Мышление в период взросления ребёнка очень сильно меняется под воздействием внешних и внутренних факторов. Малыш растёт и познаёт внешний мир, его запас слов сильно увеличивается, и к школе несмышлёный в прошлом малыш становится вполне сформировавшимся человеком, вполне способным на серьёзные умозаключения. Правильному становлению и развитию мышления способствуют определённые занятия и игры, которые могут практиковаться как в дошкольных учреждениях, так и дома.
Поэтапное развитие мышления
Малыши дошкольного возраста проходят несколько этапов развития мышления. Первые два разнесены во времени и имеют примерные возрастные границы, остальные ребёнок может пройти в любом возрасте:
Мышление наглядно-действенное свойственно детям возрастом с полутора до двух лет. Анализ окружающей среды происходит посредством непосредственного контакта – ребёнок ощупывает предметы руками. Родители должны поощрять исследовательскую тягу малыша, убрав при этом из доступа все потенциально опасные предметы, которые ребёнок может повредить или пораниться о них сам.
Мышление наглядно-образное является следующим этапом развития и длится приблизительно с трёх до семи лет. Наглядно-образное мышление не заменяет наглядно-действенное, а дополняет его: ребёнок учится мыслить при помощи образов. Проявляется такое мышление чаще всего в рисунках – ребёнку хочется рисовать всем и везде (палочкой на песке, ручкой на листочке или даже маминой помадой на стене).
Мышление творческое редко развивается само по себе. В большей части его развитие зависит от стремления родителей к развитию у ребёнка воображения и фантазии – создания комфортной для этого среды, разного рода поощрений и творческих занятий с ребёнком.
Мышление пространственное строится на изучении форм и размеров объектов, их расположении в пространстве (высоко, низко, близко, далеко и т. п.) и перемещении. В дальнейшем такое мышление помогает ориентироваться на местности, а также решать многие повседневные и рабочие задачи.
Мышление инженерное основывается на опытах и конструировании (в том числе из конструктора). Его развитие способствует проявлению инженерного творческого потенциала и увеличению интереса к деятельности учёных.
Мышление логическое строится на изучении причинно-следственных связей и является базовым знанием, необходимым во всех сферах человеческой жизни. Развитие логического мышления поможет малышу в дальнейшем хорошо учиться и получать полноценное интеллектуальное развитие.
Дети дошкольного возраста лучше всего воспринимают информацию через игру, поэтому в детском саду используются в основном игровые методики, направленные на развитие каждого вида мышления. Это могут быть игры на определение признаков предметов («найти общее», «вычислить лишнее»), на память («что пропало», «чего не хватает на картинке»), и другие. Кроме того, для развития некоторых видов мышления используются такие занятия, как лепка, изобразительное искусство, танцевальное искусство или пение. Так, для развития пространственного мышления детей могут попросить слепить или нарисовать круглый (квадратный) предмет, находящийся близко или далеко, а также встать в круг в танце или изменить своё местоположение относительно другого ребёнка или предмета (встать за Васю, подойти к ёлочке).
В возрасте от рождения и до семи лет у малыша закладываются основные навыки и умения, поэтому важно не терять времени и начинать развивать все виды мышления как можно раньше. При этом, гармоничного развития малыша можно достигнуть только при совместной деятельности в отношении ребёнка, как педагогов дошкольных учреждений, так и их родителей.
Настроить шрифт
-
РазмерСтиль
- Режим чтения
Умственное развитие дошкольника представляет собой сложное взаимодействие и взаимосвязь различных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления. (1)
Наглядно-действенное мышление
Один из наиболее ранних видов мышления – наглядно-действенное мышление – возникает в тесной связи с практическими действиями детей. Основным признаком наглядно-действенного мышления является неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет. Наглядно-действенное мышление развертывается лишь по мере реальных преобразований ситуации, вызванных практическими действиями. В процессе многократных действий с предметами ребенок выделяет скрытые, внутренние характеристики объекта и его внутренние связи. Практические преобразования, таким образом, становятся средством познания действительности.
Наглядно-образное мышление
Другой характерной для дошкольников формой умственной деятельности является наглядно-образное мышление , когда ребенок оперирует не конкретными предметами, а их образами и представлениями.
Важным условием формирования этого вида мышления является способность различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты. Действия, осуществляемые на моделях, относятся ребенком к оригиналу, что создает предпосылки «отрыва» действия от модели и оригинала и приводит к осуществлению их в плане представлений. Одной из важнейших предпосылок возникновения образного мышления является подражание взрослому.
Ряд психологов (Ж. Пиаже, А. Валлон, А. В. Запорожец и др.) рассматривали подражание как главный источник становления образного плана. Воспроизводя действия взрослого, ребенок моделирует их и, следовательно, строит их образ. Игру также можно рассматривать как форму подражания: в этой деятельности у детей возникает способность представить одну вещь посредством другой.
Логическое мышление
Наконец, третьей формой интеллектуальной деятельности ребенка является логическое мышление, которое только складывается к концу дошкольного возраста. Логическое мышление характеризуется тем, что здесь ребенок оперирует достаточно абстрактными категориями и устанавливает различные отношения, которые не представлены в наглядной или модельной форме (2).
Между этими формами мышления складываются достаточно сложные и противоречивые отношения. С одной стороны, внешние практические действия, интериоризуясь, превращаются во внутренние, и, следовательно, практические действия являются исходной формой всех видов мышления. Но само практическое действие требует учета и фиксации изменений объекта в процессе предметного действия. А это значит, что ребенок должен представлять предшествующие состояния объекта (которые уже исчезли) и сопоставлять их с наличными. Кроме того, внешнее предметное действие включает его цель, будущий результат, который также не может быть представлен налично и существует только в плане представлений или понятий. Успешность осуществления внешнего действия зависит от понимания ребенком общего смыслового контекста и от его прошлого опыта. Значит, осуществление практических действий даже маленького ребенка предполагает наличие образного плана и опирается на него.
Н. Н. Поддьяков исследовал особый тип мышления ребенка, который представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлен на выявление скрытых от наблюдения свойств и связей предметов. Этот тип мышления был назван детским экспериментированием (3).
Другие статьи по развитию детского мышления смотрите здесь.
1. Смирнова Е. О. Детская психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. С. 274.
2. В психологической литературе эта форма мышления называется различно: словесным, теоретическим, абстрактно-логическим мышлением (А. А. Люблинская, 1971, с. 245).
3. Поддьяков Н. Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Н. Н. Поддьяков, А. Ф. Говоркова, Н. П. Батищева и др.; Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. – М.: Педагогика. 1985. С. 85.