Развитие моторики у детей с дцп

Развитие моторики у детей с дцп

Детский церебральный паралич (ДЦП) — заболевание центральной нервной системы, характеризующееся прежде всего двигательными и сенсорными расстройствами. Одной из типичных особенностей ДЦП является нарушение мелкой моторики рук, тонуса мышц, наличие насильственных движений, моторная неловкость, неточность движений руками и нарушение формирования конечностей. Все это затрудняет приобретение трудовых умений и навыков самообслуживания, ставит ребенка в полную зависимость от ближайшего окружения. Двигательные нарушения также усиливают нарушения артикуляционной моторики и звукопроизношения, задерживают речевое развитие.

Поэтому важной задачей в комплексной реабилитации ДЦП является развитие мелкой моторики. Руки участвуют во всех рабочих движениях ребёнка. Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающими предметами. Именно через руки мы получаем сведения о мире, играем, исследуем, творим. Формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук, стимулирует развитие нервной системы, всех психических процессов и речи. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики дают возможность развивать мышечные и тактильные ощущения, стимулируют развитие когнитивных способностей.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной системы человека, в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Развитие мелкой моторики положительно влияет на становление речи, повышает работоспособность ребёнка, внимательность, активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.

Ученые установили, что на общей площади зоны движения в коре головного мозга, одну из самых обширных частей, наряду с проекциями мимической мускулатуры и мышц языка, занимает проекция мускулатуры кисти руки. И если у взрослого человека взаимосвязь происходит по схеме «мозг—рука» (мозг дал команду — рука сделала), то у ребенка осуществляется обратная информационная связь. Рука изучает окружающий мир и сообщает мозгу «результаты наблюдений» — мозг управляет рукой, используя эту новую информацию. Именно руки позволяют новорожденным «включить» мозг и развивать его. Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев!

Проекция кисти руки на коре головного мозга расположена совсем рядом с речевой зоной. Воздействие на руки ребенка, работа над развитием мелкой моторики, или по-другому ловкостью рук, способствуют стимуляции этой зоны мозга.

В обычном сценарии процесс развития мелкой моторики происходит естественным, заложенным природой путём на базе развития общей моторики человека. В случае с поражениями, вызванными ДЦП, важно с самого раннего возраста проводить работу по развитию мелкой мускулатуры рук. Благодаря регулярным тренировкам, движения будут постепенно становиться более уверенными. Следует учитывать, что способность ловко управлять руками требует определённой степени зрелости мозговых структур, поэтому заставлять ребёнка заниматься «через силу» неэффективно.

Стимуляция и развитие моторики у детей с ДЦП – важная часть ежедневной реабилитации.

Основными методиками на развитие мелкой моторики рук, которые можно использовать в том числе в домашних условиях, являются

1. Массаж (тыльная сторона кистей рук, ладони, пальцы).

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Пальчиковые игры и упражнения с использованием различных предметов и материала.

В комплексной работе, направленной на развитие мелкой моторики, необходимо следовать таким принципам как:

— внимание к состоянию ребенка, учитываем, какие функции нарушены, а какие сохранны;

— регулярное выполнение, многократное повторение;

— подбираем комфортный для ребенка темп;

— создаем мотивирующие обстоятельства (занятия в игровой форме, поощрение);

— в движениях чередуем сжатие, растяжение, расслабление, следим за распределением тонуса в кисти и пальцах;

— независимо от ведущей, доминантной руки ребёнка, в работу должны быть включены обе руки. Связь руки с мозгом перекрёстная: правая рука связана с левым полушарием, а левая рука – с правым;

— соблюдаем меры безопасного использования предметов в процессе работы (!! в занятиях часто используются мелкие игрушки, фасоль и прочее, важно не оставлять ребенка одного, чтобы не допустить проглатывая);

Как создать комфортную обстановку для выполнения заданий?

1. Эмоциональная поддержка: старайтесь вызывать у ребенка положительные эмоции, хвалите, подбадривайте: «Вот, здорово! «, » Я тебе немного помогу! «, «Какой ты у меня молодец! «, «Умница».

2. Наберитесь терпения! Не критикуйте личность ребенка, а тактично указывайте на ошибки.

3. Не допускайте переутомление. Начинать нужно с выполнения простых заданий и постепенно повышать их сложность, увеличивая время занятия с 10 до 30 минут.

4. Создавайте мотивацию: расскажите ребенку для чего нужно выполнять задания. Если ребенок не проявляет интереса к заданиям – возможно, они слишком сложные для него, у каждого индивидуальный темп развития. Можно предложить эти задания позднее.

5. Упражнения лучше выполнять совместно, для ребенка важно участие взрослого, его одобряющее внимание.

Что можно использовать для развития мелкой моторики?

1. Различные пирамидки, матрёшки, сортеры, кубики, рамки-вкладыши, пазлы

2. Конструкторы, мозаики, фигурки на магнитах

3. Шнуровки, замочки, нанизывание бус

4. Мячи (колючие, рифлёные, плюшевые), коврики типа «травка»

5. Футляры, коробочки, кошельки с предметами–секретиками

6. Пальчиковый «сухой бассейн» с мелкими игрушками

7. Игры со счётными палочками, с крупами, пуговицами, прищепками, камешками, песком.

8. Рисование, раскрашивание, лепка из пластилина, теста, глины, аппликации.

Использование подобных игр помогает не только развивать мелкую моторику рук, но и стимулирует логическое и пространственное мышление, внимание и логику, тактильную чувствительность, помогает осваивать новые формы и размеры, цвета.

В межреабилитационный период можно выполнять в домашних условиях элементарные техники массажа, такие как поглаживание, легкое растирание, вибрации. Обратите внимание, что массаж не должен вызывать у ребёнка неприятные ощущения. Процедуру проводим в течение 3-5 мин ежедневно 2 раза. Движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья.

Поглаживание – медленные и плавные движения в различных направлениях.

Растирание – применяется определенная сила давления, рука как бы сдвигает кожу, но растирание не должно приносить ребёнку дискомфорт.

Вибрации – кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим легкие удары. Массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребёнка.

Можно выполнять массаж со следующими материалом: зубной щёткой, массажной расчёской, различными мячиками, шариками.

Развитие моторики у детей с дцп

Приведенные ниже упражнения могут помочь улучшить мелкую моторику, которое ухудшилась после инсульта. Обратите внимание, что некоторые упражнения могут быть слишком легкими или, наоборот, слишком тяжелыми, в зависимости от степени утраты навыков мелкой моторики. Если у человека после инсульта руки совсем не двигаются, восстанавливайте движения рук при помощи пассивных движений . Для тех, у кого руки действительно подвижны, попробуйте следующее:

  • Собирать разбросанную мелочь.
  • Переворачивать карты.
  • Практиковаться в письме.
  • Прищеплять прищепки
  • Собирать гайки и болты.
  • Нанизывать бисер.
  • Играть в шашки.
  • Все вместе решать головоломки, вроде кубика Рубика.
  • Играть на пианино.
  • Практиковаться в наборе текста.
  • Перебирать небольшие объекты, такие как пуговицы, монеты и т.д.
  • Скомкайте лист бумаги в шар. Попробуйте расправить его обратно в плоский лист бумаги, используя только руки пострадавшего.
  • Поднимайте пустые банки, а затем опускайте их.
  • Раскатывайте карандаш между большим и другими пальцами руки.
  • Тренируйтесь застегиваться.
  • Возьмите зубочистку с помощью пинцета.
  • Отжимайте мочалки.
  • Собирайте фигурки из конструктора.
  • Заполните миску с рисом, и разместить объекты в нем. Попробуйте найти их рукой, не глядя.
  • Рисуйте.

Возьмите мелкие предметы (например, мраморные яйца, крупные шарики от подшипника или шашки) по одному возьмите каждого в руку и удерживая его, выберите на следующий предмет. Затем, не давая предметам выпасть из рук, поместите каждый предмет обратно по одному за раз.

Если рука или палец не двигаются

Если человек не в состоянии двигать рукой или пальцами, то упражнения должны делать акцент на растяжение больной руки другой рукой. Когда парализованная рука не движется, можно также пробовать класть больную руку на предмет, например, стол или мяч и пытаться держать ее там без поддержки здоровой руки, но так, чтобы она не падала или свернуть пальцы в кулак. Можно попытаться вызвать движения пальцев и запястья, нажав на мышцы предплечья. Нажатия на заднюю часть предплечья поможет обнаружить выпрямление пальцев и запястья. Нажатия на другой стороне предплечья будет вызывать изгиб пальцев и запястья.

Детский церебральный паралич — тяжелое заболевание центральной нервной системы.

При этом заболевании имеет место раннее поражение головного мозга. Особенно страдают подкорково-стволовые мозговые структуры, при помощи которых осуществляются произвольные движения. Наиболее тяжелую картину представляет собой сложный дефект, представленный двигательной патологией, сопутствующими патологиями развития, речевой, перцептивной, коммуникативных сфер в разной степени выраженности и интеллектуальным недоразвитием.

Коррекционная работа всегда начинается с развития сенсорной сферы. Часто имеются грубые аномалии зрения и слуха, нарушения тактильной чувствительности. Вследствие этого предметы и явления воспринимаются в общих чертах. В процессе восприятия не проявляется активность, необходимая для получения специфических для данного предмета характеристик. Неумение анализировать, сравнивать, охватывать полностью воспринимаемые сведения приводит к хаотической нецеленаправленной деятельности.

Методы и приёмы развития мелкой моторики у детей с ДЦП

Этот вид упражнений широко распространенный в дефектологической и логопедической практике.

Пальчиковые игры — важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Дети очень любят играть в теневые игры. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Поначалу обучаем детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляем упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Педагог следит за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. При необходимости помочь ребенку принять нужную позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки. Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается — показ устраняется и остается только словесная инструкция.

2. Хорошо зарекомендовали себя упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:

собирание пирамидок, матрешек, мозаики.

нанизывание колец на тесьму;

работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины;

работа со спичками и счетными палочками;

работа с бумагой;

лепка (глины, пластилин, тесто);

шнуровка на специальных рамках, ботинок; завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке;

игры с песком, водой;

наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);

закручивание шурупов, гаек; игры с конструктором, кубиками;

рисование в воздухе;

рисование различными материалами (карандашом, ручкой, мелом, красками, углем и т.д.);

Важное место в работе учителя по развитию моторики детей занимает ритмическая организация движений, оказывающая положительное влияние на совершенствование слухо-зрительно-двигательной организации движений. Достигается это в упражнениях, суть которых состоит в том, что ребенок должен воспроизвести движениями определенный ритмический рисунок в виде единой плавной кинестетической мелодии. Такими движениями могут быть хлопки, постукивание по столу и т.д.

3.Подготовка к письму.

Письмо — сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма — длительный трудоемкий процесс, который детям с ЦП достается нелегко. При работе по формированию навыка письма учителю необходимо помнить о соблюдении следующих условий:

правильная посадка при письме.

ориентировка на странице тетради и строке.

правильное движение руки по строке.

обведение лекал, шаблонов.

письмо элементов строчных букв.

А такие упражнения, как штриховка, графические диктанты, письмо элементов букв способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и зрительному восприятию, пространственной ориентировке, а также формированию внутренней речи, образного и логического мышления. Огромная, если не ведущая роль в подготовке к навыкам письма принадлежит семье. Ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен школы или реабилитационного центра. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от её систематичности.

Малыши с ДЦП овладевают навыками крупной моторики в той же последовательности, что и другие дети. Сначала они держат голову, затем садятся и ползают и в конце концов начинают ходить.

«Если это правда, – можете возразить вы, – почему же мой ребенок так отличается от других детей?» Возможно, вы читали о детском развитии брошюру в кабинете врача или книгу. Там были чудесные иллюстрации, изображающие, что делают дети в определенном возрасте. Но вам известно: ваш ребенок этого не делает.

Вам сказали, что развитие вашего ребенка задерживается и что ему нужно больше времени, чтобы овладеть основными навыками. Вы проявляете терпение и помогаете ему.

Ваш ребенок растет и учится новому. Но он выглядит не так, как дети в брошюре. То, что он делает, возможно, там не упомянуто и не изображено.

Таким образом, вы делаете вывод, что ваш ребенок развивается не только медленнее, чем другие дети, но и вообще по-другому.

Ваше наблюдение совершенно верно. Как будет объяснено в главе 3, разница в мышечном тонусе вашего ребенка и в его двигательных стереотипах, а также в сложности, которую он испытывает при контролировании своих мышц, оказывает влияние на развитие его моторных навыков.

И тем не менее то, что дети с ДЦП, как правило, овладевают навыками в той же последовательности, что и другие дети, соответствует действительности. Однако они овладевают навыками медленнее и осваивают их частично, не целиком. Навыком, на овладение которым у обычного ребенка уходит месяц, ребенок с ДЦП будет овладевать вдвое дольше – и в итоге овладеет им лишь частично, а на полное овладение у него может уйти еще восемь месяцев. Именно частичность овладения навыком – и следующий за ним большой временной период, за который ребенку предстоит овладеть им полностью, – служит причиной, по которой моторное развитие детей с ДЦП выглядит настолько разительно отличающимся от развития обычных детей.

Давайте возьмем в качестве примера игру и такой навык, как дотягивание до предметов в положении лежа. Ребенок в брошюре овладевает этим навыком в возрасте четырех месяцев. Ребенок с ДЦП может начать играть в положении лежа примерно в это же время. Он может держать в руке погремушку и целенаправленно ею трясти. Он может тянуться, но не во всех направлениях, и, возможно, не будет вытягивать обе руки, как ребенок в брошюре.

Со временем и в процессе многочисленных тренировок ребенок с ДЦП может улучшить свой навык и в конце концов вполне им овладеть: он будет тянуться к игрушке обеими руками. Но к этому времени он уже не малыш, который любит играть на спине. Вместо этого он уже сидит на коленях у папы и тянет руки к мячу, который катит ему мама.

Таким образом, хотя обычно развивающийся ребенок и ребенок с ДЦП делают совсем разные вещи – один играет с игрушкой, свисающей с детской карусельки, лежа на спине, а другой играет с мячом из положения сидя, – оба они в состоянии вытянуть вперед руки. Как только они овладевают этим навыком, они могут принять на руки вес. Они готовы опустить распрямленные руки на пол, опереться на колени и ладони и научиться ползать.

Говорят о значении игры в жизни ребенка, нельзя не сказать об использовании игр с целью диагностики и терапии. Наблюдая за ребенком в процессе игры, мы можем оценить умение ребенка сотрудничать, сопереживать, его психо-эмоциональное состояние, уровень развития познавательных процессов и т. д.

Игры по тренировке пальцев можно начинать с массажа (это когда мы поглаживаем кисти рук ребенка в направлении от кончиков пальцев к запястью) или упражнений (берем каждый пальчик ребенка по отдельности в свои пальцы, сгибаем и разгибаем его). Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Необходимо детей с ДЦП учить и приемам самомассажа: поглаживание, растирание, выжимание, активные и пассивные движения. Позже можно использовать пальчиковые игры, сопровождаемые стихами.

Содержимое разработки

В игре нет людей серьезнее,

чем маленькие дети.

Играя, они не только смеются,

но и глубоко переживают.

Игры для развития мелкой моторики у детей с ДЦП.

Говорят о значении игры в жизни ребенка, нельзя не сказать об использовании игр с целью диагностики и терапии. Наблюдая за ребенком в процессе игры, мы можем оценить умение ребенка сотрудничать, сопереживать, его психо-эмоциональное состояние, уровень развития познавательных процессов и т. д.

Развитие моторики у детей с дцп

Игры по тренировке пальцев можно начинать с массажа (это когда мы поглаживаем кисти рук ребенка в направлении от кончиков пальцев к запястью) или упражнений (берем каждый пальчик ребенка по отдельности в свои пальцы, сгибаем и разгибаем его). Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Необходимо детей с ДЦП учить и приемам самомассажа: поглаживание, растирание, выжимание, активные и пассивные движения. Позже можно использовать пальчиковые игры, сопровождаемые стихами.

Игры с мячами и шариками

Развитие моторики у детей с дцп

Особую роль в развитии мелкой моторики играют мячи и шарики. Регулярные игры и упражнения с мячами и шариками улучшают память, тренируют мозг ребенка, развивают координацию движений, ловкость рук, развивают логическое мышление.

Развитие моторики у детей с дцп

Сложным заданием для детей с церебральным параличом являются игры-шнуровки. Вначале необходимо детей познакомить со всеми предметами; показать, как нужно просунуть шнурок в отверстие, как сделать стежок, как вынуть шнурок из отверстия. Отверстия должны быть большими, а кончики шнурка плотными.

Шнуровка способствует развитию у ребенка мелкой моторики руки, уточнения движения пальцев, концентрации внимания, развитию точности глазомера, координации движений и последовательности действий. В этих играх особое место отводится развитию творческих способностей ребенка.

Шнуровка знакомит ребенка со следующими понятиями:

величина (размер, длина, высота, толщина);

количество и счет (количественные и порядковые числительные, числовой ряд);

состав числа (от 2 до 10);

шнуровка (шнурование, завязывание шнурка на бант);

описание предметов, антонимы.

Развитие моторики у детей с дцп

Игры-мозаики, изготовленные из разного материала, развивают внимание, память и мышление ребенка, способствуют интенсивному развитию движений пальцев рук. С помощью этих игр можно провести интересные соревнования, конкурсы. Игры-мозаики можно проводить под спокойную мелодичную музыку.

Развитие моторики у детей с дцп

Большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики имеет лепка. Она необходима для развития у детей с ДЦП сенсорных и пространственных ощущений, восприятия.

Игры с мелкими предметами

Развитие моторики у детей с дцп

Игры с мелкими предметами помогают снизить возбудимость, суетливость и раздражительность, развивают внимание, зрительную память, ориентировку в пространстве, мышление, воображение. Постепенно уменьшая размеры предметов, с которыми играет ребенок, можно добиться большей точности движений, улучшения координации движений пальцев через задания.

После кропотливой работы результатом обучения можно считать то, что дети с ДЦП в моей группе:

по мере двигательной возможности, владеют предметными и орудийными действиями, выполняют практическое действие;

стараются вовлекать в игру предметы, замещающие натуральные предметы и игрушки, которых называют в соответствии с их игровым назначением;

у детей появились действия с воображаемым объектом;

умеют оценивать свои действия, контролировать их и направлять, подчиняя оценке взрослого;

умеют выполнять по мере возможности игровые действия по словесной инструкции.

воспитатель МАДОУ комбинированного вида детский сад «Сказка» г. Баймак – Зеркина Любовь Ивановна

Развитие моторики у детей с дцп-75%

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I Научно-теоретический анализ по проблемам общей,
мелкой и артикуляционной моторики………………………………………..5
1.1 Онтогенез моторики…………………………………………………………..5
1.2 Особенности общей и мелкой моторики у детей с ДЦП………………….11
1.3 Классификация дизартрий, особенности артикуляционной моторики…..17
Глава II Эмпирическое исследование двигательных нарушений
у детей дошкольного возраста со спастической диплегией………………25
2.1 Организация и методы исследования………………………………………25
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………. 36
Список литературы…………………………………………………………….39

Введение

Актуальность темы исследования. Детский церебральный паралич (далее – ДЦП) занимает одно из ведущих мест в структуре детской инвалидности по неврологическому профилю. По различным научным данным частота проявления ДЦП составляет от 2,5 до 9 случаев на 1000 новорожденных [3, с. 4]. Клинические проявления ДЦП не ограничиваются поражением у детей только моторных функций, и включают широкий комплекс других патологических изменений. Это и разнообразные признаки интеллектуального и речевого недоразвития, и ухудшение познавательных процессов, и негативные личностные отклонения.
Вместе с тем, развитие у ребенка с ДЦП психопатологических синдромов зависит, в том числе и от его правильного воспитания. Своевременная диагностика и коррекционная помощь детям с двигательной патологией является одним из важнейших направлений работы в области специального образования детей. Речь идет о максимально возможной социализации и адаптации детей через коррекционно-развивающее обучение. Важнейшей частью этого обучения является развитие двигательных навыков детей, а именно общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Анализ специальной литературы показывает, что изучению нарушений двигательного развития детей с ДЦП посвящено множество исследований. Ученые отмечают значительную полиморфность популяции детей с ДЦП, во всех случаях указывая на нарушения в их двигательном и речевом развитии (О.Л. Бадалян, Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова, А.С. Петрухин, К.А. Семенова и др.). В настоящее время разработаны и реализуются на практике программно-методические материалы по реабилитации и двигательному развитию детей с ДЦП (Ю.Ю. Белякова, С.А. Бортфельд, К.А. Семенова). Таким образом, тема исследования является весьма актуальной.
Объект исследования: двигательное развитие детей с ДЦП.
Предмет исследования: особенности двигательных расстройств у детей с ДЦП, особенности двигательных нарушений у дошкольников со спастической диплегией.
Целью работы является теоретическое и практическое изучение особенностей двигательной сферы, а именно общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с ДЦП.
Исходя из поставленной цели, в работе решаются задачи:
1) изучить онтогенез моторики у здоровых детей;
2) охарактеризовать особенности общей и мелкой моторики при ДЦП;
3) исследовать особенности артикуляционной моторики и виды дизартрий у детей с ДЦП;
4) провести эмпирическое исследование двигательных нарушений у дошкольников со спастической диплегией;
5) проанализировать результаты исследования, сделать выводы.
Методы исследования: теоретические (анализ медицинской и психолого-педагогической литературы, сравнение и обобщение), эмпирические (наблюдение), тестирование, методы количественной и качественной обработки данных.
Базой исследования стал коррекционный центр «Солнышко» г.Октябрьский Республики Башкортостан. Было обследовано два ребенка дошкольного возраста (мальчики 5,5 и 6 лет) с формой ДЦП «спастическая диплегия».
Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут использовать педагоги, воспитатели, логопеды коррекционных групп при работе с детьми с ДЦП.
Структура работы. Работа содержит введение, две главы и пять параграфов, заключение и список литературы.

Детский церебральный паралич составляет группу расстройств двигательной сферы, которые возникают в результате поражения двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Главный недуг — повышение тонуса мышц, спастика, рассогласованность движений рук и ног, что приводит к нарушению двигательной деятельности — ходьбы и бега. Следствием этого является ограничение возможностей передвижения, что влечет за собой нарушения функций дыхания и кровообращения, быструю утомляемость, ослабление мышечной системы и т.д.

Игры (подвижные и малоподвижные) являются самой приемлемой формой занятий физическими упражнениями с этой категорией детей. Ребенок, включаясь в сюжет игры, становится ее непосредственным участником, веселится и радуется, забывая о своих дефектах. Бесконечное разнообразие движений, из которых состоит подвижная игра, оказывает всестороннее воздействие на психофизическое и эмоциональное состояние ребенка, что создает положительные предпосылки для коррекции.

«Быстрый и ловкий»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции и точности движений.

Играют от трех пар, состоящих из взрослого и ребенка.

Инвентарь: 6—8 стульев.

Инструкция. Стулья ставят по кругу, плотно один к другому, сиденьями внутрь, на них садятся участники игры. Половина детей — половина взрослых. Водящий встает в середину круга. Его стул свободный. По сигналу водящий старается сесть на этот стул, но сидящие перемещаются вправо или влево и мешают ему найти свободное место. Игрок, не успевший передвинуться на соседний стул, сменяет водящего, и игра продолжается.

Методические указания. Игра средней интенсивности, может проводиться несколько раз.

«Вокруг стульев»

Цель: развитие быстроты реакции и движений.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: два стула, шнур длиною 3,5—4 метра.

Инструкция. Стулья ставят спинками кдруг другу на расстоянии 6—8 шагов. На них садится пара играющих. По сигналу оба встают и начинают передвижение вправо (влево), вокруг противоположного стула. Кто первый сядет на свой стул, тот победитель.

1. Игровое задание можно усложнить — написать мелом на полу свое имя, завязать бантик из подвешенной ленточки, бросить мяч в цель, выдернуть первым шнур, протянутый под стульями, и т. д.

2. На каждом стуле может сидеть ребенок вместе с мамой, тогда соревнование проводится пара на пару, и все действия выполняются вдвоем.

Методические указания. Игра средней интенсивности, может проводиться несколько раз.

Цель: развитие мелкой моторики кисти, быстроты и точности движений.

Количество игроков должно быть четным.

Инвентарь: 6 метров веревки, две палочки, лента.

Инструкция. К двум круглым палочкам привязывают концы шестиметрового шнура. В середине прикрепляют цветную ленту. Одну палку держит первый игрок, другую — второй. По сигналу оба начинают наматывать шнур на свою палочку. Побеждает тот, кто первым накрутит его до середины.

Методические указания. Если играют несколько пар детей, игру можно продолжать до тех пор, пока не будет выявлен один, самый ловкий, игрок.

Цель: развитие внимания и точности движений.

Количество игроков — 5—15.

Инвентарь: волейбольный мяч.

Инструкция. Играющие образуют круг и рассчитываются на первый-второй. Первые номера — одна команда, вторые номера — другая. Два рядом стоящих игрока — капитаны, в руках у них по мячу. По сигналу капитаны передают мяч по кругу игрокам своей команды, то есть через одного. Мяч должен как можно быстрее вернуться к капитану.

Цель: обучение дифференцировке усилий, развитие глазомера, точности движений.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: кегли, кубики, игрушки.

Инструкция. Перед каждым участником на расстоянии 2—3 метров стоят предметы: кегли, кубики, игрушки. Необходимо сбить предмет, прокатив мяч по полу. Выигрывает тот, кто сбил предметы большее число раз.

Методические указания. Игра малой интенсивности, может повторяться неоднократно.

«Продвинь дальше»

Цель: та же, что и в предыдущей игре.

Количество игроков может быть любым, но только четным.

Инвентарь: кубик, мяч.

Инструкция. Играют по два участника. Перед каждым из них на расстоянии одного метра стоит небольшой кубик. Необходимо прокатить мяч к кубику так, чтобы тот продвинулся вперед. Игрокам дастся пять попыток. У кого кубик в конце игры будет продвинут дальше, тот и победил.

Методические указания. Такие малоподвижные игры желательно включать после активных игр для восстановления сил.

Цель: формирование вертикальной позы в положении сидя, развитие равновесия, координации движений, внимания.

Инструкция. Дети сидят в кругу и по команде начинают передавать фитбол из рук в руки по часовой стрелке. По команде «Стоп!» мяч останавливается на каком-либо играющем, который выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один ребенок — победитель.

1. По команде ведущего меняется направление передачи фитбола.

2. При большом количестве играющих в игре используются два фитбола.

Методические указания. Ведущему следует напоминать детям об осанке.

Цель: формирование вертикальной позы в положении сидя, навыка правильной осанки, пространственного ориентирования, речи.

Инструкция. Играют 5—6 человек в исходном положении сидя по-турецки в кругу. Дети, проговаривая стихи про мяч, перекатывают фитбол от одного к другому в произвольном направлении:

Ты катись, веселый мяч,

Быстро-быстро по рукам,

У кого веселый мяч,

Тот исполнит песню нам.

Методические указания. Ведущий должен следить за правильной осанкой детей.

«Запрещенное движение»

Цель: развитие внимания, координации движений и пространственного ориентирования.

Инструкция. Игра выполняется в исходном положении лежа. Педагог обозначает «Запрещенное движение», так, например, фитбол в руках, опущенных вниз. Дети повторяют все движения преподавателя, кроме «запрещенного». Выбывают из игры тс, кто ошибся, остается один выигравший ребенок.

Цель: развитие мелкой моторики, равновесия, координации движений, внимания. Инвентарь: фитбол.

Инструкция. Дети сидят на фитболах парами, напротив друг друга. По команде педагога то одновременно, то попеременно соприкасаются с ладонями партнера.

Методические указания. Ведущему следует напоминать детям о правильной осанке.

Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук тесно связано с формированием общей моторики. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важную роль в становлении реакций выпрямления и равновесия. Руки принимают участие в поддержании позы на животе, а также в изменении позы (в поворотах со спины на живот и наоборот, в возможности садиться, вставать) . Способность к захвату предметов, манипуляциям и предметным действиям оказывает влияние на правильное восприятие окружающего мира и развитие познавательной деятельности. Тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно коррелирует с тяжестью нарушений функции рук. Таким образом, тренировка функциональных возможностей кистей и пальцев рук улучшает не только общую моторику ребенка, но и развитие психики и речи. В свою очередь; формирование движений кисти тесно связано с созреванием двигательного анализатора, развитием зрительного восприятия, различных видов чувствительности, гнозиса, праксиса, пространственной ориентации, координации движений.

У детей с церебральным параличом, особенно в младенческом и раннем возрасте, отмечается патологическое состояние кистей рук, недостаточность или отсутствие зрительно-моторной координации, хватания и манипулятивной деятельности. В большинстве случаев кисти рук сжаты в кулаки, приведен к ладони большой палец. Ослаблена функция разгибания и разведения пальцев кисти, а также их противопоставления большому пальцу. Почти у всех детей даже в более позднем — дошкольном и школьном возрасте нарушены тонкие дифференцированные движения пальцев, что мешает формированию навыков самообслуживания, изобразительной деятельности, письма.

При лечебно-педагогической работе необходимо учитывать функциональные этапы становления моторики кисти и пальцев рук: развитие опорной функции на раскрытые кисти, осуществление произвольного захвата предметов кистью, включение пальцевого захвата, противопоставление пальцев, постепенно усложняющиеся манипуляции и предметные действия, дифференцированные движения пальцев рук.

Не секрет, что степень функционального развития головного мозга влияет не только на успешное обучение ребенка в школе, но и на его адаптацию к социальной жизни. Каким же "волшебным образом" упражнения для развития мелкой моторики рук у детей влияют на развитие мозга?

Существуют специальные упражнения и игры на развитие мелкой моторики, которые способствуют активизации работы обоих полушарий мозга, улучшению связей внутри полушарий. Что это означает?! Да, все очень просто. Игры на развитие пальцев рук положительно влияют на:

  • моторную ловкость,
  • формирование целенаправленных движений,
  • умение выполнять ряд последовательных двигательных действий.

Правое полушарие мозга отвечает за пространственно-образное мышление, а левое за абстрактно-логическое. Так вот, ученые выяснили, что проекция руки в коре головного мозга занимает 1/3 всей площади двигательной зоны. Это говорит о том, что при выполнении двигательных упражнений образуются кинестетические импульсы, идущие от нервных окончаний пальцев рук в кору головного мозга.

Регулярным повторением мы "обучаем" кору головного мозга новым двигательным навыкам, что в свою очередь способствует расширению функциональных возможностей кистей и пальцев рук ребенка.

Игры на развитие мелкой моторики

Перед тем как начать выполнять с ребенком упражнения для развития мелкой моторики рук, познакомимся с общими рекомендациями.
1. Упражнения выполняем ежедневно в первой половине дня. Начинаем с 5-ти минут и доводим по мере их освоения до 10-20 минут.
2. Исключаем все отвлекающие факторы: посторонние разговоры, телевизор, игрушки и т.д.
3. Взрослый показывает упражнения ребёнку в медленном темпе. Затем помогает ему их освоить с использованием своей руки (совместно). После этого просит ребенка выполнить задание самостоятельно.
4. Все игры выполняются сначала ведущей рукой, затем противоположной, после обеими руками.
5. После каждого упражнения необходимо научить ребёнка умению расслаблять руки (для этого нам помогут упражнения "Мороженное тает", "Вареные макаронки").
6. При использовании мелких деталей соблюдаем правила безопасности!
Вооружаемся позитивным, бодрым настроением и начинаем!

Упражнения на расслабление.

"Мороженное тает"
Ребенок сидит за столом. Руки согнуты в локтях и опираются локтевым суставом о стол. Кисти рук направлены вверх и напряжены. Взрослый озвучивает, что ручки ребенка — это мороженное. Оно начинает таять.
Ребёнка просят расслабить кисти рук, чтобы они медленно опускались, как будто они сделаны из тающего мороженного.
! Повторить несколько раз пока кисти рук у ребёнка не расслабятся полностью.

Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны и напряжены. Взрослый озвучивает, что его руки превращаются в вареные макаронки. Ребенок делает медленный, глубокий вход, сгибается вперед корпусом. С медленным выдохом руки опускаются и болтаются из стороны в сторону.
! Повторить несколько раз до полного расслабления рук и предплечья.

Упражнение №1 "Счетные палочки"
1. Раскладываем счетные палочки (можно использовать трубочки от коктейля, разрезав их пополам) на столе перед ребёнком.
2. Ребёнок берёт каждую палочку двумя одноимёнными пальцами правой и левой руки (указательными, средними, безымянными, мизинцами) и перекладывает на другое место.

Упражнение №2 "Весёлый карандашик"
1. Ребёнок кладет граненный карандаш между ладонями.
2. Плотно прижимает ладони между собой.
3. Медленно прокатывает карандаш от запястья к кончикам пальцев и наоборот.
4. При усложнении задания: можно использовать два карандаша.

Упражнение №3 "Фокус"
1. Ребёнок берет ведущей рукой детский носовой платок за уголок.
2. Затем медленно начинает пальцами вбирать его в ладонь (другая рука не помогает).
3. После другой рукой, затем двумя руками одновременно.

Упражнение №4 "Бусы"
1.Ребёнок берёт бусы за края на вытянутой нитке обеими руками.
2. Перебирает медленно руками по одной бусине двигаясь к центру.
3. После, от центра медленно перебирает руками по одной бусине к краям бус.
4. Для начала можно взять более крупные бусы, после более мелкие.

Упражнение №5 "Горошек"
1. Насыпать горох на блюдце.
2. Ребёнок берёт большим и указательным пальцами горох, удерживая его в руке.
3. Задача ребёнка: собрать и удержать в руке как можно больше горошка.
4. Работаем также с другой рукой, после двумя руками одновременно.

Упражнение №6 "Волшебные шарики"
1. Нарезаем фольгу на квадратики 5х5.
2. Ребёнок скатывает каждый квадратик в плотный комочек двумя пальцами (большой-указательный; большой-средний; большой-безымянный; большой-мизинец) сначала одной руки, затем — другой; после двумя руками.

Упражнение №7 "Рыбалка"
1. Налить воду в миску и положить в нее небольшие плавающие игрушки или предметы (маленькие крышки или скатанные шарики из фольги).
2. Ребенка просят ложкой вылавливать предметы по одной штуке ведущей рукой, затем другой.
3. После предложить вылавливать предметы по очереди, то правой, то левой рукой.

Вы можете дать волю своей фантазии и придумать свои игры для развития мелкой моторики рук, используя при этом различные бытовые предметы. Желаем вам творческих успехов и развития!

Голубкина Ольга, Савкина Марина, учителя-дефектологи Центра им.Г.Е. Сухаревой ДЗМ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector