Развитие ребенка до 1 месяца

Развитие ребенка. Периоды развития новорожденного ребенка

Новорожденным обычно считается малыш до 28 дней жизни от даты рождения. Различают ранний период новорожденности — 1-7 дней после рождения и поздний период 7-28 день от даты рождения. А грудничковый возраст ребенка педиатры делят по кварталам: 3 месяца, 6 месяцев, 9 и 12 месяцев жизни ребенка.

Ранний период развития новорожденного ребенка. Все дети рождаются с не законченным развитием всех внутренних органов и тканей, которые совершенствуются уже после рождения. Педиатры в этот период часто посещают ребенка дома. При первых посещениях они состояние ребенка оценивают, исходя из таких показателей, как режим и объем питания, развитие двигательных функций, функционирование кишечника, спокойствие сна, наличие инфекции, чистота кожи, реакция на мать и отца, или других членов семьи.

Чтобы определить достаточно ли ребенок питается, они ориентируются на вес ребенка. За первые 3-4 дня с дня рождения ребенок должен терять в весе. Причинами уменьшения веса новорожденного является «послеродовый стресс», не достаточное количество молока у матери и отхождения первородного кала и мочи. Обычно, потеря массы тела ребенка составляет 5-6% от первоначального веса. А уже с пятого дня жизни, малыш должен снова начинать набирать вес и к десятому дню жизни его вес должен быть примерно равен весу при рождении.

Стул младенца становится более водянистым с небольшим количеством слизи, он имеет равномерный цвет без выделений с зеленоватым оттенком. Количество их тоже учащается до 5-8 раз в день, а мочиться малыш до 10-15 раз в сутки. Обычно между 3-8 днями жизни у новорожденных наблюдается гормональный криз — набухают молочные железы, а кроме этого у девочек из влагалища иногда может выделяться мутная жидкость белого цвета.

Выдавливать содержимое из грудных желез нельзя. Гормональный криз, это результат влияния материнских гормонов, он не требует лечения и проходит самостоятельно. Массу переживаний и беспокойств у родителей в ранний период новорожденности вызывает физиологическая желтуха. Кожа ребенка рожденного с физиологической желтухой имеет желтоватый оттенок. Это считается нормальным состоянием организма, вызванное распадом красных кровяных телец эритроцитов и увеличением билирубина, жёлтых пигментов. Физиологическая желтуха у многих детей не требует какого-либо специального лечения и проходит через 1-2 недели после рождения. Иногда желтуха может быть причиной серьёзного заболевания — гемолитической болезни, результата несовместимости крови матери и плода.

Развитие ребенка до 1 месяца

Спит малыш в ранний период новорожденности обычно много, 16-18 часов в сутки. Будить малыша и кормить по графику не надо, лучше самим подстраиваться под биоритмы малыша. Многие маленькие дети любят днем спать больше, а ночью бодрствовать и кушать. Маме необходимо планировать кормления, пеленания и кормить малыша по первому требованию, даже ночью. Количество грудного молока у мамы, высасываемое за одно кормление, начинает чуть-чуть увеличиваться.

Важным фактором нормального развития малыша является его положение на кроватке. Лучшее положение для сна новорожденного ребенка на боку, поэтому необходимо периодически менять положение левый бок с правым, что поможет избежать деформации головки. Также, нужно помнить, что для правильного формирования позвоночника малыша не стоит класть под его подушку.

Поздний период развития новорожденного ребенка. Начиная со второй недели, малыш потихоньку начинает привыкать к новой жизни, он уже больше бодрствует и засыпает только через десять минут после кормления. Он начинает поворачивать головку не рефлекторно, а по направлению к услышанному голосу или звуку. Малыш подолгу может рассматривать крупные яркие погремушки, висячие над его кроваткой. Форма головки у него приобретает обычные круглые очертания.

Малыша начинают купать к концу второй недели, когда у него отпадает пуповина. Хоть и пупочная ранка к этому времени обычно заживает, но пока ее нужно регулярно обрабатывать.

В этот период малыш начинает испытывать дискомфорт, если у него мокро, ему холодно или больно, он плачет. А если его взять в это время на руки, то он успокаивается. Количество издаваемых звуков увеличивается, привлекая внимание, малыш может сопеть. Малыш активно сосет молоко, хватается за мамины пальцы, растопыривает пальчики ног, двигает ножками, выгибает позвоночник, если проводят пальцами по его позвоночнику.
Он уже может делать кое-какие движения осознанно, а не рефлекторно. Личико малыша уже не напряженное, во сне появляется бессознательная улыбка.

Новорожденный ребенок в конце этого периода умеет поворачивать и приподнимать головку, лежа на животике, а лежа на спине, поворачивает голову в сторону, откуда доносится знакомый голос или звук. Он уже рассматривает окружающих осмысленным взглядом.

Очень важно для гармоничного развития новорожденного малыша прогулки на свежем воздухе. Родители должны организовать дневной сон ребенка на улице, еще лучше — в парке или в лесу. Если по каким-то причинам этого сделать невозможно, комнату, где спит ребенок, надо хорошо проветривать, а также необходимо устранить источники раздражения — телевизор, компьютер, радио и т.д.

Малыш уже проявляет радость и недовольство: он плачет, кряхтит или сопит, когда ему что-то не нравится, и радостно улыбается, когда ему комфортно и спокойно, издает разные звуки при общении с мамой.

Темпы развития у всех новорожденных разные, и не стоит огорчаться, заметив какие-либо незначительные отставания. Если родители будут тщательно заботиться о своем ребенке, малыш быстро все наверстает. Очень полезно в этот период малышу делать массаж и гимнастические упражнения для укрепления мышц.

— Вернуться в оглавление раздела «Акушерство.»

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне

Развитие ребенка до 1 месяца

Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Первый год жизни ребенка — один из самых важных периодов.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Первый год жизни ребенка — один из самых важных периодов.
В это время закладывается жизненная программа развития малыша, происходит становление моторных функций, ребенок начинает ходить и разговаривать. Никакой другой возрастной период не характеризуется такими колоссальными перестройками. И ваша задача, как родителей, помочь малышу в становлении важных функций.

Ребенок до года каждый месяц своей жизни овладевает новыми психическими или моторными навыками. Однако нужно понимать, что в занятиях с малышом в этот период вы прежде всего должны ориентироваться на то, что уже может сделать ваш ребенок, а не на то, что малыш должен делать в этом возрасте.

Первое, что нужно предпринять для правильного развития и воспитания ребенка первого года жизни, — создать эмоционально-комфортную обстановку: касайтесь малыша, пойте ему песенки, разговаривайте с ним. Таким образом вы заложите основу хорошего психического и моторного развития вашего ребенка.

Во-вторых, обеспечьте малышу возможность двигаться. Движения — это естественная потребность человека. Откажитесь от пеленания, занимайтесь с ребенком. Так вы позволите развиваться не только моторным, но и психическим функциям малыша.
Чтобы понять, какие психомоторные функции сформировались у ребенка, необходимо проходить плановые осмотры у врача.

Невролог должен осматривать малыша, когда ему исполняется месяц, 3 месяца, 6 месяцев. В 9 месяцев осмотр проходит по назначению врача, если что-то тревожит педиатра или беспокоит маму. Следующий необходимый осмотр — в 12 месяцев, далее требуется только 1 осмотр невролога в году.

Сроки осмотра невролога у недоношенных детей другие. До года недоношенного ребенка осматривают 1 раз в два месяца, старше года — 1 раз в три месяца, старше двух лет — 1 раз в шесть месяцев, старше трех лет — 1 раз в году.

1 месяц

Что умеет малыш? К концу первого месяца жизни ребенок может несколько секунд удерживать голову в положении лежа на животе, он фиксирует взгляд и прослеживает за движущимися предметами (прослеживание неплавное, ступенчатое). Малыш поворачивает голову в сторону голоса матери или громкого звука.

Как развивать? С 2-3-недельного возраста при нарастании окружности головы ребенка до 37 см вы можете пользоваться кругами для плавания малыша. Тогда же можно начинать занятия на фитболе. Диаметр мяча в этом случае должен быть 55-70 см. В это же время начинают домашнюю гимнастику и массаж, который проводится очень легкими движениями, нежно касаясь кожи ребенка и фактически не воздействуя на мышцы.

Для развития слуха полезно создать условия, когда малыш слышит разные звуки: шум моря, пение птиц, песенки, которые вы исполняете сами.
Также необходимо менять положение ребенка в кроватке. Сначала он спит положением головы в одну сторону, в следующий раз — в другую. Это предотвратит возможное развитие врожденной мышечной кривошеи.

2 месяца

Что умеет малыш? В этом возрасте ребенок уже достаточно устойчиво и плавно прослеживает за предметами, следит за передвижениями родителей. В положении лежа на животе он устойчиво держит голову и поднимает плечевой пояс. Малыш прислушивается к голосу взрослых, а в ответ на обращение появляется улыбка, особенно если вы обращаетесь к нему с ласковыми словами.

Как развивать? По-прежнему необходимо много разговаривать с малышом, петь ему песенки, читать стихи. Хорошо приобрести яркую погремушку и показывать ее ребенку во время бодрствования или подвесить в кроватке на расстоянии 30-40 см. В этом возрасте необходимо стимулировать двигательную активность малыша, чаще выкладывать его на живот. Массаж и гимнастику нужно проводить 1 раз вдень по 5-6 минут (через 30-40 минут после кормления).

Хорошо, если ребенок остается в кроватке только во время сна. Когда малыш просыпается, вынимайте его из кроватки, давайте возможность наблюдать окружающие предметы. В это время также вводят упражнения на укрепление моторики; понемногу начинайте осуществлять перевороты со спины на живот.

3 месяца

Что умеет малыш? Ребенок уже устойчиво лежит на животе, поднимает плечевой пояс.
Очень долго и активно гулит, смеется на обращенную к нему речь. Малыш практически не нуждается в помощи, чтобы перевернуться со спины на бок; довольно активно с помощью взрослого переворачивается со спины на живот.

Как развивать? В возрасте 3 месяцев показан осмотр невролога для решения вопроса о назначении лечебного или оздоравливающего массажа. В это же время вы можете уменьшить температуру воды при купании. Если мы начинаем купания с 37-38 градусов, то теперь, уменьшая на 1 -1,5 градуса каждую неделю, мы можем свести температуру воды до 32 градусов.

4 месяца

Что умеет малыш? Ребенок удерживает голову, находясь на руках у взрослых в вертикальном положении, в течение длительного времени прослеживает за движущимися предметами. Малыш без посторонней помощи переворачивается со спины на живот; в положении на спине пытается захватить висящую перед ним игрушку и подтянуть ее к себе. При подтягивании за ручки ребенок активно присаживается.

В 4 месяца малыш уже хорошо узнает родителей, проявляет оживление при появлении в поле зрения родителей или знакомых, пытается реагировать на различную эмоциональную окрашенность голоса; плачет, очень эмоционально выражая свое недовольство.
Ребенок находит глазами невидимый источник звука, поворачивает голову в его сторону, длительное время, певуче, эмоционально гулит.
В это время появляются модуляции голоса, как говорят родители, «малыш начинает петь».

Как развивать? В это время практикуется плавание в ванной с кругом на шее (при этом можем еще немного снизить температуру воды).

Во время ношения ребенка постепенно формируем его вертикальное положение, но не забывайте, что малыш должен быть повернут к вам спиной, чтобы он мог рассматривать окружающие предметы.
При занятиях на фитболе вы можете придерживать только его ножки, а руки ребенок уже может фиксировать сам.
В этом возрасте хорошо выкладывать игрушки по бокам от ребенка, стимулировать его переворот со спины на живот. И с этого возраста уже можно окончательно перейти к ношению малыша в вертикальном положении, спиной к себе.

Показано, чтобы какую-то часть времени ребенок проводил на полу. Хорошо подходят для этих целей развивающие коврики, коврики-пазлы.

6 месяцев

Что умеет малыш? Ребенок свободно переворачивается со спины на живот, встает на четвереньки и раскачивается. Это этап «предползанья».
Малыш, подтягиваясь на руках, перемещается на небольшие расстояния.

Как развивать? В этом возрасте можно перейти на плаванье с кругом по типу свимтренер, т.е. круг надевается на ребенка, застегивается и позволяет малышу более активно использовать руки при плавании.

Это только кажется, что грудничок спит, ест, плачет и изредка улыбается. Его мозг выполняет работу, которая не снилась даже студенту Оксфорда. За первые три месяца объем серого вещества вырастает на 64% [1], а к концу первого года увеличивается в два раза. Результаты налицо: ежедневные новые навыки в движении, речи, памяти. Итак, что же умеет малыш в том или ином возрасте?

Главное, помните, все малыши очень разные и необходимые умения могут приходить в разное время. Не стоит волноваться, если малыш чего-то не умеет, а лучше спросите врача-педиатра.

  • плавно следит за предметами
  • прислушивается к голоса
  • гримаса улыбки
  • лежа на животе, пытается приподнять голову
  • поворачивает голову к свету
  • реагирует на звук
  • двигает активно руками и ногами, ручки сжаты в кулак
  • долго смотрит на неподвижные предметы
  • продолжительно следит за движущейся игрушкой
  • поворачивает голову в сторону голоса взрослого/любого громкого длительного звука
  • отвечает улыбкой на голос/разговор
  • первый смех
  • лежа на животе поднимает и непродолжительное время удерживает голов
  • рассматривает собственные ручки
  • оживленно/возбужденно реагирует на разговор
  • ручками пытается захватить игрушки
  • обхватывает собственные руки, сцепляет их в «замок»
  • лежит на животе до нескольких минут, опираясь на предплечья
  • уверенно удерживает голову — переворачивается на бок
  • переворачивается с живота на спину
  • издает протяжные звуки в ответ на другие звуки/голоса
  • улыбается
  • узнает маму и папу
  • громко смеется в ответ на разговор
  • захватывает игрушки, ощупывает их
  • пробует предметы «на зуб»
  • гулит — переворачивается на живот
  • следит за движениями родителей
  • проявляет «пищевой интерес», тянется за едой родителей
  • отличает близких, пугается незнакомых/чужих людей
  • узнает голос мамы
  • берет игрушку/погремушку из рук взрослого, удерживает ее
  • долго лежит на животе, опираясь на ладони, поднимая корпус
  • быстро переворачивается со спины на живот
  • может перекатываться по поверхности
  • сидит неустойчиво, родители с этого момента могут «присаживать» малыша самостоятельно на несколько минут
  • при тракции за руки пытается встать
  • продолжительно лепечет (произносит отдельные слоги), «поет»
  • удерживает круглые предметы, уверенно берет игрушки, подолгу занимается ими, перекладывая из руки в руку
  • передвигается переставляя руки; подползает вперед, отползает назад, не поднимая живота; крутится
  • пытается стоять на четвереньках, раскачивается
  • разнообразные эмоции, смехом/плачем выражает отношение к любым раздражителям
  • проявляет активный пищевой интерес, просит еду со стола
  • удерживает грудь при кормлении или бутылочку самостоятельно
  • ест с ложки густую пищу
  • уверенно сидит, опирается на ручки
  • занимается игрушками, стучит, бросает, размахивает
  • стоит на четвереньках
  • ползает в разных направлениях
  • начинает понимать обращение к себе
  • подолгу лепечет
  • пьет из чашки с помощью взрослого
  • проявляет недовольство, требует
  • держится за барьер, пытается встать
  • встает на колени
  • самостоятельно садится, ложится
  • подражает действиям взрослого (толкает мяч, машинку, стучит)
  • произносит повторные слоги
  • пытается самостоятельно есть ложкой
  • по просьбе выполняет действия («ладушки», машет ручкой)
  • стоит у опоры/барьера
  • «приплясывает»
  • «работает» с предметами (нажимает, катает, гремит)
  • ходит вдоль опоры приставными шагами (+1 месяц)
  • находит предметы по просьбе взрослого
  • подражает речи и действиям взрослого
  • пьет из чашки, придерживая ее
  • первый шаг вперед
  • понимает просьбу «дай», находит и дает знакомые предметы
  • «заигрывает», выполняет заученные действия
  • реагирует на взрослого, опасается, тянет ручки
  • «работает» ложкой
  • погружает ложку в еду, подносит ко рту
  • радуется приходу взрослых
  • самостоятельно уверенно стоит
  • ходит с опорой или поддержкой (за палец взрослого)
  • самостоятельно ходит
  • первые слова («мама», «папа», «би-би», «дай» и тд.)
  • попытки бегать
  • контактирует с другими детьми, забирает игрушки у других детей
  • умеет есть ложкой, не проливая
  • пытается накалывать еду на вилку
  • строит пирамидку, складывает/разделяет игрушки по просьбе взрослого
  • произносит 15 – 20 слов, простые предложения, умеет требовать
  • изучает новое пространство самостоятельно, отталкивает маму

Развитие ребенка до 1 месяца

Развитие ребенка до 1 месяца

  • Важно знать: все малыши разные, и необходимые умения могут приходить в разное время. Главное, чтобы навык был освоен в принципе.

Статья подготовлена при участии Сеничкиной Олеси Владимировны – врача-педиатра родильного дома ГКБ №29

Долгие месяцы ожидания и волнений позади, а нелегкий труд и бесконечное терпение молодой мамы, прошедшей через роды, оценены по достоинству. И вот на руках у новоиспеченных родителей оказывается крошечный малыш, который навсегда меняет их жизнь, привнося в нее сотни забот и миллионы радостных моментов. Новорожденный только кажется беспомощным. На самом деле, познакомившись с новым членом семьи поближе, родители понимают, что ребенок в первые недели и месяцы жизни уже многое умеет и еще большему учится.

В течение года из сладко сопящего комочка он превратится в маленького, но уже вполне разумного человека, который будет самостоятельно сидеть, передвигаться, играть и болтать на своем собственном языке. А еще принимать непростые решения: «Есть или не есть цветную капусту?» Дети первого года жизни ставят эксперименты и делают логические умозаключения: «Если я бросаю ложку, она падает и звенит!»

Развитие ребенка по месяцам идет очень быстро — день за днем малыш меняется у вас на глазах. Каждый новый навык — большая радость для родителей, но вместе с переменами приходят и новые вопросы:

Стоит ли волноваться, если темпы набора веса снижаются на шестом месяце жизни?

На какие особенности нужно обращать внимание при проведении медицинских осмотров?

Как организовать режим дня малыша, ведь в первые недели жизни он спит 18 часов в сутки, а к 12 месяцам только 1 раз прерывается на дневной сон?

Когда ребенок уже понимает слово «нельзя»?

Чтобы помочь молодым родителям, мы создали календарь развития малыша по месяцам. Он позволит сравнить показатели на весах с нормами, понять, каких достижений можно ждать в первый год жизни ребенка, узнать об особенностях детского здоровья, секретах прикорма и веселых играх, помогающих активному развитию малыша до года.

В первый год жизни ребенок развивается с поистине космической скоростью. Наблюдая за превращением сопящего младенца в сознательного человека, родители часто сравниваются темпы развития своего сына или дочки с переменами в других малышах. Это не возбраняется, но не слишком увлекайтесь. Не забывайте, что каждый ребенок индивидуален, а все нормы относительны.

Смесь молочная сухая начальная адаптированная Valio Baby 1 NutriValio для питания детей с рождения до 6 месяцев Подробнее

Смесь молочная cухая последующая адаптированная Valio Baby 2 NutriValio для питания детей с 6 до 12 месяцев Подробнее

Сухой молочный напиток «Детское молочко» Valio Baby 3 NutriValio для питания детей старше 12 месяцев Подробнее

Что умеет ребенок в 1 месяц

От рождения до 1 месяца малыш много спит (почти 70% времени) и часто кушает, его действия рефлекторны, а движения хаотичны. К концу первого месяца он обычно фиксирует взгляд на предмете, реагирует на громкие звуки, узнает мамин голос, начинает агукать и пытаться поднять голову, когда лежит на животе.

Что умеет ребенок в 2 месяца

Малыш становится активнее и меньше спит. Может не просто узнавать маму, но и угадывать её настроение, провожает взглядом предмет, пытается дотянуться до него, схватить. Движения становятся более осмысленными. Ребенок начинает улыбаться.

Что умеет ребенок в 3 месяца

Ребенок уже уверенно держит голову, выпрямляет ножки, пытается приподняться на локтях, когда лежит на животе. Развивается координация рук и глаз. Малыш становится более эмоциональным — смеется, подражает мимике родителей, плачет, требуя внимание. В это время уже можно распознать характер маленького человека.

Что умеет ребенок в 4 месяца

Малыш уверенно переворачивается со спины на живот, ползает, пытается сесть. Появляются любимые игрушки, он хватает их, рассматривает, пробует на вкус. Различает своих и чужих, начинает реагировать на свое имя.

Что умеет ребенок в 5 месяцев

Многие малыши этом возрасте уже сидят с опорой и пытаются встать на ноги. Ребенок с радостью играет с предметами — бросает, стучит, облизывает и пр. Побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, произносит первые слоги. Обычно в это время у детей начинают резаться зубы.

Что умеет ребенок в 6 месяцев

Дети в полгода самостоятельно садятся и сидят без опоры, пытаются встать на четвереньки, ползают по-пластунски. Малыш может пить из придерживаемой кружки, поднимает игрушки, перекладывает их, изучает. Ребенок в этом возрасте очень эмоционален — у него может часто меняться настроение.

Что умеет ребенок в 7 месяцев

Начинается «период непоседы» — ребенок активно ползает, встает у опоры, ходит за ручки. У малыша совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика. Он начинает подражать взрослым, произносить простые слова из двух слогов. В этом возрасте ребенок все пробует на вкус.

Что умеет ребенок в 8 месяцев

Малыш сам встает и свободно перемещается по знакомому пространству. Он может что-то принести или показать, машет ручкой на прощание, закрывает крышки, нанизывает кольца пирамидки. Любит танцевать. Появляются первые осознанные слова и большой диапазон эмоций.

Что умеет ребенок в 9 месяцев

Ребенок пробует есть ложкой, запоминает, куда мама положила предмет, знает слова «дай», «положи», «подойди» и т.п. Любит повторять действия взрослых, пытается манипулировать родителями при помощи крика и плача.

Что умеет ребенок в 10 месяцев

У ребенка в этом возрасте уже хорошо развита мелкая моторика, он выполняет более сложные действия, часто интересуется маленькими предметами, перекладывает их с места на место. Показывает части лица, называет животных, понимает слово «нет».

Что умеет ребенок в 11 месяцев

В это время малышу нравится быть самостоятельным (насколько это возможно) — он сам ест, пьет, одевается. Различает строгую речь, любит похвалу, много общается на «своем» языке.

Что умеет ребенок в 12 месяцев

Активно участвует в одевании, купании, кормлении. Начинает проявлять пищевые пристрастия. Знает, что делать с предметами, понимает все, что ему говорят. Сам может заявить о своих желаниях. Несмотря на «взрослость» очень нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам.

Также вы можете узнать основные правила ухода за новорожденным в нашем блоге.

Один год и 3 месяца – стартовал второй год жизни малыша. За свой первый год жизни ребенок значительно изменился – вырос на 20-25 см, утроил массу тела, приобрел новые навыки – научился пить из чашки, держать мелкие предметы. Развитие ребенка в 1 год и 3 месяца стремительно продолжается, малыш впечатляет моторными навыками и уже делает самостоятельные шаги. Как много достижений за такое короткое время!

Смесь молочная сухая начальная адаптированная Valio Baby 1 NutriValio для питания детей с рождения до 6 месяцев Подробнее

Смесь молочная cухая последующая адаптированная Valio Baby 2 NutriValio для питания детей с 6 до 12 месяцев Подробнее

Сухой молочный напиток «Детское молочко» Valio Baby 3 NutriValio для питания детей старше 12 месяцев Подробнее

В календаре вакцинации запланированы первые прививки против кори, эпидемического паротита и краснухи.

Что умеет ребенок от 1 года до 1 года и 3 месяцев

В возрасте от 12 до 15 месяцев ребенок закрепляет навыки, полученные ранее. Родители могут заметить, как повышается его физическая активность: малыш становится более подвижным, проявляет больше интереса к окружающему миру. В таком возрасте характер ребенка становится все более очевидным, появляется настойчивость и последовательность в достижении цели. Вот почему он может полдня лазить по стульям, дивану или мебели, пытаясь достать то, что ему недоступно, но очень интересно.

Навыки ребенка в 1 год и 3 месяца:

  • Практически без помощи может самостоятельно пройти небольшое расстояние, по-прежнему уверенно ползает.
  • Неплохо ориентируется в пространстве, может самостоятельно перемещаться из одной комнаты в другую.
  • Активно продолжает учиться навыку самостоятельного приема пищи, умеет держать ложку, чашку.
  • Может пользоваться такими вещами, как зубная щетка и расческа.
  • Активно работает моторика рук и пальцев, малыш удерживает мелкие предметы, играет с ними, при возможности пытается собрать и разобрать.
  • Указывает пальцем на различные предметы и животных, когда о них спрашивают.

Внимание детей на этом этапе развития прежде всего сосредоточено на предметах быта. Они внимательно следят за своими родителями, чтобы потом имитировать их поведение. Важным элементом социального развития ребенка является общение со сверстниками, которое стоит обеспечить, например, посещением игровой площадки.

Навыки ребенка от 1 года до 1 года и 3 месяцев

Навыки ребенка в 1 год продолжают развиваться. В этом возрасте ребенок знает, как бросить мяч или, например, взять лопаткой песок и положить в ведро. Он может легко открывать шкафы и выдвигать ящики, изучая их содержимое. Малыш на втором году жизни легко переворачивает страницы книг, открывает и закрывает коробки, кладет в них предметы и вынимает их. Он также может построить башню из кубиков, но не ожидайте, что сооружение будет высоким и сложным – вначале это будут 2-3 предмета.

Когда малыш что-то хочет, он протягивает палец к объекту и устанавливает зрительный контакт с родителем. Он начинает понимать, для чего используются повседневные предметы, например, держа расческу, будет пытаться расчесать себя или маму. Меняется характер игры ребенка, он пытается имитировать маму, например бросать предметы в ведро и перемешивать лопаткой, делая вид, что готовит.

Малыш говорит все больше, хотя дети могут сильно отличаться в этом умении – некоторые используют несколько основных слов (например, «мама», «папа», «нет», «дать»), в то время как другие уже знают с десяток слов, включая звуки, издаваемые животными (например, «гав», «мяу»). Репертуар жестов также расширяется, малыш активно использует ручки, может аплодировать, махать «привет» и «пока».

Рост ребенка от 1 года до 1 года и 3 месяцев – нормы для мальчиков и девочек

Рост ребенка в 1 год 3 месяца:

  • Девочки: от 74 до 78 см.
  • Мальчики: от 76 до 79 см.

Вес ребенка от 1 года до 1 года и 3 месяцев – нормы для мальчиков и девочек

Вес ребенка в 1 год 3 месяца:

  • Девочки: от 10 до 11 кг.
  • Мальчики: от 10 до 12 кг.

Психическое развитие ребенка от 1 года до 1 года и 3 месяцев

Дни, когда ребенок только спал, ел и плакал, давно прошли. Теперь он демонстрирует все более широкий спектр чувств: любовь, привязанность, независимость, гнев, страх, разочарование, упрямство, грусть и смущение. Психическое развитие ребенка на данном этапе дополняется эмоциями и любопытством. Начинает формироваться понятие о совместной игре, малыш осознает, что одному не так интересно собирать кубики или копать песок.

Годовалый малыш чрезвычайно интересуется окружающим его миром. Он любит игрушки, которые имеют необычные формы, охотно прикасается к ним и таким образом улучшает свое чувство осязания.

Психическое развитие ребенка в этот период продолжается совершенствованием устных навыков. Малыш начинает произносить имитирующие звук слова и отождествлять их с конкретными предметами в реальности. Когнитивное развитие ребенка становится все более и более продвинутым. Малыш, увидев котенка в книге, издаст кошачье мяуканье.

Чтобы помочь психическому развитию своего ребенка, родителям следует как можно чаще общаться с ним, пусть для начала это будут короткие беседы. Можно спросить ребенка, что он делает или что видит. Можно дать ему простую команду, например попросить помочь расставить книги на полке или собрать игрушки с пола.

Уход за ребенком от 1 года до 1 года и 3 месяцев

Уход за ребенком от 1 года прежде всего сводится к таким важным вещам, как контроль за его режимом сна, питанием, здоровьем, личной гигиеной. В этот период родителям необходимо начинать учить ребенка простым азам самообслуживания, например держать чашку или проситься на горшок. Чтобы ускорить приобретение последнего навыка, родителям рекомендуется усаживать малыша на горшок после еды или каждые 30-60 минут. Постепенно у ребенка выработается привычка, и он начнет сам проситься на горшок.

Питание в этом возрасте у малыша разнообразное, но по-прежнему еда готовится отдельно от взрослых. Основная пища подается в виде пюре, также рацион можно разнообразить легкими мясными бульонами. В этом возрасте ребенок уже должен познакомиться с такими продуктами, как яйца, гречневая каша, приготовленные на пару котлеты, молочные супы.

Говоря об уходе за годовалым ребенком, хочется отметить важность внимания, которое следует уделять малышу. Особенно это касается игр, способствующих социальному и психическому развитию ребенка. Игры с годовалым малышом должны развивать двигательную активность, креативность, воображение ребенка, рассказывать об окружающей среде и приносить радость, а также положительные эмоции.

Самым простым и при этом очень полезным может стать совместное чтение и рассматривание красочных книг. Например, книжки с картинками животных будут не только интересны годовалому ребенку, но и полезны для его развития. В процессе рассматривания каждой картинки следует объяснять ребенку, что на ней изображено, четко произнося название животного. Такое совместное времяпровождение тренирует концентрацию и память ребенка, помогает ему развивать речь и учиться произносить новые звуки.

Игры с годовалым ребенком не должны быть слишком долгими или скучными, в этом возрасте он еще не обладает развитой способностью концентрироваться. Поэтому нужно быть готовым к тому, что малыш и вовсе не захочет играть в игры, выбранные взрослыми. Родителям важно помнить, что полноценное развитие годовалого ребенка зависит не только от правильного воспитания или питания ребенка, но и от желания проводить с ним время и помогать познавать мир.

Развитие ребенка. Периоды развития новорожденного ребенка

Новорожденным обычно считается малыш до 28 дней жизни от даты рождения. Различают ранний период новорожденности — 1-7 дней после рождения и поздний период 7-28 день от даты рождения. А грудничковый возраст ребенка педиатры делят по кварталам: 3 месяца, 6 месяцев, 9 и 12 месяцев жизни ребенка.

Ранний период развития новорожденного ребенка. Все дети рождаются с не законченным развитием всех внутренних органов и тканей, которые совершенствуются уже после рождения. Педиатры в этот период часто посещают ребенка дома. При первых посещениях они состояние ребенка оценивают, исходя из таких показателей, как режим и объем питания, развитие двигательных функций, функционирование кишечника, спокойствие сна, наличие инфекции, чистота кожи, реакция на мать и отца, или других членов семьи.

Чтобы определить достаточно ли ребенок питается, они ориентируются на вес ребенка. За первые 3-4 дня с дня рождения ребенок должен терять в весе. Причинами уменьшения веса новорожденного является «послеродовый стресс», не достаточное количество молока у матери и отхождения первородного кала и мочи. Обычно, потеря массы тела ребенка составляет 5-6% от первоначального веса. А уже с пятого дня жизни, малыш должен снова начинать набирать вес и к десятому дню жизни его вес должен быть примерно равен весу при рождении.

Стул младенца становится более водянистым с небольшим количеством слизи, он имеет равномерный цвет без выделений с зеленоватым оттенком. Количество их тоже учащается до 5-8 раз в день, а мочиться малыш до 10-15 раз в сутки. Обычно между 3-8 днями жизни у новорожденных наблюдается гормональный криз — набухают молочные железы, а кроме этого у девочек из влагалища иногда может выделяться мутная жидкость белого цвета.

Выдавливать содержимое из грудных желез нельзя. Гормональный криз, это результат влияния материнских гормонов, он не требует лечения и проходит самостоятельно. Массу переживаний и беспокойств у родителей в ранний период новорожденности вызывает физиологическая желтуха. Кожа ребенка рожденного с физиологической желтухой имеет желтоватый оттенок. Это считается нормальным состоянием организма, вызванное распадом красных кровяных телец эритроцитов и увеличением билирубина, жёлтых пигментов. Физиологическая желтуха у многих детей не требует какого-либо специального лечения и проходит через 1-2 недели после рождения. Иногда желтуха может быть причиной серьёзного заболевания — гемолитической болезни, результата несовместимости крови матери и плода.

Развитие ребенка до 1 месяца

Спит малыш в ранний период новорожденности обычно много, 16-18 часов в сутки. Будить малыша и кормить по графику не надо, лучше самим подстраиваться под биоритмы малыша. Многие маленькие дети любят днем спать больше, а ночью бодрствовать и кушать. Маме необходимо планировать кормления, пеленания и кормить малыша по первому требованию, даже ночью. Количество грудного молока у мамы, высасываемое за одно кормление, начинает чуть-чуть увеличиваться.

Важным фактором нормального развития малыша является его положение на кроватке. Лучшее положение для сна новорожденного ребенка на боку, поэтому необходимо периодически менять положение левый бок с правым, что поможет избежать деформации головки. Также, нужно помнить, что для правильного формирования позвоночника малыша не стоит класть под его подушку.

Поздний период развития новорожденного ребенка. Начиная со второй недели, малыш потихоньку начинает привыкать к новой жизни, он уже больше бодрствует и засыпает только через десять минут после кормления. Он начинает поворачивать головку не рефлекторно, а по направлению к услышанному голосу или звуку. Малыш подолгу может рассматривать крупные яркие погремушки, висячие над его кроваткой. Форма головки у него приобретает обычные круглые очертания.

Малыша начинают купать к концу второй недели, когда у него отпадает пуповина. Хоть и пупочная ранка к этому времени обычно заживает, но пока ее нужно регулярно обрабатывать.

В этот период малыш начинает испытывать дискомфорт, если у него мокро, ему холодно или больно, он плачет. А если его взять в это время на руки, то он успокаивается. Количество издаваемых звуков увеличивается, привлекая внимание, малыш может сопеть. Малыш активно сосет молоко, хватается за мамины пальцы, растопыривает пальчики ног, двигает ножками, выгибает позвоночник, если проводят пальцами по его позвоночнику.
Он уже может делать кое-какие движения осознанно, а не рефлекторно. Личико малыша уже не напряженное, во сне появляется бессознательная улыбка.

Новорожденный ребенок в конце этого периода умеет поворачивать и приподнимать головку, лежа на животике, а лежа на спине, поворачивает голову в сторону, откуда доносится знакомый голос или звук. Он уже рассматривает окружающих осмысленным взглядом.

Очень важно для гармоничного развития новорожденного малыша прогулки на свежем воздухе. Родители должны организовать дневной сон ребенка на улице, еще лучше — в парке или в лесу. Если по каким-то причинам этого сделать невозможно, комнату, где спит ребенок, надо хорошо проветривать, а также необходимо устранить источники раздражения — телевизор, компьютер, радио и т.д.

Малыш уже проявляет радость и недовольство: он плачет, кряхтит или сопит, когда ему что-то не нравится, и радостно улыбается, когда ему комфортно и спокойно, издает разные звуки при общении с мамой.

Темпы развития у всех новорожденных разные, и не стоит огорчаться, заметив какие-либо незначительные отставания. Если родители будут тщательно заботиться о своем ребенке, малыш быстро все наверстает. Очень полезно в этот период малышу делать массаж и гимнастические упражнения для укрепления мышц.

— Вернуться в оглавление раздела «Акушерство.»

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Новый мир — новые ощущения. Твоему ребенку один месяц.

суббота, августа 1st, 2020

Развитие ребенка до 1 месяца

Из всех чувств у малыша лучше всего развито осязание. Его обоняние формируется ещё до рождения — именно поэтому ребёнок сразу же узнаёт свою мамочку. А слух? Это просто удивительно: малыш различает голоса родителей, которые слышал в утробе матери!

В первый месяц развивается и вкус. От природы ребёнка привлекает сладкое, но постепенно кроха научится воспринимать и другие вкусы, ведь вкус грудного молока меняется в зависимости от того что ест мама.

Как мы растём

Малыш растёт не по дням, а по часам. Только в первые месяцы развитие ребенка происходит так быстро: рост ребёнка увеличивается на три сантиметра, а вес — на 600 граммов. Дыхание малютки частое, неравномерное и поверхностное, поскольку легкие и дыхательная мускулатура у младенца в первый месяц жизни развиты недостаточно, а потребность в кислороде вдвое больше, чем у взрослого.

Развитие ребенка в первый месяц жизни

Каждый этап развития малыша – неповторим, и связан с новыми вопросами родителей. Получите советы от экспертов, персонализированную рассылку и возможность бесплатно тестировать продукцию с нами!

Новорождённый имеет немного необычную внешность: у него крупная голова, и по сравнению с ней грудная клетка кажется маленькой. При прохождении через родовые пути голова ребёнка часто подвергается продолжительному давлению, и в результате на высвобожденной её части может появиться небольшой отёк, который со временем проходит. В спокойном состоянии кисти рук малютки сжаты в кулачки, и лишь к концу 1 месяца ладошки начинают раскрываться. Возьми малыша под мышки и коснись его ножками горизонтальной поверхности – малыш «встанет», выпрямив ножки в коленях. Наклони его вперёд и он сделает несколько шаговых движений. Эти «первые шаги» приносят такую радость родителям! Если, к концу данного периода, малыш плохо хватает ручками, не опирается на ножки и при «ходьбе» сильно перекрещивает ноги, посоветуйся с невропатологом. В спокойном состоянии ребёнок лежит с согнутыми ручками и ножками.

Ты можешь аккуратно разогнуть ручку или ножку при переодевании, обработке кожных складочек, не причинив боли малышу. Высокий тонус в мышцах ручек и ножек — совершенно нормальное состояние для первых месяцев жизни ребенка. Но если малыш «зажат» слишком сильно, каждое непроизвольное движение вызывает беспокойство, это говорит о повышенном мышечном тонусе. Нормальное развитие ребенка в 1 месяц жизни предполагает, что уже в 10–14 дней малыш начинает кратковременно фиксировать взгляд на ярком движущемся предмете, попавшем в поле его зрения, вздрагивает при резком звуке и моргает. К 18–22-му дню он уже может задерживать взгляд на неподвижном предмете. А лежа на животе, не просто поворачивает голову, а пытается её приподнять на несколько секунд и удержать.

Общение, начиная с 1 месяца жизни — как важная составляющая правильного развития ребенка

Плачем малыш сигнализирует о том, что его что-то беспокоит. Прислушайся к его крику. Ты услышишь, что кроха передает тебе все свои эмоции. Когда малютка хочет кушать, в голосе звучат требовательные нотки, когда малышу некомфортно — неудовольствие, а если что-то болит — крик болезненный, раздражённый. Помни, что твое спокойствие и уверенность передаются малышу — это поможет вам лучше понимать друг друга. Дефицит или отсутствие общения даже у здоровых от рождения детей вызывает тяжёлое нарушение психического и физического развития. Разговаривая с малышом, нежно лаская и чутко реагируя на его плач, ты погружаешь ребёнка в «поток общения», прививая вкус к нежности и доброжелательному отношению. К концу первого месяца в ответ на твое обращение кроха не только замирает, но и улыбается. И вот она, первая улыбка! Сначала случайная — может быть даже во сне, а через какое-то время карапуз улыбнется именно тебе.

Мы знаем, что быть мамой — это не только безграничное счастье, но и большая ответственность. Мы поможем вам! Присоединяйтесь к Клубу Nestle Baby&Me!

Развитие ребенка до 1 месяца

Персональная рассылка про особенности развития твоего малыша

Развитие ребенка до 1 месяца

Советы экспертов и полезные статьи

Идеи развивающих игр от доктора-педиатра

Развитие ребенка до 1 месяца

Бесплатное тестирование продукции

Развитие ребенка до 1 месяца

Скидки и акции

Первый месяц (с момента рождения до 28 дней жизни включительно) называется периодом новорожденности или неонатальным периодом. Средний вес при рождении у мальчиков – 3200-3500 г., у девочек – 3000-3300. Средний рост новорожденного малыша 48-52 см.

В первые 3-4 дня после рождения ребенок теряет до 10% от первоначального веса, такая потеря в весе называется физиологическое снижение массы тела новорожденного. Поэтому при выписке ребенок на несколько грамм будет весить меньше, чем сразу после рождения. В дальнейшем ребенок при нормальном развитии должен ежедневно прибавлять в весе и к концу первого месяца прибавка в весе ребенка в среднем составляет 600 гр. в зависимости от массы при рождении, в росте малыш прибавляет 3-4 см.

Частота дыхания у новорожденного от 40 до 60 в минуту, частота пульса здоровых детей 120-140 ударов в минуту.

Физическое развитие новорожденного на первом месяце

Всё, что малыш сейчас умеет, происходит благодаря безусловным врожденным рефлексам.

В спокойном состоянии ручки и ножки новорожденного согнуты и прижаты или приближены к туловищу. Мышцы иногда непроизвольно подергиваются. Кисти сжаты в кулачок за счет повышенного тонуса мышц, однако погремушку в руке пока удержать не может. К концу месяца ладошки начинают раскрываться.

Ребёнок в 1 месяц

Если малыша положить на живот, то он пытается поднять и удержать голову несколько секунд. Лежа на спине самостоятельно малыш не может изменить положение своего тела. Если взять новорожденного на руки, то происходит запрокидывание головки назад за счет повышения тонуса разгибателей шеи, поэтому так важно родителям, беря ребенка на руки, поддерживать шейку. Ножки новорожденного совершенно не способны выдерживать ни малейшей нагрузки.

Новорождённый дышит преимущественно через нос с закрытым ртом. Затруднение носового дыхания приводит к развитию дыхательных нарушений, сопровождающихся втяжением межрёберных промежутков. Поэтому не забывайте очищать носик малыша.

Новорожденный много спит независимо от времени суток (примерно 19 часов), просыпаясь только на кормление и, насытившись, через 10-15 минут после кормления снова засыпает.

Психическое развитие новорожденного на первом месяце

Если понаблюдать за малышом, то можно увидеть, что ребенок во сне или во время бодрствования зевает, чихает, вздрагивает, потягивается. Улыбается во время сна или в ответ на обращение близких людей (так называемая скользящая улыбка). Поведение малыша пока больше рефлекторное (автоматическое), чем осмысленное.

С первого дня жизни у ребенка обнаруживаются все реакции органов чувств: вкус, зрение, слух, обоняние, осязание; также чувствителен к теплу, холоду и боли. Самый простой способ узнать есть ли у малыша так называемый холодовый стресс – это проверить температуру ступней и ладоней на ощупь; если ребенку не холодно, его стопы и ладошки будут тёплые.

В ответ на любой резкий запах у носа ребенок морщит нос, зажмуривает глазки и иногда чихает. В ответ на источник света новорожденный зажмуривает глазки. На второй-третьей недели жизни после рождения, если малыш не спит и спокоен, он лежит с открытыми глазами.

Здоровый новорожденный четко реагирует на звуки – при резких звуках вздрагивает, зажмуривает глазки. Отличает голоса родителей от чужих голосов. Успокаивается, услышав голос мамы или звон колокольчика. Издает требовательные крики, плачем дает понять, что его что-то не устраивает. После устранения причины дискомфорта малыш успокаивается.

Что любит новорожденный

Малышу очень нравится, когда его берут на руки, укачивают, утешают. Кормят по первому требованию, а не по расписанию. Когда слышит ласковый голос мамы; при таком общении малыш издает тихие короткие гортанные звуки. Теплоту от контакта с материнским телом при грудном вскармливании.

Что полезно для новорожденного

Правильный уход, любовь и забота родителей. Выкладывание на живот между кормлениями до появления признаков усталости. Массаж с двух-трёх недельного возраста (легкие поглаживания ручек, ножек, пальчиков, спинки и животика). Рассматривание черно-белых картинок (показывайте новорожденному на белом листе бумаги крупные черные фигурки). Подвешенные игрушки на расстоянии 40-50 см.

Осмотр малыша в поликлинике

В 1 месяц, в рамках диспансеризации, в поликлинике ребенка должны осмотреть врачи: педиатр, невролог, ортопед, детский хирург, офтальмолог (зрение оптимально проверить в 2 месяца жизни ребенка). А также сдать необходимые анализы и провести исследования.

В месяц решается вопрос о второй вакцинации против гепатита В при удовлетворительном состоянии здоровья (после сдачи контрольных анализов крови и мочи) и отсутствии противопоказаний к прививкам (например, если не было осложнений после введения первой вакцины).

Забота о здоровье и благополучии своего ребенка естественна для всех родителей. Но наибольшее беспокойство испытывают мамы и папы в 1-й год после рождения малыша. За эти 12 месяцев ребенок проходит по-настоящему огромный путь от беспомощного новорожденного до ребенка, который активно осваивает окружающий мир и умеет взаимодействовать с ним.

Развитие ребенка до 1 месяца

У каждого этапа этого пути есть свои особенности, и отчасти разобраться в них поможет таблица развития ребенка по месяцам, в которой приводятся основные показатели роста и веса.

Развитие ребенка по месяцам, а точнее основные физические параметры роста и набора массы тела, приведенные в таблице, можно отнести к усредненным, так как они не учитывают индивидуальных особенностей организма малыша. В любом случае каждый месяц жизни — это новые достижения для ребенка!

1-й месяц

В месячном возрасте малыш уже пытается на несколько секунд поднять голову, когда находится в положении на животе. Хорошо реагирует на громкий звук и на яркий свет. В ответ на громкие и резкие звуки или яркий свет малыш «защищается» — взмахивает ручками и затем прижимает их к телу.

2-й месяц

Взяв малыша на руки так, чтобы его тело находилось в вертикальном положении, вы увидите, что он кратковременно пытается или может удерживать голову. Ребенок уже не пугается звуков и света, а пытается плавно уследить за интересующим его объектом. Движущиеся предметы, находящиеся в пределах его досягаемости, он пытается схватить пальчиками, правда, получается это не всегда.

3-й месяц

Теперь малыш удерживает голову в вертикальном положении. А в положении на животе он уже способен опираться на локти и пытаться приподнять верхнюю часть корпуса. Он делает попытки перевернуться, ухватить простыню, тянуться за игрушками, но его координация еще не очень хороша, и не все попытки завершаются успехом.

4-й месяц

В этом возрасте малыш уже умеет хорошо отталкиваться ногами, когда вы его держите вертикально. Игрушки у него вызывают яркий эмоциональный отклик. Заинтересовавшись, малыш поднимает голову и тянется за ярким предметом в попытке схватить его.

5-й месяц

Ребенок переворачивается со спинки на живот и предпринимает попытки самостоятельно приподниматься, чтобы занять сидячее положение. Но долго в нем находиться не может. Зато он уже прочно держит в руке интересующий его предмет и внимательно его изучает, отличает близких людей от чужих и начинает понимать эмоции мамы по интонациям в ее голосе.

6-й месяц

Малыш научился не просто сидеть, а самостоятельно садиться. Он легко переворачивается с живота на спину и наоборот. Взяв ребенка за ручки, можно наблюдать, как он уже осознанно, а не рефлекторно пытается шагать. Он тянется за упавшей игрушкой, и если ему удается ее достать – поднимает без посторонней помощи.

7-й месяц

Это возраст, когда малышу уже недостаточно сидеть на месте. Он активно осваивает ползание, а, опираясь на мебель или другие прочные предметы, может стоять. Окружающий мир интересует малыша все больше. Он хорошо узнает предметы (особенно любимые), а изучение собственного отражения в зеркале становится одним из самых увлекательных занятий.

8-й месяц

В этом возрасте ребенок может долго заниматься с любимыми игрушками. С ним можно играть в «Ладушки». Он проявляет широкий спектр эмоций – от испуга до радости, а держась за руки мамы или папы, может достаточно уверенно переступать ножками по полу.

9-й месяц

Теперь малыш не просто умеет сам вставать на ноги и передвигаться, опираясь на мебель, он может даже отказаться от помощи взрослых и попробовать сделать все сам. Но здесь важно учитывать особенности развития ребенка и не торопить его с первыми самостоятельными шагами.

10-й месяц

Это возраст, когда малышу уже недостаточно проявлять эмоции мимикой. Теперь он умеет делать это с помощью односложных слов, движений рук. Он отлично имитирует все, что видит и слышит: жесты родителей, их интонацию, их занятия. Может подолгу заниматься простыми действиями: открывать и закрывать ящик комода или дверцу шкафа, бросать и поднимать игрушку и прочее.

11-й месяц

Коммуникативные навыки развились до той степени, что малыш умеет выражать свое согласие и несогласие, одобрение и неодобрение правильными жестами и мимикой. Отказываясь от чего-то, он качает головой и, соглашаясь, кивает. Он уже знает, какие звуки издают животные, и при просьбе показать что-то или что-то сделать обычно охотно соглашается.

12-й месяц

Ребенка интересует абсолютно все, происходящее вокруг: шум транспорта за окном, движения воды во время купания, более сложные игрушки. Он умеет выполнять трудные задачи, выраженные словами: по просьбе закрывает или открывает дверь, приносит нужные предметы из другой комнаты.

Все малыши разные, и если какие-то из описанных навыков появляются чуть раньше или чуть позже, не стоит переживать и расстраиваться! Обо всех особенностях развития ребенка вы всегда можете спросить своего педиатра.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector