Развитие познавательных способностей

Игра — это ведущий вид деятельности. Она способствует всестороннему развитию дошкольников. Именно игра является необходимым и наиболее действенным методом в формировании у детей познавательных интересов, в игре усваиваются и закрепляются полученные умения и навыки, формируются социально значимые черты личности.

Одним из способов развития познавательных способностей являются дидактические игры. Они являются и игровым методом обучения детей и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Основу дидактических игр составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.

Дидактические игры делают процесс обучения более легким, занимательным : та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Дидактическая игра создается в целях обучения и формирования познавательных способностей. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость.

Для успешной организации познавательного развития в нашей группе создана предметно – развивающая среда, мы поддерживаем спонтанные игры детей, обогащаем их, обеспечиваем игровое пространство. В своей работе я широко использую дидактические игры, которые создаю своими руками. Они ценны тем, что многие из них мы создаем вместе с детьми, тем самым повышаем интерес играм.

Предлагаю вашему вниманию некоторые из них:

1. Игра: «Дикие и домашние животные».

Цель: эта игра способствует запоминанию названия диких и домашних животных, и их место обитания.

2. Игра «Развивалочка». с цветными крышками -способствует сенсорному развитию ребенка.

3. Игра «Собери матрешки». Цель: Учить детей выстраивать предметы в порядке возрастания.

4. Дидактическая игра с выкладыванием изображений предметов из счетных палочек по образцу — развивает логическое мышление. И ещё многие другие. Все игры соответствуют возрастным особенностям детей. Используются систематично. Время проведения игр не превышает 15-20 мин: Для лучшего усвоения материала я использую наглядность. Показываю картинки, действия с ними, выделяю основные признаки предметов и их свойства. В своей работе использую словесные обращения к детям, объясняю, составляю короткие сюжетные рассказы, которые раскрывают содержание игры.

Работа по развитию познавательных способностей помогла:

— познакомиться детям с основными геометрическими фигурами, запомнить их названия;

— научила детей различать цвет;

— научила детей сравнивать по величине;

— способствовала развитию у детей тактильного и зрительного восприятия;

— помогла в совершенствовании мелкой моторики рук.

Подводя итог, можно сказать, что развитие познавательных способностей у детей посредством дидактических игр и упражнений благотворно отразилось на их навыках и умениях. На основе использовании дидактических игр, у наших детей развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, расширяется словарный запас. Дети любопытны, активны, эмоциональны, общительны.

В процессе учебной деятельности учащегося, большую роль играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей учащихся.

Внимание — это форма организации познавательной деятельности во многом зависит от степени сформированости такого познавательного процесса как внимание.

В учебный материал должны включаться содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.

Восприятие — это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. Психологические исследования показали, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение.

Интеллект человека, в первую очередь, определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления.

Регулярное использование на занятиях активных методов обучения, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет кругозор учащихся, способствует их развитию, повышает качество их подготовленности, позволяет им более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности.

Мастерство преподавателя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.

Значительно повышает возможности педагогов по развитию познавательной активности творческое сотрудничество преподавателя с обучаемыми на занятии:

а). Осуществление творческого сотрудничества в процессе преподавания экономических дисциплин достигается созданием в каждом занятии атмосферы творчества, поддержкой, помощью обучаемым в преодолении познавательных трудностей, совместным исследованием изучаемых вопросов.

б). Широкие возможности создания творческой атмосферы на занятиях по экономическим дисциплинам представляют сочетание фундаментальности и профессиональной направленности обучения в высшей школе.

в). Способствуют осуществлению творческого сотрудничества на занятиях совместное исследование учебных вопросов и проблем преподавателем и обучаемыми.

г). Создание на занятиях атмосферы творчества достигается в том случае, если преподавателю удается привлечь обучаемых к открытию новых для них знаний, когда большую или меньшую часть пути к новым знаниям обучаемый проходит сам.

д). Творческое обучение возможно тогда, когда определено, что именно нового для обучаемых будет дано в материалах занятия, и когда удается избрать путь к этому знанию, позволяющий обучаемым самим сделать открытие.

е). Осуществление творческого сотрудничества на занятиях достигается поддержкой обучаемых в преодолении познавательных трудностей, воодушевлением их, помощью в проявлении познавательной активности.

ж). Стимулирует сотрудничество с обучаемыми на занятиях обращение преподавателя к применению средств наглядности.

з). Одно из направлений создания на занятиях по экономическим дисциплинам атмосферы творческого сотрудничества — всесторонний учет личностных качеств, индивидуальности обучаемых [15, с. 32].

Познавательная активность как качество личности развивается у обучаемых и в ходе диалогов и дискуссий при изучении различных дисциплин. Плюрализм мнений, расширение гласности подняли значение умения полемизировать, культуры дискуссий на новую высоту. На семинарских занятиях, в ходе самостоятельной работы, во время дискуссий, как планируемых заранее, так и возникающих спонтанно, во время «круглых столов», пресс-конференций, в дискуссионных клубах преподаватели помогают обучаемым преодолевать трудности в доказательстве своей точки зрения, в подборе аргументов в пользу правильности своих утверждений, в соблюдении правил полемики.

При изучении особенностей функционирования познавательной активности отмечаются:

-уровень развития внимания, памяти, воображения;

— успешность преодоления познавательных трудностей;

— частота выступлений на занятиях и постановки вопросов перед преподавателем;

— развитие навыков самостоятельного познания;

— умение выделять главное, доказывать, излагать знания;

— участие в научной работе;

— помощь товарищам по учебе [7, с. 17].

Таким образом, познавательная активность в ее конкретном проявлении сугубо индивидуальна.

Эффективное развитие творческой познавательной активности у обучаемых на занятиях по экономическим дисциплинам, обеспечивается их совместной с преподавателем деятельностью в ходе учебного процесса через целеустремленное развитие мотивов активного познания у обучаемых, творческое сотрудничество преподавателей и обучаемых на занятиях, широкое внедрение в процесс проведения занятий диалога и дискуссии, индивидуализацию работы по развитию познавательной активности. Определение особенностей познавательной активности обучаемых осуществляется преподавателем в процессе беседы, в ходе наблюдений на занятиях, с помощью развернутой оценки познавательной активности.

План – конспект развивающего занятия

Тема: «Развитие познавательных способностей»

Ф.И.О.: Борисова В.Л.

Место работы: МБОУ «СОШ№42»

Класс: 5

Программа: «Внеурочная деятельность. Развитие познавательных способностей учащихся» автор: Криволапова Н.А.

Источник: «Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5 – 8 классов»/Н.А. Криволапова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013г. – 222с.

Цель урока: знакомство с понятием обобщение и ограничение понятий, совершенствование навыков обобщать и ограничивать понятия.

Задачи:

— обучающие : Учить применять знания полученные в начальной школе;

— развивающие : Развивать познавательные способности, мышление, память, внимание;

— воспитательные : Воспитывать бережливое отношение к окружающему миру.

Планируемые результаты:

Предметные: научится обобщать и ограничивать понятия; получит возможность оперировать частными и общими понятиями, мыслить логически, анализировать и осмысливать текс задания, извлекать необходимую информацию.

Личностные: Ответственно относиться к учению; грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Метапредметные: научится осуществлять контроль своей деятельности в процесседостижения результата.

Тип урока : урок «открытия» нового знания

Формы работы учащихся : фронтальная работа с классом

Необходимое техническое оборудование : мультимедиа, проектор.

Структура и ход урока

Учитель здоровается с учениками, после чего они садятся.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня наш урок будет не простой, а урок-путешествие по морским просторам

в поисках неоткрытых островов. Постараемся найти остров и дадим ему название.

Каждая команда может занять места в своем корабле, но сначала выберем капитана

корабля (ребята выбирают капитана и ему дается карточка с названием).

Теперь можем приступить к спуску кораблей, насколько удачным будет это путешествие, мы узнаем в конце урока, ведь оно будет зависеть от слаженных действий всего экипажа.

Все задания должны быть записаны в ваших судовых журналах, т.е. тетрадях.

За каждое правильно выполненное задание на своем корабле команда получает звезду .

3.Актуализация знаний и фиксирование затруднения.

А сейчас проверим готовность команд к отплытию, подумайте и попытайтесь ответить как можно быстрее, кто из сказочных персонажей мог послать такие SMS сообщения:

  1. Купил семена, приезжай тянуть (ответ: Дед).
  2. Помни, всё исчезнет после 12 ночи (ответ: Фея).
  3. Ушел от зайца, волка и медведя (ответ: Колобок).
  4. Ключ достал. Скоро буду (ответ: Буратино).
  5. В гости не приду. Мотор забарахлил (ответ: Карлсон).
  6. Едва не сдали на металлолом, но девочка помогла (ответ: Железный Дровосек).
  7. Подложили не свинью, а маленький шарик. Вывела на чистую воду. Получаю приданное (ответ: Принцесса на горошине).
  8. Купила самовар. Приглашаю к чаю (ответ: Муха – Цокатуха).
  9. Хвост нашли. Плакать перестал (ответ: Иа).
  10. Ищу шестерых братьев после страшного происшествия (ответ: Козленок).

Молодцы теперь можно отправляться в путешествие.

Мы видим с вами на пути преграду, доска с цифрами, но они спрятаны.

Напишите в своих судовых журналах, какие числа вы видите.Числа, которые вы записали, называются натуральными и они необходимы для счета предметов.Словосочетание «натуральное число» называется «математическое понятие».

Запишите в своих судовых журналах следующее определение:

«Понятие – это логически оформленная общая мысль о предмете, идея чего-нибудь. Понятия в русском языке обозначаются с помощью слов (число, стол, балкон), с помощью групп слов, т.е. словосочетаний (натуральное число, стихийное бедствие, певчая птица)».

— Приведите примеры понятий, выраженных словами и словосочетаниями.

— Запишите эти примеры в свои судовые журналы.

Общее понятие объединяет несколько однородных предметов в один класс, например:

Мебель (общее) – стол, стул, шкаф, кресло, диван (частное).

Словесные (вербальные) игры. Например: самостоятельное составление загадок, игра «Узнай по описанию», «Назови одним словом», «Найди ошибку», различные загадки, шарады, метаграммы, анаграммы, ребусы, кроссворды, чайнворды, головоломки и т.д.

Упражнения, для развития фонематического слуха.

  • Ба-бо-бы — на дворе стоят столбы.
  • Бу-бы-бу — сидит ворон на дубу.
  • Бо-бу-бы — в лесу растут дубы.
  • Бы-бо-ба — вот какая жаба.
  • Са-са-са — по лесу бежит лиса.
  • Ас-ас-ас — лиса боится нас.
  • Сы-сы-сы — хвост пушистый у лисы.
  • Су-су-су — как красиво в лесу.
  • Су-сю-су — тихо осенью в лесу.
  • Ус-ус-ус — лису я не боюсь.
  • Ша-ша-ша — моя сестрёнка Маша.
  • Шо-шо-шо — у меня всё хорошо.
  • Шу-шу-шу — не люблю я кашу.
  • Щи-ши-ши — веселимся от души.
  • Ра-ра-ра — высокая гора.
  • Ры-ри-ры — подарили нам шары.
  • Ры-ри-ры — летят комары.
  • Ру-рю-ру — коза грызёт кору.
  • Ри-ры-ри — купили сухари.
  • Рю-ру-рю — я картошку варю.
  • Да-да-да — сладкая ягода.
  • До-до-до — у орла гнездо.
  • Ду-ду-ду — растут яблони в саду.
  • Та-та-та — хвост пушистый у кота.
  • Та-та-та — Ах, какая красота!
  • Ты-ты-ты — на лугу растут цветы.
  • От-от-от — я люблю компот.

Скороговорки и чистоговорки произносятся не только чётко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и разной скоростью (медленно, умеренно, быстро).

Дима где радуга когда

Придумайте высказывания к заданной схеме.

4) Измени слова по числу: друг — (друзья), год — (года), радуга — ?; дни — (день), кудри — ?;
5) Образуйте слова-действия от слов: дрёма — (дремать), дума — (думать), друг — (дружить), дым — (дымить);
6) Найди слово-предмет к словам-признакам: верный — (друг), дальняя -(дорога), песчаное — (дно), семицветная — …


Учитель называет слово, а дети его «уменьшают”” куст — (кустик), мост -…, костюм -…, самолет…:
— Подбери к следующим словам признаки: сестра (какая?) (родная, двоюродная, заботливая), струна — (какая?) (тонкая, стальная, гитарная), костюм — (какой?) (нарядный, спортивный, вечерний, шерстяной), мост -…., самолёт-…,
— Подбери к словам слова- действия: (что делает?).
Самолёт (что делает?) летит, гудит,…
Плакса….(плачет)
Сорока…
Куст…
Костёр …
Сон …
— Подбери слово к заданной схеме

Для отработки способа чтения и письма включаю в урок игры на угадывание букв и слов. Вот некоторые из них.

2. Составь слова и придумай сам.

3. Впиши слова в пустые клетки.
__ __ЛЬ__ __ — дерево;
__ __ЛЬ__ __ — танец;
__ __ЛЬ__ __ — ювелирное изделие;
__ __ЛЬ__ __ — верхняя одежда;
__ __ЛЬ__ __ — мелкая рыбка;
__ __ ЛЬ__ __ — часть патрона;

Напишите согласную, прочитайте слова.

7. «Словесная мозаика».

Слова написаны на карточках-пазлах. Нужно найти пару, составить фигуру и прочитать слово.

8. «Слог за слогом».

Даётся слово, состоящее из двух или более слогов. Дети подбирают слова и записывают так, чтобы последний слог предыдущего слова был начальным слогом следующего. Например:

Мы работаем по программе «Школа России», это УМК «Обучение грамоте» под редакцией В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина и А.Ф.. Шанько. Материал учебника способствует достижению больших результатов в общем развитии школьников. Авторы учебника включили в него такие упражнения, которые вызывают у детей большой интерес к языку, помогают осмысливать связи между отдельными знаниями, систематизировать их. Это и странички совместного чтения, которые создают атмосферу литературного чтения с самых первых уроков, задолго до того, как дети начинают изучать первые буквы; скороговорки, загадки, способствующие дальнейшему развитию речевого слуха и закреплению навыков четкой, правильной и выразительной речи; пословицы, поговорки, развивающие образную речь и др.

Конечно, к каждому уроку я подбираю дополнительные упражнения, занимательный материал, дидактические игры, которые развивают мыслительные процессы, фонематический слух, обогащают, уточняют и активизируют словарь, формируют грамматический строй речи,

Таким образом:

  • Познавательная деятельность является одним из видов воспитывающей деятельности.
  • В познавательной деятельности формируется понимание ценности знания, отношение к знанию как к ценности, значимой для общества и для отдельной личности.
  • Познавательная деятельность требует интеллектуальных усилий, анализа, размышления. В ней развиваются мыслительные способности детей, расширяется круг знаний.
  • Познавательная деятельность многообразна своими формами и видами, которую мы развиваем через занимательные задания, игры.

Список использованной литературы.

  1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Заходер Б.В. Мохнатая азбука. – Фрязино: Век 2, 1998.
  3. Шварц М.Л. Азбука для заботливых родителей. – Фрязино: Век 2, 1998.
  4. Белякова Г.П. Речевая игра «Живые слова”. – М., 1975.
  5. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф., Берестов В.Д. Русская азбука. – М., 2002.
  6. Минскин Е.М. Игры для шестилеток. – М., 1986.
  7. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 1989.
  8. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – М., 1978.
  9. Шибаев А. Буква заблудилась
  10. Ундзенкова А. Русский язык с увлечением.- Екатеринбург. 1977.
  11. Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь.- М.- 1983.
  12. Калмыкова И.Р. 50 игр с буквами и словами. — Ярославль «Академия, К” 1999.
  13. Тарабарина Т.И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: русский язык. — Ярославль «Академия развития” 1998.
  14. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М. 1981.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector