Развитие музыкального слуха

Кто из нас не любит подпевать любимым песням! Вот только делается это все иногда будто бы тайком, чтобы никто не услышал. Происходит так потому, что многие люди отчего-то всю жизнь живут с уверенностью, будто у них отсутствует музыкальный слух. Однако это в корне неверно. Как развить музыкальный слух в любом возрасте — читайте далее.
Развитие музыкального слуха
Можете ли вы определить, когда человек берет фальшивые ноты? Заметите ли, если у песни изменят аранжировку? Скорее всего, ответ будет «да» — тогда подумайте, а как это вы справляетесь с этими вопросами при отсутствующем музыкальном слухе?

Давно пора уяснить: музыкальный слух — не исключительно врожденный талант, а способность, развиваемая в процессе обучения. Кому-то действительно повезло с отличным музыкальным слухом с рождения, но эта функция не подвластна лишь избранным — ее можно развить так же, как спортсмены развивают навыки выносливости, силы, гибкости.

Развитие музыкального слуха — для чего нужно?

Когда вы слышите мелодию, но не можете потом воспроизвести ее голосом в том же виде, у вас отсутствует координация между слухом и голосом. Но также как и координацию движений тела можно развивать и совершенствовать, так и эта ситуация вполне поправима.

Думают о том, как развить хороший музыкальный слух, не только люди, желающие стать певцами — он необходим также музыкантам, звукорежиссерам, музыкальным продюсерам и другим напрямую связанным с музыкой специалистам, а ученые считают, что развитый музыкальный слух способствует изучению иностранных языков.
Развитие музыкального слуха
Развить музыкальный слух и голос помогает отдельная дисциплина — сольфеджио. Вы можете пойти в музыкальную школу, хор или заниматься отдельно с педагогом, чтобы получить профессиональную помощь. Занятия с преподавателем имеют неоспоримое преимущество, ведь он будет замечать ваши ошибки и помогать сразу же их исправлять, а также расскажет, над чем нужно поработать дополнительно.

Если же у вас нет такой возможности и вы хотите заниматься дома, то взять уроки сольфеджио на вооружение все равно необходимо — вы просто будете выполнять их самостоятельно.

Упражнения для развития слуха

Существуют специальные упражнения, которые способствуют развитию музыкального слуха. Мы рассмотрим основные из них. Чтобы их выполнять, вам понадобится фортепиано, синтезатор, в крайнем случае, виртуальная программа-симулятор на компьютере или онлайн.
Развитие музыкального слуха
Ознакомиться с основами нотной грамоты тоже необходимо: на распознавании и воспроизведении нот построены очень многие упражнения.

Пение гамм

Упражнение заключается в том, чтобы пропевать «до-ре-ми-фа-соль-ля-си» под аккомпанемент фортепиано.

После этого поупражняйтесь в пении хроматической гаммы. Для этого вам нужно проигрывать все клавиши одну за другой по очереди, после воспроизводя голосом соответствующую последовательность нот. Зажмите любую клавишу и двигаясь вверх, пропойте двенадцать полутонов; на тринадцатом вы заметите, что этот звук такой же, как и первый, просто его нужно спеть на другой высоте.

Пение интервалов

Интервал в музыке — это промежуток между двумя звуками, их созвучие, например, до-ре, ре-до и т.п. Играйте эти звуки на инструменте и пропевайте.

Диктанты по сольфеджио

Очень эффективное упражнение, помогающее развить музыкальный слух. Оно учит определять ноты на слух. Для этого найдите ноты какой-либо композиции в Интернете, прослушайте эту композицию несколько раз, на слух запишите нотный текст и только потом сверьтесь с исходником.

Упражнение «Эхо»

Такое упражнение доступно каждому: прослушайте какую-нибудь песню и старайтесь ее точно повторить. Послушайте и спойте сначала одну строчку, потом следующую — и так до конца. Не переходите к следующей строчке, пока не справитесь c предыдущей.

Предлагаем посмотреть видео с уроком по сольфеджио для развития музыкального слуха.

Полезные рекомендации

Слушайте классическую музыку. Именно она богата выразительными мелодиями, музыкальными приемами и переходами. Развивая слух по классическим композициям, вы достигнете лучшего результата, чем с помощью рок- и поп-песен с более примитивными мелодиями.
Развитие музыкального слуха
Сейчас в Интернете можно найти массу платных и бесплатных программ, приложений и флеш-игр, позволяющих натренировать слух при самостоятельной подготовке. Не обходите вниманием и дополнительную литературу с материалами по развитию музыкального слуха.

Как и в любом другом деле, вам необходимо как можно чаще практиковаться, поддерживать прогресс. Постоянно тренируются даже умелые певцы, а вам нужно стараться вдвое больше, раз вы пока еще только учитесь петь правильно и попадать в ноты. По началу у вас будет много ошибок, но не останавливайтесь и работайте над собой дальше.
Развитие музыкального слуха
Надеемся, наши советы открыли вам представление о том, как развить музыкальный слух и показали, что в этом уж точно нет ничего невозможного.

Развитие музыкального слуха

Бесплатный видеокурс по развитию слуха можно забрать здесь

Можно с уверенностью сказать, что хороший слух это единственная способность, которая позволяет стать музыкантом. Без этого не может быть ничего.

Конечно возможно научить играть на музыкальном инструменте человека без музыкального слуха, но его игра, скорее всего, будет напоминать действия робота выполняющего заложенную программу и неспособного отклониться от нее.

Когда говорят о музыкальности, то всегда подразумевают хорошо развитый музыкальный слух, даже если эту идею не озвучивают. Я думаю, что существует множество вопросов связанных с музыкальным слухом, но на наиболее важными, являются следующие:

Что подразумевают под хорошим музыкальным слухом?

Какие существуют критерии для его определения?

Как развивать музыкальный слух?

Начнем с того, что определим, чем музыкальный слух отличается от обычного слуха.

Музыкальный слух — совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки. Музыкальный слух, прежде всего, опирается на знание и на усвоенную систему символов. Например, каждый может напеть мелодию песни “В лесу родилась елочка”, но не каждый может назвать интервалы и ноты, из которых она состоит.

С другой стороны, если Вашей голове есть устойчивая связь между первой интонацией этой песни и тем, что это интервал большой сексты, то когда Вы слышите эту интонацию в любом музыкальном произведении. Вы знаете, что это интервал большой сексты и можете сыграть его на инструменте.

Работа слуха в таком случае заключается в запоминании определенных музыкальных структур и наделение их смысловой нагрузкой.

Как видите, развитие слуха представляет собой применение определенного знания на практике в совмещении с развитием слуховой памяти.

Отсутствие понимания того, как соотнести слуховой опыт с развитием слуха может приводить людей к мысли о том, что у них нет слуха.

Развитие музыкального слуха

Однако людей без слуха практически не бывает. Большинство проблем связанно с некачественным обучением основам, в музыкальных школах и прочих учебных заведениях. Существует множество категорий музыкального слуха. Наиболее важными являются:

Абсолютный слух — способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталоном. Это подразумевает, что услышав любую ноту, Вы можете назвать ее.

Подразделяется на пассивный (небольшой процент определения нот, ограниченное применение) и активный.

Относительный слух — наиважнейший для любого музыканта — определяется, как способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в мелодии, аккордах, интервалах и т. д.;

Внутренний слух — способность к ясному мысленному представлению (например, по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодичных и гармоничных построений, целых музыкальных пьес; очень важен при обучении импровизации.

Гармонический слух — способность слышать гармонические созвучия — аккордовые сочетания звуков и их последовательности и воспроизводить их голосом в разложенном виде или на музыкальном инструменте. На практике это может выражаться, например, в подборе на слух аккомпанемента к мелодии, даже без знания нот или пении в многоголосном хоре.

Полифонический слух – способность слышать все голоса в многоголосном произведении.

Полиритмический слух – способность слышать ритмические фигуры звучащие разных размерах и способность воспроизводить эти ритмы.

Существует несколько основных способов развития слуха:

Сольфеджирование

Развитие музыкального слуха

Сольфеджирование предполагает пропевание интервалов, аккордов, гамм, ладов, мелодий. Такая практика закрепляет связь между слухом и написанной нотой, а также сольфеджирование формирует определенную слуховую систему.

Например, пропевая мажорную гамму, Вы усваиваете ее строй, звучание и постепенно оно становиться для Вас естественным и привычным и любое отклонение Вы будете воспринимать, как неудобство. Таким образом, с одной стороны Ваш слух развивается, с другой стороны пока Вы не освоите, что-либо другое оно будет недоступно для Вашего восприятия. Такая проблема может, например, возникнуть при прослушивании атональной музыки.

2. Музыкальный диктант

Процесс в чем-то противоположный сольфеджированию. Здесь Вы, опираясь на уже приобретенные знания, записываете на ноты сыгранную преподавателем мелодию. Для этого используется различные приемы (нахождение устойчивых ступеней тональности в мелодике, узнавание интервалов, определение кадансов и т.д.). Также музыкальный диктант способствует развитию музыкальной памяти.

Развитие музыкального слуха

3.Транскрибирование (от англ.transcribing переписывание) или съем — подбор по слуху или на инструменте и запись на ноты какого-либо произведения.

Это может быть как съем Вашего инструмента, так и других инструментов и даже написание целой партитуры. Существуют различные приемы используемые транскрайберами для ускорения процесса переноса звучащей музыки на бумагу (замедление записи, таблицы, анализ и др.).

4.Слуховой анализ – определение на слух интервалов, аккордов, последовательностей аккордов, ритмических фигур и т.д.

Также для развития слуха можно использовать различные специализированные программы (например, Ear Trainer).

Таким образом, критерием хорошего слуха является способность слышать и воспроизводить различные элементарные структурные элементы, способность записать нотами услышанную мелодию, умение предслышать определенное звучание, умение слышать музыку глазами и т.д.

Для многих начинающих музыкантов вопрос о том, как развить музыкальный слух, является очень актуальным и зачастую краеугольным в отношении занятий музыкой. Чтобы ответить на этот вопрос, сначала вам нужно определить:

1. Правильно ли вы определяете понятие музыкального слуха? Ответ вы найдете в нашей статье о том, что такое музыкальный слух.

2. Какой вид музыкального слуха вы хотели бы развить? Разобраться в этом поможет статья о видах музыкального слуха.

3. Для каких целей вы хотите развить музыкальный слух? Например: уметь правильно петь мелодию какой-то песни, чтобы спеть её на домашнем концерте; точно стучать ритмы на ударных; играть на инструменте на любительском уровне, но без ошибок; стать профессиональным музыкантом или что-то еще 🙂

От ваших целей будет зависеть тот уровень, который вы хотели бы достичь в развитии слуха.

Эффективно развить музыкальный слух можно только благодаря музыкальной деятельности. При бездеятельности он не разовьется 🙂 Нужно не только слушать много музыки, но и петь, и играть на инструментах, и заниматься сольфеджио, танцами.

Конечно, иметь высоко развитый относительный слух (который очень похож на абсолютный) – это прекрасная цель для всех музыкантов любого ранга и направления, которая требует интенсивного обучения.

А вот чтобы развить музыкальный слух ребенку или взрослому, которые никогда не занимались музыкой, но хотели бы чисто петь караоке в компании или сыграть нетрудные, но симпатичные композиции, нужны занятия уже менее интенсивного характера. Главное, чтобы занятия были регулярные и проводились опытным педагогом с применением зарекомендовавших себя методов.

Роль таланта, памяти и интереса в развитии музыкального слуха

Способности к музыке часто видно невооруженным глазом (и ухом ;)) – человек подбирает музыку, играет без нот, поет любую мелодию, но это совсем не означает, что у него развиты обязательно ВСЕ виды музыкального слуха. Однако, не нужно делать ложный вывод, что без врожденных способностей нет смысла их развивать. Еще как есть! А знаете, почему? Потому что анатомически мы все устроены одинаково. Если у кого-то есть хороший музыкальный слух, то, в любом случае, возможность развить его предоставляется всем.

Без сомнений, занятия по развитию слуха у музыкантов требуют времени и упорства. Но точно также этого требуют любые занятия по развитию других способностей – пластичности у танцоров или меткости у биатлонистов.

Немаловажный аспект в развитии музыкального слуха – это «голова», как говорят иногда музыкальные педагоги, имея в виду уровень развития мышления, а также речи, внимания, координации, реакции и всех видов памяти. Совсем немаловажны личностные качества: упорство и трудолюбие. Один хороший педагог говорил: «Дайте мне ребенка, у которого 90% трудолюбия и 10% таланта, я сделаю из него звезду».

Кроме того, вы, наверное, это уже заметили, любое умение развивается быстрыми темпами, когда человек увлечен процессом. Если занимаетесь сами – найдите интересные программы и упражнения. Если занимаетесь с педагогом – занимайтесь с таким, с которым учиться увлекательно! А его задача подобрать упражнения и задания для развития слуха и подать их в интересной форме.

Как быстро и эффективно развить музыкальный слух?

Во-первых, желательно развивать сразу все виды слуха.

По нашему мнению, развивать один вид слуха полезно в комплексе с другими видами. Потому что все виды музыкального слуха очень взаимосвязаны. Для этого существует специальная музыкальная дисциплина – СОЛЬФЕДЖИО. Сегодня сольфеджио консервативно преподается в групповой форме, причем в рамках стандартных, если не сказать устаревших, обязательных программ. Наша школа отличается от стандартной музыкальной школы индивидуальными занятиями сольфеджио, а также специальными уроками по развитию музыкального слуха.

Во-вторых, нужно создать условия для развития слуха, при которых будут развиваться все его виды и, каждый в отдельности.

Следует заметить, что в семьях, где есть музыканты или музыкальные педагоги, где любят музыку, слушают ее часто, много музицируют, дети гораздо чаще имеют хороший музыкальный слух. В связи с этим не зря рекомендуют ДОНОТНЫЙ период. Для чего? Для активации навыка правильного восприятия музыки, ее слышания и слушания, а, значит, и для развития музыкального слуха. Чтобы развивать музыкальный слух, надо, как и в изучении языка, ПОГРУЗИТЬСЯ в музыкальную среду.

Любые навыки развиваются с помощью активной деятельности, поэтому нужно начать :

  1. Слушать много музыки, исполняемой на вашем инструменте (если учитесь играть) или вокалистами (если учитесь петь). Важно слушать различные направления и жанры, не только свои!
  2. Учиться играть на музыкальном инструменте (важно для вокалистов!). Дома необходимо иметь инструмент.
  3. Учиться петь (важно для инструменталистов!) у квалифицированного педагога.
  4. Заниматься сольфеджио. Индивидуально и систематически.

Каждый пункт помогает в развитии слуха, но эффективнее всего выполнять все.

Эти условия для развития музыкального слуха, например, создает хорошая музыкальная школа. В ней чаще всего есть предметы – хор или вокал, сольфеджио, инструмент, слушание музыки или музыкальная литература. Заметим, что школа не всегда эффективно развивает музыкальный слух. Тем не менее, большой процент профессиональных музыкантов вышли из недр «музыкалок».

Часто задаваемые вопросы о развитии музыкального слуха

Главный вывод: слух есть у всех, и все виды музыкального слуха успешно развиваются в специально подобранных для вас регулярных упражнениях! Конкретные упражнения вы можете получить на консультации или на регулярных занятиях в нашей школе на уроках по развитию музыкального слуха.

Как развить музыкальный слух ?

Музыкальный слух — совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки.

Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма, мелодический, гармонический и др. виды слуха).

Существует распространенное мнение, что музыкальный слух — это что-то почти уникальное — дар божий, и человеку, имеющему музыкальный слух, крупно повезло. Ведь ему можно петь, заниматься музыкой, и вообще, он, в некотором смысле, избранный.

Сколько людей испытывает чувство неполноценности, когда заходит речь о музыке, заявляя: «мне медведь на ухо наступил».

Действительно ли это такая редкость — музыкальный слух? Почему одни люди его имеют, а другие — нет? И вообще, откуда он взялся у человека? Может быть, это что-то вроде экстрасенсорных способностей?

Стоит вспомнить, что способности человека возникают не просто так. Всякая наша способность идет от жизненной необходимости. На двух ногах человек научился ходить потому, что ему нужно было освободить руки.
Примерно такая же ситуация и с музыкальным слухом. Эта функция появилась, когда живым существам потребовалось общаться при помощи звуков. У человека музыкальный слух развивался вместе с речью. Для того, чтобы научиться говорить, нам нужно уметь различать звуки по силе, длительности, высоте и тембру. Собственно, именно это умение люди и называют музыкальным слухом.

Мы пользуемся музыкальным слухом, причем, очень точным, постоянно. Без него мы не узнавали бы людей по голосу. А ведь по голосу мы можем сказать о своем собеседнике еще очень многое. Он дает нам возможность определять, какое настроение у человека, с которым мы разговариваем, можно ли ему доверять и многое другое. Невербальные, то есть несловесные, характеристики речи дают нам порой гораздо больше информации, чем сказанные слова. Можно ли в таком случае говорить, что у кого-то нет музыкального слуха? Да конечно, нет! У каждого человека, который самостоятельно научился говорить, есть музыкальный слух.

Отсутствие музыкального слуха — такая же редкость, как, например, врожденная слепота! Конечно, у кого-то он может быть развит очень хорошо, а у кого-то похуже, но у подавляющего большинства людей музыкальный слух развит вполне достаточно, чтобы заниматься музыкой и достигать прекрасных результатов без специальных усиленных тренировок по развитию музыкального слуха. Проблема в том, что очень часто о музыкальных способностях судят по умению человека петь. Не умеешь петь — значит «медведь на ухо наступил», «нет музыкального слуха».

Новедь чтобы петь, мало хорошо слышать. Нужно еще уметь хорошо владеть своим голосом. А управлению голосом нужно учится так же, как

рисовать, танцевать или плавать.

А, кроме того, если Вы слышите, что поете плохо, то уж со слухом-то у Вас точно все в полном порядке!

И, наконец, если Вы любите музыку, слушаете ее, значит у Вас нормальный музыкальный слух, можете об этом не беспокоиться.
Музыкальный слух, как любая функция нашего организма (например, умение плавать), развивается только тогда, когда мы им активно пользуемся. Если Вы будете играть на музыкальном инструменте или петь, это поможет Вам быстро развить музыкальный слух. Кстати, Дмитрий Кабалевский посвятил свою жизнь развенчиванию мифа об уникальности музыкального слуха. Он разработал целую систему, доказывавшую, что обучать музыке можно и нужно каждого человека. И результаты его деятельности показали, что успешно заниматься музыкой может практически любой человек.

Если Вы не знаете, как самостоятельно развить любой из видов музыкального слуха, попытайтесь ежедневно делать следующие упражнения:

1) Для развития ритмического слуха пытайтесь читать стихи под музыку, танцуйте под любимую музыку, считая такты. Кстати, мы развиваем музыкальный и ритмический слух именно двигаясь, поэтому пластика тела имеет не последнее значение для музыканта. Верно и обратное: любой танцор должен обладать идеальным слухом. Это взаимосвязанные вещи.

2) Прослушивайте любимые композиции, для начала лучше короткие, а затем пытайтесь воспроизвести эту вещь собственным голосом, но без музыки. Затем проверьте себя, включив оригинал.

3) Пойте однотонные гаммы (нотный ряд «до — си» и «си — до»), даже несмотря на то, что это скучно и неинтересно. Для развития слуха это бесценный опыт.

4) Подбирайте любимые мелодии на музыкальном инструменте, даже не зная точных нот. В конце концов, когда-нибудь вашу игру будет практически невозможно отличить от оригинала.

5) Запишитесь в музыкальную школу или школу искусств. Именно музыкальные педагоги помогут развить музыкальный слух с помощью специальной дисциплины под названием «сольфеджио».

Развить слух можно в любом возрасте, если прилагать к этому должные старания. Любые активные действия с Вашей стороны гарантированно увенчаются успехом. Вы получите и дополнительные бонусы – например, развив фонематический слух, Вы станете лучше схватывать иностранные языки. Кроме того, вам будет действительно приятно слушать любимую музыку. Так что отбросьте всякие сомнения в своих способностях, действуйте, учитесь, и успех обязательно придет к Вам!

Развитие музыкального слуха

Внутренний слух – это уникальная музыкальная способность, связанная с умением ясно представлять себе звучание музыки в сознании. Если вы решили развить внутренний слух, то будьте готовы для этого изрядно потрудиться.

Предлагаем вам 7 эффективных приёмов, с помощью которых можно развить внутренний слух. А вот какого качества – зависит только от вашего старания и временных затрат.

Приём №1: накапливаем музыкально-слуховые впечатления.

Совершенно справедливо внутренний слух считается высокой ступенью развития музыкального слуха или так называемого слуха «внешнего». Это объясняется очень просто: гораздо легче и быстрее можно представить себе то, что уже когда-то слышал и знаешь как это звучит. Поэтому для развития внутреннего слуха очень важно накапливать музыкально-слуховые впечатления, то есть как можно чаще вдумчиво и осознанно слушать и изучать музыку, как целостные произведения, так и её отдельные элементы (звуки, интервалы, аккорды), исполнять музыку на инструменте или голосом.

Приём №2: следим по нотам за исполняемым произведением.

Слушание, подкрепленное зрением, хорошо развивает внутренний слух, поскольку наряду с восприятием работает и анализ качества исполнения музыки. Особенно полезно прослушивать одно и то же произведение с нотами в руках несколько раз и после попробовать себе представить прослушанное только просматривая ноты и внутренним слухом воспроизводя услышанное.

Приём №3: развиваем память и запоминаем музыку глазами.

Для активности внутреннего слуха очень важно иметь хорошую музыкальную память. Ведь если вы не запоминаете то, что слышите или только что прослушали, то не сможете это представить и своим сознанием.

Важно чтобы была задействована память не только слуховая, но и зрительная. Для этого возьмите небольшой несложный музыкальный фрагмент, допустим 8-10 тактов. Дайте себе ограниченное количество времени, к примеру 2-5 минуты (в зависимости от протяженности и сложности фрагмента время может увеличиваться). За это время вам нужно запомнить отрывок без напевания мелодии вслух, а пропевая только мысленно и «ощущая» мелодию глазами.

Приём №4: поём «про себя» с чёткой, но беззвучной артикуляцией.

Многие исследователи приходят к выводу, что первый этап развития внутреннего слуха наиболее естественно строить, опираясь на вокальную моторику. И это не случайно, ведь приём «пения про себя» или по-другому мысленного пропевания не только хорошо активизирует координацию слуха и голоса, но и развивает внутренний слух.

Если вы любите караоке, то это упражнение вам очень понравится! Возьмите любую песенку, следите за текстом и пойте её «про себя», не издавая звуки голосом, а только представляя в уме как они звучат. И при этом ещё чётко и беззвучно произносите текст песни.

Приём №5: тренируем слуховое внимание.

Как для развития музыкального слуха, так и для активизации внутреннего слуха очень полезны внутрислуховые «переключения». Для этого используется принцип «поём / играем – молчим». Можно упражняться на незнакомых мелодиях (во время чтения с листа), а можно с пользой для ваших ушей провести время для «разогрева» рук. Во время игры гамм при разыгрывании попробуйте проделать следующее: один звук гаммы пойте или играйте на гитаре, а следующий молчите (! точнее «пропевайте» в уме). Далее «молчим» через два звука, через три и т.д.

По этому же принципу можно работать и при разучивании новой пьесы. Например, четные такты – играете, нечетные – «молчите» (затем наоборот), четные доли – «молчим», нечетные – играете (затем наоборот). Можно также играть отдельные длительности (например, только четверти), остальные длительности озвучивать внутренним слухом. Данное упражнение поможет вам также надёжно выучить музыкальный текст пьесы.

Приём №6: сочиняем музыку без инструмента.

Почувствуйте себя хотя бы на короткое время великим композитором и вдохновитесь такой выдающейся фигурой как Людвиг ван Бетховен, которому даже потеря слуха не мешала сочинять гениальную музыку. А всё благодаря великолепно отточенному внутреннему слуху.

Сочинение без проигрывания и подыгрывания на инструменте не только поможет развить ваши воображение и фантазию, но и наилучшим образом натренирует ваш внутренний слух. Попробуйте сочинить простую одноголосную песенку или совершенно миниатюрную пьеску из 4-8 тактов сидя с карандашом и нотной бумагой за столом, чтобы убедиться в этом.

Приём №7: подбираем по слуху.

Данный приём является своего рода лакмусовой бумажкой для проверки вашего внутреннего слуха. Поскольку для того чтобы подобрать мелодию нужно очень хорошо представить себе как она звучит и какими нотами записывается. Как научиться подбирать послуху – тема отдельной статьи. Здесь же отметим, что в основе данного приёма лежит принцип «слышу – воспроизвожу». И чем лучше ваш внутренний слух, тем точнее соответствие оригиналу, и, следовательно, тем качественнее подбор.

Подготовила Александра Макарова

Кто бы только мог подумать, что война с комарами в квартире развивает идеальный слух, внимание, координацию движения, ловкость и что самое страшное — паранойю!

Музыкальный слух есть у каждого. Его «остроту» можно повысить, если заниматься правильными упражнениями. Наш преподаватель с «абсолютным» слухом лично поможет вам развить этот талант.

Чему научишься?

Разовьёшь свой музыкальный слух.

Научишься определять точную высоту звука на слух.

Узнаешь правила интонирования ступеней лада.

Из чего состоит курс?

Вокальные упражнения на развитие точной интонации.

Упражнения на развитие относительного музыкального слуха.

Теоретический материал об интонировании ступеней лада.

Слуховой анализ интервалов.

Чтение с листа мелодий с интонационными трудностями.

Курс создан на основе трудов Г. Струве «Хоровое сольфеджио», П. Чеснокова «Хор и управление им», В. Кирюшина «Интонационно-слуховые упражнения для развития абсолютного звуковысотного музыкального слуха, мышления и памяти».

Запишитесь на пробное занятие

Наставники

Развитие музыкального слуха

Дарья Истюфеева

  • Студентка 3 курса Дирижёрско-хорового отделения НМК им. Мурова.
  • Артист хора Академического хора им. Ю. Брагинского НГТУ.
  • Многократный лауреат всероссийских и международных конкурсов.
  • Лауреат гран-при международного конкурса детских и юношеских талантов «Rudens Perle» (г. Рига и Елгава, 2016) в составе вокального хореографического ансамбля «Кашалот».
  • Включена в «Золотой фонд Новосибирска» как лауреат фестиваля «Времён связующая нить» (Новосибирск, 2009).
  • Лауреат lll степени межрегионального конкурса по сольфеджио «Сольфеджио – это интересно!» (Новосибирск, 2016, 2017).

Развитие музыкального слуха

Мария Алферова

  • Студентка дирижерско-хорового отделения Новосибирского музыкального колледжа имени А. Ф. Мурова
  • Лауреат I степени межрегионального конкурса по сольфеджио «Сольфеджио — это интересно!» (Новосибирск, 2018)
  • Лауреат I степени в номинации «Академическое пение: трио» городского вокального конкурса «Первоцвет» (Новосибирск, 2017)
  • Лауреат II степени в номинации «Академическое пение: дуэт» городского вокального конкурса «Первоцвет» (Новосибирск, 2018)
  • В составе хора «Campanelli» — I место в Международном конкурсе детских и юношеских талантов «Rudens Pērle» (Рига и Елгава, 2016)

Преимущества онлайн-обучения

Начни в любой момент

У нас занимаются ученики всех возрастов.

Выбери уровень сложности

Варьируем глубину изучения предметов.

Занимайся в удобном месте

Онлайн-школа всегда с тобой.

Изучай то, что нравится

Мы учтем твои пожелания к содержанию курсов.

Занимайся в любое время

Преподаватели подстроятся под твой график.

Только личное общение

Мы не продаем массовые «видеокурсы».

Индивидуальный курс

Индивидуальный курс

Включает в себя 16 занятий (2 раза в неделю по 1 часу). Индивидуальная работа с учителем поможет лучше и быстрее понять даже самую сложную тему. График занятий будет зависеть только от вас.

Разовое занятие

Разовое занятие

Включает в себя 1 занятие с автором курса. Если вы сомневаетесь, будет ли вам полезен курс по развитию музыкального слуха, проведите полноценную встречу с нашим преподавателем. Мы развеем ваши сомнения!

Учебный план

Первый месяц обучения

1 урок: Строй. Интонация.

2 урок: Лад. Интонация ступеней лада.

3 урок: Интервалы – большие и малые.

4 урок: Интервалы – чистые.

5 урок: Характерные интервалы и тритоны.

6 урок: Составные интервалы.

7 урок: Относительный слух: что это, и как оно работает.

8 урок: Обобщение.

Второй месяц обучения

9 урок: Горизонтальный и вертикальный строй.

10 урок: Ритм.

11 урок: Аккорды.

12 урок: Неаккордовые звуки.

13 урок: Слуховой анализ аккорда.

14 урок: Слуховой и мелодический анализ.

15 урок: Слуховой и мелодический анализ.

Развитие музыкального слуха у детей – очень важная часть общего развития ребенка. Не надо считать, что у малыша нет никакого музыкального слуха на том основании, что маме или папе «медведь на ступил на ухо». Давно доказано, что музыкальный слух в той или иной мере есть у каждого человека, и дается он ему с рождения. Надо лишь его развить. И неважно, что ребенок в будущем не станет композитором или певцом. Все равно музыкальный слух поможет ему в дальнейшей жизни – и в практическом, и в эстетическом плане. На практике малыш, повзрослев, будет уметь различать всяческие звуки, а в смысле эстетики – наслаждаться музыкой. Разве этого мало?

  1. Дополнительная польза от музыкального слуха
  2. С чего начинать?
  3. Упражнения для развития музыкального слуха у детей

Дополнительная польза от музыкального слуха

Начинать развивать музыкальный слух у ребенка следует с самого раннего возраста. Если упустить этот момент, то очень скоро придет тот самый «медведь», который обязательно «наступит на ухо» малышу. И тогда ребенок превратится в неполноценного взрослого человека.

Кроме того, развитие музыкального слуха и занятия музыкой в целом помогает:

  • развивать память;
  • быть внимательнее и сосредоточеннее;
  • логически мыслить;
  • быстро и без особых последствий выходить из стрессовых состояний (послушал любимую мелодию – и настроение улучшилось);
  • не болеть многими болезнями (есть даже специальное лечебное направление – музыкальная терапия).

С чего начинать?

Развитие музыкального слуха

Без сомнения, развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста во многом зависит от родителей. Кто же, как не мама с папой должны позаботиться об этом? Ведь отдавать малыша в музыкальную школу или нанимать ему специального музыкального педагога еще рано. Но что же нужно делать в этом случае родителям?

  • Маме и папе следует начать с себя. Что это означает? В общем, не так и много: родителям самим нужно обладать хорошим музыкальным вкусом. Если в присутствии малыша они включают музыку, то это действительно должна быть настоящая музыка, а не современные оглупляющие и отупляющие ритмичные звуки.
  • Что такое настоящая музыка? Это, без сомнения, классика. Или, как вариант, легкая музыка, в которой непременно должна присутствовать мелодия, а не сплошной ритм.
  • Разумеется, не всякая классика или современная мелодичная музыка одинаково полезна малышу. Есть гениальные классические произведения, которые возбуждающе действуют на нервную систему и головной мозг. Конечно же, слушать такую музыку ребенку рановато. А потому лучше, если это будет спокойная, нежная, умиротворяющая музыка. Какая именно – решать родителям. Потому-то и сказано, что мама с папой должны сами обладать музыкальным вкусом. Развитие музыкального слуха
  • Не следует считать, что младенец ничего не понимает в музыке и ничего не чувствует. Еще как понимает и еще как чувствует! Не зря же мамы поют своим деткам колыбельные песенки, а малыши, слыша их, успокаиваются, засыпают и даже во многих случаях излечиваются от болезней. Кстати, это еще одна причина, по которой маленьким детям нужно слушать именно хорошую музыку, а не всяческую какофонию. От какофонии ребенок может заболеть, а хорошая музыка его исцеляет.
  • Когда ребенок становится старше, рекомендуется включать ему сюжетные музыкальные произведения. Таких произведений много. Для примера упомянем навскидку лишь некоторые: «Времена года» Чайковского, фрагменты из «Щелкунчика» того же Чайковского, пьесы из сборника «Детский альбом» и пр. Ребенок воспринимает сюжет гораздо лучше, чем абстракцию.
  • Идеальный вариант – это когда родители слушают музыку вместе с ребенком, а затем, после прослушивания, делятся впечатлениями. Конечно же, в этом случае детские впечатления гораздо важнее маминых. Желательно спросить у малыша, что он чувствовал, слушая музыку, что фантазировал при этом, какое впечатление она на него произвела, понравилась или не понравилась музыкальная пьеса и почему. На этом этапе обучения ребенку следует объяснить, что ту или иную историю можно рассказать не только словами или с помощью мультика, но и музыкальными звуками.
  • Конечно же, ограничиваться одной лишь классикой – это будет неправильно. Ребенка нужно знакомить с хорошей музыкой разных стилей и жанров. При этом не надо навязывать ему свои вкусы, пускай малыш определяется сам – что ему нравится, а что нет. Таким способом у него выработается, помимо музыкального слуха, еще и самостоятельный музыкальный вкус.
  • Знакомство с музыкальными инструментами тоже очень важно для развития музыкального слуха. С раннего возраста малыш должен уметь отличать звуки рояля от звуков скрипки, а звуки саксофона от звуков аккордеона.
  • Следует помнить, что музыка не должна быть слишком громкой. Громкие звуки не формируют музыкальный слух, а, наоборот, его уничтожают.

Упражнения для развития музыкального слуха у детей

Развитие музыкального слуха

Таких упражнений – немало, и все они преподносятся в игровой форме. Это понятно и объяснимо: дети легче усваивают навыки и информацию, преподнесенные им именно в таком виде. Приведем несколько простых и эффективных упражнений по развитию детского музыкального слуха.

  1. Упражнение «низкий – высокий». Его цель – научить ребенка отличать низкие звуки от высоких. Это может быть звучание каких-либо музыкальных инструментов, человеческих или звериных голосов, звуков природы и т. д. Главное – научить малыша различать эти звуки. Можно, например, показывать ему картинки с изображением какого-то животного, и пускай ребенок определит, низкий у этого зверя голос или высокий. И попытается самостоятельно произнести его. Вариантов здесь может быть много.
  2. Упражнение «чей это голос». Наполняем непрозрачные коробочки разными крупами (пшеном, гречкой, горохом и пр.). Трясем по очереди каждую коробочку, а малыш должен определить по звуку, какая именно крупа находится в той или иной коробочке.
  3. Упражнение «угадай музыкальный инструмент». Малыш по очереди прослушивает отрывки музыкальных пьес и пытается самостоятельно определить, какой инструмент звучит в том или ином отрывке.
  4. Танцы и ритмика. Умение двигаться под музыку, попадая в ее такт, прекрасно развивает музыкальный слух. При этом не надо стараться, чтобы ребенок научился танцевать вальс или румбу. Пускай он двигается, как хочет сам – лишь бы его движения соответствовали музыкальному ритму. Помимо развития музыкального слуха, малыш таким способом развивается физически. Двигайтесь вместе с ним, так ребенку будет интереснее.

Дополнительно о развитии музыкального слуха у детей расскажет это видео.

Развитие музыкального слуха

Развитие музыкального слуха у детей можно начинать с самого раннего возраста. Ведь уже тогда малыши проявляют интерес к музыке. Восприятие свойств музыкального звука развивают у ребенка не только слух, но и сенсорные способности.

Развитие музыкального слуха у детей

Для первых несложных занятий приобретите несколько детских Развитие музыкального слухамузыкальных инструментов– дудочку, барабан, ксилофон, бубен, игрушечное пианино и так далее. Нажимайте на клавиши пианино и поясняйте ребенку, как именно она звучит. Нижний регистр – рычит медведь, верхний – поют птички. Пропойте звук сами, чередуйте громкие и тихие звуки и объясняйте разницу между ними. Используйте голоса животных (цыпленок говорит «ко-ко», корова мычит «мууу»), изменяя тембр голоса. Попросите ребенка повторять все ваши действия. Предложите малышу ритмично постукивать в бубен под музыку. Выбирайте разные по темпу и характеру мелодии.

Придумайте характерные движения для часто прослушиваемой музыки. Колыбельная (например, из мультфильма об Умке)– ребенок плавно машет ручками, под маршевую мелодию начинает топать и двигаться резко. Попутно объясните малышу понятие «жанр», чем песня отличается от танца и так далее. Спрашивайте, как звучит музыка – грустно, весело, задорно? Быстрая ли она или медленная?

Как развить слух у ребенка при помощи игры

Для тематических игр подберите подходящий музыкальный материал и игрушки.

Например: пальчиковые или резиновые игрушки медведь, заяц, лиса и еж помогут вам и вашему ребенку поставить небольшой музыкальный спектакль. Выучите и пойте вместе потешку «Тень-тень-потетень», надевая на пальчик (или показывая) в нужный момент ребенку зверя, от имени которого в данный момент поется песня. Медведь должен петь басом, лиса – высоким голосом и так далее. Плюсы такой игры очевидны – развиваются слух, голос, мелкая моторика и творческие задатки вашего малыша.

Не ограничивайтесь только этой песней, используйте и другие известные ребенку мелодии. Выучите несколько колыбельных – малыш может петь, укладывая спать куклу или мишку. Старайтесь сопровождать пением любое бытовое действие или игру. С большим интересом дети исполняют песни, требующих активных действий. Например, всем известный «Каравай» — малыш показывает, какой он ширины, «низины», вышины и т. п.

Развитие тембрального музыкального слуха и эстетическое воспитание ребенка

Расскажите ребенку об основных тембрах голоса, и попросите иллюстрировать ваш рассказ (бас – ребенок «гудит» в низком регистре; сопрано – поет в высоком). Купите диски с записанными на них песенками из мультфильмов, народными, детской классикой и эстрадой. Постоянно прослушивайте их вместе с ребенком, уже через короткий промежуток времени вы заметите, что ваш малыш не только слушает, но и подпевает. Параллельно тренируется память, ведь текст тоже выучивается.

Посещения концертов с несложными программами и театров введут вашего ребенка в новый, интересный мир! Расскажите ему об инструментах оркестра. На какие группы они делятся (струнную, духовую, ударную) и почему так называются (звук извлекается при помощи струн, дыхания или удара). Купите диски с записями отдельно звучащих инструментов. Ставьте их малышу и просите определить на слух, – какой именно звучит. Вполне возможно, что ребенок захочет научиться играть на каком-либо инструменте.

Музыка не нуждается в переводе, ваша задача развить слух вашего чада, и в конечном счёте научить его отличать хорошую музыку от плохой.

Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»

«У меня нет слуха»,- может ответить человек, не связанный с музицированием в ответ на просьбу что-то спеть. Но так ли это? Разумеется, нет. Если человек может слышать звуки, воспринимать обращенную речь, слух у него есть. Но способность к восприятию, исполнению мелодии тесно связана с индивидуальными особенностями, причем развитие музыкального слуха возможно и с течением времени.

Что такое музыкальный слух

«Поет так, будто ему медведь на ухо наступил», — говорят о человеке, который не может похвастаться хорошими вокальными данными. Что же включает в себя музыкальный слух?

Музыкальный слух связан со способностью чутко улавливать громкость, высоту, тембральные характеристики звука, понимать структуру композиции. Он позволяет полноценно воспринимать, объективно оценивать музыку.

Наличие такого слуха — обязательное условие для исполнения или создания произведений искусства. Если человек хочет достичь успеха, одних природных данных недостаточно, необходимо трудиться и «развивать» уже имеющиеся способности.

Как же можно проверить музыкальный слух?

Помогут несложные упражнения:

Интонирование голосом. Человек с музыкальным слухом напевает мелодию, испытуемый пытается повторить за ним.

Прослушать ритм и «отстучать» его руками или с помощью карандашей, постепенно усложняя задачу.

Угадывание нот на инструменте. Испытуемый поворачивается к фортепиано спиной, а в это время проверяющий наживает любую клавишу и просит показать ее. Аналогом такой «живой» проверки служат различные онлайн-сервисы.

Развитие музыкального слуха

Виды музыкального слуха

Восприятие отдельных звуков и ощущение взаимосвязи между ними, чувство ритма, способность воспроизвести «в голове» целое произведение — эти и другие способности связаны с видами слуха:

  1. Абсолютный слух — такой вид слуха, который традиционно ассоциируют с музыкальной одаренностью. Человек может распознать любую ноту, не сравнивая ее с другими, высота которых уже известна. Традиционно такой слух считают врожденным, однако его наличие не гарантирует успешности в занятии музыкой, пением.
  2. Интервальный (по-другому — относительный) слух — способность к определению высоты звуков путем сравнения с теми, что человеку уже известны. Его можно «натренировать» до степени абсолютного. Часто профессиональные музыканты достигают успеха только благодаря усердию. А это гораздо надежнее, чем полагаться на талант и ничего не предпринимать для его развития.
  3. Внутренний слух. Связан со способностью мысленно воспроизвести, «слышать»? “проиграть” в голове музыкальное произведение. Так человек может знать, как будет звучать мелодия, отдельные партии инструментов.
  4. Звуковысотный слух поможет точно распознать звуки различной высоты. Его можно развить; самое простое упражнение заключается в ощущении разницы между соседними клавишами на пианино — она составляет полтона. Затем подключают распевание с выполнением различных упражнений.
  5. Мелодический слух позволяет оценить динамику звуков по высоте во время развития мелодии. Как это представить? Во время исполнения произведения высота звуков может оставаться постоянной, а может «идти» в сторону более высоких или низких частот. Перемещение высоты происходит постепенно или резко — как бы «скачками», ступенями.
  6. Интонационный слух — это совокупность звуковысотного и мелодического слуха. Он «отвечает» за способность чутко воспринимать интонации, выразительность произведения — «музыка как живой организм».
  7. Гармонический слух. О нем вспоминают, когда говорят о способности безошибочно распознавать гармонические созвучия, состоящие из одновременно звучащих 2 и более звуков, затем понять, как далеко они расположены друг относительно друга по высоте. Бывает интервальный (2 звука) аккордовый ( от 3 звуков), полезен при подборе аккомпанемента, работе дирижером хора.
  8. Метроритмический слух ассоциируют с различением силы и слабости звука, их продолжительностью в последовательности, иными словами — чувство ритма, способность воспроизвести композицию с помощью движений (постучать, похлопать).
  9. Ладовый слух. Это способность воспринимать взаимоотношения между звуками в определенном произведении: напряжение и разрешение, тяготение, устойчивость или неустойчивость ноты. В европейской культуре мажор и минор — главные лады.
  10. Полифонический слух — способность представлять, как ведут себя несколько мелодий в контексте произведения, если они звучат одновременно, но могут вступать или исчезать в разное время. Иными словами, услышал, как звучит, запомнил, записал в виде нот.
  11. Динамический слух. Помогает определить, как меняется громкость мелодии: идет по нарастающей, перемещается волнами, затихает, есть ли резкие акценты. Связан со способностью эмоционального восприятия произведения.
  12. Тембральный слух связан со способностью чувствовать специфическую тембральную окраску инструмента, которую описывают ассоциативно в связи с определенным предметом. Так звуки бывают глухими (звонкими), теплыми или холодными, насыщенными, гнусавыми, металлическими.

Кроме того, выделяют фактурный и архитектонический виды слуха. Первый связан с манерой художественной обработки (аранжировки) композиции и «отвечает» за фактуру аккомпанемента, подбор инструментов. Второй помогает «увидеть», как из аккордов, слов как из кирпичиков и блоков складывается целая композиция, как она устроена.

У всех людей присутствуют эти виды слуха, какие-то развиты больше, какие-то — меньше. Но не стоит отчаиваться: если упорно трудиться, можно достичь высоких результатов.

О других показателях и характеристиках слуха читайте в этой статье.

Развитие музыкального слуха

Защита слуха от негативных факторов

Возможность развития природного таланта тесно связана со здоровьем органов слуха. Травмы, воспаления, действие профессиональных вредностей могут привести к потере или снижению слуха.

Индивидуальные средства защиты предотвращают попадание в наружное ухо инородных тел, воды, снижаю уровень шума. Для этого используют: беруши или наушники.

Беруши (или противошумные вкладыши) устанавливают в наружный слуховой проход. По длительности использования выделяют одно- и многоразовые беруши. Они имеют анатомическую форму, поглощают шум, изготавливаются из ваты поролона, силикона.

Наушники для защиты перекрывают полностью ушные раковины, изолируя человека от внешних звуков. Выделяют пассивные и активные модели. Пассивные наушники просто подавляют все звуки; активные дополнительно снабжаются динамиками, микрофонами, позволяющими поддерживать разговор, подключаться к мобильному телефону или слышать некоторые звуки, оповещения об опасности.

Развитие музыкального слуха

Янмаева Ольга Анатольевна

Специалист по подбору и настройке цифровых слуховых аппаратов, специалист по слуху «Аудионика»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector