Развитие мелкой моторики у детей

Познавая окружающий мир, малыш пытается выполнять пальчиками многочисленные движения: он хватает предметы, перебирает мелкие детали, одевает и раздевает кукол, лепит или делает аппликации, пытается застегивать молнии, кнопки, пуговицы… Сначала пальчики крохи совсем его не слушаются, но со временем мастерство владения ими оттачивается до такой степени, чтобы конкурировать даже со взрослыми. Чтобы ваш малютка интенсивнее продвигался в своем познании окружения, предлагаем несколько отличных идей, как развивать мелкую моторику у ребенка до трех лет.

Развитие мелкой моторики у детей ставит перед собой три основные задачи:

  • совершенствование хватательных действий (захват предметов ладонью, щепотью, «пинцетом»);
  • развитие соотносящих движений (умение соотносить несколько предметов между собой);
  • тренировка пальчиков для выполнения бытовых, игровых, творческих и прочих действий.

Посмотрим на конкретных примерах, какие развивающие игры для мелкой моторики можно использовать в домашних условиях.

Упражнения с бумагой

Бумага представляет для малыша огромный интерес: кроме того, что на ней можно рисовать, она таит в себе много увлекательных вещей.

  • Ее можно мять, рвать, делать из нее поделки, заворачивать в нее мелкие предметы.
  • Из скомканных бумажных шариков можно устроить настоящую спортивную игру на меткость: попадание ими в корзину с небольшого расстояния.
  • Можете порадовать своего неуемного фантазера интересной творческой идеей: создавать чудесные аппликации из кусочков рваной бумаги.
  • Научите малютку разрывать бумагу на полосочки. Сложив их в коробку и перевернув ее, вы получите настоящий бумажный дождь, от которого ребенок будет в восторге.

Давая карапузу бумагу, четко оговорите с ним правила ее использования. Увлекшись, малыш может задействовать и обои на стенах, и любимые мамины книги или журналы… Чтобы не происходило этих неприятных казусов, обеспечьте кроху старыми рулонами обоев.

Развитие мелкой моторики у детей

Развитие силы пальчиков

Пальчики маленького ребенка не только непослушны, но и слабы, что уменьшает арсенал его движений и часто бывает причиной досады крохи. Чтобы развить их силу, воспользуйтесь несколькими упражнениями.

Дайте малышу резиновую грушу и покажите, как она «стреляет» воздухом. Выдуваемой струей воздуха можно играть «в футбол», загоняя в ворота небольшой кусочек ваты. Можно поэкспериментировать с грушей и в ванной, играя с водой.

Среди игр, также, вдавливание предметов в тесто или пластилин. Отличным занятием является игра с изюмом. Покажите карапузу, как украсить будущий пирог изюминками. С пластилином работать сложнее.

Мелкая моторика отлично развивается разминанием пластилина. Этот подготовительный этап перед лепкой очень важен. Крохе тяжело начинать работать с непослушным застывшим пластилином, поэтому такая работа полезна для тренировки физической силы.

Игры с заводными игрушками, музыкальными шкатулками также способствуют развитию. Дайте малышу возможность самому их заводить.

Развитие мелкой моторики у детей

Тренировка хватательных движений

Одна из самых сложных задач для ребенка до трех лет – научиться уверенно брать мелкие предметы методом «пинцетного захвата» – большим и указательным пальцами. Сначала кроха будет брать предметы щепотью, то есть тремя пальцами. Но со временем у него выработается умение захватывать «пинцетом». Поставьте перед малышом несколько посильных задач, выполняя которые, он будет тренировать это умение. Можете взять на заметку следующие упражнения:

Сортировка мелких предметов. Здесь вашей фантазии нет предела: сортируйте по цвету, по форме, по размеру и т.д.

Проталкивание пуговиц разного размера в соответствующие отверстия. Этот несложный сортер вы вполне можете сделать сами из ненужной коробки с мягкой пластиковой или картонной крышкой. В нашей статье про разнообразие игр с пуговицами и прищепками найдете еще массу увлекательных занятий для чада.

Опускание мелких предметов в бутылку (можно использовать фасоль, горох, макароны). В конце этой игры малыш ждет интересный сюрприз: он может поиграть получившейся самодельной погремушкой.

Развитие мелкой моторики у детей

Развиваем соотносящие действия

Умение соотнести две и больше частей одного или нескольких предметов – работа, требующая особой сосредоточенности и усилий для маленького труженика. Следующие занятия и игры помогут малышу усовершенствовать это умение.

  • Одна из самых простых задач – собрать пирамидку. Кольца достаточно крупные, и нанизывание их на стержень не составляет особого труда.
  • Игры со шнуровками. Чтобы дети с удовольствием выполняли это упражнение, подбирайте сюжетные шнуровки (например, «пришить» яблоко к спинке ежика, одежду и обувь – к кукле и т.д.).
  • Нанизывание бусин или других мелких предметов на шнурок – отличные игры. Такие самодельные бусы – одна из любимых игрушек малышей.
  • Игры с конструкторами. Хорошо, если у малыша есть несколько конструкторов с деталями разного размера и с разным принципом их соединения.

Развитие мелкой моторики у детей

Видео к материалу

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Бытует мнение, что развитие мелкой моторики – это очень важный, но достаточно затратный и монотонный процесс, связанный с выполнением графических упражнений на бумаге и манипуляцией мелкими предметами.

Как факт – современные дети знают мало упражнений на мелкую моторику, имеют трудности в овладении письмом и другие проблемы, которые, на первый взгляд, никак не связаны с процессом развития руки, но в действительности являются таковыми.
Практика, а также исследования педагогов и психологов показывают, что пальчиковые игры имеют огромный потенциал:

  • способствуют развитию не только мелкой моторики, но и речевых, интеллектуальных способностей, творческого потенциала, эмоций и личности ребенка;
  • являются главными помощниками при адаптации ребенка к школьному обучению;
  • эффективно используются для преодоления трудностей в детско-родительских отношениях;
  • доступны детям с разным уровнем подготовки и здоровья и дают выраженный оздоровительный эффект;
  • оказывают терапевтическое влияние;
  • удачно применяются в работе с детьми и даже подростками для снятия эмоционального напряжения и развития коммуникативных навыков;
  • дают ребенку возможность «прожить» настоящее детство.

Семинар рассчитан на широкий круг специалистов, работающих с детьми: детских психологов, логопедов, дефектологов, воспитателей и методистов дошкольных учреждений, детских развивающих центров, детских домов, педагогов школ и учреждений дополнительного образования, социальных работников, а также заинтересованных родителей.

  • систематизировать представления о разнообразии методов и подходов к развитию функциональной моторики рук детей;
  • выявлять нарушения функциональной моторики в дошкольном и младшем школьном возрасте;
  • проводить классические пальчиковые игры и упражнения, интегрируя их с современными техниками развития функциональности рук;
  • пополнить свой профессиональный инструментарий новыми коррекционно-развивающими и психотерапевтическими методами и методиками.
  • Рука как главный помощник ребенка в познании и исследовании мира.
  • Возрастные особенности развития функциональности рук.
  • Основные правила проведения «пальчиковых» занятий.
  • Пальчиковые игры: русские народные, авторские.
  • Психофизиологические особенности письма. Праворукий и леворукий ребенок: подготовка к письму.
  • Диагностика уровня развития мелкой моторики у старших дошкольников и младших школьников.
  • Знакомство с методическим пособием, творческое освоение упражнений.
  • Индийские мудры – «творческий доктор» для детей и взрослых.
  • Литотерапия. Возможности использования природных камней на занятиях. Знакомство с мини-коллекцией камней.
  • Интегративный подход к развитию функциональности рук (арт-терапия, игротерапия, литотерапия). Создание индивидуальных творческих проектов.
  • Песок, как инструмент для развития, творчества, отдыха.
  • Игры с песком, тонкая пальчиковая деятельность в песочнице.
  • Технологии работы на песочном световом столе: пальчиками, ладонями, кулаками.
  • Метод Sand-Art и пальчиковые игры — инновационный подход для решения учебных и коррекционных задач.
  • Интеграция песочной, музыкальной и игровой терапии на занятиях по развитию функциональности рук.
  • «Искусство на кончиках пальцев». Создание индивидуальных творческих проектов на песочном световом столе. Презентации.
  • Акварисование — инновационный метод развития мелкой моторики рук.
  • Знакомство с техникой «Эбру». Возможности ее использования в работе с детьми.

Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.

Семинар очень познавательный, с хорошей структурой. Наиболее полезно: лекции Е. Глибиной, работа с песком у О. Никитиной.

Впечатления самые лучшие: интересно, познавательно. Я очень довольна! Спасибо! Наиболее полезно: практическая направленность курса.

Я удовлетворена объёмом и качеством предоставленной информации, и наполнена радостью из-за использованной возможности попрактиковаться. Наиболее полезно: информация об этапах развития физики руки, о связи физики и моторики.

100% Вся информация познавательна и интересна, представлена в доступной форме. Много практических упражнений, которые будут полезны в работе. Надеюсь на дальнейшие встречи! Спасибо огромное тренерам и сотрудникам института. Успехов и процветания!

Очень классные ведущие. профессионалы своего дела и позитивные, приятные люди! Спасибо! Наиболее полезно: всё! и вся информация, полученная во время обучения, будет мной применяться в моей деятельности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector