Развитие наглядно образного мышления упражнения

Недостаточное развитие мыслительной деятельности у младших школьников приводит к тому, что они испытывают трудности в формулировании правил на основе анализа нескольких примеров, плохо запоминают схемы рассуждения при решении типовых задач и т.д. Поэтому педагогу-психологу так важно проводить работу по развитию мыслительных операций у детей. Предлагаю Вашему вниманию одно из занятий, проведенное в 3 классе МОУ ЦЛПДО, с обучающимися, испытывающими школьные трудности. В ходе занятия происходит развитие мыслительных способностей у детей. Школьники приобретают умения сравнивать, абстрагировать, обобщать, устанавливать логические связи и отношения между понятиями и т.д.

Цель занятия — развитие мышления у обучающихся: наглядно-образного, словесно-логического (устанавливать логические связи и отношения между понятиями, обобщать, систематизировать, классифицировать, абстрагировать, выделять существенные признаки, сравнивать).

Ход занятия

1. Вступительное слово психолога

Ребята, вам, наверное, не раз приходилось слышать, как вам говорят: «Подумай», «Думай лучше», «Учись мыслить самостоятельно». А если у тебя что-то не получается, то тебя спрашивают: «Чем ты думаешь?». Конечно, ты отвечаешь – «Головой». И это правильно. В голове расположен мозг, точнее – головной мозг. Это тот орган, без которого мышление невозможно. Человеческий мозг устроен очень сложно. По своим возможностям он во много раз превосходит самый мощный компьютер. Но даже взрослый на протяжении всей своей жизни использует далеко не всё, на что способен мозг, много остается в резерве. Поэтому, чем больше ты даешь пищи своему мозгу, тем больше учишься думать, размышлять, тем лучше он развивается и тем легче ему справляться с любой, даже самой трудной, умственной работой.

Сегодня на занятии мы с вами будем учиться думать. А помогут нам в этом специально подобранные задания.

Игра «Хлопки»

Цель: создание положительного эмоционального фона, снятия возбуждения и импульсивности.

Дети встают в круг. Выбирают одного водящего, который встает в начале круга, т.е. в начале движения часовой стрелки. Затем водящий делает хлопок в ладоши, стоящий следующий около него ребенок повторяет хлопок, следующие дети по очереди тоже хлопают по одному разу. Затем водящий может подойти к любому месту круга и после того, как он хлопнет в ладоши, с этого места распространение хлопков по кругу начинается. Место постоянно определяет ведущий.

3. Основное содержание занятия

Цель: научить устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

Инструкция: «Посмотри, здесь написано два слова – сверху «Лошадь», снизу – «Жеребенок». Какая между ними связь? …Жеребенок – детеныш лошади. А справа то же – сверху одно слово – «Корова», а снизу — четыре слова на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое также относиться к слову «Корова» как «Жеребенок» к «Лошади», то есть, чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет слово «Теленок». Значит нужно установить, как связаны слова вот здесь, слева, а затем установить такую же связь справа».

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ

Игра « Любимая еда».

Цель: Развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.

Ход игры : Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.

Подобрать картинки с изображением домов этих животных.

Цель : Развитие мышления, внимания, речи.

Ход игры : Взрослый показывает детям картинки с профессиями людей и просит назвать чем занимаются люди определенной профессии. Например, доктор – лечит людей, строитель – строит дома, учитель – учит чему-либо детей в школе и т.д. Можно заменить показом мимикой и пантомимикой.

Можно предложить детям большее количество профессий, либо предложить большее количество предметов для работы.

Игра «Что лишнее».

Цель: Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Ход игры : Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку (животные, транспорт, летает, прыгает, мягкое, холодное и т.п. ), а четвертая картинка – лишняя. Предложите детям найти лишнюю картинку. Спросите, почему они так думают и чем похожи картинки, которые они оставили.

Усложнение : Предложить детям картинки из 6-8 предметов.

Игра «Сюжетные картинки»

Цель: Развития мышления, внимания, речи.

Ход игры: Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Дошкольникам дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение дети составляют рассказ по картинкам.

Предложить детям для просмотра первую и последнюю картинки, дети должны придумать рассказ, что случилось в середине.

Игра «Спрятанные картинки»

Цель: Развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие и память.

Ход игры: Детям показывается картинка, на которой изображено 4 предмета, силуэты наложенные друг на друга. Ребёнок должен распознать и назвать их, а затем раскрасить.

Усложнение: увеличивать количество предметов, картинки имеют не выраженную форму. После просмотра, назвать по памяти предметы.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Вакансии для учителей

Ход игры (проводится с двумя детьми). Педагог предлагает детям достать камушки из банок сачками и переложить их в аквариум. Кто вытащит камушки аккуратно, тот считается ловким. Дети берут сачки и выполняют задание. У одного ребенка все получается, у другого – нет. Педагог меняет им сачки, и ловким оказывается другой ребенок. Если дети к этому времени сами не укажут на причину (сачок порвался), педагог забирает оба сачка и предлагает одному ребенку выбрать, какой из сачков он хочет взять, и обосновать свой выбор.

РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ

Один из важных аспектов наглядно-образного мышления – это умение действовать в уме, оперируя образами представления.

Начальные этапы развития наглядно-образного мышления вплотную примыкают к развитию процессов восприятия. При решении перцептивных задач процессы восприятия протекают в тесной связи с процессами представлений. Чтобы выбрать предмет, соответствующий образцу, из ряда других предметов, необходимо иметь определенное представление об этом образце. В наглядно-образном мышлении умение представлять предметы в том виде, как они воспринимались, является исходным.

Умственно отсталые дошкольники испытывают большие трудности при решении наглядных задач. Они часто воспринимают изображение на картинке как реальную ситуацию, с которой пытаются действовать.

Задача дидактических игр данного раздела состоит в том, чтобы научить умственно отсталых детей в знакомых ситуациях оперировать представлениями и находить правильный выход, не прибегая к практическим действиям с объектами.

Достань шарик (занятие)

Цель. Учить решать задачи в образном плане на использование вспомогательных средств в проблемной ситуации.

Оборудование. Картинка, на ней изображено: комната, у стены высокий шкаф, на нем воздушный шарик, на некотором расстоянии от шкафа стоит стул, в центре мальчик, у него удивленный вид, он не знает, как достать шар.

В случае наглядно-действенного мышления основным результатом является действие. Например, мы методом проб и ошибок определили, какая отвертка лучше подходит для закручивания шурупа, ею и закручиваем. Иногда результатом наглядно-действенного мышления является новый предмет: мы, например, из спичечного коробка, спички и бумажки сделали кораблик. Основным результатом абстрактно-логического мышления являются суждения и понятия (новые или откорректированные). Например, мы в ходе своих исследований выяснили (получили новое суждение), что некоторые коты имеют белый цвет. Таким образом, понятие «коты» немного изменилось, теперь в него входит подмножество «белые коты».

Основным же результатом наглядно-образного мышления, как несложно догадаться, являются образы. Увидев стоящего к нам лицом человека, мы, с помощью некоторых ухищрений в своем воображении, можем представить, как этот же человек выглядит сзади. В результате будет получен новый образ. Если мы видим открытку, разрезанную на несколько частей, то в своем воображении можем попробовать ее восстановить. Если это удастся, то будет получен новый образ. Если женщина собирается на работу и ей хочется показаться в новом виде, она может открыть шкаф или комод, разложить много имеющихся вещей, скомбинировать их у себя в голове. В итоге также будет получен новый образ.

Новые образы получаются не только путем комбинации уже имеющихся образов. Новый образ может быть получен путем трансформации имеющегося. Разглядывая какой-либо дом, можно представить себе, как он будет выглядеть, если к нему добавить еще один этаж и покрасить красной краской. Наблюдая какого-либо известного артиста в роли, например, Гамлета, можно попробовать представить, как он будет выглядеть в роли деда Мазая. Поэтому все упражнения, способы развития наглядно-образного мышления можно разделить на две группы:

Общая идея комбинационных упражнений — дать в качестве стимульного материала набор каких-то образов и попросить из этих образов составить что-то принципиально новое. Исходные образы могут быть самыми разными: от схематических элементов до фотографий или сложных фигур. Можно, например, в качестве исходных образов использовать символы: буквы, цифры, математические знаки.

Задачи ставятся двояко. Можно четко охарактеризовать конечный образ. Например: «Вот перед вами набор, состоящий из букв, цифр и математических знаков. Как из них можно составить фигурку человека?» Самый простой вариант здесь будет: голова это буква «О» или нолик, туловище с руками — плюсик, ноги — буква «Л». Другой вариант постановки задачи — дать полную свободу. Пусть испытуемый сам попробует сделать то, что ему хочется, что у него получается.

К комбинационным относятся и задачи, в которых надо восстановить пропущенный элемент. Типичный пример — использование для развития наглядно-образного мышления прогрессивных матриц Равена. Тренировка здесь происходит за счет того, что испытуемый у себя в голове комбинирует разные образы, элементы этих образов.

Общая идея трансформационных упражнений — дать в качестве стимульного материала какой-то один законченный образ и попросить изменить его таким образом, чтобы получилось что-то новое.

Можно использовать задачи со спичками, в которых из одной фигуры требуется получить другую. Можно, например, дать фотографию фотомодели или обычной женщины и спросить, как можно было бы улучшить ее внешность.

Можно делать упражнения на скорость: выдать участникам группового тренинга листы с нарисованными на них буквами «Ш» или иными простыми фигурками, в количестве 20 единиц, задача — как можно быстрее дорисовать к этим буквам новые элементы, так, чтобы получились узнаваемые образы. У одного человека все образы должны быть разными. Потом проводится обсуждение и легкая критика: насколько узнаваемые и оригинальные получились образы. Буква «Ш», например, легко дорисовывается до окна с форточкой. У многих участников тренинга этот образ, скорее всего будет. Если кто-то дорисовал эту букву, например, до пианино, этого человека можно похвалить.

Разумеется, очень хорошо развивается наглядно-образное мышление в процессе рисования. Если на групповом тренинге занялись изобразительной деятельностью, то важно поставить правильную задачу — чтобы на рисунке был получен новый, оригинальный образ. Можно тематически сузить рисунок: попросить нарисовать несуществующее животное, дом своей мечты, автомобиль будущего.

Подытоживая, можно выделить две основные мишени в развитии наглядно-образного мышления:

— развитие стремления к созданию новых образов,

Игровые задания и упражнения для развития мышления дошкольников​

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений.

Выделяют три вида мышления:

1. Наглядно–действительное (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками);

2. Наглядно–образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);

3. Словесно–логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Наглядно–действительное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними.

На основе наглядно–действительного мышления формируется и более сложная форма мышления – наглядно–образное. Оно характеризуется тем, что ребенок может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий.

К 6-7 годам начинается более интенсивное формирование словесно–логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.

Все виды мышления тесно связаны между собой.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, обобщение, то есть то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно–следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.

Развитие и коррекция мышления ребенка – одна из самых важных и сложных психолого – педагогических проблем. Мышление – это основа обучения, потому и развитие различных видов мышления традиционно рассматривается как подготовка фундамента учебной деятельности.

1. Упражнение «Сравнение предметов»

Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:

1) МУХА И БАБОЧКА

2) ДОМ И ИЗБУШКА

3) СТОЛ И СТУЛЬЯ

4) КНИГА И ТЕТРАДЬ

5) ВОДА И МОЛОКО

6) ТОПОР И МОЛОТОК

7) ПИАНИНО И СКРИПКА

8) ШАЛОСТЬ И ДРАКА

9) ЩЕКОТАТЬ И ГЛАДИТЬ

10) ГОРОД И ДЕРЕВНЯ

Ребенок должен представить себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы «Ты видел муху? А бабочку?» После таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предлагается их сравнить. Снова задайте вопросы: «Похожи муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»

Проанализируйте ответы ребенка. Сколько пар слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия?

В процессе консультирования мы часто отмечаем, что дети особенно затрудняются, в нахождении сходства.

Ребенок 6-7 лет должен правильно произносить сравнение: выделять и черты сходства, и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.

2. Упражнение: «Угадай слово»

Предложите ребенку поиграть в такую игру : вы будете начинать слово произнося первый слог, а он – его заканчивать. «Отгадай, что я хочу сказать! По…» — так вы начинаете игру.

Всего предлагается 10 слогов: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) до, 7) че, 8) пры, 9) ку, 10) зо;

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет.

Например, по — лет, по — кой, по — лотенце, и т.д.

Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем – скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

3. Упражнение «Найди лишнее слово»

Читаете ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».

1. СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ.

2. ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ.

3. ЯБЛОКО, СЛИВА, ОГУРЕЦ, ГРУША.

4. МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ.

5. ЧАС, МИНУТА, ЛЕТО, СЕКУНДА.

6. ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА.

7. ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, ШАПКА, РУБАШКА.

8. МЫЛО, МЕТЛА, ПАСТА ЗУБНАЯ, ШАМПУНЬ.

9. БЕРЕЗА, ДУБ, СОСНА, ЗЕМЛЯНИКА.

10. КНИГА, ТЕЛЕВИЗОР, РАДИО, МАГНИТОФОН.

4. Упражнение «Найди лишнюю картинку»

Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая – лишняя.

Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите одну лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»

Отметьте, выделяет ли ребенок существенные признаки, правильно ли группирует предметы.

Если вы видите, что ребенку трудно дается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другие серии подобных картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное, заинтересовать ребенка игровой формой задания.

1) хлеб, батон, булочка, ананас;

2) утка, петух, индюк, ворона.

5. Упражнение «Подумай и ответь»

Предложите ребенку называть, как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

1) Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…)

2) Назови слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей, …)

3) Назови слова, обозначающие зверей.

4) Назови слова, обозначающие домашних животных.

5) Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

6) Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.

7) Назови слова, обозначающие водный транспорт.

8) Назови слова, относящиеся к искусству.

9) Назови слова, обозначающие овощи.

10) Назови слова, обозначающие фрукты.

6. Упражнение «Как это можно использовать»

Предложите ребенку найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета:

Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называет – такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку, и т.д.

7. Упражнение «Говори наоборот»

Предложите ребенку игру: «Я буду говорить, слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой – маленький». Можно использовать следующие пары слов:

Это игровое упражнение способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.

8. Упражнение «Бывает – не бывает»

Взрослый называет какую – нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч, в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно.

Например, вы говорите: «Кошка варит кашу», и бросаете ребенку мяч. Он должен отбить мяч. Если утверждение верное, ребенок должен словить мяч.

Ситуации можно предлагать разные:

Содержимое публикации

Консультация на тему: Интеллектуальные игры для развития наглядно – образного мышления старших дошкольников.

Дошкольное детство – это период интенсивного психического развития ребенка. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Это время активного познания окружающего мира.

Мышление– это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, рассуждений.

Выделяют три вида мышления:

Наглядно-действенное. Познание происходит с помощью манипулирования предметами, игрушками.Наглядно-образное. Познание происходит с помощью представления предметов, явлений. Словесно-логическое. Познание с помощью понятий, слов, рассуждений.

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается в младшем возрасте. На основе наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления – наглядно — образное. Ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий.

К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно – логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции как обобщение, сравнение, установление причинно – следственных связей, способность рассуждать. Обучение лучше осуществляется в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре.

Работа по развитию мышления должна проводиться систематически. Развивать мышление можно не только дома. Это можно делать по дороге домой, на прогулке и даже во время занятий домашними делами. Самое важное в этом деле – создать положительный эмоциональный настрой. Если ребенок по какой-то причине не хочет заниматься, перенесите занятие на более подходящее для этого время.

Я хочу познакомить вас с некоторыми игровыми упражнениями, способствующими развитию мышления. Эти упражнения можно превратить в интересную игру. В игре вы можете установить правило – за верный ответ ребенок получает фишку или какую-то другую награду. Это вызывает дополнительную заинтересованность в игре.

Игра «Закончи слово»

Вы будете начинать слово, произнося первый слог, а ребенок – его заканчивать.

«Отгадай, что я хочу сказать»

Предлагается 10 слогов: по-, за-, на-, ми-, му-, до-, че-, пры-, ку-, зо-.

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, то предложите ему придумывать не одно слово, а столько, сколько сможет. Например: по-лет, по-лотенце, по-душка.

Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

 Для развития мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков можно провести игру «Найди лишнее слово».

Прочитайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите определить слово, которое является «лишним».

1. Яблоко, слива, огурец, груша.

2. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

3. Платье, свитер, рубашка, шапка.

4. Береза, дуб, земляника, сосна.

Игра «Назови слово» способствует развитию гибкости ума.

Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо по-нятие.

1. Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, рябина, осина…)

2. Назови слова, обозначающие домашних животных.

3. Назови слова, обозначающие зверей.

4. Назови слова, обозначающие овощи.

Варианты заданий вы можете подбирать по своему усмотрению. Если ребенок ошибся и неправильно назвал слово, то необходимо обсудить его ошибку и исправить ее. Следующие игры способствуют развитию мышления и сообразительности. Они также способствуют увеличению словарного запаса.

Игра «Как это можно использовать»

Предложите ребенку: «Я буду говорить слова, ты тоже говори, но только наоборот. Например: большой – маленький». Можно использовать следующие пары слов:

Веселый – грустный Быстрый – медленный Пустой – полный Худой – толстый

Игра «Бывает – не бывает»

Для игры вам понадобится мяч. Вы называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен пой-мать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить мяч не нужно.

Ситуации можно предлагать разные:

Папа ушел на работу. Поезд летит по небу. Человек вьет гнездо. Почтальон принес письмо.

Игра «Угадай по описанию»

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: это овощ, он красный, сочный.(Помидор)

Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами. Ребенок находит нужное изображение.

Игра «Кто кем будет»

Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут?»

Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань.

Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо п

Игра «Что внутри?»

Ведущий этой игры называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

Например: дом – стол; шкаф – свитер; холодильник – кефир;

Уважаемые педагоги и родители! Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.

4. Будьте терпеливы, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

5.В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он устал, расстроен. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

п. Избегайте недоброжелательной оценки, находите слова поддержки. Чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах. Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд. Радуйтесь и получайте удо-вольствие от процесса общения. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

Успехов вам и больше веры в себя и возможности ребенка

Учитель-дефектолог :Федорова Лидия Васильевна

Упражнения на развитие наглядно образного мышления

Особенности развития наглядно образного мышления

9 Упражнений Для Развития Мозга

Пикторинская Е В Развитие наглядно образного мышления

Упражнения на развитие наглядно действенного мышления

Совершенствование воображения Развитие наглядно образного мышления 5 6 классы

Развитие образного мышления упражнение 2

Образное мышление 1 часть

Развитие образного мышления Один человек череда читателей Андрей Курпатов Часть 4

Развитие образного мышления Упражнение 1

Суть образного мышления

Виды мышления у детей дошкольного возраста

Упражнения на развитие наглядно образной памяти

Проверка наглядно образного логического мышления

Развитие наглядно действенного мышления

КАК РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ Виды мышления Диаграмма Венна Развитие дошкольника

Занятия для развития наглядно образного аппарата Таро

Формируем мышление упражнение 1

Развитие мозга ребенка Развитие межполушарного взаимодействия

Упражнение Образная память

Формируем мышление упражнение 2

техники развития образного мышления

Как работает образное мышление Развитие образного мышления

Образное мышление Простое упражнение

Игры на развитие наглядно действенного мышления

Психолог 10 Развитие наглядно действенного мышления и формирование предпосылок для развития нагляд

Наглядно образная память

Развитие образного мышления Упражнение 3

Развитие качества мышления

Развитие наглядно действенного мышления

Задания на развитие образного мышления

Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста

Как работает образное мышление философское понимание

Упражнения развитие понятийного мышления

Раннее развитие Наглядно образное мышление

Игры для развития наглядно деи ственного мышления от дефектолога Дефектолог для детеи

Наука мыслить Образное мышление Ч 1

Образное мышление Инструменты для развития образного мышления

Упражрения на развитие мышления 11

Вебинар Кинезиологические игры и упражнения в развитии психических процессов

Психологическая готовность ребёнка к школе

Козлова С А Кузнецова С С Развитие у дошкольников начал абстрактного мышления

Предшкольная пора год до школы

Занятия для дошкольников Обучение чтению Занятие 8 Навстречу неизвестному с Рапунцель

Занятия для дошкольников Обучение чтению Занятие 12 Малыш и Карлсон в гостях у ребят

Наглядно образное мышление Аутизм

Видеоуроки развиваем мышление и память в игре

Мышление Виды и формы мышления

Развитие мышления Советы психолога

Здесь Вы можете прослушать и скачать песни по запросу Упражнения Развитие Наглядно Образного Мышления в высоком качестве. Для того чтобы прослушать песню нажмите на кнопку «Слушать», если Вы хотите скачать песню или посмотреть клип нажмите на кнопку «Скачать» и Вы попадете на страницу с возможностью скачать песню, прослушать ее и посмотреть клип. Рекомендуем прослушать первую композицию Упражнения на развитие наглядно образного мышления длительностью 1 мин и 51 сек, размер файла 2.43 MB.

Упражнения Развитие Наглядно Образного Мышления

Қытаи Қазақ Әндері

Акафист Святому Пантелеймону

Плейбой И Банда Черри 2017 Озвучка Pus Ki Production

London Philharmonic Orchestra Carmen L Amour Est Un Oiseau Rebelle

Westside Gunn Kool Herc Intro

Приколы Видео 3 Новые Приколы

Юбилей Маме 60 Лет

Jessie J Mama Knows Best

Rasululloh Keladur Minus

Андрюха Напал На Мопса Мопс Накурился Перед Стримом Залип И За Это

Развитие наглядно образного мышления упражнения

Развитие наглядно-образного мышления – невероятно увлекательный и творческий процесс, итогом которого становится богатое воображение, хорошая память и полнота восприятия мира. Личность, обладающая этими качествами, безусловно, успешна и креативна. Так какие же упражнения способны принести столь щедрые плоды?

Всем известно о пользе мозаики для развития мелкой моторики. Но если посмотреть на эти игрушки как на вид декоративно-прикладного искусства, их образовательный потенциал становится гораздо весомее.

Выкладывая мозаичные картинки, мастер воссоздает образы предметов окружающего мира, собирает свои шедевры по крупинкам. Он учится точечному рисунку, соблюдению симметрии, составлению композиции и творческому подходу к решению задач.

Каждому возрасту – своя мозаика. Выбирайте увлекательное занятие для детей и взрослых!

Гибкие детали мягкой мозаики созданы с заботой о самых маленьких. Начинайте формировать творческую личность в раннем возрасте.

Мозаики из дерева учат малыша вписывать элементы в соответствующие контуры и ориентироваться на плоскости.

Пластмассовые мозаики открывают безграничный простор детскому воображению. Ребенок может выложить абсолютно любой узор на удобном планшете.

Магнитные мозаики веселее собирать на вертикальной поверхности. Украшайте магнитную доску, дверцу холодильника или системный блок посланиями из букв или причудливыми фигурками.

Водные мозаики Qixels позволяют создавать цельные фигурки из пиксельных кубиков. Выложенная мозаика, как по волшебству, склеивается водой.

Выкладывание алмазной мозаики – популярный вид творчества, который увлечет не только ребенка, но и его родителей. Создавайте живописные полотна, переливающиеся на солнце.

Составление мозаики из пайеток – увлекательное занятие для всех возрастов. Освойте смешанную технику и создайте эффектную картинку, сияющую мириадами звезд!

Развивайте наглядно-образное мышление в любом возрасте, собирая настоящие шедевры из мозаик!

Развитие наглядно образного мышления упражнения

Дошкольником принято считать ребенка 3-7 лет. В этом возрасте у детей происходит активное развитие всех познавательных процессов, одним из которых является мышление.

Мышление – это высшая функция психики, помогающая составить полное представление об объективной реальности и установить связь между объектами и явлениями в этом мире.

Виды мышления и их поэтапное развитие

Мышление дошкольников представлено 3 видами, каждый из которых является ведущим на соответствующем возрастном этапе:

  • наглядно-действенное (до 3 лет);
  • наглядно-образное (от 3 до 5 лет);
  • словесно-логическое (от 6 до 7 лет).

Наглядно-действенная форма

Ребенок ближе к 3-4 годам все еще проявляет действенное мышление, то есть познание внешних и внутренних свойств предмета происходит через физические манипуляции с ним. Проще говоря, ребенок исследует все объекты, трогая их, разбирая на части, ломая и опять собирая.

Если малыш сломал машинку, значит, он ее просто изучал. Внешние ее характеристики ему известны, а интерес вызывает скрытое от глаз.

Эта форма мышления создает предпосылки для развития более сложного вида – наглядно-образного.

Наглядно-образная форма мышления

Дошкольникам ближе к 5 годам свойственно не только совершать практические действия с окружающими объектами, но и оперировать их образами и представлениями о них без наличия предметов под рукой.

Характерной чертой этой формы мышления является подражание взрослым. Это помогает ребенку смоделировать образ и построить его в своем воображении. Очень часто дети проявляют эту особенность в игре, где посредством одной вещи представляется другая.

Наблюдаются активные ролевые игры между детьми и при игре в куклы, машинки, солдатики. Проявляется повышенный интерес к изобразительной деятельности. Речь становится четкой, предложения имеют более сложные конструкции. Многие ребята этого возраста могут читать по слогам и решать элементарные примеры по математике. Ставятся практические задачи и ищутся способы их решения. Ребенок уже способен спроектировать примерный результат своей деятельности.

Именно в данный период закладываются основы развития логического мышления. Это проявляется в понимании схематических рисунков и обозначений.

Словесно-логическая форма

Эта форма интеллектуальной деятельности ребенка появляется к концу дошкольного периода – к 5-7 годам. Дети оперируют абстрактными понятиями, не опираясь на наглядные или модельные формы, а основываясь на рассуждения и доказательства. Они учатся делать умозаключения. Например, из суждения о том, что промокли ноги, делается умозаключение о возможности заболеть после этого.

Практические упражнения для развития мышления дошкольников

Родители и воспитатели должны способствовать развитию разных форм мышления у дошколят. Для этого существуют специальные игры и задания.

Для наглядно-действенного мышления

  • Игры в конструктор (деревянный, металлический, пластмассовый).
  • Лепка из пластилина.
  • Выкладывание геометрических фигур из спичек.
  • Работа с ножницами и бумагой.
  • Игры типа «покормить мишку», «уложить спать куклу», где руководящая роль у взрослого, но без подавления инициативы ребенка.
  • Создание поделок из круп и сыпучих материалов.
  • Рисование пальчиковыми красками.

Для наглядно-образного мышления

  • Прохождение лабиринтов по словесной инструкции.
  • Рисование и раскрашивание.
  • Работа с конструктором по заданному образцу или по задумке ребенка.
  • Ролевые игры.
  • Задания типа «найди лишний предмет», «составить рассказ по картинке», «соединить 2 части одного предмета».
  • Собирание пазлов.

Для словесно-логического мышления

  • Головоломки типа кубика Рубика.
  • Задания типа «соединить слова с подходящей картинкой», «найти рисунок-отгадку к загадке», «разделить предмет на равные части», «образовать прилагательное от существительного».
  • Задания на разделение предметов по группам.
  • Задания на подсчет букв и звуков в слове.
  • Дополнение и раскрашивание картинки.
  • Повторение рисунка по клеточкам из заданного образца.
  • Решение легких примеров по математике.
  • Нахождение отличий на 2 картинках.

Все приведенные примеры упражнений являются лишь частью их огромного разнообразия. В детских магазинах есть книги с заданиями по возрасту. Достаточно просто купить пару из них и уделять выполнению задач 20-30 минут в день. Главное – не переусердствовать и не утомить ребенка.

1.3. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления при изучении геометрического материала на уроках опытных учителей.

Одна из психологических особенностей детей младшего школьного возраста — преобладание наглядно-образного мышления и именно на первых этапах обучения математике большие возможности для дальнейшего развития этого вида мышления, а также наглядно-действенного мышления дает работа с геометрическим материалом, конструирование. Зная это, учителя начальных классов включают в свои уроки геометрические задания, а также задания, связанные с конструированием или проводят интегрированные уроки по математике и трудовому обучению.

В этом параграфе отражается опыт учителей по использованию заданий, которые способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников.

Например, учитель Т.А. Скранжевская на своих занятиях использует игру «Почтальон».

В игре участвуют три ученика – почтальона. Каждому из них нужно доставить письмо в три дома.

На каждом доме изображена одна из геометрических фигур. В сумке почтальона находятся письма – 10 геометрических фигур, вырезанные из картона. по сигналу учителя почтальон ищет письмо и несет его в соответствующий дом. Выигрывает тот, кто быстрее доставит все письма в дома – разложит геометрические фигуры.

Учительница московской школы № 870 Попкова С.С. предлагает такие задания по развитию рассматриваемых видов мышления.

1. Какие геометрические фигуры использованы в рисунке?

2. Назовите геометрические фигуры, из которых составлен этот домик?

3. Выложите из палочек треугольники. Сколько палочек потребовалось?

Много заданий по развитию наглядно-действенного и наглядно-образного мышления используется Крапивиной Е.А. Приведу некоторые из них.

1. Какая фигура получится, если соединить концы ее, состоящие из трех отрезков? Начертите эту фигуру.

2. Разрежьте квадрат на четыре равных треугольника.

Сложите из четырех треугольников один треугольник. Какой он?

3. Разрежьте квадрат на четыре фигуры и сложите из них прямоугольник.

4. Проведите в каждой фигуре отрезок, чтобы получился квадрат.

Рассмотрим и проанализируем опыт учителя начальных классов Борисовской средней школы № 2 Белоус И.В., которая уделяет большое внимание развитию мышления младших школьников, в частности наглядно-действенному и наглядно-образному, проводя интегрированные уроки математики и трудового обучения.

Белоус И.В, учитывая развитие мышления учащихся, на интегрированных уроках старалась включать элементы игры, элементы занимательности, на уроках использует много наглядного материала.

Так, например, при изучении геометрического материала, дети в занимательной форме знакомились с некоторыми основными геометрическими понятиями, учились ориентироваться в простейших геометрических ситуациях и обнаруживать геометрические фигуры в окружающей обстановке.

После изучения каждой геометрической фигуры дети выполняли творческие работы, конструировали из бумаги, проволоки и т.д.

Дети знакомились с точкой и линией, отрезком и лучом. При построении двух лучей, исходящих из одной точки, получалась новая для детей геометрическая фигура. Они сами определяли ее название. Так вводится понятие угла, которое в ходе выполнения практической работы с проволокой, пластилином, счетными палочками, цветной бумагой совершенствует и переходит в навык. После этого дети приступали к построению различных углов с помощью транспортира и линейки и учились измерять их.

Здесь Ирина Васильевна организовывала работу в парах, группами, по индивидуальным карточкам. Знания, полученные учащимися по теме «Углы» связывала с практическим применением. Сформировав понятие отрезка, луча, угла, подводила детей к знакомству с многоугольниками.

Во 2 классе, знакомя детей с такими понятиями, как окружность, диаметр, дуга, показывает как пользоваться циркулем. В результате чего дети приобретают практический навык работы с циркулем.

В 3 классе при знакомстве учащихся с понятиями параллелограмм, трапеция, цилиндр, конус, шар, призма, пирамида дети моделировали и конструировали из разверток эти фигуры, познакомились с игрой «Танграм», «Угадайка».

Приведем фрагменты нескольких уроков – путешествий в город Геометрию.

Урок 1 (фрагмент).

Тема: Из чего город построен?

Цель: познакомить с основными понятиями: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, замкнутая ломаная.

1. Сказка о том, как родилась линия.

Жила-была красная Точка в городе Геометрии (точка ставится на доске учителем, а детьми на бумаге). Скучно было Точке одной и решила она отправиться в путешествие, чтобы найти себе друзей. Только вышла красная Точка за пометку, а навстречу ей тоже точка идет, только зеленая. Подходит зеленая Точка к красной и спрашивает, куда та идет.

— Иду искать друзей. Становись со мной рядом, будем вместе путешествовать (дети ставят рядом с красной зеленую точку). Через некоторое время встречают они синюю точку. Идут по дороге друзья – точки и их с каждым днем становится все дольше и больше и, наконец, их стало так много, что выстроились они в один ряд, плечом к плечу, и получилась линия (учащиеся проводят линию). Когда точки идут прямо, получается линия прямая, когда неровно, криво – линия кривая (учащиеся проводят и ту, и другую линии).

Решил однажды Карандаш прогуляться по прямой линии. Идет, устал, а когда линии все не видно.

— Долго ли мне еще идти? Доберусь ли я до конца? – спрашивает он у Прямой.

— А она ему в ответ.

— Эх ты, у меня же нет конца.

— Тогда я поверну в другую сторону.

— И в другую сторону не будет конца. У линии совсем нет конца. Я даже песенку могу спеть:

Без конца и края линия прямая!

Хоть сто лет по мне иди,

Не найдешь конца пути.

— Что же мне делать? Я не хочу ходить без конца!

— Ну, тогда отметь на мне две точки, — посоветовала прямая.

Так Карандаш и сделал. – Появилось два конца. Теперь я могу гулять от одного конца до другого. Но тут же задумался.

— А что же это такое получилось?

— Мой отрезок! – сказала Прямая (учащиеся упражняются в черчении разных отрезков).

2. Далее учащимся дается понятие ломаной и упражнения для закрепления материала.

а) Сколько отрезков в этой ломаной линии?

Урок 2 (фрагмент).

Тема: Дороги в городе Геометрии.

Цель: познакомить с пересечением прямых, с параллельными прямыми.

1. Согнуть лист бумаги. Разверните его. Какую линию вы получили? Согните лист в другую сторону. Разверните. Вы получили еще одну прямую.

Есть ли у этих двух прямых общая точка? отметьте ее. Мы видим, что прямые пересекались в точке.

Возьмите другой лист бумаги и сложите его пополам. Что вы видите?

Такие прямые называются параллельными.

2. Найдите в классе параллельные прямые.

3. Попробуйте из палочек выложить фигуру с параллельными сторонами.

4. Используя семь палочек, выложите два квадрата.

5. В фигуре, состоящей из четырех квадратов, уберите две палочки, чтобы осталось два квадрата.

Изучив опыт работы Белоусов И.В. и других учителей мы убедились в том, что очень важно, начиная с младших классов, при изложении математики использовать различные геометрические объекты. А еще лучше проводить интегрированные уроки математики и трудового обучения с использованием геометрического материала. Важным средством развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления является практическая деятельность с геометрическими телами.

Глава II. Методико-математические основы формирования

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector