинает хмуриться, кривить и поджимать губки.

Крохе становятся неинтересны игры наедине – он требует регулярного общения, при этом не переставая изучать все вокруг. Необходимо озвучивать привлекшие его внимание предметы, не усложняйте и не коверкайте их названия (кубик вместо куба, слоник вместо слона и пр.). Но также и не стоит упрощать слова (ляля, кися, ав-ав), у ребенка уже происходит формирование пассивного словарного запаса, и в будущем такое общение может стать причиной неправильного произношения и коверкания слов.

Для развития речевых навыков, а также и слухового аппарата, рекомендуется регулярно играть с малышом в «зеркальную» игру – повторяйте за ним его звуки, причем нужно стараться произносить их с той же интонацией, громкостью и протяжностью. После нескольких таких повторений введите собственный звук (например, ребенок произносит «а-а-а», вы же произносите «у-у-у»), кроха обязательно попытается его повторить.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector