Развитие мышления в начальной школе

Скопировать в буфер библиографическое описание

Добавить в избранное

Нравится
4 Посмотреть кому понравилось

  • Описание
  • Программа курса
  • Есть в мобильном приложении
    Белошистая А. В., Левитес В. В.

  • Аннотация
  • Программа курса
  • РПД

В данном издании рассматривается вопрос, как организовать для школьников младшей образовательной школы учебный процесс так, чтобы развить их логическое мышление. Многие существующие методики обучения логике и другим дисциплинам, таким как математика, перегружены текстовой информацией и требуют от учащихся наличия логико-понятийной базы, которая у учащихся младшей школы еще не сформирована. Авторы предлагают использовать наглядно-образный подход при составлении заданий и приводят примеры использования такого подхода вкупе с другими принципами, учитывающими особенность мышления ребенка младшего школьного возраста. Учебник соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Серия «Университеты России» позволит высшим учебным заведениям нашей страны использовать в образовательном процессе издания (в том числе учебники и учебные пособия по различным дисциплинам), подготовленные преподавателями лучших университетов России и впервые опубликованные в издательствах университетов. Все представленные в этой серии работы прошли экспертную оценку учебно-методического отдела издательства и публикуются в оригинальной редакции.

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы развития логического мышления младших школьников
  • 269 ₽
  • 554 ₽
  • РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 2-е изд. Учебное пособие для вузов, 2020
  • РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 2-е изд. Учебное пособие для академического бакалавриата, 2019
  • Библиотека
  • Развитие логического мышления младших школьников
  • ООО «Электронное издательство Юрайт» использует файлы cookie с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования веб-сайтом. «Cookie» представляют собой небольшие файлы, содержащие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы «cookie», измените настройки браузера.

    Вы будете перенаправлены на Автор24

    Мышление — это опосредованное и обобщённое отражение действительности. Оно представляет собой тип умственной деятельности, которая состоит в процессе познания сути вещей и явлений, закономерностей и отношений между ними.

    Особенности младшего школьного возраста

    Младший школьный возраст — это вершина детства. В современной периодизации психологического знания этот возраст включает период от 6-7 до 9-11 лет. В это время меняется образ и стиль жизни ребенка, появляются новые требования и социальные роли (например, ученик). Дети начинают заниматься принципиально новым видом деятельности (учебной деятельностью), приобретая в школе не только новые знания, но и соответствующий статус.

    В процессе развития свое место в системе отношений ребенок воспринимает по-новому, поскольку изменяются интересы, ценности и весь уклад жизни. Школьник оказывается на границе нового возрастного периода. В этом возрасте характерны следующие особенности:

    • Учебная деятельность выступает в качестве ведущей деятельности;
    • Завершение перехода от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению;
    • Проявление социального смысла обучения (например, отражается через отношение школьников к оценкам);
    • Проявление мотивации достижения в качестве доминирующей;
    • Смена распорядка дня;
    • Укрепление новой внутренней позиции;
    • Изменение системы взаимоотношений ребенка и окружающих людей.

    Мышление в младшем школьном возрасте

    Доминирующая функция в младшем школьном возрасте представлена мышлением, развитию которого принадлежит особая роль. В начале школьного обучения мышление выступает в центр психического развития ребенка. Еще Л. С. Выготский писал, что эта функция становится ведущей в системе других психических функций. Под воздействием мышления все другие функции интеллектуализируются, приобретают произвольный характер.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Ранее ученые считали, что у ребенка младшего школьного возраста ведущее мышление — конкретно-образное. Но сегодня, в первую очередь благодаря работам Д. Б. Эльконина, В.В. Давыдова, удалось доказать, что ребенок в начальном школьном возрасте обладает гораздо большими познавательными возможностями. Это позволяет заняться развитием основ теоретических форм мышления.

    Мышление младших школьников находится на переломной стадии развития. В это время ребенок переходит от наглядно-образного к словесно-логическому (понятийному) мышлению. Этот этап способен придавать мыслительной деятельности двойственный характер, когда конкретное мышление, относящееся к реальной действительности и непосредственному наблюдению, уже начинает подчиняться логическим принципам. Тем не менее, такому ребенку все еще не доступны отвлеченные и формально-логические рассуждения.

    Уже в 7-8 летнем возрасте ребенок мыслит с помощью конкретных категорий, беря за основу наглядные свойства и качества отдельных предметов и явлений. По этой причине в эти годы продолжает свое развитие наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Эти процессы предполагают активное включение в обучение разных моделей (предметная модель, изучение схем, таблиц, графиков и др.).

    Младший школьник больше склонен понимать буквально переносное значение слов. Он наполняет их конкретными образами. Соответствующую мыслительную задачу ученики в этот период решают проще, взяв за основу конкретный предмет, представление или действие. Если учитывать образность мышления, то преподаватель принимает наглядные пособия, раскрывая состав абстрактных понятий и переносное значение слов на отдельных примерах. Запоминать начинают младшие школьники первоначально не то, что более существенно с позиции учебной задачи, а то, что производит на них наибольшее впечатление (интерес, эмоциональная окрашенность, неожиданность, новизна и др.).

    Развитие мышления младших дошкольников

    Очень ярко наглядно-образное мышление может проявиться при понимании сложных картин или ситуаций. Для их понимания необходима так называемая ориентировочная деятельность. Понять сложные картины — это значит понять внутренний смысл. Для понимания смысла необходима аналитико-синтетическая работа, выявление деталей сопоставление их друг с другом. В наглядно-образном мышлении принимает участие речь. С ее помощью ребенок называет и сопоставляет признаки. Только на основании развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления в этот период формируется формально-логическое мышление.

    Мышление школьников существенно отличается от мышления дошкольников. Например, мышлению дошкольника присущи следующие качества:

    • Непроизвольность,
    • Низкая управляемость в постановке и решении мыслительной задачи,
    • Предпочтение интересному, увлекательному.

    Учитель должен знать, что у школьников в одном и том же возрасте может быть разное мышление, в частности, могут встречаться такие дети, которым сложно мыслить практически. Они не могут оперировать образами и рассуждать. Об отличном развитии наглядно-образного мышления судят, как правило, по тому, как ребенок решает задачи, соответствующие этому виду мышления.

    Построение школьного обучения происходит таким образом, что преимущественно развивается словесно-логическое мышление. Первые два года в школе ученики много работают с наглядными образами, но уже в следующих классах происходит сокращение объема такого рода занятий. Образное мышление все меньше требуется в процессе учебной деятельности.

    В этом отношении наиболее показательным считается мышление детей в первом классе. Оно всегда конкретно и основано на наглядных образах и представлениях. Понимание общих положений дети могут достичь только в том случае, когда их конкретизируют с помощью частных примеров. Состав категорий и обобщений определен через наглядно воспринимаемые признаки предметов.

    По мере усвоения основ научных знаний в ходе овладения учебной деятельностью школьники постепенно приобщаются к системе научных понятий. Их умственные операции станут менее связанными с конкретной практической деятельностью и наглядными примерами. Ученик в более старшем возрасте уже овладевает приемами мыслительной деятельности, приобретая способность считать и читать в уме, проводить анализ собственных рассуждений. В ходе развития мышления формируются очень важные новообразования: анализ, внутренний план действий, рефлексия. Младший школьный возраст обладает огромным значением в развитии базовых мыслительных действий и приемов.

    Мышление младшего школьника, особенно первоклассника, по типу – наглядно-образное, по логике – индуктивное. Оно постоянно опирается на восприятие или представления. Словесно выраженную мысль, не имеющую опору в наглядных впечатлениях, самым младшим школьникам понять трудно.

    В процессе обучения мышление интенсивно развивается. Уче­ник постепенно научается выделять существенные свойства и признаки предметов и явлений, что дает возможность делать первые обобщения. На этой основе у ребенка постепенно начи­нают формироваться элементарные научные понятия.

    Примерно начиная со II класса школьники заметно освобож­даются от влияния наглядных признаков и все больше опираются на признаки, отражающие существенные связи и отношения между предметами и явлениями. Ученики III класса способны к более высокому уровню обобщения, свя­занному с установлением соподчинения понятий: дети вычленяют более широкие и более узкие понятия, устанавливают связи меж­ду родовыми и видовыми понятиями.

    Аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьного возраста еще весьма элементарна, находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов.

    Умственный анализ младших школьников проходит последо­вательно два уровня:

    1) анализ по представлению: выделение явных, наглядных, внешних признаков;

    2)анализ на основе понятий, и, следовательно, он связан с выделением внутренних, существенных признаков и свойств.

    Такой, абстрактный умственный анализ можно наблюдать уже у второклассников. Заметное развитие он приобретает к концу младшего школьного возраста, в связи с началом систе­матического изучения широкого круга учебных предметов.

    Таким образом, аналитическая деятельность младшего школьника развивается в направлении от наглядно-действенно­го к абстрактно-умственному анализу; от анализа отдельного предмета, явления к анализу связей и отношений между пред­метами и явлениями. Последнее есть необходимая предпосылка понимания школьниками явлений окружающей жизни. Понять новое, неизвестное явление означает соотнести его с известным, включить его в систему знаний, подвести новое явление под бо­лее общее, уже знакомое понятие. Это предполагает обычно умение размышлять, аргументировать. Сначала ученик овладе­вает умением понимать аргументацию учителя, следить за пос­ледовательным ходом его рассуждений, а затем, на этой основе, учится и сам развертывать цепь последовательных звеньев аргу­ментации.

    В последние годы психологи и педагоги все чаще и чаще ста­вят вопрос о том, что умственные возможности младших школь­ников недооцениваются: высказывается мнение об интеллектуальной недогрузке учащихся начальных классов.

    Экспериментальное обучение показало, что при определенном содержании и условиях обучения у младших школьников можно сформировать достаточно высокий уровень обобщения и абстракции, что подводит их к овладению знаниями научного, теоретического характера.

    В тесной связи с развитием мышления происходит и развитие речи. Дело не только в том, что увеличивается словарный запас младшего школьника, но и в том, что уточняется значение слов, они употребляются в правильном значении, развивается связная речь. У школьника совершенствуется умение длительно и внимательно слушать другого человека (учителя), не прерывая его и не отвлекаясь. Важно отметить, что наглядность и образность мышления младшего школьника сказывается и в следующем: первоклассник не всегда отдает себе отчет в том, что учитель, обращаясь к классу в целом, обращается и к нему лично. Абстрактное обращение ко всем ребенок не всегда воспринимает в свой адрес, и на первых порах учителю приходится конкретизировать свои слова, обращая их персонально к тому или другому ребенку.

    Учителю следует обратить внимание и на то, что речь млад­ших школьников порой имеет недостатки, отражающие особенности ближайшей языковой среды: неправильные выражения, вульгаризмы, даже жаргонные словечки. Дети часто говорят «ага», «не-а», «положь» и т.д. Если отдельные дети имеют дефекты речи (шепелявость, картавость), надо тактично, но настойчиво исправлять их, не допуская насмешек школьников над недостат­ками речи товарищей.

    Прививая детям привычку к правильному словоупотреблению и борясь со всякого рода искажениями речи, необходимо, однако, иметь в виду следующее. Многие психологи отмечают, что в про­цессе обучения в школе живой, яркий, образный язык дошколь­ника порой становится более точным и грамотным, но зато и сухим, казенным, шаблонным. Этого надо избегать, стараясь, чтобы язык младшего школьника, приобретая более правильные и развернутые грамматические формы, сохранял живость, непо­средственность, яркость и образность.

    Для развития речи полезны сочинения на свободные темы, рассказы детей о своих впечатлениях от экскурсии, прочитанной книги, просмотренного кинофильма. Важны и систематические упражнения в выразительном чтении вслух.

    | следующая лекция ==>
    Особенности памяти детей младшего школьного возраста | Специфика развития воображения на данном возрастном этапе

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Мышление младших школьников сильно отличается от мышления детей, посещающих детский сад. Например, для дошкольников более характерно такое качество мышления, как непроизвольность и малая управляемость в постановке и решении интересующей их задачи, в то время как младшим школьникам приходится регулярно выполнять обязательные задания, учиться управлять своим мышлением, и не только тогда, когда это интересно [12].

    При описании развития мышления детей начальной школы следует отметить, что ребенок 7 — 8 лет мыслит лишь конкретными образами и категориями. Стул для него еще конкретный стул, как в школе, так и дома. Рюкзак — это конкретный рюкзак, принадлежащий ему или его другу. В восприятии ребенком иносказательной речи, так же присутствует конкретность мышления. Детям этого возраста сложно понять переносное значение метафор или пословиц. Например, «ледяные руки» для ребенка — это сердце из льда, не холодные руки.

    К возрасту 8-9 лет дети переходят на новый уровень развития способностей. Они переходят к стадии формальных операций, то есть развивается умение выделять важные признаки предметов и явлений (абстрагирование) и умение обобщать. Дети этого возраста уже могут устанавливать порядок понятий, вычленять более узкие и более широкие понятия. Если первоклассник и второклассник не могут дать четкого аргументированного ответа, используя простейшее доказательство, подменяя их на указание реального факта, то в третьем и четвертом классах дети должны уметь обоснованно доказывать то или иное суждение. Ученики 3 — 4 класса в аналитической деятельности, прежде всего должны основываться на представления и понятия.

    Развитие мышления детей в начальной школе идет от способности анализировать определенный предмет и явление, к способности анализировать связи между этими предметами и понятиями. Третьеклассник к концу учебного года должен научиться основным элементам анализа: выявление отношений между понятиями (часть и целое, противоположность, наличие функциональных связей)

    У младших школьников отличительной особенностью логического мышления является так же трудность в выполнении казалось бы простой операции, как сравнение. Трудность сравнения для детей начальной школы состоит в том, что, сначала ребенок изначально не знает, что такое «сравнить”, а так же, не умеет пользоваться этой операцией, как приемом решения поставленной задачи [12, с. 183].

    Помимо этого, изученный опыт показывает, что детям 7-10 лет доступно выделение главных признаков, их распознавание в новых предметах и фактах, оперирование сводом понятий, переходам к выводам, поиск и установление связей, группировка предметов по определенным признакам. (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Н.А. Менчинская, А.А. Люблинская, К.И. Некрасова и др.)

    За время обучения в начальном звене школы можно выделить несколько этапов развития логического мышления, на которые должен обратить внимание педагог, для правильного развития всех мыслительных операций младших школьников:

    первый этап в развитии мышления младших школьников может быть назван следующим образом: знакомство с признаками понятий;

    второй эта — формирование такой операции логического мышления, как абстрагирование;

    третий этап — формирование логической операции сравнения с опорой на существенные и несущественные признаки предметов и явлений;

    (первые три этапа реализуются в 1-2 классах начальной школы)

    четвёртый этап (3 класс) у детей должна быть сформирована способность выстраивать иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями.

    пятый этап (3-4 классы) предполагает развитие аналитической деятельности, которая вначале (1-2 класс) заключается в анализе отдельного предмета (поиск признаков), а к 3-4 классу в умении анализировать связи между предметами и явлениями (часть и целое, противоположность, следствие и причина и другое).

    К окончанию младшей школы у ребенка должны быть сформированы такие операции логического мышления, как обобщение, классификация, анализ и синтез.

    Ниже будут рассмотрены и охарактеризованы все мыслительные операции, на которые следует обратить внимание педагогам начальной школы.

    Таким образом, говоря об особенностях развития логического мышления детей начальной школы и, опираясь на вышеизложенное в первой главе, можно сделать следующие выводы:

    1. Особенностью развития логического мышления детей начальной школы является проявление его не только в самом протекании мыслительного процесса, но и в каждой его отдельной операции.

    2. Для мышления детей этого возраста характерно однолинейное сравнение.

    3. Для мышления ребенка характерен процесс, идущий путем «короткого замыкания», минуя развернутый этап анализа.

    4. Детям 7-10 лет доступны логические суждения, оперирования понятиями, переходы к выводам и обобщениям.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector