Развитие мелкой моторики у младших школьников

Развитие мелкой моторики у младших школьников

Ниже приведены 13 игр на развитие мелкой моторики у младших школьников:

«Золушка»

Первый вариант — Нам понадобиться две пустые емкости и одна наполненная гречкой и рис, еще две картонки с крупными и мелкими отверстиями. Ребенку надо разделить поровну, пересыпая крупы с помощью двух картонок, используя одновременно две руки.

Второй вариант – рассыпать на столе смешенный крупы и с помощью картонок (или пальцами), но одновременно двумя руками разделить крупы.

«Разорви лист»

Понадобиться лист бумаги и на нем произвольные линии. Ребенок должен двумя руками разорвать лист по линиям. Для усложнения можно нарисовать или распечатать на листе фигуры, и ребенок должен двумя руками отделять фигуры от листа.

«Веселые клубки»

Вам заранее нужно будет размотать клубок до конца, а ребенок должен будет смотать клубок вначале при помощи ведущей руки, а потом другой рукой.

«Болото»

На столе или на ровной поверхности разложить мелкие камушки (пуговицы) – «кочки». Зажав в щепотку 1,3,5 одной руки, ребенок шагает по «кочки» указательным и безымянным пальцем с одного края на другой «выбираясь из болота». Надо следить, чтобы вес всегда был на одном пальце. «Кочки» можно нарисовать бумаге или сделать из любых предметов (крышки).

«Мастер»

Для игры нужны мелкие или средние кубики. Вы даете ребенку различные задания, например, собрать большой кубик, большую башню, пирамиду, стол, стул и другие различные предметы.

«Водитель»

Раскладываете игрушки в хаотичном порядке на расстоянии 5-7 см на столе или другой ровной поверхности. Даете ребенку задание объехать все игрушки на одном пальце и так по очереди с каждым пальцем на двух руках.

«Конструктор»

Выдаете ребенку конструктор (лего, железный, фанкластик) желательно, где много мелких деталей для развития мелкой моторики рук и говорите задание, что надо собрать из него, например, машину, робота, зверушку, карусель, домик и т.д.

«Слепи картину»

Выдаем ребенку пластилин и задание, вылепить, например: собаку, кошку, квадрат, башню, машину, робота или на Ваше усмотрении. Можно усложнить задачу – это распечатать сложную картину и сделать ее из пластилина. Скатывание шариков и различных геометрических фигур.

«Рисуем в удовольствие»

Даете ребенку краски и просто говорите, пусть рисует, что ему захочется от Вас только нужно, что он правильно держал кисточку.

«Пазлы»

Сборка пазлов развивает у ребенка не только мелкую моторику, координацию, воображение, внимательность, сообразительность.

«Резиночка»

Для этой игре используют резиночку для волос диаметром 4-5 см. Все пальцы вставляются в резинку. Основная задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев перекрутить резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала ведущей рукой, потом другой рукой.

Задания для ребенка.

Катание карандаша между рук, катание шарика поверхности выполняется с начала ведущей рукой и потом другой, а затем катание между ладошек. Это развивает координация, мелкую моторику и происходит массаж кистей рук.

Также для развития мелкой моторики у школьника 1 класса — это пальчиковые игры, театр теней руками.

Можно использовать рисунки для развития мелкой моторики, но они уже должны быть более сложными по сравнению с дошкольными.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Научно доказано, что развивая руку человека параллельно происходит развитие головного мозга. Кроме этого формируется хороший почерк, логическое мышление и речь.

С первых дней жизни малыша родители развивают его ручки и пальчики. Но процесс формирования и развития достаточно продолжительный. Учителя начальных классов наблюдают,

Что ребятишкам 6-9 лет необходимо внимание к этому вопросу.

Средства, с помощью которых развивается моторика рук учеников начальной школы:

  • РИСОВАНИЕ И РАСКРАШИВАНИЕ ВКНИЖКАХ-РАСКРАСКАХ

В этом процессе задействованы и мышцы руки, и мышление, воображение, сравнение.

В продаже для современных детей есть различные средства для лепки , это и традиционный пластилин и различные виды глины для детского творчества.

Формирование изделия из средств для лепки способствует развитию пальчиков , воображения, художественного вкуса ребёнка.

  • Я часто применяю на уроках математики РАБОТУ С МАТЕМАТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ.

Дети из разных геометрических фигур выкладываю примеры для устного счёта.

Например: первое слагаемое кружочки , второе слагаемое треугольники.

Дети наглядно видят, что получается в сумме. Могут пересчитать, потрогать.

Задействованы руки, мышление. Развивается арифметическая память.

  • РАБОТА НАД ПОЧЕРКОМ детей.

Когда ребёнку объясняют как правильно написать ту или иную букву, и он старается ее повторить, развивается не только рука, а также формируется умение анализировать, сравнивать, концентрировать внимание на деталях. Так развивается умение понимать, что надо сделать и осознанное выполнение заданного.

Само то, что ребёнок каждый день пишет, рисует, вырезает, лепит и прочие занятия способствует развитию его мелкой моторики, помогает совершенствовать его мыслительные процессы, способствует развитию личности ребёнка.

В младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка. Наиболее важный прирост по многим показателям моторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно-двигательной координации) отмечается именно в возрасте 7-11 лет.

В этот период наблюдается ярко выраженный психомоторный прогресс.

1 См.: Кикоин Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. — М., 1993; Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? — М., 1980; Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников // Маркова А.К., Лидере А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. — Петрозаводск, 1992; и др.ковые уровни организации движений, что обеспечивает прогрессивное развитие точных и силовых движений, а также создает необходимые условия для освоения все большего числа двигательных навыков и предметных ручных манипуляций. По этой же причине у детей заметно возрастает ловкость в метании, лазании, легкоатлетических и спортивных движениях.

Все это имеет неоспоримое значение и для общего психического развития ребенка. Ведь движения, двигательные акты, являясь внешним проявлением всякой психической деятельности (И.М. Сеченов), оказывают взаимно обратное влияние на развитие мозговых структур.

Развитие моторики играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде всего письмом. Становление сложнейшего психомоторного навыка опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, как правило уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста.

Однако практика показывает, что дети 6-7 лет нередко имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой и крупной моторики. Это проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, в плохой координации движений при беге, прыжках, общей двигательной неловкости и неуклюжести.

Причины недостаточного развития моторики различны и многообразны.

Прежде всего это ослабленное здоровье и сниженные показатели общего физического развития. По данным медиков, только 20-25% поступающих в школу детей можно отнести к группе полностью здоровых. Все чаще в анамнезе современных будущих первоклассников встречаются указания на неблагополучные перинатальные факторы (перенесенные родовые травмы, асфиксию и пр.). Все это серьезно осложняет полноценное развитие двигательных функций в детском возрасте.

Наряду с физиологической недостаточностью отставание в развитии моторики объясняется и рядом социальных факторов. В частности, «домашние» дети, не посещавшие до школы детский сад, иногда имеют катастрофически низ-кий уровень сформированности навыков тонкой ручной моторики (рисование, вырезание из бумаги и пр.), поскольку родители не уделяли этому аспекту развития должного внимания. Неумение ребенка они, как правило, объясняют тем, что «ему не нравится раскрашивать книжки с картинками», «он не любит заштриховывать фигуры», и не считают нужным предложить ребенку более привлекательное занятие, также способствующее развитию ручной умелости.

Можно указать и еще одну очень важную причину, во многом объясняющую снижение уровня общего моторного развития детей. Она состоит в практически полной утрате культуры детских дворовых игр. Современные дошкольники и младшие школьники почти не играют в подвижные коллективные игры, которыми был заполнен досуг их сверстников 20-30 лет назад. Между тем одно из предназначений этих игр как раз и состоит в совершенствовании двигательных навыков.

Из сказанного следует, что развитию моторики детей следует уделять специальное внимание. Необходимость в этом испытывают не только первоклассники, осваивающие сложнейший навык письма, но и все учащиеся начальных классов, а также дети других возрастных групп, поскольку, как отмечалось выше, развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития.

Упражнения и игры по развитию моторики должны быть самостоятельным разделом развивающих занятий, организуемых педагогом или психологом.

Приведем некоторые виды таких занятий:

I. Упражнения для развития тонкой моторики руки и зрительно-двигательных координации.

1. Срисовывание графических образцов (геометрических фигур и узоров разной сложности).

2. Обведение по контуру геометрических фигур разной сложности с последовательным расширением радиуса обводки (по внешнему контуру) или его сужением (обводка по внутреннему контуру).

3. Вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги).

4. Раскрашивание и штриховка (как отмечалось выше, этот наиболее известный прием совершенствования моторных навыков обычно не вызывает интереса у детей млад-шего школьного возраста и поэтому используется преимущественно только как учебное задание (на уроке). Однако, придав этому занятию соревновательный игровой мотив, можно с успехом применять его и во внеурочное время).

5. Различные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация и пр.).

6. Конструирование и работа с мозаикой.

7. Освоение ремесел (шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и пр.).

II. Игры и упражнения для развития крупной моторики (силы, ловкости, координации движений).

1. Игры с мячом (самые разные).

2. Игры с резинкой.

3. Игры типа «Зеркало»: зеркальное копирование поз и движений ведущего (роль ведущего может быть передана ребенку, который сам придумывает движения).

4. Игры типа «Тир»: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами и пр.).

5. Весь спектр спортивных игр и физических упражнений.

6. Занятия танцами. Аэробика.

Специальные игры и упражнения по развитию моторики у детей широко представлены в психологической и педагогической литературе1.

Вопросы и задания

1. Какова роль развития моторики в общем психическом развитии младших школьников?

2. Какую роль может играть школа, учитель в создании условий для полноценного развития двигательной функции детей?

3. Понаблюдайте за учащимися начальных классов на перемене.В какие подвижные игры играют дети? В какой мере они способствуют развитию моторики?

‘ Матыции В.П. Готовь руку к школе. — Тверь, 1993; Гельниц Г. и Шульц-Вульф Г. Ритмико-музыкальная двигательная терапия как основа психогигиенического подхода к ребенку // Психогигиена детей и подростков. — М., 1985; Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.-СПб., 1997. И др

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить.

Мелкая моторика является ни чем иным, как скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма. Ее хорошее развитие зависит также и от органов чувств, в частности зрительной системы, которая необходима для повторения ребенком точных мелких движений пальцами рук и ног. Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения в школе. Так, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Игры и упражнения, развивающие мелкую моторику рук:

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы.

Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. И поэтому мы используют следующие приемы:

· систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;

· последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

· все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;

· если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.

Пальчиковые игры — это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости; массаж «активных точек» на пальцах и ладонях. Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

— способствует овладению навыками мелкой моторики;

— помогает развивать речь;

— повышает работоспособность головного мозга;

— развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

— развивает тактильную чувствительность;

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.), которая также развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук.

Рисование — одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова.

Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты — как получится; а потом можно наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму.

Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года: лепить колбаски, колечки, шарики, из каждого маленького кусочка делать лепешку или монетку.

Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук являются занятия с использованием бумаги. Ее можно мять, рвать, разглаживать – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.

Применение крупе (гороху, рису, манке, гречке и т.д.) можно использовать в мозаике и в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику.

В раннем и младшем дошкольном возрасте важно не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Раздел 5. Методика АФК детей с умственной отсталостью

Лекция № 1.Медико-физиологическая и психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью

1. Понятие, причины умственной отсталости.

2. Формы умственной отсталости (по МКБ-10): легкая, умеренная, тяжелая, глубокая.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector