Для дошкольного возраста свойственно интенсивное развитие психических и физических процессов, становление характера, воли. Также в это время продолжается процесс социализации, когда ребенок устанавливает связи с главными сферами жизни: миром людей, вещей и природы. Происходит знакомство с культурой и общечеловеческими ценностями. То есть дети в этот период активно познают окружающую действительность.
Зачем необходимо познавательное развитие детей дошкольного возраста?
В такой значимый для человека период крайне важно развитие познавательной деятельности, то есть сознательных действий, которые направлены на приобретение определенных знаний и сведений об особенностях и объектах реальной жизни.
Одной из главенствующих задач педагогики является совершенствование познания ребенка. Благодаря такой работе дети:
- получают информацию об окружающей реальности;
- усваивают требуемые знания, умения, навыки;
- развивают любознательность, пытливость, познавательные процессы;
- накапливают жизненный опыт;
- формируют интерес к миру;
- вооружаются навыками по применению полученных знаний.
Правильное развитие познавательной деятельности дошкольников вполне может привести к формированию задатков исследователей. Еще Лев Семенович Выготский заметил, что чем больше дети видели, слышали и переживали, тем больше они узнали и усвоили. Следовательно, их опыт насчитывает большее количество компонентов действительности, позволяющих осуществлять продуктивную творческую и исследовательскую деятельность.
Составные части познавательной деятельности
Познание, как и любое другое занятие, имеет свою структуру. У дошколят сюда входят следующие звенья:
- Цель. В данном случае дети стремятся получить знание.
- Мотив. Побудительные причины, определяющие действие. Будут зависеть от конкретной ситуации.
- Способ. Сюда входит познавательное действие, метод, прием, направленные на осуществление деятельности.
- Условия. В случае с познанием – это развивающая среда, которая организована так, чтобы способствовать достижению цели.
- Результат. Приобретение знаний.
Как пример, можно разобрать такую ситуацию. Мама изготовила бумажный самолетик и запустила летать по комнате. Сын заинтересовался и захотел сделать так же. Целью здесь будет получение знания о том, как создать поделку из бумаги. Мотивы могут быть разными. Мальчику понравился сам процесс сгибания бумаги, его привлек полет самолетика, а может это просто желание подражать маме (она сделала, и я хочу). Способ – ребенок возьмет бумагу и будет пытаться правильно ее согнуть. Условия – мама помогает объяснениями и своим примером до тех пор, пока у сына не получится. Результатом станет умение малыша изготавливать поделку.
Развитие познавательной активности дошкольников основывается на интересе и осознанности. Успешное изучение окружающей действительности возможно только тогда, когда ребенок удивлен, заинтригован, увлечен. Поэтому структуру познания следует выстраивать с учетом этих особенностей.
Как развивать познавательную деятельность дошколят?
Дети уже готовы постигать мир. Однако развитие познавательной сферы дошкольника требует определенных усилий со стороны взрослых.
Чтобы ребенок впоследствии стал интеллектуально развитой личностью, следует помнить о таких правилах:
- Самостоятельность малыша или совместная с взрослым деятельность. Важно подключать детей к процессу, давать пробовать свои силы. Они не должны быть сторонними наблюдателями.
- Разговор, ответы на вопросы. Необходимо общаться с ребенком, рассуждать вслух, разъяснять свои мысли, называть окружающие объекты. В этот период все дети почемучки, и от их вопросов нельзя отмахиваться. Если нет возможности пояснить сразу, можно предложить вместе выяснить этот момент попозже.
- Интерес к мнению малыша. Следует постоянно задавать ребенку вопрос «Как ты считаешь/думаешь?». Его ответы выслушивать внимательно и без иронии.
- Организация совместных опытов и наблюдений.
- Разнообразие досуга. С дошколенком желательно больше путешествовать, гулять, посещать различные детские мероприятия. Также важно показывать ему интересные вещи, читать книги, рассказывать истории. Если в дом приходят гости, лучше не отсылать малыша в другую комнату, а разрешить пообщаться с ними.
- Эмоциональная поддержка. За все начинания и исследования ребенка следует хвалить, а его самостоятельность и инициативу поощрять.
Если следовать этим правилам, а также помнить о важности процесса изучения мира для малышей, то развитие познавательной деятельности дошкольников будет проходить в правильном русле, а интерес к освоению окружающей жизни не пропадет. И родителям впоследствии не придется переживать из-за того, что у их взрослого чада отсутствует самостоятельность, увлечения и желание чему-то учиться.
Весёлые скрепки: познавательное развитие ребенка — видео
Вы будете перенаправлены на Автор24
Этапы познавательного развития дошкольников
Познавательное развитие – это специально организованная деятельность по формированию интересов детей, активизации их любознательности, развитию стремления к познанию, навыков познавательной работы и активизации творческого потенциала ребенка, за счет которого реализуется изучение окружающего пространства.
Познавательное развитие предполагает формирование познавательной заинтересованности дошкольника и навыков реализации познавательных действий в различных сферах и направлениях обучения, воспитания и развития. Это превращает процесс познавательного развития дошкольников в поэтапную смену одних действий другими т.е. происходит переход от одного этапа развития познания к другому, более расширенному и углубленному исследованию процессов и явлений, объектов и предметов окружающего пространства.
Рассмотрим основные этапы познавательного развития дошкольников:
Этап формирования любопытства. Познавательная заинтересованность начинает формироваться с проявления интереса ребенка к какому-то объекту, процессу или явлению, исходя из его внешней привлекательности для него. Ребенок в двух-трех летнем возрасте начинает уделять внимание объектам, которые привлекли его своими внешними характеристиками: яркостью, цветовой гаммой, формой. При этом, ему неважна сущность и содержание данного объекта. Он проявляет любопытство к нему только по его внешним признакам.
Этап развития любознательности. Любознательность – это стремление ребенка к познанию сущности, заинтересовавшего его явления или события. Ребенок переходит от любопытства к более глубокому познанию: он хочет приникнуть в суть того, что привлекло его внешне. Он чувствует радость от увиденного и желает расширить ее, удовлетворив свой интерес.
Этап формирования познавательного интереса. Его развитие связано с конкретной мотивацией т.е. ребенок желает познать что-то конкретное, им движет стремление к изучению того или иного объекта, он стремится познать его сущность, расширить свои представления не только о внешних свойствах объекта, но и о его внутреннем устройстве. Познавательный интерес может проявляться, как активность ребенка в исследовании какого-то процесса или явления, желание отвечать на вопросы о том или ином объекте, проводить эксперименты в отношении изучения его свойств и процессов.
Этап развития познавательной активности. Познавательная активность дошкольника – это стремление к полноценному и расширенному познанию объектов окружающего мира. Познавательная активность выступает высшей формой познавательного развития и целевым назначением реализации учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Развитие познавательной активности реализуется через экспериментальную деятельность дошкольников, решение познавательных задач и упражнений, применение проектных методов работы и творческих направлений деятельности в дошкольном учреждении. Именно познавательная активность дошкольника зарождает его первичные представления о мире и его устройстве, законах его функционирования. Познавательная активность развивается за счет работы познавательной сферы, которая включает в свой состав следующие элементы:
- Познавательные процессы – внимание, память, воображение, мышление;
- Информационные данные – это сведения о том, как устроен этот мир, история его развития и опыт жизнедеятельности предыдущих поколений, знания и навыки деятельности, передающиеся ребенку в ходе воспитания;
- Отношение к миру – собственные чувства и эмоции, испытываемые ребенком в ходе взаимодействия с различными объектами окружающего пространства, его процессами и явлениями, выработка устойчивого отношения к ним.
Готовые работы на аналогичную тему
Методика познавательного развития дошкольников
Процесс развития познавательной сферы ребенка является сложным и многофакторным. Он зависит, как от внутренних параметров функционирования организма, так и от внешних обстоятельств, воздействующих на интеллектуальную сферу ребенка и его процессы восприятия.
Познавательные процессы дошкольника требуют своевременного развития. От его эффективности зависит формирование устойчивой познавательной заинтересованности ребенка, развитие его познавательной активности.
Рисунок 1. Познавательное развитие дошкольников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Методика развития познавательных процессов дошкольников состоит из следующих элементов:
- Когнитивная область. Она отражает сенсорное восприятие ребенком мира и его процессов и формирование на его основе устойчивых представлений о мировом устройстве.
- Деятельностное развитие дошкольника. Сюда включены разнообразные виды деятельности дошкольника, посредством которых он изучает окружающий мир и его объекты. Через деятельность происходит формирование познавательной активности.
- Эмоциональное восприятие ребенка. Оно выражает его чувства и эмоции, которые он испытывает при познании. Если ребенка испытывает положительные эмоции в отношении процессов познания, то и результаты познавательного развития будут продуктивными.
К наиболее актуальным методам развития познавательной активности дошкольника относятся:
- Исследовательская деятельность. Дети испытывают восторг от экспериментирования. Им нравится чувствовать себя исследователями, раскрывающими сущность того или иного процесса, объекта или явления. В процессе исследования, дошкольник занимает статус субъекта познания. Это вызывает в нем положительные эмоции, а следовательно, повышает эффективность познания и мотивирует к дальнейшему познанию и его развитию.
- Метод проектов. Использование разнообразных проектов позволяет ребенку научится применять свои теоретические знания на практике. Воспитатель, может помочь ребенку в этом процессе, но делать проект за него недопустимо. Это не разовьет у ребенка должных навыков практической деятельности и развитие познавательной активности будет сведено на нет. Кроме того, проекты развивают критическое мышление ребенка и способствуют раскрытию его творческого потенциала.
- Игра. Игра является ведущей формой детской деятельности. Поэтому, ее применение актуально и при формирование познавательной активности ребенка. Активность возможно развить при наличии положительной мотивации к познанию, а она формируется, лучше всего, при привлечении ребенка к разнородной игровой деятельности.
Конспект занятия
Развитие произвольной познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Цель: развитие когнитивной сферы, коммуникативных навыков.
Приветствие «Я умею … Молодец!»
Дети стоят в кругу и поочередно продолжают фразу «Я умею…». Остальные участники аплодируют и говорят: «Молодец!»
Основная часть занятия.
Упражнение «Узнай по контуру»
Упражнение «Разложи по полочкам»
Необходимо разложить по полочкам предложенные фигуры так, чтобы в каждом столбце и в каждой строке они не повторялись.
Игра «Земля. Вода. Воздух»
Дети стоят в кругу. Ведущий бросает мяч одному из ребят, при этом он говорит: « Вода », « земля », « воздух » (в любом порядке). Задача ребенка, поймавшего мяч, назвать того, кто там обитает.
Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия
Заштриховать правый ряд фруктов красным карандашом правой рукой, а левый ряд фруктов заштриховать левой рукой зеленым карандашом.
Заключительная часть.
Упражнение на профилактику нарушений зрения.
Глазами нарисовать 3 круга по часовой стрелке и 3 круга против.
Всем-всем до свидания!
Дети стоят в кругу, держатся за руки, машут руками и произносят слова: «Всем-всем до свидания!».