С момента рождения ребенок постоянно познает незнакомый ему мир. Если новый предмет вызывает у ребенка эмоциональные переживания, то он его выделяет среди всех остальных.
Постепенно все больше предметов попадают в поле зрения ребенка и вызывают врожденный ориентировочный рефлекс, который И.П. Павлов назвал «Что это такое?».
Этот рефлекс и есть зарождающаяся познавательная потребность, которая превращается в любознательность.
Психика содержит целый комплекс познавательных процессов, с помощью которых человек перерабатывает полученную информацию:
— память
— внимание
— восприятие
— мышление
— воображение
— речь
— ощущения
Наиболее значимый период для развития познавательных способностей – от рождения до 7 лет.
Все познавательные способности взаимосвязаны и влияют друг на друга, поэтому они должны развиваться в комплексе.
Восприятие, ощущения и внимание занимаются получением информацией из внешнего мира. Память, мышление и воображение перерабатывают поступившую информацию. Речь переводит эту информацию в слова, что позволяет ребенку общаться.
В каких видах деятельности могут развиваться познавательные способности?
Прежде всего это:
— игровая деятельность
— художественная (рисование, лепка, аппликация, конструирование)
— спортивная
— художественная
— трудовая
Сейчас школа предъявляет определенные требования к уровню развития дошкольника, поэтому возникает необходимость заранее готовить ребенка к поступлению в школу и к успешному обучению в школе.
Появилось много специальных развивающих детских центров, которые проводят занятия с дошкольниками.
Л.С. Выготский утверждал, что дошкольный возраст является начальным этапом становления познавательной деятельности. Он считал, что в дошкольном возрасте ведущую роль начинает играть память.
Память в основном носит непроизвольный характер, но к концу дошкольного возраста в связи с развитием игры и под влиянием взрослого у ребенка начинают складываться произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание.
Произвольная память начинает развиваться примерно в 4-5 лет. Ребенок уже может ставить перед собой определенную цель – запомнить то, что нужно.
И использует при этом специальные приемы запоминания: повторяет слова за взрослыми, повторяет слова про себя, делает попытки установить логические связи между словами.
Мышление дошкольника во многом определяется его памятью. Мыслить для дошкольника – значит вспоминать, т. е. опираться на свой прежний опыт или видоизменять его.
В дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие наглядно-действенного мышления, формирование элементов словесно-логического мышления.
В дошкольном детстве происходит интенсивное развитие восприятия пространства. Ребенок овладевает основными пространственными направлениями: вперед-назад, направо-налево, вверх-вниз.
Также происходит совершенствование восприятия времени: ночь, день, утро, вечер, настоящее, прошедшее и будущее время.
Вместе с процессом восприятия в дошкольном возрасте идет процесс совершенствования внимания.
Характерная особенность внимания ребенка – оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется интерес к данному объекту. Т.е. в данном возрасте внимание непроизвольное.
Произвольное внимание связано с развитием восприятия и активным владением речью, в частности – рассуждения ребенка вслух.
После 3-летнего возраста начинает развиваться воображение.
Ребенок начинает замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других. Например, листочки от деревьев могут быть деньгами во время игры в магазин, нагромождение стульев – это машина и т.п.
Отличительной чертой воображение во всех видах деятельности ребенка является отсутствие предварительного замысла. Замысел появляется в процессе игры и рисования.
Речь ребенка дошкольного возраста становится более связной и приобретает форму диалога. У дошкольника появляется и развивается монологическая речь. Словарный запас продолжает активно пополняться.
К 6 годам лексикон ребенка состоит примерно из 14000 слов. Речь 4-хлетнего ребенка уже включает сложные предложения.
Автор: Кушнарёва Валентина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с общеразвивающего вида №18 «Теремок» Ступинского муниципального района
Населённый пункт: город Ступино, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста»
Дата публикации: 12.10.2016
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ детский сад общеразвивающего вида № 18 «Теремок» Ступинского муниципального района
«Развитие познавательных способностей детей
среднего дошкольного возраста»
Материал подготовила: воспитатель первой кв. категории
Кушнарева В.Ю.
познавательных
способностей
познавательного
дошкольников
дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный
интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех
которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно,
самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Мы с вами остановимся на особенностях познавательного развития детей средней возрастной группы. После 4 лет развитие познавательных способностей дошкольников предусматривает уже не только восприятие и изучение окружающей действительности, но и начало восприятия и понимания человеческой речи. Несмотря на то, что ребенок уже, наверняка, неплохо говорит, в качестве средства познания речи начинает выступать только сейчас. В этом возрасте ребенок учится правильно понимать и принимать информацию, переданную посредством слова. В этот период активный словарь ребенка обогащается не только словами-предметами, но и словами-понятиями. В возрасте 4 лет выделяется несколько основных направлений развития познавательных способностей дошкольника: * установление взаимосвязей между предметами, явлениями и событиями – в итоге ребенок воспринимает мир не как отдельные фрагменты, а как целостную цепь событий, * знакомство с теми предметами и явлениями, которые ребенок не видит перед собой и не осязает, * начало первых проявлений личных интересов ребенка (например, малыш начинает понимать, что ему нравится рисовать, петь или танцевать), * начало формирования положительного отношения к окружающему миру. Естественно, интенсивное развитие познавательных способностей дошкольников невозможно без проведения с детьми специальных занятий. Но это не должны быть неинтересные и скучные занятия, которые не принесут никакой пользы ребенку, а, скорее, наоборот, полностью лишат его всяческого желания что-либо познавать. В качестве главного занятия для развития познавательных способностей дошкольников должен выступать важнейший вид деятельности ребенка – игра. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет нам в развитии познавательных способностей дошкольника. Подбирая развивающие игры для ребенка, мы должны помнить, что важнейшим фактором развития познавательных способностей дошкольников является пример взрослых. Ни для кого не секрет, что дети учатся чему-то новому, подражая старшим. Причем, это касается как положительных моментов, так и отрицательных примеров. Так не лучше ли, если ребенок будет иметь перед глазами больше положительных образцов для подражания?
Например, ребенок может выучить названия столовых приборов, но то, что ложкой едят суп из тарелки, должны ему показать родители. То же самое касается и новых игр – как катать машинку за веревочку, как строить домик из кубиков – все это ребенок должен узнать из совместной игры со взрослым. В развитии познавательных способностей дошкольников важно не объяснение, а положительный пример для подражания. Не требуйте, чтобы малыш запомнил что-то мгновенно. Чтобы новый навык закрепился, необходимо достаточное количество повторений одного и того же действия. Не зря дети любят, когда им многократно читают одну и ту же сказку или играют с ними в одну и ту же игру. Так дети развиваются и с каждым разом чувствуют себя увереннее, когда им нужно сделать новое для себя действие. Но помните, что в занятиях с детьми постарше, наоборот, необходимо постоянно вносить в игру какой-то новый элемент – при этом, не изменяя сути игры. Подбирая материал для развития познавательных способностей дошкольника, учитывайте уровень его развития и его опыт, чтобы выполнение тех или иных заданий было по силам ребенку. Например, если дошкольник уже видел на улице машины, его можно начать учить возить машинку на веревочке. А вот если ребенок еще не знаком с какими-то понятиями – необходимо либо предварительно познакомить малыша с ними, либо отложить игры, где они упоминаются, на потом. Играя с ребенком в развивающую игру, помните, что несмотря на игровые моменты, это все-таки учебное занятие. Поэтому длительность его нужно четко регулировать. Как только Вы увидите, что ребенок устал, сверните игру и займите его чем-нибудь другим. В среднем, одна развивающая игра должна длиться около 15-20 минут. Кcтати, наиболее эффективные игры включают в себя смену видов деятельности. Такие игры помогают дольше удерживать детское внимание и стимулируют повышенный интерес у ребенка. И, конечно же, не забывайте хвалить ребенка и стимулировать использование полученных в ходе занятий знаний в повседневной жизни. Развитие познавательных способностей дошкольников будет эффективно только в том случае, если полученные знания будут применяться ими на практике.
Чтобы
познавательных
способностей
дошкольников
эффективным, необходимо не только правильно подобрать необходимые для этого
игры и занятия, но и заинтересовать ребенка тем или иным делом. Только в этом
Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление способностей — склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше малыш занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Ребенку нравится не нарисовать картинку, а рисовать; не построить домик, а строить его. И все-таки наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления. Так, за первые три года жизни ребенок осваивает основные движения и предметные действия, у него формируется активная речь. Перечисленные достижения раннего детства продолжают развиваться в дошкольном возрасте. Общие способности составляют две группы — познавательные и практические. Формирование познавательных включено в становление образных форм познания действительности: восприятие, образную память, наглядно-образное мышление, воображение, т. е. в создание образного фундамента интеллекта.
Центральное место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций.
К познавательным способностям относят, в первую очередь, сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные связаны с восприятием ребенком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Сенсорные способности интенсивно формируются с 3-4 лет. Усвоение дошкольником эталонов ведет к возникновению идеальных образцов свойств предмета, которые обозначаются в слове. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемах родного языка, эталонах геометрических форм.
Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Так, в качестве готовой модели может выступать план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться. Затем они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками, например стол — кружком, а шкаф — прямоугольником.
На современном этапе в дошкольном образовании стали укрепляться новые тенденции, которые заключаются в ориентации на формирование у ребенка дошкольного возраста способов познания мира, его преобразования и переживания. Тем самым, обеспечивая сохранение и поддержку индивидуальности ребёнка согласно «Концепции содержания непрерывного образования».
Познавательная деятельность формируется у ребенка только под воздействием познавательной активности ребенка, которая проявляется в самостоятельном стремлении «открытия» мира путем его исследования, преобразования и т.п. Согласно «Концепции содержания непрерывного образования» в познавательной деятельности «происходит развитие ребёнка как субъекта познания: его любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений, опробовании разных способов действия, ответов на возникающие у него вопросы, решения проблемных ситуаций».
Цель: создание условий для формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.
Задачи:
1. Преобразование развивающей среды образовательного пространства, с целью формирования познавательной деятельности;
2. Формирование познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования;
3. Изучение и апробация методов и приемов по формированию познавательной деятельности;
4. Осуществление педагогической деятельности во взаимодействии с родителями.
В рамках исследовательского подхода обучение идет с опорой на непосредственный опыт ребенка, на его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира. Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.
СТРУКТУРА ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
— постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
— целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
— выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
— проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
— анализ полученного результата (подтвердилось — не подтвердилось);
— формулирование выводов.
Формы проведения экспериментальной деятельности:
— совместная экспериментальная деятельность воспитателя с детьми;
— познавательные занятия с элементами экспериментирования;
— демонстрационные опыты (с кипятком, огнем), фокусы;
— долгосрочные наблюдения-эксперименты;
— самостоятельная экспериментальная деятельность детей.
Весь материал разделен на части:
— живая природа;
— неживая природа;
— рукотворный мир;
— измерение.
Составлена картотека опытов.
Способы фиксирования результатов:
— составление устного рассказа об увиденном;
— сравнение, классификация;
— возвращение к воспоминаниям (при длительном опыте).
— фотографирование;
— зарисовывание хода опыта и его результата в коллективном дневнике экспериментов;
— схематическое зарисовывание (отражение в рисунке наиболее значимых деталей);
— макеты
Экспериментальный уголок оснащен:
— приборами – помощниками;
-разнообразными сосудами;
— контейнерами с глиной, землей и песком;
-природным, техническим, утилизированным материалами;
— разными видами бумаги;
— различными красителями
В уголке находятся энциклопедии, схемы, планы, условные обозначения (разработанные совместно с детьми). Так же в уголке есть дневник для фиксации результатов, где дети схематически зарисовывают начало опыта и его результат, и фотоальбом фиксации результатов.
Для того, чтобы выявить заинтересованность родителей в детском экспериментировании было проведено анкетирование. По результатам выявлено, что родители не в полной мере осознают возможности познавательного развития средствами экспериментирования в домашних условиях.
Для повышения компетентности родителей в области детского экспериментирования были проведены следующие мероприятия:
— родительское собрание «Эксперименты дома»
— консультация по организации экспериментирования в домашних условиях
— оформлены папки «Фокусы» и «Проблемные ситуации»
— родительское собрание «Растить любознательных», с целью показать значение детских вопросов в развитии любознательности дошкольника
— оформлены памятки для родителей «Как отвечать на детские вопросы» .
Все подписки и аренда
Воспитание с умом. 12 революционных стратегий всестороннего развития мозга вашего ребенка
Малыш устроил истерику в магазине? Дошкольник не хочет идти в детский сад? Школьник не умеет общаться со сверстниками? С какой бы проблемой ни столкнулись родители, новаторская книга видного ученого, специалиста в области детской и возрастной психологии Д. Дж. Сигела, написанная в соавторстве с э.
Феноменальная память. Методы запоминания информации
Мы регулярно забываем забрать с принтера посланные на печать документы, оставляем дома собранные мамами и женами ланч-боксы, не можем вспомнить пароль для входа в компьютер и ПИН-код от банковской карты, а особо заработавшиеся забывают даже имена своих коллег и друзей. В то же время есть люди, ко.
Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии
Нина Джексон не просто известный в Великобритании педагог и международный консультант по образованию. Она из тех людей, которые умеют увлечь и детей, и взрослых; не только научить, но и вдохновить. В своей новой книге Джексон собрала советы и материалы по самым важным проблемам, с которыми каждый.
Общая психология. Учебное пособие
Данное учебное пособие ориентировано на студентов и преподавателей специальности «Психология». Оно представляет собой полный курс лекций по дисциплине «Общая психология». Здесь раскрываются такие темы, как история психологической науки, сознание, память, мышление, воображение. Авторы книги – дипл.
Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития
В пособии представлены материалы по исследованию произвольной регуляции познавательной деятельности у старших дошкольников и младших школьников с ЗПР. На основании результатов дифференцированного изучения готовности этой категории детей к школьному обучению обосновываются их особые образовательны.
Когнитивный ресурс. Структура, динамика, развитие
Здравствуйте, дорогие читатели и гости моего блога. Вчера с подругами у меня разгорелся спор: стоит ли «нагружать» ребёнка перед школой массой знаний или нужно дать им набраться сил перед одиннадцатью годами тяжёлого труда. Данная тема меня немало заинтересовала: какие изменения происходят в развитии ребёнка перед школьной порой? Какие особенности в развитие познавательных способностей у дошкольников? И как воздействовать на процесс изменений? Об этом пойдёт речь в данной статье.
Немного психологии
Развитие ребёнка в данный период происходит через творческие процессы и познавательную активность. Он наблюдает за тем, что происходит вокруг него, изучает взрослых, их поведение и роли в социуме для того, чтобы «копировать» полученные навыки в своей будущей жизни. Об этом говорил ещё Лев Семёнович Выготский, выдающийся советский психолог, которого называют «Моцартом психологии».
Какова роль взрослых в этом? Мы должны играть не только роль родителей, но и помощников, миссия которых – сделать окружающий мир детей не только безопасным, но и полезным. Согласна, снизойти с небес доминирующего положения над ребёнком не просто, но без взгляда изнутри на детский мир расширить кругозор дошкольника попросту невозможно.
Александр Романович Лурия, ещё один известный советский психолог, утверждал, что в дошкольном возрасте ребёнок проводит много времени в беспрерывном общении с окружающими людьми, а также в активном взаимодействии с предметами.
Дети копируют разговоры взрослых и активно вовлекают в лексикон нечаянно оброненные ими фразы (для взрослых это отличный стимул прекратить сквернословить), с увлечением и радостью разбирают предметы (несмотря на строгие запреты), рвут бумагу и бросают кусочки на работающий вентилятор для того, чтобы понаблюдать за тем, как они будут разлетаться по комнате, пытаются беседовать с животными.
Таким образом, ребёнку нужно давать не готовые знания, а раскрывать природу вещей через проведение интеллектуальных игр и исследований.
Кроме того, в данный период идёт активное развитие речевых процессов. Заметили, как бегло заговорила девочка в свои пять лет, тогда как в четыре года она не совсем понятно формулировала свои мысли? Это ещё один вид активности, над которым нужно работать.
Правильное развитие: как, когда и сколько
Многие родители думают следующим образом: «Мы водим ребёнка в сад, пусть там его и развивают». Такое безразличное отношение к воспитанию ребёнка может сильно аукнуться в будущем. Лучше всего сесть вечерком рядом со своим сыном или дочкой, отказаться от просмотра сериала и начать занятия.
В данном возрасте дети активно развиваются через игру. Отличным упражнением на развитие мышления будет следующее. Разложите перед ребёнком листочки, на которых изображены животные по принципу «мама-детёныш» (на одной карточке изображено одно животное).
Спросите у вашего дошкольника, по какому принципу их разделили, как всех животных можно охарактеризовать одним словом, кого из животных не хватает. Во время проведения упражнений разговаривайте с ребёнком, стимулируйте его познавательную активность.
Ещё одно эффективное упражнение для развития исследовательской сферы – это «мысленный эксперимент». Разложите перед ребёнком рисунки, на которых изображены различные животные или же неживые предметы.
Он должен подумать, выбрать понравившийся ему, а затем описать один день из жизни изображённого предмета, проникнув в его суть. Выводите ребёнка на вопросы, давайте ему дополнительную информацию.
Третье увлекательное упражнение тоже связано с карточками. На них изображены различные предметы, силуэт которых напоминает фигуру. Ребёнок не только должен назвать изображённый объект и геометрическую фигуру, на которую он похож, но и нарисовать рядом с предметом фигуру.
Очередным действенным упражнением для развития логического мышления станет дифференциация объектов, изображённых на карточках, на группы по принципу «живой-неживой», а также их разбивка на небольшие группы в соответствии с определёнными признаками.
Таким образом, ребёнок сможет не только оперировать с предметами, но и узнать о них много нового. Вы научите его сравнивать их между собой, выстраивать структуру и устанавливать между ними связь. Помните, конечная цель подобных занятий: развитие у ребёнка способности самостоятельно получать знания, приводить их в систему и делать на основе полученной информации определённые выводы.
Учимся запоминать
Как и в случае с познавательной активностью, развитие памяти тоже происходит через игру. Одной из известных мнемотехник является запоминание простых стихотворений. Детям раздаются карточки, на которых подле каждой стихотворной строчки есть своя картинка.
Вспомните себя в детстве: запоминали ли вы новую информацию сразу? Нет. Детям нужно все действия, сказки, условия игры повторять по нескольку раз. Это нисколько не умаляет их возможностей: наоборот, они лучше утверждаются в приобретённых ими навыках.
Кроме того, необходимо учесть, что дети в данном возрасте хорошо воспринимают информацию не на слух, а зрительно: им нужна масса картинок и красочности – это не только привлечёт их внимание, но и заинтересует надолго.
Резюмируя прочитанное
Правильное развитие ребёнка в дошкольном возрасте – это залог его будущих школьных успехов и соответствие ФГОС. Будьте терпеливы, а самое главное – не ленитесь заниматься своим чадом. Думаю, такими аргументами я убедила своих подруг в том, что развивать ребёнка нужно и самим, не дожидаясь школьной поры и не возлагая всё бремя ответственности на плечи работников детского сада.
Вам понравилась статья? Ставьте лайк, и поделитесь ею в социальных сетях. До скорого свидания!
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Взрослые должны стать дошкольникам помощниками в их неустанном исследовании окружающего мира, обезопасить их и сделать полезными. Необходимо встать на сторону ребенка и посмотреть на мир его широко открытыми глазами. Бесконечные запреты со стороны взрослых лишь сузят его кругозор.
Самое естественное состояние дошкольника – общение с теми, кто рядом, изучение и копирование их поведения. В этом возрасте им интересно все: от порванной ими бумаги, разлетающейся по комнате, до наблюдения за движением рыбок в аквариуме; от беседы с кошками и собаками до разбора игрушек для изучения их «внутренности». Через эти несерьезные занятия происходит развитие любознательности малыша. Ребенок не может быть просто послушным «глотателем» готовых пассивных знаний, он все время должен пребывать в положении исследователя.
Ребенку дошкольного возраста необходимо развитие познавательных способностей:
· Базовое умение исследования – видеть проблемы (чувствительность к проблемам) .
· Связанное с умением видеть проблемы, умение задавать вопросы. Если не отбить у ребенка интерес любопытного задавания вопросов, он имеет шанс вырасти любознательным и образованным. Необходимо помочь ему через вопросы познавать мир.
· Умение давать понятиям (предметам, событиям, явлениям) определения развивает логическое мышление.
· Преобразовывать сведения в категории. Например, находить предметы, схожие по цвету, размеру, форме; объединять их в группы.
· Развивая способность наблюдать, развиваем способность мыслить, а не только видеть, слышать и осязать (найти определенные предметы вокруг и описать их) .
· Развитие познавательных способностей у дошкольников происходит быстрее, если учить их экспериментированию, то есть поиску истины самостоятельно (различные эксперименты с водой, отражением и т. д. ).
· Умение делать выводы и умозаключения развивается с помощью определенных упражнений, например: сделать вывод из проведенного эксперимента или проверить правильность какого-то утверждения.
· Соединение вышеперечисленных умений – доказательство и защита своей идеи. Для этого нужно уметь давать понятиям определения, демонстрировать собственные мысли, задавать вопросы и отвечать на них.
Используя материал для развития умственных способностей дошколенка, необходимо учитывать его опыт и уровень развития, чтобы задания были по его силам. Ни в коем случае нельзя предъявлять к ребенку завышенные требования, иначе у него не проснется интерес к этой игре.
Очень важно при подборе развивающих игр помнить, что самым важным в развитии познавательных способностей дошкольников является наглядный пример взрослых. Это уникальная способность детей — учиться новому, подражая старшим. Касается это как положительному, так и негативному примеру. Поэтому взрослым нужно быть внимательными к своему поведению.
Развитие познавательного интереса и способностей дошкольников влияет на успех их развития в целом, а в частности — на способность обучения в школе.
Такое развитие возможно при использовании задания по развитию познавательных способностей.
Примеры заданий для развития познавательной сферы.
— Ребенку необходимо перечислить всех, кого он видит на картинке (животные разбиты по парам: мама-детеныш) . У одного животного нет детеныша.
Вопросы: назвать всех одним словом; почему их разбили по парам; кого на картинке не хватает. Нарисовать недостающее животное в определенном месте.
Ребенок должен задавать разные вопросы для выяснения большей информации о нарисованных животных и предметах (пять-шесть изображений) .
— Дошкольник внимательно рассматривает объекты на карточке. Они напоминают фигуры. Ребенок называет объект и фигуру, которую он напоминает. Рядом с объектом малыш дорисовывает эту фигуру (гора – треугольник; телевизор – прямоугольник; одуванчик – круг; морская звезда – звездочка; воздушный шарик – овал; ромбовидная елочная игрушка – ромб)
— Мысленный эксперимент. Рассмотрев рисунки с разными предметами и животными, дошкольник выбирает понравившийся (дверь, настольная лампа, карандаш, авторучка, цветок, ножницы, пчела, мышка, птица и т. д. ) , представляет себя этим предметом или животным и затем описывает один день своего изображаемого объекта.
— На карточке изображены десять – тринадцать объектов: птицы, насекомые, пресмыкающиеся, растения, предметы для труда. Ребенок должен все разделить сначала на две большие группы (живое — неживое) , затем дифференцировать изображения на маленькие группы.
Малыши не могут запоминать мгновенно. Для закрепления любого нового навыка нужно определенное количество повторений этого действия. Они могут слушать одну сказку или играть в одну игру несколько раз. Это развивает их и с каждым разом дает большее чувство уверенности в новом действии. Но детям более старшего возраста, наоборот, в играх нужны новые элементы.
Во время развития познавательных способностей дошкольника не надо забывать хвалить ребенка. Это хороший стимул для использования полученных знаний в повседневной жизни. Эффективность в развитии когнитивных способностей малышей будет достигнута в случае применения знаний на практике.
Любивая Галина Григорьевна, воспитатель МБДОУ Д/С №17 г. Алексеевка Белгородской области
Широкое использование речи как средства общения стимулирует расширения кругозора ребенка, открываются новые грани окружающего мира. Теперь дошкольника интересует не просто какое — либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения.
Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребенка, позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, ребенок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел. Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к ним сохраняется.
Продолжает активно развиваться фантазирование в процессе которого ребенок включает себя и своих близких в центр самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребенка будет способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.
Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5 лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укоренятся и переходить в устойчивые негативные черты характера.
Чтобы этого избежать, рекомендую в своей работе использовать следующие игры и упражнения:
1. «Запрещенная буква»
В этой игре каждому придется следить за самим собой, чтобы не проговориться. Одного из участников игры назначают ведущим. Поочередно, обращаясь к играющим, ведущий каждому задает вопрос, требуя от него немедленного ответа. Например: «сколько тебе лет?», «Какое варенье ты любишь?», «Твой любимый цвет» и т. д. Тот к кому обращен вопрос, должен дать ответ, не употребляя по договору букву, которая объявлена запрещенной.
2. «Будь внимателен!»
Называйте ребенку — книга, чашка, кот, стул, икра, вилка и т. д. ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, мебель. Если ребенок ошибается, начните игру сначала.
Педагог произносит фразы — понятия, правильные и неправильные. Если выражение верное, дети хлопают, если неправильное — топают!
Сорока — перелетная птица.
Огурец — это овощ.
Летом — много снега.
Осенью желтеют листья.
Взрослый называет слово, ребенок ассоциацию к нему. Тут важна скорость.
Зима — (снег, холод, Новый год)
Детский сад — (утренник, воспитатель, дом)
Улица — (горка, фонари, прогулка)
Детям предлагается самим составить «путаницу» друг для друга. Пусть они нарисуют несколько предметов, а затем их зачертят, другие ребята должны угадать, что это было.
6. «Перенеси стул»
Педагог дает ребенку задание, перенести с места на место стул.
— как будто мешок с золотом
— как будто мешок с конфетами
— как будто он идет по темному переулку
7. «Выразительная походка»
Взрослый просит ребенка изобразить
— походку человека оказавшегося случайно в лесу
— гуляющего в ботинках на размер меньше
Эта игра включает талант к пародированию. Суть — как можно точнее изобразить бытовые приборы:
Остальные должны угадать.
Большое значение игры в развитии личности ребенка дошкольника определяется не тем, что в ней упражняются отдельные психологические процессы, а тем. Что эти процессы совершенствуются в игре, благодаря тому, что игра поднимает личность ребенка, его сознание на новую ступень развития. Ребенок в игре осознает свое «я», учится действовать, подчиняя желанной цели свои действия и определяя в зависимости от цели.
«Игра является школой такой деятельности, в которой необходимость выступает не как внешняя, навязанная извне, а как желанная. Она является прототипом будущей серьезной деятельности». (Ф. Б. Эльконин)
-
Егор Новиков 3 лет назад Просмотров:
1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад 32 Развитие познавательных способностей дошкольников в конструктивной деятельности Подготовила: Помилуйко О.П старший воспитатель МБДОУ центра развития ребёнка детского сада 32 Одинцовского муниципального района Московской области
2 Актуальность развития познавательных и творческих способностей в процессе конструктивной деятельности Конструирование важнейший для дошкольников вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных самими детьми объектов Основой развития умственных способностей является овладением ребенком действиями замещения и наглядного моделирования Овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество продуктивно-творческой деятельности, совершенствуются сенсорные, познавательные способности Конструирование это увлекательный и в тоже время интересный познавательный процесс. Существует множество различных видов конструкторов, однако все они выполняют одинаковую функцию — способствует развитию у ребенка образного мышления и воображения.
3 Определены следующие задачи: Создать условия для развития и реализации способностей каждого ребенка. Развивать творческий потенциал дошкольников средствами художественного конструирования. Формировать у детей знания, умения и навыки художественноконструктивной деятельности. Стимулировать сотворчество детей со сверстниками и взрослыми в конструктивной деятельности.
4 Основные этапы работы по развитию конструктивных способностей у детей старшего дошкольного возраста Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе Организация занятий по подгруппам в достаточно свободной форме; НОД интегрированного характера по конструированию Основные педагогические условия, обеспечивающие реализацию задач по развитию конструктивных навыков Совместная деятельность взрослого с ребенком и детей друг с другом. Обеспечение взаимосвязи специальных организованных занятий с самостоятельной деятельностью детей. Предоставление детям разнообразных материалов и возможности пользоваться ими по своему усмотрению. Взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности игрой, сочинением сказок и др. и включение его в широкий спектр событий детской жизни.
5 Планируемые результаты освоения Основной общеобразовательной программы (раздел «Конструирование» программы «Развитие» Л.А.Венгера) Развитие психических процессов: мышление, внимание, память, воображение Развитие познавательных способностей Развитие творческих способностей Стимулирование самостоятельности и активности Формирование умений ориентироваться в окружающем с разных позиций Обогащение пространственного словаря (предлогами, наречиями и другими частями речи, обобщенно отражающими знания о предметно-пространственном окружении) Усвоение информации о предметно пространственной ориентации в разных жизненных ситуациях
6 Формы организации обучения конструированию: Конструированию по образцу (обеспечивает переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера);помогает детям овладеть обобщенным способом анализа). Конструирование по теме (дети сами создают замыслы конкретных построек и поделок, выбирают способы их выполнения, материал.) Конструирование по замыслу (умение строить замысел, искать решение, не боясь ошибок) Конструирование по условиям (задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер)
7 Крупный и мелкий строитель
8 Конструирование из мягких модулей
9 Конструирование из пластмассового конструктора
10 Конструкторы «ZOOB», «Триоло», магнитныйразвивают пространственное мышление, моторику, чувство ритма и закономерности
11 Конструктор «Семья» Рекомендуется детям от 2-х лет. Сначала модели для игр ребенка собирает взрослый, постепенно ребенок по мере взросления, подключается к процессу. В комплект входят пластиковые ключи, с помощью которых, даже маленькому ребенку под силу открутить гайку, и разобрать собранную модель. основные элементы — массив березы, дополнительные — пластик. С каждой собранной игрушкой дети могут активно и увлеченно играть как минимум 5 дней. Из «Семьи» 4 уровня можно соорудить свыше 102 моделей (и это без использования фантазии, строго по чертежам!).
12 Конструктор Кликс: детский развивающий конструктор, позволяет собирать различные варианты конструкций: дома, животные, транспортные средства, все, на что хватит фантазии ребенка, развивает фантазию, учит ребенка быть более усидчивым, доводить начатое до конца.
13 Деревянные конструкторы. Наборы комплектуются пошаговой иллюстрированной инструкцией для сборки. Универсальность деревянных конструкторов даёт возможность совмещать детали из разных наборов, создавая новые оригинальные фигуры и композиции
14 Лего конструирование. Лего непростая игрушка, она обучает и развивает ребенка. Собрал одну игрушку надоела, включи фантазию и собери новую, используя только свой собственный ум и изобретательность!
15 Кубики Никитина и с цветной диагональю
16 Конструирование из бумаги
17 Бисероплетение как метод художественного конструирования
18 Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Развиваются: сенсорные способности; зрительное восприятие; пространственные представления; умение целенаправленно обследовать предмет; усваиваются геометрические названия; совершенствуется речь значительно возрастает концентрация внимания, формируются элементы произвольного внимания; развивается художественный вкус; движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза; воспитывается воля, сдержанность; формируются моральные качества личности. Нравственное совершенствование происходит в тесном взаимодействии с умственным воспитанием, и в этом едином процессе решается задача всестороннего, гармонического развития ребенка. Конструирование способствует формированию таких ценных качеств личности, как самостоятельность, инициативность, организованность и ответственность при выполнении задания.