Развитие логического мышления у детей Развитие логического мышления у детей является очень важным. Во-первых, потому что все развитие идет из детства. Во-вторых, потому что то, как будет происходить развитие логического мышления у детей и с какого возраста, окажет влияние на обучение ребенка в дальнейшем. Поступая в первый класс замечено, что немало детей умеют читать и неплохо пишут печатными буквами, пересказывают. Но в чем была заметна проблема, так это в развитии логического мышления у детей. А между тем, логическое мышление будет базой их дальнейшей учебы. Читать и писать первоклашек научат. Поэтому лучше больше времени посвятить развитию логики. Развитие логического мышления у детей включает в себя немало операций мышления. Поэтому для занятий с детьми подбирайте разнонаправленные упражнения. Вот несколько упражнений, которыми можно развивать данный вид мышления. А под каждую группу можно подобрать то, что есть у вас в наличии
1. Исключить лишнее. Положите перед крохой ряд каких-то предметов или картинок с предметами, объединенных одной группой: мебель, транспорт, растения, техника, посуда и т.д. И среди этих предметов положите один, который не относится к этой группе. Попросите вашу умницу найти «лишний» предмет или изображение предмета.
2. Найти общее. Здесь надо работать над разными свойствами и качествами предметов. Можно подбирать предметы общие по: • цвету (яблоко и игрушка — желтые); • форме (часы и тарелка — круглые); • предназначению (лампа и свечка – светят); • размеру (пуговица и бусинка – маленькие); • смысловой группе (пылесос и веник – предназначены для уборки). Задача ребенка — понять, по какому признаку вы их объединили, то есть найти общее.
3. Обобщение. Можно играть с теми же предметами, но суть будет другая. Кладете перед крохой предметы одной смысловой группы и просите его назвать, что это такое все вместе. К примеру, яблоко, лимон, груша — фрукты.
4. Классификация. Кладете перед ребенком предметы из разных смысловых групп или объединенные разными признаками. К примеру: — зеленые, круглые и разные часы; — мелкие предметы, продукты, квадратные предметы и т.д. Задание: разложить предметы по группам.
5. Продолжи ряд. Предложите малышу логическую цепочку предметов. К примеру, пуговицабусинка-пуговица-бусинка… И попросите продолжить ряд в той же последовательности, предложив необходимые предметы. Можно ряд выкладывать по принципу увеличения: малюсенькая пуговица-маленькая пуговица-средняя пуговица… Можно чередовать цвета: зеленый-зеленыйжелтый-желтый-зеленый-зеленый…
6. Найди отличия. Для этого упражнения хорошо использовать готовые картинки, которые сейчас можно легко найти и в интернете, и в журналах для детей.
7. Чего не хватает? Ну, пора бы порисовать! Начинайте рисовать какой-то рисунок и в процессе сознательно пропускайте какую-то деталь. Спрашивайте у ребенка: «Все? Рисунок готов? А чего не хватает?»
Развитие логического мышления у детей должно проводиться систематически. Не переживайте, если сначала что-то не получается. Наши ребятишки постепенно все поймут. Подсказывайте, помочь поймать суть. Но зато, если он овладеет этими операциями мышления, то он будет гораздо быстрее понимать смысл прочитанного, легче обучаться и разбираться в науках.
Ожидайте
Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК
Перезвоните мне
Аннотация: Дети воспринимают мир по-особенному. В течение всего дошкольного возраста мышление ребенка стремительно развивается.
Статья:
Дети воспринимают мир по-особенному. В течение всего дошкольного возраста мышление ребенка стремительно развивается. Этот процесс требует целенаправленного участия взрослого, который создает для крохи возможность получения нового опыта. В этой статье мы расскажем Вам о видах мышления у детей раннего и дошкольного возраста, а также о том, что способствует его развитию. Зная, как мыслит ребенок, Вы сможете лучше понимать его и сделать общение с малышом еще приятнее и продуктивнее.
Этапы развития мышления у детей
Психологи выделяют три вида мышления, характерные для детского возраста:
Наглядно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста. Малыши 1,5-2 лет мыслят с помощью действий над предметами. Им нравится бросать игрушки, просовывать предметы в отверстия, разбирать что-то, ломать, нажимать на кнопки и так далее. Таким образом дети накапливают опыт и устанавливают первые причинно-следственные связи (например, если мяч сильно бросить, то он далеко укатится). Для развития этого типа мышления хорошо подойдут игры с сортерами, занятия лепкой, а также игры с различными материалами (песком, водой, крупами).
Одна из главных задач родителей на данном этапе развития мышления – не препятствовать малышу в исследовании мира, создав для этого безопасную среду дома.
С усвоением речи в младшем дошкольном возрасте (3-4 года) формируется наглядно-образное мышление. Благодаря образам, сохранившимся в память, ребенку уже не требуется совершать реальные действия с предметами. На развитие этого типа мышления особенно влияют такие виды деятельности, как рисование и конструирование.
Словесно-логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте на основе образного мышления. К 5-7 годам дети уже могут рассуждать и оперировать некоторыми абстрактными понятиями (например, время, мораль, искусство и т.д.). Признаками логического мышления является умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, сравнивать и классифицировать.
Мыслительная деятельность человека состоит из мыслительных операций. Способность их использовать и есть показать развития мышления дошкольника.
Мыслительная операция
Сущность
Пример
Умение находить общее в различном и различное в похожем.
Что общего у клюквы и лимона? – Они кислые.
Чем отличаются мандарин и апельсин? – Размером.
Объединение ряда предметов по общим существенным признакам.
Что такое чашка, тарелка, сковородка, кастрюля? – Это посуда.
Выделение свойств или частей предметов и явления.
Из каких частей состоит растение? – Корни, стебель, листья, цветок.
Объединение частей или свойств предмета в одно целое.
Что получится, если соединить буквы «к», «о», «ш», «к» и «а»? – Слово «кошка».
Если у ребенка гармонично развиваются как образный, так и логический тип мышления, ему проще решать разнообразные задачи.
Игры и упражнения для развития образного и логического мышления
- «На что похоже?». Покажите ребенку картинку, на которой изображена причудливая клякса. Пусть малыш придумает как можно больше оригинальных ассоциаций к ней.
- «Четвертый лишний». Предложите малышу рассмотреть 4 картинки, три из которых можно объединить по какому-либо признаку. Ребенок должен понять, какая картинка «лишняя» и объяснить, почему он так считает.
- «Назови одним словом». Эта игра заключается в том, что взрослый предлагает малышу набор слов или изображений, которые могут быть объединены в понятие. Задача ребенка – назвать предметы одним словом (например, синица, соловей, дятел, ворона, ястреб – птицы; малина, крыжовник, клубника, арбуз – ягоды).
- «Разложи по группам». Взрослый выкладывает на стол заранее подготовленные предметы или их изображения и перемешивает их. Дошкольник должен разложить их на группы по какому-либо признаку.
- «Сложи картинку». Эта дидактическая игра является аналогией паззлов. Задача ребенка – из нескольких деталей сложить целую картинку.
- «Судоку». Это популярная во всем мире головоломка в ее упрощенном варианте (2х2, 3х3 или 4х4) подойдет и для дошкольников.
- «Кто, что ест?». Подберите картинки с изображением животных и их излюбленными лакомствами, перемешайте их, а затем попросите ребенка составить пары (накормить зверей). По аналогии можно поиграть в такие игры, как «Мамы и их малыши», «Кто, где живет?», «Признаки времен года» и так далее.
- «Продолжи ряд». Нарисуйте длинные бусы и задайте начало последовательности цветов бусинок (например, красная, желтая, синяя, опять красная). Малыш должен раскрасить остальные бусы, соблюдая закономерность.
Чтобы малышу было интересно и весело, постарайтесь каждый раз знакомить ребенка с новыми играми и упражнениями.
- «Противоположности». В этой игре малышу необходимо придумать слово с противоположным значением. Например, Вы называете слово «большой», а ребенок — «маленький» («веселый» — «грустный», «громкий – тихий», «быстрый» — «медленный» и так далее).
- «Угадай, о чем речь». Эта игра поможет развить не только мышление, но и внимательность. Опишите один из предметов, находящихся в комнате, а малыш должен догадаться, о чем идет речь. К примеру, хрупкая, стеклянная, красивая – ваза.
Также для развития мышления дошкольников подходят настольные игры (шашки, шахматы, игры-стратегии), лабиринты и головоломки. Такие игры позволяют малышам научиться принимать решения, продумывать ходы, оценивать возможные риски. Ролевые игры, общение со сверстниками, чтение и обсуждение книг также отлично развивают творческое мышление.
Выводы
Дошкольное детство – это период в жизни человека, во время которого он приобретает основные знания, умения и навыки, формируется его личности и интеллект. Среди важнейших психических новообразований можно выделить мышление. Именно с его помощью ребенок познает себя и мир вокруг. Для детей раннего возраста свойственен наглядно-действенный тип мышления, в младшем дошкольном возрасте формируется наглядно-образный тип, а в старшем дошкольном возрасте ребенку открывается словесно-логический тип мышления (хотя ведущим по-прежнему остается образное мышление). Развитие мышления малыша зависит от опыта, поэтому очень важно предоставлять ребенку возможность как можно шире увидеть мир, а также тренировать его мыслительные способности. Занятия по развитию мышления могут быть интересными и увлекательными, если проводить их в игровой форме. Выбирайте упражнения, которые нравятся и Вам, ведь когда и взрослый и ребенок получают удовольствие от процесса, результат будет гораздо лучше.
Детишки значительно отличаются от взрослых, причем всем, включая мышление. Если вы хотите найти общий язык со своим ребенком, правильно его воспитать, исключая малейшие ошибки, вам нужно понимать, как устроено детское мышление и в чем особенности его развития.
Психологические особенности
Мысленная деятельность детей также, как и взрослых построена на психологических аспектах. Ведь их развитие происходит с поочередной сменой разных типов мышления, которые постепенно накладываются друг на друга.
У младенцев мышление синтезивное, т. е. чувствительно ко всему происходящему вокруг них. В этот период жизни сознание крохи способно воспринимать информацию только через слух и прикосновения к нему.
В 1,5 года развивается способность наблюдать и совершать какие-либо действия с окружающими предметами.
В 3-4 годика у ребенка дополнительно к этим качествам формируется уже свое представление и образы, которые он пытается продемонстрировать.
К 5 годам зарождается словесно-логический тип понимания информации, которую ему преподносят.
Поэтому для развития мышления в дошкольном возрасте крайне важно вовлекать детей в игры обучающих программ.
У детей возрастом 6-7 лет словесно-логическое мышление выходит на первый план и доминирует на другими типами познания, а также продолжает развиваться с 8 до 10 лет.
У подростков в 11-14 лет начинает развиваться четкая потребность к самостоятельному познанию мира. Их мышление становится более сложным и переходит на новый уровень.
Именно в этот период, по мнению психологов, начинает формироваться личность.
Этапы развития
Детские психологи и педагоги выделяют несколько этапов развития детского мышления.
Наглядно-действенное
Самый ранний этап (1,5-2 года), когда малыши начинают исследовать мир руками. Они стараются все потрогать, попробовать на зуб и даже сломать.
Наглядно-образное
Относится к возрасту 3-4 лет, когда к наглядно-действенному типу присоединяется наглядно-образное мышление. Оба типа развиваются гармонично, дополняя друг друга.
Такое мышление формируется до того момента, когда ребенок пойдет в школу.
В этот момент большой упор нужно сделать на рисование, аппликации, конструирование и лепку.
Словесно-логическое
Начинается с 5-7 лет. Ребенок учится не только говорить о фактах, но и анализировать все окружающее, а также озвучивать свой анализ.
Творческое
Развивает способности создавать и творить что-то новое, принимать нестандартные решения в конструировании. Примечательно то, что развитие этого типа мышления во многом зависит от родителей, которые должны простимулировать это качество. Тем более, что оно есть у всех детей.
Мышление и его роль
Понять, насколько быстро и правильно развивается мышление у ребенка можно по некоторым операциям.
Сравнение
Его могут выполнять малыши, начиная с 2 лет, сравнивая предметы по их признакам, видеть между ними разницу или сходство.
Обобщение
Такая активность развивается ближе к 6-7 годам. К примеру, можно попросить ребенка назвать несколько предметов (чашка, ложка, кастрюля), одним словом – «посуда». Дети младшего возраста вряд ли сообразят, чего от них хотят.
Анализ
Анализировать дети начинают уже с 3-4 лет. К примеру, ребенок может провести анализ: из чего состоит бумага, дерево и т. д. Так можно понять, что он начал осваивать его технику.
Синтез
Эта операция может быть противопоставлена анализу. Ее ярким примером является освоение ребенком дошкольником навыков чтения. Сначала он изучает звуки, буквы, затем учится их складывать в слоги, слова, предложения и текст.
Классификация
Проводя эту операцию, ребенок учится выделять сходства или различия между окружающими его предметами и явлениями. А после выявления общих признаков, относит предметы к одной группе, к примеру, разделив игрушки по группам из одного материала.
Правила развития детского мышления
Есть множество упражнений и заданий, специально предназначенных для развития мышления как школьников, так и дошкольников.
«Что напоминает?»
Нарисуйте на белом листе бумаги любую геометрическую фигуру, и спросите, на что она похожа. При желании, фигуры можно дополнить деталями, чтобы они стали теми предметами, на которые похожи. К примеру, квадрат можно сделать домиком, а круг – ромашкой.
«Исключи лишнее»
Берете картинку, на которой изображены несколько разных предметов (их можно купить или самостоятельно нарисовать). К примеру, на одной картинке пусть будет все съедобное, а на другой – несъедобное. Задача малыша – догадаться, какая карточка с картинками лишняя.
«Что это?»
Для этого упражнения придумайте словарные ряды и попросите ребенка назвать их одним общим словом. К примеру, разные вещи, предметы посуды и т. д.
«Игра в слова»
Здесь уже родителям можно пустить в ход всю фантазию. Придумывать различные ситуации, связанные с цифрами и словами. К примеру, попросите ребенка перечислить в комнате все предметы одного цвета или все слова на предложенную букву.
«Кот в мешке»
Для этой игры вам потребуется детское лото с картинками. Возьмите одну из картинок, затем опишите то, что на ней изображено, не называя при этом название самого предмета. Задача ребенка – догадаться, о чем идет речь. По мере его взросления вы можете поменяться с ним ролями.
«Следопыт»
Возьмите лист белой бумаги, нарисуйте на нем следы кого угодно (животных, птиц или человека). Затем объясните малышу, что это снежная полянка, на которой кто-то гулял. Он должен угадать, чьи это следы.
Маленькие дети сами познают мир — они изучают его, трогают, пробуют на вкус. Вместе с развитием и ростом ребенка развиваются его познавательные функции — внимание, память, мышление. Развивающие игры помогают этому процессу, потом происходит постепенная социализация, детский сад, школа, высшее профессиональное образование. Казалось бы, это универсальный рецепт, который поколениями помогал человеку развить интеллект, сформировать личность. Можно и нужно ли применять какие-то дополнительные средства для развития? Обусловлен ли уровень интеллекта генетически? Почему некоторые становятся вундеркиндами, а другие сталкиваются с нарушениями развития? Чтобы ответить на эти вопросы, сначала нужно понять особенности развития мозга.
Мышление не дается нам врожденно, функции мозга формируются под влиянием окружения, в котором растет ребенок. Сначала мы изучаем мир при помощи действий, так развивается действенное мышление. После происходит развитие образного мышления, благодаря которому мы можем себе мысленно представлять какие-то образы, действия, явления. Наконец, самая сложная форма — логическая — позволяет рассуждать, оперировать абстрактными понятиями.
Три стадии развития
Действенное мышление формируется во время игры, здесь как раз полезны развивающие занятия. Желание что-то разломать, надкусить, построить башню из подручных предметов — процесс познания мира. В этот период ребенок узнает, как что устроено. Поскольку данный процесс происходит самостоятельно, то вмешиваться не стоит, можно лишь подогревать интерес новыми играми, следить за техникой безопасности.
Следом, в младшем дошкольном возрасте, активно развивается образное мышление. Это происходит вместе с развитием воображения, что положительно влияет на творческие способности. Осознанная сборка моделей конструктора, рисование заранее продуманной картины, придумывание собственных сюжетов в рассказах — залог креативности в будущем. Образное мышление связано с обработкой визуальной информации, оно входит в более обширное понятие наглядно-образного мышления. В дальнейшем оно помогает решать задачи в уме, придумывать нестандартные решения и идеи. Стимулировать его развитие можно при помощи совместных занятий творчеством, инсценировкой ситуаций, историй, ролевыми играми с изучением различных профессий и сфер жизни.
Ближе к старшему дошкольному возрасту, годам к 6, начинает активно развиваться мышление логическое. Он учится видеть закономерности, выявлять причинно-следственные связи, аргументировать свои слова, делать выводы. На этом этапе важно заложить основы правильной логики, чтобы научить его не поддаваться шаблонам. Логика руководствуется собственными законами, которые может быть сложно понять детям младшего школьного возраста, но их можно изучать при помощи прикладных инструментов — логических игр. Заодно будет формироваться системный взгляд, то есть понимание, что различные сферы жизни и области знания взаимосвязаны.
Развивать дополнительно
Лучший способ вовлечь ребенка в какой-то процесс в любом возрасте — это игра. Для развития логики хорошо подойдут специальные онлайн-игры Викиум, которые тренируют мозг. Они выполнены в доступной форме, с привлекательным дизайном и легкими условиями. В то же время, каждый тренажер основан на научных методиках, которые доказали свою эффективность. Тренажеры Викиум подходят детям от 7 лет, как раз когда нагрузка на мозг резко возрастает из-за учебы. Тренажеры также помогают повысить концентрацию внимания и укрепить память, что повышает успеваемость, а также помогает комплексно развивать интеллект.
Все родители хотят, чтобы их чадо было самым лучшим, самым умным. Поэтому они стремятся к тому, чтобы ребенок лучше сверстников познавал мир и быстрее думал. Так многие родители задумываются о том, как развить мышление у ребенка. Мы расскажем о лучших способах развития детского мышления.
Методы развития мышления ребенка
Настольные игры
Сейчас сфера настольных игр хорошо развита. Есть много различных вариантов с простыми правилами, яркими картинками и хорошим сюжетом, близким ребенку. К тому же, существуют игры, разработанные специально для маленьких детей, чтобы развить их способности к логике. Плюс настольных игр в том, что их можно использовать и не по назначению: с помощью фигурок можно учиться различать цвета и формы, а с кубиком — учить счет.
Конструктор
Конструирование — вид деятельности, который может надолго занять как ребенка, так и его родителей. Нужно лишь проявить немного воображения, чтобы кучка кубиков превратилась в что-то интересное. Сейчас есть множество различных видов конструкторов: от обычного набора кубиков и пирамидок до «Лего», с помощью которых ребенок учится работать со схемами, и также развивает творческое мышление.
Головоломки
Загадки – один из самых популярных и известных способов развития нестандартного мышления и логики ребенка. Сборники с головоломками продаются в любом книжном, а под отдельные их виды (лабиринты и «найди отличие») отводятся целые рубрики в детских журналах. Также очень хорошо развивают мышление у детей пространственные головоломки, такие как кубик Рубика. Можно использовать игры со спичками (в школе вместо них используют счетные палочки), где нужно изменить положение нескольких спичек, чтобы получить нужную фигуру.
Также сейчас очень популярны металлические головоломки. Они обычно выглядят как пара согнутых специальным образом предметов, которые нужно разъездить. При этом хорошо развивается не только мышление, но и мелкая моторика.
Игры в устной форме
Этот вариант хорош тем, что для него не нужно ничего покупать, а работает он не менее хорошо, чем книжка с загадками. Существует множество игр, направленных на развитие детского мышления и различных способностей. Можно играть в ассоциации, в съедобное-несъедобное, додумывать фразу до конца, подбирать рифму и так далее.
Любимая многими с детства игра «Холодно — горячо» тоже отлично подходит для развития мышления. Суть сводится к тому, что ребенок ищет спрятанные предметы, задавая наводящие вопросы, на которые родители должны отвечать «холодно», «тепло» или «горячо» в зависимости от того, насколько близок малыш к находке.
Ребусы и анаграммы
Такие виды задачек подходят для деток постарше, которые уже умеют читать. Подобные игры часто предлагают в школе и в сборниках задачек для начальной школы. Ребусы развивают мышление и концентрацию, к тому же, помогают запомнить написание различных слов.
Заключение
Развить мышление не так уж и сложно. Главное в этом деле – системность и разнообразие. Нужно заниматься с ребенком каждый день и придумывать новые занятия, благо их можно придумать и найти так много, что за всю жизнь не успеешь все переделать. Помните, что вместе с развитием мышления важно также развивать и память ребенка.
Ребёнок с развитым логическим мышлением выгодно выделяется среди сверстников — ему будет легче учиться, решать школьные и бытовые задачи. Образовательная платформа ЛогикЛайк рассказывает про интересные рабочие варианты тренировки логики у дошкольников и младших школьников.
Интересно и эффективно можно заниматься развитием логики и мышления с ребёнком дома. И для этого не обязательно быть педагогом или обладать какими-то специальными знаниями. Специалисты рекомендуют чередовать типы игр, чтобы тренировать различные виды мышления: наглядно-образное и наглядно-действенное, абстрактно-логическое и словесно-логическое, пространственное, нестандартное.
1. Устные игры
Игры со словами — очень простой и доступный способ развивать у ребёнка логическое мышление, расширить кругозор и, конечно же, увеличить словарный запас. Выбирайте игры, которые учат выделять аналогии, обобщать, распределять предметы и явления по группам, проводить логические связи.
- Играйте в ассоциации. Называйте предмет и предлагайте назвать похожий. Спрашивайте, почему ребёнок его выбрал, какие схожие черты нашёл.
- Придумывайте новые концовки для известных сказок.
- Сочиняйте истории, стихи вместе: кто-то начинает одну строчку — другой продолжает по смыслу
- Играйте в «данетки»: загадывайте предмет, явление или персонажа и предлагайте ребёнку отгадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
- Играйте в «верю — не верю». Вы произносите фразу, например, «все кошки рыжие» или «арбуз — это ягода». Задача ребёнка — ответить, верное утверждение или нет. Если ответы и решения неоднозначны или их несколько — это даже хорошо. Главное, чтобы ребёнок мог логически обосновать ответ.
2. Смотри-бери-пиши-рисуй
Дети в большинстве своём — визуалы, поэтому им нравятся игры с картинками, образами. Занятия с использованием карточек, бумаги и ручки стимулируют развитие образно-логического мышления.
Вот несколько идей для активностей этого типа:
- предлагайте игры на сравнение и группировку предметов по цвету, форме, размеру и другим признакам;
- решайте головоломки со спичками — «убери одну спичку, чтобы получилась другая фигура»;
- составляйте рассказы по картинкам;
- разгадывайте ребусы и головоломки на бумаге, проходите лабиринты.
3. Настольные игры
Красочные наборы с рисунками, фигурками, понятными правилами привлекают и детей, и взрослых. Шашки, шахматы, морской бой, домино — проверенные временем классические игры, которые всегда будут актуальными и подходят для семейного отдыха. Они учат красиво побеждать и принимать поражения, получать удовольствие от общения и процесса игры.
Кроме того, фишки и картинки из настольных игр можно использовать для обучения. Вот несколько способов.
- Предлагайте ребёнку угадать предметы и игрушки на ощупь, по форме.
- Располагайте фигурки или картинки по алгоритму. Например, составляйте из них последовательности: возрастающую, убывающую, по цветам, размеру.
- С помощью домино и тримино изучайте счёт, сложение и вычитание.
4. Конструирование
Дети по своей натуре — строители и творцы. Игры с конструктором помогают развивать двигательные навыки, мелкую моторику и творческое мышление. Создание построек по схемам, воспроизведение задумок в реальности развивают пространственное и структурно-логическое мышление.
Хорошо бы находить время на совместные занятия с ребёнком и в таком формате. С помощью кубиков можно создавать очень занимательные задания.
5. Загадки и головоломки
Это отличный способ потренировать нешаблонное мышление и логику вместе с детьми. Самый понятный всем вид головоломок — устные, которые передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней.
Можно найти и авторские сборники головоломок, например, от писателя Льюиса Кэрролла.
Чтобы прокачать воображение и пространственное восприятие ребёнка, используйте головоломки в виде геометрических фигур (кубик Рубика, Танграм, Пентамино).
6. Шахматные задачи
Хорошая подборка задач на шахматном поле познакомит ребёнка с шахматными фигурами, основными правилами игры и координатной плоскостью. Можно самостоятельно придумывать задания на шахматной доске или распечатывать готовые из интернета. Современным детям может больше понравиться интерактивный формат.
Поставь мат чёрному Королю в один ход:
Например, на нашей платформе более 100 шахматных задач для начинающих, от простого к сложному.
7. Логические задачи
Пожалуй, решение логических задач — самый действенный способ развития логики и мышления. Книги и пособия с заданиями удобно брать в дорогу. Но их частый недостаток — отсутствие системности, ясной подачи теории и комментариев к решению.
Развивать и тренировать логику и мышление можно и нужно разными способами. Основная задача родителя — находить и предлагать ребёнку хорошие игры, образовательные сайты или другие интересные форматы занятий, которые будут стимулировать развитие ребёнка в правильном направлении. Например, можно заниматься на онлайн-платформе Logiclike.com:
А также «Фигуры, развертки и отражения», «Истина и ложь», «Задачи на движение» и другое. На сайте более 3000 заданий, 15+ тематических категорий, 3 уровня сложности.
ЛогикЛайк в помощь — занимайтесь с удовольствием и развивайтесь!
Тренировка мышления необходима для полноценного и гармоничного развития ребенка. Неспособность усваивать новую информацию негативно сказывается на оценках, общении в обществе и индивидуальных способностях.
Зачем детям нужно развивать мышление?
Мышление – один из важнейших навыков, необходимых для успеха в учебе. Около 20-30% детей имеют отличное мышление уже с рождения. Они легко считают уже с 3 лет. Родителям не стоит отчаиваться, если малыш увлечен лишь игрушками и не хочет заниматься. На нашем сайте представлен большой выбор занимательных обучающих программ, которые помогут развить мышление у детей в игровой форме. Благодаря постоянной тренировке дети быстро остваивают навыки счета.
Процесс развития мышления у детей отличается в зависимости от возрастной категории. В программе IQ Клуб совмещены эффективные методики, позволяющие в кратчайшие сроки увеличить скорость запоминания. Также игры направлены на разные виды мышления, одинаковое внимание уделяется словесной, логической, эмоциональной, образной. Оценка происходит по мнемотическим способностям – умению запоминать только что полученную визуальную или аудио информацию. Долгосрочную память можно оценить по словарному запасу ребенка, общим знаниям.
Мышление имеет огромное значение в познании окружающего мира. Благодаря мышлению границы познания расширяются, оно может выходить за пределы опыта восприятия и ощущений. С помощью мышления человек может иметь представление и мнение о том, чего он сам не видит и не чувствует.
Абстрактное мышление называют также отвлеченным. Мыслить абстрактно — значит смотреть на ситуацию как бы со стороны, отвлекаясь от конкретики и пытаясь рассмотреть ее в общем и целом. Логическое мышление основано на принципах логики, на способности человека рассуждать. Благодаря абстрактно-логическому мышлению люди могут ставить цели, строить планы, а также разбираться в точных науках.
Развивать абстрактно-логическое мышление необходимо для того, чтобы у ребенка успешно и своевременно формировались такие логические операции и навыки как:
- сравнение объектов, поиск общего и различий;
- обобщение, выводы и их проверка;
- анализ объектов, умение разделить мысленно целое на составные части для изучения каждой по отдельности, а также соединить мысленно отдельные объекты для изучения их взаимодействия;
- конкретизация, выделение одной единицы из общей массы;
- абстрагирование, выделение существенных свойств объектов и отвлечение от второстепенных;
- изложение мыслей грамотно, последовательно, обоснованно.
Для того, чтобы понять, насколько у ребенка развито абстрактно-логическое мышление, предлагайте ему задания, в которых нужно находить лишние слова, вставлять пропущенные буквы, подбирать подходящие или противоположные по смыслу слова. Оценивая уровень успешности решения ребенком таких задачек, вы сможете получить представление о степени развития такого мышления.
Развивать абстрактно-логическое мышление младшего школьника помогают лабиринты, загадки, шахматы. Можно предложить ребенку следующее:
- определить истинность и ложность суждения;
- построить цепочки логических рассуждений с последующим умозаключением (выводом);
- дорисовать фигуры;
- придумать заглавие истории.
Следующие игровые упражнения помогут развить абстрактно-логическое мышление у детей:
Выполнять их с ребенком можно в любом месте и в любое время, будь то прогулка, поездка или скучная очередь в магазинев поликлинике.
-
Упражнение “Коллекция предложений”
Придумайте 3 слова, не имеющих смысловой взаимосвязи (например, “река”, “яблоко”, “кот”). Предложите ребенку составить с этими словами как можно больше различных предложений (ребенок может изменять падеж слов и добавлять другие слова). Принимаются совершенно любые ответы, от самых простых (например, “Кот уронил яблоко в реку”) до креативных (“Мальчик пытался перейти бурную реку, держа в одной руке орущего кота, а в другой — кислое яблоко”).
Такое упражнение помогает формировать умение устанавливать различные связи между объектами, даже самые неожиданные, а также придумывать целостный образ из отдельных элементов.
Упражнение “Ищем общее”
Придумайте 2 не взаимосвязанных по смыслу слова (например, “книга”, “подушка”). Предложите ребенку найти все возможные общие признаки, присущие этим словам (“оба предмета сделаны человеком”, “оба имеют содержимое”, “с ними комфортно проводить время” и т.п.). Поощряйте самые оригинальные и неожиданные находки, раскрывающие эти объекты с совершенно новых сторон. Для детей постарше можно усложнить задачу, предложив классифицировать ответы по степени существенности или несущественности найденных характеристик.
Это упражнение тренирует способность искать в несвязанных явлениях общие признаки, согласованность, а также помогает разобраться в существенности и несущественности признаков объекта.
“Исключи лишнее” Придумайте 3 любых слова (например, “ложка”, “яблоко”, “стакан”) . Предложите ребенку исключить одно из них, аргументируя при этом сходство двух оставшихся. Должно быть как можно больше объединяющих признаков и вариантов лишних слов. Приветствуются как самые банальные (“ложка и стакан — несъедобные предметы, яблоко — съедобное”), так и наиболее оригинальные ответы (“яблоко можно разрезать, стакан можно разбить, а ложка не делится на части”).
Упражнение поможет искать интересные связи между различными объектами, а также легко варьировать эти связи, не фиксируя внимание на каких-то из них. С помощью таких тренировок ребенок учится удерживать внимание одновременно на нескольких объектах, проводя при этом различные операции с ними. Кроме того, такие упражнения показывают, что нет одного верного варианта, следует рассматривать все возможные способы решения задачи.
“Как применить предмет”
Придумайте любое слово, обозначающее хорошо знакомый ребенку предмет (например, “тарелка”). Предложите ему пофантазировать, как этот предмет можно использовать. Приветствуются любые, самые удивительные варианты, следует только заранее оговорить запрет на безнравственные и жестокие способы применения. Предположим, тарелку можно использовать как шляпу от дождя, щит от снежков, “доску” для рисования или как бассейн для крошечных головастиков.
Упражнение помогает ребенку развить навык концентрации внимания на каком-то одном объекте и манипулирования им, бросая объект в самые невероятные ситуации и раскрывая его самые неожиданные возможности.
“Найди противоположный предмет”
Придумайте любой предмет (например, “мороженое”). Предложите ребенку найти как можно больше противоположных ему объектов. Что может быть противоположно мороженому: горячий пирожок (мороженое холодное, пирожок горячий), горький шоколад (мороженое сладкое, шоколад горький), пластиковый стаканчик (вафельный стаканчик в мороженом съедобный, а пластиковый — нет) и т.д.
Такое упражнение научит искать всевозможные свойства предмета и подбирать к ним противоположные по смыслу.
Прекрасным помощником в развитии абстрактно-логического мышления для вас может стать и наш сайт «Разумейкин» — для каждого возраста у нас есть специально подобранные задания для развития логики.
У всесторонне развитой личности – ярко выраженное логическое мышление, выработанное в процессе тренировки внимания, логики и памяти. Благодаря активным познавательным функциям, человек способен достичь невероятных успехов в учебе и реализоваться творчески, поэтому развитие логического мышления у детей должно быть приоритетным направлением обучения и воспитания.
Развитие логического мышления у детей – крайне важный аспект воспитания ребенка. Родители должны озаботиться тем, чтобы научить малыша правильно мыслить. Нужно тренировать мозг ребенка, чтобы он постоянно находился в активном процессе.
Логика ребенка формируется в процессе:
- познаний;
- открытий;
- умозаключений.
Необходимость развития логического мышления
Формирование логического мышления – необходимая часть жизни успешного человека. Отходя от стереотипов, малыш устанавливает причинно-следственную связь и закономерность событий, явлений, действий, — а значит, тренирует мышление. Ребенку с логическими навыками проще выбрать рациональный способ решения стоящих перед ним задач – как в игровой ситуации, так и в учебе. Поэтому внимание педагогов и психологов обращено на комплексное развитие логики детей дошкольного возраста – как способ воспитания интеллектуально зрелой личности.
Специфика мышления ребенка в разном возрасте
Развитие логического мышления у детей разделяется на возрастные этапы:
- в раннем возрасте (1-3 года) у малыша преобладает предметно-действенный тип мышления, поэтому «познание мира» происходит тактильно, буквально — «на зуб»;
- с 3-4 лет у ребенка действует наглядно-образное мышление, поэтому он реагирует не только на запах, звук и ощущение при касании, но и картину. Окончательное формирование зрительных, слуховых и тактильных рецепторов продлится до 5-6 лет, поэтому родителям, воспитателям важно правильно определить творческую составляющую маленькой личности, чтобы дать возможность ей полноценно реализоваться;
- развитие логики детей 7 лет сопряжено с серьезной социальной градацией: малыш идет в школу. На этом этапе он оперирует абстрактными и отвлеченными понятиями, буквами, цифрами и другими символами, «понять» которые тактильно, осязанием или визуально невозможно – их нужно «представлять в уме».
Развитие логики у детей 6-7 лет
Развитие логического мышления у дошкольников крайне важно. Потому что в это время количество нейронных связей у малыша максимально много. А чем больше этих связей, тем активнее работает мозг человека, тем больше он восприимчив к новой информации и тем быстрее он поглощает свежие навыки.
Именно в позднем дошкольном и начальном школьном возрасте закладывается интеллектуальная база для дальнейшего изучения сложных дисциплин – иностранных языков, алгебры, геометрии, физики, химии, черчения. Разумеется, без интуитивных навыков и «железной логики» здесь не обойтись, поэтому основной акцент обучения необходимо делать на развитие логического мышления детей дошкольного возраста.
Развитие логики у детей до 14 лет
Дошкольное образование играет решающую роль в формировании основных умений и навыков будущего первоклассника. Академического курса детского сада недостаточно для воспитания и развития индивидуальных интеллектуальных способностей. Важную социальную функцию выполняет среда обучения. Опыт показывает, что домашняя подготовка один на один пусть даже с самым опытным педагогом-наставником, малоэффективна: ребенку необходим микросоциум, то есть, коллектив.
Многие родители задаются вопросом, как развивать у ребенка логическое мышление. Сейчас центры раннего детского развития предлагают различные программы дошкольного обучения, ориентированные как на дидактику, так и творчество. Огромной популярностью пользуется метод ментальной арифметики, благодаря которому развитие логического мышления детей 6-7 лет происходит гораздо эффективнее и в комплексе. В чем же его принцип?
Гармоничное развитие всех 3-х типов мышления:
- конкретно-наглядного (наглядно-действенного);
- абстрактного;
- теоретического (абстрактно-логического).
Благодаря одновременной стимуляции как левого, так и правового полушарий мозга, эффект достигаем в процессе обучения ментальной арифметики, основанной на древнем методе счета абакус. Профессиональное изложение методики предлагает «Академия развития интеллекта AMAKids». Созданные на основе психолого-педагогических разработок дидактические игры настолько же увлекательны, как и обучающие: благодаря ментальной арифметике развитие логики у детей до 14 лет происходит поэтапно в ходе:
- тренировки внимания и памяти;
- формирования воображения и свободомыслия;
- упражнений на увеличения скорости практического мышления;
- отработки мелкой моторики пальцев;
- творческого воспитания и т.д.
Яркие сюжетные занятия, построенные в форме игры, помогут ребенку воспитать в себе личностные качества, выработать лидерские навыки, обнаружить и раскрыть творческий потенциал, научиться читать, писать и рисовать.
В «Академии развития интеллекта AMAKids» ваш малыш приобретет добрых и надежных друзей, воспитав в себе моральные, духовные качества.
Зачем нужно развитие образного мышления у детей дошкольного возраста. Способы и упражнения занятий ребёнка с родителями и в рамках детского образовательного учреждения.
Психика ребёнка в ходе развития претерпевает множество изменений. Мышление позволяет понимать человеку, что его окружает и как с этим взаимодействовать. Учёные считают, что это высшая психическая функция человека (у животных она почти неразвита). Наглядно-образное мышление у детей дошкольного возраста является доминирующим.
Зачем нужно его развивать
Мышление развивается постепенно. Выделяют несколько основных видов. Первый — это наглядно-действенное. Оно формируется в процессе манипуляций с разными предметами. В младенчестве и раннем возрасте это ведущий тип мышления. Малыши активно изучают разные предметы и пытаются их использовать. Разнообразные ощущения стимулируют деятельность нервной системы и это способствует развитию у детей наглядно-образного мышления.
Оно возникает примерно в четыре года. На этом этапе детям уже необязательно трогать предмет руками, манипулировать им, они ещё не владеют понятиями, но мыслят образами. В своём воображении они могут нарисовать разные объекты и явления. Всё это позволяет стимулировать творческую сторону личности.
Развитие образного мышления важно по нескольким причинам:
- Оно необходимо для успешной учебной деятельности, так как школьнику для решения задач приходится оперировать разными образами. Чем нагляднее он представляет себе ситуацию, тем легче ему будет с ней справиться.
- Формирование тяги к прекрасному.
- Стимулирование эмоциональной реакции на эстетику.
Также оно важно для формирования следующего этапа — абстрактно-логического. Именно этот тип является необходимым для обучения и дальнейшей самостоятельной жизни.
Этапы формирования мышления
В детских образовательных учреждениях проводятся специальные занятия. Они учитывают все этапы развития образного мышления:
- У детей после трёх лет формируется топологическая структура. Малыш без труда может разделить картинки на две группы: в одну он сложит изображения замкнутых геометрических фигур, а в другую — незамкнутых (спирали, подковы и т. п.).
- Вторая структура — проективная. Её легко обнаружить в ходе наблюдения за малышами. Достаточно дать им простое задание — оградить домик столбиками. Дети до четырёх лет сделают это в виде волнистой траектории. Их ещё не заботит форма. Со временем они начинают выстраивать столбики по прямой линии.
- Третья структура — порядковая. Она позволяет формировать принцип «сохранения». Иными словами, ребёнок начинает понимать, что переливание жидкости из узкого сосуда в широкий не изменило объём воды. Эта структура позволяет обучать его элементарным математическим представлениям.
Знание психологических особенностей развития наглядно-образного мышления дошкольников позволяет эффективно проводить обучающие занятия. Исследования показали, что для формирования важно соблюдать последовательность развития структур.
Обучение в детском саду ещё проходит в облегчённой форме, но даже оно выполняет ряд задач. Дети привыкают работать в коллективе, активно познают мир. У них формируются представления об окружающем мире, и они учатся разным видам деятельности. Развитие художественно-образного мышления в процессе обучения осуществляется разными способами.
Варианты занятий и упражнений
Развитием ребёнка могут заниматься не только профессиональные педагоги, но и родители. Для этого необязательно использовать специальные материалы. Самый доступный способ — это прогулки в парках и лесах. Наблюдение за растениями, птицами и животными приносит не только положительные эмоции, но и развивает чувство прекрасного.
Развить образное мышление у ребёнка поможет рисование. Оно может осуществляться по памяти или с натуры. Хорошим упражнением является создание абстракции, то есть того, чего нет в окружающем мире. Ребёнку предлагается нарисовать эмоций, музыку и т. п.
Любая работа с материалом (глиной, солёным тестом, пластилином) способствует развитию проектной структуры. Лепка может происходить как с натуры, так и под влиянием воображения. Для аппликации лучше использовать картон, бумагу и природные материалы.
Можно предлагать сравнивать предметы по величине, форме, цветам. Это развивает навыки анализа и синтеза. Этому способствует и собирание пазлов и конструкторов.
В ходе занятия с ребёнком важно соблюдать последовательность:
- Демонстрация материала по теме;
- Рассказ;
- Практика совместной деятельности;
- Самостоятельная работа по образцу;
- Создание чего-то без подсказок.
Работа должна проводиться в благоприятной обстановке. Родители обязательно подбадривают малыша и одобряют даже незначительный успех. Такой подход позволяет формироваться мотивационной стороне личности. Важно не перехвалить ребёнка, так как это может привести к завышенной самооценке.
Можно просить малыша придумывать разные сказки и истории. Толчком для их создания служат любые предметы из окружающей среды: коряги, облака, листья и т. п. Родитель сам начинает рассказ, после предлагая дошкольнику продолжить его. Такое же упражнение проводят с рисунками. Взрослый рисует часть предмета или ситуацию, а уже малыш дополняет её деталями или раскрашивает.
Дошкольников знакомят с шедеврами искусства, современного и древнего. Им рассказывают о разных памятниках природы. Знакомят детей и с народными промыслами. Всё это позволяет сформировать предпосылки эстетических чувств.
Для развития образного мышления хорошо подходит оригами. Конструирование из бумаги несложно освоить. Многих детей завораживает процесс превращения плоской бумаги в объёмный предмет. Такая работа осуществляется как вместе с воспитателем, так и самостоятельно. В результате деятельности ребёнок получает новый образ.
Разные аппликации помогают мелкую и общую моторику. В этом виде творчества дошкольники реализуют своё видение мира и способности. В ходе занятия дети знакомятся с цветами, формами и другими признаками предметов. Конструирование позволяет учиться планированию своих действий.
Шитьё также хорошо развивает образное мышление и пространственное воображение, Совместное шитьё игрушек с мамой или папой — это хорошее времяпрепровождение детей и их родителей. Всё, что необходимо для этого есть в каждом доме: немного ткани, ленты, пуговицы и т. п. Давать малышу настоящую иголку не стоит, продаются даже специальные детские наборы для шитья с пластиковыми иголками, позволяющие исключить травму ребёнка.
Как видите, способов для развития этого типа мышления предостаточно, выбирайте любой. Важно помнить, что всю основную работу дети должны выполнять сами. Родители должны контролировать процесс, слегка помогая советом и делом, когда это потребуется.