Психические процессы в дошкольном возрасте
Психические процессы у дошкольников — регуляция
Как известно, период дошкольного воспитания и становления личности маленького человека, делится на три возрастные группы:
- от 3 до 4 лет;
- от 4 до 5 лет;
- от 5 до 7 лет.
В это время особенно активно совершенствуются различные психические процессы у детей. Происходит все более глубокое познание себя в окружающем мире, и самой внешней действительности. Каждый день наполнен новыми событиями, получением информации и всесторонним развитием личности.
Влияют и обуславливают воздействие на всевозможные психические процессы у дошкольников, в первую очередь, постоянно проявляющиеся противоречия. А появляются они как раз, в результате постоянного развития малыша и роста его именно познавательных потребностей.
Постоянное развитие
Умение регулировать те или иные психические процессы у дошкольников вырабатывается в результате их постоянного общения, как с взрослыми людьми, так и со сверстниками. Общение со старшими по возрасту людьми побуждает дошкольника задавать ему массу самых разных вопросов, интересоваться всем новым, необычным и ранее неизвестным.
Таким образом, происходит все более глубокое знакомство дошкольника с внешним миром, развиваются и совершенствуются такие качества, как:
- восприятие,
- внимание,
- воображение.
Дошкольник очень хорошо запоминает все, что узнает от взрослых людей, и пытается не только усваивать информацию, но и анализировать ее. Таким образом, развивается память и мышление.
Не менее важную роль в развитии получают дошкольники в ходе общения со сверстниками. Общение с детьми своего возраста в знакомом кругу людей также развивает внимание и воображение, побуждает к подключению активное мышление. Восприятие информации от сверстников происходит очень активно, как результат – улучшается память.
Подражание – важный элемент, развивающий восприятие, внимание и воображение.
Дети дошкольного возраста очень любят подражать всему ими увиденному или услышанному. Порой получаются достаточно смешные картинки, но все это неважно, ведь именно сейчас происходит важный процесс тренировки ребенка и его навыкам по регулированию протекающих психологических процессов.
Дети запоминают что либо, — улучшается память, пытаются повторить – работает мышление, тренируется воображение и восприятие. Внимание, которое малыш обращает на ту или иную деталь, также помогает развивать его психологические и другие качества.
Психические процессы у дошкольников и труд
Элементы трудовой деятельности, появляющиеся в раннем детском возрасте, как нельзя лучше влияют на развитие таких качеств, как внимание и память, улучшают восприятие и воображение, более эффективно развивается мышление.
В процессе труда вырабатываются определенные нравственные качества, появляются те или иные ценности, приоритеты и т.д. Ребенок не только сам пытается приносить пользу, занимаясь общественно полезным и другим видом трудовой деятельности. Он внимательно следит за действиями других детей своего окружения, а также за тем, что и как делают взрослые. Такой способ выработки у дошкольника регулировки тех или иных психологических процессов, способствует более успешному становлению и совершенствованию таких качеств, как память и внимание, восприятие и мышление, развивают воображение.
Сенсорное направление
Маленький человек растет, а вместе с ростом происходят определенные изменения в его восприятиях, ощущениях, наглядности представлений и том или ином увиденном, услышанном и т.д. Внимание и память работают с максимальной нагрузкой, стараясь собрать как можно больше полезной информации. Не отстает от них и мышление, заставляя малыша задумываться над полученной информацией. Восприятие дошкольника становится максимально эффективным, а вместе с этим, улучшается и совершенствуется воображение.
Для улучшения сенсорных способностей дошкольников отлично подходят все творческие игры и занятия, лепка и рисование, сборка конструкций и изготовление несложных моделей, — все это пойдет на пользу и обеспечить положительное воздействие на внимание и восприятие ребенка окружающей действительности. Соответственно, укрепляется память, совершенствуются мышление и воображение.
Психические процессы у детей дошкольного возраста
В ходе обучения, воспитания, игр, отдыха и общения, происходит постоянное совершенствование и укрепление таких качеств, как:
- память,
- мышление,
- воображение.
Восприятие ребенком речи других детей или взрослого человека побуждает его к запоминанию всего услышанного. А далее следует попытка воспроизвести услышанное самому. Вот таким незамысловатым способом природа заложила малышу развитие следующих показателей: память и воображение, побуждает его тренировать внимание и думать, а это не что иное, как важное в на данном периоде формирования мышление.
Изменения речи
Дошкольный период характеризуется в основном завершение формирования длительного и сложного процесса овладения речью. Теперь малыш, в основном умеет не только говорить отдельные слова или фразы. Язык становится и средством общения и способом передачи и получения информации. Это происходит на всех стадиях общения, чтения, игр и т.д. Продолжает развиваться внимание. Совершенствуется память. А мышление и восприятие переходят на качественно новый уровень.
В этот период времени дошколята, как правило, овладевает всеми формами устной речи практически в том же объеме, что присущ и взрослому человеку. Такой уровень подготовленности создает великолепную базовую основу для дальнейшего обучения, воспитания, всестороннего совершенствования.
Главное направление деятельности детей-дошколят
Конечно же, в возрасте от 3 до 7 лет основным и самым эффективным способом заниматься с ребенком, обучать его чему либо и продолжать развитие тех или иных качеств, влияющих на психологическое и общее развитие, является игра.
[note]Игровая форма обучения и воспитания позволяет оказывать, в том числе и существенное влияние на формирование характера ребенка. Игровая форма обучения также должна претерпевать изменения в зависимости от возраста ребенка.[/note]
Игры с детьми, не достигшими трехлетнего возраста, — это манипулирование теми или иными предметами. Происходит обучение ребенка посредством манипулирования теми или иными предметами. Малыш учится осознавать реальность символов, времени и самого действия.
Постепенно, по мере взросления ребенка, меняются и содержания игровых занятий, увеличивается смысловая нагрузка, вырабатывается умение делать какие-нибудь предметы своими руками, логически рассуждать и т.д.
Итак, главную роль в развитии психики ребенка дошкольного возраста выполняют те или иные занятия, построенные на основе игры. Именно игровая форма обучения – это кратчайший путь к достижению поставленных целей и задач!
Педагоги и воспитатель должны стремиться построить игровой процесс таким образом, чтобы он охватывал самые разнообразные области и сферы деятельности. Только такой подход может обеспечить наиболее эффективную и качественную подготовку малышей к следующему важному этапу в своей жизни – переходу в школу!
Последний вид деятельности в дошкольном возрасте — учение. Вне обучения, вне процесса передачи ребенку общественно выработанных способов действия вообще невозможно развитие. Обучение в ранних возрастах вплетено во все виды деятельности ребенка. Сначала оно еще не выделено в качестве самостоятельного вида деятельности. Но постепенно у ребенка возникает тенденция чему-то учиться. К концу дошкольного возраста ребенок переходит от спонтанного типа обучения к реактивному типу обучения по программе, предложенной взрослым человеком, и очень важно сделать так, чтобы ребенок хотел делать то, что хочет взрослый человек.
Каковы основные тенденции в развитии психических процессов в дошкольном возрасте? Как уже неоднократно подчеркивалось, все психические процессы — это особые формы предметных действии. В последние годы произошло изменение представлений о психическом развитии благодаря выделению в действии двух частей: ориентировочной и исполнительной. Исследования А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина и П. Я. Гальперина позволили представить психическое развитие как процесс отделения ориентировочной части действия от самого действия и обогащения ориентировочной части действия.
А. Р. Лурия изучал роль речи в регуляции поведения: посредством слов создается «умственной» путь, по которому ребенку надо идти На основе речи может быть заранее построен образ действия, а затем он может быть реализован. То, как речь оказывает влияние на осуществление предметного действия, сигнализирует о том, «оторвалась» ли ориентировочная часть от исполнительной или нет.
А. В. Запорожец, изучая развитие движений у детей, показал, что в самом простом движении у ребенка есть фаза подготовки и фаза реализации. Возникновение фазы подготовки в предметном действии повышает его эффективность. От того, как организована ориентация ребенка, зависит тот или совсем иной результат.
А. В Запорожец показал, что в образовании навыка между ориентировочными и двигательными, исполнительными реакциями имеют место сложные и изменяющиеся отношения. На ранних стадиях развития ребенка предварительная ориентировка в ситуации очень незначительно влияет на результаты его действий. Дети находят решение путем проб и ошибок. На этой стадии ориентировочные реакции идут вслед за практической, исполнительной деятельностью. На второй генетической ступени решающее значение приобретает двигательно-тактильная ориентировка в обстоятельствах. Ощупывающая рука позволяет ознакомиться с ситуацией и «учит глаз». Глаз аккумулирует ее опыт и получает возможность в дальнейшем выполнять ориентировочную функцию самостоятельно. На следующей ступени ребенок овладевает способами чисто зрительного исследования ситуации. Глаз предвосхищает, опережает исполнительные движения. Было выяснено, что ориентировочные, пробовательные действия вырастают из исполнительных актов
Сама ориентация может осуществляться на разных уровнях: материальном (или практически действенном), сенсорно-зрительном и умственном. В обобщенном виде можно сказать, что в ходе развития ребенка:
возникает разделение действия на ориентировочную и исполнительную части;
2) в дошкольном возрасте ориентировочная часть действия отделяется от исполнительной;
3) сама ориентировочная часть возникает из материальной, практической, исполнительной части и носит в дошкольном возрасте мануальный или сенсорный характер;
4) ориентировочная деятельность в дошкольном возрасте чрезвычайно интенсивно развивается. Поэтому, когда мы говорим о развитии восприятия в дошкольном возрасте, мы имеем в виду развитие способов и средств ориентации.
В дошкольном возрасте, как показали исследования Л. А. Венгера, происходит усвоение сенсорных эталонов (цвета, формы, величины) и соотнесение соответствующих предметов с этими эталонами. Как показали исследования Д. Б. Эльконина, в этом возрасте происходит усвоение эталонов фонем родного языка:
«Дети начинают их слышать в категориальном ключе». Эталоны — это достижение человеческой культуры, это «сетка», через которую мы смотрим на мир.
Благодаря усвоению эталонов, процесс восприятия действительности начинает приобретать опосредованный характер. Использование эталонов делает возможным переход от субъективной оценки воспринятого к его объективной характеристике.
Усвоение общественно выработанных эталонов, или мер, меняет характер детского мышления, в развитии мышления к концу дошкольного возраста намечается переход от эгоцентризма (центрации) к децентрации. Это подводит ребенка к объективному, элементарно научному восприятию действительности
Условием возникновения и развития мышления ребенка, по А. В. Запорожцу, является изменение видов и содержаний детской деятельности Простое накопление знаний не приводит автоматически к развитию мышления.
Своеобразие развития ребенка заключается в активном овладении ребенком способами практической и познавательной деятельности, имеющими социальное происхождение.
По мнению А. В. Запорожца, овладение подобными способами играет существенную роль в формировании не только сложных видов абстрактного, словесно-логического мышления, но и мышления наглядно-образного, характерного для детей дошкольного возраста.
А. В. Запорожец писал, что формы детского мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое) не представляют собой возрастных стадий его развития. Это, скорее, стадии овладевания некоторым содержанием, некоторыми сторонами действительности.
Поэтому, хотя они и соответствуют в целом определенным возрастным группам и хотя наглядно-действенное мышление появляется раньше, чем мышление наглядно-образное, эти формы не связаны с возрастом однозначно Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесному мышлению происходит на основе изменения характера ориентировочно-исследовательской деятельности, благодаря замене ориентировки на основе проб и ошибок более целенаправленной двигательной, затем зрительной и, наконец, мысленной ориентировкой.
В развитии мышления дошкольника существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности. Возникновение плана наглядных представлений о действительности и способность действовать в плане образов (внутреннем плане) составляют, по словам А. В. Запорожца, первый, «цокольный этаж» общего здания человеческого мышления. Он закладывается в различных видах детской деятельности — в игре, конструировании, изобразительной деятельности и других.
В центре сознания в дошкольном возрасте, по Л. С. Выготскому, стоит память. В этом возрасте возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала. В основе ориентации в этот период лежат обобщенные представления. Ни они, ни сохранение сенсорных эталонов и т.п. невозможны без развития памяти.
Предложенный дидактический материал поможет сосредоточить внимание ребенка на предметах класса «Игрушки», побудит его к рассматриванию и изучению этих предметов, что предполагает вовлечение дошкольника в разные виды познавательной деятельности.
Выполнение предложенных заданий будет способствовать уточнению представлений детей о свойствах игрушек (цвете, размере, форме, функциях и т. д.), формированию у них способностей к обобщению.
Предложенные упражнения направлены на развитие таких психических функций, как зрительное внимание, мышление. Помогут они и обогащению активного словаря ребенка, формированию простейших грамматических категорий, развитию связной речи и элементарных математических представлений, будут способствовать становлению графомоторных навыков.
Все задания дополнены небольшими инструкциями для взрослых и указанием лексико-грамматических категорий, на которые взрослым нужно обратить внимание в ходе занятий. В конце пособия предложен ряд упражнений, направленных на профилактику оптико-пространственных нарушений, что очень важно для успешной подготовки ребенка к школьному обучению.
Особую значимость предложенные в пособии упражнения будут иметь для детей с задержкой речевого и психоречевого развития.
Пособие может быть использовано логопедами и педагогами ДОО, будет оно полезно и родителям для занятий дома с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
Характеристики
Количество страниц | 32 |
Переплет | мягкий |
Область знаний | Развитие речи |
Производитель | Детство-Пресс |
Автор | Агранович З.Е. |
Страна производства | Россия |
Вес | 115 г |
Размеры упаковки | 29 x 21 x 0.3 см |
Штрихкод | 9785907421226 |
Также находится в категориях | расширение словарного запаса, связная речь |
Есть в наличии!
Цена: 260 руб.
Для того, чтобы купить товар «Дидактический материал для формирования обобщающей функции речи и развития психических процессов у младших дошкольников 3-5 лет «Игрушки»», добавьте его в корзину и заполните форму заказа. Доставка осуществляется по Москве, Санкт-Петербургу и всей России.
Димчева Надежда Борисовна
педагог – психолог
Иванова Оксана Викторовна
инструктор по физической культуре
Потоцкая Светлана Викторовна
воспитатель
МБДОУ ДС № 25 «Троицкий»
Старооскольского городского округа
Материал размещен в рамках Всероссийского летнего образовательного очно-заочного форума «Лето – это маленькая жизнь»
ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ
Дошкольное детство достаточно емкий период в развитии личности, оно занимает временной отрезок от 3 до 6-7 лет. В данном возрасте происходит активное развитие всех психических процессов: мышления, восприятия, памяти, речи, воображения и т.д. Ведущей деятельность в данном возрасте является – игра. Кроме того, рассматриваемый возраст – это возраст «почемучек», когда любопытство детей достигает своего апогея и нет предела его любознательности и вопросам. Словом, все важнейшие психические новообразования, которые необходимы ребенку во всей его дальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве, берут свое начало в детской игре. Не случайно педагоги давно отметили, что каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни.
Рекламное сообщение
Дошкольник много времени проводит в игре. Но не потому мы считаем игру ведущей деятельностью ребенка – дошкольника, что он большую часть времени играет, – дело прежде всего в том, что игра вызывает значительные и глубокие изменения во всей психике малыша.
Замечательный советский педагог А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослых имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…».
В жизни детского сада игра занимает одно из ведущих мест. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети играли не просто много, но и хорошо. Заботливо подбирают игрушки, создают такую обстановку, при которой ребенок мог бы поиграть с товарищами и один. Знакомят детей с доступными их пониманию явлениями действительности. Обогащая содержание детских игр, стремятся к тому, чтобы дети играли в такие игры, которые помогают наиболее продуктивно осуществить процесс социализации.
Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста, можно разделить на три основные группы. Первая группа – подвижные игры. К ним относятся разнообразные игры с мячом, со скакалкой, пятнашки, прятки и т.д. Подвижные игры – прекрасное средство физического воспитания дошкольников; играя, дети учатся подчиняться правилам. Косвенным образом воспитываются навыки поведения в коллективе.
По определению П. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждает ребёнка к определённым умственным и физическим усилиям.
Ко второй группе относятся дидактические игры (лото, пирамидки, мозаика и т.д.). У каждой такой игры своя образовательная задача. Эти игры дают возможность познакомиться с различными предметами и явлениями действительности. У детей формируются представления, развиваются такие познавательные психические процессы, как восприятие, память, мышление. Такие игры имеют большое значение, прежде всего для умственного развития ребенка, в том числе способствуют развитию творческого мышления.
Третью группу составляют наиболее типичные и вместе с тем важные для развития детей дошкольного возраста творческие ролевые игры.
(«Больница», «магазин», «школа», «строитель» и т.д.). В сюжетно – ролевой игре знание детей не только уточняются и расширяются, но и силу их неоднократного, практически – действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщённый характер. Играя, дети относятся к своему воображаемому труду, игрушкам и товарищам по игре так, как в действительной жизни относятся к своему труду и друг к другу взрослые. В.А. Сухомлинский писал: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В нашем дошкольном учреждении старания педагогов нацелены на полноценную организацию игровой деятельности для воспитанников. Важным фактом является то, чтобы дети в летний оздоровительный период получили полноценное развитие, как физическое, так и умственное.
Список литературы:
- Белая, К.Ю., Сотникова, В.М. Разноцветные игры/ К.Ю. Белая, В.М. Сотникова. – М.: Линка-пресс, 2007. – 336 с.
- Доронова, Т.Н. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России/ Т.Н. Доронова – М.: Линка-пресс, 2006. – 208 с.
- Пенькова, Л.А. Под парусом Лето плывет по Земле: методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей / Л.А. Пенькова. – М.: Линка-пресс, 2006. – 288 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., исп. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.
Посмотреть участников форума и скачать сертификаты – ЗДЕСЬ
Воспитательное значение народных сказок Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа. Одной из.
Мастер-класс для родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшего…
Мастер-класс для родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста Цель: представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных.
Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием правополушарной техники изображения…
Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием правополушарной техники изображения «Зимний закат» Возраст детей 6-7 лет Цель: Развитие творческих изобразительных способностей детей.
Наглядно-познавательное пособие «Ордена и медали Великой Отечественной войны»
Наглядно-познавательное пособие «Ордена и медали Великой Отечественной войны» Цель: продолжить формировать представления о празднике «День Победы», познакомить с орденами и медалями.
Развитие артикуляционной моторики у старших дошкольников с ОНР III уровня
Развитие артикуляционной моторики у старших дошкольников с ОНР III уровня Одной из причин нарушения звукопроизношения у детей может быть недостаточная подвижность.
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через обучение игре в шахматы
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через обучение игре в шахматы Актуальность На современном этапе развития дошкольного образования ФГОС ДО ориентирует образовательную деятельность.
Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильное осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Условия развития познавательных психических процессов, подъем их на более высокий уровень — это практика, исследовательские действия ребенка.
Умственное воспитание детей раннего возраста включает:
— задачи сенсорного развития
— формирование мышления
— формирование речи
— формирование памяти
— формирование воображения
— формирование внимания
— ориентировки в окружающем
— обогащение разнообразными впечатлениями.
Главная роль среди всех психических процессов в раннем возрасте отведена восприятию. Именно оно определяет функционирование и развитие всех познавательных процессов. Появление разнообразных действий с игрушками способствует ориентации ребенка на различные свойства предметов, главными из которых являются форма и величина.
Восприятие развивается в процессе обучения. Вначале ребенок просто играет, производит какие-то действия с незнакомыми предметами, получает первое представление о них, затем знакомится со свойствами предметов с помощью ориентировочных исследовательских движений рук и глаз.
В раннем возрасте развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной широкую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания.
Освоение назначения предметов, совершенствование действий с ними позволяет направлять внимание на большее число сторон и признаков в объектах, и совершенствование свойства самого внимания .
Ребенок способен выполнять интересную для него деятельность, но не смотря на это, он испытывает трудности в переключении и распределении внимания.
Нередко малыш так погружается в работу, что не слышит слов взрослого. С другой стороны, внимание ребенка очень слабо фиксировано на предмете или деятельности, малоустойчиво. Поэтому ребенок быстро прекращает начатое дело. Например: ребенок увлеченно игравший с куклой, видит у сверстника машинку — и кукла забыта. Способность концентрации внимания выражается в том, что ребенок фиксирует незначимые, но наиболее яркие признаки объектов. И как только пропадает их новизна, угасает внимание к ним.
В начале второго года жизни ребенка память выделяется из процесса восприятия, становится самостоятельным психическим процессом. Зарождается способность воспроизводить объект в его отсутствие, удлиняется промежуток между запоминанием и узнаванием .
В процессе игры дети лучше запоминают .
Для развития памяти, ребенку представляют возможности разнообразные детские игры.
В раннем детстве обогащается содержание представлений, поэтому, возрастают объем и прочность сохранения материала. Появляется новый процесс памяти — воспроизведение. Бурное развитие получает словестная память.
Впечатления, которые появляются на втором году жизни, выступают предпосылками становления и развития воображения.
В возрасте около полутора лет, ребенок узнает изображенное на картинке. Он переживает положительные или отрицательные эмоции в соответствии с содержанием изображенного. Но дело в том, что рисунок не является точной копией зафиксированного в прошлом опыте предмета. Он отражает действительность обобщенно, выделяя существенное в реальном объекте, и выступает его знаком. Воспринять изображение помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При этом узнавании ребенок не создает ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс.
Показателями развития воображения в игре являются разнообразие сюжетов, действия в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета — заместителя, гибкость в изменении функции и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий.
Мышление. В раннем детстве, самостоятельно передвигаясь, действуя с объектами, ребенок изучает их, выделяет признаки. Установление связи между предметом и действием выступает предпосылкой практического решения задач. Задача возникает перед ребенком в практической деятельности и решается им с помощью предметных действий, ведь ребенок еще не умеет действовать в плане представлений. Так возникает наглядно-действенное мышление.
Наглядно-действенное мышление характеризуется обобщенностью и ответственностью.
В возрасте лет складываются мыслительные операции, важнейшими из которых являются:
— расположение в пространстве
— группировка предметов одного цвета, формы, размера
— сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени
— выделение основных свойств предметов
— координация движений рук и зрения
— формирование числовых представлений
Следовательно, развитие первых мыслительных операций неразрывно связано с практической деятельностью и освоением речи.
Ребенок — существо и мыслящее и говорящее, проявляющее интерес к окружающему. Для развития всех психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, воображение, восприятие, речь нужно обогащать жизнь детей новыми впечатлениями, создавать условия для детского экспериментирования. Важно поддерживать природное любопытство детей, поощрять любое проявление интереса к окружающему миру.
1) Восприятие в дошкольном возрасте становится более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим.
2) Память. Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересны для него события, если они вызывают эмоциональный отклик, запоминаются легко (непроизвольно). В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память.
3) Мышление и восприятие связаны настолько тесно, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для дошкольного возраста.
4) Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный запас речи. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3–5 лет верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда неправильно.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Развитие психических функций в младшем школьном возрасте
Развитие психических функций в младшем школьном возрасте Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.Школьное обучение строится
Рост и развитие в возрасте от 6 до 10 лет
Рост и развитие в возрасте от 6 до 10 лет С мозгом и телом детей в возрасте от 6 до 10 лет происходит много изменений. Дети становятся более самостоятельны и общительны, у большинства развиваются навыки критического мышления, а также базовое понимание сложных вопросов. Они
Николай Евгеньевич Веракса, Александр Николаевич Веракса Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений
Николай Евгеньевич Веракса, Александр Николаевич Веракса Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений Посвящается памяти детского психолога О. М. Дьяченко Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»Под общей
Проблема социализации в дошкольном возрасте
Проблема социализации в дошкольном возрасте Как уже было отмечено ранее, психическое и личностное развитие ребенка является результатом присвоения культурного опыта в создаваемой взрослым особой социальной ситуации развития. Л. С. Выготский указывал, что подобная
Варианты тотального недоразвития психических процессов и функций
Варианты тотального недоразвития психических процессов и функций Основным диагнозом, выставляемым медиками для этой категории детей, является «умственная отсталость», которая в МКБ-10 имеет шифр: (F70.х – F79.х).Образовательный маршрут для детей с простым уравновешенным
Приложение 2Ведущие показатели развития статических и двигательных функций
Приложение 2Ведущие показатели развития статических и двигательных функций На основании показателей развития движений врач назначает физиологические комплексы гимнастики и массажа. При их отсутствии необходимо обратиться к специалисту (невропатологу, ортопеду, врачу
Особенности обучения детей в дошкольном возрасте
Особенности обучения детей в дошкольном возрасте Обучение детей в младшем дошкольном возрасте характеризуется тем, что они учатся постоянно, в любое время, в любом месте. Приобретение опыта, удачного и неудачного, любое впечатление – все способствует их
Развитие ребенка в возрасте от 1,5 до 2 лет
Развитие ребенка в возрасте от 1,5 до 2 лет Как происходит развитие здорового ребенка • В этот период малыш старается везде сопровождать свою маму А если покажется кто-либо чужой, предпочитает хвататься и прятаться за ее юбку.• Но мало-помалу малыш учится
Развитие ребенка в возрасте от 2 до 3 лет
Развитие ребенка в возрасте от 2 до 3 лет Как происходит развитие здорового ребенка • Ваш ребенок много рисует, листает и рассматривает книжки, узнает предметы на картинках, называет цвета, задает взрослым бесконечные вопросы, запоминает простые стишки и мелодии. Его
Как помочь ребенку стать самостоятельным в дошкольном возрасте
Как помочь ребенку стать самостоятельным в дошкольном возрасте С годами ребенок должен развиваться. В том числе и психологически. Базовых механизмов психологического развития два. Это подражание (ребенок старается уподобиться взрослому) и отделение, постепенно
Глава XVIII Развитие психических процессов в ИЛПТ: ощущения и восприятие
Глава XVIII Развитие психических процессов в ИЛПТ: ощущения и восприятие О «взаимопроникающем» характере психических процессов Наше обучение иноязычной речи исходило из того факта, что формирование речи зависит от развития всех без исключения психических процессов, как
Глава XX Развитие психических процессов в ИЛПТ: воображение и мышление
Глава XX Развитие психических процессов в ИЛПТ: воображение и мышление Развитие воображения «Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, чего он непосредственно не
Глава XXI Развитие психических процессов в ИЛПТ: эмоции
Глава XXI Развитие психических процессов в ИЛПТ: эмоции Эмоции и познавательные процессы «Хотя все знают, что такое эмоции, сам термин с трудом поддается определению», – справедливо пишет Майк Кордуэлл в своем психологическом словаре. Он поясняет, что определения могут
Дошкольный возрастной период — это важный этап в развитии психики ребёнка, который создаёт фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в учебной деятельности.
Данный период не какой-то обособленный этап в жизни ребёнка, а одна из ступеней в ходе психического развития. На каждом этапе формируются определённые психические процессы, или свойства личности, которые позволяют перейти ребёнку на следующий возрастной этап.
Изменение психических особенностей ребёнка происходит под влиянием той деятельности, которую осваивает он на данном этапе. Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребёнка. На этом этапе ребёнок делает качественный скачок в своём психическом развитии.
Психический процесс восприятия активно развивается на протяжении дошкольного периода.
Развитие процесса восприятия в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Восприятие младшего дошкольника (3–4 лет) носит предметный характер, т. е. свойства предмета: например, цвет, форма, величина — не отделяются у ребёнка от предмета. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов.
Действуя с предметами, ребёнок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие.
В процессе активного познания ребёнок знакомиться с разновидностями свойств: цветом, формой, величиной. Дети младшего дошкольного возраста учатся воспринимать их проявления, осваивают способы обнаружения, учатся различать их оттенки и особенности. За период 3-4 лет формируется представления об основных геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), основные цвета спектра, величина (длина, ширина, высота, толщина), пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко).
Восприятие — ведущий познавательный процесс, который выполняет объединяющую функцию.
Во-первых, восприятие объединяет свойства предметов в целостный образ предмета.
Во-вторых, оно объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации.
В-третьих, восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и образов предметов и формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем развития.
Правильное представление о действительности обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности, адаптацию в любой новой обстановке, уверенность ребёнка в себе и высокий уровень активности, ускоренное физическое и психическое развитие.
Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения. Процесс восприятия помогает отличить один предмет от других, выделить какие-то предметы или явления из ряда других похожих или непохожих на него.
Роль восприятия заключается в том. что оно объединяет все свои свойства предмета и формирует представление о целом предмете со всеми его свойствами. Главным условием является обучение ребёнка действиям с этими предметами. Эти действия называются перцептивными или воспринимающим, обследовательскими.
Восприятие формы
Упражнение «На что похожа эта фигура»
Попросить ребёнка найти предметы похожие на геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Упражнение «Спрятались от дождика»
Положить под каждый зонтик на рисунке по одной фигуре. Попросить ребёнка спрятать под зонтик все вырезанные фигуры. Все одинаковые фигуры спрятались вместе под один зонтик.
Упражнение «Построй башню и лесенку»
Задание:
- Построй башню из цветных квадратов.
- Построй башню из одинаковых по цвету квадратов.
- Построй большую и маленькую башни.
- Построй две одинаковые башни.
Упражнение «Что изменилось»
Ставим всех матрёшек в ряд по росту. Просим ребёнка отвернуться и меняем двух матрёшек местами. Просим повернуться и сказать, что изменилось.
«Расставь игрушки по величине»
Показать, как поставить друг на друга кубики: сначала самый большой, а последний самый маленький.
«Узнай фигуру на ощупь»
В картонную коробочку положите несколько картонных фигур разного размера и попросите ребёнка с закрытыми глазами вынуть фигуру и ощупать её пальцами и сказать название.
«Помоги рыбкам»
Помоги мамам-рыбкам найти своих детишек. Показать детям, как нужно брать детишек-рыбок красного цвета и расположить рядом с мамой рыбкой красного цвета. Затем синего, зелёного и жёлтого цвета.
«Собери капельки в стакан»
Разложить перед ребёнком вырезанные цветные кружочки разного цвета.
Попросить его собрать капельки в стакан по одной капельки каждого цвета, проговаривая свои действия: « Сюда положу капельку красного цвета, а сюда зелёного. Наберём целый стакан одинаковых капелек.
«Семья»
Ребёнку предлагается игрушки разных размеров: три разных по величине грибочка, три рыбки, три птички.
В каждой семье есть папа, мама и сыночек. Нужно дать три коробочки или блюдечка. Папа пошёл на работу, показать, как грибочек идёт к коробочке.
Папа-птичка пошёл на работу. Все большие игрушки собрались в одной коробочке. А мамы пошли в магазин. Показать другую коробочку. Ребёнок сам должен положить туда игрушки поменьше, а детишки пошли в садик. Это третья коробочка.
Педагог-психолог
КУЛИКОВА Татьяна Сергеевна
Цель:
Развитие мелкой моторики руки.
Возрастной диапазон: 5-6 лет
1. Развивать у дошкольников уверенность в себе, в своих возможностях.
2. Развивать умение слушать своего собеседника и уважать его мнение.
3. Развивать произвольное внимание; умение пользоваться вспомогательными средствами.
4. Формировать произвольную память.
Ход занятия психолога по развитию познавательных процессов.
Цель: создание психологического комфорта у детей.
Психолог. Дети, я очень рада Вас видеть на своем занятии. Вы знаете, что при встрече все здороваются
Закройте глаза. Я прикоснусь к тому, кто сидит справа от меня, он примет мое приветствие и передаст своему товарищу. Так приветствие пройдет через всех Вас и снова вернется ко мне.
2. Игра «Учимся хвалить себя».
Цель: повышать самооценку, преодолевать замкнутость, пассивность. Воспитывать положительное отношение к себе.
Психолог начинает игру, говоря о себе добрые слова. Затем обращается к ребенку, который сидит рядом и говорит: «А теперь ты скажи про себя что-то хорошее». И так дальше.
3. Игра-инсценировка «Пальцы ложатся спать».
Цель: развивать мелкую моторику руки.
(Поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении чтения стихотворения.)
Этот пальчик хочет спать,
Этот в кроватку ложиться,
Этот пальчик зевнул,
Этот пальчик уже заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братьев ты не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В садик вам идти пора!
4. Упражнение «Геометрическая задача».
Цель: развивать устойчивость и переключение внимания.
Оборудование: бланк с изображением пяти фигур (квадрат, круг, крест, треугольник, ромб), карандаш.
Дан 1 ряд из 10-ти фигур. Вверху на бланке изображен образец с условными обозначениями. Дети должны рассмотреть образец, назвать фигуры и условные обозначения в них. Нарисовать по образцу.
5. Упражнение «Правда или нет?»
Цель: Развитие психических процессов, поднятие настроения.
Инструкция: «Я буду читать интересные стихи, вы будете внимательно слушать правдивые они или нет. Если в них неправда – необходимо хлопать 2 раза в ладоши».
Снегом поле замело,
Лето красное пришло.
Кот весь вечер крепко спал,
Днем на облаке он летал.
В марте растаял снег,
Это весна созывает всех!
Петух по двору идет,
Щенков своих он ведет.
Длинный хобот имеет слон,
Это у него микрофон.
6. Упражнение «Тренировка памяти»
Цель: тренировка кратковременной зрительной памяти.
Оборудование: 2 рисунка с изображением от 4 до 6 знакомых предметов.
Дети должны рассмотреть и назвать предметы на рисунке 1 и их запомнить; на рисунке 2 закрасить те предметы, которых не было на рисунке 1.
7. Психогимнастическое упражнение «Кто это?»
Цель: развитие внимания, закрепление положительного настроения в конце занятия.
Дети стоят в кругу. В центре ребенок с завязанными глазами. Другие идут по кругу, говоря: «Отгадай, угадай, кто позвал тебя узнай?». Дети останавливаются, кто-то из них обращается к игроку в кругу: «Отгадай мое имя». Если имя угадано, дети меняются местами и игра продолжается.
8. Прощание «Улыбка по кругу».
После выполнения всех упражнений дети берутся за руки и «передают» улыбку по кругу. Каждый ребенок поворачивается к своему товарищу справа и улыбается.
Данная программа включает в себя пояснительную записку, в которой описываются основные психические процессы, формирующиеся при подготовке к школе.
Выделяются показатели и причины психологической незрелости ребенка, поступающего в школу.
В программе сочетаются разные направления, которые объединены в блоки: диагностический, развивающий, консультативный, методический.
Работа предназначена психологам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений, а также и родителям.
В сотрудничестве, под руководством,
с чьей – то помощью ребёнок всегда
может сделать больше и более
трудные задачи, чем самостоятельно.
Л.С. Выгодский
В период дошкольного детства формируются предпосылки будущей учебной деятельности детей. На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, мышлении, памяти, зрительно-моторной координации. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные. Всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребёнка и взрослого. Именно совместная деятельность психолога и педагога обеспечивает индивидуальный подход к ребенку на основе понимания его психологических особенностей, позволяет своевременно выявлять нарушения в психическом развитии и поведении ребенка и оказывать ему необходимую психолого–педагогическую коррекцию.
Психолого–педагогическая коррекция – это деятельность психолога и педагога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношении с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытии его потенциальных творческих резервов. Психолог, родитель, педагоги – главные участники в развитии познавательных возможностей каждого ребёнка.
Исходными теоретическими положениями работы являются общепризнанные закономерности развития ребёнка, исследованные Л.С. Выгодским, А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, а также системный подход в развитии возможностей проблемного ребёнка в целях обогащения его социального опыта с привлечением ресурсов. Проблема готовности ребенка к школьному обучению сегодня рассматривается в первую очередь как психологическая: приоритет отдается уровню развития мотивационной сфере, произвольности психических процессов, развитию тонкой моторики руки. Установлено, что одна лишь интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения ребенка в учебную деятельность. Важное значение имеет успешная школьная адаптация ребёнка. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. К поведению ребенка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку.
При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у взрослых) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7–8 годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка в школе. Основываясь на результатах современных исследований, можно установить сильную зависимость между нарушением психического здоровья и учебной успешности детей.
К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представление о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное, у него должно быть желание учиться.
По мнению современных психологов Н.В.Клюевой и Ю.В.Филипповой, к концу старшего дошкольного возраста не все дети достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому обучению. Авторы выделяют ряд показателей психологической незрелости ребенка, поступающего в школу:
1. Слабое речевое развитие детей.
2. Неразвитость тонкой моторики. В определенной мере неразвитость руки проявляется при вырезании фигур по контуру, в несоразмерности частей фигуры при лепке, неточности склеивания деталей.
3. Дети с трудом ориентируются на листе, испытывают сложности во время графического диктанта. Хорошо умеют считать к моменту поступления в школу, но испытывают затруднения в понимании причинно-следственных связей, в умении обобщать и классифицировать.
4. Слабое развитие произвольного внимания, памяти. Дети несобранны, легко отвлекаются, с трудом следят за ходом коллективной работы, за ответами других ребят.
5. Низкий уровень развития самоконтроля. Дети испытывают затруднения в тех случаях, когда взрослый просит сравнить выполнение с поставленной задачей, найти собственные ошибки.
6. Не сформированность учебной мотивационной готовности, т.е. желание идти в школу для получения знаний, чаще всего дети хотят идти в школу из-за того, что купили новые туфли или портфель.
Цель программы: развитие психических процессов и профилактика дезадаптации детей к школе.
Игра способствует развитию всех психических качеств у дошкольников. В дошкольном детстве — это ведущий вид деятельности детей.
Просмотр содержимого документа
«1. Консультация для родителей: «ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ»»
«ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
У ДОШКОЛЬНИКОВ»
Проект «Навстречу олимпиаде»
«Игра имеет важное значение в жизни ребёнка…
Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет
в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». (А.С. Макаренко)
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка.
В этот период формируются основные психические процессы человека: внимание, память, мышление, речь, воображение, восприятие.
Для полноценного развития малыша необходимы систематизированные и обобщенные знания.
Для того, чтобы эти знания способствовали развитию ребёнка, обучение должно проводиться с опорой на игру, так, как: в дошкольном возрасте
Игра — ведущий вид деятельности.
Через игру ребёнок осваивает окружающий мир…
Главная цель –
заинтересовать ребёнка деятельностью.
Даже если у малыша не с первого раза, получается, выполнить то или иное задание, ваш ребёнок каждый раз делает пусть маленький, но шаг навстречу знаниям, а это
и есть процесс развития.
- Все дети разные, семьи разные, условия развития разные.
- Само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития.
- Важнее, как ребёнок умеет пользоваться, применяя их.
- Для успешной подготовки к обучению в школе очень важны основные психические процессы:
- внимание
- память
- восприятие
- воображение
- мышление
- речь.
От родителей требуется одно: запомнить, что ИГРА – это своеобразный ключ в организации воспитания и развития ребёнка.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ:
- «Что изменилось?», «Четвертый лишний», «Чем отличаются две картинки?», «Что изменилось в комнате?»
- раскрашивание по образцу ( штриховка в определённом направлении)
- рисование определённых элементарных узоров по образцу.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ и РЕЧИ.
Можно использовать для следующие игры: «Картинки», «Игра в слова», «Угадай, что я загадал?» , «Добавь словечко», «Расставь точки», «Нарисуй такой же предмет», «Отгадай на ощупь», «Чудесный мешочек».
Упражнения : заучивание стихов, загадок, чистоговорок, считалок.
Их можно использовать для занятий дома, в свободное время, по дороге домой или в детский сад.
Любые игровые взаимоотношения сближают, помогают установить контакт .
Сущность игры в том,что дети отражают в игре различные стороны повседневной жизни, уточняют свои знания и осваивают различные субъектные позиции. Игра — развивает зрительное внимание,память,мышление.
Просмотр содержимого документа
«Картотека игр на развитие психических процессов в дошкольном возрасте.»
Картотека игр на развитие психических процессов в дошкольном возрасте.
Подготовила воспитатель: Коржова Наталья Алексеевна.
Игра: « Большие, маленькие, одинаковые»
Цель: Развитие зрительного восприятия, отличие фигур по размеру.
Детям предлагается найти геометрические фигуры по размеру.
1. Найти все большие фигуры.
2. Найти все маленькие фигуры.
3.Найти одинаковые фигуры.
Игра: « Что сверху, а что снизу?»
Цель: Ориентировка в окружающем пространстве, умение определять «верх», «низ» на плоскости, на листе бумаги.
Перед ребёнком картинки разных предметов (солнце, облако, птица, цветы, деревья, грибы и т. д.)
1. Выбери предметы, которые должны находиться вверху.
2. Найди предметы, которые должны находиться внизу.
3. Расположи картинки на столе (на листе) вверху и внизу.
Игра . «День и ночь»
Цель: развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.
Ход игры: это занятие лучше проводить в зимнее время суток, когда день короткий.
Когда стемнеет, предложите детям поиграть: «Давайте поиграем в игру «День и ночь». Когда я включу свет, и в комнате станет светло, наступит день. В это время вы будете ходить, играть, танцевать. А когда я выключу свет, и станет темно, наступит ночь. Тогда вы ляжете на ковер и будете спать».
В эту игру можно играть несколько раз, пока у детей не пропадет к ней интерес.
Игра: Перескажи рассказ
Цель: развитие слухоречевой памяти
Оборудование: картотеки рассказов
Ход игры: педагог читает рассказ, а затем ребенку предлагает пересказать всю последовательность событий этого рассказа.
Симонова Анастасия Ивановна «Тактильное панно-лэпбук как технология развития психических процессов детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ в практике педагога-психолога» / А. И. Симонова. – Текст : электронный // Педагогический альманах : электронное СМИ. — URL: https://www.pedalmanac.ru/277033. — Дата публикации: 4 ноября 2021.
Симонова, А. И. «Тактильное панно-лэпбук как технология развития психических процессов детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ в практике педагога-психолога» [Электронный ресурс] / Анастасия Ивановна Симонова // Педагогический альманах : [сайт]. — 2021. — 4 ноября. — [Россия]. — Режим доступа: https://www.pedalmanac.ru/277033, свободный. — Загл. с экрана.
Симонова А.И. «Тактильное панно-лэпбук как технология развития психических процессов детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ в практике педагога-психолога» // Социальное партнёрство в сфере образования «Педагогический альманах» : cетев. издан. 04.11.21. URL: https://www.pedalmanac.ru/277033 (дата обращения: 25.03.2022).
Для данной публикации рецензий не найдено.
Запросить рецензирование может только автор публикации!
Введите адрес электронной почты, указанный при размещении данной публикации:
Дошкольный возраст — период от 3 до 7 лет.
В это время детский организм и нервная система начинают развиваться активнее.
Ребенок становится более самостоятельным, его отношения со взрослыми начинают постоянно расширяться.
Ведущие потребности дошкольника
В процессе своего развития ребенок в дошкольном возрасте сталкивается с рядом противоречий, которые возникают на фоне новых потребностей. В этом возрасте малыш имеет следующие ведущие потребности:
- получение новых впечатлений;
- двигательная активность; .
Общаясь с людьми ребенок постоянно открывает для себя новые знания и умения. Получение социального опыта происходит посредством инициативного восприятия, а не пассивным методом.
Новые впечатления способствуют развитию познавательных способностей ребенка. Изучение реального мира развивает любопытство. У дошкольников старшего возраста постепенно начинает появляться интерес к обучению.
В это время следует обращать особое внимание на психологическое развитие ребенка. Заторможенность может быть вызвана следующими факторами:
- поведенческие отклонения — враждебность, вранье;
- эмоциональной-личностные проблемы — чувство страха, плохое настроение и повышенная тревожность;
- неврологические отклонения — нарушение режима сна, быстрая утомляемость;
- проблемы с общением — чрезмерная обидчивость, отстраненное, постоянное желание быть лидером;
- отсталость в интеллектуальном развитии — неспособность концентрации внимания, сложности с пониманием нового материала.
При наличии таких проблем родители должны скорректировать поведение малыша, больше заниматься с ним и следить за его развитием. В противном случае, в дальнейшем могут возникнуть отклонения в познавательной и мыслительной-психических процессах.
Ключевые особенности психологии дошкольного возраста
Характерная особенность дошкольного возраста — активное развитие внимания, памяти, речи, и мышления.
В течение всего дошкольного периода у малыша преобладает непроизвольное внимание, которое со временем начинает переходить в произвольное.
Ребенок начинает сознательно удерживать или направлять определенные предметы.
СПРАВКА. Произвольное сосредоточение на чем-то может длится около 30 минут.
Аналогичные процессы происходят с памятью. До 7 лет у детей формируется произвольная зрительная и слуховая память. Под конец дошкольного периода ребенок уже должен иметь наглядно-образное мышление. Начинает активно развиваться логическое мышление.
Это способствует тому, что ребенок учится выделять признаки отдельных предметов, учиться сравнивать их и обобщать. К 6-7 годам у большинства детей уже присутствует диалогическая речь и отдельные виды монологической.
ВАЖНО. Психологическое становление личности тесно связано с самопознанием ребенка.
К концу дошкольного возраста у малыша уже формируется самооценка.
В ее основе лежит осознание своей успешной деятельности, ободрение взрослых, а также оценка его сверстников.
Ребенок уже способен осознавать какое место он занимает в семье и детском коллективе.
Специалисты рекомендуют играть с ребенком в развивающие игры. Они должны быть направлены на развитие логики, мышления.
В процессе игры формируется также характер малыша. Для дошкольника социально-эмоциональная сторона деятельности является одной из самых важных. В процессе игры он учится сотрудничать, следовать установленным правилам. Важно научить ребенка правильно принимать поражение.
Ближе 7 годам возникает кризис. Главное его проявление — потеря непосредственности. Ребенок начинает манерничать и паясничать.
Как помочь развивать психологические процессы?
Дошкольный период является важным этапов в развитии психологических процессов ребенка.
Родители должны учить ребенка планировать свою деятельность.
В этом случае необходимо использовать воображение как предпосылку для формирования у ребенка внутреннего плана.
Внешний контроль должен осуществляться посредством речи.
Чтобы развить элементы сотрудничества взрослым рекомендуется вести какую-то совместную деятельность.
Это может быть совместное выполнение какого-то простого домашнего дела или приготовление блюда. Особенно это важно для ребят 4-5 лет.
Родители должны развивать у ребенка эмпатийные представления, а также побуждать его к проявлению инициативы в разных видах деятельности.
Полезное видео
Рекомендуем посмотреть видео-лекцию по нашей теме:
Дошкольный возраст — важный период, когда ребенок становится самостоятельным и осознанным. Родители должны помогать развивать и корректировать его интеллектуальные и психологические навыки. Если этого не делать, то возможны проблемы с дальнейшей социализацией и самооценкой.
Основными задачами коррекционного обучения в подготовительной группе для детей с ФФНР в детском саду
jar—> txt fb2 ePub html
на телефон придет ссылка на файл выбранного формата
Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по логопедии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по логопедии — и никакой экзамен вам не страшен!
Не нашли что искали?
Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.
К категории детей с ФФН относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых наруш
Особенности развития психических процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Словесно-логическое мышление. Внимание. Память.
Похожие вопросы
Особенностиразвитияпсихическихпроцессовудетейсфонетико—фонематическимнедоразвитиемречи. Словесно—логическоемышление. Внимание. Память.
найдено похожих страниц:10
28. В младших группах эффективность использования словесного метода на занятиях по формированию элементарных математических представлений будет зависеть от:
а. введения необходимых знаков и символов;
б. медленного темпа речи и многократного повторения;
в. использования приемов логоритмики;
г. сопровождения объяснения аудизаписями.
29. Сущность исследовательского метода обучения сводится к следующему
а. деятельность воспитателя направлена на оперативное управление процессом решения проблемно-игровых задач;
б. воспитатель сообщает тему и объясняет новую информацию;
в. воспитатель организует поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;
г. ребенок самостоятельно организует поисково-исследовательскую деятельность.
30. Словотворчество – это компонент…:
а. Грамматического аспекта речи;
б. Звукового аспекта речи;
г. Лексического аспекта речи;
д. Образной речи.
31. Какие виды игры специально используются для развития грамматического строя речи?
а. Пальчиковые игры;
в. Игры со строительным материалом;
г. Подвижные игры;
д. Дидактические игры.
32. Как влияет методика развития речи на процесс восприятия художественной литературы?
а. Активный волевой процесс, который предусматривает внутреннее восприятие, переживание вместе с героями;
б. Пассивный процесс слушания художественного текста;
в. Знание текста и умение отвечать на вопросы по его содержанию;
г. Определять жанры художественных произведений;
д. Понимать содержание художественных произведений.
33. Что не является формой словесного творчества детей?
а. Образование слов-неологизмов;
б. Составление стихов;
в. Чтение стихов наизусть;
г. Составление рассказов и сказок;
д. Составление творческих пересказов.
34. Какое утверждение, касающееся адаптации программ развития речи детей к конкретным условиям работы в дошкольной организации, является неправильным?
а. Программа по развитию речи включает необходимость преемственности работы в возрастных группах;
б. Разделы по развитию речи, представлены в программе изолированно, без учета взаимосвязи между ними;
в. На протяжении года ребенок должен не только усвоить новый материал, но и закрепить старый;