Развитие музыкальных способностей дошкольников

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_muzykalnyh_sposobnostey_detey_doshkolnogo_vozrasta_posredstvom_didakticheskih_igr.doc 30 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения

Основное назначение музыкально-дидактических игр — формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Музыкально-дидактические игры помогают в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты.

Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия. Игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

Музыкально-дидактические игры направлены на развитие разных музыкальных способностей детей.

Для того чтобы игры вызывали у детей желание петь, слушать музыку, выполнять музыкально — ритмические движения, игры должны быть оформлены очень красочно, отличаться разнообразием. Только в этом случае, будут выполняться непосредственные задачи, стоящие перед игрой, такие, как: развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, внимания, памяти, мышления, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоты, темпа, динамики, ритма), координации движений; воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. И тогда они станут своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей.

Для успешной реализации поставленных задач, составила перспективно-тематическое планирование, которое помогает мне развивать музыкальные способности у детей, а также помогает систематизировать знания и умения детей по всем видам музыкальной деятельности; подобрала и классифицировала музыкально- дидактические игры в соответствии с возрастными особенностями дошкольников и вида музыкальных способностей.

Применение музыкально-дидактических игр на занятиях дает возможность провести их наиболее содержательно, часто музыкально- дидактические игры являются ведущим видом деятельности.

Большая роль в организации и проведении музыкально-дидактической игры принадлежит воспитателю, который является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в других режимных процессах. Воспитатели закрепляют и обогащают в процессе музыкально-дидактической игры музыкальные впечатления, навыки, знания и способности детей. Он тактично направляет ход игры, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Впоследствии дети могут и самостоятельно играть, без помощи педагога, выбрав ведущего среди сверстников. Но чтобы воспитателю правильно организовать игру, чтобы руководить самостоятельной деятельностью дошкольников, умением творчески мыслить он сам должен владеть специальными навыками и знаниями, знать музыкальный репертуар. Поэтому планирую различные формы работы с воспитателями по развитию их музыкальной грамотности и музыкальной деятельности детей. Систематически провожу беседы, консультации, во время которых воспитатели знакомятся с содержанием музыкально-дидактических игр, получают советы и рекомендации по проведению игр со всеми детьми или с подгруппой, узнают, как лучше организовать игры в группе, на прогулке; теоретические и практические семинары, творческие мастерские, показ открытых музыкальных занятий.

Считаю, что одними усилиями музыкального руководителя без поддержки родителей и воспитателей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей, а также их музыкальных способностей.

Музыкальное воспитание в семье имеет свои возможности: слушание радио и телепередач, аудиозаписей, музыкальных сказок, песен из мультфильмов, фрагментов классической музыки. Родители в домашней обстановке могут организовать и провести музыкально-дидактическую игру со своим ребенком. С содержанием, организацией и проведением музыкально-дидактических игр знакомлю родителей на родительских собраниях, а также помещаю материал на информационные стенды и в папках — передвижках.

Родители, хорошо зная своего ребенка, характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его музыкой, игрой, постоянно обогащать музыкальные впечатления и одновременно развивать музыкальные способности. Провожу консультации, индивидуальные беседы с родителями с целью пропаганды педагогических знаний в области музыкального воспитания и развития музыкальных способностей, рассказываю им об опыте музыкального развития, накопленным ребенком в детском саду, о достижениях ребенка в развитии музыкальных способностей. Посещение открытых занятий дает возможность родителям наблюдать не праздничное выступление, а обычную рабочую обстановку, в которой развиваются музыкальные способности, навыки и умения их детей.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития общих музыкальных способностей ребенка. И развитие этих способностей у каждого ребенка должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкально руководителя, родителей и осуществляться различными методами и средствами. Музыкально-дидактические игры являются очень важным и действенным средством.

Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по использованию музыкально- дидактических игр способствует успешному развитию музыкальных способностей дошкольников.

Развитие музыкальных способностей дошкольников

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

Статья просмотрена: 2022 раза

Библиографическое описание:

Грозных, П. А. Особенности развития музыкальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста / П. А. Грозных. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 120-121. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/543/ (дата обращения: 20.01.2022).

Специфика обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста исходит из возрастных особенностей детей, которые определяют способы детского восприятия и детского познания мира. Наиболее важным из них принадлежат: превалирование образно-чувственных представлений об окружающем мире, склонность ребенка к анимизации, наличии богатого воображения. В этой связи многими ведущими педагогами придается большое значение созданию радостной атмосферы в занятиях с детьми. Радость – единственная жизненная энергия, которая всегда и везде работает эффективно, и именно поэтому, прежде всего нужна в детской педагогике Педагог Т.Б. Юдовина-Гальперина пишет: «Главное учить так, чтобы ребенок как бы и не подозревал о том, что его учат»[3]. Определены два правила усвоения знаний. Существует «правило интереса» – чтобы «переварить» знания, нужно поглощать их с интересом. Интересное, «аппетитное» запоминается легко, ведь специальных волевых усилий для привлечении внимания не требуется. Только интерес, только увлеченность стимулируют волю и движут ребенком. Второе правило – правило сильных впечатлений. Чем сильнее первое впечатление от запоминаемого, тем ярче образ, сохраняющийся в памяти. Отсюда задача – всеми средствами усиливать первоначальное впечатление от запоминаемого [2].

Все современные родители стараются как можно раньше начинать развивающие занятия для своих малышей, тем самым удовлетворяя большую познавательную потребность ребенка. Исследования ученых разных стран подтвердили то, что во время музыкальных, занятий у ребенка в работе задействованы оба полушария головного мозга, что способствует интенсивнейшему интеллектуальному развитию [1].

Анализ литературы позволил выделить несколько подходов для развития музыкальности детей различного возраста. Перечисленные ниже упражнения просты и не требуют специальной музыкальной подготовки, направлены на развитие эмоциональной сферы ребенка, ассоциативного мышления.

Упражнение №1 – ЧИТАЕМ СКАЗКИ: читаем очень выразительно, подражая голосом сказочным персонажам, позволяем ребенку повторять за взрослыми какие-то звуки или слова или интонацию.

Упражнение №2 – ЧИТАЕМ СТИХИ: опять же читаем очень выразительно коротенькие стихи в 2 — 4 – 8 строчек, чтобы ребенок смог без труда повторить их; когда ребенок хорошо знает это стихотворение, попробуем рассказать его, отстукивая ритм ладошками, кулачками, ногами равномерно распределенными по стихотворной строчке ударами; знакомое стихотворение рассказать с совершенно разной интонацией, как бы от имени разных чтецов или разных действующих лиц. Важно, чтобы при этом главный смысл предложения менялся на противоположный.

Упражнение №3 – ИГРА ИНТОНАЦИИ: Выбираем слово или звук (междометие), на котором можно угадать интонацию. Тему игры можно часто менять, возгласы заменять словом, но, опять же, с различной интонацией, чтобы был очевиден совершенно различный смысл, который приобретает одно и то же слово. Эти упражнения как следует подготавливают слух ребенка, развивают его голосовые возможности.

Упражнение №4 – ПОЕМ: Выбираем песни с несложной мелодической линией и понятным для ребенка текстом. Можно включить запись песни и петь вместе с ребенком или по очереди, стараясь, чтобы ваш голос сливался с голосом певца.

Упражнение №5 – РАЗВИВАЕМ ЧУВСТВО РИТМА: Прохлопать любую ритмическую формулу, чтобы ребенок повторил ее, начать с простых форм, постепенно усложняя их. Хлопать можно в ладоши, по коленям, по столу. Важно также одновременно развивать координацию у ребенка, поэтому стучать нужно обязательно разными руками вместе и по очереди, можно подключить и ноги, и веки глаз, и брови, и уши. Главное уметь контролировать каждый орган в отдельности, то подключая его к общему хору движений, то отключая.

Упражнение №6 – РАЗВИВАЕМ КООРДИНАЦИЮ: Координация обоих полушарий головного мозга и общая двигательная активность ребенка – взаимосвязанные процессы: развивая одно – мы помогаем другому. Общая координация: круговые одновременные вращения руками в разные стороны: правая рука – вперед, левая рука – назад; затем поменять направления. Отстукиваем каждой рукой свою ритмическую формулу одновременно (сначала запомнить каждой рукой свою, а затем наложить одну на другую; потом обязательно поменять). Петь и одновременно отстукивать ритм песни разными руками, возможно ногами. Петь мотив одной песни на слова другой.

Все эти упражнения одновременно развивают устойчивое внимание у ребенка.

Волкова М.Г. Развитие способностей у детей — основа жизненного успеха. М.: НИИ ВШ, 1989.

Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.,1993.

Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или я – детский педагог.– Санкт-Петербург: Изд-во «Союз художников»,2002.

автор: Космодемьянская Ирина Олеговна

Музыкальный руководитель МКДОУ «Эртильский детский сад №3»

Развитие музыкальных способностей у дошкольников

Статья МКДОУ «Эртильский детский сад №3» Музыкальный руководитель Космодемьянская Ирина Олеговна

Консультация для родителей «Развитие музыкальных способностей дошкольников»

Работу по развитию музыкальных способностей дошкольников следует проводить систематически и последовательно, использовать все виды музыкальной деятельности, применять разнообразные методы и приемы.

Для развития у детей музыкальных способностей предлагаем ряд музыкальных игр и упражнений:

«Музыкальные игрушки»

Динь – слушай колокольчик

Бам – слушай барабанчик

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши

Хлоп – хлопаем в ладоши!

Для игры понадобятся: колокольчики, барабанчики (по количеству детей в группе). Раздайте детям инструменты и покажите или напомните, как на них играть. Инструменты лежат на полу рядом с малышами. Побуждаем детей в соответствии с текстом брать инструменты по очереди и, поиграв, убирать (делаем паузы в пении).

Игра проводится в соответствии с текстом: мы помогаем детям ритмично встряхивать погремушки, а затем – спрятать их за спинку. Чтобы малыши не заскучали в тот момент, когда погремушки спрятаны – можно чуть-чуть подбрасывать их на коленях.

Пальчиковые и жестовые игры

(1)Пять маленьких рыбок играли в реке,

(2)Лежало большое бревно на песке,

(3)И рыбка сказала: « Нырять здесь легко!»

(4)Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»

(5)А третья сказала: «Мне хочется спать!»

(6)Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

(7)А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

(8)Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»

Покажите детям рыбок – как они плавают, ныряют и крокодила – как он открывает пасть.

Предложите детям «поиграть в рыбок».

Ладони сомкнуты, чуть округлены.

1 — выполняем волнообразные движения в воздухе.

2 — руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок (бревно)

3 -ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение.

4 — качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).

5 — ладони кладём под щёчку (рыбка спит).

6 — быстро качаем ладонями (дрожь).

7 — запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).

8 – прячем руки за спину, педагог старается их поймать.

Упражнение «Забавные танцы»

Цель: Идентификация с животными и растениями. Стимулирование желания передавать их образы в танце.

Рекомендации к проведению упражнения.

Участникам предлагается представить самое любимое растение или животное и попробовать выразить его в движениях. Один ребенок показывает, остальным предлагается угадать, чей это образ. Постепенно упражнение усложняется. Детям предлагается придумать танец улитки, дождевого червяка, засыхающего листочка, надломленного дерева, а далее танец дождя, радуги и других явлений, происходящих в природе. Танец может сопровождаться любой музыкой.

Упражнение «Природный оркестр»

Цель. Расширять чувственный опыт детей. Стимулировать стремление детей передавать разнообразные звуки, услышанные в природе, с помощью предметов, материалов, музыкальных инструментов. Развивать воображение.

Рекомендации к проведению упражнения.

Детям предлагается послушать звуки природы. Попробовать определить их источники. Используя разнообразные материалы, предметы, музыкальные инструменты, дети могут воспроизвести услышанные звуки. Оценить их сходство. Когда у детей накопится достаточный опыт, организуйте «природный оркестр». Каждый ребенок выбирает свой способ передачи звуков. Сначала «природный оркестр» составляется произвольно.

Таким образом, рекомендуем родителям:

1.Приобщать детей к музыкальной деятельности.

2.Поощрять творческие способности детей.

3.Развивать у детей эстетическое отношение к музыке.

4.Привлекать внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector