Развитие нестандартного мышления у детей

Развитие нестандартного мышления у детейВсе мы: и взрослые, и дети — ежедневно выполняем множество действий и решаем массу разнообразных задач. Чтобы рутина занимала меньше времени, чтобы однотипные задачи решались быстро, многое мы автоматизируем. Автоматизировать решение задач — образовательных, рабочих, бытовых — помогают шаблоны, которые нам кто-то когда-то предложил или которые мы выработали самостоятельно. Действовать по шаблону зачастую просто и удобно. Мыслить по шаблону — опасно, а то и губительно для развития интеллекта. Чтобы обеспечить детскому интеллекту благоприятные условия для развития, важно стимулировать нестандартное мышление.

2 подхода к определению нестандартного мышления

Подход № 1: Нестандартное мышление позволяет решать задачи нестандартно.

Нестандартное мышление — это способность отказываться от шаблонов в пользу новых, порой неожиданных, необычных, креативных решений.

Подход № 2: Нестандартное мышление основано на мышлении критическом

Строго говоря, мышление критическое и мышление нестандартное — не тождественные понятия. Но область их пересечения очень велика. Человек с критическим мышлением ставит под сомнение поступающую информацию и собственные убеждения. Способность мыслить критически помогает находить нестандартные решения и выбираться победителем из нестандартных ситуаций.

3 преимущества нестандартного мышления

Преимущество № 1: Осознанность

Человек с нестандартным мышлением анализирует задачу и предполагаемый результат, рассматривает несколько вариантов решения, продумывает каждый свой шаг. Отказываясь от власти привычки, шаблонов и стереотипов, он приобретает осознанность действий и высокий уровень контроля над ситуацией.

Преимущество № 2: Эффективность

Если с раннего детства развивать у ребёнка способность мыслить нестандартно, уже в младшем школьном возрасте станет очевидно, насколько более эффективно организована его жизнь. Способность расставлять задачи по приоритетам и оптимизировать варианты их решения позволяет экономить массу ресурсов: сил умственных и физических, время, финансы.

Преимущество № 3: Возможности

Нестандартное мышление у ребёнка открывает перед ним в будущем огромные перспективы. Наш мир принадлежит тем, кто умеет отвлечься от стандартов и найти нечто новое, найти новые варианты использования привычных предметов, усовершенствовать привычные формы.

Люди с нестандартным мышлением — это творцы, новаторы, авторы идей. Их жизнь насыщенна и интересна.

4 задания на развитие нестандартного мышления у детей

Задание № 1: Станьте почемучкой

Всем знакома детская способность к бесконечным «Почему?». Поменяйтесь с малышом местами, задавая вопросы ему. Пусть он смело творит, придумывая ответы «на ходу». Не критикуйте и не останавливайте его фантазию.

Пример:

Вопрос: Почему ты сейчас в красных штанишках?

Ответ: Потому что ты мне их надела.

Вопрос: А почему я тебе их надела?

Ответ: Потому что я тебя попросил.

Вопрос: А почему ты меня попросил?

Ответ: Потому что я люблю красный цвет.

Вопрос: А почему ты любишь красный цвет?

Ответ: Потому что он красивый.

Безусловно, чтобы ребёнок успешно выполнял подобные задания, вы должны уметь задавать вопросы так, чтобы тема имела развитие. Вы направляете малыша, предлагая ему проявить смекалку и находчивость, отвечая порой на внезапные, неожиданные вопросы.

Задание № 2: Сочиняйте новые сказки, используя существующие

Развитие нестандартного мышления у детейПридумывайте сказки, перемешивая персонажей, меняя сюжеты и додумывая новые окончания знакомых историй.

Неожиданное соседство героев, нестандартные сюжетные линии, интересные финалы — благодатная почва для развития креативного мышления у дошкольника.

Вы можете предлагать ребёнку нафантазировать, как развивались бы события в его любимой сказке, если бы условия немножко изменились.

Задание № 3: Играйте в ассоциации

Очень простая и увлекательная игра:

  • доступна в любых ситуациях;
  • позволяет скоротать время в ожидании;
  • помогает увлечь ребёнка;
  • развивает способность генерировать нестандартные идеи.

Суть её состоит в том, что вы говорите ребёнку слово, а малыш отвечает вам первое, что приходит ему в голову. Важно, чтобы время на раздумья было минимальным.

В более усложнённом варианте получаемые ассоциативные пары записываются, а затем проводится анализ, почему возникла такая аналогия, что общего у названных объектов.

Задание № 4: Решайте задачи на нестандартное мышление

Вы можете использовать готовые задачи из интернета и специализированных сборников или придумывать их самостоятельно. Важно, чтобы ребёнок понимал, что одни и те же задания можно решать по-разному, чтобы он думал над своими ответами, а не воспроизводил их по заданному образцу.

  • Меняйте условие.
  • Выбирайте задачки с подвохом.
  • Предлагайте свои варианты решения.

Умение мыслить нестандартно — не дар, а навык, который можно и нужно развивать. И кроме того, что занятия на развитие нестандартного мышления у ребёнка очень полезны, они ещё и очень увлекательны. Ваше родительство должно быть не только эффективным, но и счастливым!

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Проект по развитию мышления, воображения детей дошкольников

Скачать:

Вложение Размер
proekt_nestandartnoe_myshlenie.docx 25 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ИВОЛГИНСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «РЯБИНКА»

«НЕСТАНДАРТНОЕ МЫШЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Чукланова Людмила Владимировна

Цель : формирование творческой личности, развитие фантазии детей.

  1. Научить мыслить креативно, понимать происходящие вокруг процессы, решать возникающие проблемы;
  2. Раскрытие способностей детей, создание благоприятных условий для реализации этих способностей, а также условий для самосовершенствования, так как решение этой задачи приводит к очень важному результату: ребенок чувствует свою силу (интеллектуальную, творческую, спортивную), становится увереннее, усиливается мотивационный аспект;
  3. Развить у ребенка естественную потребность познания окружающего мира, которая заложена природой;
  4. Сформировать у ребенка навыки самостоятельного поиска и получения нужной информации;
  5. Воспитать определенные качества личности на основе теории развития творческой личности.

Актуальность проекта: Наше время — это время перемен. Сейчас нужны люди , способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Мы привыкли, что с раннего детства нас учили мыслить строго по определенным шаблонам, не выходя за рамки дозволенного. В итоге сейчас многие из нас только могут мечтать о финансовой или другой свободе выбора.

Нестандартное мышление — именно оно может спасти жизнь и вывести ее на новый уровень. Так, что же нужно делать и как развить нестандартное мышление?

Учить мыслить по-особому необходимо начинать с самого детства, до обучения в школе. Так как именно там навязываются определенные стереотипы мышления. Здесь шаблонное мышление не только вредно, а даже пагубно, так как отвергает любые интересные решения, не отвечающие общепризнанным стандартам.

Давно замечено: чем больше у человека знаний, опыта, тем труднее ему оторваться от укоренившихся стереотипов. Лишь немногие взрослые обладают детским, раскрепощенным мышлением, умением нестандартно подойти к решению каких-либо задач и ситуаций.

А у дошкольников шаблонное мышление еще отсутствует. И как раз самое время привить ребенку умение мыслить творчески, использовать оригинальные, непривычные ресурсы и приемы, задействовать по полной программе воображение и фантазию .

Этапы реализации проекта:

— Организационно-подготовительный (2013 учебный год): теоретический анализ проблемы нестандартного мышления детей, изучение методической литературы, накопление практического опыта, создание развивающей среды;

— Практический (2013-2014 учебный год);

— Заключительный (2014 учебный год).

Ведущая деятельность детей дошкольного возраста — игра. В ней дети репетируют социальные роли и отношения. Поэтому логично приспособить сюжетно-ролевые игры в качестве оболочки образовательной деятельности по нестандартному мышлению.

Занимательное дело проводится с группой из 5-10 дошкольников подготовительной группы. Длительность — от 15 до 30 мин.

Периодичность проведения — 1 раз в неделю. Общее количество занимательных дел не является фиксированным и зависит от исходного уровня, сформированной мыслительной деятельности у детей и темпов их продвижения. Каждая игра «прокручивается» по нескольку раз на различном материале в течение нескольких занятий.

Задача педагога — стимулировать мыслительную активность детей, вовлекать в игру тех, кто предпочитает отмалчиваться, последовательно проводить мысль о том, что в предлагаемых заданиях не существует одного решения, что правильными могут оказаться разные решения, иногда совсем не похожие друг на друга.

Проводиться диагностика (входная и итоговая) по результатам которой можно судить об эффективности данного проекта.

Итоги занятия можно подводить в самых разнообразных формах:

-обсуждение планов на будущее (“Вот мы сегодня узнали о. а в следующий раз узнаем еще и о. ”);

-продуктивная деятельность и обсуждение полученных работ.

При этом нужно стараться обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание непосредственной деятельности с последующими, режимными моментами. Поскольку речевое развитие детей не ограничивается рамками специально организованной деятельности.

Десять задач, решая которые, ребенок будет практиковаться использовать нестандартное мышление

Развитие нестандартного мышления у детей

В статье предлагаются десять задач, думая над решением которых, дети и подростки будут задействовать нестандартное мышление, т. е. стремиться к поиску новых подходов и необычных решений предложенных им ситуаций.

Задачи:

1. Человек живет на верхнем этаже очень высокого здания. Каждый день он спускается на лифте вниз на первый этаж, выходит из здания и идет на работу. Возвращаясь с работы, человек поднимается на лифте только до половины здания, а остальной путь проходит пешком. Хотя, когда идет дождь, человек поднимается на лифте на свой этаж. Почему он так поступает?

2. Человек и его сын попадают в автомобильную аварию. Отец умирает на месте, а ребенка доставляют в больницу. Когда его кладут на операционный стол, хирург говорит: «Я не могу оперировать этого мальчика, он мой сын!». Как такое может быть?

3. Человек одет во все черное: в черные туфли, носки, брюки, пальто, перчатки и лыжную маску. Он идет по глухой улице, на которой выключены все фонари. Черный автомобиль едет ему на встречу с выключенными фарами, но каким-то образом вовремя останавливается. Как водитель разглядел человека?

4. Однажды Полина праздновала свой день рождения. Через два дня ее старший брат-близнец, Иван, отмечал свой день рождения. Как такое могло произойти?

5. Почему круглые крышки канализационных люков лучше, чем квадратные?

6. Человек пошел на вечеринку и выпил пунш (коктейль, который подается в больших чашах). Затем он сразу покинул вечеринку. Все остальные участники вечеринки, которые пили пунш, впоследствии умерли от отравления. Почему не умер этот человек?

7. У женщины было двое сыновей, которые родились в один и тот же час, в один и тот же день одного года. Но они не были двойняшками. Как это могло быть?

8. Есть два пластиковых кувшина (фляги), наполненных водой. Как переместить воду в бочку без кувшинов или любых разделительных перегородок и определить, какая вода из какого кувшина?

9. Можете ли вы назвать три дня подряд, не используя слова «понедельник», «вторник», «среда», «четверг», «пятница», «суббота» и «воскресенье»? (И названия дней на любом языке).

10. Это необычный текст. Интересно, быстро ли вы можете выяснить, что в нем необычного. Он выглядит обычно, и можно решить, что с ним все в порядке. Но с текстом действительно все в порядке! Просто он необычный. Изучите его и выясните, что в нем может быть чудного. Если вы помыслите хорошо, то сможете прийти к ответу.

Ответы:

1. Этот человек очень, очень маленького роста и достает только до половины кнопок лифта. Но когда идет дождь, человек берет с собой зонтик и с его помощью нажимает в лифте кнопку своего этажа.

2. Хирургом была его мать.

3. Дело происходит днем.

4. Во время родов мама близнецов плыла на корабле. Старший близнец Иван родился первым в начале дня 1 марта. Затем корабль пересек часовой пояс, и Полина, младший близнец, родилась 28-го февраля. Таким образом, младший близнец празднует свой день рождения за два дня до своего старшего брата.

5. Квадратная крышка люка может перевернуться по диагонали. Круглая крышка не может перевернуться. Таким образом, для безопасности и практичности все крышки люков должны быть круглыми.

6. Яд попал в пунш из кубиков льда, которые плавали в нем. Когда человек пил пунш, лед был полностью замороженным. Постепенно он растаял, отравив пунш.

7. Они были двумя из тройни (или четверни и т. д.) Над этой головоломкой ломают головы многие люди. Они пытаются придумывать диковинные решения, используя младенцев из пробирки или суррогатных матерей. Почему мозг ищет сложные решения, когда существует гораздо более простое.

8. Сначала воду необходимо заморозить. Затем лед нужно вынуть из кувшинов и положить в бочку. Так вы сможете определить, какая вода, из какого кувшина.

9. Конечно, можете: вчера, сегодня, завтра!

10. В тексте необычно то, что достаточно распространенная буква «а» не встречается в нем ни разу.

Для одаренных детей нужно создавать определенную образовательную среду. Обычные школы могут не соответствовать их интересам и потребностям, рассказала «360» кандидат психологических наук, декан психолого-педагогического факультета ГГТУ Елена Петрова.

Развитие нестандартного мышления у детей

«Если мы будем сравнивать таких детей со сверстниками, с которыми они вместе учатся, мы увидим, что у них есть некий познавательный голод, который они никак не могут утолить и всесторонние интересы, которых очень много, а образовательная среда школы не всегда может им соответствовать этим требованиям», — объяснила специалист.

Петрова уточнила, что эти интересы могут быть не только интеллектуального, но и личностного, и творческого плана. Поэтому для одаренных детей, безусловно, нужно создавать определенные условия обучения.

«Если мы будем говорить с вами об одаренных детях а не о детях вундеркиндах, у которых мы подразумеваем все-таки более раннее развитие. то тогда это все-таки должны быть специализированные школы и специализированные классы для детей подросткового возраста», — отметила она.

По словам эксперта, в это время интересы уже дифференцированы и имеют четко выраженную направленность, поэтому учителя могут четко понимать, что именно нужно развивать, и какие условия создавать для такого развития.

Особый подход

«Когда мы создаем определенные условия (для образования одаренных детей), мы говорим не только о том, что там будут современные лаборатории или оборудование. Это и педагогический подход», — отметила Петрова.

Этот подход заключается в том, что учителя должны учитывать, что для такого ребенка важно иметь не только большой багаж знаний, но важнее научиться нестандартными способами использовать эти знаний, создавать новый опыт. Поэтому методы и методики работы должны быть современными, инновационными и должны обязательно содержать в себе творческий подход.

«Должны быть специально подготовленные педагоги. Чаще всего такие школы или такие классы создаются при университетах или при научно-исследовательских центрах. Как раз сотрудники таких организаций и являются преподавателями», — пояснила она.

По ее словам, это не значит, что они могут ребенка из пятого классе подтянуть до программы десятого. Важно, что они учат ребенка именно способам обработки информации, созданию нового опыта.

«То есть такой подход, где мышление преобладает над памятью, а не память над мышлением», — подчеркнула Петрова.

Кроме того, по ее мнению, такие специалисты должны обладать и психологическими знаниями. Либо при таких школах должна быть обязательно четко встроенная психологическая помощь, потому что одаренные дети имеют свои индивидуальные психологические особенностями.

Дать время на игры

Петрова напомнила, что каждый возраст направлен на формирование тех или иных психологических способностей.

«Если мы не будем это учитывать, и будем перепрыгивать, то развитие может все-таки получится односторонним. а не полноценным и гармоничным. Поэтому режим дня такого ребенка должен быть четко расписан. И у него обязательно должно быть время для его личных интересов, для развития его физических способностей», — сказала специалист.

Она объяснила, что если ребенка время ориентировать только на учебную деятельность. ограничивать его передвижение и пространство, у него могут появиться проблемы со здоровьем — опорно-двигательным аппаратом, зрением.

«Ребенок должен развиваться всесторонне, чтобы стать гармоничной личностью», — заключила Петрова.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Статья «Формирование навыков нестандартного мышления у детей»

Воспитатель: Топольникова Надежда Викторовна

Формирование навыков нестандартного мышления у детей.

8 навыков дошкольника, которые стоит развивать.

1. Умение и желание учиться: познавательные способности и интерес к учёбе

Восприятие, внимание, память, воображение, речь, мышление — психические познавательные процессы, из которых складывается умение и желание учиться. У большинства детей развитие познавательного интереса — естественный процесс, заложенный природой. В дошкольном возрасте пытливые дети более всего желают открывать для себя что-то новое.

Ближе к 5-7 годам ребёнок уже не просто воспринимает информацию в готовом виде, как это было ранее. Пытливый ум стремится находить ответы на вопросы самостоятельно. Любознательный дошкольник учится приводить разные понятия в одну систему, анализирует их, сравнивает, отыскивает закономерности и делает выводы.

Горячий интерес и любознательность — основа самостоятельной мотивации дошкольника и первоклассника к учёбе.

Программа начальной школы не содержит отдельных занятий, посвященных развитию познавательных способностей. Поэтому задача научить ребёнка учиться во многом ложится на родителей.

Высокий познавательный интерес плюс развитое внимание, память, мышление и другие познавательные способности помогут без стресса привыкнуть к школе, стать более самостоятельным, инициативным и избежать хронической неуспеваемости.

2. Творческое мышление: умение мыслить нестандартно, вопреки шаблонам

Способность создавать нечто новое, нешаблонное — так определяет понятие «творческое мышление» классическая психология. Не стоит связывать его исключительно с искусством: неординарные решения приветствуются в любой сфере деятельности, будь то актёрское мастерство или разработка мобильных приложений.

В возрасте 5-7 лет мышление не сковано стереотипами и ребёнку проще научиться «креативить». Это поможет в будущем выходить из любых затруднительных ситуаций, просто подключая творческое мышление.

Умение мыслить нешаблонно полезно не только в повседневной жизни. Например, инженер и орнитолог Эйджи Накатсу разработал закругленный нос для сверхскоростного поезда. Идея пришла во время наблюдений за зимородком — птицы, чей обтекаемый клюв позволяет ей легко рыбачить, погружаясь в воду без всплесков. Такая конструкция поезда снизила сопротивление воздуха и затраты на энергию.

3. Умение мыслить логически: развиваем логико-математический интеллект

Некоторые бытовые и учебные задачи можно решить творчески. Но в большинстве случаев, когда нужен объективный, взвешенный подход, креативности недостаточно. На помощь приходит логическое мышление:

доказывать истинность или ложность суждений;

принимать обоснованные решения;

объяснять свою позицию себе и окружающим.

Когда ребёнок прокачивает логическое мышление и математические способности, он учится пользоваться конкретными понятиями, «взвешивать» варианты и принимать решения.

Решение занимательных логических задач — проверенный способ развития логики у дошкольников и младших школьников.

Дети с развитым логико-математическим интеллектом легко справляются со школьной математикой. В 3-4 классе они побеждают в математических олимпиадах и в целом имеют больше шансов на рывок в общем интеллектуальном развитии.

4. Пространственное мышление и воображение: развиваем визуально-пространственный интеллект

Создавать в голове 3D-картинки, разглядывать их в мельчайших деталях и вращать как угодно возможно с помощью пространственного мышления и воображения. Развивая эти способности, ребёнок учится ориентироваться в пространстве, распознавать направления движения, определять стороны горизонта, понимать положение объектов в пространстве и воспринимать их форму.

5. Коммуникативные навыки: умение общаться и выступать публично.

Умение вести диалог, договариваться, где-то убеждать, а где-то уступать, помогает влиться в коллектив и найти общий язык с любым человеком. У коммуникабельного человека больше шансов раскрыть свои способности и добиться успеха, нежели у того, кто зажат в общении.

6. Умение работать с информацией

Когда информация в голове не раскладывается по полочкам, а сваливается в кучу, найти и использовать что-то ценное гораздо сложнее.

Для эффективной работы и учебы важно уметь:

оценивать информацию на достоверность и надежность;

отсеивать лишнее и пустое, выделять главное;

объединять элементы в смысловые группы;

запоминать и вовремя находить нужную информацию.

7. Самоорганизация, тайм-менеджмент

Иногда кажется, что человека по жизни организовывают обстоятельства. Школа загоняет в рамки уроков по 45 минут, работа создает границы 8-10-часового рабочего дня.

Но без умения планировать дела и управлять своим временем сложно быть продуктивным. Это то, чему не учат в школе, но без чего сложно обойтись в жизни.

8. Личные качества: лидерство, воля, упорство

Целеустремленный, стрессоустойчивый, ответственный, инициативный, трудолюбивый, умеющий справляться с рутинными задачами — словно вырванная строчка из резюме топового специалиста, не правда ли? Все эти качества относят к soft skills. Они не связаны с конкретной профессией, но без них тяжело дается любая работа.

Качества личности формируются в детстве и зависят от воспитания. Важно в этом плане правильно «распределить обязанности» между школой и родителями.

Способности и навыки открывают ребёнку мир возможностей

Все начинается с обнаружения задатков, заложенных природой, которые проще всего развить в способности. Но без усилий даже богатые задатки рискуют остаться в стадии непроросших зерен.

О чём ещё стоит помнить?

Прислушивайтесь к ребёнку и помогайте развиваться в том, что нравится ему. Не старайтесь реализовать исключительно свои амбиции, не стремитесь вырастить нового Ханса Циммера или Стива Джобса.

Закладывайте основные способности, которые точно пригодятся любому подростку и взрослому. За это он обязательно скажет вам спасибо.

Продолжайте развитие мышления, познавательного интереса и других навыков.

Пост опубликован: 2017-01-25

Развитие нестандартного мышления у детей

У вас наверняка есть знакомые, о которых говорят, что у них нестандартное мышление. Что это за зверь такой, что это за тип мышления? Давайте попробуем разобраться.

Если очень тезисно, то нестандартное мышление — это способность решать возникшие задачи необычным путем. Согласитесь, сегодня это — большая редкость. Все привыкли думать штампами, говорить цитатами великих и доморощенных мыслителей, жить по шаблону… Серость и унылость во всех сферах жизни. На работе стандартные задачи решаются стандартными методами. Лишь дети и очень небольшой процент взрослых могут похвастаться таким мышлением, которое разрывает шаблон.

Простейший способ проверить, стандартное ли мышление у ребенка — это попросить его посчитать вслух от ста до нуля. А в процессе счета, скажем, на 50, 30 и 10, назвать поэта, часть тела и цвет. Если это будут ответы “Пушкин”, “нос” и “красный” — что ж, у вашего чада стандартное мышление. Кстати, этот тест можно использовать не только для детей.

В жизни взрослого человека нестандартное мышление будет очень полезным во всех сферах его деятельности: от решения рабочих дел до бытовых мелочей. А что дает нестандартное мышление ребенку? Во-первых, незашоренность мышления и богатая фантазия. Это помогает ребенку придумывать новые игры, развлекать себя, а также легко заводить новых друзей.

Во-вторых, именно нестандартное мышление — начало любви к чтению. Особенно хорошо пойдет фантастика и фэнтези! На ранних стадиях можно читать сказки. Прекрасным примером сказок для детей с нестандартным мышлением будет “Повесть о Ходже Насреддине” Соловьева. Добрая, поучительная книга со смыслом. Кстати, можно после каждой истории спрашивать у своего чада, а как бы он поступил в такой ситуации.

А в-третьих, нестандартное мышление в дальнейшем очень упростит жизнь ребенку за счет отсутствия у него шаблонов в мышлении и действиях. Конечно, забивать гвозди микроскопом — это тоже нестандартно, но…

Однако нужно быть очень внимательным, ведь часто на рассказ своего чада о чем-то невероятном или невозможном мы реагируем достаточно резко. От нейтрально-безразличного “Так не бывает” до острого и колкого “Врунишка!”. А ведь ребенок просто проявил свое нестандартное мышление.

Эта проблема актуальна и для детей, которые ходят в детский сад. Ведь сад — это подготовка к школе. А там уже учат мыслить стандартно — подготовка к взрослой жизни. Вот так, с младенчества, и губятся на корню возможные великие таланты. Обычно решенную нестандартным (для взрослого) путем задачу воспитатель отмечает как неверную. А у ребенка может возникнуть психологическая травма.

Так что, дорогие родители, прислушивайтесь и присматривайтесь к ребенку — не все, что кажется нам нелепым, лишено смысла. Может, мы его просто не видим в силу своей шаблонности? Чаще общайтесь с детьми, проводите больше времени — они могут научить вас мыслить нешаблонно. И как знать, может, именно благодаря такому нестандартному мышлению вы получите долгожданное повышение на работе?

Вопрос, который будет главным в данной заметке, звучит так – как научить дитя мыслить нестандартно?

Большинство вещей мы, также как и наши дети, делаем по шаблону, то есть мы не задумываемся по поводу того, что пойдем, например, чистить зубы сегодня вечером. Однотипные стереотипы мышления формируются при обучении в школе. Нужно понимать, что в математике дважды два равняется четырем, в этом случае стандартное мышление помогает и является «точным», но в творчестве нужно проявлять свою индивидуальность и находить новые решения.

Дети решают творческие задачи быстрее взрослых потому, что они обладают раскрепощенным мышлением и не имеют укоренившихся стереотипов, так как у них отсутствует психологическая инерция. Основные же инструменты для развития творческих способностей – воображение и фантазия. Доказано это утверждение при помощи следующего эксперимента: близнецов развели по разным группам и предложили складывать одни и те же фигуры, но одна группа делала задание с помощью рисунка-схемы, а другая группа полагалась на свое воображение. Через месяц детям дали одно задание – сложить незнакомую для них фигуру без схемы. Первая группа не смогла справиться с заданием, так как их креативное мышление было неразвито. Дети из второй группы успешно выполнили задание.

Отличный помощник в развитии нестандартного мышления – это знаменитая игра «Робинзон Крузо».

Необходимо сделать так, чтобы ребенок почувствовал себя главным героем. Робинзон (он же главный герой) попадает на необитаемый остров из-за кораблекрушения и на берег выбрасывается содержание трюмов (зависит от вашей фантазии, например, жвачка и коробки), в неограниченном количестве. Спросите ребенка, чтобы он хотел увидеть в этих трюмах, что помогло бы ему выжить на острове? Ответ может быть любой, но как все это добыть при помощи имеющихся материалов? Именно этот вопрос будет звучать из ваших уст, после первого ответа. Прислушивайтесь к ответам своего ребенка, так как они будут оригинальными и креативными. Со временем, можно сужать круг предметов, которые нужны для выживания на острове.

Игра помогает изучать свойства вещей и явлений, проводить эксперименты и моделировать. Часто мы боимся давать ребенку сложные на наш взгляд задачи, так как считаем, что они им не под силу. Некоторые вещи могут быть непонятны ребенку, но он обязательно предложит идею, которая приведет к решению.

Критиковать идеи, которые высказывает ваше чадо, не нужно. Самое главное, чтобы они фантазировали, принимали необычные решения для выполнения задач и, прежде всего, развивались.

Чем дети отличаются от взрослых? Прежде всего, тем, что их воображение не скованно никакими рамками и стереотипами. Они способны вообразить все, что угодно. В детской голове не существует ограничений и строгих определений возможного и невозможного. Зачастую мы с легким пренебрежением относимся к детским фантазиям, как к чему-то поверхностному. Зато способность взрослого человека генерировать неожиданные идеи ценится высоко. Только вот взрослому придумать что-то оригинальное куда сложнее, чем ребенку. Почему так получается, и что влияет на нашу креативность и изобретательность? Эксперты, изучающие этот вопрос, поделились своими мнениями, откуда берут начало наши творческие задатки, как можно прокачать свой креативный потенциал, как научиться думать нестандартно.

Развитие нестандартного мышления у детей
Можно ли стать креативным?

Большинство людей считают, что главным признаком нестандартного мышления является способность к инновациям и озарениям, которая позволяет генерировать принципиально новые идеи. Умение нестандартно подходить к решению задач считается каким-то особенным талантом, который дается не каждому. Такое видение ситуации часто демотивирует людей, которым хотелось бы попробовать себя в новом начинании, и они перестают размышлять о том, как видеть вещи и думать нестандартно. Но наука говорит в пользу того, что суть творческого процесса заключается не в создании нового, а в способности распознавать и видеть неожиданные связи между уже существующими знаниями и данными.

Один из культовых визионеров 21 века Стивен Джобс сам придерживался именно такой трактовки творческого процесса. «Креативность – это умение соединять вещи. Если вы спросите креативных людей, как им удалось что-то придумать, они почувствуют себя виноватыми, потому что на самом деле они ничего не придумывали, они просто увидели что-то новое», – считал Джобс.

Специалисты верят, что, как и любой другой навык, способность оригинально мыслить вполне поддается тренировке. Другое дело, что все мы рождаемся разными, и творческий потенциал, заложенный от природы, у каждого человека тоже свой. Психолог Алиса Галац объясняет на примере детей, что главное условие для продуктивного творческого процесса – это раскованное мышление, свободное от устоявшихся рамок и ограничений. Силу воздействия правил на творческий процесс также можно наблюдать, если сравнить людей творческих профессий со специалистами, работающими в «точных» сферах. Те, кто привыкли к творчеству в ежедневной работе, будут более креативны, чем те профессионалы, специфика деятельности которых требует постоянного следования установленным правилам.

Но чем бы человек не занимался в жизни, развитие творческих навыков никогда не помешает. Ведь особенно в наше время часто можно услышать фразу: «Думай нестандартно!». Современный мир требует от нас оригинальных подходов во многом.

Роль творческого мышления

Очевидно, что умение творчески мыслить является обязательным качеством для тех, кто работает в сфере культуры, искусства и коммуникаций, где способность выдавать новые идеи ценится особенно высоко. Но Алиса Галац считает, что нестандартное мышление – полезное подспорье и в повседневной жизни, и потому пригодится каждому человеку. По мнению Галац, гибкое мышление делает людей более приспособленными к жизни, помогает находить эффективные решения проблем даже в кажущихся безвыходными ситуациях. Если же смотреть на проблемы только с одной стороны, то найти для них работающие решения будет гораздо сложнее.

Практические советы для развития креативности

Есть несколько простых рекомендаций для тех, кто хочет стать креативным и научиться думать нестандартно:

  • Работайте в состоянии изнеможения

Если вам позарез нужны новые интересные идеи, доведите себя до состояния крайней усталости. Мы привыкли считать, что продуктивность процесса гораздо выше, если мы беремся за дело на свежую голову, но с творческим мышлением все работает по-другому. Во-первых, если вы устали, ваш мозг автоматически будет обрабатывать информацию гораздо эффективнее, мгновенно отделяя зерна от плевел. Во-вторых, в состоянии усталости подсознательно вы будете искать альтернативные, а не привычные подходы к решению проблем. Еще один способ, который может раскрыть творческий потенциал, это заставить себя работать в неудобное время, когда вы чувствуете наибольший упадок сил. Иными словами, если вам нужно извлечь максимум из своих творческих способностей, в первую очередь выведите свой организм из зоны комфорта.

  • Повышайте физическую активность

Занятия спортом благотворно влияют не только на тело, но и на способность творчески мыслить. Этот процесс имеет вполне научное обоснование: физическая нагрузка активизирует работу нейронов головного мозга и тем самым помогает улучшить творческий процесс. Помимо этого, нагрузка на мышцы как бы «разгружает» наш мозг и позволяет извлечь из недр подсознания неординарные идеи. Как показывает практика, физическая тренировка благотворно влияет на способность человека решать креативные задачи.

  • Добавьте немного шума

Вопреки общепринятому мнению, спокойная и умиротворяющая обстановка отнюдь не является идеальным условием для продуктивной творческой деятельности. Впрочем, не стоит впадать в другую крайность и подвергать себя шумовым атакам. Оптимальный вариант – это ненавязчивый, но ощутимый шум, например, звуки города или голоса людей. Такие шумы настраивают мозг на рабочий лад и стимулируют его на более эффективную обработку информации.

А также отлично развивает креативность курс Викиум «Творческое мышление». Благодаря ему вы сможете находить нестандартные решения, научитесь придумывать новое, существенно прокачаете воображение.

Логическое, наглядно-образное, словесно-логическое виды мышления не позволяют отойти от стереотипов, помочь адаптироваться к меняющимся условиям. Креативное мышление создает условия для формирования у детей гибкого и подвижного ума. Если простыми словами объяснить, в чем состоит особенность креативного человека, то можно сказать, что это человек, который из обычных вещей способен создать, что-либо новое, необычное.

Как развить креативное мышление у дошкольника?

Природные способности у детей могут быть различными, но существуют методы, технологии развития креативного мышления, которые эффективны в детском возрасте. Рекомендуются следующие техники:

  1. Решение нестандартных задач. Способ очень напоминает проблемное обучение. Перед детьми ставится практическая задача без готового решения. Помощь в достижении результата осуществляется через наводящие вопросы. Главное условие эффективности метода заключается в поиске самостоятельного решения ребенком.
  2. Творческая активность. Прием основывается на практической деятельность по сотворению простейших арт-объектов. Ребенок выражает себя, как ему хочется через художественную деятельность: рисование, аппликацию, оригами, картину из крупы и т.д.

Игры на развитие креативного мышления

«Выдумщик»

Предложите ребенку к рассматриванию любой предмет. Дайте установку придумать, как его можно применять необычным способом, например, ластик.

«Новый день»

Не секрет, что каждый день у нас в большинстве случаев похож на вчерашний. Измените в нем что-либо, привнесите новое в обыденность. Кажется, что это легко, но придется поднапрячь мозг уже через несколько дней.

«Ассоциации»

Берете предмет или слово и в течении определенного времени предлагаете ребенку придумывать и все приходящие на ему ум ассоциации. Затем все слова и образы записываются и обсуждаются совместно с ребенком.

«Дорисуй»

Берется незаконченный рисунок, ребенку предлагается дорисовать все детали, которые на его взгляд нужны на нем. Неплохо дополнить это задание комментированием рисунка. Таким образом, будет решаться еще одна задача: развитие речи.

«Танграм»

Упражнение, в основе которого лежит работа с геометрическими фигурами. Из фигур можно сложить любой предмет, что и предлагается сделать детям. Сначала предлагаются схемы, затем ребенок самостоятельно придумывает постройки и узоры.

«Найди сходство»

За основу берется некое явление, свойство, предмет и к нему в течение определенного времени набираются предметы с аналогичными характеристиками. Ребенок при этом должен объяснить, почему он сделал именно такой выбор.

«Это что?»

Детям показывается любая фигура, например, круг, полоса и т.д. Предлагается придумать как можно больше вариантов, на что похожа данная фигура.

Важно: все упражнения проводятся в игровой, эмоционально насыщенной форме.

Все приведенные игры способствуют формированию стойкой познавательной активности, внимания, памяти, мышления и воображения, что будут заметно при диагностике интеллектуального развития.

В качестве дополнения предлагаются музыкальные игры со словами и специальные развивающие логопедические игры для дошкольников.

Систематические занятия с акцентом на творческую активность, на решение нестандартные проблемы, формирует у дошкольников навыки исследовательской работы, самостоятельность в достижении результата, что пригодиться в дальнейшем при обучении и в жизни.

Книги по формированию мышления

В развитии познавательной деятельности дошкольника ученые-психологи выделяют ведущую роль наглядно-образного мышления. Уровень развития наглядно-образного мышления, достигаемый ребенком в дошкольном возрасте, имеет важное значение для последующей жизни человека.

Название: Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный дидактический материал)
Автор: Стребелева Е.А.
Издательство: Владос, 2007

Развитие нестандартного мышления у детей

Согласно исследованиям ученых, в первые 15 лет нашей жизни происходит примерно 90% изменений в мозге. Соответственно, именно в этот период наш детский опыт активно формирует жизненные сценарии, модели поведения в обществе и привычки.

На раннем этапе взросления ребенка важно понимать какой у него стиль мышления и на что важно обратить внимание. В мире существует 4 основных стиля мышления.

Инженерный. Он связан с техническими и конструкторскими задачами. Человек с таким типом мышления много анализирует, постоянно что-то исследует, ищет алгоритмы работы. Пример — ваш ребенок фанат Лего и прочих конструкторов.

Творческий. У детей с творческим типом мышления очень развита фантазия и идейность. Очень часто такие дети также любят ходить на танцы, вокал или в художественную школу.

Философский. Особенный тип мышления, который помогает создавать прогнозы. Такие дети осмысляют все вокруг, строят свои гипотезы и прогнозируют. Они постоянно развивают свое понимание мира – это их приоритет и главная ценность.

Научный. Ребенок постоянно познает мир, анализирует его, отличается умением конкретно и четко выражать свои мысли другим. Он верит лишь в доказанные факты.

Зная это, вы с легкостью сможете определить какой же всетаки стиль мышления у вашего ребенка.

Для этого задайте ему открытый вопрос как что-то сделать. Например, как перепрыгнуть яму. Ответы могут быть даже самые сказочные – это нормально. По его ответам вы сможете понять какой из стилей мышления у него. Если вдруг ответы будут принадлежать к одному стилю, значит остальные менее развиты и на них стоит сделать акцент. Для этого просто решайте задачки для ума.

Ссылка на основную публикацию