В.А. Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…”.
Просмотр содержимого документа
«» Приемы развитие мелкой моторики руки у младших школьников»»
Приемы развития мелкой моторики руки у младших школьников.
В.А. Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…”.
М.М.Кольцова экспериментально доказала, что «рука – это второй центр речи, и развитие речевой зоны идет параллельно с развитием тонких движений пальцев рук», поэтому я решила, что на данный момент для нашей сельской школы — это очень актуально. Почему? Самая главная причина-это отсутствие детских садов.
Поступая в 1-ый класс дети испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв. Я работаю с детьми 1-4 классов, из-за плохого развития моторики рук дошкольной подготовки почерк ребенка становится некрасивым. Это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы и вызывает необходимость организации дополнительных занятий, цель которых — подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.
Для достижения этой цели я использую приемы моторики на уроках технологии, изо, окружающем мире, а также математике и русском языке. Очень хорошо помогают развивать моторику рук занятия на внеурочной деятельности.
Для решения задач использую следующие средства:
— Развитие графической моторики.
а) Особое место занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандашей. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т.д. Для штриховки используются книги для раскрашивания.
б) Обведение контуров. Обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.
в) Рисование узоров по клеточкам. В образце есть начало узора, необходимо его продолжить.
г) Рисование по опорным точкам, пунктирным линиям.
д) Раскрашивание картинки.
— Использование физкультминуток, где движения детей сочетаются с речью. Такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память,
внимание, слуховое восприятие).
— Массаж рук, пальчиковые игры, пальчиковый тренинг способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей.
Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, использую разнообразные приемы:
— Пальчиковая гимнастика;
— Показ при помощи рук различных изображений («очки», » стул», «колокольчик», «зайка» и.т.д.), которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;
— Обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона)
— Сминание пальцами комочков из бумаги;
— Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.)
— Выкладывание из крупы на фоновой бумаги различных изображений геометрических фигур, букв, цифр, узоров)
— Выполнение аппликаций из природного материала (семян, орех, яичной скорлупы и т.д)
— Создание на бархатной бумаге изображений и узоров из цветных нитей — ниткопись.
— Завязывание и развязывание бантов, узлов;
— Застегивание пуговиц, молний, крючков;
— Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой;
— Конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами;
— Лепка из соленого теста.
— Конструирование
— Рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т.д.)
— Симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами различных фигурок из старых картинок.
Все виды занятий – кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.
В работе по развитию мелкой моторики придерживаюсь некоторых правил:
Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.
Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
Работу провожу регулярно, систематически.
Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.
Стараюсь, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.
Использование упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и развитии речи детей в целом.
- Правила оказания первой помощи в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (16 ч.)
- Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (72 ч.)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: содержание и технологии введения (72 ч.)
- Ментальная арифметика (72 ч.)
Развитие мелкой моторики у обучающихся младшего школьного возраста.
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Родители покупают куртки на молнии, ботинки на липучках, что не требует усилий со стороны ребенка. Младшие школьники не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. У детей не развита мелкая моторика и, как следствие, ребята неловко держат ручку, карандаш. Буквы пишут вкривь и вкось. Там, где требуется выполнение точных, координированных движений кистей рук и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать, печатать, выполнять множество разных бытовых и учебных действий, дети со слабо развитой моторикой испытывают затруднения. Уровень развития сложнокоординированных движений оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности. Такие дети чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, его самооценку. Если ребенок затрудняется показать 1,2,3,4 пальца, зайца из пальчиков, то он и говорит плохо. У детей с общим недоразвитием речи, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти.
Для того, чтобы сделать все задания доступными и легко выполнимыми, необходимо проведение специально организованной работы по коррекции и развитию мелкой моторики у обучающихся.
Сухомлинский писал, «что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия. Тем ярче творческая стихия детского разума».
В коррекционной работе с младшими школьниками, приоритетной целью своей деятельности определила развитие и совершенствование мелкой моторики. На начальном этапе был выявлен уровень развития мелкой моторики каждого ребенка. Продумана работа по её развитию.
В своей работе над развитием мелкой моторики использую подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, палочки, фасоль, скрепки и т.д. (рис.1)
рис.1
Для развития тактильной чувствительности пальцев использую пальчиковые тренажёры, предметы с шипами. Можно предложить детям ощупывание букв, цифр изготовленных из наждачной бумаг или с помощью фасоли составить рисунок по образцу (рис.2)
рис.2
Хороший эффект дает работа с пластилином. Детям предлагается слепить геометрическую фигуру или букву (рис.3)
рис.3 .
Увлекают ребёнка игры – шнуровки (рис.4) В играх со шнурованием развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость. Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки — и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. Можем предложить ребёнку сделать бусы из скрепок.
рис.4
Применяю сюжетно-ролевые игры. Предлагаю отправиться на рыбалку (рис.5). Ребенок с помощью магнитной удочки пытается выловить рыбку. Можно устроить соревнования между детьми, кто больше поймает рыбок за одну минуту.
рис.5
Предлагаю ребёнку помочь маме развесить бельё (рис.6) Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
«Прищеплю прищепки ловко. Я на мамину веревку».
рис.6
В системе использую пальчиковые игры (рис.7) Учу детей изображать с помощью пальчиков животных, птиц, рыб.
рис.7
Движения пальчиков сочетаем с проговариванием
Наша уточка с утра кря, кря, кря….
Наши гуси у пруда га, га, га…
Наши курочки в окно ко, ко, ко…
А как Петя-петушок рано- рано по утру
Нам кричит ку-ка ре-ку!
Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой развивают не только мелкую моторику, но и стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит — развивают речь.
Движения пальчиков используем в теневом театре (рис.8) Ребёнок не только изображает животного с помощью пальчиков, но и озвучивает роль.
Развиваем коммуникативные навыки, творческие способности детей.
рис.8
Применение таких упражнений, игр, заданий дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и развитии речи детей. Стимулируя тонкую моторику, мы активизируем тем самым соседние отделы мозга, отвечающие за речь, развиваем произвольное внимание, память, зрительно-двигательную координацию. Работа по развитию мелкой моторики позволяет сделать уроки интересными. Ребенок чувствует себя увереннее, повышается его самооценка, быстрее происходит его адаптация в школе.
Литература
1.Косинова Е.М. Пальчиковая гимнастика.- М.: Издательство « Эксмо», 2003г, с.135
2.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций головного мозга ребёнка.- М.: Педагогика. 1973г, с. 276
- История создания
- Направления работы
- Контролирующие органы
- Отзывы
- Документы центра
- Попечительский совет Центра
- Итоги работы
- Плановые показатели
Развитие мелкой моторики и творческого мышления у младших школьников посредством применения творческих техник
Творческий процесс в самом своем течении
приобретает новые качества, усложняется и богатеет.
Константин Георгиевич Паустовский
Аннотация
Основная мысль данной статьи заключается в необходимости развития творческих способностей младших школьников, с использованием таких творческих техник, как, «торцевание» и «квиллинг».
В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие мелких мышц руки. Особенно слабо развита координация движения ведущей руки (т.е. умение держать ручку, карандаш или ножницы в качестве рабочего инструмента), способность детей работать в системе «глаз-рука» (срисовывать, копировать, повторять графические элементы), отсутствует гибкость и точность в выполнении практических действий (неуклюжесть и неряшливость).
Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». А.В. Луначарский также выделил прямую взаимосвязь между в своей цитате: «Как работают руки, так думает голова».
Жан-Жак Руссо в своем романе о воспитании «Эмиль, или о воспитании» так написал о потребностях маленького ребенка: «…он хочет все потрогать, все взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит с ощущениями, которые получает от своих рук…».Актуальность данной проблемы также обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в младшем школьном возрасте продолжают интенсивно развиваться структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.
Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук у обучающихся младших классов является применение творческого труда, в частности, «торцевание» и «квиллинг».
Применение вышеперечисленных техник также помогает детям развивать творческое мышление, мелкую моторику, а, следовательно, способствует уравновешиванию психофизиологических проблем.Занятие ручным трудом развивает требовательность к себе, точность и аккуратность в работе, трудолюбие, усидчивость, изобретательность и в то же время прививает трудовые навыки владения многими инструментами. Прежде чем осуществлять развитие творческого мышления в процессе обучения, нужно понимать, какие характеристики присущи поведению младших школьников в принципе. Эти особенности позволяют выстроить цепочку, состоящую из нескольких важных звеньев, которые играют огромную роль для достижения результата обучения, и соответственно, определяют методы для работы в зависимости от возраста.
У младших школьников выделяют также следующие черты:
— творчество эмоциональность восприятия;
— стремление оперировать образами;
— повышенный интерес к детализации;
— слабое умение мыслить абстрактными категориями, переносный смысл может даваться с трудом;
— боязнь совершать ошибку, что демотивирует на создание новых идей;
Младшие школьники тяжело переживают свои неудачи, поэтому критиковать их предложения, мысли нельзя. Необходимо лишь дать возможность ребенку самому понять, в чем его ошибка. Особенно, если это касается конструирования. Практический опыт позволит лучше запомнить особенности построения конструкции и основные ошибки при ее создании.
Очень важным условием для достижения полноценного результата труда с детьми младшего школьного возраста является то, что процесс обучения должен происходить систематически и системно.
Задания должны приносить ребёнку радость. Главное – научить его сочетать приятное с полезным!
В последнее время большую популярность приобрела техника работы с бумагой квиллинг и торцевание. Донателла Чиотти дала следующее определение понятию квиллинг – это искусство изготовления различных узоров из тонких, скрученных в спиральки полосок бумаги. Квиллинг также называют «бумагокручением» или бумажная филигрань. Из скрученных полосок можно составить плоскостные или объёмные композиции, напоминающие тонкую кружевную паутинку. В основе техники «торцевание» – также, как и в квиллинге, создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги. Объемный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Примечательно и то, что и квиллингом, и торцеванием с удовольствием занимаются и мальчики, и девочки. Очень важно правильно подобрать методы и приемы обучения.
В данном виде творчества наиболее применимы следующие методы:
Словесные обращения к детям — объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает ребёнка от зрительного восприятия.
Наглядно-действенный метод обучения.
Обучающиеся знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними.
Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, обязательно выполнение под непосредственным руководством фрагмента продуктивной деятельности отдельно каждому ребенку , оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь.
Освоив основные элементы работы с бумагой, дети могут создавать свои композиции предварительно нарисовав эскиз. Работа с эскизом развивает у детей внимание, мышление, так как детям приходится отсчитывать сколько, какого цвета и формы необходимо сделать деталей и как их расположить.
Таким образом, конструирование из бумаги в технике «квиллинг» и «торцевание»:
1. совершенствует мелкую моторику рук, что благотворно влияет на общее интеллектуальное развитие младших школьников.
2. значительно влияет на формирование таких познавательных процессов, как восприятие, внимание, память, логическое мышление.
3. с помощью этих техник совершенствуются трудовые умения ребенка, формируется культура труда.
4. ребенок в процессе работы с бумагой создает игровую ситуацию на листе, используя готовые формы. Сам процесс скручивания бумаги является увлекательным действием, насыщающим жизнь детей игровыми приемами.
5. у ребенка, в процессе совместной деятельности, формируются принципы коллективизма с одновременным развитием качеств, свойственных индивиду – самостоятельности, саморазвития, самоопределения.
6. квиллинг помогает развить уверенность в своих силах и способностях – неуспевающих не бывает. Развивает творческие способности, воображение, художественный вкус.
Следует помнить, что развитие творческого мышления способствует повышению успешности ребёнка в целом. Оно может стать даже ключевым инструментом мотивации для проблемных детей или тех, кто имеет ограниченные возможности.
Автор: Илюшникова Татьяна Юрьевна, специалист по социальной работе ОДПН № 2
Приветствую вас, мои любимые читатели! Каждый родитель знает, что чем больше наши дети двигаются, тем лучше они развиваются. А двигаться можно по-разному. Так, учёные доказали, что активные движения пальцев рук напрямую связаны с уровнем развития у детей так называемых «речевых» зон.
А ещё они, эти движения, хорошо действуют на кору головного мозга. Так что, упражнения для развития мелкой моторики – это путь к стимулированию умственного развития и настоящий помощник в овладении ораторским искусством.
Если раньше большинство домашней работы делали наши мамы с детьми вручную – полы мыли, бельё стирали-отжимали, вязали-вышивали, крупу перебирали, то теперь наши дети приходят на всё готовенькое.
Две трети, а то и больше, бытовых работ, требующих участия пальцев рук, делает за нас техника – комбайны-пылесосы-стиральные машинки. Вязать-шить мы почти разучились, а кашу варим из пакетиков, где уже всё перебрано. Так давайте-ка сегодня займёмся тренировкой речи и ума. Предлагаю усвоить ряд нехитрых упражнений для младших школьников.
Перекатывания
В руках можно катать всё, что угодно: и мячики, и грецкие орехи, и карандаши-шестигранники, и даже мамины бигуди. Самым подходящим материалом для рук станет тот, что, словно ёжик, колется, так как «иголочки» ещё больше прибавят остроты тактильных ощущений и разгонят кровь. Итак, делаем самомассаж.
Катаем карандаш по столу, зажатый между ладонью и рабочей поверхностью. Перекатываем его, пропуская между пальцами как эквилибриста, удерживая в определённом положении. Активно трём его, зажатым между двумя ладошками.
А теперь очередь мячика.
Отлично развивают координацию вместе с моторикой катание мяча по заданной траектории. Можно нарисовать дорожку в виде лабиринта или спирали, по которой зажатый между ладошкой и поверхностью бумаги мячик побежит к заданной цели.
Отлично! Завалялись в хозяйстве два ещё не съеденных грецких орешка? Их тоже можно в дело!
Два орешка зажимаем в одной руке и начинаем перекатывать, словно стараемся их неровные края отшлифовать.
Шнуровка и мозаика
Чей дошкольник может похвастаться тем, что он сам завязывает шнурки? А ведь чем он раньше этому обучится, тем лучше.
Шнуровка – это один из эффективных способов развивать мелкую моторику. Разматывать, развязывать, нанизывать – всё это хорошо для дошкольников. А для детей постарше есть специальные задания, когда требуется зашнуровать по алгоритму — образцу, либо подсоединить при помощи шнурка недостающие в образе детали.
И вообще, для наших модных детей можно найти примеры необычных красивых шнуровок на обуви – пусть тренируются, если хотят быть в тренде!
Схожа со шнуровкой мозаика, которая так же, как навык нанизывания мелких бусин на ниточку, требует способности удерживать в пальцах мелкие детали, которые нужно сложить в рисунок. Здесь в ход может пойти всё: от пуговиц и бусин до макарон и гороха. Главное, — приложить фантазию, и получится настоящее произведение искусства!
Лепка
Пластилин, солёное тесто, глина – отличные помощники в развитии мелкой моторики у дошкольников и у учеников начальной школы. Здесь не только речевая и умственная тренировка, здесь ещё и «раскручивание» фантазии и творческой составляющей.
Для дошколят это самый настоящий урок, прививающий аккуратность, усидчивость и трудолюбие. Итак, раскатываем «колбаски», катаем шарики, из всего этого составляем объёмные фигуры.
А хотите полезное с приятным совместить? Тогда лепите с малышами пирожки из теста: булочки-крендельки, из слоёного иль дрожжевого – не важно. Главное, — месить-лепить-раскатывать руками. И на обед вкусняшка, и мозгу тренировка.
Бумага
Всё, что можно выстригать-раскрашивать-складывать в аппликации – всё это нам подойдёт для тренировки моторики.
Более ценны, конечно, среди бумажного творчества оригами. В нём нужны обе руки, потому развивается и левое, и правое полушария одновременно. А уж какая нужна сноровка да смекалка, чтобы простой бумажный лист в фигурку сложить. А когда из маленьких треугольничков шедевры бумажные мастерят, это какое ж терпение и усидчивость требуются!
Среди упражнений с бумагой и карандашами педагоги очень рекомендуют штриховку, потому как дошколятам она помогает подготовиться к письму, а младшим школьникам даёт возможность оттачивать мастерство, учась проводить линии без отрыва. Учит штриховка и свободно рисовать с чувством правильного наклона, что немаловажно для почерка.
Ну, а уж говорить про нагрузку на мелкую мускулатуру кисти рук и на пальцы даже не стану – вы об этом сами знаете. Ну, или попробуйте заштриховать что-нибудь — ощутите на собственном опыте.
Полезно и вырезать, так как владение ножницами тоже требует усилий и напрямую связано с развитием моторики. По прямой, по диагонали, кружки и квадраты, овалы и прямоугольники – все эти навыки можно найти в изготовлении… снежинки. Да-да, снежинки, у которой много вычурных линий. Вот там-то придётся попыхтеть!
Пальчиковые игры
Любите театры теней, когда на стене из сложенных правильно пальцев рук вдруг вырастают олешки или лебеди, собачки или кошечки? Это интересная игра тоже развивает моторику.
А ещё полезно играть в домашний кукольный театр. Так что если у Вас дома где-то в углу пылятся кукольные герои сказок, то скорее доставайте их и берите в помощники, ставьте дома сказки и пьесы.
Вот такую игру тоже можно использовать для пальчиков:
В понедельник постирала – трём друг о дружку кулачками,
Пол во вторник подметала – расслабили кисти рук и «метём» по столу,
В среду испекла калач – лепим «пирожок»,
А в четверг искала мяч – делаем руками «козырёк», приставляя поочерёдно ко лбу,
В пятницу я чашки мыла – складываем левую руку горсткой — «чашкой», а пальцами правой водим внутри нашей «чашки»,
А в субботу торт купила – раскрываем ладошки и соединяем друг с дружкой мизинцами, показывая «торт»,
Всех друзей я в воскресенье созвала на день рождения – пальчиками машем по направлению к себе.
Вот такие нехитрые приёмы, которыми можно пользоваться «между делом», помогут вашим детям стать ещё умнее и ещё красноречивее! Удачи!
Ну а если мы что-то упустили, и вы знаете другие интересные способы развития маленьких пальчиков, делитесь ими в комментариях.
А еще по теме можно почитать вот эту статью, там про подготовку руки к письму. И вот эту, здесь найдете интересные способы правильного захвата шариковой ручки.
Буцыкина Т.П., логопед I категории; Вартапетова Г.М., ст. преподаватель кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии НИПК и ПРО, г. Новосибирск
Чаще всего причиной дисграфии называют недоразвитие высших психических функций и устной речи. Некоторые авторы (И.Н. Садовникова, А.Н. Корнев, М.М. Безруких) говорят в этой связи о несформированности пальцевого праксиса. Данное явление может зависеть от определенных функциональных или органических нарушений ЦНС. Однако оно может развиваться и на фоне отсутствия неврологической симптоматики.
Наше исследование проводилось во 2 классе одной из общеобразовательных школ Новосибирска. В нем приняли участие 27 детей, среди которых было два ребенка — левши. Исследование должно было определить, как часто отставание в развитии моторных функций становится причиной нарушений письма. Использовались тесты шкал Н.И. Озерецкого, пробы А.Р. Лурия и др. Материал предлагался детям по показу и речевой инструкции. Качество выполнения оценивалось по 3-балльной системе (по возрастанию качества навыка). Обращалось внимание на наличие синкинезий, скорость нарастания утомления, особенности моторного развития в целом.
В результате выявлено:
§ 26% детей имеют хорошую кинестетическую и кинетическую организацию движений;
§ 33 — испытывают незначительные затруднения различного характера;
§ 41% имеют выраженные нарушения моторной сферы.
В большей степени затруднения проявились при удержании равновесия (возникало общее напряжение, покачивание туловища, балансирование и схождение с места). При ходьбе отмечалась недостаточная координация в работе рук и ног. Наблюдались низкое качество выполнения движений, нарушение их порядка и количества.
Недостатки тонких движений пальцев рук отмечены у 70% детей. Они проявлялись в слабом развитии навыков самообслуживания, при выполнении противоположных действий каждой рукой, в аритмичности и нечеткости пальцевых движений. В 26% случаев отмечено проявление синкинезий: противоположной руки, руки и артикуляционных органов, либо те и другие в сочетании с синкинезиями ног.
Родители младших школьников и педагоги начальных классов нередко сетуют на почерк современных детей и на то, что они неаккуратно ведут свои тетради. Взрослым кажется, что ученики не проявляют должного усердия при выполнении письменных работ, из-за чего и страдает внешний вид букв и цифр.
Но далеко не всегда причина плохого почерка кроется в отсутствии стараний со стороны школьника. Специалисты считают, что именно низкий уровень развития мелкой моторики рук у детей в раннем возрасте становится причиной неаккуратного письма в дальнейшем. Поэтому и рекомендуется тренировать эти способности с детства.
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
Раннее детство – это не только веселая и беззаботная пора, но своеобразная тренировочная площадка для повышения уровня навыков малышей. Еще до того, как они приблизятся к старшему дошкольному возрасту и начнут готовиться к 1 классу, им нужно приобрести знания и умения, без которых образовательный процесс невозможен.
Родители понимают это, а потому стараются всячески развивать способности своих детей: изучают с ними цвета и формы предметов, дают представление о пространственной ориентации, развивают устную речь. Но помимо всего перечисленного, также нужно уделять внимание и развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.
Именно от уровня моторного развития зависит то, как быстро дошкольник научится пользоваться столовыми приборами и письменными принадлежностями, сможет самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы и завязывать шнуровку на обуви. Чтобы дошкольник успешно справляться с этими и другими задачами, ему нужно регулярно тренироваться, улучшая подвижность и силу нажатия пальцев.
При этом заниматься с малышами можно практически с рождения. Так, например, младенцам можно массировать пальцы рук, делать с ними легкую пальчиковую гимнастику. В 2-3 года можно играть в пальчиковые игры, параллельно читая детям веселые стишки и потешки. Так они смогут улучшать свои навыки в увлекательном игровом формате.
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
По мере взросления человека и его потребность в хорошей координации движений пальцев повышается. Родители малышей, посещающих детский сад, знают что уже в 3-4 года ребята активно начинают заниматься творчеством: изготавливают поделки из подручных материалов, лепят из пластилина или из теста, рисуют, раскрашивают картинки, делают аппликации. Такая работа над развитием мелкой моторики у детей дошкольного возраста является важнейшей частью подготовки к обучению в 1 классе.
Однако занятий в садике часто недостаточно, чтобы малыши полноценно расширяли свои способности, поэтому педагоги дошкольного образования рекомендуют заниматься с ними дополнительно. Выбирайте такие игры и упражнения, которые требуют мелких выверенных движений:
- плетение из веревочек – поспособствует развитию подвижности пальцев, а также поможет научиться шнуровать обувь.
- различные виды творчества (лепка, создание поделок, рисование) и игры с мелкими предметами станут отличным дополнением к занятиям в детском садике.
- сборка пазлов и конструкторов, которая является увлекательным и полезным досугом для всей семьи.
Если дошкольник хорошо управляет пальцами и всей кистью руки, то в дальнейшем ему проще будет привыкнуть правильно держать ручку и карандаш, выводить ровные и аккуратные символы. Уже на первом году обучения в школе ученикам придется осваивать письмо, переходя от начертания черточек и крючочков в прописях до написания полноценных букв и цифр в тетрадях. Проблема состоит в том, что к 7 годам даже те дети, которые активно занимались в садике и дома, не всегда обладают необходимыми для письма навыками. Поэтому развивать мелкую моторику рекомендуется еще в дошкольные годы, но и этот процесс нужно организовать правильно.
На что стоит обратить внимание
Ошибочно считать, что тренировка подвижности пальцев актуальна исключительно для дошкольников – не меньше она нужна и ученикам младших классов. Когда малыши изучают текстуры различных объектов, пробуют держать и перемещать их, они также развивает и свой интеллект. На кончиках пальцев располагается множество нервных окончаний, которые стимулируют разные отделы коры головного мозга. Поэтому тактильное изучение предметов и совершение движений руками способствует развитию речи ребенка, его логики, памяти, внимания и многих других умственных способностей.
Конечно, чтобы добиться такого эффекта, нужно заниматься регулярно. Выбирая задания, стоит учитывать не только возраст малыша, но и уже имеющиеся у него навыки. Только так удастся соизмерять нагрузку, делая ее одновременно посильной и неутомляющей. Еще одним важным фактором, влияющим на эффективность занятий, является присутствие элементов игры в обучении. Именно они позволят сделать учебу наиболее увлекательной и интересной. Важно учесть все эти нюансы при выборе методики развития мелкой моторики у школьника или ребенка дошкольного возраста.
Какие методики развивают моторику
Существует немало программ, которые направлены на улучшение моторики пальцев у дошкольников и школьников, а потому выбрать какую-то одну из них бывает сложно. Изначально лучше рассматривать те методики, которые способствуют не только моторному, но и интеллектуальному развитию – совершенствуют способности ребенка, прививают ему полезные навыки.
Одной из таких программ является ментальная арифметика – система обучения быстрому счету в уме, которая подойдет ученикам от 5 лет и старше. Осваивая ее, ребята учатся считать на абакусе (специальных счетах), что способствует развитию моторики. Постепенно они закрепляют свои навыки и переходят к следующему этапу – устным вычислениям.
Теперь ученики привыкают представлять абакус в своем воображении и считают уже на нем. Такая деятельность дает полезную нагрузку на оба полушария мозга – левое, позволяющие применять логико-аналитические способности, и правое, отвечающее за креативность, воображение и творческий потенциал. Так удается совершенствовать разные навыки малышей одновременно.
Освоить ментальную арифметику можно на курсах от академии AMAKids. Обучаясь в небольших группах под руководством опытного педагога, ученики постепенно пройдут все этапы освоения быстрого устного счета, а также повысят свой интеллектуальный потенциал. Все это поможет им добиться успеха не только в учебе, но и во многих других видах деятельности.
Автор: Романова Галина Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 2 п. Ванино
Населённый пункт: Хабаровского края
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: «Экспериментальная работа по развитию мелкой моторики младших школьников посредством техники оригами»
Дата публикации: 12.08.2018
Раздел: начальное образование
Цель — выявить уровень развития мелкой моторики детей младшего
Организация и подготовка к исследовательской работе заключалась в
— постановка задач экспериментального исследования;
МБОУ СОШ №4 пгт. Ванино, Хабаровского края. Выборка случайная, в неё
Эксперимент проводился в дневное время, в спокойной, непринужденной
В данном эксперименте участвуют дети 1 класса,
Антон Г., Вадим Т., Егор Б., Дмитрий Ш., Татьяна К., Анна Б., Ксюша Ат.,
Катерина Б., Анна П., Александра Об., Роман Б.
Были использованы следующие методики:
Инструкция: «Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой
лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая
карандаш от бумаги»[34].
3 балла – 1–2 раза сошел с линии.
2 балла – 3–4 раза сошел с линии.
1 балл – 5 и более раз сошел с линии.
0 баллов – с заданием не справился.
2 методика «Крутые виражи»
Для методики «Крутые виражи» раздаются детям листы с картинками,
на которых нарисованы машины и извилистые дороги. Когда дети сядут за
стол, показать им игру «Пожарная часть» объяснить, что машина может ехать
по пря мой дороге и по извилистой. Сначала попросить каждого ребёнка
провести пальцем по дорогам, потом взять в руки ручки и ещё раз провести
по дорогам, до домиков, стараясь повторять все изгибы дорог. В процессе
выполнения задания следует следить за детьми, чтобы они не спешили и не
мешали друг другу[35].
3 балла – без ошибок.
2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии.
1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии.
0 баллов – с заданием не справился.
3 Методика «Линии»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй
узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх,
одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх,
одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно»[33].
Ткаченко Мария Александровна,
Логопед,Центр развития личности «Мега интеллект»
Республика Казахстан, город Павлодар
Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
М.М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе коррекции [2, с. 4].
Улучшать навыки мелкой моторики, тем самым оказывая положительное влияние на развитие речи, можно следующими способами:
игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, пазлы, бусины, счетные палочки и т. п.);
занятия лепкой, рисованием, различными видами рукоделия;
развитие элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. п.);
упражнения на обведение контуров предметов, штриховку, раскрашивание, рисование по клеткам и трафаретам.
пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;
массаж и самомассаж пальцев и кистей рук.
Особое внимание хотелось бы уделить последним двум способам.
Массаж и самомассаж рук и пальцев является хорошим средством развития мелкой моторики детей, как дошкольного, так и школьного возраста. Цель проведения самомассажа — улучшение координации произвольных движений, восстановление ослабленных мышц, снятие излишнего напряжения.
Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности даёт больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).
Самомассаж подушечек пальцев. Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая ее. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки – смена рук [1, с. 5].
Дети любят всех зверей: (большой)
Птиц, и ящериц, и змей, (указательный)
Пеликанов, журавлей, (средний)
Бегемотов, соболей, (безымянный)
Голубей и глухарей, (мизинец)
И клестов, и снегирей; (большой)
Любят горного козла, (указательный)
Обезьянку и осла, (средний)
Дикобраза и ежа, (безымянный)
Черепаху и ужа. (мизинец)
Пальчиковая гимнастика.
Немаловажное значение для развития мелкой моторики детей имеет и пальчиковая гимнастика.
Упражнение «Коготки» — сильное полусгибание и разгибание пальцев.
Упражнение «Кулак – ладонь». Руки вытянуты вперёд на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется.
Артикуляционно-пальчиковая гимнастика.
Упражнения артикуляционной гимнастики в сочетании с одновременными движениями рук, имитирующими движения челюсти, языка оказывают благотворное влияние на чёткость произношения звуков, а также развивают мелкую моторику.
Упражнение «Иголочка». Рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. Пальцы рук сжаты в кулак. На счет «раз» высунуть язык, напрячь его и сделать узким так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке. Пальцы распрямляются, ладони параллельно столу. На счет «два» — вернуться в исходное положение [3, с. 17].
Игры с использованием нестандартного оборудования.
Кистевые эспандеры способствуют развитию мышечной силы кистей рук. Включение бельевых прищепок в самомассаж оказывает положительное влияние на развитие координации движений пальцев рук.
Самомассаж с прищепками. Для начала попробуйте выполнить упражнение сами. Прищепки должны быть не слишком тугими.
Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия – смена рук.
Кусается сильно котенок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
— Но я же играю с тобою, малыш!
— А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!
Упражнения с эспандерами. Даем ребенку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог. После каждой строчки – смена рук.
Сжать кольцо поможет нам
Сила с волей пополам.
Станут пальчики сильнее,
А головушка – умнее!
К нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук относятся: массаж с помощью шарика Су-Джок (с массажным кольцом) или аппликатора Кузнецова. Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.
Самомассаж ладоней щеткой для волос или аппликатором Кузнецова. На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движения – к себе.
Гладила мама – ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат!»
Массаж шариками Су-Джок.
Пальчиковая игра «Игрушки»
Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.
На большом диване в ряд
Игрушки Катины сидят:
(дети катают Су-Джок между ладоней)
Зайчик, мишка, Буратино,
Да веселый Чиполлино,
Пара сереньких мышат.
(поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому
пальчику, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы поможем нашей Кате
Все игрушки сосчитать.
(дети катают Су-Джок между ладоней).
Массаж пальцев эластичным кольцом. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Таким образом, развивать мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей дошкольного возраста можно используя различные виды деятельности. Применяя данные упражнения, мы добиваемся улучшения координации и точности движений рук и глаз, развиваем мышечную силу кистей рук. Сопровождение массажа и пальчиковых игр стихотворным текстом дает больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).
Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2003.
Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. СПб.: Литера, 2014.
Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. М.: Айрис-пресс, 2011.
Игра «Зеркало»
Одно из эффективных упражнений на крупную моторику для детей – копирование движений. Предложите ребёнку встать напротив вас и представить, что он смотрит в зеркало. Теперь вы будете медленно двигаться – поднимать руку, чесать нос, передвигать ноги, качать головой – а ребёнок будет повторять за вами так, словно смотрится в зеркало. Затем поменяйтесь ролями.
Игра «Снеговик»
Снять мышечный тонус и потренировать крупную моторику поможет простая игра в тающего снеговика. Попросите малыша встать в удобную позу и напрячь все мышцы так, будто он – замёрзший снеговик. Потом выходит солнышко и «снеговик» начинает постепенно таять – с головы до ног: сначала расслабляем мышцы лица, шеи, затем плеч, рук, и так далее, пока весь снеговик не растает.
Упражнение «Алфавит»
Попросите ребёнка лечь на плоскую поверхность на спину. Вытянутыми руками нужно «писать» буквы алфавита или целые слова в воздухе. Можно чередовать левую-правую руки или попробовать «чертить» буквы ногами.
Упражнения «Паучок», «Червячок», «Крабик»
Хорошая разминка и отличный способ развивать крупную моторику – изображать движения насекомых и животных.
- В упражнении «Паучок» передвигаемся по полу как паучки – для этого надо сесть на пол, руками упереться в пол за спиной, а ноги согнуть в коленях. Ползаем, опираясь на ступни и ладошки.
- В упражнении «Червячок» ползаем, не используя рук и ног, извиваясь на полу.
- Чтобы выполнить упражнение «Крабик», садимся на пол, сгибаем ноги в коленях, упираемся ладонями и ступнями в пол и двигаемся боком.
Игра «Не дай мячику упасть»
Лёгкий мяч кладётся на игровой парашют или простыню, которую держат за разные концы игроки, стоящие друг напротив друга. Простыню приводят в движение, создавая волны или катая мяч друг к другу. Задача – не дать мячику скатиться с простыни и упасть.
Полоса препятствий
Предложите ребёнку узнать, сможет ли он пройти полосу препятствий? Такую полосу легко сделать из подручных средств, используя свою фантазию. Можно использовать орто-коврики, ладошки или следочки из Игросити, а можно устроить препятствия из подушек, которые надо перепрыгнуть, тоннель из стульев, по которому можно пролезть, узкие коридорчики из костяшек домино, сквозь которые надо пройти на цыпочках, балансировочную дорожку и так далее.
Упражнение «Хождение по полосе»
Одна из простых игр на физическое развитие ребёнка – ходьба по узкой полосе. Для этого можно использовать специальный безопасный скотч, который клеится на пол, или длинную веревочку. Полоса должна быть протяженной, с поворотами и изгибами. Предложите малышу проверить, сможет ли он пройти по узкой дорожке? Также по такой полосе можно катать машинки, мячики или толкать перед собой корзинку.
Игра «Попадаем в цель»
Азартная и весёлая игра, для которой всегда можно найти подручный материал: если кольцеброса под рукой нет, подойдёт любая ёмкость или пустое ведро. Забрасывать в цель можно мяч, бумажные самолётики или что-то другое. Кто больше попадёт в цель? Устройте соревнования!
Упражнения с перекрёстными движениями
Предлагаем ряд двигательных упражнений с использованием перекрёстных движений, которые помогут детям развить крупную моторику:
- Перекрёстные прыжки на счёт: раз – ноги врозь, руки вдоль тела, два – ноги вместе, руки в стороны.
- Перекрёстные шаги: стоя на месте поднимаем поочередно колени с перекрёстным касанием ладоней – правое колено вверх, касание левой ладони, левое колено вверх – касание правой ладони. При выполнении упражнения голова остаётся неподвижной, а плечо двигается вслед за рукой.
- Перекрёстные прыжки с вытянутой рукой: чередуем прыжки – прыжок с правой ногой впереди – левая рука вытянута перед собой, прыжок с левой ногой впереди – правая рука вытянута перед собой.
Танцы
Наверное, все дети любят танцевать – а ведь это отличный способ развить крупную моторику! Ставьте ребёнку то ритмичную музыку, то медленную, чтобы он менял скорость и движения. Показывайте свои движения, прося его повторить. Вращения, наклоны, движения руками и ногами, раскачивания – всё это отлично развивает физические навыки.
Боулинг, городки, кегли
Научиться бросать мяч и попадать в цель – важная задача для малыша. Если кеглей или набора для игры в городки дома нет, используйте пустые пластиковые баночки – например, от йогурта. Расставьте их сначала на небольшом расстоянии – 5-7 шагов от малыша – и предложите бросать мячик так, чтобы сбивать баночки.
Игры и упражнения на баланс и равновесие
Балансирование – один из сложных и важных навыков, освоить который детям помогут разнообразные занятия. Например:
- Удерживать равновесие, проходя по доске, положенной на пол, или по низкой скамеечке.
- Закрыть глаза и как можно дольше стоять на одной ноге, удерживая баланс.
- Игра «Замри-отомри». Пытаемся устоять в случайной позе при команде «Замри» и расслабляемся при команде «Отомри».
- Игра «Удержи мешочек». Ребёнок становится ровно и поднимает одну ногу, согнув в колене. На колено кладётся мешочек с песком или чем-то мягким. Задача – удержать мешочек на весу как можно дольше.
Выбирайте и заказывайте игры на развитие крупной моторики в Игросити!