Движение пальцев рук человека в процессе эволюции оказались тесно связанными с речевой функцией. До появления словесной речи первобытный человек, производя различные орудия, многие сотни лет совершенствовал работу руки и пальцев.
Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Огромное количество бытовых действий связано именно с мелкой моторикой: нам приходится застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в иголку.
Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев.
Также установлено, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают импульсы в центральную нервную систему человека. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется. Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.[3,21]
Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. [4,8]
При наблюдении за учениками нашего класса в первой четверти, замечаем нарушение речи у 8 человек – это отклонение от речевой нормы. Это в дальнейшем препятствует речевому общению со сверстниками, они не работают на уроках или при ответе используют только односложные слова, на уроках письма отказываются писать – это говорит о том, что у учеников не развита мелкая моторика.
- высокий уровень развития мелкой моторики (4-5 баллов) у 5 человек нашего класса;
- средний уровень развития мелкой моторики рук (6-8 баллов) у 9 учащихся нашего класса;
- низкий уровень развития мелкой моторики рук выявлен у 9 учащихся нашего класса.
Выводы: Результаты обследований показывают, что уровень развития мелкой моторики у учащихся нашего класса средний и низкий. Это говорит о том, что ученикам трудно логически рассуждать, трудно запоминать скороговорки и стихотворения, так как недостаточно развита память, внимание.
Не у всех получается ответить на уроке правильно, так как не развита связная речь, многие испытывают трудности на уроках обучения письма, не умеют самостоятельно писать, а если пишут, то элементы букв и буквы не получаются или не помещаются в строчку – это говорит о том, что не развита письменная речь.
Профилактика речевых нарушений и письменной речи через развитие мелкой моторики
Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что-то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга занимает двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной.
Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребенка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд ученых называют кисти рук «органами речи». Поэтому, чтобы у ребенка была хорошо развита речь, следует тренировать не только органы речи, но и мелкую моторику.[1,76]
Наряду с традиционными методами развития мелкой моторики (штрихование, изобразительная деятельность — лепка, рисование, резание по контуру, вырезание предметов по начерченным на бумаге линиям, ручной труд, пальчиковый массаж, гимнастика) активно на занятиях применяли нетрадиционные методы.
Использование развивающих игрушек
Мы изготовили вместе с родителями игрушки — это герои наших любимых мультфильмов, сказок, игр, цель которых – развитие мелкой моторики у детей, как средство развития устной и письменной речи. Роль игрушки для развития мелкой моторики заключается в том, чтобы ускорить, а также усовершенствовать данный навык в развитии ребенка.
Ни для кого не секрет, что кроме эстетического удовольствия игры с куклами, они развивают у ребенка воображение, любознательность, коммуникабельность, интерес к творчеству, способствуют развитию речи, памяти, внимания, мышления, усидчивости, расширению кругозора, помогают справиться с застенчивостью.
Пальчиковые игры с куклами-носочками
Пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук. Главная цель этих игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Оказался выраженным и коррекционный эффект от подобных игр — проговаривание стихов одновременно с выполнением движений, заметно ритмизует речь, делает ее более четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие детей. [5,34]
Основным массажным приемом в этих играх считается растирание. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью крупы, которая находится внутри куклы-носочка, данные упражнения сопровождаются стихотворным текстом или выполняются под музыку.
Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на уроке. А это в свою очередь, способствует более полному и свободному самовыражению детей, их открытости.
Ниткопись
Ниткопись — это выкладывание ниток по контуру букв, нанесенных на бархатную бумагу. Для занятий берем ворсистые нитки. Ребенок кладет на бархатный лист бумаги нитку и слегка прижимает ее пальчиками по всей длине. Нитка хорошо прикрепляется к бумаге и легко от нее отделяется. Это позволяет ребенку исправлять свои ошибки, добиваясь хороших результатов и запоминать буквы, что развивает память.
Ниткопись мы использовали на уроках обучению чтению при изучении букв, которые выкладывали при помощи ниток на бархатной бумаге.
учащаяся 4 курса Оршанского колледжа УО «ВГУ им. П.М. Машерова»,
г. Орша, Республика Беларусь
Научный руководитель – Мануйленко Л.Н., магистр педагогики, педагог-психолог
В младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка. В.А. Сухомлинский писал, что «источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…» [1].
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Однако практика показывает, что дети в начальных классах нередко имеют неудовлетворенный уровень развития мелкой моторики [1].
Таким образом, мелкую моторику не только важно, но и необходимо развивать.
Средствами развития мелкой моторики в начальных классах являются: пластилин, разнообразные крупы, бусы, пуговицы, природный материал, песок, нитки, шнурки, ткани, счетные палочки, бумага [2]. Для развития мелкой моторики можно использовать следующие упражнения и игры: игры с пластилином: мнем и отщипываем; надавливаем и размазываем; скатываем шарики, раскатываем колбаски; режем на кусочки; лепим картинки; готовим обед. Игры с бумагой: бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок. Игры со счетными палочками, игры с конструктором, мозаикой, игры с пуговицами. Можно использовать пуговичный массаж и предлагать следующие задания: заполните просторную коробку пуговицами, опустите руки в коробку; поводите ладонями по поверхности; перетирайте пуговицы между ладонями; пересыпайте их из ладошки в ладошку; найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр. Игры с природным материалом позволяют развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка. Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги. Игры с песком, игры с водой, шитье, вязание, плетение, застежки, игры с веревочкой. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему. Использование элементов теневого театра позволяет учителю активизировать деятельность учащихся во время урока, снять у них напряжение, усталость.
Наши наблюдения показывают, что включение пальчиковых игр и упражнений в любой урок или занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи. Их смысл не только в развитии мелкой моторики. Они позволяют ребенку почувствовать свои пальцы, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, сформировать схему тела. Это предотвращает возможность возникновения многих неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания [2].
Таким образом, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия позволяет младшим школьникам:
• овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения,
• лучше адаптироваться в практической жизни,
• научиться понимать многие явления окружающего мира.
1. Безруких М.М. Ребёнок идёт в школу. – М., 2000.
2. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Играем пальчиками – развиваем речь. – М.: 2008. – 251 с.
Дата добавления: 2018-02-18 ; просмотров: 505 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Лунина Анна Викторовна
Детский логопед — дефектолог
Многие родители знают о важности развития мелкой моторики у детей.
Действительно, это очень важный аспект в развитии ребёнка. Развитие речи, координаторных навыков, ловкости, интеллекта зависят именно от того, насколько развита мелкая моторика пальцев рук. Дело в том, что центры головного мозга, отвечающие за речь и движение пальцев, расположены близко и развивая одно, развивается и другое.
Как развивать мелкую моторику у детей, какие игры и упражнения бывают? Примерный перечень я для вас подготовила. Пробуйте со своим малышом и наблюдайте, как он с этим справляется. Не всё может получаться сразу, для некоторых игр и заданий необходимо сформировать навык. В процессе упражнений тренируется ловкость, точность движений. Если в 5-6 лет задания даются с трудом, ребёнок избегает такие игры и задания, то рекомендую прийти на консультацию к логопеду, чтобы в школе дети не испытывали проблем с письмом. Неспособность выполнять точные движения у детей этого возраста могут свидетельствовать о нарушениях, требующих диагностики и коррекции.
От 1 года до 3 лет
массаж пальчиков, ладошек и самомассаж, включая игольчатый шарик (су-джок), массаж кистей рук щёткой для волос;
массаж кончиков пальцев бельевой прищепкой + цеплять прищепки к верёвке, на лист бумаги;
рисовать пальчиками на песке;
массаж в крупе с морской солью (высыпать в ёмкость крупу, соль) + доставать мелкие предметы из крупы и пытаться на ощупь определить предмет;
перебирать крупу (горох, фасоль, гречка, рис); раскладывать обеими руками крупу по разным баночкам;
пальчиковые игры (коза-корова, колечки, цепочки, веер, домик, ладушки и пр.) и театр теней;
перелистывание страниц книги;
перебирать пальчиками мелкие бусы;
собирать мелкие предметы по одному в горсть;
завинчивать, закручивать крышки, гайки;
строить башенки из кубиков, собирать пирамидки.
От 3 лет до 4-5 лет
лепка из пластилина;
растягивать резиночку пальцами одной руки;
рисование по трафаретам;
собирать крупную и мелкую мозаику, пазлы;
нанизывать бусины на верёвочку (нить);
игры с конструкторами (лего и пр.), собирать конструктор по схемам;
рвать бумагу на мелкие кусочки;
скатывать одной рукой шарики из пластилина;
застёгивать, расстёгивать пуговицы;
завязывать, развязывать узлы (можно в узлы «вплести» бусины,пуговицы).
рисование по точкам, пунктирным линиям;
собирание конструктора с мелкими деталями (лего, металлический конструктор);
штриховка, аккуратно раскрашивать цветными карандашами фигуры;
шнуровать обувь, в том числе по схемам;
выкладывать фигуры, буквы, цифры, колодец из спичек, мелких палочек;
вырезать из бумаги фигуры, резать по обозначенным линиям;
рисовать мелом (на доске, асфальте), проходить дорожки красками по заданным «маршрутам»,
вышивание на канве;
перекатывать карандаш между пальцами одной руки;
Занятия по этой программе проводятся 1-2 раза в неделю индивидуально или в группе до 6 человек.
Общеизвестно, что развитие речи и интеллекта находится в прямой зависимости от сформированности мелкой моторики. Именно поэтому ей уделяется большое внимание весь дошкольный период.
Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. – Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за развитие речи. А формирование речи способствует развитию мышления.
Наши дети в творческой мастерской по развитию мелкой моторики
Творческие работы наших детей
Тренажёры -игрушки для самомассажа пальчиков
Видео с наших занятий по развитию мелкой моторики рук
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования скоординированных движений кистей и пальцев руки, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество бытовых и учебных действий.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия (особый раздел в программе по развитию мелкой моторике рук) улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма. Продолжительность занятий 50 минут. Заниматься-повторять дома необходимо ежедневно. Длительность занятий по одному комплексу упражнений – 45–60 дней.
Такие упражнения полезны всем дошкольникам.
- Составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, затем из более мелких палочек.
- Составление цепочки из 5-10 канцелярских скрепок разного цвета.
- Вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, ёлки) правой и левой рукой.
- Нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – на нитку с иголкой.
- Сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса).
- Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.
- Завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек.
- Доставание бусинок ложкой из стакана.
- Складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр.
- Наматывание нитки на катушку и сматывание её в клубок.
- Продевание нитки в иголку.
- Пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов.
- Стирание ластиком нарисованных предметов.
- Капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.
- Надевание и снимание колечка (массаж пальцев).
- Втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок.
- Комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки).
- Прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке.
- Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.
- Нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне» с горохом и фасолью (в пластиковых ведрах или тазиках).
- Сжимание и разжимание эспандера.
- Катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами («ёжиков»).
- Игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.
Как видите, развивать мелкую моторику рук очень просто!
- Простой и эффективный способ подготовки руки к письму — книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.
- Пусть ребенок копирует понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
- Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из пластилина, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.
- Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.
- Существует интересный способ развития пальцев руки — отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.
- Нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков-всё это тоже рекомендуем.
Упражнения, которые делаются для развития ловкости пальцев, мелкой моторики, несут большую пользу для малышей, потому что чем лучше развита мелкая моторика рук, тем лучше развит тот центр в мозгу, который ответственен за речь и соответственно, тем выше умственное развитие ребёнка. Чем больше вы будете заниматься этой гимнастикой, делать массаж пальцев, тем скорее ваш ребёнок овладеет речью.
Исходное положение – сидя за столом, руки положены ладонями на стол. По счёту раз-два раздвигать и соединять пальчики.
Пальцы говорят друг другу: «здравствуйте»! Для этого упражнения ребёнок держит ладошки напротив друг друга и на счёт раз соединяет большие пальчики, на счёт два соединяет указательные, на счёт три соединяются средние, на четыре соединяются безымянные и мизинцы соединяются на счёт пять.
Ребёнок изображает пальцами человечков. По столу бегут сперва указательный и средний пальчики одной руки, затем указательный и средний палец другой руки.
Соревнования по бегу. В беге соревнуются человечки из предыдущего упражнения.
«Коза рогатая» — пальцы складываются в «козу» то на одной руке, то на другой. Как вариант — «козлики» — одновременно делаются рожки двумя руками.
«Очки» — делать колечки из больших и указательных пальцев и изображать ими очки, прикладывая их к глазам.
«Зайка» — выставить вверх средний и указательный пальцы, а на другой руке — безымянный и большой и соединяет их мизинчик. Слева получился зайка.
При счёте «раз» — руки кладутся на стол ладошками, «два» — сжать кулаки, «три» — укладывает ребро ладоней.
«Деревья» — поднять руки и повернуть ладони к себе — это стоящие деревья. Раздвигать пальцы — ветки разошлись.
«Флажок» — выставлять большой палец, остальные сводить вместе.
«Гнездо» — соединять руки вместе, чтобы получилось гнёздышко.
«Корни» — тыльные стороны кистей рук соединить друг с другом пальцами вниз.
«Пчёлка» — указательные пальцы рук по очереди крутить вокруг своей оси.
«Лучи солнца» — пальцы нужно скрещивать, руки поднимать наверх и раздвигать пальцы.
«Паук» — сделать из пальцев «паука». И перемещаться им по столу.
«Стол» — сделать из кисти одной руки кулак, другую открытой ладонью пожить на неё сверху.
«Ворота» — свести вместе кончики пальцев (безымянного и среднего) двух рук, при этом большие пальцы должны быть подняты наверх и согнуты внутрь.
«Мост» — руки поднимаются наверх, ладони обращены внутрь, пальцы горизонтально. Кончики безымянного и среднего пальцев свести вместе.
«Ромашка» — сложить руки вместе и разогнуть наружу кисти, расставив широко пальцы.
«Ёжик» — соединённые ладони и выставленные вверх прямые пальцы.
«Бочка с водой» — полусогнутые пальцы руки и отверстие наверху.
«Прятки» — сжимать и разжимать кулаки (кончики пальцев, их головы прячутся, потом появляются).
«Сорока-сорока» — по ходу рассказывания текста о том, что делала сорока малыш водит по раскрытой ладошке пальчиком, затем, по мере рассказа о том, кого она покормила, загибаются по одному каждый палец.
Сорока сорока
Где была — далеко
Кашку варила
Цель: учить навыкам разминки кистей рук;
развивать мелкую моторику, слух, память, воображение, мышление, внимание,
воспитывать чувство товарищества, аккуратность.
Форма: коррекционное групповое занятие
Оборудование: рисунок аквариума и рыбок, листок в клетку у каждого ребенка, бусинки, различные нитки, листы с рисунками, цветные карандаши, цветная картинка и такая же разрезанная для каждого ребенка.
Ход занятия
1. Психологический настрой.
Каждый денно – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
2. Разминка для пальцев:
1) вращение кистей;
2) сжимание и разжимание пальцев в кулак;
3) погладим котенка (поглаживающие движения рук);
4) кольцо (соединяем большой и указательный пальцы);
6) расслабление (опустить руки вниз, встряхнуть их).
3. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы будем работать над упражнениями, которые требуют от вас активности рук, глаз, слуха. Мы постепенно будем заполнять аквариум рыбками – это наша цель. Если вы постараетесь, то за каждое правильно выполненное задание в аквариуме появится новая рыбка.
1) нарисуйте следы, которые ведут к домику (вывешивается картинка):
Следы можно нарисовать по-разному, как их представляют себе дети. Каждый новый след рисует следующий ребенок. Следы не должны повторяться:
2) время воспроизведения 5-10 секунд. Затем проверка.
4. Запомни и нарисуй фигурки.
5. Копирование по точкам.
Для этого берем 15 точек на строчке через клетку, опускаемся на 2 клетки вниз, ставим такие же точки, снова опускаемся на 2 клетки вниз и ставим точки.
Затем «печатаем» по точкам цифры и буквы по образцу или (если это детям по силам) под диктовку.
Аквариум пополняется второй рыбкой.
6. Минута отдыха.
Простучите так же, как и я (доступный детям ритм)
7. Отгадайте зашифрованное слово.
Я не случайно загадала этот ребус, так как следующее задание –
8. Нанизывание бусинок на нитку.
Дети нанизывают бусинки. На этом этапе еще задание: собери слово.
Нитки, которые лежат у вас на столах, свяжите узелком.
За выполненную работу в аквариуме появляется еще одна рыбка.
9. Мышечная релаксация.
Учитель говорит спокойным голосом:
Мы спокойно отдыхаем. (2 раза)
Сном волшебным засыпаем,…
Наши руки отдыхают,…
Ноги тоже отдыхают,…
Отдыхают…засыпают. (2 раза)
Шея не напряжена.
Губы чуть приоткрываются,…
Все чудесно расслабляется. (2 раза)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,…
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Всем открыть глаза и красиво сесть!
В аквариуме новая рыбка.
X. Раскрашивание цветными карандашами картинки.
Перед детьми на столах лежат листы с рисунками.
Что нарисовано в середине листа? (спираль)
Поставьте карандашом точку в середине спирали и раскрутите спираль.
Возьмите желтый карандаш и закрасьте им спираль.
Найдите кружочки маленького размера. Сосчитайте, сколько их всего? (7)
Закрасьте маленькие кружки голубым цветом.
Найдите лепестки и закрасьте их зеленым цветом.
Затем учитель показывает свой образец, а дети сравнивают его со своими.
В аквариум попадает еще одна рыбка. Их стало 6!
XI. Работа с мозаикой.
Каждому ребенку дается не цветная картинка и цветная, разрезанная по линиям.
Ребенок кладет перед собой не цветную картинку и выкладывает на нее разрезанные цветные квадратики и прямоугольнички с изображением лягушки или других зверей.
XII. Итог занятия.
Чем сегодня занимались? Что понравилось больше всего?
Благодарю всех за работу.
Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!
Для родителей маленьких детей вопрос развития мелкой моторики малышей очень важен. Для этого используются разные способы, которые дают положительный эффект. Наиболее популярны среди них мозаики, пазлы и конструкторы. Для детей постарше отличным способом улучшить мелкую моторику будет вязание. Притом можно создавать своими руками изделия как спицами, так и крючком.
Вязание с помощью крючка
Вязание – это не только способ создавать самостоятельно интересные вещи и предметы, одежду, аксессуары, игрушки. Этот увлекательный и развивающий процесс. Можно научить вязанию крючком ребенка старше 6-7 лет. Конечно, главной пользой здесь станет именно развитие мелкой моторики. Но этот эффект не единственный.
Другими преимуществами занятий вязанием выступают:
- Возможность создать хорошее настроение.
- Развитие усидчивости и умения завершать начатое.
- Стимулирование умственной активности за счет движений пальцами.
- Возможность самовыражения для ребенка.
Чтобы детям было интересно учиться вязанию, пробовать новые узоры, важно грамотно подойти к вопросу выбора ниток. Например, можно заказать пряжу Пуффи. Она мягкая, комфортная, выглядит эффектно и привлекательно. Из нее всегда получаются симпатичные узоры.
Вязание с помощью спиц
Еще одним популярным инструментом для вязания являются спицы. Многие предпочитают именно их. Ребенок тоже может научиться управлять этими приборами. Начинать нужно с простых стежков. С получением навыков можно переходить к более сложным узорам.
Несмотря на то что вязание спицами больше направлено на досуг пожилых людей, для детей такой процесс тоже будет полезным, интересным и приятным. Главное – заинтересовать ребенка. Для этого отлично подойдет пряжа Alize Puffy, вязать из которой комфортно и просто. Дети обязательно оценят ее качество и мягкость. В чем же заключается польза вязания спицами для детей?
Она поистине неоценима:
- развивается мелкая моторика;
- память становится намного лучше;
- улучшается внимательность и концентрация;
- ребенок учится самостоятельно изготавливать простые изделия;
- можно подключать фантазию для вязания разных вещей;
- активизируется работа мозга.
Спицы нравятся многим девочкам. Научить вязанию с помощью таких инструментов дочку может мама, бабушка, родственница. Часто в начальных школах присутствуют кружки по вязанию и рукоделию. Впрочем, и мальчики иногда очень любят вязание.
Вязание руками с помощью пряжи Ализе Пуффи
Хоть вязание спицами и крючком до сих пор остается распространенным видом рукоделия, появляются и новые направления. Например, вязание руками. Для этого можно использовать пряжу Ализе Пуффи. Этот процесс также приносит много пользы. А научить ребенка вязать руками будет намного проще, чем крючком или спицами.
Таким образом, вязание становится действительно интересным и полезным занятием не только для взрослых, но и для детей. Тем более, родители могут заниматься рукоделием с ребенком вместе. Это поможет не только наладить контакт, весело провести время, но и самостоятельно изготовить красивые вещи. Особенно интересным станет создание декоративных аксессуаров для дома.
Упражнения для развития мелкой моторики для детей 1-2 лет
Поставьте перед малышом корзинку или подходящую пустую емкость. Разбросайте рядом какие-нибудь интересные для малыша предметы: яркие кубики, разноцветные пуговицы, небольшие игрушки. Покажите, как собирать предметы в корзинку и предложите малышу вам помочь.
“Массаж пальчиков”
Упражнение подойдет даже самым маленьким деткам. Возьмите массажный мячик и пройдитесь им по ладошкам ребенка, затрагивая каждый пальчик. При этом можно рассказывать простой тематический стишок, например, такой:
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!
“Предмет в банке”
Возьмите небольшую баночку с крышкой и любой предмет, который в нее помещается (комочек бумаги, мелкую игрушку, пуговицу и тому подобное) и покажите малышу, как вы открываете крышку и кладете предмет внутрь, а потом, наоборот, открываете и достаете. Предложите малышу повторить за вами.
“Возьми платочек”
Для этого упражнения приготовьте 6-8 лоскутков разных тканей. Желательно, чтобы лоскутки были разной толщины, разного цвета и имели различные свойства – как, например, в этом наборе тактильных платочков. Положите ручку ребенка на середину платка, раздвиньте пальчики и покажите, каким движением можно захватить платок, сдвигая пальцы. Затем повторите то же самое с другой ручкой и другими платочками.
“Протолкни предмет”
Чтобы выполнить это упражнение, найдите несколько небольших шариков или мячиков, возьмите любую картонную коробку и проделайте в ней отверстия – так, чтобы шарики проталкивались внутрь с небольшим усилием. Покажите ребенку, как проталкивать шарики и попросите повторить это самостоятельно.
“Разворачиваем обертки”
Приготовьте 7-10 фантиков от конфет и заверните в них маленькие сюрпризы: это могут быть небольшие игрушки, яркие камушки, конфетки или что-то другое, что порадует ребенка. Положите завернутые предметы перед ребенком и предложите развернуть и узнать, что прячется внутри. Важно внимательно следить, чтобы в процессе игры несъедобные предметы не оказались во рту у ребенка!
Упражнения для развития мелкой моторики для детей 3-4 лет
Для упражнения приготовьте разноцветные шарики из пластилина, также можно использовать упаковку для яиц, выкрасив каждую ячейку в свой цвет. Сложите шарики в емкость и дайте ребенку ложку. Попросите его с помощью ложки перенести каждый шарик в ячейку такого же цвета. Выполнять упражнение веселее на скорость, а еще можно использовать прекрасный готовый сортер «Шарики на тарелочках»
Возьмите полые макароны (подойдут сорта “рогалики” или “перья”) и тонкий шнурок или нитку. Покажите ребенку, как нанизывать макароны и предложите узнать, сколько макарон поместится на шнурок.
Для этого упражнения с щипцами разложите перед ребенком десять-двадцать разных предметов и попросите с помощью пинцета собрать предметы в какую-то емкость. Лучше всего подойдут щипчики с нескользящими наконечниками.
Возьмите мешочек и положите в него парные предметы: две одинаковые конфеты, два шарика, два кусочка сахара, две машинки, два орешка, два кубика и так далее. Предложите ребенку не глядя, на ощупь находить в мешочке пары. Для этого упражнения отлично подойдет сенсорная игра «Чудесный мешочек»
Упражнения для развития мелкой моторики для детей 5-6 лет
Здесь вам понадобится много камушков или пуговиц. Возьмите листы бумаги и склейте их в ряд. Начертите по всей длине линию – “путь”: пусть “дорога” будет извилистой, с поворотами и круговым движением. Теперь предложите ребенку аккуратно выложить “дорогу” пуговицами или камушками. Упражнение можно усложнить, если в процессе использовать пинцет.
Дайте ребенку пачку зубочисток и вырезанные из бумаги кружки с нарисованными лицами. С помощью зубочисток выкладываем тело, а добавив к нему кружок, получаем человечка с лицом. Можно придумывать сюжеты с участием получившихся персонажей! А в игре Мозаика из палочек «Человечки» выполнять такие задания надо по карточкам, составляя из палочек предметы, изображенные на картинках.
“Пластилиновая картина”
Для упражнения надо распечатать или нарисовать простой рисунок: животное, цветок, машинку, домик и так далее. Покажите ребенку рисунок и попросите повторить его с помощью маленьких пластилиновых шариков (их можно заранее приготовить вместе с ребенком). Готовую работу можно поставить в рамку!
Заказывайте игры на развитие мелкой моторики на нашем сайте в разделе «Мелкая моторика»
Активная двигательная функция кистей рук и пальцев является залогом того, что ребенок обладает способностью логического мышления, рассудительностью, концентрацией внимания, воображением. Он находится в состоянии готовности дальнейшего развития памяти, устной речи, объективно воспринимать окружающий мир.
Школьные учителя начальных классов подтверждают, что развитая мелкая моторика позволяет ребенку быстро осваивать разговорную речь, правописание, развивать логику мышления.
Дадим определение мелкой моторике
Синхронизированные и четко слаженные движения пальцев и кистей рук, координируемые нервной и мышечной системой, органами зрения и слуха, специалисты называют мелкой моторикой.
Развитие речи и мышления ребенка, находится в прямой зависимости от уровня развития мелкой моторики. Развивать эту способность рекомендуют сразу после рождения ребенка.
Почему важно развивать моторику?
Каждый ребенок развивается индивидуально. Впервые увидев свои руки, ребенок с любопытством их разглядывает, затем совершает неуверенные попытки сжимания и разжимания кистей рук, хватая игрушку.
Уровень развития кистевой активности рук ребенка самым непосредственным образом влияет на качество его дальнейшей жизни:
- способность совершать скоординированные действия руками, это необходимый элемент комфортной повседневной жизни;
- двигательная активность кистей рук и пальцев крайне важна для формирования нормальной психики ребенка;
- развитая мелкая моторика, это основной критерий, по которому можно судить о степени подготовки ребенка принимать знания;