Развитие мышления ребенка

Развитие мышления ребенка

Ранний возраст небольшой отрезок в жизни человека, но это время активного познания окружающего мира. Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является предметная деятельность, т.е. действия с предметами, которые его окружают. Так игрушки, игровые приемы способствуют активности детского мышления.

Что же такое мышление? Мышление – это высшая ступень познания человеком действительности. Вид умственной деятельности, заключающийся в изучении вещей, явлений, связей и отношений между ними.

Выделим две формы мышления, которые взаимосвязаны между собой:

Рассмотрим, как развиваются эти формы мышления у детей с нормальным развитием и ОВЗ.

Наглядно-действенное мышление — заключается в действии с реальными предметами. Эта форма мышления является наиболее ранней, конец 1- начало 2 года жизни ребенка. Ребенок от простого манипулирования (постукивает, машет) переходит к предметно-игровым действиям (выделяет свойства предметов, старается использовать по назначению), например: колясочкой не стучит, а катает её; чашку ставит на стол. Так ощупывая, поглаживая, бросая, рассматривая предметы, ребенок познает их свойства, обнаруживает связи между ними, например: при ударе предметов возникает шум; один предмет можно вставить в другой (стаканчики разного размера, матрешка).

Ребенок может воздействовать на предмет с помощью собственной руки (берёт игрушку) или с помощью другого предмета (достает рыбку из таза с водой с помощью сачка). Таким образом, ребенок для решения поставленной задачи (« Как достать рыбку?») использует вспомогательный предмет (сачок). Чем больше ребенок решает практических задач («Как открыть сундучок?»), тем больше у него опыт, который он может переносить в различные условия. Если ребенок понял, что с помощью палки можно приближать к себе предметы, то закатившийся под шкаф мячик можно достать с помощью похожего предмета: длинная линейка, клюшка и т.д.

Развитие мышления у ребенка происходит при активном участии взрослого. Хорошо, когда родители позволяют ребенку экспериментировать с игрушками (разбирать, раскручивать, переставлять и т.д.), главное при этом следить за его безопасностью. Это поможет ему не только изучать свойства предметов, но и при решении поставленных задач. Полезны и интересны для ребенка будут игры с песком, водой, крупой; лепка. Очень важно то, что родители все свои действия сопровождают речью: « Как будем играть с шариком?», « Из чего будем пить чай?». Так слово взрослого влияет на мыслительный процесс ребенка, даже если он ещё не владеет разговорной речью.

Наглядно-образное мышление – характеризуется опорой на образы и представления, сохранившиеся в памяти. Например: ребенок узнает игрушку в магазине (машинку, куклу) без необходимости её потрогать, её образ сохранился у него в памяти.

Важно помнить, что ребенок решает «в уме» (внутренний план действия) только те задачи, которые раньше решал практически. В помощь родителям будут следующие виды деятельности: аппликация, лепка, конструирование, рисование; игры с пирамидкой, домино, лото, парные картинки.

Особенности развития мышления детей с ОВЗ.

Наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития:

— самостоятельно не могут обобщать свой опыт действия с предметами (не накапливают опыт);

— отсутствует осмысление ситуации (не знают как по назначению применять предмет, игрушку), повторяют ошибочные действия;

— недостаточно связаны практические действия и словесные обозначения, (разрыв между действием и словом);

— действия недостаточно осознанны, опыт действия с предметами не фиксируется в слове, образы формируются замедленно и фрагментарно;

— отсутствует связь между словом и образом.

Всё же своевременное формирование наглядных форм мышления меняет развитие познавательной деятельности детей.

Предлагаем вам игры и упражнения с использованием вспомогательных средств.

Игра «Столкни кольца»

Что потребуется для игры: кольца разного размера и цвета от пирамидки, палка, детское ведерко.

Как играть: Ребенок садится за стол с одной стороны, педагог (родитель) рядом с ребенком. На противоположной стороне стола лежат кольца от пирамидки на таком расстоянии, что ребенок не может достать их рукой. Взрослый предлагает собрать кольца в ведерко, не вставая со стульчика. Если ребенок не догадывается использовать палку, которая лежит перед ним, и сталкивать колечки в ведерко, находящееся непосредственно под столом, то педагог (родитель) предлагает: «Подумай, как колечки столкнуть в ведерко. Может быть, тебе что-то поможет их столкнуть»- указывает жестом на палку. В случае необходимости, взрослый показывает, как надо выполнить задание. В итоге спрашиваем у ребенка: «Что тебе помогло столкнуть колечки в ведерко?».

Игра «Разложи шарики»

Что потребуется для игры: шарики 4-х цветов, деревянное дерево с отверстиями для шариков, щипцы, две палочки с закруглениями для переноса шариков.

Как играть: Ребенок сидит за столом. На столе лежит деревянная заготовка в виде дерева с отверстиями для шариков. Шарики лежат в открытой коробке, рядом с коробкой лежат щипцы, две деревянные палочки с закруглениями. Педагог (родитель) предлагает разложить шарики в соответствующие отверстия дерева, ориентируясь на цвет (красный шар — в красное отверстие и т.д.). Взрослый сообщает, что руками этого делать нельзя и жестом предлагает воспользоваться щипцами, деревянными палочками для переноса шариков. Если ребенок не догадывается как это сделать, то педагог (родитель) демонстрирует действия, используя щипцы (деревянные палочки).

В итоге спрашиваем у ребенка: «Что тебе помогло разложить шарики в соответствующие отверстия?»

педагог-психолог Отдела ранней помощи
Чепиго Анна Юрьевна

учитель-дефектолог Отдела ранней помощи
Щелчкова Ольга Николаевна

Развитие мышления ребенка

Специфика мышления ребенка в разном возрасте

  • До 3-5 лет сложно говорить о развитии логического мышления у ребенка, так как оно еще находится на этапе формирования. Однако сторонники раннего развития имеют множество упражнений, направленных на развитие логического мышления малышей.
  • Дети дошкольного возраста, до достижения 6-7 лет способны мыслить образно, а не абстрактно. Если вы хотите тренировать логическое мышление ребенка до школы, следует особое внимание уделить формированию наглядного образа, визуализации.
  • После поступления в школу у ребенка формируется словесно-логическое мышление и абстрактное. Если у школьника плохо развито словесно-логическое мышление, то возникают сложности с формулировкой словесных ответов, проблемы с анализом и выделением главного при создании выводов. Основные упражнения для первоклассников – это задачи на систематизацию и сортировку слов определенному признаку и математические задания.
  • Дальнейшее развитие школьников заключается в развитии словесно-логического мышления через решение логических упражнений, при этом используются индуктивные, дедуктивные и традуктивные методы умозаключений. Как правило, в школьной программе имеются необходимые упражнения, однако родителям следует заниматься с ребенком и самостоятельно. Почему это важно? Неразвитое логическое мышление – это залог проблем с учебой в целом, сложностей в восприятии любого учебного материала. Таким образом, логическое мышление – это база, фундамент образовательной программы любого человека, основа, на которой строится интеллектуальная личность.

Как книги помогают развить логику у детей?

Даже когда ребенок не умеет читать, уже можно развивать у него логику путем чтения специальных сказок с вопросами. Если ребенок положительно относится к чтению, то начинать развивать его мышление можно уже с 2-3 лет. Стоит отметить, что через народные сказки можно передать ребенку не только элементарные навыки логического мышления (причина-следствие), но и научить его фундаментальным понятиям, таким как добро и зло.

Если вы используете книги с картинками, это очень хорошо влияет на словесно-логическое мышление ребенка, у которого сформировано образное мышление. Дети сопоставляют услышанное с изображениями, стимулируют свою память и улучшают словарный запас.

Для детей постарше есть специальные учебники по логике, сборники задач. Попробуйте вместе с ребенком разгадать некоторые из них. Совместное времяпровождение сблизит и даст отличные результаты.

Как развивать логическое мышление ребенка с помощью игрушек?

Игра – это основная форма деятельности маленького человека. Сквозь призму игры формируются не только логические цепочки, но и тренируются личностные качества, можно сказать, создается характер.

Среди игрушек, которые развивают логику:

  • Обычные деревянные кубики, а также разноцветные кубики. С их помощью можно строить разнообразные башни и дома, они помогают изучить геометрические формы, цвета, а также положительно воздействуют на моторику.
  • Пазлы помогают освоить логические понятия «целое» и «часть».
  • Сортеры способствуют освоению понятий «большое» и «маленькое», помогают узнать свойства геометрических фигур, их сопоставимость (например, квадратная часть не влезет в круглую и наоборот).
  • Конструкторы – это настоящий кладезь для развития логики и интеллекта в целом.
  • Игры со шнуровкой помогают развивать мелкую моторику рук, что способствует улучшению и закреплению логических связей.
  • Лабиринты – это отличный тренажер для логического мышления.
  • Разнообразные головоломки, соответствующие возрасту ребенка, помогут сделать процесс обучения еще более интересным.

Бытовые способы развития логики у детей

Старайтесь использовать любые бытовые ситуации для развития интеллекта и логики ребенка.

  • В магазине спрашивайте его – что дешевле, а что дороже, почему у большой упаковки цена больше, а у маленькой – меньше, обращайте внимание на особенности весового и упакованного товара.
  • В поликлинике расскажите о логических цепочках, связанных с микробами и заболеваниями, о путях заражения болезнями. Очень хорошо, если рассказ будет подкреплен иллюстрациями или плакатами.
  • На почте расскажите о правилах заполнения адресов и составления индексов. Будет здорово, если вы вместе отправите открытку, будучи в отпуске, а затем получите ее дома.
  • На прогулке говорите о погоде или о днях недели. Формируйте понятия «сегодня», «вчера», «было», «будет» и другие временные параметры, на которых базируется логика.
  • Используйте интересные загадки в то время, когда ожидаете кого-то или находитесь в очереди.
  • Придумайте разнообразные загадки, или используйте готовые.
  • Поиграйте с ребенком в антонимы и синонимы.

При желании родители способны значительно улучшить логическое мышление ребенка, сформировать творческую, интеллектуальную и неординарную личность. Однако системность и регулярность – это два главных составляющих успеха развития способностей у детей.

Компьютерные игры для развития логического мышления для детей

Сегодня успешно используются гаджеты с малых лет – компьютеры, смартфоны, планшеты есть в каждой семье. С одной стороны такая техника облегчает жизнь родителям, обеспечивая интересный и захватывающий досуг для детей. С другой же стороны, многие обеспокоены негативным влиянием компьютеров на неокрепшую детскую психику.

Наш сервис Brain Apps предлагает серию качественно сделанных игр, которые подойдут для детей разных возрастов. При создании тренажеров использовались знания психологов, game-дизайнеров, ученых из МГУ.

Развивая день ото дня логическое мышление, ваш ребенок поймет закономерности внешнего мира, увидит и научится формулировать причинно-следственные связи. Многие ученые приходят к единому мнению о том, что логическое мышление помогает людям добиваться успеха в жизни. С детства полученные знания помогут в будущем быстро находить главное и второстепенное в потоке информации, видеть взаимосвязи, создавать умозаключения, доказывать или опровергать разные точки зрения.

Умение мыслить логически – один из тех факторов, которые стали необычайно ценными в современном мире. Этот навык необходим не только для любой профессии, связанной с интеллектуальным трудом, но и для повседневной жизни.

Логическое мышление нужно развивать, оно не присуще человеку от рождения в отличие от многих других видов мыслительных операций. Лучше всего тренировать логику с дошкольного возраста, этот навык пригодится ребенку буквально с первых дней обучения в младшей школе и поможет справляться с высокой учебной нагрузкой.

Развитие мышления ребенка

Содержание:

Что такое логическое мышление

Древнегреческое слово «логика» можно перевести как «способность рассуждать», что как нельзя лучше отражает суть понятия. Человек с развитой логикой мыслит доказательно, рассудительно и непротиворечиво, для этого он использует логические понятия и конструкции.

Развитие мышления ребенка

Развитое логическое мышление позволяет:

  • быстро выделять основное в огромном потоке информации;
  • находить причинно-следственные связи;
  • делать обоснованные умозаключения и обобщения.

Говоря другими словами, логика представляет собой инструмент для четкого формулирования мыслей и принятия взвешенных решений.

Почему важно развивать умение логически мыслить

Логика помогает быстрее обрабатывать и анализировать информацию, правильно формулировать вопросы и делать выводы. Это основа успеха в учебе и построении профессиональной карьеры.

Человек с развитым логическим и абстрактным мышлением шире мыслит. Он способен нестандартно решать сложные задачи и предлагать варианты, которых не видят остальные. Логика подразумевать гибкость и пластичность ума. В век стремительно меняющихся технологий умственные навыки помогают всегда оставаться в тренде и быстро осваивать новые компетенции.

Навыки логического мышления нужны каждому человеку независимо от рода его занятий. На нас со всех сторон наваливаются огромные потоки противоречивой информации, разобраться в истинности и ложности суждений и мнений может только тот, кто умеет оперировать логическими конструкциями.

Развитие мышления ребенка

Как развивать логическое мышление у ребенка: основные способы

Для развития логического мышления у детей дошкольного и школьного возраста используют разные способы:

  • задачи на логику;
  • настольные игры;
  • интеллектуальные игры;
  • игры с конструктором.

Логические задачи – самый простой способ развития логики, который можно использовать в любом возрасте. Многие из них были придуманы еще во времена Древней Греции, но до сих пор остаются актуальными. Найти логические задачки, загадки, ребусы и головоломки для разного возраста можно в интернете.

Классическое упражнение на логику – поиск общего. Предложите ребенку найти общие черты между двумя предметами. Для начала возьмите что-то элементарное, простое и понятно – к примеру, яблоко и грушу, а дальше усложняйте задания.

Для развития логики полезно играть с ребенком в:

  • Ассоциации – назовите любой предмет, попросите ребенка назвать похожий и объяснить свой выбор;
  • «Данетки» — загадайте какой-либо объект и попросите малыша отгадать, задавая только вопросы, требующие ответа «да» или «нет»;
  • «Верю – Не верю» — произнесите любое утверждение и попросите ребенка ответить, верное оно или нет, обосновав свое мнение.

Развитие мышления ребенка

Среди настольных игр имеется множество занимательных, тренирующих логическое мышление и способность запоминать большие объемы информации. Классический вариант – шахматы, шашки, домино, эрудит, «морской бой». А в магазинах можно найти разнообразные «игры для ума» на любой возраст – от головоломок и пазлов до стратегий.

Конструкторы – отличный способ развития логического и пространственного мышления. Они помогают наглядно усвоить, что такое причинно-следственные связи, учат анализировать последствия принятых решений и работать над ошибками.

В интернете существует немало веб-ресурсов для развития логики у детей. На них собраны разнообразные игровые задания и упражнения разного уровня сложности. За правильные ответы дети получают награды и бонусы, что служит дополнительной мотивацией для занятий.

Развитие мышления ребенка

Развивать логику помогают и многие компьютерные игры. Это не только классические Тетрис и Лайнс, но и Minecraft, Civilization, Portal, Hearthstone и другие. Они открывают огромные возможности для тренировки логического и стратегического мышления.

С какого возраста тренировать логику

Умение мыслить логически начинает формироваться примерно в 2,5-3 года на основе образного мышления. Очень важно с самого начала создавать благоприятные условия для развития логического мышления у ребенка, подбирая для него игры и упражнения в соответствии с возрастом.

Малыши 3-4 лет с удовольствием собирают пазлы, составляют картинки из кубиков, играют с конструктором, разгадывают несложные загадки и головоломки. Дошколятам 5-6 лет можно предлагать более сложные варианты заданий и упражнений.

Тренировка логики в 1-м классе – эффективный способ помочь первокласснику успешно справляться с учебной нагрузкой. Чтобы развить логическое мышление в этом возрасте, отлично подойдет домино, головоломки, загадки, ребусы.

Во 2-3 классах необходимо уделить внимание развитию критического мышления. Важно научить ребенка отличать правду от лжи и вымыслов, анализировать факты и делать выводы. Отлично подходит для этого игры в «Данетки» и «Верю – Не верю», в них можно играть на прогулке или по дороге из школы. Для этого возраста также полезно собирать Лего, играть в интеллектуальные настольные игры, разгадывать ребусы и математические загадки на поиск закономерностей и последовательностей.

Развитие мышления ребенка

В возрасте 10-11 лет детям уже мало обычных логических игр и упражнений. Самое время подключать наборы для физических и химических экспериментов, а также начинать изучать основы программирования с помощью графических языков.

Чем раньше родители начнут развивать логику у ребенка, тем большего эффекта можно будет достичь. В школе ученику с развитым логическим мышлением легче дается учеба, а в будущем эти навыки позволят ему овладеть востребованной специальностью.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector