Развитие малышей по месяцам

Родители детей от нуля до года, особенно если это их первый ребенок, всегда беспокоятся о том, попадает ли их ребенок в возрастные нормы развития, и увлеченно сверяются с другими родителями и Интернетом: что должен уметь делать ребенок в 2, 3, 4 месяца? сколько должен спать новорожденный? в каком возрасте ребенок начинает сам переворачиваться со спины на живот (или наоборот)?

Само по себе это довольно безобидное и даже полезное занятие. Однако оно может дать родителям повод для беспричинных переживаний на тему мнимого отставания ребенка в развитии. Поэтому, даже если вы прочитали всю известную литературу о развитии младенцев, помните две вещи:

Первое. Квалифицированно оценить соответствие ребенка возрастной норме могут только детские врачи – педиатр и невролог. Критично важно пройти медицинский осмотр у этих специалистов в один месяц и в три месяца ребенка. Это позволит выявить возможные проблемы на ранней стадии и вовремя начать их устранять.

Второе. Каждый ребенок индивидуален. Известно, например, что в возрасте до года девочки в среднем развиваются немного быстрее мальчиков, а это лишь один из факторов. Даже антропометрические возрастные нормы (рост, вес, окружность головы) носят лишь ориентировочный характер, что уж говорить о более сложных вещах – умениях, реакциях, навыках… Поэтому не стоит паниковать, если именно ваш ребенок не вписался в какой-то критерий, описанный ниже. Помните, диагноз может поставить только грамотный детский врач. И многие диагнозы, поставленные в этом возрасте, не являются окончательными и впоследствии снимаются.

Итак, вот примерные возрастные нормы для детей до года:

Что должен уметь новорожденный

Способности новорожденного ребенка (а это период до 28 дней) в основном ограничены врожденными рефлексами: сосания, опоры на ножки при вертикальном положении, ползания (если выложить ребенка на животик и дать ему опереться стопами о ладонь, он будет пытаться ползти). Он также реагирует на яркий свет или резкий звук. Новорожденный большую часть времени спит, просыпаясь только от голода или дискомфорта.

Что должен уметь ребенок в 1 месяц

Достигнув возраста 1 месяц, ребенок проходит осмотр в поликлинике у детских врачей-специалистов: помимо уже упомянутых врожденных рефлексов, невролог проверит, пытается ли ребенок приподнимать и держать голову, если его положить на живот. Кроме того, к этому возрасту у большинство детей способны фиксировать взгляд на предмете и следить за его перемещением (как правило, используется погремушка), а также прислушиваться к источнику звука (голоса или погремушки) и пытаться смотреть туда, откуда доносится звук. Ребенок уже различает интонации и даже улыбается.

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Три месяца – время второго «большого» осмотра в детской поликлинике. За это время ребенок совершает качественный прорыв в развитии. Он уже может долго рассматривать заинтересовавший его предмет. Способен поворачивать голову к источнику звука. Если выложить ребенка на живот, можно убедиться, что ребенок уже хорошо держит голову и иногда даже опирается на предплечья.

Поскольку ребенок уже «нарабатывает» приобретенные умения, его врожденные рефлексы к трем месяцам начинают угасать за ненадобностью. Например, ребенок может перестать рефлекторно опираться на ножки в вертикальном положении. Это своего рода подготовка к будущей самостоятельной опоре на ноги – и, конечно, абсолютная норма.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

В этом возрасте ребенок уже хорошо различает лица, и, как следствие, отличать тех, кого он видит каждый день, от других людей. Если «своим» взрослым он улыбается, «чужих» он может испугаться и расплакаться. Поэтому, если ваши бабушки и дедушки не живут вместе с вами, стоит предупредить их, что ребенку нужно некоторое время, чтобы привыкнуть к их присутствию.

Четырехмесячный ребенок уверенно сам держит голову и может пытаться переворачиваться. Он также способен брать в руки игрушки и перекладывать их из одной руки в другую, переводить взгляд с одной игрушки на другую.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

А вот полугодовалый ребенок уже должен уметь переворачиваться хорошо: и со спинки на животик, и обратно. Если его посадить, он будет удерживать позу, опираясь на руки.

Шестимесячный малыш понимает, когда его зовут по имени, а также умеет реагировать на некоторые жесты. Речь ребенка тоже интенсивно развивается: он может произносить отдельные слоги («ба», ма» и тому подобное).

В шесть месяцев ребенок уже может есть с ложки и сам пить из чашки – правда, держать и ложку, и чашку должен взрослый.

Часто в этом возрасте проводится профилактический осмотр ребенка детскими специалистами.

Что должен уметь ребенок в 7 месяцев

Ребенок в семь месяцев сам, без посторонней помощи принимает сидячее положение, а также встает и сам стоит при наличии опоры. Хорошо ползает. Его обращение с игрушками носит все более осмысленный характер: малыш может кидать предметы из кроватки или манежа и следить за тем, куда они падают, стучать предметами, пытаться их рвать и так далее.

Продолжает развиваться речевой аппарат: ребенок все дольше лепечет, увеличивается количество слогов, которое он может произнести; одни и те же слоги он может повторять по многу раз.

Что должен уметь ребенок в 10 месяцев

В 10 месяцев ребенок может уже непродолжительное время стоять без опоры. К этому возрасту многие дети ходят при поддержке взрослого за обе руки. Он продолжает активно развиваться через игровую деятельность и теперь уже может сам определить назначение игрушки и использовать ее «как задумано» — кидать мяч, катать пожарную машину. Коммуникации со взрослыми также становятся разнообразнее: ребенок уже может находить знакомые ему предметы по просьбе «дай» или «покажи».

Что должен уметь ребенок в 1 год

В 1 год ребенка для родителей наступает то самое «горячее» время, когда ребенок быстро ползает, постоянно пытается открыть ящики всех встреченных шкафов и при этом с удовольствием вываливает их содержимое наружу. Особый интерес ребенок проявляет к тем предметам, которыми пользуются взрослые, — сотовым телефонам, планшетам, компьютерам.

Годовалый малыш уже способен немного ходить самостоятельно. Он самостоятельно пьет из чашки, теперь уже без помощи взрослого – может сам взять ее, поднести ко рту, поставить на стол. К году ребенок обучается указывать на предметы пальцем. Любит играть с другими детьми.

Ребенок подражает новым услышанным слогам, повторяет короткие слова. Запоминает имена своих родных и названия часто используемых предметов, находит их по просьбе взрослого уже без указания на предмет.

Долгие месяцы ожидания и волнений позади, а нелегкий труд и бесконечное терпение молодой мамы, прошедшей через роды, оценены по достоинству. И вот на руках у новоиспеченных родителей оказывается крошечный малыш, который навсегда меняет их жизнь, привнося в нее сотни забот и миллионы радостных моментов. Новорожденный только кажется беспомощным. На самом деле, познакомившись с новым членом семьи поближе, родители понимают, что ребенок в первые недели и месяцы жизни уже многое умеет и еще большему учится.

В течение года из сладко сопящего комочка он превратится в маленького, но уже вполне разумного человека, который будет самостоятельно сидеть, передвигаться, играть и болтать на своем собственном языке. А еще принимать непростые решения: «Есть или не есть цветную капусту?» Дети первого года жизни ставят эксперименты и делают логические умозаключения: «Если я бросаю ложку, она падает и звенит!»

Развитие ребенка по месяцам идет очень быстро — день за днем малыш меняется у вас на глазах. Каждый новый навык — большая радость для родителей, но вместе с переменами приходят и новые вопросы:

Стоит ли волноваться, если темпы набора веса снижаются на шестом месяце жизни?

На какие особенности нужно обращать внимание при проведении медицинских осмотров?

Как организовать режим дня малыша, ведь в первые недели жизни он спит 18 часов в сутки, а к 12 месяцам только 1 раз прерывается на дневной сон?

Когда ребенок уже понимает слово «нельзя»?

Чтобы помочь молодым родителям, мы создали календарь развития малыша по месяцам. Он позволит сравнить показатели на весах с нормами, понять, каких достижений можно ждать в первый год жизни ребенка, узнать об особенностях детского здоровья, секретах прикорма и веселых играх, помогающих активному развитию малыша до года.

Наступает время великих перемен. Малыш становится проворнее, внимательно изучает игрушки. Ему нравятся предметы, которые ставятся или вкладываются друг в друга, те, что можно собрать, а затем разобрать. Он все дольше играет самостоятельно. Ребенок указывает на то, что хочет, или на картинки в книге. Он активно изучает мир – и каждый день открывает для себя что-то новое.

Физическое развитие ребенка после года

Вес и рост – вот основные показатели, которые определяют физическое развитие ребенка в возрасте от одного года и старше. Эти параметры будет определять педиатр при каждом плановом осмотре. Вы также можете измерить вес и рост малыша самостоятельно:

  • У детей в возрасте до 2 лет принято измерять рост в положении лежа. Но если ребенок уже уверенно стоит на ногах, можно пользоваться и вертикальным ростомером.
  • Вес ребенка младше 2 лет определяют с помощью чашечных или напольных весов. Взвешивают без обуви и без одежды (оставляют только трусики или пустой подгузник).

Таблица роста и веса ребенка после года (по данным ВОЗ)

В таблице представлен средний рост и вес мальчиков и девочек в возрасте от 1 до 2 лет. Отклонения в ту или иную сторону не всегда говорят о патологии и могут быть обусловлены генетически.

Рост и вес ребенка после года увеличиваются не так быстро, как в первые 12 месяцев. Мальчики в среднем опережают девочек на 2 см в росте и на 1-2 кг в весе.

Нервно-психическое развитие ребенка после года

После года ребенок активно осваивает окружающий мир — и чем больше он узнает, тем сильнее ему хочется пощупать, потрогать, подержать, понять. Ему нравится следить за вами, повторять движения и выражение лица. Малыш по-своему принимает активное участие в жизни семьи. Не бойтесь поручать ему то, что он может сделать. Он будет очень горд собой, показав вам, что справился с заданием.

После года развитие ребенка идет очень активно. Малыш удивляет и радует родителей своей сообразительностью и любознательностью. Так, например, кроха уже видит связь между действиями взрослых и теми последствиями, к которым эти действия приводят. Малыш пытается повторять за родителями: щелкнуть выключателем и включить лампу, нажать на кнопку телевизора и увидеть интересные картинки. Когда он добивается успеха, то с удовольствием демонстрирует взрослым свои навыки.

Когда кроха уже достаточно подрос для того, чтобы ему захотелось во всем быть самостоятельным, существует еще мало дел, которые вы можете ему поручить. Но даже если вы смирились с его «самоопределением», помните: даже очень бойкого ребенка, только начавшего ходить, ни в коем случае нельзя оставлять без присмотра. Поэтому обязательно оставайтесь в пределах досягаемости.

Годовалый малыш понимает и выполняет огромное количество инструкций: он охотно откликается на просьбы: «дай мячик», «покажи бабушке мишку», «пойдем гулять». Чем больше вы общаетесь с ребенком, чем больше «задач» перед ним ставите, тем быстрее он развивается.

В этот период малыш хорошо различает эмоциональную окраску речи взрослого. Например, убедительно произнесенное родительское «нельзя» уже имеет для него весомую силу. Ещё один сюрприз — о своих потребностях кроха теперь заявляет не плачем, а вполне «по-взрослому» пытается объяснить, что ему в данный момент нужно. Некоторые детки выражают свои желания, произнося различные слоги и их сочетания, другие используют язык жестов, а также иные невербальные способы выражения своих мыслей (например, мычание).

Нормы нервно-психического развития ребенка после года

Если заглянуть в календарь развития ребенка, можно увидеть, что он умеет делать:

В первый год жизни ребенок развивается с поистине космической скоростью. Наблюдая за превращением сопящего младенца в сознательного человека, родители часто сравниваются темпы развития своего сына или дочки с переменами в других малышах. Это не возбраняется, но не слишком увлекайтесь. Не забывайте, что каждый ребенок индивидуален, а все нормы относительны.

Смесь молочная сухая начальная адаптированная Valio Baby 1 NutriValio для питания детей с рождения до 6 месяцев Подробнее

Смесь молочная cухая последующая адаптированная Valio Baby 2 NutriValio для питания детей с 6 до 12 месяцев Подробнее

Сухой молочный напиток «Детское молочко» Valio Baby 3 NutriValio для питания детей старше 12 месяцев Подробнее

Что умеет ребенок в 1 месяц

От рождения до 1 месяца малыш много спит (почти 70% времени) и часто кушает, его действия рефлекторны, а движения хаотичны. К концу первого месяца он обычно фиксирует взгляд на предмете, реагирует на громкие звуки, узнает мамин голос, начинает агукать и пытаться поднять голову, когда лежит на животе.

Что умеет ребенок в 2 месяца

Малыш становится активнее и меньше спит. Может не просто узнавать маму, но и угадывать её настроение, провожает взглядом предмет, пытается дотянуться до него, схватить. Движения становятся более осмысленными. Ребенок начинает улыбаться.

Что умеет ребенок в 3 месяца

Ребенок уже уверенно держит голову, выпрямляет ножки, пытается приподняться на локтях, когда лежит на животе. Развивается координация рук и глаз. Малыш становится более эмоциональным — смеется, подражает мимике родителей, плачет, требуя внимание. В это время уже можно распознать характер маленького человека.

Что умеет ребенок в 4 месяца

Малыш уверенно переворачивается со спины на живот, ползает, пытается сесть. Появляются любимые игрушки, он хватает их, рассматривает, пробует на вкус. Различает своих и чужих, начинает реагировать на свое имя.

Что умеет ребенок в 5 месяцев

Многие малыши этом возрасте уже сидят с опорой и пытаются встать на ноги. Ребенок с радостью играет с предметами — бросает, стучит, облизывает и пр. Побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, произносит первые слоги. Обычно в это время у детей начинают резаться зубы.

Что умеет ребенок в 6 месяцев

Дети в полгода самостоятельно садятся и сидят без опоры, пытаются встать на четвереньки, ползают по-пластунски. Малыш может пить из придерживаемой кружки, поднимает игрушки, перекладывает их, изучает. Ребенок в этом возрасте очень эмоционален — у него может часто меняться настроение.

Что умеет ребенок в 7 месяцев

Начинается «период непоседы» — ребенок активно ползает, встает у опоры, ходит за ручки. У малыша совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика. Он начинает подражать взрослым, произносить простые слова из двух слогов. В этом возрасте ребенок все пробует на вкус.

Что умеет ребенок в 8 месяцев

Малыш сам встает и свободно перемещается по знакомому пространству. Он может что-то принести или показать, машет ручкой на прощание, закрывает крышки, нанизывает кольца пирамидки. Любит танцевать. Появляются первые осознанные слова и большой диапазон эмоций.

Что умеет ребенок в 9 месяцев

Ребенок пробует есть ложкой, запоминает, куда мама положила предмет, знает слова «дай», «положи», «подойди» и т.п. Любит повторять действия взрослых, пытается манипулировать родителями при помощи крика и плача.

Что умеет ребенок в 10 месяцев

У ребенка в этом возрасте уже хорошо развита мелкая моторика, он выполняет более сложные действия, часто интересуется маленькими предметами, перекладывает их с места на место. Показывает части лица, называет животных, понимает слово «нет».

Что умеет ребенок в 11 месяцев

В это время малышу нравится быть самостоятельным (насколько это возможно) — он сам ест, пьет, одевается. Различает строгую речь, любит похвалу, много общается на «своем» языке.

Что умеет ребенок в 12 месяцев

Активно участвует в одевании, купании, кормлении. Начинает проявлять пищевые пристрастия. Знает, что делать с предметами, понимает все, что ему говорят. Сам может заявить о своих желаниях. Несмотря на «взрослость» очень нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам.

Также вы можете узнать основные правила ухода за новорожденным в нашем блоге.

Забота о здоровье и благополучии своего ребенка естественна для всех родителей. Но наибольшее беспокойство испытывают мамы и папы в 1-й год после рождения малыша. За эти 12 месяцев ребенок проходит по-настоящему огромный путь от беспомощного новорожденного до ребенка, который активно осваивает окружающий мир и умеет взаимодействовать с ним.

Развитие малышей по месяцам

У каждого этапа этого пути есть свои особенности, и отчасти разобраться в них поможет таблица развития ребенка по месяцам, в которой приводятся основные показатели роста и веса.

Развитие ребенка по месяцам, а точнее основные физические параметры роста и набора массы тела, приведенные в таблице, можно отнести к усредненным, так как они не учитывают индивидуальных особенностей организма малыша. В любом случае каждый месяц жизни — это новые достижения для ребенка!

1-й месяц

В месячном возрасте малыш уже пытается на несколько секунд поднять голову, когда находится в положении на животе. Хорошо реагирует на громкий звук и на яркий свет. В ответ на громкие и резкие звуки или яркий свет малыш «защищается» — взмахивает ручками и затем прижимает их к телу.

2-й месяц

Взяв малыша на руки так, чтобы его тело находилось в вертикальном положении, вы увидите, что он кратковременно пытается или может удерживать голову. Ребенок уже не пугается звуков и света, а пытается плавно уследить за интересующим его объектом. Движущиеся предметы, находящиеся в пределах его досягаемости, он пытается схватить пальчиками, правда, получается это не всегда.

3-й месяц

Теперь малыш удерживает голову в вертикальном положении. А в положении на животе он уже способен опираться на локти и пытаться приподнять верхнюю часть корпуса. Он делает попытки перевернуться, ухватить простыню, тянуться за игрушками, но его координация еще не очень хороша, и не все попытки завершаются успехом.

4-й месяц

В этом возрасте малыш уже умеет хорошо отталкиваться ногами, когда вы его держите вертикально. Игрушки у него вызывают яркий эмоциональный отклик. Заинтересовавшись, малыш поднимает голову и тянется за ярким предметом в попытке схватить его.

5-й месяц

Ребенок переворачивается со спинки на живот и предпринимает попытки самостоятельно приподниматься, чтобы занять сидячее положение. Но долго в нем находиться не может. Зато он уже прочно держит в руке интересующий его предмет и внимательно его изучает, отличает близких людей от чужих и начинает понимать эмоции мамы по интонациям в ее голосе.

6-й месяц

Малыш научился не просто сидеть, а самостоятельно садиться. Он легко переворачивается с живота на спину и наоборот. Взяв ребенка за ручки, можно наблюдать, как он уже осознанно, а не рефлекторно пытается шагать. Он тянется за упавшей игрушкой, и если ему удается ее достать – поднимает без посторонней помощи.

7-й месяц

Это возраст, когда малышу уже недостаточно сидеть на месте. Он активно осваивает ползание, а, опираясь на мебель или другие прочные предметы, может стоять. Окружающий мир интересует малыша все больше. Он хорошо узнает предметы (особенно любимые), а изучение собственного отражения в зеркале становится одним из самых увлекательных занятий.

8-й месяц

В этом возрасте ребенок может долго заниматься с любимыми игрушками. С ним можно играть в «Ладушки». Он проявляет широкий спектр эмоций – от испуга до радости, а держась за руки мамы или папы, может достаточно уверенно переступать ножками по полу.

9-й месяц

Теперь малыш не просто умеет сам вставать на ноги и передвигаться, опираясь на мебель, он может даже отказаться от помощи взрослых и попробовать сделать все сам. Но здесь важно учитывать особенности развития ребенка и не торопить его с первыми самостоятельными шагами.

10-й месяц

Это возраст, когда малышу уже недостаточно проявлять эмоции мимикой. Теперь он умеет делать это с помощью односложных слов, движений рук. Он отлично имитирует все, что видит и слышит: жесты родителей, их интонацию, их занятия. Может подолгу заниматься простыми действиями: открывать и закрывать ящик комода или дверцу шкафа, бросать и поднимать игрушку и прочее.

11-й месяц

Коммуникативные навыки развились до той степени, что малыш умеет выражать свое согласие и несогласие, одобрение и неодобрение правильными жестами и мимикой. Отказываясь от чего-то, он качает головой и, соглашаясь, кивает. Он уже знает, какие звуки издают животные, и при просьбе показать что-то или что-то сделать обычно охотно соглашается.

12-й месяц

Ребенка интересует абсолютно все, происходящее вокруг: шум транспорта за окном, движения воды во время купания, более сложные игрушки. Он умеет выполнять трудные задачи, выраженные словами: по просьбе закрывает или открывает дверь, приносит нужные предметы из другой комнаты.

Все малыши разные, и если какие-то из описанных навыков появляются чуть раньше или чуть позже, не стоит переживать и расстраиваться! Обо всех особенностях развития ребенка вы всегда можете спросить своего педиатра.

Ребенок начинает видеть и слышать, еще находясь в утробе матери, однако его зрение и обоняние сильно отличаются от взрослых. Кроме того, каждый младенец уникален, поэтому временные промежутки, в которые стандартно входят те или иные реакции, могут разниться. Как понять, что зрение и слух ребенка формируются нормально? Расскажем в этой статье.

Развитие малышей по месяцам

Факторы внутриутробного развития

Давно доказано, что прямое влияние на плод оказывает состояние здоровья матери. Есть еще ряд факторов, способных повлиять на зрение и слух ребенка:

  • Огромное влияние оказывают преждевременные роды и другие патологии беременности*
  • Отклонениям могут способствовать различные инфекционные заболевания матери в период беременности.
  • Генетическая обусловленность — один из основных факторов формирования зрения и слуха младенца

Для развития зрительной системы выделяется два критических периода: 6–12-я неделя и 6–9-й месяцы беременности. Что касается проблем со слухом, то они развиваются на фоне наследственности (при тугоухости у одного из родителей — в 50 % случаев патология проявится у ребенка)** или инфекционных заболеваниях матери во время беременности.

Формирование полноценного зрения

Когда новорожденный начинает слышать и видеть так, как это делают взрослые? Известно, что с рождения у человека имеется ряд безусловных рефлексов, включая реакцию на свет, защитные реакции и даже генерализованный ответ на яркое освещение. Многих родителей при этом интересует, что именно видит ребенок, осознанно ли он реагирует на окружающих, способен ли узнать маму, папу и других ближайших родственников. Ответ: нет, до месяца ребенок не может узнавать лиц, так как его зрение способно распознать только силуэт. Осознанные реакции на движения появляются только в возрасте 1 месяца. В этот период детское зрение развивается до следующего уровня:

  • Малыш способен фиксировать взгляд на предмете, находящемся на расстоянии до 30 см
  • Большой интерес вызывают контрастные черно-белые картинки
  • Ребенок начинает различать и рассматривать человеческие лица

Что видит малыш

С какого месяца формируется «взрослое» зрение? Примерно в три месяца малыш уже способен полноценно отличать лица, узнавать родителей, интересоваться яркими игрушками и изображениями. Если же говорить о зрении новорожденного, несколько дней назад появившегося на свет, то у него оно проявляется со своими особенностями:

  • В первые недели грудничок не способен фокусировать взгляд на предметах более пяти секунд
  • Ребенок только учится пользоваться двумя глазами одновременно, поэтому иногда глазки «разъезжаются»
  • Сетчатка глаз постоянно тренируется и развивается, по мере взросления ребенка его глаза начинают различать все более сложные узоры, цвета и оттенки

Стоит сразу сказать, что ни один врач не даст точного ответа, во сколько дней после рождения у ребенка гарантированно должны происходить определенные изменения: все зависит от индивидуальных особенностей детского организма.

Что слышит новорожденный?

Некоторые родители уверены, что после рождения малыш не способен слышать из-за жидкости во внутреннем ухе, и потому способен различать звуки только на третий день. Это не так: с первых же дней жизни малыш все прекрасно слышит, но вот реагирует только на резкие звуки. Так что, если ребенок никак не реагирует на работающий телевизор, голос родителей и фоновые шумы, переживать не стоит. Лучше всего ребенок способен различать именно человеческие голоса, выделяя из них голос матери, который регулярно слышал, еще находясь в утробе. Кроме того, младенец прекрасно различает темп речи, тембр голоса и разные звуки.

Развитие малышей по месяцам

Какова нормальная реакция

Обычные реакции — это:

  • Движение ручками и ножками
  • Повороты головы
  • Поиск источника голоса глазами
  • Замирание или вздрагивание
  • Плач
  • Прислушивание

Если эти реакции отсутствуют в первый месяц жизни ребенка при фоновых звуках, не стоит нервничать, это совершенно нормально. А вот если малыш не реагирует даже на громкие и продолжительные звуковые раздражители, это повод показаться специалисту. К счастью, нарушения слуха имеются только у 1–2 % из 1000 новорожденных**.

Упражнения для развития зрения

Чтобы глазки ребенка видели лучше и он быстрее обучался различать предметы, создано несколько методик. Родителям предлагают проделывать с малышом следующие упражнения.

Упражнение I. Поворачивать его голову в разные стороны, при этом разговаривая с ребенком и улыбаясь. В процессе можно демонстрировать ребенку игрушку красного или оранжевого цвета. Благодаря этому нехитрому упражнению ребенок учится фокусировать взгляд на одном предмете

Упражнение II. До месячного возраста ребенку легче воспринимать посторонние предметы, находясь в вертикальном положении. Родителям рекомендуют носить малыша «столбиком», чтобы он постепенно привыкал к окружающей обстановке. Торопиться при этом не стоит: ребенку нужно время, чтобы разглядеть мир вокруг

Упражнение III. Постепенно подключать игрушки других цветов. До определенного возраста малыш не сможет различать их оттенки, но очень скоро станет реагировать на новые цвета по-другому. Демонстрировать новые цвета лучше через день, а начинать с красных и желтых оттенков, потому что их дети видят лучше всего

Упражнение IV. К концу первого месяца ребенок может видеть предметы на расстоянии до метра: самое время вешать модуль с каруселью над кроваткой. До этого времени в игрушках не будет никакого смысла

Когда родителям стоит обратиться за помощью специалиста? На какой день становится понятным наличие проблем со слухом или зрением? На самом деле, каждый ребенок — это индивидуальность. И если у одного малыша все должные реакции начали проявляться точно в срок, задержка в несколько дней и даже недель у другого ребенка не повод для паники. Возможно, малыш просто еще не дорос.

Причины для тревоги

Есть несколько признаков, которые должны вызывать у родителей тревогу. В этом случае с визитом к врачу медлить не стоит:

  • у шестимесячного ребенка слишком часто косят глазки
  • в три месяца ребенок никак не реагирует на предметы, не смотрит на лица
  • на третьем месяце жизни малыш не проявляет никаких реакций при звуках голоса матери или других членов семьи

Именно эти признаки могут стать свидетельством нарушений работы зрения или слуха. К счастью, большинство из них современная медицина решить в состоянии: главное — своевременно обратиться за помощью. Кстати, если хочется убедиться в том, что с ребенком все хорошо, можно посетить детского офтальмолога. Проверку зрения рекомендуется проходить хотя бы раз в год, и это касается не только новорожденных малышей, но и детей дошкольного и школьного возраста.

* В.Ф. Базарный. Зрение у новорожденных

** Шилова Н. А., Харламова Н. В., Чаша Т. В., Куликова Н. Ю., Толкачева Е. В. Исследования слуха у новорожденных детей

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Первый год жизни ребенка — один из самых важных периодов.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Первый год жизни ребенка — один из самых важных периодов.
В это время закладывается жизненная программа развития малыша, происходит становление моторных функций, ребенок начинает ходить и разговаривать. Никакой другой возрастной период не характеризуется такими колоссальными перестройками. И ваша задача, как родителей, помочь малышу в становлении важных функций.

Ребенок до года каждый месяц своей жизни овладевает новыми психическими или моторными навыками. Однако нужно понимать, что в занятиях с малышом в этот период вы прежде всего должны ориентироваться на то, что уже может сделать ваш ребенок, а не на то, что малыш должен делать в этом возрасте.

Первое, что нужно предпринять для правильного развития и воспитания ребенка первого года жизни, — создать эмоционально-комфортную обстановку: касайтесь малыша, пойте ему песенки, разговаривайте с ним. Таким образом вы заложите основу хорошего психического и моторного развития вашего ребенка.

Во-вторых, обеспечьте малышу возможность двигаться. Движения — это естественная потребность человека. Откажитесь от пеленания, занимайтесь с ребенком. Так вы позволите развиваться не только моторным, но и психическим функциям малыша.
Чтобы понять, какие психомоторные функции сформировались у ребенка, необходимо проходить плановые осмотры у врача.

Невролог должен осматривать малыша, когда ему исполняется месяц, 3 месяца, 6 месяцев. В 9 месяцев осмотр проходит по назначению врача, если что-то тревожит педиатра или беспокоит маму. Следующий необходимый осмотр — в 12 месяцев, далее требуется только 1 осмотр невролога в году.

Сроки осмотра невролога у недоношенных детей другие. До года недоношенного ребенка осматривают 1 раз в два месяца, старше года — 1 раз в три месяца, старше двух лет — 1 раз в шесть месяцев, старше трех лет — 1 раз в году.

1 месяц

Что умеет малыш? К концу первого месяца жизни ребенок может несколько секунд удерживать голову в положении лежа на животе, он фиксирует взгляд и прослеживает за движущимися предметами (прослеживание неплавное, ступенчатое). Малыш поворачивает голову в сторону голоса матери или громкого звука.

Как развивать? С 2-3-недельного возраста при нарастании окружности головы ребенка до 37 см вы можете пользоваться кругами для плавания малыша. Тогда же можно начинать занятия на фитболе. Диаметр мяча в этом случае должен быть 55-70 см. В это же время начинают домашнюю гимнастику и массаж, который проводится очень легкими движениями, нежно касаясь кожи ребенка и фактически не воздействуя на мышцы.

Для развития слуха полезно создать условия, когда малыш слышит разные звуки: шум моря, пение птиц, песенки, которые вы исполняете сами.
Также необходимо менять положение ребенка в кроватке. Сначала он спит положением головы в одну сторону, в следующий раз — в другую. Это предотвратит возможное развитие врожденной мышечной кривошеи.

2 месяца

Что умеет малыш? В этом возрасте ребенок уже достаточно устойчиво и плавно прослеживает за предметами, следит за передвижениями родителей. В положении лежа на животе он устойчиво держит голову и поднимает плечевой пояс. Малыш прислушивается к голосу взрослых, а в ответ на обращение появляется улыбка, особенно если вы обращаетесь к нему с ласковыми словами.

Как развивать? По-прежнему необходимо много разговаривать с малышом, петь ему песенки, читать стихи. Хорошо приобрести яркую погремушку и показывать ее ребенку во время бодрствования или подвесить в кроватке на расстоянии 30-40 см. В этом возрасте необходимо стимулировать двигательную активность малыша, чаще выкладывать его на живот. Массаж и гимнастику нужно проводить 1 раз вдень по 5-6 минут (через 30-40 минут после кормления).

Хорошо, если ребенок остается в кроватке только во время сна. Когда малыш просыпается, вынимайте его из кроватки, давайте возможность наблюдать окружающие предметы. В это время также вводят упражнения на укрепление моторики; понемногу начинайте осуществлять перевороты со спины на живот.

3 месяца

Что умеет малыш? Ребенок уже устойчиво лежит на животе, поднимает плечевой пояс.
Очень долго и активно гулит, смеется на обращенную к нему речь. Малыш практически не нуждается в помощи, чтобы перевернуться со спины на бок; довольно активно с помощью взрослого переворачивается со спины на живот.

Как развивать? В возрасте 3 месяцев показан осмотр невролога для решения вопроса о назначении лечебного или оздоравливающего массажа. В это же время вы можете уменьшить температуру воды при купании. Если мы начинаем купания с 37-38 градусов, то теперь, уменьшая на 1 -1,5 градуса каждую неделю, мы можем свести температуру воды до 32 градусов.

4 месяца

Что умеет малыш? Ребенок удерживает голову, находясь на руках у взрослых в вертикальном положении, в течение длительного времени прослеживает за движущимися предметами. Малыш без посторонней помощи переворачивается со спины на живот; в положении на спине пытается захватить висящую перед ним игрушку и подтянуть ее к себе. При подтягивании за ручки ребенок активно присаживается.

В 4 месяца малыш уже хорошо узнает родителей, проявляет оживление при появлении в поле зрения родителей или знакомых, пытается реагировать на различную эмоциональную окрашенность голоса; плачет, очень эмоционально выражая свое недовольство.
Ребенок находит глазами невидимый источник звука, поворачивает голову в его сторону, длительное время, певуче, эмоционально гулит.
В это время появляются модуляции голоса, как говорят родители, «малыш начинает петь».

Как развивать? В это время практикуется плавание в ванной с кругом на шее (при этом можем еще немного снизить температуру воды).

Во время ношения ребенка постепенно формируем его вертикальное положение, но не забывайте, что малыш должен быть повернут к вам спиной, чтобы он мог рассматривать окружающие предметы.
При занятиях на фитболе вы можете придерживать только его ножки, а руки ребенок уже может фиксировать сам.
В этом возрасте хорошо выкладывать игрушки по бокам от ребенка, стимулировать его переворот со спины на живот. И с этого возраста уже можно окончательно перейти к ношению малыша в вертикальном положении, спиной к себе.

Показано, чтобы какую-то часть времени ребенок проводил на полу. Хорошо подходят для этих целей развивающие коврики, коврики-пазлы.

6 месяцев

Что умеет малыш? Ребенок свободно переворачивается со спины на живот, встает на четвереньки и раскачивается. Это этап «предползанья».
Малыш, подтягиваясь на руках, перемещается на небольшие расстояния.

Как развивать? В этом возрасте можно перейти на плаванье с кругом по типу свимтренер, т.е. круг надевается на ребенка, застегивается и позволяет малышу более активно использовать руки при плавании.

Доступная, качественная и высокотехнологичная медицинская помощь женщине и ребенку, содействие сохранению и восстановлению репродуктивного здоровья в семье и как следствие — снижение материнских и перинатальных потерь, детской инвалидности.

Внимание!

Мы рады пригласить будущих мам в Областной перинатальный центр для подписания диспансерных книжек
(на сроке после 28 недель).
Запись проводится через регистратуру по тел. 8(4852) 78-81-71; 78-82-71; 78-83-71.

Внимание!

На сегодняшний день Перинатальный центр остается одним из медицинских учреждений, не перепрофилированных для лечения пациентов с коронавирусной инфекцией.

В период сложившейся эпидемиологической обстановки хотим обратить внимание, что у нас одноместные палаты, а это значит:
— вы сможете проводить время со своим малышом только наедине;
— ежедневный осмотр врачами малыша и мамы проводится в индивидуальном порядке в палате;
— отсутствуют контакты с другими пациентами;
— запрещены посещения родственниками;
— питание по графику с разграничением по времени;
— уникальная современная вентиляционная система, в каждой палате установлен фильтр тонкой очистки (Hepa H13),что дает 99% очистку воздуха от вирусов, бактерий и токсичной пыли.

При входе всем пациентам проводят измерение температуры тела, в случае повышения температуры более 37˚С пациент в Перинатальный центр не допускается.

Данные меры исключают риск заражения коронавирусной инфекцией.

ВНИМАНИЕ.

Мы рады пригласить будущих мам в Областной перинатальный центр для подписания диспансерных книжек (на сроке после 28 недель).

Весь комплекс медицинских услуг по родоразрешению Вы сможете получить по полису ОМС.

Запись на консультацию по тел. (4852) 78-81-71, 78-82-71, 78-83-71.

УВАЖАЕМЫЕ БУДУЩИЕ МАМЫ ИЗ ДРУГИХ РЕГИОНОВ
НАШЕЙ СТРАНЫ!

Приглашаем вас на роды по полису ОМС с возможностью дородовой госпитализации в комфортабельных условиях, также по полису ОМС. К вашим услугам высоковалифицированный медицинский персонал, уютные палаты, современные перинатальные технологии. Наличие направления из женской консультации приветствуется, но не обязательно. Контактные телефоны: 8(4852) 78-81-63, 78-81-57.

Мы рады пригласить будущих мам в Областной перинатальный центр для подписания диспансерных книжек. Запись проводится через регистратуру по тел. 8(4852)78-81-71

АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ!

Уважаемые пациенты.

⚡⚡⚡ Партнерские роды возобновляются.

ГБУЗ ЯО «Областной перинатальный центр», на основании писем Руководителя Управления Роспотребнадзора по Ярославкой области от 21.03.2022 №76-00-04/41-1099-2022 и от 20.04.2022 №76-00-04/48-1632-2022, сообщает о возможности проведения партнерских родов с 23.03.2022 при соблюдении следующих условий: наличие у партнера QR-кода о вакцинации, а также ПЦР-теста, сделанного не позднее, чем за 48 часов до родоразрешения (. экспресс-тест не принимается).

На основании п 811. Постановления Главного Государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №4 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» партнёр, присутствующий при партнерских родах, обязан предоставить результат обследования на туберкулез (флюорографию органов грудной клетки) давностью не более 1 года.

Кроме того, будущему отцу нужно при себе иметь паспорт, сменную обувь (чистые резиновые сланцы), сменную чистую одежду (футболку и штаны), можно пару чистых носовых платков, пачку влажных антибактериальных салфеток и маленькую бутылочку с питьевой водой.

⚡⚡⚡ Закрытие на плановую дезинфекцию акушерских стационаров ГБУЗ ЯО «Областной перинатальный центр» запланировано на период с 12 по 26 декабря 2022 года.

⚡⚡⚡ Памятка для граждан о действиях в случае бессимптомного или легкого течения новой коронавирусной инфекции и острой респираторной вирусной инфекции (Скачать полную памятку, скачать короткую памятку)

⚡⚡⚡ Информация для сопровождающих лиц

В связи с повышенным риском распространения COVID-19 нахождение лиц, сопровождающих пациентов амбулаторных отделений, в здании Перинатального центра не допускается. Вход в здание Перинатального центра разрешен только сопровождающим недееспособных пациентов и пациентов с ограниченными возможностями.

⚡⚡⚡ Информация для пациентов с бесплодием, нуждающихся в проведении ВРТ

В соответствие с приказом Минздрава РФ от 31.07.2020 №803н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению», который вступил в силу 01.01.2021, наличие показаний к проведению программ ВРТ осуществляет лечащий врач. Он же оформляет направление на проведение лечение бесплодия методом ЭКО.

Для получения направления необходимо обратиться на консультацию к врачу-репродуктологу отделения охраны репродуктивного здоровья ГБУЗ ЯО «Областной перинатальный центр», который принимает решение о направлении на программу ЭКО. Запись по телефону регистратуры (4852) 78-81-96.

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Первый год жизни ребенка — один из самых важных периодов.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Первый год жизни ребенка — один из самых важных периодов.
В это время закладывается жизненная программа развития малыша, происходит становление моторных функций, ребенок начинает ходить и разговаривать. Никакой другой возрастной период не характеризуется такими колоссальными перестройками. И ваша задача, как родителей, помочь малышу в становлении важных функций.

Ребенок до года каждый месяц своей жизни овладевает новыми психическими или моторными навыками. Однако нужно понимать, что в занятиях с малышом в этот период вы прежде всего должны ориентироваться на то, что уже может сделать ваш ребенок, а не на то, что малыш должен делать в этом возрасте.

Первое, что нужно предпринять для правильного развития и воспитания ребенка первого года жизни, — создать эмоционально-комфортную обстановку: касайтесь малыша, пойте ему песенки, разговаривайте с ним. Таким образом вы заложите основу хорошего психического и моторного развития вашего ребенка.

Во-вторых, обеспечьте малышу возможность двигаться. Движения — это естественная потребность человека. Откажитесь от пеленания, занимайтесь с ребенком. Так вы позволите развиваться не только моторным, но и психическим функциям малыша.
Чтобы понять, какие психомоторные функции сформировались у ребенка, необходимо проходить плановые осмотры у врача.

Невролог должен осматривать малыша, когда ему исполняется месяц, 3 месяца, 6 месяцев. В 9 месяцев осмотр проходит по назначению врача, если что-то тревожит педиатра или беспокоит маму. Следующий необходимый осмотр — в 12 месяцев, далее требуется только 1 осмотр невролога в году.

Сроки осмотра невролога у недоношенных детей другие. До года недоношенного ребенка осматривают 1 раз в два месяца, старше года — 1 раз в три месяца, старше двух лет — 1 раз в шесть месяцев, старше трех лет — 1 раз в году.

1 месяц

Что умеет малыш? К концу первого месяца жизни ребенок может несколько секунд удерживать голову в положении лежа на животе, он фиксирует взгляд и прослеживает за движущимися предметами (прослеживание неплавное, ступенчатое). Малыш поворачивает голову в сторону голоса матери или громкого звука.

Как развивать? С 2-3-недельного возраста при нарастании окружности головы ребенка до 37 см вы можете пользоваться кругами для плавания малыша. Тогда же можно начинать занятия на фитболе. Диаметр мяча в этом случае должен быть 55-70 см. В это же время начинают домашнюю гимнастику и массаж, который проводится очень легкими движениями, нежно касаясь кожи ребенка и фактически не воздействуя на мышцы.

Для развития слуха полезно создать условия, когда малыш слышит разные звуки: шум моря, пение птиц, песенки, которые вы исполняете сами.
Также необходимо менять положение ребенка в кроватке. Сначала он спит положением головы в одну сторону, в следующий раз — в другую. Это предотвратит возможное развитие врожденной мышечной кривошеи.

2 месяца

Что умеет малыш? В этом возрасте ребенок уже достаточно устойчиво и плавно прослеживает за предметами, следит за передвижениями родителей. В положении лежа на животе он устойчиво держит голову и поднимает плечевой пояс. Малыш прислушивается к голосу взрослых, а в ответ на обращение появляется улыбка, особенно если вы обращаетесь к нему с ласковыми словами.

Как развивать? По-прежнему необходимо много разговаривать с малышом, петь ему песенки, читать стихи. Хорошо приобрести яркую погремушку и показывать ее ребенку во время бодрствования или подвесить в кроватке на расстоянии 30-40 см. В этом возрасте необходимо стимулировать двигательную активность малыша, чаще выкладывать его на живот. Массаж и гимнастику нужно проводить 1 раз вдень по 5-6 минут (через 30-40 минут после кормления).

Хорошо, если ребенок остается в кроватке только во время сна. Когда малыш просыпается, вынимайте его из кроватки, давайте возможность наблюдать окружающие предметы. В это время также вводят упражнения на укрепление моторики; понемногу начинайте осуществлять перевороты со спины на живот.

3 месяца

Что умеет малыш? Ребенок уже устойчиво лежит на животе, поднимает плечевой пояс.
Очень долго и активно гулит, смеется на обращенную к нему речь. Малыш практически не нуждается в помощи, чтобы перевернуться со спины на бок; довольно активно с помощью взрослого переворачивается со спины на живот.

Как развивать? В возрасте 3 месяцев показан осмотр невролога для решения вопроса о назначении лечебного или оздоравливающего массажа. В это же время вы можете уменьшить температуру воды при купании. Если мы начинаем купания с 37-38 градусов, то теперь, уменьшая на 1 -1,5 градуса каждую неделю, мы можем свести температуру воды до 32 градусов.

4 месяца

Что умеет малыш? Ребенок удерживает голову, находясь на руках у взрослых в вертикальном положении, в течение длительного времени прослеживает за движущимися предметами. Малыш без посторонней помощи переворачивается со спины на живот; в положении на спине пытается захватить висящую перед ним игрушку и подтянуть ее к себе. При подтягивании за ручки ребенок активно присаживается.

В 4 месяца малыш уже хорошо узнает родителей, проявляет оживление при появлении в поле зрения родителей или знакомых, пытается реагировать на различную эмоциональную окрашенность голоса; плачет, очень эмоционально выражая свое недовольство.
Ребенок находит глазами невидимый источник звука, поворачивает голову в его сторону, длительное время, певуче, эмоционально гулит.
В это время появляются модуляции голоса, как говорят родители, «малыш начинает петь».

Как развивать? В это время практикуется плавание в ванной с кругом на шее (при этом можем еще немного снизить температуру воды).

Во время ношения ребенка постепенно формируем его вертикальное положение, но не забывайте, что малыш должен быть повернут к вам спиной, чтобы он мог рассматривать окружающие предметы.
При занятиях на фитболе вы можете придерживать только его ножки, а руки ребенок уже может фиксировать сам.
В этом возрасте хорошо выкладывать игрушки по бокам от ребенка, стимулировать его переворот со спины на живот. И с этого возраста уже можно окончательно перейти к ношению малыша в вертикальном положении, спиной к себе.

Показано, чтобы какую-то часть времени ребенок проводил на полу. Хорошо подходят для этих целей развивающие коврики, коврики-пазлы.

6 месяцев

Что умеет малыш? Ребенок свободно переворачивается со спины на живот, встает на четвереньки и раскачивается. Это этап «предползанья».
Малыш, подтягиваясь на руках, перемещается на небольшие расстояния.

Как развивать? В этом возрасте можно перейти на плаванье с кругом по типу свимтренер, т.е. круг надевается на ребенка, застегивается и позволяет малышу более активно использовать руки при плавании.

Удивительно, как быстро меняется ребенок в первый год жизни. Больше никогда он не будет обучаться с такой скоростью. Но как узнать, правильно ли развивается малыш, все ли у него в порядке? Конечно, каждый ребенок уникален, но важно знать средние показатели, чтобы вовремя забить тревогу и обратиться к специалистам.

На момент рождения

Рост (длина) — 49-50 см

Вес — 3200-3300 г

Окружность головы — 34-34,5 см

Окружность грудной клетки — 32-34 см

Двигает ножками и ручками во время бодрствования.

Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках.

Отвечает на раздражитель плачем.

1 месяц

Рост (длина) — 54-55 см

Вес — 4200-4500 г

Окружность головы — 36,5-37 см

Окружность грудной клетки — 36-36,5 см

Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать.

Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого.

Реагирует на резкие звуки.

2 месяца

Рост (длина) — 57-58 см

Вес — 5100-5600 г

Окружность головы — 38-39 см

Окружность грудной клетки — 38-39 см

Длительно удерживает голову.

Поворачивается на звук речи взрослого.

Ухватывает предметы рефлекторно.

Активно интересуется окружающим миром.

3 месяца

Рост (длина) — 60-61,5 см

Вес — 5800-6400 г

Окружность головы — 39,5-40,5 см

Окружность грудной клетки — 40-42 см

В вертикальной позиции хорошо держит голову.

Долго рассматривает предметы.

Издает разные звуки.

При поддержке под мышки опирается ножками.

В положении на животе приподнимается на предплечьях.

Поворачивается на бок со спины.

Эмоционально отвечает на разговор, недовольство проявляет громким плачем.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector