Развитие ребенка 3-4 года

Игра для малыша 3-4 лет — повседневное занятие, естественный способ общения и познания мира.

Мы часто хотим, чтобы наши дети развивались быстрее — как можно раньше научились читать, писать, считать — поэтому пытаемся придумать для них самые полезные игры, забывая, что для дошкольника абсолютно любая игра наполнена развивающими элементами, даже та, которая кажется нам бессмысленной.

А еще мы забываем, что письмо и чтение требуют особенного созревания сенсомоторных, высших психических функций, мыслительных операций и речи. Малыш должен сам проявить интерес к этим видам деятельности, а нам стоит набраться терпения и не настаивать на играх, которые малышу пока не по вкусу.

Для ребенка в 3 года очень важен не столько результат игры, сколько сам процесс — он не придаст значения, если у него не получится слепить из пластилина домик, который вы задумали.

Малыш будет радоваться самому факту игры — возможности получить новые эмоции, сенсорные ощущения.

Стоит помнить, что в 3-4 года дети еще не могут освоить игры со сложными правилами, хотя делают в этом направлении некоторые успехи.

«Уже в 2,5–3 года дети могут действовать в соответствии с простыми правилами, осуществлять действия по команде (например, игра «Добеги до флажка»). <…> На четвертом году жизни усложняется число выполняемых в игре действий и правил (например, сбивать кегли и вновь расставлять их)», — объясняют особенности детской игры в раннем дошкольном возрасте Александра Гогоберидзе и Ольга Солнцева, авторы книги «Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения».

Поэтому наша задача — предоставить малышу свободу творчества, безопасное пространство и дать несколько вводных для начала игры.

Родитель в ситуации игры с ребенком 3-4 лет выполняет роль партнера и проводника.

Необходимо поймать «волну», на которой находится ваш малыш, слышать, видеть и чувствовать своего ребенка, и тогда положительные эмоции от игры будут обеспечены всем участникам процесса.

А для того, чтобы вам было проще занять роль партнера и проводника, мы собрали несколько идей, которые пригодятся вам в домашних играх.

Игры в водный мир

Дети обожают игры с водой, так что вы точно порадуете своих непосед, если разрешите им повозиться в мокрой среде хотя бы полчаса.

Для игр с водой вам понадобится клеенка и большой контейнер для воды. Подойдут пластиковые ящики для игрушек, тазы для белья, миски — чем больше емкостей разных форм и размеров, тем лучше. Также понадобятся формочки, колпачки, стаканы из-под молочных продуктов. Обязательно возьмите дуршлаг, ситечко, пульверизатор.

За день-два до игры в разных формочках заморозьте воду. В формочки можно добавить красители или спрятать там какие-то маленькие предметы (например, наперсток, скрепку, камешек) или игрушки.

В день игры подготовьте все заранее: расстелите клеенку на пол, расставьте миски с водой, вытащите лед из формочек, чтобы он немного подтаял.

После того, как ваша водная среда будет готова, начинайте игру.

Например, в спасателей. Усадите любимые немокнущие игрушки малыша в стаканчик — это будет ваш корабль. Поговорите с малышом про тихое и волнующееся море, попросите его подуть на воду — так у вас появятся волны. Лед в ваших водах будет айсбергами, отколовшимися от большого ледника.

По сюжету вашей игры корабль потерпит крушение во время шторма, а малыш будет спасать (вылавливать) членов экипажа с помощью ситечка или дуршлага и переносить их на сушу.

Также на дне вашего моря можно разместить разные предметы и поговорить о свойствах воды: спросить малыша о том, как разные предметы ведут себя в воде (например, бумага, веточка, пластиковая крышка, кусочек пенопласта, металлическая машинка и т.д.).

В процессе такой игры ребенок развивает мелкую моторику, координацию движений, сенсорные способности, представления о формах, объеме, размере.

Игры с самодельным пластилином

Чтобы сделать массу для лепки в домашних условиях, вам понадобится:

2 ч.л. лимонной кислоты,

1 ст.л. растительного масла,

несколько капель пищевого красителя.

Чтобы получить пластилин, смешайте все ингредиенты в кастрюльке деревянной ложкой и нагревайте на небольшом огне до образования плотной массы. Дайте ей остыть, затем вымесите до гладкости. Храните массу в контейнере с плотно закрывающейся крышкой в холодильнике.

Эта масса не столь пластична, как фабричные аналоги, и тем не менее отлично подходит для игр.

Все дети разные, но общие показатели уровня развития, чем ближе к школе — тем более конкретные, и их необходимо учитывать.

Развитие ребенка 3-4 года

Физическое развитие

К 4 годам дети не просто вытягиваются, а внешне «взрослеют». В среднем рост составляет 98,3–105,5 см (мальчики) и 98,5–104,1 см (девочки); вес 15,1–17,8 кг (мальчики) и 14,8–17,7 кг (девочки).

  • быстро и хорошо бегают, уверенно «закладывают виражи» на поворотах, не теряя равновесия;
  • умеют перемещаться прыжками на двух ногах;
  • стоят и прыгают на одной ноге;
  • самостоятельно поднимаются и спускаются по веревочной лестнице или шведской стенке;
  • ловят и бросают мяч двумя руками, попадают им в цель;
  • пробираются под препятствием, перешагивают через пороги, бордюры и т.д.;
  • осваивают велосипед и самокат с боковыми колесами.

В этом возрасте организм ребенка достаточно окреп, а координация движений развита для начала занятий спортом. Будьте осторожны, не бросайтесь «с места в карьер» — начните с игровых групп у опытных тренеров, избегайте чрезмерных нагрузок. Важнее дать выход кипучей энергии вашего чада и вовремя выявить его собственные предпочтения.

Мышление, память и внимание

От трех до четырех лет происходит качественный скачок в умственном развитии детей. К «практическому» подходу в познании мира добавляется «теоретический»: не только потрогать руками или на вкус, а узнать у взрослых. Чада в этом возрасте засыпают родителей бесконечными «почему?», у них начинают формироваться основы абстрактного и логического мышления.

Конкретные навыки, что должен уметь 4-летний ребенок, очень разнообразны:

  • концентрировать внимание на 5–7 минут;
  • находить сходства и отличия предметов;
  • знать и использовать противоположные значения (антонимы) слов;
  • в группе предметов находить лишний;
  • объединять предметы в группы по самостоятельно определенным признакам, объяснять свое решение;
  • без труда запоминать небольшие стихи, сказки и рассказы;
  • запоминать события последних дней;
  • знать собственные имя-отчество-фамилию, имена членов семьи и своих друзей, домашний адрес, примерную дорогу из детского сада домой;
  • повторять последовательно цепочку слов;
  • по сюжетной картинке понимать и объяснять, что изображено.

К четырем годам у большинства малышей определяется главная рука. Пора учиться отличать «право — лево», «вверху — внизу», «сзади — впереди», «над — под» и т.д.

Речевое развитие и навыки общения

В лексиконе на пятом году около 4000 слов всех частей речи. К конкретным названиям добавляются обобщающие понятия (куртка — одежда, каша — еда, кубики — игрушки, дождь — погода и т.д.).

Необходимый минимум того, что должен уметь ребенок в четыре года в плане развития речи:

  • произносить все звуки четко; если есть проблемы с шипящими и «р», проконсультируйтесь с логопедом;
  • выговаривать многосложные слова;
  • говорить правильными предложениями по 6–7 слов;
  • составлять связный рассказ из 5–6 предложений;
  • понимать вопросы и отвечать на них;
  • различать интонацию речи.

ВАЖНО!
Наглядный показатель того, что ваш ребенок говорит хорошо, — его понимают посторонние люди, а не только члены семьи.

В 4 года уже интерсно начинать учить иностранный язык. Запомнить слова кроха мог и раньше, теперь он способен отличить, где русская речь, а где чужая.

В этом возрасте дети активно общаются друг с другом, находят друзей, ссорятся и мирятся. Постепенно уходят эгоизм и жадность, когда малыш прячет лакомства или игрушки — он уже понимает рациональные доводы, почему вредничать плохо, а делиться хорошо.

Мелкая моторика

Тренировка пальчиков не только готовит их к письму, она напрямую связана с мышлением и речью.

Если у ребенка все буквально валится из рук — это плохой признак. В 4 года ему необходимо уметь:

  • завязывать и развязывать узелки на толстом шнуре;
  • застегивать и расстегивать молнии и пуговицы;
  • надевать на нитку бусины средней величины;
  • лепить из пластилина простые и составные фигурки (грибок, снеговик и т.д.);
  • уверенно держать карандаш, провести линию по точкам, раскрашивать картинки, не выходя за контур;
  • ножницами вырезать из бумаги кружок, квадрат, треугольник и т.д.

Знания ребенка о счете, чтении, окружающем мире

В обязательном списке того, что должен уметь и знать ребенок в 4 года — основные представления о себе и о мире вокруг:

  • свое имя и возраст, как зовут родителей, бабушек, дедушек, адрес;
  • растения и животные (различать до десятка видов);
  • знать явления природы и соотносить их с временем суток и сезоном (чем отличаются ночь и день, зима и лето и т.д.);
  • предметы быта — еда, мебель, одежда и т.д. (как называются, зачем нужны);
  • представление о некоторых профессиях (доктор, продавец, воспитатель и т.д.), о разных социальных ролях мужчин и женщин.

Большинство четырехлетних детей знают буквы и цифры, но только как картинки. Читать и считать еще рано. В математике на пятом году важнее понимание разницы «один — много», «больше -—меньше». В чтении начинайте с запоминания и ассоциации заглавных букв, а уже потом слогов.

Обязанности по дому и навыки самообслуживания

Кроме умения и привычки чистить зубы, мыть руки, складывать одежду, в 4 года приучайте свое чадо собирать игрушки, относить испачканные вещи в стирку, застилать постель.

Если выполнить серьезную работу по дому малышу не под силу, то проконтролировать, сделали ли ее вы — вполне. Память у него в этом возрасте позволяет «работать ежедневником»: проверить, есть ли в ванной мыло или полотенце, купила ли мама хлеб и печенье, не пора ли гулять с собакой.

Игры и развивающие занятия

ВАЖНО!
Выбирая, чем интересным и полезным заняться дома с ребенком 4 лет, проконсультируйтесь со своими педагогами в детском саду. Они дадут конкретные рекомендации, на какую сферу обратить внимание, какие игры и развивалки подойдут вашему сыну или дочке.

Развитие ребенка 3-4 года

Когда ребенку исполнилось 3 года, то можно считать, ясельный период закончился. И из несмышленого малыша появляется настоящий человечек.

У ребенка теперь новый этап в жизни – младший дошкольный возраст.

Ребенку интересно бегать, скакать, он очень активный и подвижный, все больше, ему интересно гулять в компании сверстников.

Развитие ребенка 3- 4 года характерно тем, что ребенок отлично впитывает в себя большое количество информации, ему легко дается обучение.

Развитие ребенка 3-4 года

Промежуток от 3 до 4 лет – это важный промежуток жизни ребенка. Ребенок вступает в младший дошкольный период.

Сейчас у него отличная способность к обучению, и все его обучение происходит только через игру. Ребенок теперь хочет сам придумывать себе занятия и игры. Ему становится проще общаться с другими людьми. Теперь по мимо родительского общения или общения с близкими, ему хочется общаться и со сверстниками. В этот период он начинает понимать, что у других людей тоже есть чувства и желания, все чаще малыш начинает, учитывает пожелания других людей.
Теперь ребенок воспринимает себя отдельно от родителей. Теперь он личность.

Мнение ребенка нужно учитывать и уважать. Настало время «Я сам».

Ребенку все любопытно, его все интересует, он начинает задавать много вопросов, и ждет ответов. В его памяти отлично откладывается все то, что ему интересно, он отлично запоминает все, что ему понравилось.

За этот год у ребенка значительно улучшается речь, развивается воображение, он придумывает истории и рассказывает сказки. Он любит играть, и всю информацию, в основном, получает через игру.

У малыша меняется характер. Взрослые могут удивиться такому кардинальному изменению ребенка.

На этом этапе развития ребенок может пережить кризис трех лет.

У некоторых этот кризис проходит незаметно, а у кого — то может затянуться надолго.

Каким образом, проявляется этот кризис?

Развитие ребенка 3-4 года

Если ребенок раньше был спокойным и послушным, то теперь он, почему то постоянно спорит, не слушается наставлений взрослых и выдвигает свои требования. Ребенок становится очень упрямым.
Теперь чтобы не предложил родитель, у ребенка на все заготовлен отказ. Ребенок проверяет границы родительского терпения. Он должен знать насколько далеко он может зайти в управлении родителями. Он все чаще, пытается командовать, и старается сделать все, чтобы Вы пошли у него на поводу.

В этом периоде ребенок хочет быть самостоятельным и все чаще говорит « Я сам». «Я сам» говорит даже тогда, когда не уверен в своих силах.

Ребенок становится ревнивым по отношению к другим детям. Ему очень остро не нравится, у родителей может проявиться интерес к другим детям . Иногда ребенок начинает отгонять или даже драться с ребенком, к которому ревнует.

Развитие ребенка 3-4 года

Если Вы заметили такие проявления у Вашего ребенка, то в этом случае Вам надо набраться терпения и вооружиться хитростью.

Спокойно реагируйте на любые выступления ребенка. Когда у ребенка истерика, ругать его в этот момент не надо, он все равно не услышит. Поговорите с ним когда он успокоится. Если истерика случилась в людном месте, то стоит вынести малыша в более спокойное и безлюдное место.

Когда истерика закончится, а Вы увидите, что ребенок способен слышать Вас, в тот момент, ему стоит сказать, что выражать свои желания надо словами а не криками .

Такое поведение ребенка связано с тем, что происходит процесс отделения личности ребенка от родителей.

Развитие ребенка 3-4 года

Уступить малышу в такой ситуации нельзя, иначе он сделает свои умозаключения, типа «если вести себя так, то я получу все что захочу». И будет применять такое поведение и дальше.

Если ребенку что — то запрещено, то «НЕТ» должны говорить все члены семьи, ни от кого никаких уступок и поблажек не должно быть. Дайте понять, что ни истерики, ни крики ему не помогут.

Не стоит командовать малышом, а стоит просить его помочь Вам. В этом случае ребенок будет чувствовать свою важность и значимость, и с удовольствием будет помогать Вам.

У ребенка меняется характер. Этот кризисный период обязательно закончится. По — другому никак.

Главное «не давите» на ребенка, «не убивайте» в нем самостоятельность и личность, это может породить в человечке комплексы.

В это период ребенок уже самостоятельно собирает большие пазлы, строит устойчивые конструкции из кубиков, умеет держать карандаш и раскрашивать раскраски с крупным рисунком, сам рисует простые рисунки и уже может резать ножницами.

Прыгает на одной ноге, может лазать по лесенке, бросать мяч через голову а так же ловить его.

Развитие ребенка 3-4 года

Самостоятельно может надевать одежду, у которой нет застежек, сам моет руки, умывается. Самостоятельно ест и сам может убирать за собой игрушки.

Развитие ребенка 3 — 4 года — это интересное время. Постарайтесь, как можно больше уделять внимания Вашему ребенку, разговаривайте с ним, общайтесь. Чем больше он будет слышать сказок, песенок, рассказов или историй, тем больше у него будет слов в словарном запасе.

Будьте примером для своего ребенка, будьте не только родителем, но и другом!

Теперь давайте рассмотрим по предметно, конкретно, по каждому предмету, что должен уметь делать ребенок 3-4 ле т.

Развитие ребенка 3-4 года

В этом разделе представлены игры на изучение всех цветов радуги, а также других цветов, которые необходимо знать малышу. Учить цвета играя — это весело и интересно!

Геометрические фигуры

Дидактические игры из данного раздела познакомят малышей с простыми геометрическими фигурами, которые необходимо знать каждому дошкольнику. А забавные персонажи сделают процесс обучения ещё веселее и увлекательнее.

Пазлы для малышей

Простые пазлы для самых маленьких девочек и мальчиков, состоящие из 4-6 кусочков, складываются в милые красочные картинки. Игры-пазлы — лучший помощник при знакомстве ребенка с компьютером.

Логические игры

Данный раздел содержит простые игровые задания на логику, которые подойдут детям 2-3 лет. Онлайн игры для маленьких детей познакомят малыша с понятиями количества, размера, длины, высоты, веса и многими другими.

Раскраски для малышей

Эти детские раскраски обязательно понравятся малышам простыми милыми картинками и веселой музыкой. Подбирать цвета здесь очень легко, ведь палитра состоит только из подходящих к рисунку красок.

Этот раздел создан специально для деток, которые только начинают свое знакомство с компьютером. В нём вы найдете самые простые онлайн игры для самых маленьких детей, направленные на развитие внимания, памяти, логического мышления, цветового восприятия, а также разнообразные творческие задания — развивающие раскраски, пазлы и рисовалки. Их отличает простой, понятный интерфейс и элементарные задания, подходящие для детей от 2 до 4 лет.

Обратите внимание, что развивающие игры для малышей подразумевают участие родителей в игровом процессе, так как малышу безусловно потребуется помощь при работе с компьютером. Также взрослые могут объяснить ребенку смысл задания и дать подсказку в случае возникновения трудностей. Бесплатные компьютерные онлайн игры для малышей помогут весело и интересно провести время, и вместе с тем окажутся незаменимыми помощниками в развитии и воспитании ребенка.

Развитие ребенка 3-4 года

В этом возрасте ребенок уже стал гораздо более сознательным и самостоятельным. Большинство детей трех-четырех лет уже умеют придумывать игры самостоятельно .

Их гораздо больше, чем раньше, интересует общение со сверстниками. Но на самом деле они нуждаются во внимании родителя и других значимых взрослых ничуть не меньше, чем раньше. И именно родитель может правильно подобрать игры для развития тех навыков, которые важны в этом возрасте.

Какие навыки развиваются у детей в 3-4 года?

Эмоциональное развитие

Развитие ребенка 3-4 года

В этом возрасте ребенок активно осваивает мир посредством ролевых игр: пробует те или иные роли, которые он наблюдает в окружающем мире. К примеру, примеряет на себя разные семейные роли, играя в «дочки-матери». Посредством игры изучает разные профессии, которые он видит вокруг себя: создает свой «магазин» (продавец), «сверлит» дрелью и стучит молоточком (мастер), стучит пальчиками по запасной клавиатуре – работает на компьютере.

Ролевые игры – хорошая возможность для родителя помочь ребенку проработать какие-то страхи или проблемы в отношениях со сверстниками, ведь именно в этом возрасте маленький человек активно ищет свое место в коллективе детского сада, на детской площадке и в кружках. Если ребенок пока что не готов придумывать игры сам, то взрослый показывает ему пример – проще говоря, играет с ним вместе. К тому же, родитель может предлагать ребенку играть в те игры, которые тот, в свою очередь, будет предлагать в качестве совместной деятельности своим ровесникам.

Интеллектуальное развитие

Кроха уже начинает активно интересоваться буквами и счетом, изучать геометрические формы и цвета. Некоторые дети способны в этом возрасте считать не только до десяти, но и дальше, а другие могут научиться читать и даже писать простые слова.

Развитие логики

Маленький человек уже способен структурировать предметы по свойствам и делить их на группы: мебель, посуда, овощи, фрукты, дикие животные, домашние животные. Он вопле в силах определить, какой предмет в группе лишний, чего, наоборот, на картинке не хватает. Может охарактеризовать свойства предметов. Конечно же, родитель должен помогать своему чаду развивать эти способности.

Окружающий мир

В этом возрасте дошкольник уже способен не только воспринимать природные явления эмоционально и эстетически, но и проявлять к ним явный познавательный интерес. Он задает вопросы о погодных явлениях, разбирается во временах суток и временах года. С ним можно начать изучать настоящую природу в соседнем лесопарке: какие деревья и цветы там растут, какие птицы и животные его населяют.

7 игр с детьми в возрасте 3-4 лет

Ролевая игра для преодоления страхов

Как помочь ребенку преодолеть свои страхи, используя обычную игру? К примеру, если ребенок всерьез боится, что придет серенький волчок и укусит за бочок, то можно попробовать поиграть с ним в волка и зайца.

Пусть кроха по очереди попробует себя в роли каждого животного: побудет и хитрым стратегом-волком, который охотится за зайцем, и изобретательным зайцем, спасающимся от волка. Опыт, приобретенный в процессе игры, поможет ему убедиться в том, что заяц может убежать и что поймать его не так-то и просто.

Точно также можно придумать игру, в которой рыцарь побеждает дракона, Колобок убегает от лисы и прочие сказочные роли о беззащитной жертве и преследователе.

Ролевая игра для преодоления проблем в отношениях

Психологи Ирина Медведева и Татьяна Шишова придумали очень интересную форму общения между родителем и ребенком для того, чтобы помочь малышу преодолеть проблемы поведения – игру в собаку и ее хозяина.

Взрослый может побыть собакой, которая, к примеру, ведет себя агрессивно, или, наоборот, очень застенчива и не может защитить себя от обидчиков (тут можно подобрать любую ситуацию, которая именно сейчас является сложной для ребенка). А ребенок в роли мудрого хозяина поможет своей любимой собаке преодолеть трудности. Потом можно поменяться – пусть кроха побудет собакой, нуждающейся в авторитете, поддержке и защите, а хозяин даст своему питомцу конкретные советы, что и как нужно делать, чтобы отстоять свои границы.

Игра для изучения букв и счета

Развитие ребенка 3-4 года

Ради появления интереса к буквам и цифрам можно поиграть в игру «на что похожа эта буква?». К примеру, буква «А» похожа на стремянку, «В» – на сломанные очки. При этом можно для наглядности вместе с малышом рисовать или лепить из пластилина букву и тот предмет, который она напоминает.

Игра для изучения геометрических фигур

Плоские геометрические фигуры можно вырезать с ребенком из цветной бумаги. А потом наклеивать на листы, составляя из них картинки –домики, дороги. Объемные геометрические фигуры – кубик, пирамиду, параллелепипед, конус – можно склеить из картона. А потом нарисовать в окошечках, кто в них живет, и строить из них башни и замки.

Игра для изучения групп предметов на развитие логики

Необязательно скучно зубрить, что банан – это фрукт, а помидор – это овощ. Можно вместо этого устроить увлекательную игру в сад и огород или же кормить игрушек здоровой пищей из углеводов.

Таким же творческим образом возможно подойти к изучению всех необходимых групп предметов: мебели (играть в кукольный домик), животных на ферме (играть в ферму). При этом вовсе не обязательно покупать шикарный кукольный домик или целое хозяйство пластмассовых коровок и овечек: можно, к примеру, склеить домик из бумаги, а животных вырезать из какого-нибудь старого журнала или книги.

Игра в паззлы для развития логики

Паззлы – это, на самом деле, тоже игра в целое и его части. Поэтому собирать их – важный навык в три-четыре года. Опять же, незачем покупать дорогие паззлы в магазине, когда можно просто разрезать на несколько частей открытку или картинку из старого календаря.

Игры для изучения окружающего мира

Перед прогулкой в парке можно подготовиться: узнать, какие животные и птицы живут конкретно рядом с вами. Вы сами удивитесь, когда узнаете, что в соседнем парке живут зайцы! Белочек можно не только кормить, но и рассказывать своему чаду, как они готовят запасы на зиму.

Таким же образом можно изучать не только фауну, но и флору: деревья и травы, которые растут неподалеку. Собирать разноцветные листья и засушивать их в книгах, а также желуди и шишки – делать из них осенние поделки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector