Развитие логики у детей

Как развить логику у ребенка, чтобы он, будучи уже взрослым, умел адекватно принимать решения, влияющие на его жизнь? Ведь не все дается человеку от природы. И логическое мышление – одно из видов мыслительного процесса, которому надо учиться.

Часто можно наблюдать, как взрослые и, казалось бы, неглупые люди совершают удивительно нелогичные поступки: берут кредит, который им сложно потом оплатить, верят фейковым новостям и/или выбрасывают «сломанные» пульты от телевизоров, которым только и надо-то было, что поменять батарейки. А бывают случаи и похуже. Поэтому логическое мышление в современном мире – это необходимость. Без него вся жизнь может пойти наперекосяк.

  1. Для чего нужно мыслить логически?
  2. С какого возраста лучше начать развивать логику?
  3. Какие занятия нужны для развития логики
  4. Что еще нужно для развития логики у детей

Для чего нужно мыслить логически?

Развитие логики у детей

  • Как и всякая привычка, привычка логически мыслить – дело наживное. Нельзя взять и вот так прямо с самого рождения начать:
  • отделять главное от второстепенного;
  • оценивать ситуации и проверять их правдивость;
  • рассуждать последовательно и исследовать причинно-следственные связи;
  • оперировать определенными и четкими конструкциями и понятиями;
  • адекватно и целенаправленно выстраивать умозаключения и уметь их понятно объяснить не только себе, но и окружающим;
  • планировать, обобщать, конкретизировать, сравнивать;
  • избегать заблуждений и правильно выявлять ошибки;
  • находить нужные аргументы;
  • делать правильные выводы из принятых решений.

Совсем не обязательно при этом быть математиком, программистом, топ-менеджером или инженером. Логика нужна, прежде всего, для того, чтобы упростить себе жизнь и не попадать в ситуации, которые бы были бесполезны, затратны, вредны для здоровья и нервов. Простой пример: правильно оформленный распорядок дня помогает сэкономить время и силы, и, кроме того, позволяет легко следить за своим здоровьем, делать карьеру в работе, уделять внимание родным и близким, путешествовать и успевать заниматься любимым хобби.

С какого возраста лучше начать развивать логику?

Развитие логики у детей

Сегодня выходит огромное количество статей, методик и авторских разработок, мультфильмов и пособий для раннего развития малышей, Вполне естественно, что родители теряются и путаются в этом море советов и программ. Детские центры предлагают обучение логическому мышлению с трехлетнего возраста, но практическая педагогика ратует за возраст 4-5 лет. Кто прав?

В принципе – решать родителям. Среди современных деток есть уже малыши младше 3 лет, которым будут «по зубам» некоторые логические задачки. А собрать правильно пирамидку или выстроить башенку из кубиков могут и некоторые двухлетки. Вопрос лишь в том, насколько ребенок владеет наглядно-образным, абстрактным, пространственным, наглядно-действенным и нестандартным мышлением. Да-да, одной логикой тут не обойтись. Необходимо развивать и остальные виды мышления.

Но если следовать советам психологов и педагогов, то самое лучшее время для развития логического мышления – это возраст 4-6 лет.

Какие занятия нужны для развития логики

Развитие логики у детей

Именно в 4-5-6 лет начинается обучение чтению и письму. Параллельно нужно учить ребенка понимать смысл текста и уметь отвечать на заданные ему по теме вопросы. Детей этого возраста уже стоит приучать к анализу своих размышлений, к умению сравнивать, классифицировать, находить закономерности.

Во время занятий нужно давать им решать:

  • логические задачки;
  • пространственные головоломки;
  • ребусы и кроссворды;
  • задачки на закономерности и перестановки;
  • задания на поиск лишних предметов;
  • упражнения на определение количественного множества.

Очень хорошо развивает логику конструирование, рисование, настольные игры, игры с лабиринтами и с геометрическими головоломками.

Для детей младших классов с целью развития логического мышления будут также интересны:

  • игры в шашки, шахматы;
  • решение шахматных задач, математических ребусов и кроссвордов;
  • задания на переливания и взвешивания;
  • игры на смекалку;
  • игры с фигурами и цифрами;
  • загадки и игры на внимательность;
  • задания на нахождение дробей, долей и процентов.

Что еще нужно для развития логики у детей

Развитие логики у детей

Логическое мышление и память неразрывно связаны, а поэтому детям обязательно нужно научится еще кое-каким полезным вещам.

  1. Читать каждый день. Причем, не просто буквы и слова, а при этом запоминать текст и уметь его объяснить. Для чего мы пишем в школе сочинения? Правильно, чтобы проанализировать поведение главных героев, логически объяснить описываемую в романе (повести, рассказе) ситуацию, сделать выводы и почерпнуть полезную для себя информацию.
  2. Самостоятельно мыслить. Для этого давайте ребенку некоторые мелкие поручения (сходить в магазин, забрать младшего брата или сестру из садика). Позволяйте вашему малышу самому проявлять инициативу. Неважно, какая это будет инициатива, главное, чтобы он научился ставить цели и выполнять их на практике.
  3. Выбирать только нужную информацию. Когда вокруг много новых людей и разных источников для пополнения знаний и навыков, необходимо научить ребенка отсеивать все ненужное, а также заполнять себя только самым необходимым и важным для жизни и комфортного существования. Согласимся: у нас, взрослых, слишком много в жизни лишних вещей, нас окружающих, неинтересных для нас людей, ненужных мест, куда мы ходим, и «мусорной» информации, которая нам никогда не пригодится.
  4. Планировать. Планирование – неотъемлемая часть логически выверенной жизни. Ребенку необязательно загадывать что-то далеко наперед. Начните с распорядка дня. С планов на неделю. Пусть он сам определит, что нужно сделать в первую очередь, а что может подождать. И сам попробует обосновать свои мысли и привести доводы, аргументировать свою точку зрения.

Не старайтесь загружать ребенка «умными» беседами на тему важности обучения логическому мышлению. Просто играйте с ним. Каждое практическое задание, просьбу или занятие он должен воспринимать как нечто естественное, что не нарушит его внутренний психологический мир. Не заставляйте его делать что-то против его воли. Логическое мышление должно подсказывать родителям, что ребенок, если на него не давить, а дружески, но настойчиво предлагать что-то, рано или поздно придет к пониманию, что без этого он ну никак не обойдется.

Программа обучения детей в начальной школе существенно отличается от того, что и как они изучают на занятиях в детском саду. Учёба в школе предполагает новую ступеньку в развитии мышления дошкольника – переход его от наглядно–действенного и образного к логическому и чуть позже, в средней школе – к абстрактно-логическому типу мышления.

  1. Ключевые этапы в развитии логики у дошкольников
  2. Способы тренировки логического мышления
  3. Признаки активного развития абстрактно-логического мышления у детей
  4. Что мешает успешному развитию логического мышления у ребёнка

Развитие логики у детейИменно поэтому развитие логического мышления младших школьников является одной из важнейших задач на этапе обучения в начальной школе.

Развитое абстрактно–логическое мышление ребёнка в дальнейшем будет способствовать его школьным успехам в таких дисциплинах, как алгебра, геометрия, физика, химия.

Ключевые этапы в развитии логики у дошкольников

Шаг 1. Осваиваем категорию «понятие». Необходимо, чтобы ребёнок мог самостоятельно выделять функционально–существенные признаки предмета либо явления, те признаки, которые непосредственно связаны с назначением самого предмета. Например, «корова-молоко». То есть, корова даёт молоко – этот признак и выделяет её в ряду других животных.

Шаг 2. Учим дошкольника определять уже известные свойства предмета, при этом, не выделяя более или менее значимые. То есть ребёнок должен сообщить о наиболее понятных и запомнившихся ему признаках описываемого предмета. Например, «собака – животное, живёт во дворе в будке». Таким образом, тренируется способность анализировать, развивая внимание и наблюдательность.

Шаг 3. Последний этап – развиваем у детей способность обобщать и классифицировать, выделять общие значимые признаки для класса предметов или понятий.

Например: кошка, собака, мышь – животные. Далее, классифицируем по признаку места обитания – домашние животные (живут в доме).

Мухомор, подосиновик, опята – грибы. Опята и подосиновик – съедобные, мухомор – нет (здесь используется классификация по принципу съедобный – несъедобный).

Способность к логическому мышлению у детей не является врождённой, этот тип мышления более чем какой-либо другой требует специальных занятий и тренировки.

Способы тренировки логического мышления

  • Тренируем внимание и наблюдательность. Ведь именно эти навыки позволят дошкольнику успешноРазвитие логики у детей анализировать и классифицировать свойства и признаки предметов. Начиная с 3–4 лет можно смело предлагать ребёнку проанализировать тот или иной предмет с точки зрения разных его признаков: формы, цвета, вкуса, запаха.
  • Решаем логические задачи, упражнения. Здесь хорошими помощниками будут обычные счётные палочки. Учите ребёнка составлять из них различные геометрические фигуры, например, два треугольника из пяти счётных палочек либо предлагайте ему упражнения по продолжению составленных вами элементов узора.
  • Играем в противоположности (антонимы). Учим ребёнка находить понятия, противоположные заданным: день – ночь, тепло – холодно, сладкий – горький и т.д.

Признаки активного развития абстрактно-логического мышления у детей

  1. Ребёнок строит выводы, анализируя существенные внутренние свойства, а не внешние признаки предмета.
  2. Без труда осваивает операцию по решению задач в «уме», когда наглядная часть задания или вообще отсутствует, или выражена незначительно.
  3. Рассуждает, анализирует, при этом его рассуждения начинают приобретать логически верную структуру. То есть у ребёнка начинает успешно использовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, обобщение, распределение.

Объективными признаками уровня развития и качества логического мышления у детей также являются такие параметры, как быстрота, гибкость и глубина.

Быстрота подразумевает умение поиск нужного решения в небольшой промежуток времени. Гибкость – это способность к поиску различных вариантов решения проблемы (задачи), в случае, если поменялись первоначально заданные условия. Глубина мышления характеризует возможность проникнуть в суть поставленной задачи и выявить взаимосвязь между всеми её частями.

Эти три качества редко бывают развиты одинаково хорошо. Однако, оперируя ими, родители смогут установить наличие и уровень развития логического мышления у своего ребёнка.

Что мешает успешному развитию логического мышления у ребёнка

Развитие логики у детейВ последнее время педагоги и воспитатели все чаще отмечают у детей проблемы с построением логичных рассуждений, трудностями в анализе предметов и ситуаций. Мышление детей зачастую хаотично, им трудно сосредоточиться на чем–то одном, они способны говорить сразу на несколько тем, но при этом не в состоянии углубиться в предмет обсуждения. Зачастую они могут только пересказать услышанное, но не в состоянии его проанализировать.

Речь идёт о так называемом «клиповом» мышлении – как о результате чрезмерной загруженности детей продуктами информационных технологий и телевидения. Проводя много времени перед монитором компьютера или экраном телевизора, где одни сюжеты через минуту сменяют другие, информация подаётся хаотично и поверхностно, ребёнок теряет способность к логическому анализу и концентрации, что, естественно, ведёт к общему снижению уровня развития интеллекта.

Своевременное развитие логических способностей у дошкольника будет чрезвычайно полезно не только для его дальнейшего обучения, но и в повседневной жизни, а также поможет ему определиться в предстоящем после окончания школы выборе профессии.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Каждый родитель старается воспитать в своем ребенке достойного и образованного человека, поэтому совсем неудивительно, что развитие логического мышления является неотъемлемой частью благополучного обучения ребенка.

Дети нашего времени с ранних лет изучают методы сравнения, анализа, синтеза, установления причинно-следственных связей и прочих операций, которые влияют на умственное развитие. Очень важно заботиться о развитии логического мышления ребенка с дошкольного возраста, а также продолжать занятия на протяжении всего периода обучения. Для достижения максимального эффекта родители должны владеть информацией о принципах и методах, стимулирующих логическое развитие. В этой статье вы найдете полезную информацию, позволяющую проводить интенсивные занятия с ребенком с нацеленностью на высокие результаты.

Логическое мышление делится на три важных этапа:

Предметно-действенное. Это первый и очень важный этап, который заключается в познании окружающего мира при помощи прямого воздействия на предметы. Ребенок всячески манипулирует объектами, чтобы узнать их целевое назначение и свойства.

Наглядно-образное мышление формируется у детей старше трех лет. В этот период ребенок способен развивать свои творческие качества и фантазию. Это самая значимая стадия интеллектуального развития ребенка, когда его способность мыслить проявляется в действии независимо от обстоятельств окружающей среды.

Абстрактное или словесно-логическое. На этом этапе ребенок понимает, осознает и использует термины, рассуждения и понятия, которые невозможно воссоздать при помощи прямого воздействия на предметы. Стоит отметить, что данный этап начинает свое развитие в старшем дошкольном возрасте, после полного формирования первых двух этапов.

Каждый этап развития логического мышления относится к определенному возрасту и навыкам ребенка. Основываясь на этих показателях родитель или педагог подбирают необходимые упражнения и задачи для тренировки логики. Для детей дошкольного возраста лучшим развивающим средством является подача информации в игровой форме, а также спокойная и непринужденная обстановка. Цель родителя и педагога — создать комфортные условия, подобрать качественный дидактический материал и упражнения, способствующие развитию логического мышления. Взрослый не выступает в качестве надзирателя, а лишь помогает ребенку, предоставляя ему информацию для раздумий.

Такой подход к развитию обеспечит ребенка важными навыками: рассуждению, сравнению, анализу, классификации, аргументированию, развитию нестандартного мышления.

В процессе игрового обучения важно позаботиться о заинтересованности ребенка, ему должно нравиться то, что он делает. Только в таком случае ребенок сможет закрепить полученные знания, приобрести новые навыки, развить умственные способности.

Плюсы развития логического мышления в игровой форме:

формирование основных личных качеств и характера;
развитие самостоятельности и находчивости;
умение выполнять задачи, развивающие мыслительные операции (анализ, синтез предметов и явлений);
совершенствование и приобретение конструктивных навыков;
тренировка усидчивости и умения сосредотачиваться;
происходит становление чувства ответственности;
воспитание внимания, восприятия;
улучшение общей активности ребенка.

Важным элементом результативного обучения детей является подбор качественного обучающего материала. В период раннего развития используйте игры и задания различного рода направленности: настольные, речевые, развивающие. Для детей старшего дошкольного возраста подойдут графические и математические игры. Графические закрепят знания чтения и письма, а математические улучшат умения устного счета.

Специфика развития логики ребенка в возрасте 5-6 лет

В возрасте 5-6 лет ребенок становится эмоционально активен, родителям стоит приготовиться к неожиданным детским вопросам, которые потребуют немедленного, точного и интересного ответа. Помните, что все зависит от того, как и кто подает информацию. Ребенок же просто впитывает ее и делает определенные выводы, исходя из собственных наблюдений.

Развивать логическое мышление у особо активных детей не составляет большого труда, достаточно лишь добавить к развивающей игре элементы физической активности. Например, предложите ребенку расставить дидактический материал по категориям и особенностям в разные участки комнаты.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector