Развитие координации у детей

Развитая координация помогает ребенку двигаться ловко и уверенно, а также способствует правильной осанке.

Просмотр содержимого документа
«Развитие координации у детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Развитие координации у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Зачем работать над координацией движений?

Развитая координация помогает ребенку двигаться ловко и уверенно, а также способствует правильной осанке. Разумеется, координация не формируется за короткий срок — на это уход не один год, поскольку в процессе задействован вестибулярный и мышечный аппарат, а также органы зрения.

Развитая координация предполагает не только слаженные телодвижения, но и согласованное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Это условие обязательно для отточенной работы центральной нервной системы. Именно поэтому у гиперактивных малышей часто возникают проблемы с координацией.

На занятиях физкультурой в детских садах и школах детям обязательно дают специальные упражнения для формирования координации. Впрочем, каждый ребенок с легкостью может выполнять их дома или на детской площадке под присмотром родителей.

Требования к упражнениям и техника безопасности

Все упражнения для развития координации можно разделить на статистические и динамические. Первые учат малышей сохранять равновесие в заданной позе, например, стоять на одной ноге или удерживать легкий груз на голове. Вторые упражнения — это ходьба по скамейке, изменение направления при беге и т. д. Хотя развитию координации также прекрасно способствуют командные подвижные игры (баскетбол, волейбол, футбол), катание на коньках, лыжах и велосипеде, теннис.

Главный принцип выполнения упражнений — давать нагрузку, посильную ребенку и соответствующую его возрасту. При статистических упражнениях желательно, чтобы родители подстраховывали малыша, исключая возможность падения. Если ребенок еще дошкольного возраста, лучше давать ему упражнения в игровой форме. Используйте мячи, шары, скакалку — все, что сделает занятие веселее в глазах крохи.

Ежедневно вполне достаточно делать упражнения в течение 5-7 минут на детской площадке перед тем, как ребенок присоединится к играм со своими сверстниками. Впрочем, очень хорошо, когда есть возможность задействовать в «тренировке» и других детей. Если они решили побегать по площадке с мячом, можете считать, что «дневная норма» упражнений уже выполнена! Не заставляйте малыша заниматься, когда он уже проявляет признаки усталости. В таком состоянии ему будет еще сложнее следить за координацией своих движений, а значит, развивающий эффект будет минимален.

Развитие координации движений в раннем возрасте

Координацию необходимо развивать уже в самом раннем возрасте. В результате, постепенно появляется согласованная мышечная активность. Происходит соединение отдельных движущих частей в единое целое действие. Координация движений продолжает развиваться примерно до 18-летнего возраста, по мере формирования скелета. В ее развитии участвуют многие органы.

Особое значение придается мозжечку, активное развитие которого начинается в возрасте от полугода и заканчивается к 4-5 годам. Именно этот орган влияет на умения и способности малыша, начинающего сидеть с шести месяцев, ползать с 8-9 месяцев, вставать на ножки в 9-10 месяцев, делать первые шаги уже к 11-12 месяцам. Примерно с полутора лет начинается вполне уверенная ходьба. Мозжечок продолжает развиваться и постепенно переходит на более высокий уровень. В 3-4-летнем возрасте происходит качественное совершенствование моторных функций. Обучаемость ребенка значительно улучшается, он способен выполнять новые, более сложные задачи.

Координация движений во многом зависит от вестибулярного аппарата. Развитие данной функции начинается еще во внутриутробном периоде, а окончательно формируется в процессе развития примерно к 12-15 годам. Основная роль вестибулярного аппарата заключается в обеспечении прямой походки человека. Именно с его помощью осуществляются первые шаги, а различные отклонения и нарушения могут вызвать неуверенную, так называемую «пьяную» походку.

Для детей 2-3 лет

Для таких маленьких деток все занятия лучше всего совмещать с прогулкой на детской площадке, ему будет так намного интереснее:

1. Обычная ходьба (пусть ходит самостоятельно, согласовывая движения рук и ног);

2. Ходьба с препятствием (перешагивайте бордюры, песочницы и т. п.)

3. Наклоны и приседания (например, за игрушками);

4. Повышайте сложность выполнения, выполняя ходьбу по брёвнам, скамейкам, бордюрам и т. п.

5. Покорение вертикальной лестницы.

Важно! Обязательно находитесь рядом с малышом, чтобы в любой момент его можно было подхватить и, таким образом, уберечь от ненужных травм.

Для детей 4-5 лет

В этом возрасте дети контролируют своё тело намного лучше, поэтому можно повышать уровень сложности:

1. Научите малыша спрыгивать с бревна (скамьи), а затем сходить сначала одной ногой, затем другой;

2. Ходьба по ровной линии с поднятыми руками (спина ровная, руки подняты в сторону и удерживаются в таком положении, делается несколько шагов, затем руки поднимаются вверх, ходьба продолжается и т. д.)

3. Удерживание груза на голове, например, книги, в положении стоя, когда будет хорошо получаться, можно добавить ходьбу по прямой.

Для детей 6-7 лет

В таком возрасте рекомендуются более сложные занятия, в том числе с различными предметами:

1. Упражнения с мячом (ребёнок берёт в руки мяч, держит правильную осанку, подбрасывает мяч вверх, затем ловит);

2. Ходьба по бревну (скамье) с поворотами, руки при этом постоянно меняют положение: в стороны, вверх, за спиной, на талию;

3. Бег вперёд, назад, с поворотами

4. Прыжки со скамьи и на скамью

Важно! Дети не любят однообразия, поэтому меняйте разные виды занятий почаще, чтобы они не заскучали. Очень хорошим примером будет, если вы будете заниматься вместе!

Общие игры на координацию

Приучайте детей быть активными. Можно их отвести в спортивную секцию (футбол, плавание, гимнастика, акробатика) или в танцевальный коллектив. Очень хорошим видом занятий, которые помогут ребятишкам стать ловкими, являются различные игры как статические, так и динамические:

1. Дети начинают танцевать под музыку и по команде (например, хлопку) замирают в позе, которой находились, начинать можно с нескольких секунд «замирания», а затем удлинять это время;

2.Делаем «ласточку» и соревнуемся кто простоит дольше всех;

3. Изображаем и аиста, который очень любит стоять на одной ноге и как можно дольше;

4. Бег со сменой траектории по условленной команде;

5. Прыжки на батуте.

Дети любят играть, им это весело и интересно. Поэтому находите те игры, которые больше всего нравятся конкретному ребёнку и включайте их в ежедневные тренировки, если хотите, чтобы малыш вырос ловким и смелым. И теперь, зная, как улучшить его координацию, сделать тело послушным, а движения согласованными, осталось дело за малым – все это делать ежедневно.

Статьи

  • Аллергология
    • Шкурченко С.С.
    • Загайнова Р.А.
  • Гастроэнтерология
    • Мубаракшина Э.Р.
  • Дерматология
    • Шкурченко С.С.
  • Массаж
    • Макеев А.И.
  • Неврология
    • Макеев А.И.
  • Педиатрия
    • Мубаракшина Э.Р.
    • Макеев А.И.
    • Шкурченко С.С.
  • Урология
    • Сескутов П.П.
  • Эндокринология
    • Вороная Е.А.
    • Мубаракшина Э.Р.
    • Вороная Е.А.

  • Вороная Е.А.
  • Загайнова Р.А.
  • Макеев А.И.
  • Мубаракшина Э.Р.
  • Сескутов П.П.
  • Шкурченко С.С.

Если у ребенка дрожит подбородок

Если мы говорим о новорожденном ребенке в возрасте до четырех месяцев, то в большинстве случаев родителям не нужно переживать из-за .

Плохой аппетит у ребенка

Проблемы с нарушением пищеварения у ребенка должно вызывать тревогу родителя, если проблема хроническая. Особенно, если речь идет о детях в .

Ребенок плохо спит и просыпается ночью

Сон ребенка нестабилен. С взрослением меняется соотношение медленной фазы сна и быстрой. Новорожденные дети имеют перекос в микроструктурах в пользу .

Развитие координации у детей

Макеев Андрей Игоревич

невролог, детский невролог

Если вы заметили у ребенка нарушение координации движений, не занимайтесь самолечением, а запишитесь на прием к детскому неврологу. Проблемы с координацией — неспецифический симптом. Разберем часть возможных вариантов.

Церебральные нарушения

Как правило, сопровождается невнятной речью, изменением почерка, проблемами с быстрым выполнением чередующихся движений. Патология часто связана с аномалиями развития головного мозга. Основы проблем могут закладываться на стадии развития плода — часто под влиянием различных инфекционных агентов.

При диагностике церебральных нарушений требуется мультидисциплинарное лечение. Крайне важна своевременная компенсация нарушений, и соответственно — своевременное обращение к доктору.

Дисфункции мозжечка

При мозжечковой атаксии характерны проблемы с определением направления движения, нарушается ритм мышечных сокращений, что дестабилизирует походку. На ранних стадиях проявляется расстройством статической ориентации (крайняя неустойчивость на одной ноге).

Важно понимать, что дисфункция мозжечка — локальный симптом, а не патология. Сами причины могут крыться, как в развитии опухолевых образований, так и в сосудистых нарушениях и черепно-мозговых травмах.

Дефицит витамина B12

Наиболее частой причиной у детей выступает нарушение всасывания и врожденный дефицит белков-переносчиков. Помимо неврологической симптоматики, наблюдается поражение крови и поражение ЖКТ.

Дети страдают не только нарушениями координации, но и общим падением тонуса, одышкой, учащенным сердцебиением.

Игнорирование симптомов ведет к проблемам в развитии, агрессии к частым простудным заболеваниям. Последнее, в свою очередь, истощает организм и отягчает общий негативный процесс.

Нарушения в работе щитовидной железы

В раннем возрасте нарушения в работе щитовидной железы вызываются не только критическим недостатком йода, но и врожденными патологиями. Заболевание, как и дефицит витамина B12 крайне негативно влияет на развитие всех функций организма. Важна ранняя диагностика и своевременная терапия.

При подозрении на нарушения работы щитовидной железы не рекомендуем без диагностики давать ребенку соответствующие препараты. Избыток йода при развитии гипотиреоза наносит не меньший вред, чем его недостаток.

Что делать

Повторимся, нарушение координации — общий симптом, за которым может скрываться не только реакция на некоторые лекарственные заболевания, но и патологии, требующие своевременного лечения. Не упускайте время. Посещайте детского невролога не реже одного раза в год.

Как мы уже выяснили, координация движений — это двигательная способность, которая развивается посредством самих движений. И чем большим запасом двигательных навыков обладает ребенок, тем богаче будет его двигательный опыт и шире база для овладения новыми формами двигательной деятельности.

Координационная способность человека достигает высокого уровня развития к 6-7 годам жизни. Отмечено также, что дети, занимающиеся спортом, добиваются виртуозности движений, которым их обучают. Это дает основание полагать, что координацию движений можно тренировать и совершенствовать.

Ученые-физиологи указывают на большое значение педагогического воздействия как фактора, формирующего взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Важнейшим показателем тренированности центральной нервной системы, считают они, является рост подвижности, уравновешенности, а также концентрации (как во времени, так и в пространстве) возбудительных и тормозных процессов. Все это создает благоприятные условия для координированной работы центральной нервной системы, а также всего нервно-мышечного аппарата. В ходе тренировки постоянно формируются и уточняются различные формы содружественных и реципрокных отношений между нервными центрами мышечных групп, и чем выше тренированность человека, тем более совершенными становятся эти отношения.

Рассматривая этот вопрос с точки зрения освоения спортивной техники, ученые считают, что в учебно-тренировочные занятия следует включать максимально разнообразные движения с тем, чтобы обеспечить наилучшее развитие координационных возможностей.

Используя активную двигательную деятельность как форму тренировки, можно ускорить и усовершенствовать процесс развития координации движений. Однако следует помнить, что это должен быть не хаотический набор движений, а правильно и строго организованный педагогический процесс, в котором физические упражнения выполнялись бы с определенными нагрузкой и дозировкой соответственно возрасту занимающихся.

Как пример такого целенаправленного педагогического процесса можно привести эксперимент, в котором изучалась возможность развивать координацию движений руками у детей 6-7 лет. Из учащихся первых классов были созданы две экспериментальные и одна контрольная группы, и по разработанным контрольным группам был определен уровень координационного развития детей. После этого в течение полугода учащиеся экспериментальных групп разучивали упражнения, специально направленные на улучшение координационного развития. Следует отметить, что уроки физической культуры проходили по существующей программе, а на выполнение двух-трех специальных упражнений затрачивалось около трех-четырех минут во вводной части каждого урока. Специальными упражнениями служили различные движения руками в плечевых суставах со всевозможными координационными сочетаниями, от самых простых до весьма трудных. Упражнения, выбранные в качестве тестов, в течение эксперимента не разучивались.

После окончания эксперимента, т.е. через 40 уроков, дети были подвергнуты контрольному испытанию, которое состояло из тех же тестов, что и первый раз. Оказалось, что цикл занятий специально направленными упражнениями весьма эффективен. Уровень развития координации движений у учащихся экспериментальных групп значительно возрос: дети этих групп

легко и быстро овладели контрольными тестами, значительно опередив детей из контрольной группы, не разучивавших специальных упражнений; более того, они выполняли движения со сложной координацией зачастую лучше, чем дети 11 лет.

Аналогичные результаты были получены в педагогическом эксперименте с детьми, разучивавшими упражнения со сложными сочетаниями движений руками и ногами. Все это свидетельствует, что развитие координации движений у детей можно целенаправленно совершенствовать и ускорять, что координация движений тренируема.

Еще по теме:

Развитие познвательных интересрв детей дошкольного возраста в процессе физичско-игровоговоспитания
Дошкольный возраст является значимым этапом становления способностей человека — двигательных познавательных творческих и других поскольку связан с созреванием необходимых для их развития органических структур и формированием на этой основе нужных функциональных органов. В этом возрастном периоде пр .

Развитие экономического мышления — путь социализации личности учащихся
Цель: рассмотрение системы формирования экономического мышления, как одного из путей социализации личности учащихся. Задачи: 1. Определить понятие социализации и доказать, что формирование экономического мышления действительно является средством социализации личности учащихся; 2. Обобщить и описать .

Отдел морально-психологического обеспечения
В состав отдела входят три подразделения — отделение организации воспитательной работы, сотрудники которого большое внимание уделяют формированию у личного состава комплекса гражданских, нравственных, духовных и других профессионально-значимых качеств личности, обусловленных потребностями и особенн .

Педагогика как наука

Развитие координации у детей

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Развитие координации у детей

У ребёнка 3-4 лет двигательные навыки должны быть достаточно сформированы. В норме он умеет копировать действия взрослого или другого ребёнка, правильно выполнять и повторять движения в заданном порядке, но долго удерживать внимание на поставленных задачах он не способен.
Умение управлять движением — одна из важнейших функций, которую выполняет наш мозг. Двигательных центров в мозге очень много. Не у всех детей двигательные центры достаточно развиты. С раннего возраста за согласованной активностью мышц тела стоит развитие координации у детей, за это отвечает мозжечок, который полностью развивается к 4,5 годам.
В возрасте 3-4 лет моторные функции совершенствуются, но если этого не происходит, родителям необходимо обратить внимание на то, как ребенок ходит, прыгает, ползает, умеет ли бросать и ловить мяч.
Если ребенок шаркает ногами, неравномерно шагает, скован или расторможен в движении, неуклюж, у него проблемы с координацией в целом – ему помогут занятия с нейропсихологом, особенно полезен комплекс упражнений на специальном оборудовании Balametrics’ (Баламетрикс).

Для уточнения информации о занятиях с нейропсихологом, звоните по телефонам центра: +7(4842)75-12-83, +7(905)641-12-58.

Предварительная запись и нейропсихологическая диагностика для определения программы занятий обязательны.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Снятие эмоционального напряжения
у детей и подростков с помощью арт-практик
и психологических упражнений»

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Развитие координации у детей

Развитие координации у детей

Наблюдая за своим ребенком, вы время от времени замечаете, что иногда он неуклюжий, словно маленький медвежонок. Несогласованность движений встречается не только у детей, но и у взрослых, и может быть выражена в разной степени.

За согласованной активностью мышц тела стоит развитие координации у детей с раннего возраста.

Давайте, для начала разберемся, какие же органы отвечают за развитие координации у детей?

Развитие координации начинается в младенческом возрасте и продолжается до тех пор, пока растет скелет человека, а это примерно до 16–18 лет.

Особую роль играет развитие мозжечка, который начинает активно развиваться примерно в 6 мес. от рождения, в год и 2-3 месяца развитие мозжечка ослабевает и полностью развивается мозжечок к 4,5 годам.

Процесс развития мозжечка отражается в умениях малыша, в 6 месяцев ребенок начинает сидеть, в 8-9 начинает ползать, в 9-10 встает на ножки, в 11-12 месяцев делает свои первые шаги, а к полутора годам уверенно ходит.

Развитие мозжечка в дошкольном возрасте переходит на новый этап, в возрасте 3-4 лет моторные функции качественно совершенствуются, становится доступным выполнение новых задач, улучшается процесс обучения.

Вестибулярный аппарат

Влияет на развитие координации у детей и вестибулярный аппарат. Свой рост вестибулярный аппарат начинает, когда малыш находится у мамы в животе, а окончательное формирование вестибулярного аппарата происходит к возрасту 12-15 лет.

Вестибулярный аппарат — это основа человеческого прямохождения, развитие именно этого органа позволяет ребенку делать свои первые шаги, а нарушения вестибулярного аппарата приводит к «пьяной походке».

Упражнения на развитие координации делятся на два вида – первые выполняются статично, вторые в динамике.

Статические игры

Игры на замирание: включите музыку и танцуйте вместе с малышом, когда музыка выключается, нужно замереть в той позе, в которой был. Это веселая и простая игра, усложняйте ее, удлиняя время «замирания».

Игры на равновесие:

Цапля. Стойте на одной ноге, кто сможет дольше? А если цапля еще и поймать лягушку решила?

Ласточка. Стоя на одной ноге, вторую поднимите и вытяните назад, за корпус тела, руки в стороны, наклонитесь телом параллельно полу. Кто дольше сможет планировать как ласточка?

Йога. Очень много статических асан есть в практике йоги, вы можете позаимствовать наиболее доступные для вас и делать их вместе с ребенком.

Динамические игры

Игры с внезапной сменой действий или направления:

По вашей команде ребенок резко должен изменить направление бега, или начать выполнять другое движение. Вы сами можете быть проводником, а малыш повторяет за вами.

Игры на баланс равновесия:

Баланс. Пройти ровно по дощечке или палочке, можно балансировать при помощи рук.

Бордюр. Ходите по бордюрам во дворе, прекрасно развивает равновесие!

Бревно. Усложненный вариант бордюра — пройдите по бревну, которое лежит на земле, затем можно усложнять, поднимая бревно выше, и самый сложный вариант — пройти по качающемуся бревну.

Качели. Дети любят качаться на качелях, поверьте, от этого нехитрого занятия есть польза!

Как просто и эффективно развивать координацию у детей?

Секрет заключается в том, что координацию у детей можно развить только через двигательную активность, поэтому самое простое и эффективное — это не ограничивать двигательную активность вашего ребенка и всячески ей способствовать!

Устройте дома спортивный уголок, отведите ребенка в спортивную секцию, на танцы, в бассейн, отведите на спортивную гимнастику или акробатику. Зимой — лыжи и коньки, езда на санках с горок – все это развивает координацию движений.

И отличная новость для взрослых – в любом возрасте можно развивать координацию!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector