В три месяца продолжается интенсивное физическое и эмоциональное развитие малыша. Вы наверняка стали замечать, что мышцы его окрепли, движения стали более скоординированными, а лицо приобрело осмысленное выражение на котором всё чаще и чаще появляется улыбка.
Физическое развитие ребенка на третьем месяце
В первые месяцы жизни происходит интенсивное физическое развитие ребенка.
Так, за третий месяц, жизни малыш в среднем набирает 800 грамм. А за истекший период 2200 грамм, то есть если ребенок родился с весом 3200 грамм, то в три месяца он должен весить 5400 грамм. При этом хочется обратить внимание, что вес ребенка — это весьма вариабельный параметр. Поэтому, при хорошем аппетите и самочувствии ребенка, допустимы небольшие колебания как в большую, так и в меньшую сторону.
Длина тела увеличивается на 3 см за месяц (за истекший период на 9 см).
Окружность головы увеличивается на 1,5 см, а окружность грудной клетки на 2 см за месяц.
Нервно-психическое развитие ребенка на 3 месяце
В три месяца ребенок должен хорошо держать голову в вертикальном положении, а также уверенно удерживать ее лежа на животе, опираясь на предплечья.
Малыш часто улыбается и у него появляется «комплекс оживления» при виде матери или других близких людей. «Комплекс оживления» проявляется радостным выражением лица, улыбкой и радостными движениями конечностей, малыш перебирает ножками и ручками.
Появляется гуление — малыш начинает произносить первые звуки (а-а, гу-у, э-э, г-ы-ы и другие).
На третьем месяце жизни дети начинают интенсивно привлекать внимание близкого человека, в ход идет все: улыбка, гуление, движение, крик, хныканье и даже плач.
Некоторые малыши в этом возрасте могут порадовать своих родителей и смехом.
От внезапного или резкого звука малыш может вздрогнуть и замереть ненадолго.
В три месяца ребенок может сделать гримасу, если ему что-то не нравиться.
Плач малыша тоже становиться более эмоциональным и отличается в зависимости от причины, которая его вызвала (недовольство, голод, испуг, сон, боль и другие).
В этом возрасте малыши понимают что такое «быть на руках», им на руках интереснее чем в кроватке.
В три месяца движения ребенка становятся более координированными, они лучше управляют своими ручками, могут взять игрушку и поднести ее к лицу.
Малыши начинают познавать свое тело и окружающие предметы, ощупывают свое лицо, ручки, ножки.
Постепенно увеличивается период бодрствования малыша, так он может активничать 1-2 часа подряд.
Зрение и слух ребенка третьего месяца жизни
В три месяца ребенок может сосредоточить взгляд и следить за яркими предметами, как лежа на спине, так и в вертикальном положении. Малыш уже может сосредотачивать свой взгляд на лице человека, который с ним разговаривает. Узнает маму и других близких людей. Начинает различать размер предметов.
В три месяца малыш четко распознает направление звука и поворачивает голову в ту сторону, откуда он раздается. Прислушивается к голосу взрослого. Очень полезно в этом возрасте включать малышам спокойные мелодичные композиции, например классическую музыку, считается, что она благоприятно влияет на развитие ребенка.
Следует отметить, что у трех месячного малыша совершенствуется и обонятельных анализатор, теперь Ваш малыш не только видит и слышит Вас, но и чувствует и узнает Вас по запаху.
Уход за ребенком на третьем месяце
Так же, как и в первые месяцы жизни, малыш очень нуждается в постоянном внимании и заботе родителей. Детям этого возраста нравится, когда его берут на руки, разговаривают с ним. Кто-то любит водные процедуры, а кто-то воздушные ванны, но и то и другое необходимо малышу в три месяца.
Малыш еще пока довольно часто опорожняет мочевой пузырь и кишечник. Стул у малыша может быть от 1 до 6 раз в день, он становиться более регулярным и однородным, но пока еще мягкий, сметанообразной консистенции. Поэтому, чтобы избежать опрелостей и раздражения кожи, не обойтись без частых подмываний и смены подгузников.
Если за окном хорошая погода увеличивайте длительность и количество прогулок на свежем воздухе.
Также не забываем про закаливание, массаж и гимнастику.
Ночью малыш спит около 10 часов, при этом остаются ночные кормления, во время которых малыш может находится в полудреме. Днем увеличиваются часы бодрствования, малыш может не спать 1,5-2 часа подряд. Не стоит укутывать ребенка, в периоды бодрствования он должен двигаться свободно.
Питание ребенка в 3 месяца
Необходимый объем пищи для ребенка в 3 месяца составляет 1/6 от массы тела, но не более 1 литра. Например, Ваш малыш весит 5400 грамм, то за сутки он должен съедать около 900 мл молока. Если малыш на грудном вскармливании, то число кормлений, обычно, около 10-12 в течение дня и 2-4 ночью.
Малыши на искусственном вскармливании, как правило, кушают каждые 3-2,5 часа днем и 1 раз ночью.
Трех месячному малышу вполне достаточно питательных веществ, витаминов и микроэлементов, которые содержатся в грудном молоке и в прикорме малыш пока не нуждается. Единственное, что можно добавить к грудному молоку — это витамин Д, но только после консультации с педиатром.
Необходимые обследования в 3 месяца
В три месяца обязательно нужно посетить педиатра, для оценки физического и нервно-психического развития малыша. Из узких специалистов необходимо посетить невролога, другие врачи по показаниям. Если малыша ничего не беспокоит, то дополнительные анализы и обследования не нужны.
В три месяца, согласно календарю профилактических прививок, здоровым детям делают прививку АКДС (комплексная вакцина от коклюша, дифтерии, столбняка), а также вакцинируют от полиомиелита.
Как играть с ребенком в 3 месяца?
В три месяца физиологический гипертонус прошел, малыш активно и свободно шевелит пальчиками, поэтому можно начинать развивать мелкую моторику рук. Для этого подойдут мешочки из разной ткани, наполненные разным материалом: бумагой, ватой, камушками, гречкой и др. Вкладывайте мешочки в руки малыша, чтобы он их ощупывал.
Также необходимо заниматься развитием речи, в три месяца малыш начинает гулить, помогайте ему овладеть новыми звуками. Побольше разговаривайте с ним, пойте песни, можно просто петь гласные буквы на распев, читайте сказки, рассказывайте потешки.
В этом возрасте малыши очень любят изучать окружающий мир. Берите малыша на руки и ходите по квартире, комнате, показывая и рассказывая об окружающих предметах.
Какие игрушки подходят в данном возрасте?
Для трех месячного малыша хорошо подходят игрушки погремушки с различными звуками (громкие, тихие, шуршащие, звенящие и др). Игрушки различной формы и текстуры для развития мелкой моторики.
Яркие игрушки разного размера для развития зрения. Можно показывать малышу то большую игрушку, то маленькую и следить за его реакцией.
В три месяца, во время купания, можно пользоваться резиновыми игрушками для ванны, это сделает принятие ванны еще более приятным и полезным.
Хочется обратить внимание родителей, что все дети развиваются индивидуально. Если у Вашего малыша еще что-то не получается не расстраивайтесь. Создавайте вокруг малыша положительный эмоциональный микроклимат, окружайте его любовью и заботой и сами не заметите, как Ваш малыш удивит Вас своими новыми способностями, навыками и умениями.
Три месяца – это возраст первых открытий.
Малыш обнаруживает, что у него есть ручки! И начинает активно учится ими пользоваться.
Психомоторное развитие ребенка в возрасте 3 месяца
• Ребенок все чаще делает попытки пользоваться обеими ручками одновременно.
• Может удерживать игрушку, может бросить её.
• Начинает гулить. Протяжные певучие звуки малыш может издавать по 10 – 15 минут подряд.
• Узнает и радуется появлению родных.
• Начинает тянуть в рот пальчики. После первых удачных попыток, малыш будет пробовать тянуть в рот всё, что попадается ему в ручку.
Развитие ребенка в возрасте 3месяца
Чем занять кроху в 3 месяца:
• Малыш с удовольствием рассматривает окружающие предметы. Носите его на ручках в положении «столбиком» или в слинге, чтобы малыш мог изучать окружающий мир. Комментируйте свои действия или называйте предметы, которые заинтересовали ребенка.
• Почаще разговаривайте с малышом. Песенки, стихи, потешки и прибаутки помогут малышу быстрее заговорить, да и просто слушать мамин голос – это так приятно! Помните, что чем больше времени ребенок проводит в позитивных эмоциях, тем крепче будет его нервная система, тем лучше малыш будет развиваться.
• Давайте ребенку потрогать предметы разнообразных форм и фактур. Это могут быть не только игрушки и погремушки, но и бытовые предметы, конечно, только те, которые не представляют опасности для ребенка – без мелких деталей (вроде колпачка от маркера), чистые, без острых краев.
• Выкладывайте ребенка на развивающий коврик, сшитый из разноцветных лоскутков, с шуршащими, пищащими, подвижными деталями.
• Мышечное напряжение исчезает, и пальчики малыша включаются в работу. Предложите крохе мягкие, наполненные шариками или резиновые игрушки.
• Начинайте знакомить малыша с пальчиковыми играми. В 3-4 месяца отлично подойдут первые попытки поиграть в Сороку-ворону и Ладушки.
Развитие привязанности к родным, положительных эмоций
- Общаясь с ребенком, постарайтесь забыть обо всех своих заботах, неприятностях, так как ребенок чувствует ваше эмоциональное состояние. Говорите, какой он умный, красивый, как вы его любите, используя ласковую, выразительную интонацию.
- Прижимайте ребенка к себе нежно, гладьте его руками, мягким полотенцем, перышками, ватными шариками, шелковыми и меховыми лоскутками, стимулируя осязание ребенка.
- Развитие звуковой активности и предпосылок речи
- Пользуйтесь любой возможностью, чтобы пообщаться с ребенком. Произносите выразительно и протяжно гласные «а», «о» и др., глядя ребенку в глаза, побуждайте его вам ответить.
- Повторяйте звуки, произносимые ребенком, находясь перед его лицом, чтобы малыш хорошо видел движения вашего рта и губ. Привлекайте внимание ребенка — высунув язык, двигая им вверх и вниз, из стороны в сторону, чмокайте, щелкайте языком, надувайте щеки и дуйте, чтобы ребенок пытался повторять ваши движения.
- Меняйте интонацию, высоту голоса (разговаривая тихо — громко, весело — грустно и т.д.). Побольше говорите с ребенком обо всем, что вы видите, делаете; тем быстрее он начнет лепетать и пытаться говорить.
- Пойте детские, колыбельные песенки.
- В первые месяцы жизни очень важно поддерживать спокойный уровень общения с малышом. Это убережет его от стрессов и поможет ему правильно развиваться.
Развитие слухового восприятия
- Говорите с малышом тихим, ласковым голосом. Уберите из окружения источники резких звуков.
- Привлекайте внимание ребенка самыми разнообразными звуками — пользуйтесь колокольчиками, погремушками, игрушками-пищалками, дудочками и другими различными музыкальными инструментами (играя сверху — снизу, слева — справа, далеко — близко от ребенка), хлопайте в ладоши, сводя до минимума посторонние звуки.
- Говорите обо всех звуках, которые вы слышите, но звуки не должны быть резкими и пугающими. Пойте ребенку различные песенки, ударяя в такт погремушками, маракасами и другими музыкальными инструментами.
- Зовите ребенка то низким, то высоким, то тихим, то громким голосом из различных частей комнаты.
- Слушание классической музыки вместе с ребенком является чудесным способом укрепить свою связь с ребенком и развить его умственные способности.
Развитие зрительного восприятия
- Наклоняясь к ребенку, улыбайтесь, делайте смешные гримасы. Приближайтесь — отодвигайтесь, передвигайтесь влево — вправо от малыша, побуждая его искать ваше лицо.
- Почаще меняйте положение ребенка в комнате, давая возможность увидеть новые предметы. Называйте все объекты, которые он видит.
- Во время бодрствования потрясите погремушкой, уводя ее от головы ребенка то в одну, то в другую сторону. Трясите погремушкой сначала медленно, потом быстрее, побуждая прослеживать глазами за звуком.
- Используйте музыкальную карусельку над кроваткой ребенка или сделайте ее сами, подвесив вешалку или зонтик выпуклой стороной вниз, развесив на концах спиц на ленточках яркие разноцветные шары, маленькие игрушки, колокольчики.
- Используйте яркие крупные картинки (1—2) с изображением игрушек, животных, развесив их вокруг кроватки ребенка, чтобы ребенок мог их видеть, но не мог дотянуться.
- Используйте черно-белые изображения лиц, игрушек, животных; картинки с изображением больших цифр, букв, нарисованных черным цветом, чтобы привлечь внимание ребенка.
- Используйте вырезанные из картона круги синего, желтого, красного и зеленого цветов, прикрепив их к стенке кроватки или разместив на стене комнаты. Показывая ребенку круг, называя его цвет, приложите к кругу игрушку такого же цвета, подготавливая его к пониманию сходства предметов.
- Используйте круг из картона, разделив его на секторы и раскрасив каждый сектор синим, красным, желтым, зеленым цветом. Закрепите круг так, чтобы он мог вращаться вокруг своей оси. Подвесьте игрушку на расстоянии не мене 50 см от глаз ребенка.
- Дайте возможность ребенку понаблюдать за лучом фонарика в темной комнате. Наденьте на ноги ребенка яркие носочки; потяните ноги ребенка к его лицу, чтобы он их мог видеть. Меняйте носочки, можно разные по цвету (можно пришить на них колокольчик).
- Показывайте ребенку зеркало, обучая его ориентироваться в частях тела, лица.
Развитие мелкой моторики
- Вкладывайте в руки ребенка свои пальцы, погремушки, яркие игрушки, предметы различной фактуры, комментируя все свои действия.
- Нашейте на пальцы старой перчатки маленькие кусочки различных тканей, пуговицы, нитки (кончики пальцев перчатки отрежьте), чтобы ребенок мог чувствовать ваши пальцы так же, как ткани.
- Гладьте ладошку ребенка, распрямляя пальчики, гладьте каждый пальчик, начиная от основания, а в заключение массажа слегка нажмите на ноготок. Массируйте иальны не только рук, но и ног ребенка.
- Учите ребенка сводить руки, играя в «ладушки».
- Учите держать в одной руке игрушку, в двух руках.
Развитие общей моторики
- Двигайте ногами, руками ребенка, ритмично декламируя при этом детские стишки.
- Подкладывайте под ножки ребенка свои руки, игрушки, чтобы укрепить его ноги с помощью пинков.
- Носите ребенка по дому вертикально, поддерживая его спину своей рукой, держа так, чтобы его головка была у вашего плеча, давая возможность видеть вещи и самому держать головку в течение нескольких секунд.
- Выкладывая ребенка на живот на твердую поверхность, возьмите яркую игрушку и перемещайте ее вверх — вниз и из стороны в сторону, побуждая малыша поднимать голову, удерживать ее несколько секунд и двигать ею; обхватив ножки ребенка в области голеностопных суставов, прикасайтесь большими пальцами одновременно к обеим его подошвам, стимулируя ребенка отталкиваться от ваших рук и двигаться вперед.
- Начните разговаривать и позовите ребенка, когда вы находитесь сбоку от кроватки, вызывая поворот головы его набок, лежа на спине.
- Выкладывайте ребенка животом на большой надувной мяч, придерживая его в области поясницы, осторожно покачивайте его вперед — назад, в сторону и по кругу.
- Делайте домашний массаж отдельных частей тела ребенка: рук, ног, живота, груди, спины, ягодиц, лица, ладоней, стоп после консультации медсестры по массажу.
- Взяв ребенка под мышки и поставив его лицом к себе, стимулируйте ходьбу ребенка, не позволяя малышу ходить на цыпочках.
- Не забывайте хвалить и жалеть вашего малыша.
Автор: Е.В. Ашкинезер
Практическое пособие для педагогов и родителей для работы с детьми раннего возраста «Развиваемся играя»