Что должен уметь ребенок 5 лет:
- хорошо владеть своим телом;
- справляться с эмоциями;
- концентрировать внимание;
- проявлять интерес к узнаванию нового.
В этом возрасте дети уже полностью осознают себя как личность, стремятся к самостоятельности и к общению со сверстниками.
Физическое развитие
Пятилетний ребенок быстро бегает, хорошо прыгает и на двух ногах, и на одной, залезает и спускается по веревочным лестницам и шведским стенкам, перебирается через препятствия, двумя руками играет в мяч, освоил самокат и велосипед.
Всё это он умел делать и раньше, но к 5 годам он становится более выносливым, активен подолгу и меньше устает. Появляется уверенность — ваше чадо уже не остановится в раздумье перед лестницей, она теперь уже не преграда для него.
Костно-мышечный аппарат в 5–6 лет достаточно сформирован, многие малыши начинают всерьез заниматься спортом, и опытные тренеры уже видят их потенциал.
Моторно-двигательные умения
Тренировка мелкой моторики очень важна. Самому справляться с молниями на одежде, застегивать пуговицы, завязывать шнурки — это не только развивает самостоятельность, но и стимулирует работу мозга.
Впереди школа, и то, что должен уметь 5 летний ребенок делать руками — необходимый набор навыков для подготовки к учебе:
- уверенно держать карандаш;
- проводить линии в заданном направлении или по точкам, не отрывая карандаш от бумаги;
- штриховать рисунок прямыми линиями, аккуратно, не выходя за контур;
- обводить готовый контур рисунка, повторяя начертание;
- вырезать из бумаги сложные фигуры по контуру;
- самостоятельно делать аппликации из отдельных элементов по образцу;
- лепить из пластилина или глины отдельные детали и соединять их в простую составную композицию.
Развитие памяти, мышления, внимания
ВАЖНО!
К пяти годам психические процессы у детей совершенствуются и становятся все более управляемыми. Если раньше концентрация внимания, запоминание происходили самопроизвольно и только на чем-то очень интересном, то пятилетние малыши способны к осознанной познавательной деятельности и к решению более сложных задач.
Список того, что должен уметь ребенок 5–6 лет, уже отвечает требованиям подготовки к школе:
- удерживать внимание на одном задании до 15 минут;
- запоминать до 10 картинок, их вид, очередность и т.д.;
- анализировать предметы, явления, рисунки — находить сходства и отличия, лишние элементы, подбирать обобщенные понятия;
- удерживать в поле зрения до 10 предметов;
- определять последовательность событий в сказке или рассказе;
- запоминать и повторять длинные фразы;
- заучивать стихи, считалки, песни;
- собирать самостоятельно пазлы из 20 элементов.
Речь и эмоциональное развитие
В активном лексиконе воспитанника старшей группы детского сада около тысячи слов, которыми он владеет свободно. Понимает в четыре раза больше, и словарный запас все время пополняется.
В норме дети произносят чисто все звуки, кроме «р» — с ним до постоянных передних зубов многим справиться трудно.
Важно, чтобы речь была разнообразной, выразительной и логичной; в 5 лет ребенок должен уметь по стандарту начала подготовки к школе:
- строить фразы и предложения из 5–6 слов;
- использовать все части речи — глаголы, существительные, прилагательные, местоимения, числительные;
- правильно изменять слова по падежам, временам и числам;
- описывать предметы и наоборот, угадывать по описанию;
- понимать отличия в описании человека и животных (у людей руки, ноги, волосы, а у животных лапы, шерсть и т.д.);
- вести диалог — слушать и слышать, точно отвечать на поставленный вопрос;
- рассказать о себе — имя, возраст, где живет, как зовут родителей, что любит, а что нет;
- описать день — когда встал, где был, что было на нем надето и т.д.;
- пересказать сказку, рассказ, мультфильм;
- знать наизусть стишки, загадки.
Общие знания
У дошкольника 5–6 лет общее представление о мире, в котором он живет, включает знания:
- о растениях — различает деревья, кустарники, фрукты, овощи;
- о животных, диких и домашних — зверях, птицах, насекомых, рыбах и т.д.;
- о временах года, погоде;
- о своем доме, городе и т.д.
В этом возрасте детсадовец не просто отличает по картинке лошадь от собаки и бабочку от рыбки, но и способен объяснить, в чем разница.
В списке того, что должен уметь ребенок в пять лет, — начальные математические навыки:
- различать основные геометрические фигуры — треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, круг;
- знать числа от 1 до 9 и соответствующие цифры, считать до девяти предметов;
- уметь расставить числа от 1 до 5 в прямом и обратном порядке;
- сравнивать количество предметов, определять, где больше/меньше/поровну;
- ориентироваться в пространстве: справа/слева, выше/ниже, впереди/сзади.
Если ваш дошкольник уже научился производить простейшие арифметические действия — прекрасно, если нет — не пугайтесь. Читать и считать в пять лет еще рано.