Развитие общения детей дошкольного возраста

В прогрессивных психолого-педагогических источниках имеется множество определений понятия общение. Мы будем отталкиваться от того термина, которое дает М.И. Лисина: «Общение — это специфический контакт двух (или более) людей, направленный на согласованность и объединение их усилий для построения отношений и достижения общего результата деятельности».

Средства общения – это методы кодировки, преобразования и дешифрования переносимой в процессе коммуникативного воздействия информации, которая может передаваться с помощью органов чувств, знаков, письменности, технических видов записи и хранения. Коммуникативные средства можно поделить на две категории: речевые и неречевые, то есть вербальные и невербальные. Поэтому одна из классификаций основана на содержании высказываний.

Средства общения (схема)

Средства общения – это необходимые инструменты связи человека с окружающими его людьми. За краткий период раннего и дошкольного детства формируется три типа общения:

  • эмоциональное — первое полугодие жизни;
  • на базе осознанного понимания — со второго полугодия;
  • на базе речи — с 1,5-2 лет.

Приведенная последовательность типов отражает их появления в онтогенезе. Присутствие «каждого нового типа не ведет к вытеснению предыдущего». Некоторое время они существуют параллельно, затем, эффективно развиваясь, каждый из них обретает новые, усложненные формы. Так, овладевая общением на основе понимания, дошкольник изначально фиксирует взглядом тот предмет, который назван, затем указывает на него (сначала рукой, после пальцем. Вначале показ всего предмета, затем отчетливое выделение отдельных частей из целого) и, в итоге, представление его.

При логопедическом обследовании выявляется уровень сформированности того или иного типа общения. Данные заносятся в речевую карту и в процессе коррекционной работы по развитию связной монологической и диалогической речи корректируются.

Признаки общения

Каждый тип имеет присущие признаки, которые требуется принимать во внимание в структуре коррекционно-логопедической работы.

Своеобразие эмоционального общения заключается в том, что сами маленькие дети не стремятся к полноценному взаимодействию. Оно появляется исключительно по инициативе взрослого. Если, склонившись над младенцем, взрослый улыбается, то и тот отвечает улыбкой.

Овладение эмоциональным контактом происходит через подражание. Подражая, ребенок как бы дублирует мимику, реагируя на новое выражение лица, свидетельствующее об том или ином эмоциональном состоя­нии: тревога, радость. По мере развития эмоционального общения появляется потребность общаться, которая выражается жестами, двигательными актами и звуками. Многогранная и многоуровневая работа логопеда состоит в том, чтобы максимально стимулировать стремление к коммуникациям.

Особенность общения на основе понимания состоит в том, что малыш еще не говорит, но уже выступает в качестве собеседника, выражая ответную реакцию движением, мимическим способом, взглядом. Наличие ответной реакции позволяет рассуждать о понимании. Такое общение на основе понимания можно назвать активным динамическим процессом. Ребенок еще не использует вербальную речь, но и не всегда соглашается с поступившим предложением, жестикой или пантомимикой, отказываясь от того, что ему не подходит.

При полноценном развитии достаточно скоро наблюдается переход к речевому типу общения. Вместе с тем специалисту не нужно проявлять спешку — важно дать как максимуме возможностей для нормального развития эмоциональной стороны и на основе понимания.

Переход на высокий уровень общения

Последующее руководство со стороны педагога, состоит в верном переводе ребенка на более продвинутые ступеньки речевого взаимодействия.

Сначала появляется индикативная речь (не­преднамеренная), затем — обращенная речь, когда ребенок вслед за взрослым произносит те или иные слова и фразовые конструкции. Это еще не самостоятельная речь, так как ребенок не выстраивает высказывание, поэтому такую речь называют репродуктивной.

Наиболее элементарной, но уже самостоятельной речью является ситуативная речь, смысл которой ясен по ситуации. При этом дети испытывают недостаток лексических и грамматических средств, поэтому для пояснения своей мысли он широко применяют жесты и мимику как в сочетании с указательными местоимениями (там, это, тут), так и без таковых.

Дальнейшее развитие речи состоит в усвоении эле­ментов контекстной речи, когда содержание устного высказывания понятно непосредственно из высказывания без учета конкретной ситуации. В общении на основе речи ситуативность и контекст сосуществуют, а взрослый обращается к той или другой речевой форме в зависимости от задач и условий. Выбор складывается на бессознательном и сознательном уровнях.

Невербальные средства общения — это «язык чувств», безречевые техники взаимодействий, которые делятся на: визуальные (зрительные), акустические (слуховые), тактильно-кинестезические (прикосновения) и ольфакторные (запахи).

  • образно-ролевые (выбор роли и соответствие ей);
  • сюжетно-ролевые (когнитивный подход к познанию мира).

Коррекция недостатков коммуникативной функции

При разработке системы специального коррекционно-логопедического обучения детей следует учитывать данные закономерности коммуникативного развития со взрослым на протяжении раннего и дошкольного возраста.

Для развития общения используются как традиционные логопедические приемы, так и нетрадиционные. К последним относятся:

  • логоритмика;
  • рисование в логопедии;
  • общение с животными (ребенок и кошка, ребенок и собака).

При сложных речевых патологиях этапы формирования коммуникативных средств общения нарушаются. Применение нейролептиков и ноотропов в коррекции первичного нарушения могут провоцировать задержку становления общения.

Правильно сформированные средства общения – это залог успешного обучения в школе и обретения уверенности в своих силах, основополагающая модель гармоничной траектории образования. Гипотезы и мысли, духовные переживания и самые глубокие чувства, социальные и культурные достояния, даже обычная коллективная деятельность станет недостижима без общения. Оно обуславливает быструю координацию действия внутри коллективных групп.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Дошкольный возраст — это период жизни ребенка с 3 до 7 лет. В пределах этого периода принято рассматривать отдельно три подпериода: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний дошкольный возраст (4-5 лет), старший дошкольный возраст (5-7 лет).

Особенности общения дошкольников

Общение дошкольника со сверстниками меняется качественным образом, если сравнивать его с общением в предыдущие годы. У дошкольника в возрасте с 4 — 5 лет общение со сверстниками, как правило, становится приоритетным. Дети более активно начинают общаться между собой в различных ситуациях (например, в процессе режимных моментов при осуществлении разной деятельности, включая игру, труд, занятия и др.).

Особенным образом происходит развитие общения дошкольника со сверстниками во время игровой деятельности. Совершенствующееся общение оказывает воздействие на характер игры и ее развитие. В этом процессе проявляется огромное разнообразие коллективных задач, включая:

  • Совместную игру;
  • Навязывание собственных образцов;
  • Управление деятельностью партнера и контроль ее выполнения;
  • Непрерывное сравнение с собой;
  • Оценивание актов поведения.

Наличие разных коммуникативных задач предполагает освоение соответствующих действий, таких как: требование, приказ, обман, жалоба, доказывание, спор и т. д. Общение со сверстниками у дошкольника очень эмоционально насыщено. Действия, которые адресованы сверстникам, аффективно направлены. Для них характерно в 9-10 раз больше экспрессивных и мимических проявлений, чем при общении со взрослыми людьми.

В дошкольном возрасте можно наблюдать огромное разнообразие эмоциональных состояний, начиная с яростного негодования, гнева и бурной радости и заканчивая нежностью и сочувствием. Дошкольники одобряют ровесников чаще, чем взрослых людей, хотя нередко вступают с ними в конфликты.

Готовые работы на аналогичную тему

Контакты дошкольников со сверстниками

Контакты детей не могут быть стандартными и регламентированными. Дошкольники в собственных взаимоотношениях начинают использовать самые неожиданные действия. Их движения становятся более раскованными, менее нормированными. Они начинают прыгать, кривляться, принимать различные позы, передразнивать друг друга, придумывать разные слова, сочинять небылицы и т. д.

Общаясь со сверстниками, дошкольник может свободно проявлять собственные индивидуальные особенности. С течением возраста коммуникации детей в большей мере подчиняются общим принятым правилам поведения. Но до завершения дошкольного периода в качестве отличительной особенности детского общения выступает отсутствие регламентированности и появление раскованности.

В общении со сверстниками у дошкольника преобладают инициативные действия над ответственными поступками. Для детей более важно свое собственное действие (высказывание), пусть оно не всегда будет поддерживаться сверстниками. По этой причине диалог, как правило, распадается. Несогласованность коммуникативных действий способна порождать протесты, обиду, конфликтные столкновения.

Таким образом, состав и качество общения значительно меняется в период с 3 до 6-7 лет. Происходит модернизация содержания потребностей, мотивов и постепенное развитие соответствующих форм общения.

В возрасте с 3 до 4 лет преобладает эмоционально-практическое общение со сверстниками. Для него характерны следующие черты:

  • Интерес к другим детям;
  • Большое внимание к действиям сверстников;
  • Стремление привлечь внимание сверстников;
  • Желание показать сверстникам собственные достижения с целью получения ответной реакции.

В три года у дошкольника можно отметить появление особых игровых действий. Он предпочитает баловаться, соревноваться и играть вместе со своими одногодками. Для младшего дошкольного возраста характерно сохранение эмоционально-практического общения, но наряду с ним возникает ситуативное общение, при котором все зависит от конкретной обстановки взаимодействия.

Каждый дошкольник озабочен привлечением внимания к себе и получением эмоционального отклика сверстника или партнера по общению.

Развитие общения в среднем и старшем дошкольном возрасте

К четырем годам у дошкольника формируется ситуативно-деловая форма общения. Этот период характеризуется развитием ролевой игры. Сверстники теперь начинают занимать в общении больше места, чем взрослые люди. Дошкольник предпочтет играть не в одиночку, а вместе с кем-то.

Ребенок, выполняя взятую на себя роль, может вступать в деловые отношения (например, меняя голос, интонацию и манеру поведения). Такие действия способствуют переходу к личностным отношениям, а главным содержанием общения при этом может оставаться деловое сотрудничество. Вместе с потребностью сотрудничать рассматривается потребность в признании сверстника.

В этом возрасте дети много разговаривают друг с другом, при этом их речь продолжает оставаться ситуативной. Они, как правило, взаимодействуют по поводу предметов и действий, которые представлены в наличной ситуации.

В завершение дошкольного детства у многих детей происходит формирование внеситуативно-деловой формы общения. Уже к 6-7 годам дошкольники начинают рассказывать друг другу о том, где они были и что видели, давая оценки поступкам других и обращаясь с личными вопросами к ровесникам (например, выясняя, что они хотят делать, что им нравится или, где они были).

Некоторые дошкольники в старшем возрасте могут подолгу разговаривать без использования практических действий. Тем не менее, самую большую роль для детей продолжают играть совместные дела в виде общих игр или продуктивной деятельности.

В этот период развитие получает особенное отношение к другому ребенку. Оно имеет больше личностный характер. Сверстник здесь становится самоценной целостной личностью, поэтому между детьми начинают налаживаться более глубокие межличностные отношения.

В общении со сверстниками дошкольник выражает себя, управляет другими, вступает в разнообразные отношения. Для этого ему необходимо общаться с взрослыми для того, чтобы узнать, как правильно говорить и делать, слушать и понимать других людей, усваивать новые знания.

Развитие общения детей дошкольного возраста

Рубрика: Психология

Дата публикации: 19.09.2019 2019-09-19

Статья просмотрена: 2765 раз

Библиографическое описание:

Дьяченко, Т. В. Роль общения в развитии личности ребенка-дошкольника / Т. В. Дьяченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/archive/276/62477/ (дата обращения: 22.08.2021).

В последние годы актуализировалась проблема развития и укрепления психического здоровья детей, эта тема стала достаточно очевидной в связи с ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди детей дошкольного возраста.

Одним из важных условий развития ребенка является его умение общаться с окружающими людьми. Общение, умение устанавливать контакт не только с близкими, значимыми для ребенка людьми, но и гармоничное сотрудничество со сверстниками, позволяет ребенку познавать себя, стимулирует его психологическое развитие и способствует формированию личности. Начиная с раннего возраста, взрослые, посредством общения, передают модель окружающего мира. Через примитивную игру и рассказывание сказок сообщают о взаимоотношениях между людьми, помогают понять причинно-следственную связь. Постепенно ребенок переходит из зоны влияния значимых для него близких людей в зону контактов со сверстниками. Здесь как раз и проявляется характер ошибок взаимодействия «взрослый-ребенок». Именно слова, переданные вербальными формами отношений и невербальными — в виде поступков и действий взрослых, определяют дальнейшее психологическое развитие ребенка и его потребность в общении. Они также способствуют развитию коммуникативных отношений и влияют на эмоциональную окраску этих отношений.

Чем старше становится малыш, тем большую значимость для ребенка начинают приобретать контакты и конфликты со сверстниками. Межличностные взаимоотношения остро переживаются ребенком и окрашены самыми разнообразными эмоциями. Весь опыт первых межличностных отношений, в первую очередь, со сверстниками, закладывает фундамент построения личности ребенка. Пережитые эмоции определяют отношение к миру, к окружающим, к себе. Как правило, формирование и закрепление этого опыта происходит именно в дошкольные годы.

В последнее десятилетие проблемы общения у детей дошкольного возраста привлекают особое внимание исследователей. Гуманистическая направленность образования позволяет личности сохранять свои особенности, но в тоже время помогает адаптироваться в соответствии с окружающим пространством. Именно развитые коммуникативные навыки помогают в будущем жить человеку в гармонии с собой и обществом.

Как известно, для детей дошкольного возраста характерна игровая деятельность. Игра для них — это не развлечение, как обычно ее воспринимают взрослые и снисходительно относятся к ней. Для детей игра — достаточно трудоемкий процесс: ведь в игре необходимо не только знакомиться с правилами игры и соглашаться с ходом игры, но и заставлять себя подчиняться выбранным правилам. Результат игры — это успех или неуспех ребенка, полученное удовлетворение или горькие чувства. Умение справляться с эмоциями, проявлять волю, подчинять свое поведение общей цели, проявлять сосредоточенность в ходе игры — это опыт игровых и реальных взаимоотношений, основа навыков коммуникации. Навыки общения играют первостепенную значимость в развитии коммуникативных отношений. Именно общение помогает устанавливать контакты, применять на практике различные формы поведения, уметь приспосабливать и корректировать свое поведение в соответствии с нормами взаимоотношений и ожиданиями окружающих.

По результатам множества исследований отечественных и зарубежных ученых можно сделать заключение о том, что, если потребность ребенка в общении со сверстниками не находит достаточного для него удовлетворения и не имеет возможности быть компенсированной в другой деятельности, то психоэмоциональное состояние ребенка способствует появлению негативных черт поведения. Ребенок становится неуверенным в себе, теряет доверие к сверстникам, проявляет агрессивность и грубость, становится обидчивым и капризным.

Недостаточное исследование причин нарушения общения у дошкольников не дает возможности скоординировать влияние и роль общения среди сверстников на дальнейшее развитие личности ребенка и результаты его деятельности. Исследования в области нарушений общения среди детей дошкольного возраста помогают ребенку в более старшем возрасте принимать на себя новые социальные роли, преодолевать проблемы адаптации, связанные с изменениями окружающего коллектива и вида деятельности, а также ряд других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой психологическая наука.

Таким образом, определение возникновения нарушений в общении у детей дошкольного возраста и диагностика их, играют немаловажную роль для своевременной коррекции и обучения способам гармоничного построения взаимоотношений со сверстниками. Использование психотерапевтических технологий дает психологам возможность помочь ребенку справиться с нарушениями общения среди сверстников и со взрослыми людьми, восстановить его эмоциональное равновесие и, при необходимости, устранить имеющиеся у него нарушения поведения. Все эти навыки помогут детям дошкольного возраста преодолеть трудности во взаимоотношениях, поддержат стремление к контактам и поспособствуют успешному развитию взаимоотношений с окружающими людьми. Современный мир требует от специалистов разного уровня создания и использование новых методов и психокоррекционных программ, направленных на данную проблематику, что обусловлено развитием индивидуальности психических особенностей каждого ребенка.

Дошкольный период очень важен в воспитании ребенка, поскольку формирует все основные жизненные установки. Мы живем в социальном мире, мире постоянного взаимодействия и контактов. Умение устанавливать гармоничные отношения, умение общаться с соблюдением принятых норм и правил взаимоотношений — важнейший навык, приобретаемый ребенком с детства. В. А. Сухомлинский призывал начинать любое дело с формирования чувства успеха: оно должно присутствовать не только в конце любого действия, но и начинаться с него. К любой деятельности ребенок приступит с легкостью и желанием, если его эмоциональное состояние будет окрашено положительными эмоциями, если общение ребенка со сверстниками и со взрослыми принесет удовлетворение его возрастным потребностям. Чем больше расширяется связь ребенка с окружающим миром, тем сложнее и глубже проявляется роль общения, обогащая душевную жизнь ребенка. Подводя итог, можно сказать, что общение является одним из важнейших моментов, определяющим развитие личности ребенка.

Авторы: Горшанова Елена Викторовна, Аверина Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ
Населённый пункт: Город Новокузнецк , город Междуреченск Кемеровской облости
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Пособие по развитию общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование

Пособие по развитию общения со сверстниками у детей старшего

дошкольного возраста

Актуальность

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом

взаимопомощи. В общении старших дошкольников появляется умение видеть

психологические аспекты его существования – его желания, предпочтения,

В старшем дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается

семьёй. Значимые для него люди теперь — это не только мама, папа или

контактах со взрослыми. Дошкольники активно обращаются к сверстникам

по самым различным причинам.

Дети старшего дошкольного возраста существенно меняют отношение

к одногодкам. В это время ребенок способен к общению, никак не связанному

с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том,

где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями,

дают оценки качествам и поступкам других детей. В этом возрасте между

ними уже возможно общение в привычном для нас понимании этого слова, то

разговаривать (чего не умели в младшем дошкольном возрасте), не совершая

отношения между ними.

относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной

психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической

психологии, был Ж. Пиаже. Вовремя определить проблемы в общении и

помочь ребенку преодолеть их — важнейшая задача педагогов, психологов,

Особенности

Дошкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с

вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был,

внеситуативности в общении детей происходит по двум направлениям:

1. Увеличивается число внеситуативных контактов: дети рассказывают

друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или

предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других;

2. Образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от

конкретных обстоятельств взаимодействия.

В сравнении с общением детей старшего дошкольного возраста со

яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до

— преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко

это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который

распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка

инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается.

сверстниками по следующим показателям:

— степень осознанности ребенком отношения к нему сверстника;

— тип общения со сверстниками;

— отношение к сверстникам;

сверстниками (социометрия межличностных отношений, выбор и критерии

выбора партнера для общения, коммуникативных умений).

оценочные и другие типы контактов. При оценке способности к контактам

партнеру и какие именно функции выполняют различные контакты.

избирательности. Соотношение чистых и смешанных по половому составу

групп также изменяется в пользу чистых групп. Для старшего дошкольного

подготовительной группе эти показатели начинают снижаются, поскольку

ценность общения с представителями противоположного пола важна для

дальнейшего формирования самосознания.

В качестве особенностей развития общения в старшем дошкольном

монологической речи в старшем дошкольном возрасте предполагает развитие

свойства между детьми. Одним из важнейших и только формирующихся

новообразований старшего дошкольного возраста является дискуссионный

диалог, который возникает при столкновении различных точек зрения на

предмет разговора. Таким образом, средства коммуникации сформированы

достаточно для свободного общения со сверстниками.

Поскольку общение — особая деятельность, направленная на другого

человека, необходимой характеристикой ее целостной картины должна быть

степень учета партнерами друг друга и их способность адаптировать свои

ситуации общения), которая выявляет меру ориентации и направленности на

мимическими контактами, а также предметными действиями. Так, старшие

развития общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте:

-большое количество контактов;

-сформированность средств коммуникации;

— заинтересованность в контакте, ориентировка в ситуации общения;

— разнообразие речевых средств в общении;

половому признаку групп.

3.Диагностика

1. «Диагностика развития общения со сверстниками» Орлова И.А.,

Холмогорова В.М. (см. приложение № 1).

2. «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»

Р.С.Немов (см. приложение № 2).

3. «Анкета для изучения особенностей взаимодействия детей друг с

другом» О.Н. Истратовой (см. приложение № 3).

4. Определение ведущей формы общения – методика М.И.Лисиной.

5. Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей

у дошкольников (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова).

6. «Два домика» (И. Вандвик, П. Экблад).

Комплекс игр и упражнений, направленных на развитие общения

детей старшего дошкольного возраста со сверстниками

Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.

Количество играющих: 2 команды.

Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через

пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска

перевернется. Также важно не переступать черту, иначе играющий считается

и второй игрок (потому что, когда он остался один, мостик перевернулся).

Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».

Комментарий: приступив к игре, дети должны договориться о темпе

движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика —

аккуратно поменяться местами и дойти до конца.

Сиамские близнецы (автор — К. Фопель)

Цель: развитие коммуникативных навыков,

умения согласовывать свои действия,развитие графических навыков.

Количество играющих: кратное двум.

Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист

бумаги, восковые мелки.

Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень

близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую —

другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть

разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой,

что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить

задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок

должен руководить движениями «незрячего».

Комментарий: на первых этапах игры временные ограничения можно

Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

Развитие общения ребенка со взрослым от рождения до 7 лет М.И. Лисина представляла как смену нескольких целостных форм общения.

1 форма общения — Ситуативно-личностное общение – характерна для младенчества. Общение в это время зависит от особенностей сиюминутного взаимодействия ребенка и взрослого, оно ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребенка. Непосредственно- эмоциональные контакты являются основным содержанием общения, поскольку главное, что привлекает ребенка, — это личность взрослого, а все остальное, включая игрушки, уходит на второй план.

2 форма общения– ситуативно — деловое общение – характерна для раннего возраста.

Потребность в сотрудничестве является основой для ситуативно-делового общения. В нем ребенок овладевает предметными действиями, учится пользоваться бытовыми предметами. У него начинает проявляться активность и самостоятельность. Он становится субъектом своей деятельности, чувствует себя независимым от взрослого и свободным в своих действиях, развивается речь ребенка.

Две первые формы общения были ситуативными, потому что основное содержание этого общения непосредственно присутствовало в конкретной ситуации. Содержание следующих форм общения уже не ограничивается наглядной ситуацией, а выходит за её пределы.

Появление внеситуативного общения существенно раздвигает горизонты жизненного мира дошкольника. Внеситуативное общение становится возможным только благодаря тому, что ребенок овладевает активной речью.

Для дошкольного возраста характерны следующие формы общения: 3.внеситуативно-познавательная и 4. внеситуативно-личностная.

Рассмотрим их подробнее.

3. Внеситуативно-познавательное общение складывается к 4-5 годам, чему свидетельствуют вопросы, адресованные взрослому. Взрослый становится для дошкольников главным источником новых знаний о событиях, предметах и явлениях, происходящих вокруг. Несмотря на простоту и доступность, ответы взрослого не должны искажать действительности. Главное, чтобы взрослый отвечал на вопросы детей. Чтобы их интересы не остались незамеченными. Дело в том, что в дошкольном возрасте складывается новая потребность – потребность в уважении со стороны взрослого. Ребенку уже недостаточно простого внимания и сотрудничества с взрослым. Ему нужно серьезное, уважительное отношение к его вопросам, интересам и действиям. Потребность в уважении, в признании взрослым становится основной потребностью, побуждающей ребенка к общению.

4. Внеситуативно-личностная форма общения самая сложная и высшая в дошкольном возрасте. Начинает формироваться к 6-7 годам. Со временем внимание дошкольников все более привлекают события, происходящие среди окружающих людей. Человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей начинают интересовать ребенка даже больше, чем жизнь животных или явления природы. Детям важно понять требования взрослых, утвердиться в своей правоте. Поэтому в старшем дошкольном возрасте дети предпочитают разговаривать с взрослым не на познавательные темы, а на личностные, касающиеся жизни людей. Для ребенка очень важно оценить те или иные качества и поступки (и свои и других) и важно, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпало с отношением взрослого. Общность взглядов и оценок является для ребенка показателем их правильности. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого – отличительная особенность личностной формы общения. Для поддержания стремления ребенка быть хорошим значительно более полезным будет поощрение его правильных поступков и положительных качеств, чем осуждение недостатков ребенка. Ведь ребенку очень важно быть хорошим, делать все правильно.

Внеситуативно-личностное общение существует самостоятельно и представляет собой «чистое общение», не включенное ни в какую другую деятельность. Оно побуждается личностными мотивами, когда другой человек привлекает ребенка сам по себе.

Значение этой формы общения заключается в следующем:

1. ребенок усваивает нормы и правила поведения и начинает сознательно следовать им в своих действиях и поступках.

2. дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является необходимым условием сознательного управления своим поведением.

3. дети учатся различать роли разных взрослых и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения в общении с ними.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно, однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как, бы переломы. От двух до семи лет отмечается два таких перелома; первый происходит приблизительно в четыре года, второй— около шести лет. Эти переломные моменты можно рассматривать как временные границы трех этапов в развитии общения детей. Эти этапы, по аналогии со сферой общения со взрослым, были названы формами общения дошкольников со сверстниками.

Первая форма -эмоционально-практическое общение со сверстниками (второй-четвертый годы жизни). Особое место в таком взаимодействии занимает подражание. Дети как бы заражают друг друга общими движениями, общим настроением и через это чувствуют взаимную общность. Эмоционально-практическое общение крайне ситуативно как по своему содержанию, так и по средствам. Оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Характерно, что введение в ситуацию привлекательного предмета может разрушить взаимодействие детей; они переключают внимание со сверстника на предмет или же дерутся из-за него. На данном этапе общение детей еще не связано с их предметными действиями и отделено от них. Основные средства общения — локомоции или экспрессивно-выразительные движения. После трех лет общение все больше опосредуется речью, однако речь пока крайне ситуативна и может быть средством общения только при наличии зрительного контакта и выразительных движений. Следующая форма общения сверстников — ситуативно-деловая. Она складывается примерно к четырем годам и до шестилетнего возраста. После четырех лет у детей (в особенности у тех, кто посещает детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в жизни. Напомним, что этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра становится коллективной — дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку.

Общение в ролевой игре разворачивается как бы на двух уровнях: на уровне ролевых взаимоотношений (т.е. от лица взятых ролей — врач-больной, продавец-покупатель, мама-дочка) и на уровне реальных отношений, т.е. существующих за пределами разыгрываемого сюжета (дети распределяют роли, договариваются об условиях игры, оценивают и контролируют действия других).

дошкольники отчетливо разделяют ролевые и реальные отношения, причем эти реальные отношения направлены на общее для них дело — игру. Таким образом, главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. Наряду с потребностью в сотрудничестве отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. дошкольник начинает относиться к себе через другого ребенка. Сверстник становится предметом постоянного сравнения, с собой. Это сравнение направлено не на обнаружение общности (как у трехлеток), а на противопоставление себя и другого. Только через сравнение своих конкретных достоинств (навыков, умений) ребенок может оценить и утвердить себя как обладателя определенных качеств, которые важны не сами по себе, а только в сравнении с другими и в глазах другого. Ребенок начинает смотреть на себя «глазами сверстника». Итак, в ситуативно-деловом общении появляется конкурентное, соревновательное начало.

Среди средств общения на этом этапе начинают преобладать речевые. Дети много разговаривают друг с другом (примерно в полтора раза больше, чем со взрослыми), но их речь продолжает оставаться ситуативной. Если в обще нии со взрослым в этот период уже возникают внеситуативные контакты, то общение со сверстниками остается преимущественно ситуативным: дети взаимодействуют в основном по поводу предметов, действий или впечатлений, представленных в наличной ситуации.

В конце дошкольного возраста у многих (но не у всех) детей складывается новая форма общения, которая была названа внеситуативно-деловой. К шести-семи годам значительно возрастает число внеситуативных контактов. Примерно половина речевых обращений к сверстнику приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. В этом возрасте опять становится возможным «чистое общение», не опосредованное предметами и действиями с ними. Дети могут продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий. Конкурентное, соревновательное начало сохраняется в общении детей. Однако наряду с этим между старшими дошкольниками появляются первые ростки дружбы, умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые внеситуативные, психологические аспекты его существования — его желания, предпочтения, настроения. К шести годам значительно возрастает способность дошкольников к сопереживанию сверстнику, стремление помочь другому ребенку или поделиться с ним. Формируется личностное отношение.

Общение влияет на все достижения дошкольного возраста: развитие познавательной сферы и формирование основ детского мировоззрения; на возникновение произвольного поведения, умение действовать в соответствии с правилами; на формирование личного самосознания.

Депривация потребности в общении, узость и ограниченность контактов со взрослыми и сверстниками приводит к нарушениям в развитии познавательной сферы (нарушается формирование обобщений, классификации, опосредования памяти, произвольности внимания, развития речи).

В дошкольном возрасте одним из условий развития общения является развитие сюжетно ролевой игры ребенка. Еще одним условием развития общения является развитие произвольности поведения, умения действовать по правилу. Условием успешного развития общения являются определенные особенности познавательной сферы.

Общение дошкольника отличается внеситуативным характером. М. И. Лисина выделяет две основные формы общения со взрослыми. В период от 3 до 5 лет появляется внеситуативно познавательная форма общения ребенка со взрослым. Мотив общения – познавательный, то есть ребенок воспринимает взрослого как источник знаний об окружающей действительности. Ведущая потребность, которую ребенок стремится удовлетворить через общение – потребность в уважении взрослого. Главным средством общения становится речь.

В конце дошкольного возраста формируется внеситуативно личностная форма общения. Содержанием общения становится взаимоотношения, нормы и правила сосуществования людей, то есть мотив общения – личностный. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого является главной для внеситуативно личностного общения. Ведущие средства – речевые.

В дошкольном возрасте продолжает свое развитие и общение со сверстниками. С 4 лет сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Причина заключается в том, что самосознание в дошкольном возрасте формируется через сравнение себя со сверстниками в процессе общения

Уже в дошкольном возрасте можно выделить популярных и непопулярных детей. Детей, которых отвергают сверстники в детском саду, скорее всего, будут отвергать и их одноклассники в начальной школе. В отечественной психологии исследования Т. А. Марковой, Т. А. Репиной доказали, что причиной популярности детей дошкольников являются игровые, познавательные, коммуникативные способности ребенка, нравственные качества. Е. О. Смирнова считает, что главным качеством, определяющим популярность дошкольника, является отношение ребенка к сверстнику, а именно: чувствительность и наличие интереса к сверстнику, наличие просоциальных действий, сопереживания другому ребенку.

А. Г. Рузская выделяет несколько форм общения со сверстниками.

Для детей 2–4 лет характерно эмоционально практическое общение. Содержание общения со сверстниками выступает в виде стремления к соучастию в совместных практических занятиях (действия с игрушками, манипуляции, переодевание, подползание, убегание).

Основное содержание коммуникативной потребности – привлечь внимание к себе и получить оценку своим действиям. Дети мало слушают друг друга, главное – демонстрация себя. Дети часто действуют рядом, а не вместе.

Данная форма общения способствует развертыванию инициативы детей, так как общение со сверстниками предполагает равенство; благоприятствует резкому расширению диапазона эмоций – и положительных и отрицательных; общение способствует становлению самосознания через возможность увидеть свои возможности. Основными средствами общения являются локомоции или экспрессивно выразительные движения. Контакты отличаются крайней ситуативностью.

Ситуативно деловая форма общения со сверстниками характерна для детей 4–6 лет. Сверстник по своей привлекательности в этом возрасте начинает обгонять взрослого и становится предпочитаемым партнером общения. Это связано с изменением ведущей деятельности, считает А. Г. Рузская. Формируется сюжетно ролевая игра, где ребенок моделирует человеческие отношения. Для этого необходимо взаимодействие нескольких партнеров. Содержание общения – деловое сотрудничество. При ситуативно деловом общении дошкольники заняты общим делом, которое требует согласования в достижении цели, выполнение роли. В игре можно выделить два типа отношений: реальные и ролевые. Дети четко отличают эти два типа отношений. Отличие такого сотрудничества от сотрудничества взрослых в том, что для дошкольников важен не результат, а процесс. Взаимодействия носят ситуативный характер.

Основное содержание их коммуникативной потребности – стремление получить признание и уважение ровесника. Стремление привлечь сверстника и чувствительность к его отношению к себе приобретают в это время максимальную яркость. Эти отношения выступают в форме «невидимого зеркала». В сверстнике в это время дошкольник видит самого себя (его отношение к себе) и видит только положительное; позже он начинает вдеть и сверстника, но только его недостатки. Ребенок постоянно сравнивает себя со сверстником, пристально интересуется всем, что делает сверстник. Среди средств общения на этом этапе начинают преобладать речевые – дети много разговаривают друг с другом, но их речь остается ситуативной.

Внеситуативно – деловая форма общения складывается к 6–7 годам. Этот перелом внешне проявляется в появлении избирательных привязанностей, дружбы и возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми. Обращения к сверстнику в этом возрасте все больше приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о событиях своей жизни, обсуждают планы совместной деятельности, свои и чужие поступки. В играх на первый план выступают правила игры. Конфликты чаще возникают из за несоблюдения правил. Все больше контактов осуществляется на уровне реальных отношений и все меньше – на уровне ролевых. Образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от ситуации, обстоятельств взаимодействия.

На современном этапе развития общества возрастает роль образования в становлении личности ребенка. Так как игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, представляется актуальным поиск средств, обеспечивающих развитие личности дошкольника.

Игра является для детей средством коммуникации, прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Игра – главная сфера общения детей: в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей [1].

Анализ литературы позволяет отметить, что в работе с дошкольниками могут использоваться самые разнообразные игры. Так, подвижные игры с текстом нередко содержат диалоги. Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. Вместе с тем, непроизвольно дети усваивают в игровом диалоге формы разных реплик и его правила [4].

Народная педагогика знает много подвижных игр, которые строятся как игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Это такие игры, как «Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем», «Садовник» и др. Дидактические игры, или игры с правилами, могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками в том случае, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом. Все они строятся на взаимодействии играющих. Роль взрослого, организующего взаимодействие, когда дети осваивают эти игры, велика. Потом дети начинают управлять играми самостоятельно. Особое значение для развития общения со сверстниками, по мнению А.Г. Рузской, имеют словесные дидактические игры с небольшими подгруппами детей (2-3 человека). Правила побуждают слушать и слышать партнера, задавать ему вопросы, давать поручения, указания, высказывать согласие или несогласие с игровыми и речевыми действиями партнера, аргументировать высказывание, рассуждать, соблюдать очередность, отвечать на высказывания собеседника [2].

Ролевые диалоги в игре-драматизации являются показателем не только развития диалога детей, но и показателем развития самой игры-драматизации. Развивая игровое взаимодействие детей в игре (ролевые диалоги), педагог не только целенаправленно обогащает игру детей, но и формирует все стороны диалога. Творческой игрой детей, в которой они активно упражняются в диалоге, являются игры-инсценировки. Ценность игр-инсценировок и в том, что в них сочетаются репродуктивные реплики, заимствованные из текста произведения, и проективные, «придуманные» и оформленные ребенком самостоятельно.

Интерес представляет банк сюжетно-ролевых игр, предложенный А.А. Максимовой в который входят игры, ориентированные на развитие информационно-коммуникативных, регуляционно-коммуникативных, аффективно-коммуникативных умений.

О.В. Солнцева отмечает ценность режиссерской игры как фактора социализации дошкольника [1; 3]

Нами был разработан комплекс игр, направленный на развитие и совершенствование навыков общения детей 6-7 лет. Комплекс игровой деятельности включает разные виды игр. Основное содержание комплекса приведено в таблице.

Все игры по способу организации делятся на три группы:

А – игры, совместные с педагогом;

С – со сверстниками.

Комплекс игр для развития общения детей старшего дошкольного возраста

План курсовой работы

1. Теоретические аспекты изучения особенностей общения со сверстниками у детей младшего дошкольного возраста.

  • 1.1. Определение понятий: «общение», «особенности общения», «общение со сверстниками»
  • 1.2. Роль и функции общения в психическом развитии детей.
  • 1.3. Возрастные особенности общения со сверстниками.

Выводы по 1 главе.

2. Курсовой проект по формированию общения и взаимодействия со сверстниками у детей 2-3 лет.

Введение

Актуальность проблемы. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в коллективе, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Общение — это очень важная составляющая жизни ребёнка и то, на сколько, он овладеет способами общения, от этого будет зависеть его успешность в процессе взросления [2, с.34]. Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами: В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Г.М. Андреевой Б. Спока, супругов Х. и М. Харлау, А. Кимпински, У. Хартапа, Б. Коутса, Ж. Пиаже и других отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

Объект исследования: общение детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс развития общения младших дошкольников со сверстниками.

Цель данной работы: изучить особенности общения со сверстниками у детей младшего дошкольного возраста, и разработать проект обеспечивающий развитие общения и взаимодействия ребёнка младшего возраста.

В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие задачи:

  • 1. Определить сущность понятий «общение», «особенности общения», «общение со сверстниками».
  • 2. Выделить особенности общения детей 3-го года жизни и дать им характеристику.
  • 3. Разработать комплекс проектных предложений по организации условий, обеспечивающих развитие общения у детей 3-го года жизни.

Для достижения поставленной цели и задач нами были использованы следующие методы исследования:

  • 1. Теоретический анализ литературы.
  • 2. Методы массового сбора (анкетирования, наблюдения, беседы).
  • 3. Диагностические методы.
  • 4. Психолого-педагогический эксперимент.

Гипотеза исследования предполагает, что общение со сверстниками складывается в раннем возрасте, поэтому, чем раньше организовать условия, обеспечивающих развитие общения и взаимодействия со сверстниками, тем интенсивнее и полноценнее будет развиваться ребёнок как личность.

Теоретико-методологическая основа заключается в том, что в процессе работы мы опирались на следующие концептуальные идеи: психолого-педагогические исследования по проблеме формирования общения у детей (В.М. Бехтерева, Л. С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Г.М. Андреевой, Б. Спока, супругов Х. и М. Харлау, А. Кимпински, У. Хартапа, Б. Коутса, Ж. Пиаже).

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения.

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда бы не стал цивилизованным, культурно и нравственно развитым. Умение общаться формируется прижизненно и является результатом социального опыта. Навыки общения у детей дошкольного возраста формируются и развиваются, прежде всего, в игре.

Игра — ведущая деятельность, определяет психическое развитие ребенка, а общение становится частью и условием её. В игре возникают основные новообразования данного возраста. Подчеркивается, что для развития игровой деятельности ребенку нужны контакты с взрослыми и другими детьми, в процессе которых он приобретает способы и навыки совместной игры. В играх со сверстниками, дети учатся сообща, творчески и произвольно управлять своим поведением, что, в свою очередь, является необходимым условием любой деятельности. Игровое общение очень важно для ребенка, посредством игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность. Поэтому очень важно использовать в дошкольных учреждениях именно игровые методики для более интенсивного развития ребенка, нежели просто обучающие методы.

Что касается взаимосвязи игры и общения, то именно в игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников.

Большое значение для развития навыков общения имеют сюжетно-ролевые игры. В сюжетно-ролевой игре ребенок копирует способы обращения людей с предметами и способы общения друг с другом в различных социальных ситуациях. Тем самым ребенок лучше усваивает предметные действия, формы и нормы общения, ролевое поведение. Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто входит в образ другой личности, — он расширяет, обогащает, свою собственную личность, обогащает свой мир новыми идеями, чувствами, представлениями. В процессе игрового общения со сверстниками дошкольники открывают новые возможности для самовыражения, коммуникации и ценностного ориентирования.

Отсутствие такого опыта и опыта совместной игры со сверстниками приводит к тому, что в другом ребенке малыш видит главным образом претендента на привлекательную игрушку, а не доброго и желательного партнера.

Однако формирование навыков общения дошкольников происходит не только в сюжетно-ролевой игре. Вот почему с первых дней посещения детского сада большое значение для жизнерадостного настроения детей и их хорошего отношения друг к другу имеют совместные подвижные игры, где дети действуют одновременно и одинаково. Подвижные игры помогают воспитателю сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью. Регулярное проведение подобных совместных игр не только обогащает детей новыми впечатлениями, но и дает им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности, при общении со сверстниками и межличностных отношений.

«Центром притяжения» в игре является педагог. Он не только вносит новую игру в жизнь детей или предлагает новый этюд, но и служит для них своеобразным образцом. Специальные игры и игровые упражнения позволяют воспитателю проводить обучение навыкам общения в интересной для детей, личностно значимой деятельности, что обеспечивает их активность и, в конечном счете, эффективность такого обучения.

Очень важно заранее продумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, считаться с товарищами, доводить начатую игру до конца. При этом ставится задача по отношению ко всему детскому коллективу и к отдельному ребенку.

Для реализации игр – этюдов в работе с детьми старшего дошкольного возраста требуется организация игровой пространственно — развивающей среды. Поскольку разнообразие содержания игр – этюдов достигается посредством игровых атрибутов, в группе необходимо подобрать игрушки для настольного театра, плоскостные предметы – заместители, театральные куклы (различные животные, люди, предметы быта и гигиены). А также воспитателю необходимо подобрать библиотечку произведений для драматизации, наборы сюжетных картинок и фотографий.

Игры – этюды, также как и другие специальные игры и игровые упражнения, предлагаются и разучиваются с детьми в порядке возрастания требований к поведению ребенка в группе. Взрослый не только вносит новую игру, но и служит для детей образцом выполнения игровых действий и движений. Держась свободно и артистично, он заражает детей своей увлеченностью, весельем, создает эмоциональный настрой. Постепенно при неоднократном проведении игр дети начинают выполнять движения самостоятельно и сами придумывать подобные игры и упражнения.

Специальные игры, игровые упражнения составляют основу игровой терапии. Цель – не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Психотерапевтические функции игры заключаются в том, что она может изменить отношение ребенка к себе и к другим: изменить психическое самочувствие, социальный статус, способы общения в коллективе.

Ребёнок — дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определённый запас правил, образцов поведения, каких-то моральных ценностей, которые сложились у него, благодаря влиянию взрослых, родителей. Дошкольник подражает близким взрослым, перенимая их манеры, заимствует у них оценку людей, событий, вещей. И всё это переносится на игровую деятельность, на общение со сверстниками, формулирует личные качества ребёнка.

Содержание, сюжеты игр, предпочитаемые ребёнком, особенности его речи позволяют предположительно установить тип общения дошкольника в семье, внутрисемейные интересы и отношения. Поощрительное отношение к игровой деятельности со стороны родителей имеет большое позитивное значение для развития личности ребёнка. Заинтересовать родителей данной проблемой, наладить совместную работу с ними – также является задачей педагогов.

Каждый ребенок уникален, неповторим и способы взаимодействия с ним, его общение со сверстниками не может быть универсальным. Организуемая взрослыми практика общения с детьми, свободное общение самих детей между собой обогащает и преобразует их коммуникативные потребности. То, что взрослые могут заложить в душу каждого ребенка сейчас, не останется незамеченным.

автор статьи — Комова Оксана Анатольевна

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector