Развитие пятилетнего ребенка

Развитие пятилетнего ребенка

К 5 годам ребенок уже полностью осознает себя отдельной личностью, активно проявляется стремление к общению со сверстниками и желание быть частью социума. Сейчас родителям нужно быть особенно внимательными, не вмешиваться без повода в общение малыша с другими детьми, позволить ему находить контакт самому, но если совсем не получается – деликатно помочь. И помните, то, как ваш ребенок общается с окружающими зависит от вас – пятилетки копируют родительское поведение.

Развитие памяти и внимания

Нервная система пятилетки уже значительно окрепла, мозг почти полностью развит и нейронные связи выстроены.

  • В этом возрасте память становится несколько иной – если раньше кроха просто запоминал то, с чем часто сталкивался, то теперь ваш дошкольник может заучивать стихи, песни и даже прозу осознанно и целенаправленно. Объем памяти значительно увеличился и она становится смысловой – то есть, ребенок не просто зазубривает текст, но и понимает, о чем рассказывает.
  • 5-летний ребенок может сконцентрировать свое внимание на чем-либо уже около 20-30 минут, а иногда и дольше.
  • К 5 годам ребенок знает дни недели, время суток, понимает, что означает сегодня, вчера, завтра. Знает времена года и понимает, чем они отличаются, может на картинке показать время года.
  • Психологи рекомендуют начинать целенаправленное изучение иностранного языка именно с этого возраста – сейчас ребенок полностью освоил язык родной и не станет путать иностранные слова с родными.
  • У ребенка развивается абстрактное мышление, хотя это только начальный этап, но уже очень нравиться его использовать.

Развитие пятилетнего ребенка

Физическое развитие 5-летнего ребенка

Координация 5-летки уже значительно лучше, вестибулярный аппарат крепчает и если малыш склонен к укачиванию в дороге, теперь это случается реже.

  • Пятилетний ребенок уже может освоить двухколесный велосипед, по прежнему с удовольствием катается на беговеле и самокате, но уже пытается выполнять всевозможные трюки – езда по прямой дороге для него слишком проста.
  • С удовольствием бегает, перепрыгивает небольшие канавки и лужи, ходит по бордюру без помощи взрослых (ну, или почти без помощи).
  • Прекрасной тренировкой для пятилетки станут популярные сейчас веревочные парки, где приходится использовать координацию и тренировать ловкость и смелость.
  • Может выдержать довольно долгие пешие прогулки, запоминает то, что видит по дороге и может удержать в памяти несколько историй.

Речь 5-летнего ребенка

  • Считается нормой, если ребенок к 5 годам знает около 3000 слов, правильно (почти всегда) строит предложения и может вести осмысленный диалог.
  • Малыш не просто может поддержать беседу (если захочет, конечно), но сам старается произносить слова и звуки правильно – заканчивается время смешных словечек и милых дефектов речи.
  • После 5 лет, как правило, ребенок может произнести все звуки, исключение составляет звук «р», сложности с которым могут быть вплоть до школьного возраста.
  • Кроме слов, ребенок учится активно пользоваться интонацией, чтобы придать речи эмоциональную окраску. Но тут так же многое зависит от родителей – если вы читали раньше много и с выражением, малыш уже знает, как произносить вопросительное предложение, а как подать восклицание.

Развитие пятилетнего ребенка

Источник: instagram @milana__barcelona

Эмоциональное развитие пятилетнего ребенка

Поскольку в маленькой головке уже образуется множество мыслей и историй, 5-летний ребенок склонен «фатазировать» — рассказывать то, чего на самом деле не было. И вот тут родителям придется поучиться различать фантазии от самой настоящей, хоть и неумелой, лжи.

  • В 5 лет ребенок должен понимать, что другому живому существу может быть больно, грустно, страшно, так же, как и ему самому. Он не станет обижать слабого, будь то другой ребенок или котенок, если родители поступают так же. И наоборот, если родители проявляют грубость в отношении кота и или собаки, 5-летка поступит точно так же и слова здесь вряд ли помогут.
  • Старший дошкольник становится обидчивым , его можно задеть не только словом, но даже интонацией, с которой сделано замечание. Он уже вполне определившаяся личность, хочет, чтобы с ним считались, и будет добиваться этого доступными ему методами (например, демонстративным протестом).
  • Вопросов пятилетка задет по-прежнему много, возможно даже больше, чем раньше. Но они качественно меняются – вместо общего «почему?», появляются более конкретные «как?», «зачем», «что будет?» и т.д.
  • Задумывается о смерти и может переживать по этому поводу, но пока эти переживания довольно быстро проходят и редко вызывают серьезные страхи.

Развитие пятилетнего ребенка

Источник: instagram @foto.sochi

Игра пятилетнего ребенка

  • Пятилетки в основном предпочитают ролевые игры, причем как мальчики, так и девочки. Хотя сюжеты мальчиковых и девчачьих игр могут значительно отличаться.
  • Поскольку внимание пятилетнего ребенка может быть сконцентрировано дольше, он лучше складывает пазлы (больше фрагментов), при игре с конструктором может использовать инструкцию – правда, если она простая и составляет не более 7-10 шагов.
  • Рука пятилетки уже почти хорошо его слушается, поэтому, ему очень нравиться рисовать, как карандашами, так и красками, лепить из пластилина (глины, пластики, теста). Многие пятилетки уже могут изобразить что-то по своему желанию и иногда получается похоже 🙂
  • Если вы играли в буквы раньше, то ваш пятилетний малыш уже знает и находит в тексте почти все буквы, причем как заглавные, так и прописные.
  • Ребенок может достаточно долго играть самостоятельно, при этом игра обычно сюжетная и задействованы не только игрушки, но и другие предметы. Часто детки во время такой игры беседуют, причем говорят от имени разных персонажей игры.

Старший дошкольник умеет сам одеваться и раздеваться, моет самостоятельно руки, умывается и чистит зубы. Застилает постель, помогает убирать в доме и в своей комнате, складывает игрушки после игры – хотя, может упрямиться. Возраст 5-6 лет психологи называют периодом покоя – это время эмоционального плато, когда кризис 3 лет миновал, а кризис 6-7 лет еще не наступил.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ «Об авторских и смежных правах — «Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.»

Самая важная сторона нашей жизни – воображение. Что же мы понимаем под этим понятием? Воображение — это присущие только человеку возможность создания новых образов основываясь на предшествующим опыте человечества. Часто воображение мы называем фантазией. Воображение является наивысшей психической функции мышления и отражает действительность. Иногда с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы воспринимаемой реальности. Главная задача воображения представить ожидаемы результат до его осуществления. Воображая, мы можем создавать образ никогда не существовавший или не существующих в данный момент объект, условия, или ситуации. Трудно себе даже представить что люди не обладали бы фантазией. Совершенно точно, что человечество лишилось бы всех произведений искусства и научных открытий. Дети не могли бы играть во многие игры и никогда б не услышали бы сказок. А школьная программа была бы для них полной загадкой. Лишите человека фантазии и прогресс остановится. Совершенно ясно, что воображение и фантазия является не обходимой и важнейшей способностью человечества. Способность фантазировать, как и труд сделали человека именно человеком.

Однако способность воображать и фантазировать нуждается в планомерном развитии. И это развитие очень эффективно в возрасте от 5 до 15 лет. Если в этот время воображение интенсивно не развивать, то в последствии наступает быстрое снижение активности этой функции. Замечено, что с уменьшение способности фантазировать и воображать у человека снижается творческие возможности, гаснет интерес к науке к искусству и в целом он ослабевает, как личность.

Однажды один ученик спросил известного сказочника Джанни Родари:

“что надо делать, как работать, что бы стать сказочником?” Знаменитый писатель ответил: “Учи, как следует математику!”. И он был прав. Ведь возможность создавать что-то новое не обычное закладывается в раннем детстве через развитие высших психический функций таких как воображение и мышление. Именно развитию этих функций необходимо уделять огромное внимание, когда ребенку от 5 до 12 лет. Этот период называется сензитивным, то есть самым благоприятным для развития воображения и образного мышления. Воображение пятилетнего ребенка позволяет ему воспринимать как реальные сказочные образы и ситуации. В 10 лет дети рассказывают друг другу вымышленные ужастики. И чем изощреннее ужасы, тем считается круче. А повзрослев, они уже “хвастаются” своими феноменальными родственниками и друзьями, которые побывали чуть ли не на Марсе. Это не всегда поощряется, и этих фантазёров стыдят, позорят, дразнят их «брехунами». Но не смотря на это дети снова и снова рассказывают уникальные истории чаще со своим участием которые якобы происходили на самом деле. И что же заставляет такого ребенка пускаться в эти авантюры даже в ущерб свои собственным интересам? Может быть только один ответ — буйная фантазия и активное воображение.

Взрослый человек решая любую мысленную задачу обязательно использует определенную информацию. Но не всегда имеющейся информации достаточно для однозначного решения. Это так называемые задачи большой степени не определенности. В этом случае наше мышление бессильно без активной работы воображения. Именно воображение обеспечивает познание когда неопределенность ситуации весьма велика. И у детей и у взрослых это общее значение функции воображения. Именно по этому так интенсивно функция воображения у детей от дошкольного до подросткового возраста. Что бы правильно оценить окружающий мир детям не хватает своего собственного опыта. По этому решить постоянно возникающие перед ними проблемы дети могут только с привлечение фантазии и воображения. Они заменяют детям не достаток житейского опыта и знаний и помогают относительно уверенно чувствовать себя в этом сложном мире. В процессе развития ребенок постоянно обогащается знаниями о явлениях, предметах и их взаимосвязях. Но так как жизненный опыт ребенка очень мал и возможность оценивать окружающую ситуацию ограниченно, в его мозгу происходит постоянное перекомбинирование впечатлений.

Воображение как и другие психические функции претерпевает изменение в процессе того как растет ребенок. Самая пассивная форма развития воображения у младших дошкольников. Они с огромным интересом слушают сказки а потом представляют эти образы как реально существующие явления. Их воображение компенсирует не достаток жизненного опыта и практического мышления введением сказочных образов в реальную жизнь. Они искренно верят, что Дед Мороз настоящий и именно он положил под елочку подарок. Что Баба Яга действительно летает в своей ступе, и если будешь себя плохо себя вести, то злой волшебник накажет тебя.

Чем старше становится ребенок, тем активнее он фантазирует. Ярче становятся образы и действия. Старший дошкольный и младший школьный возраст выделяются более активным развитием функции воображения. Если раньше ребенок просто представлял себе сказочные образы (воссоздающая фантазия) то теперь став старше у него появилась творческая фантазия, благодаря которой создаются принципиально новые образы. Это сензитивный период для формирования фантазии и воображении ребенка. Младшие школьники наибольшую часть своей активной мозговой деятельности осуществляет с помощью воображения. Все игры, в которые они играют это плод их буйной фантазии. Дети с увлечение занимаются творчеством, а без фантазии и воображения это не возможно. И во время учебы, когда дети сталкиваются с необходимостью усвоить абстрактный материал и им нужны аналогии, на помощь ребенку приходит его фантазия и воображения. В это время очень важны многочисленные упражнения, игры позволяющие лучше развивать и использовать воображение ребенка для учебы и развития его личности.

Для становления полноценного человека очень важен подростковый возраст, который является переходом от детского восприятия окружающей действительности к взрослому. Старший школьник более критично смотрит на мир вокруг себя. Старается адаптироваться во взрослой жизни. Его фантазии принимают более радикальные формы, он критически оценивает свое окружение. Он уже не верит в сказочные чудеса. Подросток мечтает. Его воображение принимает форму мечты как позитивной жизненной перспективы.

Перепечатка материалов в печатных изданиях или на страницах интернет-сайтов разрешается только с письменного разрешения администрации сайта и ссылка на сайт обязательна.

Развитие ребенка — это процесс, через который проходит каждый ребенок. Этот процесс включает в себя обучение и овладение такими навыками, как сидение, ходьба, разговор, прыжки и завязывание обуви. Дети осваивают эти навыки, называемые этапами развития , в предсказуемые периоды времени.

Дети развивают навыки по пяти основным направлениям развития:

  1. Когнитивное развитие
    Это способность ребенка учиться и решать проблемы. Например, это касается двухмесячного ребенка, который учится исследовать окружающую среду руками или глазами, или пятилетнего ребенка, который учится решать простые математические задачи.
  2. Социальное и эмоциональное развитие.
    Это способность ребенка взаимодействовать с другими, включая помощь себе и самоконтроль. Примеры этого типа развития включают: улыбающийся шестинедельный ребенок, десятимесячный ребенок, машущий рукой на прощание, или пятилетний мальчик, который умеет по очереди играть в школьные игры.
  3. Развитие речи и языка
    Это способность ребенка понимать и использовать язык. Например, это включает в себя 12-месячный ребенок, говорящий свои первые слова, двухлетний ребенок, называющий части своего тела, или пятилетний ребенок, который учится говорить «ступни» вместо «ступни».
  4. Развитие мелкой моторики Это способность ребенка использовать маленькие мышцы, в частности руки и пальцы, чтобы брать небольшие предметы, держать ложку, переворачивать страницы в книге или рисовать мелком.
  5. Грубое развитие моторных навыков
    Это способность ребенка использовать большие мышцы. Например, шестимесячный ребенок учится сидеть с некоторой опорой, 12-месячный ребенок учится подтягиваться к подставке, держась за мебель, а пятилетний ребенок учится прыгать.

Национальный центр врожденных дефектов и пороков развития недавно начал кампанию по содействию развитию детей.

Что такое веха в развитии?

Веха в развитии — это навык, который ребенок приобретает в течение определенного периода времени. Например, одна из вех в развитии — это научиться ходить. Большинство детей осваивают этот навык или этап развития в возрасте от 7 до 15 месяцев.

Вехи развиваются последовательно. Это означает, что ребенку необходимо развить некоторые навыки, прежде чем он или она сможет развить новые навыки. Например, дети должны сначала научиться ползать и вставать в положение стоя, прежде чем они смогут ходить. Каждая веха, которую получает ребенок, строится на последней достигнутой вехе.

Чтобы узнать больше об основных этапах развития, соответствующих возрасту, нажмите на конкретный возраст ниже. Если вы обеспокоены тем, что ваш ребенок не достиг рубежа в развитии.

Какие типичные вехи или навыки дети усваивают в разном возрасте?

Теперь мы знаем, что наш мозг не полностью развит при рождении. Фактически, мозг ребенка весит примерно четверть (1/4) веса мозга взрослого!

Мозг очень быстро растет в течение первых нескольких лет жизни. За это время ваш ребенок осваивает всевозможные новые навыки.

Поскольку дети обычно приобретают вехи развития или навыки в течение определенного периода времени или «окна», мы можем предсказать, когда большинство детей будут изучать различные навыки. На приведенных ниже страницах описаны типы навыков, которые дети обычно получают в разном возрасте. Если вы обеспокоены тем, что ваш ребенок не достиг рубежа в развитии нажмите здесь, чтобы узнать больше .

Развитие пятилетнего ребенка

Что делать, если мой ребенок не достигает рубежа в развитии?

Каждый ребенок индивидуален и может достигать этапов развития немного раньше или позже, чем его сверстники. Возможно, вы слышали, как люди говорят такие вещи, как «он ходил до того, как ему исполнилось 10 месяцев, намного раньше, чем его старший брат» или «она мало говорила, пока ей не исполнилось 2 года, а затем она говорила синюю полосу!» Это потому, что каждый ребенок уникален и будет развиваться в своем собственном темпе.

Тем не менее, определенно существуют периоды времени, когда большинство детей достигают определенного рубежа. Например, дети учатся ходить в любое время в возрасте от 9 до 15 месяцев. Итак, если вашему ребенку 13 месяцев, и он еще не ходит, не нужно беспокоиться, если он ползет и тянется к стойке. Он приобрел навыки, необходимые для того, чтобы научиться ходить, и вскоре может начать ходить. Однако, если у вас есть ребенок в возрасте 15 месяцев, который еще не ходит, было бы неплохо поговорить с педиатром вашего ребенка, чтобы убедиться, что нет никаких проблем со здоровьем или развитием, поскольку возраст 15 месяцев выходит за рамки нормы. «окно» или временные рамки, в которых дети учатся ходить.

На этом веб-сайте мы предоставим вам некоторую информацию об этих » окнах».»или периоды времени, когда дети обычно развивают какой-то навык. Мы также поделимся с вами некоторыми предупреждающими знаками или» красными флажками «, на которые следует обратить внимание, поскольку это может означать, что ваш ребенок не достигает основных этапов развития. Мы также дадим вам названия некоторых книг и веб-сайты о развитии ребенка, которые могут быть вам полезны.

Однако, если у вас есть вопросы, не стесняйтесь обращаться к профессионалу, например к врачу вашего ребенка, практикующей медсестре или обученному специалисту по развитию ребенка или поведению. Есть также несколько клинических специалистов, которые прошли специальную подготовку в различных областях развития, с которыми можно проконсультироваться, включая логопедов, профессиональных терапевтов и физиотерапевтов, психологов развития и аудиологов.

Как я могу помочь своему ребенку достичь этих вех в развитии?

Как родители, мы все хотим, чтобы наши дети добивались успехов и были лучшими из них. Из исследований мы знаем, что на успехи и рост вашего ребенка влияют два фактора: гены и окружающая среда.

Одним из факторов, влияющих на развитие нашего ребенка, является его генетический состав или «гены». Некоторые называют это «природой». Гены — это генетический материал, который мы передаем нашим детям. Дети рождаются со своими «генами». Эти гены действуют как образец того, какими характеристиками может обладать ребенок. Например, гены определяют, будут ли у ребенка голубые или карие глаза; они также определяют, будет ли он левшой или правшой.

Другой фактор, влияющий на развитие ребенка, — это окружающая среда. Это включает в себя опыт, полученный детьми дома, в школе и в общественной среде. Некоторые люди называют это «воспитанием». Окружающая среда может как улучшить, так и повредить генетический образец ребенка. Например, дети с недостаточным питанием, которые живут в странах третьего мира, могут не достичь своего потенциала IQ из-за воздействия окружающей среды на развитие их мозга.

Мы часто думаем, что нам нужно выбежать и купить специальные игрушки, музыку и игры, чтобы стимулировать развитие нашего ребенка, но мы должны напоминать себе, что гораздо важнее обеспечивать следующие повседневные занятия, которые вы можете делать со своим ребенком, чтобы поощрять развитие мозга.

Развитие пятилетнего ребенка

Пятилетний малыш это достаточно развитой человек с разнообразным количеством умений (от разговорных до социально-бытовых). Существуют определённые нормы в программе федерального государственного стандарта (ФГОС), что ребенок должен уметь в 5 лет (девочки и мальчики), в зависимости от возраста, но при этом любое несоответствие списку нельзя рассматривать, как отклонение в развитии (есть онлайн-памятка для родителей). Скорее всего у дошкольника свой индивидуальный ритм.

Что должен уметь ребенок в 5 лет

У чада старшего дошкольного возраста на первый план выходит его интеллектуальное развитие, умение общаться, способность усваивать новую информацию.

К сведению! При этом не стоит упускать из виду физическое развитие: малыш на пятом году должен обладать достаточно развитой координацией движений и обладать хорошей мелкой моторикой.

Развитие пятилетнего ребенка

Малыши должны быть развиты

Из интеллектуальной сферы дошкольник в этом возрасте должен уметь считать до 10, знать основные геометрические фигуры, складывать и отнимать.

Важнейший навык — развитая речь. Ведь пятилетка это школьник в недалёком будущем, и коммуникативные способности в школе ему очень пригодятся.

Критерии развития ребенка в педагогике и психологии

Педагогика и психология по-разному оценивают,что должен знать ребенок в 5 лет. При этом педагог должен учитывать психологическую готовность ребёнка к длительным занятиям. Психология оценивает соответствие малыша своему возрасту по темпераменту, характеру, памяти, умению концентрироваться достаточно долго на одном предмете, воображению, мышлению.

Развитие пятилетнего ребенка

Важно развитие речи

Уровень развития мышления

У пятилеток начинает активно проявляться наглядно-образное мышление, то есть дети начинают оперировать в своей деятельности не конкретными предметами, а их образами. Если раньше малышу для совершения действий требовался конкретный предмет, то теперь он любой предмет может считать тем, что ему нужно. Это очень чётко проявляется в играх.

Данный тип мышления предшествует следующей стадии развития словесно-логического мышления, необходимого ребёнку для успешной адаптации в школе.

Важно! Развитие идёт ярко выраженными этапами с конкретными возрастными рамками. Хотя границы этих рамок достаточно подвижны, в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, родителям следует обращать внимание на определённые маркеры развития ребёнка и, в случае сомнений, всё ли идёт, как надо, обратиться за консультацией к специалисту.

Общая осведомлённость и умственное развитие

Кругозор ребёнка это ещё один показатель его умственного развития. Малыш в пять лет должен знать свои фамилию, имя и отчество, дату и место рождения, возраст, имена родителей, адрес проживания.

Также ребёнок должен знать и различать времена года, уметь назвать домашних и диких животных. Для выявления достаточности эрудированности малыша детскими психологами разработаны различные тесты.

Память и внимание

Для развития кругозора ребёнка возникает ещё один фактор оценки его развития — память. В старшем дошкольном возрасте преобладает преимущественно наглядно-образной память: малыши легче запоминают конкретные предметы либо словесную информацию, преподнесённую в образной, эмоциональной форме.

Развитие пятилетнего ребенка

Память тренируется с внимательностью

Внимание! Малыш гораздо быстрее запоминает любую информацию, полученную в игровой форме. Внимание дошкольника также напрямую зависит от его заинтересованности: чем увлекательней для него процесс, тем с меньшими усилиями можно удержать его внимание в течение нужного времени.

Развитие речи пятилетки

Словарный запас должен достигать примерно 3000 слов, кроха способен описать картинку, сочинить простой рассказ. В речи он использует различные части речи, причастные и деепричастные обороты.

К сведению! Речь походит на речь взрослого с ошибками в падежах и спряжениях глаголов.

Следует подчеркнуть важность речевого показателя у детей. Развитая речь помогает чаду коммуницировать со сверстниками, обмениваться информацией, точнее выражать свои мысли и эмоции, устанавливать новые контакты.

Уровень физического развития

Пять лет — это оптимальный возраст начинать отдавать малышей в различные спортивные секции:

  • гимнастика;
  • фигурное катание;
  • командные игры (футбол, хоккей).

В некоторых видах спорта, если начинать заниматься в более позднем возрасте (7-8 лет), это значительно уменьшает шансы достичь больших успехов.

К сведению! Пятилетки обладают достаточно развитыми двигательными навыками, при этом сохраняя детскую гибкость и пластичность. В добавок ко всему у ребёнка происходят активные процессы развития интеллектуального плана. Всё это позволяет заложить прочный фундамент для развития навыков в определённом виде спорта и во взрослой жизни.

Развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики ребёнка сильно коррелирует с его общим развитием. По этому показателю можно определять уровень его интеллектуальных навыков:

  • мышление;
  • память;
  • развитие речи;
  • умение рассуждать.

В этом возрасте малыш должен уверенно обращаться с ножницами, копировать буквы ручкой, рисовать простые предметы, раскрашивать в пределах контура, шнуровать ботинки — всё это подготавливает пальчики ребёнка к письму.

Социально-бытовые навыки

Данный критерий можно разбить на несколько отдельных факторов, объединяющих конкретные навыки.

Социальное развитие

Малыш здоровается и прощается, благодарит, когда это требуется, общаясь со взрослыми или сверстниками, не перебивает, понимает и применяет вежливое обращение, не кричит, спокойно разговаривает, не перебивает, умеет договариваться.

Навыки самообслуживания

Малыш сам умеет одеваться и раздеваться, моет руки после улицы и перед едой, пользуется столовыми приборами, то есть умеет удовлетворять свои ежедневные личные потребности.

Развитие пятилетнего ребенка

Можно учить мытью посуды

Бытовые навыки

Может выполнять простую уборку, вытирать пыль, покормить домашнего питомца. Можно добавить и более сложные навыки, такие как мытьё посуды, пола, но при этом нужно проследить, насколько он готов к таким заданиям.

Эмоциональное развитие пятилетнего малыша

Умение малыша правильно определять чужие эмоции и управлять своими — важный навык, способствующий лучшей его адаптации в незнакомой обстановке. Не стоит забывать и о необходимости ребёнком распознавать собственные эмоции.

Пять лет это пограничный возраст между детским садом и школой. От того, насколько дошкольник преуспел в овладении вышеперечисленными навыками и умениями, во многом зависит его успешность как школьника.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector