Чему важно научить ребенка до школы?
Овладеть полезными навыками мыслить, рассуждать и фантазировать помогут некоторые пособия. Например, книги из серии «Учимся думать». Важно помнить: если на этапе дошкольного детства мы не сформируем эти логические операции, то в дальнейшем они уже не смогут сформироваться.
Так какие же логические операции важно развить еще до школы? Давайте разберемся.
Работа в знаково-символической системе. Знаки и символы плотно вошли в нашу жизнь. Поэтому важно, чтобы ребенок мог ориентироваться в этой системе и понимать её.
Сериация. Умение выстраивать закономерности. До школы необходимо дать детям понятия о частях суток, временах года, днях недели, месяцах. Игры, которые помогут детям ориентироваться в этих понятиях: «Что сначала, что потом?», «Составь рассказ по серии сюжетных картинок», «Продолжи историю».
В школе навык сериации пригодится, когда ученики будут решать задачи в два и более действий, примеры со скобками и уравнения; изучать системы и алгоритмы.
Классификация. Умение объединять предметы на основе общего признака. Например, посуда, одежда, мебель.
Умение выстраивать закономерности.
Задания, призванные развить все перечисленные навыки, содержатся в пособиях «Учимся думать».
Интересно задание, в котором детям предлагается с конца восстановить последовательность действий в сказке «Репка». Дети обычно сталкиваются со сложностями, так как при перечислении героев, которые держались друг за друга, нужно отталкиваться не от первого (деда), а от последнего (мышка).
Обратите внимание на подсказку: стрелка ведет от мышки к кошке. Если ребенок не справляется с заданием, укажите ему на этот пример. Если же дошкольник понял задание и самостоятельно с ним справляется, на приведенный пример можно не обращать внимание.
Научить детей ориентироваться в пространстве поможет дидактическая игра с рыбками.
Следующее задание — выделение фигуры из фона, нахождение оптимального способа выполнения задания. Большой корабль спрятался в одном из маленьких цветных кораблей. Начинаем с желтых круглых окошек, сравниваем все кораблики, затем просматриваем овальные желтые окошки. И так методом исключения находим правильный ответ.
Учим детей находить предметы при поворотах.
Познавательное развитие
Учимся математике
Пособия «Математика до школы» рассчитаны на детей, начиная с 3-летнего возраста. Книги помогают освоить важнейшие навыки:
- различать геометрические фигуры, цвета и названия некоторых объёмных тел;
- уметь группировать и классифицировать предметы;
- называть части суток;
- уметь работать с числами в пределах 10, производить прямой и обратный счёт, знать взаиморасположение чисел;
- понимать способ сравнения путем приведения к одной форме;
- уметь пользоваться условной меркой;
- уметь сравнивать числа, число на единицу меньше или больше;
- знать состав числа в пределах 10;
- различать и знать последовательность времен года, дней недели, суток, месяцев;
- ориентироваться в пространстве, на плоскости, на плане по заданной схеме.
Фигуры и объемные тела
Аннотация: Что такое логическое мышление? Что такое логика? Логика с древнегреческого, обозначает речь, рассуждение, т. е. это умение человека рассуждать, искусство рассуждения. Поэтому речь и логическое мышление взаимосвязаны.
Статья:
Что такое логическое мышление? Что такое логика? Логика с древнегреческого, обозначает речь, рассуждение, т. е. это умение человека рассуждать, искусство рассуждения. Поэтому речь и логическое мышление взаимосвязаны.
Логическое мышление — это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия.
Если логическое мышление, да еще и воображение хорошо развиты у человека, то он способен творчески мыслить и творчески подходить к поставленным задачам. Развитию логического мышления необходимо учиться. Нужно уметь пользоваться логическим мышлением и воображением. Его нужно развивать. Ведь это пригодится в жизни!
Для эффективного развития логического мышления можно и нужно решать различные ситуационные задачи и загадки. Это развивает логику, интеллект, воображение, фантазию.
Логические игры созданы для того, чтобы поломать голову и найти правильное решение и они хорошо помогают развивать логику и мышление. Таким образом: логические игры – это веселое, а главное полезное времяпрепровождение.
Развивающие упражнения, логические задачки:
Упражнение №1 «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек».
Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
- Инструкция ребёнку: Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата.
- Инструкция ребёнку: Составить два разных квадрата из 7 палочек.
- Инструкция ребёнку: В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата».
- Инструкция ребёнку: Составь домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы, получился флажок».
Словесно — логическое мышление.
Cловесно — логическое мышление представляет собой совершение любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами.
Упражнение №2
Дидактическое упражнение «Скажите, какие ягоды вы знаете»?
Упражнение направлено на развитие умения систематизировать слова по определенному признаку.
Инструкция: Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услышите слово, обозначающее ягоду, хлопните в ладоши.
Капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, брусника, слива, клюква, абрикос, кабачок, апельсин.
Упражнение №3
«Раздели на группы».
Инструкция ребёнку: Как ты думаешь, на какие группы можно разделить эти слова?
Саша, Коля, Лена, Оля, Игорь, Наташа.
Какие группы можно составить из этих слов?
голубь, воробей, карп, синица, щука, снегирь, судак
Предложите свои игры по теме «Посуда».
Упражнение №4.
«Найди общее слово».
В этом задании содержатся слова, которые объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать одним словом. Упражнение направлено на развитие такой функции, как обобщение, а также способность к абстракции.
Инструкция: Каким общим словом можно назвать следующие слова:
- Вера, Надежда, Любовь, Елена
- а, б, с, в, н
- стол, диван, кресло, стул
- понедельник, воскресенье, среда, четверг
- январь, март, июль, сентябрь».
Более сложный вариант упражнения содержит только два слова, для которых необходимо найти общее понятие.
Упражнение №5
«Найди, что общего у следующих слов»:
а) хлеб и масло (еда)
б) нос и глаза (части лица, органы чувств)
в) яблоко и земляника (плоды)
г) часы и градусник (измерительные приборы)
д) кит и лев (животные)
е) эхо и зеркало (отражение)»
Упражнение №6
Толкование скрытого смысла пословиц.
Спросите у ребёнка, как он понимает смысл различных пословиц. Например, по теме «Продукты» можно предложить ребёнку пословицу «Хочешь есть калачи — не сиди на печи». Если он затрудняется, попробуйте объяснить ему скрытый смысл данного выражения на простых примерах, а затем помогите выучить пословицу наизусть.
Какие пословицы по данной теме вы можете предложить своему ребёнку? (Кто не работает, тот не ест).
Упражнение №7
Логические задачи — особый раздел по развитию словесно — логического мышления, включающий в себя целый ряд разнообразных упражнений.
- Саша ел яблоко большое и кислое. Коля ел яблоко большое и сладкое. Что в этих яблоках одинаковое? разное?
- Толя и Игорь рисовали. Один мальчик рисовал дом, а другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
Задачи на сравнение.
Начинать обучение решению таких задач можно с самых простых, в которых требуется ответить на один вопрос и которые опираются на наглядные представления.
- Саша грустнее, чем Толик. Толик грустнее, чем Алик. Кто веселее всех? (Алик).
- Ира аккуратнее, чем Лиза. Лиза аккуратнее, чем Наташа. Кто самый аккуратный? (Ира)
Упражнение №8
Упражнения на развитие гибкости ума.
Предложите ребенку поиграть в игру «Продолжи ряд».
Упражнение №9
«Как это можно использовать?»
Предложите ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета.
Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет.
Ребенок называет такие варианты: Рисовать, писать, использовать, как палочку, указку, градусник для куклы и т.д.
Упражнение №10 «Что хорошо, что плохо?».
Мороженое (Хорошо — вкусное, летом освежает, плохо – можно заболеть ангиной).
Телевизор (Хорошо – можно смотреть любимые мультфильмы, узнать что- то новое, интересное, плохо – если долго смотреть телевизор и сидеть близко к экрану можно испортить зрение).
Развитие логического мышления ребенка – обязательный процесс в формировании личности. Он может протекать независимо и интуитивно (без стимулирования со стороны взрослых) и целенаправленно (с помощью игр и упражнений). В первом случае база навыков, скорее всего, будет беднее, при первых самостоятельных решениях ребенок будет испытывать стресс. Во втором случае малыш сможет сам решать бытовые задачи, устанавливать контакты с окружающим миром без дискомфорта.
Методы формирования логического мышления зависят от возраста ребенка. У старших дошкольников наглядно-действенное и наглядно-образное мышление дополняется словесно-логическим. Оно прогрессирует в соответствии с возрастом, только если предыдущие два этапа были успешно освоены ребенком. Словесно-логическое мышление предполагает, что ребенок уже может оперировать понятиями и выстраивать логические цепочки рассуждений.
Дети старшего дошкольного возраста уже не просто знают предметы, их свойства, могут находить связи между ними, но и способны строить на основе этих знаний логические рассуждения. Перед решением каких-либо задач (например, бытовых) ребенок может продумывать план работы и следовать ему.
Логическое мышление у детей дошкольного возраста работает комплексно, то есть они задействуют более ранние стадии развития мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное) и позднее (словесно-логическое). Их взаимодействие дает необходимый результат.
Ребенок не перемещается из одной плоскости мышления в другую, более совершенную. Он просто подключает новую группу навыков и уже пользуется системой логических операций. Поэтому важно на каждом этапе развития мышления проводить диагностику: насколько правильно ребенок усваивает навыки.
Рассмотрим, на какие аспекты развития родителям нужно обратить особое внимание.
Самым эффективным средством развития абстрактно-логического мышления (второе название словесно-логического мышления) дошкольников все еще остаются игры. Но по мере взросления игровая методика должна совершенствоваться, дополняться новыми задачами. Например, когда вы что-то конструируете с ребенком, сосредотачивайтесь не только на самом процессе, но и подталкивайте малыша к анализу. Обсуждайте, из каких деталей состоит сооружение, каким образом они скрепляются, почему имеют такую форму и т.д.
В этом возрасте ребенок уже готов к долгосрочным опытам, он может следить за развитием каких-либо явлений, разделять его на этапы, объяснять их взаимосвязь.
Роль собственных исследований возрастает, но родители все так же остаются напарниками и проводниками в окружающий мир. Поэтому вовлеченность в игровой процесс взрослых важна, но она обретает более наблюдательный характер.
В старшем дошкольном возрасте игры должны включать в себя следующие составляющие:
Содержание.
Для быстрого переход на нажмите на название раздела
- Развитие логики и мышления 3-4 года
- Развитие логики и мышления 4-5 лет
- Развитие логики и мышления 5-6 лет
- Развитие логики и мышления 6-7 лет
- Правила для развития логического мышления у ребенка.
Нужно ли развивать логику ребенку? А можно обойтись без развития логики?
С каждым годом ребенок получает все больше информации. Он знакомится с множество цветов, с множеством разнообразия форм предметов, которые вокруг. И это все, ребенок воспринимает интуитивно, без специальной подготовки.
А вот, логическое мышление помогает ребенку преобразовывать получаемую информацию, и усвоить данную информацию с максимальной пользой.
Приобретая новые знания, навыки и умения, ребенок закладывает себе «фундамент», для дальнейшего успешного обучения в старшем возрасте. Развитая логика и мышление у ребенка – успешная подготовка к школе и целостное развитие ребенка.
Если ребенок не овладел логическим мышлением, то в будущем обучении, ему придется нелегко. А может и вовсе, пропасть интерес к изучению и познанию нового.
У каждого возрастного периода, наблюдаются определенные особенности развития. Чем ребенок старше, тем сложнее психические процессы, происходящие в голове ребенка.
Для детей до двух лет , характерно наглядно –действенное мышление . Новые знания ребенок получает через манипуляции с реальными предметами. В этом возрасте дети стремятся к получению желаемого результата.
Детям 2-7 лет , свойственно наглядно –образное мышление. В этом возрасте уже ребенок может пользоваться определенными образами предметов, чтобы решить нужную для него задачу. В этом возрасте дети уже могут предугадывать результат.
Например: ребенок может представить себе, как должна вести себя девочка, которая изображена на картинке, если она попала под дождь.
Есть еще словесно — логическое мышление, которое появляется у детей в шестилетнем возрасте . Ребенок может пользоваться абстрактными понятиями, при этом не использовать наглядные формы, а только основываться на рассуждениях, ребенок делает умозаключения.
Например: из рассуждений о том, что выйдя на улицу зимой без шапки, ребенок делает умозаключение, что после этого, можно заболеть.
Данный вид мышления стоит поддерживать и развивать.
Простые правила для развития логического мышления у ребенка.
Всегда, развитие ребенка дошкольного возраста происходит на основе игры. Игровая деятельность – это путь к формированию воображения, развитию речи и пространственного мышления, к полноценному умственному развитию и многому, многому другому.
Воображение в дошкольном возрасте еще недостаточно хорошо развито, поэтому в процессе обучения используйте как можно больше наглядных пособий. Используйте обязательно цветной и яркий наглядный материал, чтобы он привлекал к себе внимание ребенка, такой материал, непременно, превратит любое занятие в увлекательную игру. Это могут быть картинки, пазлы, игрушки, игры, палочки для счета, бусины, прищепки и т.п
Чем старше будет становиться ребенок, тем меньше ему потребуется демонстрационного материала. С возрастом, ребенок будет решать задачи в уме, с помощью словесно – логического мышления.
На нашем сайте игры- задания на развитие логического мышления для детей, поделены по возрастам:
В каждом разделе будут собраны основные виды упражнений на логику, которые
будут доступны для понимания ребенка соответствующего возрастного периода.
Старайтесь, чтобы занятия с ребенком проходили весело и интересно. Чтобы ребенок был в хорошем расположении духа.
Никогда не спешите и не торопите ребенка, дайте ему время подумать, по рассуждать. Стремитесь к тому, чтобы ребенок как можно больше философствовал, и делал свои умозаключения. Всегда просите его, чтобы он обосновал свои ответы. Если ребенок ответил не так, как Вы ожидали, то попросите его чтобы он объяснил, почему он так думает. А потом, похвалите его за его объяснения, и найдите общий совместный ответ.
Не стоит заставлять ребенка, если видите, что он не расположен к занятиям. Лучше перенесите на другой раз. ,
Хвалите ребенка и восхищайтесь им!
Дошкольное воспитание. Логика.
Задания для дошкольников, которые направлены на развитие умения анализировать, аргументировать и устанавливать логические связи
Дети дошкольного возраста интересуются всем, что находится и происходит вокруг них, им нравится не просто слушать или наблюдать, а быть активными участниками: задавать вопросы, обсуждать проблемы, принимать решения, придумывать, фантазировать.
Педагоги и родители должны способствовать тому, чтобы обучение было успешным, а полученные знания – качественными. Умственное развитие ребенка дошкольного возраста, основой которого является логическое мышление, предполагает усвоение детьми элементарных логических приемов и ориентировано прежде всего на формирование умения рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, обосновывать своё мнение и делать простые выводы, что является необходимой основой для развития личности ребенка и формирования ключевых компетентностей и гибких навыков.
Способствовать развитию логического мышления детей дошкольного возраста поможет программа «Развиваем логическое мышление у детей дошкольного возраста», разработанная на 20 дней (4 недели), которая содержит комбинированные задания, направленные на развитие умения анализировать, обобщать, сопоставлять и классифицировать объекты, объяснять и аргументировать, устанавливать логические связи.
Начать работу с заданиями программы можно в любое удобное время, начиная с первого дня первой недели. Помните, что ребенка не нужно перегружать: чередуйте выполнение заданий с активным отдыхом.
автор: Байчукова Наталья Сергеевна
воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Тацинский детский сад первой категории центр развития ребёнка «Колокольчик»
Развитие логического мышления старших дошкольников посредством занимательных игр
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ИГР.
В соответствие с ФГОС дошкольного образования, а так — же современными
тенденциями развития общества, мы должны воспитать в дошкольнике человека
любознательного, активного, обладающего способностью решать
Известно, что на дошкольный возраст ребенка приходится период
интенсивного психического развития. Развивается восприятие память внимание,
речь и мышление.
Мышление ребенка развивается в три этапа:
Наглядно-действенное (мышление через действие) — это основной вид
мышления ребёнка раннего возраста.
Наглядно-образное (мышление при помощи образов) — является
основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста
Словесно-логическое (мышление в уме с помощью понятий,
рассуждений, слов) — этот вид мышления формируется в старшем дошкольном
Логическое мышление не «рождается» вместе с человеком, оно формируется и
развивается на протяжении всей жизни. Эта интеллектуальная способность
необходима человеку, чтобы анализировать и на практике применять
Мыслительные процессы подразделяются на следующие разновидности:
Сравнение – выявление общих и отличительных характеристик
предметов и явлений.
Абстракция – умственная деятельность, позволяющая обособить те или
иные свойства предмета от других. Отделить главное от второстепенного,
абстрагироваться, сделать выводы.
Обобщение – объединение схожих признаков, явлений. Применяется
для выявления закономерностей.
Анализ – мыслительный процесс, разделяющий предмет или
рассматриваемое явление на части.
Синтез – воссоединение отдельных элементов в целое. Логическая
операция, напоминающее составление пазлов.
Работая с детьми 5-7 лет, для развития логического мышления, я использую
такой материал как: (занимательные задачи, головоломки, логические
задачи и упражнения) – которые являются одним из дидактических средств,
формированию математических представлений дошкольников.
Логические задачи направлены на развитие умения мыслить
последовательно, обобщать изображаемые предметы по признакам или
находить их отличия.
Для того чтобы обучение детей было успешным и интересным необходимо
использование в работе занимательного и наглядного материала.
Для привлечения внимания детей занятиях, я большое внимание уделяю
картинному и иллюстративному материалу, он способствует развитию наглядно-
образного мышления, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную
При решении таких задач как «Найди ошибку», «Найди недостающую
фигуру», «Продолжи ряд», «Найди отличия», наиболее полно проявляются
приемы умственной деятельности: сравнение, обобщение, абстрагирование
логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный
интерес, способствуют исследовательскому поиску, формируют умение и
Дошкольный возраст является благоприятным для развития логического
мышления, в том случае, если процесс обучения строить, используя основную
деятельность детей – игру , и при условии использования возможностей
наглядно-образного мышления , присущего ребенку в данном периоде жизни.
Развитие этого ценного интеллектуального качества, залог успешности
ребенка в школе. Оно помогает принимать решения, оценивать ситуации,
отделять второстепенные моменты от главных, связывать факты.
В ходе игр и упражнений с занимательным материалом дети овладевают
умением вести поиск решения самостоятельно. Моя задача, как наставника —
вооружать их лишь схемой и направлением анализа задачи, приводящего в
конечном результате к самостоятельному решению.
Решение разного рода нестандартных задач способствует формированию и
совершенствованию общих умственных способностей: логике мысли,
рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и
сообразительности, пространственных представлений.
Немаловажную роль занимает организация самостоятельной деятельности
детей в специально организованной развивающей среде. В свободном
использовании у детей — занимательные игры, игровые материалы и пособия.
Такие игры проводятся со всеми детьми, имеющими любой уровень речевого и
интеллектуального развития. Это могут быть словесно-логические игры и
1 Сравнение двух,трёх или более предметов.
2 Задачи на развитие логики
3 Узнавание предметов по заданным признакам.
4 Наиболее полно и связно объяснить, в чем неясность, неправдоподобность
5 Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно,
отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.
6 По рисунку или по содержанию, изложенному в стихотворении.
- У стола могут быть 3 ножки? Бывает небо под ногами? Ты да я, да мы с тобой –
сколько нас всего?
- Почему снег белый? Почему лягушки квакают?
- Можно левой рукой достать правое ухо? Может быть у клоуна грустный вид?
Как называет бабушка дочку своей дочки?
- Если Саша вышел из дома раньше Серёжи, то Серёжа…(вышел позже Саши)
- Если река глубже ручейка, то ручеёк…(мельче реки)
- Если два больше одного, то один…(меньше двух)
- Если стол выше стула, то стул…(ниже стола)
- Если сестра старше брата, то брат…(младше сестры)
- Если правая рука справа, то левая…(слева)
Использую загадки, считалки, пословицы и поговорки, задачи-стихи, стихи-
Подобные игры можно проводить многократно, они дают возможность более и
интересно проводить время, а также помогают детям усвоить новый материал и
закрепить пройденный или просто поиграть.
Таким образом, стараясь учесть интересы каждого ребёнка в группе, стремясь
создать ситуацию успеха для каждого с учётом его достижений на данный
момент развития, были определены требования к развивающей среде в
- Наличие разнообразных игр – для предоставления детям права выбора;
- Наличие игр, направленных на опережение в развитии (для одарённых детей);
- Соблюдение принципа новизны – среда должна быть мобильной, изменяемой,
В создании и развитии уголка «Эрудит» активно приняли участие родители.
Вся работа по развитию у детей логического мышления проходит в тесном
взаимодействии с родителями.
Для родителей были подготовлены консультации: «Математические игры для
дошкольников», буклет «Занимательные игры дома».
В уголке для родителей всегда есть материал по текущим игровым задачам,
советы в помощь родителям.
В статье использован опыт и идеи отечественных и зарубежных педагогов-
Психологов на проблемы развития мышления:
С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, П.П. Блонского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Е.А.Вяхирева, А.И.Мещерякова, Н.А.Менчинской, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца, А.В.
Брушлинского, Ж.Пиаже, М.Монтессори, и др).
Согласно проведенным психоаналитическим исследованиям, ведущими западными маркетинговыми компаниями, максимальный всплеск развития логических и интеллектуальных способностей человека приходится на период 6 – 7 летнего возраста.
Стремительные темпы современного мирового развития совершенствования технологий и разработки массы интересных открытий, выводят человеческие взаимоотношения на качественно новый уровень, когда общество нуждается в поколении креативно мыслящем, творческом, способном быстро взвешивать факты, анализировать информацию и принимать правильные и обоснованные решения на нетипичные ситуации. Жизнь ставит перед современными детьми важную задачу – научиться самостоятельно строить свое будущее, моделировать поведение, развивать логические наклонности.
Специфика мышления дошкольников ↑
Принципиальное отличие восприятия происходящего детей 5 – 6 летнего возраста состоит в умении воспринимать окружающие предметы и образы через призму представления, когда недостающая информация компенсируется воображениям и фантазией ребенка, его видение мира уже не так ограничено и выходит за рамки полученных сведений.
Развитие логического мышления у дошкольников закладывается с младенческого возраста и осуществляется поэтапно. Сперва в подавляющем большинстве его определяет способность манипулировать образами. Изначально этот процесс носит спонтанный характер, действия детей практически лишены логического смысла. По мере взросления попытки познать происходящее подталкивают малыша к здравым творческим решениям и поступкам. Интеллектуальный рост происходит посредством межличностного общения в коллективе сверстников, а так же по мере накопления собственного жизненного опыта.
Наглядно – визуальное, образное и абстрактное восприятие – вот главные ступени совершенствования логики детей – дошкольников.
Постепенно к ребенку, вместе со словесным общением со своими сверстниками приходит понимание обобщения, соединения воедино поступающую из различных источников восприятия информацию о предмете, образе, возникшей ситуации. Обратите внимание! Первые сознательные самостоятельные обобщения как раз и сигнализируют о начале стремительного совершенствования логических способностей детей данного возраста.
Цели активизации мозговой деятельности ребенка ↑
Взрослея, маленький человек овладевает первыми навыками адекватного восприятия окружающего мира, учится абстрактно мыслить, творчески относиться к происходящему, словесно грамотно доносить до окружающих свои эмоции, чувства, переживания.
На данном этапе становления ребенок как личности, он осознанно старается выделить основные цели и пытается понять, что необходимо для их успешной реализации. Со старшего дошкольного возраста у детей, как правило, формируется потребность копировать действия, обобщать и группировать информацию для более комфортного ее запоминания. Все это в совокупности несет определенную нагрузку на функцию памяти, стимулируя ее тренировку и развитие, что станет весьма полезным, когда ребенок начнет общеобразовательное обучение.
Основные цели мозговой активизации детей – дошкольников:
- активная стимуляция умственных возможностей посредством обучающих логических упражнений, групповых игровых занятий, математических задач и головоломок;
- развитие абстрактного мышления, способности к связным логическим умозаключениям с применением методических игр, дидактического материала, карточек, разгадкой всевозможных интеллектуальных ребусов и лабиринтов;
- становление базовых личностных качеств – смекалка, сообразительность, сноровка, быстрота реакции, выявление способности к прикладным видам творчества, воспитание усидчивости и терпения при решении трудновыполнимых заданий;
- обучить детей с раннего возраста правильно планировать действия, предварительно их обдумывать, творчески подходить к поиску оптимального результата.
Главные задачи логического воспитания дошкольников ↑
Плановые поэтапные обучающие занятия с применением красочного, интересного детскому уму материала способствует более результативному стимулированию воображения, становлению базовых основ логики как способа предметного и образного понимания и расширения общего кругозора.
Основные задачи психологического обучения ребенка среднего и старшего дошкольного возраста:
- научить решать задачи емкого содержания, прокручивать в уме сложные манипуляции с персонажами, фантазийные ситуативные и поведенческие изменения;
- уметь сравнивать задания, контролировать правильность их решения, отгадывать загадки на движение персонажей;
- обучить малыша находить несколько вариантов решений, проявлять находчивость и интерес к их поиску;
- прививать психологическую гибкость и податливость, умение оценить возникшую ситуацию с различных ракурсов;
- обучить способности абстрагироваться от несущественных образов и предметов, научить ребенка самостоятельно делать их сравнительный анализ по основным характеристикам и признакам;
- развивать логический потенциал, заложенный природой;
- обучить принципу кодировки и раскодировки признаков предметов посредством составления схем.
Хороший эффект дают воспитательные методику, в основу которой заложены интеллектуальные разминки, логические игры, тестовые задания, интересные поисковые занятия. Сочетание увлекательно подобранного материала с непринужденной его подачей оказывает положительное влияние на детей, благотворно влияя на эмоциональный фон ребенка. Это стимулирует активные участки головного мозга, отвечающие за умственную деятельность организма: дети более активно думают, с интересом слушают и с удовольствием общаются – отвечают на вопросы, объясняют, дискуссируют.
Поэтапное воздействие на развитие логического восприятия имеет свои неоспоримые преимущества:
- грамотно составленная и проведенная обучающая методика существенно поможет малышу при закладке познавательных функций и процессов, эффективно отражается на развитии умственных способностей и умения размышлять логично;
- стимуляция всех способов мышления напрямую зависит от специфики окружающего мира маленького человека (домашнем микроклимате, обстановке в том коллективе, где он проводит достаточное количество времени, от доброжелательности и тактичности родителей и педагогов).
Чем раньше начать занятия развивающие логику и стимулирующие мышление, тем скорее и естественнее у детей происходит эволюция конкретного восприятия к его пиковой фазе – умению мыслить абстрактно.
Учитывая заложенные на генетическом уровне умственные способности ребенка, российская психология и социально — психологическая практика, сделали огромный шаг вперед в познании интеллектуального потенциала детей, и разработали большое количество методик, стимулирующих развитие логического мышления у дошкольников. Главное условие – для достижения успеха ребенку должно быть интересно то, что ему предлагают.
Логика — очень важный навык для человека, поэтому важно развивать в детях логическое мышления с раннего детства. Развитие логики способствует развитию мышления, анализированию действий и учат детей решать проблемы.
Развитие логического мышления у дошкольников
Логическое мышление — это способность и умение производить простые логические действия самостоятельно. Развитие логического мышления у дошкольников не может происходить само собой. Важно осуществлять целенаправленную работу совокупно родителями, воспитателями и так далее.
Программа развития логического мышления часто осуществляется в игровой форме. Стартовые игры несут в себе предметно-манипуляционные характеристики, сюда относятся простые игры типа собирания пирамиды, построения дома из кубиков и так далее. Затем идут интеллектуальные игры, особо важная роль здесь отдается математическим видам игры.
В дошкольном возрасте дети начинают управлять собой, вспоминая и применяя на практике все навыки, приобретенные ранее. Скоро ребенок пойдет в школу и там ему понадобится умение не просто знать, а сопоставлять одно с другим, анализировать некие действия и так далее.
Игры для развития логики
Развитие логического мышления у дошкольников идет через игру. Важно постоянно менять задания, побуждая ребенка постоянно думать и искать другие пути решения. Какие игры помогают развитию логики у детей:
- Игры на запоминание картинок отлично развивают зрительную память и помогают применить метод группировки предметов. Наверняка вы знаете игру, когда берутся карточки с парными рисунками, раскладываются в произвольном порядке картинкой вниз и за определенное время ребенок должен найти пару каждому предмету, не видя перед собой все картинки сразу.
- Составление слов из набора букв — важное умение. С буквами можно играть и в другую игру: набор букв показывают ребенку, дают время на запоминание и затем по памяти ребенок должен воспроизвести набор.
- Отличная игра, когда берутся различные предметы, которые можно обобщить группой, например, домашние животные, зимние вещи, рыбы и так далее. Пусть предметов каждой группы будет равное количество. Затем можно убрать предметы одной группы и спросить — какой группы не стало. Потом можно усложнить задание, убрав по одному предмету из каждой группы и спросив у ребенка, каких картинок не стало.
- Можно взять геометрическую фигуру, разрезать ее на различные части и попросить ребенка составить фигуру из частей. Например, разрезать квадрат на треугольники и так далее.
- Игры с присутствием загадок тоже положительно влияют на развитие логического мышления.
Очень важно развивать память у дошкольников, ведь в школе им это очень пригодится. Можно развивать память не только традиционными стихотворениями, но и вопросами типа «Какого цвета твоя любимая книга?», ребенок напряжет память, чтобы вспомнить. Головоломки, смекалки — все это должно присутствовать в программе развития логического мышления.
Игры из разряда «съедобное — несъедобное», «найди отличия» учат детей усидчивости, повышают концентрацию внимания. Не обязательно отводить специальное время для занятий, можно тренироваться в любом месте. Например, во время прогулки или похода из детского сада домой. Задавайте вопросы, которые требуют обоснованного ответа. Например «правильно ли себя повел пешеход на переходе», если видите, что человек не по правилам переходит дорогу. Попросите ребенка объяснить — что именно правильно или неправильно.
Развитие логического мышления у дошкольников как методическая проблема (теория и технология)
Аннотация. Вопрос о возможности и/или невозможности развития логического мышления в дошкольном возрасте является одним из самых популярных вопросов дошкольного образования. И если вопрос о теоретических основах этого процесса в некоторой мере затрагивался в работах как отечественных, так и зарубежных психологов, то задача создания технологии развития логического мышления дошкольников практически не разработана. Эта ситуация ставит педагога ДОО в крайне сложные условия, поскольку на сегодня наличие определенного уровня развития логического мышления у ребенка, как правило, решает его судьбу при поступлении в школу, поскольку является ключевым фактором при выборе программы обучения. В данной статье рассмотрены как теоретические, так и методические основания построения такой технологии, приведены конкретные примеры для соответствующих возрастных групп.
Ключевые слова. Логическое мышление, логические приемы умственных действий, характерные особенности детской логики, влияние обучения на развитие логического мышления у дошкольников, технология развития логического мышления у дошкольников.
Автор: Белошистая А.
Development of logical thinking in preschool children as a methodological problem (theory and technology)
Annotation. The question of an opportunity and/or impossibility of development of logical thinking at preschool age is one of the most popular questions of preschool education. And if the question of theoretical bases of this process was to a certain extent raised in works of both domestic, and foreign psychologists, then the problem of creation of technology of development of logical thinking of preschool children is almost not developed. This situation puts the teacher of DOO in extremely difficult conditions as for today presence of a certain level of development of logical thinking at the child, as a rule, decides his destiny at receipt in school as is a key factor at the choice of the program of training. In this article both the theoretical, and methodical bases of creation of such technology are considered, concrete examples for the corresponding age groups are given.
Keywords. Logical thinking, logical methods of intellectual actions, characteristics of children’s logic, influence of training on development of logical thinking in preschool children, technology of development of logical thinking in preschool children.