Развитие ребенка 1год 3 месяца

Начало второго года жизни вашего малыша знаменуется его новыми и интересными достижениями. Совершенствуются навыки, связанные с владением собственным телом, – в первую очередь ходьба. Но самые важные изменения касаются интеллектуального развития: прошло всего 3 месяца с первого дня рождения, а сознательность ребенка за это время возросла многократно. Пожалуй, именно в начале второго года наиболее заметен переход от младенчества, когда кроха активно растет и учится управлять своим телом, к детству – времени любопытства и осмысленного освоения окружающего мира.

Физическое развитие ребенка 1 года 3 месяцев

Рост и вес ребенка в 1 год 3 месяца согласно нормативам отечественных педиатров:

Окружность головы, см

Рост и вес ребенка 1 года 3 месяцев по данным ВОЗ:

Окружность головы, см

На вопрос, сколько зубов должно быть у ребенка в 1 год 3 месяца, стоматологи отвечают: примерная норма – 12 зубов. К «стандартным» для годовалых малышей 8 зубикам добавляются первые верхние, а затем и первые нижние моляры, или жевательные зубы. Разумеется, организм каждого ребенка индивидуален, поэтому сроки и темпы прорезывания зубов могут существенно отличаться.

Режим дня, сна и кормления ребенка в 1 год 3 месяца

Малыш может по-прежнему спать 2 раза днем, и это является абсолютно нормальным, но многие дети переходят в этом возрасте на 1 дневной отдых. Общая продолжительность сна составляет в этом возрасте около 13,5 часов, из них на ночной сон приходится 10-11 часов.

Питание ребенка по-прежнему 4-5-разовое, с интервалами между кормлениями 3-4 часа.

Психология и психическое развитие ребенка 1 года 3 месяцев

Главное качество ребенка в возрасте 1 год 3 месяца – любопытство! Малышу интересно всё вокруг : он исследует все углы вашего дома, откроет дверцы попавшихся ему на глаза шкафов и тумбочек, вытащив их содержимое, с одинаковым восторгом будет рассматривать машины на проезжей части, других детей на игровой площадке и голубей, клюющих зернышки. Увидев что-то новое и манящее для себя, ваш первооткрыватель поспешит скорее туда – и тут уж мама должна быть начеку, чтобы предупредить возможные опасности. Но и ограждать кроху от всего подряд не нужно, ведь именно сейчас он учится и активно познает окружающее пространство.

Поведение ребенка в этом возрасте построено на инстинктах и чувствах . Он явно перенимает мимику и действия других людей: улыбается, хмурится или смеется, видя такие проявления эмоций у близкого взрослого или другого ребенка. Теперь вы можете понять выражение лица своего крохи – радостное или грустное, просящее, заинтересованное, возмущенное.

Малыш быстро отвлекается и переключает внимание , настроение может меняться очень часто. Отказ или ограничения в действиях вызывают у ребенка явный протест, выражаемый мимикой, жестами или криком. Неудачное действие, а также всё новое и неожиданное могут вызвать очевидное напряжение и даже огорчение у крохи.

Мама по-прежнему остается для малыша главным человеком . Если с близким человеком ребенок расслаблен, улыбается и смотрит ему в глаза, всячески привлекает внимание и грустит при его уходе, то незнакомец может вызвать напряженность и даже испуг.

В этом возрасте для ребенка очень важна реакция взрослого на его действия . Несмотря на возросшую самостоятельность, похвала и ободрение мамы являются для малыша главными мотиваторами. Именно поэтому он постоянно наблюдает и пытается подражать увиденным действиям взрослых – вытирает пол тряпочкой, пытается складывать вещи в стиральную машину, причесывается. Таким способом кроха старается определить свою позицию в социальном окружении.

Умения и навыки ребенка в 1 год 3 месяца

Малыш в 1 год 3 месяца уже различает формы и размеры предметов: мячики, кубики, колечки; большие и маленькие игрушки. Может сортировать их по цветам.

Ребенок уже довольно уверенно собирает пирамидку и строит башенку из 4-5 кубиков.

С интересом рисует карандашом/фломастером, зажав его в кулаке.

Игровые действия с предметами в основном подражательные – те, которым научили взрослые (кормить куклу, уложить спать плюшевого мишку).

Что касается бытовых навыков, малыш пьет из чашки, умеет набирать еду в ложку и доносить ее до рта (взрослый обычно при этом его докармливает). Пытается вытирать руки после умывания. Может начать проситься на горшок.

Речь ребенка в 1 год 3 месяца

Несмотря на то, что ребенок говорит еще совсем немного (до 20 облегченных слов), его понимание речи за последние 3 месяца значительно увеличилось. Теперь он знает названия многих бытовых предметов, игрушек, одежды, действий, ситуаций. Помнит имена близких взрослых. По просьбе малыш может показать части тела у себя и у игрушки, выполняет простые просьбы.

К этому возрасту возрастает интерес ребенка к книгам. Родителей порадует то, насколько точно кроха запоминает всё, что ему рассказывают и читают – если его попросить найти ту или иную картинку, он откроет нужную страничку книги и покажет нужное изображение.

Количество слов активной речи может отличаться у разных детей, но обычно их произнесение бывает связано с:

  • моментами радости, удивления;
  • увиденным знакомым явлением;
  • собственным движением или игрой;
  • подражанием;
  • просьбой взрослого.

Первые простые слова часто связаны с подражанием звукам, издаваемым животными или предметами (му – корова, га-га – гуси, ту-ту – паровозик).

Моторное развитие.

Обычно с 1 года до 1 года и 3 месяцев малыши начинают уверенно ходить. Овладение уверенной ходьбой задача не одного месяца. Малыш может часто падать, но, вставая после падения, малыш тренирует свои мышцы, развивая и совершенствуя чувство равновесия, набирается опыта и начинает с каждым разом лучше и лучше ориентироваться в пространстве.

Ребенок совершенствует навыки управления своим телом: приседает, наклоняется, пятится назад, поворачивается, быстро-быстро топает ногами, крутится вокруг себя. Большую часть времени малыш находится в движении, постоянно осваивая и исследуя доступную ему территорию, забирается на диваны, кровати и кресла и самостоятельно слезает с них. Малыш учится перешагивать через невысокие препятствия типа порожков тем или иным способом, например приставным шагом боком, держась руками за откос дверного проема, если сложно удержать
равновесие.

У малыша активно развивается координация движений руки. Он умеет снимать и нанизывать на стержень колечки небольшой пирамидки, ставить друг на друга 2-3 кубика, вытаскивать предметы из мешочка, сумки или рюкзачка и закладывать обратно, закрывать емкости крышками, засовывать предметы в небольшие отверстия, накрывать меньший предмет большим.

Подражание взрослому.

К 1 году и 3 месяца подражая взрослому, малыш овладевает все новыми и новыми действиями с предметами. Пытается есть ложкой и втыкать вилку в кусочек пищи, пить из чашки, придерживая ее двумя руками. Точности и координации движений не хватает, чтобы делать это хорошо и аккуратно, но важно дать малышу возможность тренироваться в совершенствовании этих навыков.

Малыш натягивает себе на руки взрослые варежки и перчатки, засовывает ноги в тапочки родителей, пытается провести расческой по волосам, засовывает в рот зубную щетку, вытирает пол тряпкой или пытается провести по нему веником. Включает и выключает свет, если дотягивается. Может пробовать вставить вилку прибора в розетку.

Ребенок снимает с себя шапку, руковицы и даже обувь при большом желании. Помогает себя одевать, продевая руку в рукав или поднимая ногу, чтобы продеть ее в штанину или надеть носок. Прикладывает к уху телефон или другой предмет и что-то туда лепечет.

Эмоциональное и социальное развитие.

Малыш активно стремится к игровому взаимодействию со взрослым. Ребенок нуждается в том, чтобы взрослый участвовал в его играх с игрушками и предметами и может настойчиво этого требовать. А вот играть с другими детьми этого возраста, как правило, дети в 1 год и 3 месяца еще не умеют и если находятся в одном помещении, наблюдают за тем, что делают другие или играют бок о бок рядом, практически не вступая во взаимодействие.

Ребенок восторженно реагирует игрушку, которая ему нравится, обнимается с ней, если она достаточно крупная. Напряженно чувствует себя при виде незнакомых посторонних людей и жмется к маме. Ребенок начинается присматриваться к реакции взрослого на свои действия и понимает слово « нельзя».

Речевое развитие:

От 1 года до 1 года 3 месяцев в речи преобладает лепет ребенка, который очень разнообразен и может быть выражен целыми монологами и эмоциональными возгласами. Это больше жестикуляторная речь , которая имеет и звуковые элементы Например, ребенок отвечает в случае согласия принять пищу словами «мам», «ня-ня», «дай-дай» и при этом тянется к предложенному предмету или же зовет взрослого («мам», «няня») , когда желает, чтобы его взяли на руки, опустили на пол- все остальное содержание просьбы выражается телодвижениями, жестами, мимикой. Запас понимаемых слов у него значительно больше тех, что он может произнести. Ребенок проявляет большой интерес к картинке. Он быстро запоминает название изображаемого на картинке предмета и выделяет его среди других. Ребенок в этом возрасте способен выполнять несложные просьбы взрослого – отнести или принести какой-то предмет, взять предмет у одного человека и передать другому.

Первый серьезный день рожденья малыша уже позади, продолжается его взросление и развитие. На втором году жизни ребенок становится все любопытнее, его навыки и умения развиваются стремительными темпами.

Физиология ребенка одного года и трех месяцев

После года ребенок будет расти немного медленнее, а также замедлится набор веса. Не волнуйтесь, это нормально. Малыш теперь очень много двигается, и почти вся энергия уходит на обеспечение двигательной активности. Скорее всего, вы уже полностью перешли на взрослый стол и на одноразовый дневной сон.

Психология ребенка в один год и три месяца

В год и три месяца действиями малыша, по-прежнему, руководят эмоции (воля тоже присутствует, но изначальный импульс все равно исходит от конкретной эмоции), сознание тоже включается в работу. В пятнадцать месяцев ребенок начинает понимать, что значит совместная игра. В этом возрасте ребенок начинает проявлять первый интерес к сверстникам. Теперь некоторое время дети могут вместе наполнять одно и то же ведерко или копать одну и ту же яму, пока внимание одного из них не переключится на что-то другое.

В 1 год и 3 месяца уже можно начинать читать перед сном. Всего три месяца назад книжки представляли интерес, прежде всего, как предмет, который надо смотреть, трогать и пробовать на зуб. К году ребенок научился переворачивать странички и выучил многие изображенные в книжке предметы. А теперь он готов слушать и воспринимать истории с незатейливым сюжетом. Вечернее чтение может стать прекрасным ритуалом укладывания и заложить любовь к книгам в будущем.

Навыки и умения ребенка в один год и три месяца:
– совершенствует навык ходьбы: держа за руку взрослого ребенок может подниматься по ступенькам и спускаться с них, перешагивать через небольшие препятствия, удерживать равновесие;
– с удовольствием учит новые звуки и слова, неустанно повторяя их за взрослыми;
– занимается «исследовательской» деятельностью, понимая причинно-следственные связи: если построить слишком высокую пирамидку из кубиков, она упадет; если столкнуть стакан со стола, он тоже упадет; если ходить с закрытыми глазами, упадешь сам.

В год и три месяца можно приступить к воспитанию первых полезных привычек – через часто повторяемые осознанные действия. Убирать перед сном в комнате, складывать стопочкой одежду, умываться и причесываться по утрам – все это малыш теперь воспринимает в контексте своей жизни. Кроме того, он уже в состоянии запомнить, что после игры надо сложить игрушки в ящичек, а после обеда поставить тарелку в раковину. Так воспитывается внутренняя организованность.

Советы родителям ребенка одного года и трех месяцев

Весь второй год жизни будет ознаменован для родителей все возрастающей исследовательской активностью малыша. Будьте снисходительны и помните, что его действиями все еще руководят инстинкты. Как еще узнать, что случится с чашкой при падении на пол, если не сбросить ее со стола? Что-либо объяснить ребенку в год и три месяца достаточно сложно, хотя это обязательно нужно делать. Но малыш не может долго держать в памяти ваши напутствия, поэтому не поленитесь лишний раз позаботиться о безопасности и проверить, что утюг выключен, а в розетки вставлены заглушки. Познание мира не должно быть травмоопасным.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector