Успешность формирования двигательных навыков зависит от уровня развития физических качеств (табл. 1.7).
Физические качества — ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость, равновесие — сложный комплекс морфофункциональных, биологических и психологических свойств организма, которые определяют силовые, скоростно-силовые и временные характеристики движения ребенка. Быстрота — способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Ловкость — способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво. Сила — способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения. Гибкость — способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении. Равновесие — способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на небольшой и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры. Выносливость — способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее интенсивности.
Развитие у дошкольников физических качеств
Средства развития физического качества
Методы развития физического качества
Время двигательной реакции;скорость одиночного движения; частота движения
Упражнения, выполняемые с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (бег медленный, быстрый и очень быстрый); подвижные игры; скоростно-силовые упражнения (прыжки, метание); упражнения в размахивании, кружении, ударах, бросании и толкании легких предметов, поворотах, выполняемых с максимальной частотой
Повторный; переменный (с варьирующими ускорениями); игровой; соревновательный
Нет общего критерия оценки
Физические упражнения в основных движениях: ходьба и бег между предметами, с преодолением различных препятствий (пролезть в обруч, перепрыгнуть через предмет), метание, игры в мяч, прыжки, лазание; общеразвивающие упражнения с предметами различной формы, массы, объема; подвижные игры; совместные упражнения с мячами, шестами, выполняемые вдвоем, небольшой группой; применение необычных исходных положений (бег из положения стоя на коленях, сидя; прыжок из положения стоя спиной по направлению движения), быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать); изменение скорости или темпа движений, разные ритмические сочетания и последовательность элементов
Средства развития физического качества
Методы развития физического качества
Усилие (в кг) (оценивается абсолютная сила без учета собственной массы и относительная сила — абсолютная сила, деленная на массу тела человека)
Упражнения с повышенной сопротивляемостью: упражнения с набивными мячами; упражнения, включающие поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях); упражнения, отягощенные массой собственного тела: общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, упражнения в основных движениях (различные прыжки, лазание, ползание)
Метод серийных упражнений; метод интервальных упражнений
Максимальная амплитуда движений
Выполнение физических упражнений с большой амплитудой; общеразвивающие упражнения с предметами и без них; стретчинг — система упражнений, направленных на улучшение гибкости, повышение подвижности суставов
Метод серийных упражнений (только после разминки)
Сохранение устойчивого положения тела в статике и динамике
Движения и позы в условиях, затрудняющих сохранение равновесия: упражнения, выполняемые на небольшой и приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, ходьба и бег по скамейке); метание; упражнения на совершенствование анализаторов, обеспечивающих сохранение равновесия: качание на качелях, подвижные игры
Метод повторных упражнений; метод интервальных упражнений
Выносливость
Время, в течение которого человек выполняет физическую работу
Циклические упражнения: бег, ходьба
Метод непрерывных упражнений небольшой интенсивности, повторных упражнений или более активных упражнений с небольшими перерывами
На процесс развития физических качеств оказывают влияние воспитание и обучение. По мнению ученых, развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков подчинены следующей закономерности: уровень развития физических качеств обусловливает способность ребенка осваивать новые упражнения, умения, навыки, и, наоборот, — двигательный опыт ребенка, уровень усвоения двигательных умений и навыков обеспечивают развитие физических качеств (В.А. Шишкина, В.Н. Шебе ко, Н.Н. Ермак).
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ 7 -12 ЛЕТ
Ловкость, силу, быстроту, выносливость, а также гибкость и способность произвольно расслаблять мышцы надо развивать у детей гармонически, начиная с раннего возраста.
Ловкость — это способность человека быстро овладевать новыми движениямииперестраивать двигательную деятельностьсоответственно меняющимся условиям. О развитии ловкости человека можно судить по тому, какими сложными движениями он способен овладевать, какое время ему необходимо для этого, и по степени точности, которой он может достигнуть в данном движении после некоторой тренировки.
У детей в возрасте от 7 до 12—13 лет происходят наибольшие сдвиги в развитии координации движений. По своей структуре мозг 7—8-летнего ребенка уже приближается к структуре мозга взрослого человека: объем корковых полей двигательного анализатора составляет около 80%, а подкорковых образований — 95% объема взрослого человека. С 7 до 12 лет происходит быстрое развитие двигательного анализатора, улучшение дифференцировочной (различительной) способности зрительного анализатора. В 8—12 лет лабильность (подвижность) нервно-мышечной системы достигает нормы взрослого человека. Таким образом, детям можно и нужно давать как можно больше упражнений для воспитания координации движений. При этом важно совершенствовать у них мышечное чувство — различения темпа и амплитуды движений, степени напряжения и расслабления мышц, а также чувство времени и пространства.
Для воспитания координации движений используются различные, постепенно усложняемые сочетания элементарных движений рук и ног; более трудные акробатические упражнения; танцевальные движения; усложненные прыжки со скакалкой; прыжки через разные препятствия. Для этих целей используются также игры, побуждающие незамедлительно переходить от одних действий к другим соответственно изменяющейся обстановке.
В 7—8 лет быстро совершенствуется способность к различным точным движениям. Этому помогают метания в цель; упражнения с малыми мячами — удары о пол, броски в стену с ловлей, подбрасывание и ловля мяча с различными дополнительными движениями; различные сложные манипуляции с другими мелкими предметами — палочками, колечками, кубиками и т. д. С помощью этих упражнений учащиеся быстрее овладевают техникой письма, рисования.
Упражнения для воспитания силы у детей младшего возраста должны быть главным образом динамическими.
Младшим школьникам нужны также упражнения для воспитания силовой выносливости.
Для воспитания статической выносливости у детей младшего школьного возраста используются различные упражнения в форме достаточно длительного удержания определенных поз: смешанные висы и упоры, стояние на носках, упражнение «ласточка» и др.
Быстрота— способность выполнять движения в минимальное время. Она зависит от скорости двигательных реакций (ответных действий на какой-либо сигнал), скорости отдельных движений и частоты движений, определяемой количеством в секунду.
Простые двигательные реакции — это ответные движения на известные, но внезапно появляющиеся сигналы. В жизни они имеют большое значение, например при действиях в трудных условиях местности, при управлении механизмами. Существует довольно быстрый переход от уже выработанных двигательных реакций к новым видам реакций: люди, быстро реагирующие в одних условиях, быстро реагируют и в других. Это очень важно, так как быстрая реакция часто спасает человеку жизнь.
Быстрота реакции ребенка в большой степени зависит от типа его нервной системы и является качеством, наследуемым от родителей, но ее можно развивать соответствующими упражнениями.
Для воспитания быстроты движений у детей младшего школьного возраста широко используются игры-упражнения с внезапными остановками, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее, время.
Кроме развития быстроты, в задачи физического воспитания детей младшего школьного возраста входит также формирование у них способности выполнять скоростную работу возможно более длительное время. Выносливость в скоростной работе определяется многими факторами, главными из которых являются функциональные возможности различных систем организма, устойчивость к неблагоприятным сдвигам во внутренней среде организма и в центральной нервной системе, возникающие в процессе длительной напряженной работы.
Выносливость воспитывается путем применения упражнений, оказывающих на организм ребенка общую физическую нагрузку несколько больше той, которую он уже привык переносить. В процессе таких упражнений организм ребенка постепенно адаптируется к состоянию утомления, вызываемому повышенным объемом работы, приобретается способность выполнять то или иное движение (бег, серии прыжков и пр.) более длительно, а затем быстро восстанавливать силы после физических нагрузок.
Выносливость прежде всего проявляется в беге, прыжках. Это так называемая специальная выносливость. Но она имеет свойство переходить и на другие виды деятельности примерно такого же характера интенсивности и продолжительности. Так происходит повышение общей выносливости ребенка.
В зависимости от вида выносливости разделяют и упражнения, с помощью которых она вырабатывается. Упражнения такого рода бывают специфическими (например, для выносливости в беге — кроссы, бег по снегу, серии подготовительных упражнений) и специфическими (например, для выносливости в ходьбе на лыжах — обычная ходьба, бег, серии прыжковых упражнений). Общий объем нагрузки, включающий длительную работу повышенной интенсивности, должен определяться с учетом возрастного развития ребенка.
Из существующих методов применения упражнений для выработки выносливости у младших школьников наиболее приемлемым является так называемый повторный, метод: чередование нагрузки с паузами отдыха. Может быть использован также и переменный метод тренировки, заключающийся в чередовании сильных нагрузок со средними и слабыми (без пауз отдыха). Равномерный метод тренировки, заключающийся в выполнении всего запланированного объема работы в одинаковом постоянном темпе, является самым большим по нагрузке и поэтому применяется редко.
Для воспитания выносливости у младших школьников широко применяются игры с краткими повторениями действий и с непрерывным движением, связанным со значительной затратой сил или энергии. Однако следует учитывать, что общее число повторных действий должно быть невелико и чередоваться с короткими перерывами для отдыха. На непрерывную деятельность играющих должно отводиться относительно короткое время.
Рубрика: Физическая культура и спорт
Дата публикации: 01.03.2020 2020-03-01
Статья просмотрена: 2691 раз
Библиографическое описание:
Демидова, И. В. Возрастные особенности и развитие двигательных способностей младших школьников / И. В. Демидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 9 (299). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/299/67773/ (дата обращения: 20.07.2021).
Физические качества— основная характеристика.
Основными физическими качествами являются быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость (координация).
Тактическое значение имеет развитие всех физических качеств, так как развитие одного из них определенным образом влияет на развитие другого. Поэтому занятия должны быть комплексными и последовательными, с применением различных упражнений. Только тогда при совершенствовании физических качеств формируются разнообразные двигательные навыки.
Научные работы и эксперименты доказывают, что с физиологической точки зрения целесообразно начинать каждое занятие с развития быстроты. Выполнение скоростных упражнений требует высокой подвижности и мобильности центральной нервной системы. Поэтому после разминки, пока организм еще не утомлен, упражнения на развитие быстроты выполняются в предельно быстром темпе. Расходуется большое количество энергии при напряжении нервной системы, поэтому можно добиться положительных сдвигов в развитии быстроты.
При развитии силы на начальной стадии используют упражнения малой интенсивности с небольшими отягощениями. Такие упражнения не требуют больших усилий и высокого напряжения нервной системы, поэтому работа по развитию силы может проходить при небольшом утомлении организма.
Упражнения на развитие выносливости применяются последними в процессе занятий. Они могут быть циклического характера умеренного напряжения: бег в среднем темпе, не требующий высокой работоспособности нервной системы, или игры подвижные, спортивные, оказывающие положительное влияние на воспитание выносливости за счет эмоционального подъема.
В процессе занятий в равной мере можно подключать упражнения на гибкость, которые способствуют развитию силы. Упражнения на координацию можно выполнять повсеместно, при их выполнении развиваются также внимание, память, мышление, поле зрения, устойчивость позы, красота движений.
Школьный возраст — это период жизни и развития детей, продолжительностью 7–10–11–12 лет и охватывающий время обучения в общеобразовательном учреждении. Этот период подразделяется на три этапа:
− младший школьный возраст — 6–11 лет — начальное общее образование;
− средний школьный возраст или подростковый 11–15 лет — основное общее образование;
− старший школьный возраст или возраст юности — 15–18 лет — среднее (полное) общее образование.
Система использования средств физической культуры исключительно важна, так как именно в эти периоды продолжается интенсивное развитие форм и функций организма. Недостаток двигательной активности (гиподинамия) неизбежно приводит к невосполнимым потерям в физическом развитии детей, к ослаблению защитных сил организма, к нарушениям здоровья, к снижению умственных способностей, к падению работоспособности в целом.
Учет возрастных особенностей играет важную роль в развитии двигательных качеств. Соответствие педагогических воздействий возрастным особенностям личности дает хорошие плоды в воспитании и развитии. В каждом возрастном периоде имеются свои отличительные особенности, и, если процесс обучения и воспитания идет неверно, можно нанести существенный вред развитию и формированию личности.
Младший школьный возраст является благоприятным для развития многих физических способностей. Антропометрические данные мальчиков и девочек в этот период практически одинаковые. Как мальчики, так и девочки к 10–11 годам достигают относительно высоких возможностей аэробного энергообеспечения мышечной работы. Именно в этом возрасте дети способны к длительному выполнению циклических упражнений умеренной и большой мощности, но в результате высокой подвижности нервной системы преобладают эмоциональные порывы, поэтому не следует увлекаться большими нагрузками и однотипностью упражнений. Выполняемые упражнения в этот период должны быть разнообразны и строится от простого к сложному, через игру и развитие естественных форм движений. Качество ловкости окончательно формируется в возрасте от 7 до 12 лет. Для ребенка характерно овладение частыми движениями с последующим их объединением в целостное движение, поэтому нельзя применять раздельное обучение движению.
Силовые возможности в 7–11 лет у мальчиков и у девочек одинаковые, они обладают сравнительно низкими показателями мышечной системы. Силовые и особенно изометрические (статические) упражнения вызывают у детей быстрое утомление. В этом периоде дети приспособлены к кратковременным скоростно-силовым упражнениям динамического характера. Упражнения на силу, как правило, нужно выполнять с использованием собственного веса тела: прыжки, лазание, перелезание, ползание, висы, упоры, приседания. Можно использовать отягощение в виде набивных мячей, гантели. После выполнения упражнений с отягощением необходимо сделать упражнения в висе или на растяжку позвоночника. Развитие всех физических качеств должно строго фиксироваться, даже незначительное улучшение должно быть отмечено: у ребенка вырабатывается стимул стремления вперед, а равнодушие учителя тормозит процесс развития.
Младший школьный возраст — хороший период для формирования черт личности. В игре ребенок растет и развивается, у него появляется время для творчества и общения в коллективе, идет бурный всплеск эмоций, создается возможность применить полученные навыки и умения на практике, происходит направленная реализация природных ресурсов.
Сенситивные периоды благоприятного развития физических способностей (качеств)
Ребенок дошкольного возраста очень активен. Способствует этому усиленное развитие мускулатурой системы, потребляющей большое количество кислорода. Разнообразие движения невелико. Поэтому физическое развитие детей дошкольного возраста является одной из главных целей для родителей.
Физические качества — развитие способностей человека при двигательной активности. Двигаясь, ребенок укрепляет свое здоровье: дыхательную, сердечно-сосудистую, нервную системы.
От степени развития физических качеств дошкольника будут зависеть дальнейшие двигательные навыки.
- Для постоянного формирования двигательных навыков уровень нагрузок должен быть немного завышен.
- Параллельное развитие элементов воспитания (смелость, выдержка, настойчивость) присутствует при работе над физическими качествами.
- Оттачивания каждого навыка до мастерства, учитывая все возможности организма.
- От простого к сложному.
- Ответственное отношение к развитию двигательных качеств со стороны ребенка.
- Индивидуальный подход, учитывающий различную подготовку ребенка к двигательной активности.
Ловкость. Умение оперативно изучить незнакомые движения, а также корректировать их для появившихся новых обстоятельств. Благодаря этому навыку, ребенок в игре оперирует сложными двигательными задачами и при этом быстро анализирует действия сверстников. Задачей этого навыка является систематичность: постоянное изменение на новое упражнение; представление одного и того же упражнения в разных вариантах, каждый раз усложняя его.
Значительное количество упражнений используется для развития физических качеств у детей:
- Бег между предметами;
- Челночный бег;
- Бег с препятствиями;
- Прыжки через предметы.
Читайте также:
Игры для физического развития детей дошкольного возраста.
Хвостик. Группе детей предлагают взять по разноцветной ленточке и прикрепить ее сзади, вместо хвостика (так, чтобы было легко ее достать). Один из детей выбирается ведущим. Его задача — собрать все ленточки у детей. Тот малыш, у которого забрали ленту, выбывает из игры. Последний игрок с лентой признается победителем.
Быстрота. Возможность человека совершать движение тела или отдельной его части за максимально короткое время. Благоприятные условия для развития способствуют особенности нервной системы (быстрое возбуждение и торможение). Развивается это физическое качество у детей дошкольного возраста при выполнении ходьбы или бега с ускорением, а также при метании и прыжках (в высоту и длину). Быстрота движения измеряется на коротком участке (10 м) с учетом заранее взятого разгона.
Игра «Рывок». Две команды игроков (каждый имеет свой номер) стоят на равном расстоянии от ведущего. Тот держит в руке мяч и по команде (называет любую цифру) подбрасывает мяч. Два игрока бросаются вперед, и тот, кто поймает мяч первым, принесет своей команде победу.
Сила. Осуществление определенных двигательных действий, преодолевая препятствия с помощью намеренного сокращения и напряжения мышц. Развитие этого навыка происходит с помощью постепенного увеличения массы специальных снарядов (мячи, гантели, подушечки с песком). При развитии силы у дошкольников следует учитывать не до конца сформированную костную систему и слабость мышц-разгибателей. При назначении комплекса упражнений следует задействовать все группы мышц с постепенным усложнением задач.
Для рук предпочтительней выбрать такие спортивные снаряды: брусья, канат, лестница. Ноги хорошо укреплять во время бега или прыжков. Мышцы брюшной полости укрепляются с помощью упражнений на пресс.
Крайне опасны упражнения с использованием значительного напряжения и кратковременной задержки дыхания.
Игра «Перетягивание каната». Игроков разделяют на 2 команды и по сигналу ведущего тянут канат каждая команда на себя. Побеждает та, которая перетянула соперников на свою сторону.
Выносливость. Способность проявлять определенные возможности организма на протяжении длительного времени, без снижения показателей. Для развития выносливости используют неоднократное повторение действий.
При развитии физических качеств у детей дошкольного возраста формируются:
- Костная, мышечная, сердечная и нервная системы;
- Появляются настойчивость, сила воли, упорство, решительность;
- Достижение цели, преодоление трудностей.
Игра «Ветер». Выбирается двое водящих — северный и южный ветер. Северный ветер должен как можно больше заморозить ребят (дотрагиваясь до игрока, тот застывает на месте), а южный ему препятствует.
Гибкость. Выполнение движения с большим размахом, зависящее от состояния связок, мышц, суставов, позвонков. Дети дошкольного возраста обладают гибкостью. При совершении регулярных занятий это свойство организма сохраняется. Также следует помнить, что все должно развиваться постепенно, не доводя суставы до нежелательной деформации.
Игра «Палка за спину». В каждой команде игроки выстраиваются друг за другом на расстоянии одного шага. Первый игрок перед собой за оба конца держит гимнастическую палку. По команде, не отрывая рук от палки, поднять ее и прогнувшись, не сгибая руки, передать следующему игроку. Таким образом, палка достается последнему игроку, который бежит в начало, остальные делают шаг назад. Все повторяется снова.
Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста требует от родителей определенных действий:
- Поднятие в ребенке высокой самооценки с помощью совместных усилий. Замечайте и хвалите любое, даже самое мелкое достижение ребенка.
- Все физические занятия выполняются по желанию. Если оно отсутствует, необходимо выяснить у ребенка и устранить его.
- Интерес к физической культуре легче привить на собственном примере.
- При выборе комплекса упражнений учитывайте возраст и индивидуальные особенности ребенка.
- Комплекс упражнений должен использоваться, пока не будет доведен до идеального исполнения.
- Если у ребенка что-то не получается, необходимо оказать поддержку и ни в коем случае не ругать и смеяться над ним.
- Исполнение всех физических упражнений осуществляется правильно.
- Прислушивайтесь к ребенку в выборе физических приоритетов.
- Соблюдайте три правила: терпение, понимание, любовь.
Дошкольный возраст является оптимальным для формирования физических качеств. Задача родителей грамотно распорядится этим временем.
Психологические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста (Курсовая работа)
- Психологические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста (Курсовая работа)
- Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста
- Цель, задачи, средства физического воспитания в дошкольных учреждениях
- Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста
- Формирование личности дошкольника в процессе занятий физическими упражнениями
- Единство обучения, воспитания и развития ребенка в процессе физического воспитания
- Заключение
- Все страницы
2.1. Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста
Под физическими качествами и способностями мы понимаем такие качества и способности, которые характеризуют его физическое состояние, это — прежде всего состояние его морфофункционального развития: конституция его организма и физиологические функции последнего. К числу признаков, характеризующих конституцию организма, относятся, в частности, такие показатели его телосложения, как рост, вес, окружность тела и др. Среди разнообразных физиологических функций человеческого организма особо следует отметить двигательную функцию, которая характеризуется способностью человека выполнять определенный круг движений и уровнем развития двигательных (физических) качеств (14).
Эта тема рассматривается в тесной связи со следующей, а именно с периодизацией воспитания физических качеств. Обсуждение имен должно сопровождаться рассматриванием и анализом иллюстрируемого материала (графиков, диаграмм), отражающего особенности развития координационных способностей, умение сохранять устойчивую позу(равновесие),степень развитости общей выносливости, скоростно-силовых качеств у детей разного дошкольного возраста. Обнаружено, что в проявлениях общей выносливости, силы, в сохранении равновесия и некоторых других способностях периоды наиболее интенсивного развития у мальчиков и девочек не совпадает. Это свидетельствует о половых различиях в темпах развития физических качеств.(7).
Нервная система детей дошкольного возраста отличается большой пластичностью, на основе чего у ребенка легко образуются новые условные связи. Это свойство необходимо использовать для формирования в раннем возрасте различных двигательных навыков, а также навыков самообслуживания. Однако организм дошкольника еще мало сопротивляется неблагоприятным условиям среды: у детей легко возникает желудочно-кишечные, простудные и другие заболевания (9).
Теория физического воспитания учитывает психофизиологические особенности детей дошкольного возраста: возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразия преобладающего вида деятельности в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается «переход ребенка к новой высшей ступени его развития» (10).
На протяжении дошкольного детства осуществляется беспрерывное развитие физических качеств, о чем свидетельствует показатели общей физической подготовленности детей. У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.
Вместе с тем ученые утверждают, что максимальные темпы прироста физических качеств по годам не совпадают. Более высокие увеличения показателей быстроты отмечаются в возрасте от 3 до 5 лет, ловкости от 3 до 4 лет, силовых способностей от 4 до 5 лет. В возрасте от 5 до 6 лет обнаружены некоторые замедления силовых показателей. Необходимо учитывать это при организации целенаправленной работы по развитию физических качеств дошкольников(5).
На развитие физических качеств дошкольника оказывают влияние различные средства и методы физического воспитания. Эффективным средством развития быстроты являются упражнения направленные на развитие способности быстро выполнять движения. Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть, чтобы упражнения не были продолжительными, однообразными. Желательно их повторить в разных условиях с разной интенсивностью, с усложнениями или наоборот, со снижением требований.
Для воспитания у детей умения развивать максимальный темп бега могут быть использованы следующие упражнения : бег в быстром и медленном темпе; бег с ускорением по прямой, по диагонали. Полезно выполнять упражнения в различном темпе, что содействует развитию у детей умения прелагать разные мышечные усилия соотносительно с намеченным темпом. Для развития умения поддерживать темп движений на протяжении некоторого времени эффективным средством является бег на короткие дистанции : 15, 20, 30 метров. При обучении быстрому началу движения применяется бег с ускорением по сигналам; старт из разных исходных положений. Эти упражнения включаются в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, упражнения, подвижные игры на прогулке.
Для развития ловкости необходимы более сложные упражнения по координации и условиям проведения : применение необычных исходных положений (бег и исходное положение стоя на коленях, сидя, лежа); прыжок из исходного положения стоя спиной к направлению движения; быстрая смена различных положений; изменения скорости или темпа движения; выполнения взаимосогласованных действий несколькими участниками. Могут быть использованы упражнения в которых дети прилагают усилия, чтобы сохранить Равновесие: кружиться на месте, качание на качелях, ходьба на носках и др.
Упражнения для развития силовых способностей делятся на 2 группы: с сопротивлением, которое вызывает вес бросаемых предметов и выполнение которых затрудняет вес собственного тела (прыжки, лазания, приседания). Большое значение имеет количество повторений : небольшое не содействует развитию силы, а чрезмерно большое может привести к утомлению .
Необходимо также учитывать темп выполнения упражнений: чем он выше, тем меньшее количество раз должно выполняться. В силовых упражнениях предпочтение следует отдавать горизонтальным и наклонным положениям туловища. Они разгружают сердечно-сосудистую систему и позвоночник, уменьшают кровяное давление в момент выполнения упражнения. Упражнения с мышечным напряжением целесообразно чередовать с упражнениями на расслабления.
Для развития выносливости больше всего подходят упражнения циклического характера(ходьба, бег, прыжки, плавание и др.). В выполнении этих упражнений принимает участие большое количество групп мышц, хорошо чередуются моменты напряжения и расслабления мышц, регулируется темп и продолжительность выполнения.(18).
В раннем и дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. В первую очередь следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в частности на такие компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений. При освоении новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. При расчленении движений ребенок теряет его смысл, а следовательно, и интерес к нему. Ребенок хочет сразу видеть результат своего действия.(15)
Физические качества– сложный комплекс биологических и психических свойств организма, которые определяют силовые, скоростно-силовые и временны́е характеристики движения человека.
К физическим качествам человека относятся: быстрота, ловкость, сила, гибкость, равновесие и выносливость.
Быстрота. Критерием оценки быстроты являются: время двигательной реакции, скорость одиночного движения и частота движения.
Средствами развития такого физического качества, как быстрота являются: упражнения, выполняемые с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (бег медленный, быстрый и очень быстрый); подвижные игры; скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание; упражнения в размахивании, кружении, ударах, бросании и толкании легких предметов, поворотах, выполняемых с максимальной частотой.
Методами развития быстроты являются:
— переменный (с варьирующими ускорениями);
Ловкость. Средствами развития ловкости являются: физические упражненияв основных движениях (ходьба между предметами; с преодолением различных препятствий – пролезть в обруч, перепрыгнуть через предмет; метание, игры в мяч, прыжки, лазание); общеразвивающие упражнения с предметами различной формы, массы, объема; подвижные игры; совместные упражнения – вдвоем, небольшой группой – с мячами, шестами; применение необычных исходных положений (бег из положения стоя на коленях, сидя; прыжок из положения стоя спиной к направлению движения), быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать); изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.
Методами развития ловкости являются:
Сила. Критериями оценки силы являются килограммы (оценивается абсолютная сила без учета собственной массы и относительная сила – абсолютная сила, деленная на массу человека).
Средствами развития силы являются: упражнения с повышенной сопротивляемостью: упраж-нения с набивными мячами; упражнения, включающие поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях); упражнения, отягощенные массой собственного тела: общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; упражнения в основных движениях (различные прыжки, лазание, ползание).
Методы развития силы:
— метод серийных упражнений;
— метод интервальных упражнений.
Гибкость. Критериями оценки гибкости является максимальная амплитуда движений.
Средствами развития гибкости являются: выполнение физических упражнений с большой амплитудой; общеразвивающие упражнения с предметами и без них; стретчинг – система упражнений, направленных на повышение гибкости, подвижности суставов.
Методом развития гибкости является метод серийных упражнений (только после разминки).
Равновесие.Критерием оценки равновесия является сохранение устойчивого положения тела в статике и динамике.
Средствами развития равновесия являются: движения и позы в условиях, затрудняющих сохранение равновесия: упражнения, выполняемые на уменьшенной и приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, ходьба, бег по скамейке); метание; упражнения, направленные на совершенствование анализаторов, обеспечивающих сохранение равновесия, — качание на качелях; подвижные игры.
Методы развития равновесия:
— метод повторных упражнений;
— метод интервальных упражнений.
Выносливость. Критерием оценки выносливости является время, в течение которого человек выполняет физическую работу.
Средствами развития выносливости являются циклические упражнения: бег, ходьба.
Методом развития выносливости является метод непрерывных упражнений небольшой интенсивности, повторных упражнений или более активных упражнений с небольшими перерывами.
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В дошкольный период закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития. В самом общем смысле физическим развитием дошкольника называют процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни. Внешними количественными показателями физического развития являются, например, изменения пространственных размеров и массы тела, качественно же физическое развитие характеризуется, прежде всего, существенным изменением функциональных возможностей организма по периодам и этапам его возрастного развития, выраженным в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности.
Для детей дошкольного возраста характерны недостаточная устойчивость тела и ограниченные двигательные возможности. У них быстро развивается нервная система, растет скелет, укрепляется мышечная система, и совершенствуются движения.
Детям 3-4 лет свойственны общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические возможности.
У детей этого возраста сравнительно большое развитие верхней части тела и мускулатуры плечевого пояса и мышц-сгибателей.
Дошкольники 3-4 лет обладают высокой двигательной активностью при недостаточной согласованности движений, в которых участвуют крупные группы мышц. В этом периоде отмечается повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений.
Структура легочной ткани еще не достигает полного развития; носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, что несколько затрудняет поступление воздуха в легкие; ребра незначительно наклонены, диафрагма расположена высоко, в связи с чем, амплитуда дыхательных движений невелика. Ребенок дышит поверхностно и значительно чаще, чем взрослый: у детей 3-4 лет частота дыхания — 30 в минуту, 5-6 лет — 25 в минуту; у взрослых -16-18. Неглубокое дыхание у детей ведет к сравнительно плохой вентиляции легких и к некоторому застою воздуха, а растущий организм требует повышенной доставки кислорода к тканям. Именно поэтому особенно важны физические упражнения на свежем воздухе, активизирующие процессы газообмена. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) у детей 3-4 лет составляет 400- 500 см, 5-6 лет -800-900 см3.
Деятельность сердечно-сосудистой системы у дошкольников хорошо приспособлена к требованиям растущего организма, а повышенная потребность тканей в снабжении кровью удовлетворяется легко. Ведь сосуды у детей шире, чем у взрослых, и кровь по ним течет свободнее. Количество крови у ребенка относительно больше, чем у взрослого, но путь, который она должна проходить по сосудам, короче, а скорость кровообращения больше. Так, например, если пульс у взрослого равен 70-74 ударам в минуту, то у дошкольников в среднем 90-100 ударам. Нервная регуляция сердца несовершенна, поэтому оно быстро возбуждается, ритмичность его сокращений легко нарушается, и сердечная мышца при физической нагрузке довольно быстро утомляется. Однако при смене деятельности сердце ребенка быстро успокаивается и восстанавливает свои силы. Вот почему во время занятий с детьми физические упражнения нужно разнообразить: чередовать подвижные игры с играми малой двигательной активности и часто давать ребенку кратковременный отдых.
Нервная система в дошкольном возрасте развита лучше, чем у детей до 3 лет. В этом периоде заканчивается созревание нервных клеток в головном мозге, который по внешнему виду и весу приближается к мозгу взрослого, но сама нервная система еще слаба. Поэтому надо учитывать легкую возбудимость дошкольников, очень осторожно относиться к ним: не давать длительных непосильных нагрузок, избегать чрезмерного утомления, так как процессы возбуждения в этом возрасте преобладают над процессами торможения.
У детей в этом возрасте процесс образования костей не завершен, несмотря на то, что кровоснабжение у них лучше, чем у взрослых. В скелете много хрящевой ткани, благодаря чему возможен дальнейший его рост; в то же время этим обусловливается мягкость и податливость костей.
Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон.
Однако из-за относительной слабости костно-мышечного аппарата и быстрой утомляемости дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.
Дети младшего дошкольного возраста еще не владеют четкими движениями при ходьбе: они не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают. Многие из них плохо отталкиваются от пола или земли, бегают, опираясь на всю стопу. Они не могут поднять свое тело даже на небольшую высоту, поэтому им еще недоступны прыжки в высоту, через препятствия и прыжки на одной ноге. Дошкольники этого возраста охотно играют с мячом, однако движения их еще недостаточно согласованны, глазомер не развит: им трудно ловить мяч. Они быстро утомляются от разнообразных движений, отвлекаются.
К 4,5-5 годам движения детей становятся более координированными: они осваивают прыжки, перепрыгивание через препятствия, ловлю мяча.
У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.
У 6-летних появляется легкость, бег становится ритмичным, уменьшаются боковые раскачивания; они прыгают в высоту, длину, через препятствия, осваивают метание мяча в цель; начинает развиваться глазомер. У детей старшего дошкольного возраста по сравнению с младшим тело крепче, пропорциональнее развита мускулатура. У них постепенно доводятся до автоматизма основные движения в ходьбе и беге, улучшается согласованность движений, заметно повышается способность к ручному труду. Благодаря большей устойчивости тела ребенку становятся доступнее простейшие упражнения в равновесии, беге на ловкость. Дети становятся значительно выносливее, однако им нужно чаше менять исходные положения и разнообразить движения. Их деятельность в этом возрасте постепенно наполняется содержанием и становится более сознательной.
Можно отметить такую закономерность: чем моложе возраст, тем более несовершенными являются двигательные навыки, слабее развиты мелкие мышцы, интенсивнее протекают все процессы физического развития. Общие возрастные показатели не остаются неизменными — замечается тенденция к их росту. Современные дети в среднем имеют более высокий рост, лучше развиты физически и умственно, нежели их сверстники 15 – 20 лет назад. Такое явление получило в науке название «акселерация».
Но, несмотря на более быстрое развитие дошкольника, как в физическом, так и в психическом отношении, его возрастные особенности сохраняются в специфике мышления, склонности к подражанию, повышенной эмоциональности и впечатлительности.
Знание возрастных особенностей физического развития детей позволяет осуществлять целостный подход к вопросу гармоничного физического развития детей, исключая форсированное или одностороннее развитие того или иного показателя.
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКА
Полноценное физическое развитие дошкольника – это, прежде всего, своевременное формирование двигательных умений навыков и основанных на них физических качеств, проявление интереса к различным, доступным ребенку видам движений.
К физическим качествам относятся: сила, быстрота, выносливость, ловкость, меткость, гибкость. Развитие физических качеств есть долговременный, но естественный процесс их качественного изменения посредством физических упражнений.
У детей дошкольного возраста развитие этих качеств проходит ступенчато. Нельзя и даже опасно сразу давать им большую нагрузку. В этом возрасте кости уже более прочные, чем у младенцев, но все равно еще недостаточно крепкие – это чревато травмами. Большие нагрузки могут повредить опорно-двигательный аппарат, замедлить развитие сердечно-сосудистой системы.
Педагоги используют системный подход к спортивному развитию малышей. Применяются упражнения, активные игры, свободная двигательная активность (во время прогулок, например). Скажем, дети обожают кататься с горок. На горке от 7 до 10 ступенек. Сколько раз в среднем малыш скатится с нее? Каждый раз ему необходимо взбежать по ступенькам вверх. Для некоторых взрослых это была бы огромная нагрузка, но дети ее почти не замечают, ведь они увлечены процессом спуска. Получается, что это отличная тренировка!
Для серьезных тренировок физических качеств необходимо пройти стадию физкультурных игр. Сейчас главная задача педагога — заинтересовать ребенка спортивной активностью. Постепенно вовлекайте детей дошкольного возраста в более серьезную активность.
Быстрота
Это, конечно же, бег. Можно устроить веселую эстафету:
· бег с препятствиями.
С каждым разом крепнут ножки, а значит, ребенок может бегать все дольше и быстрее. Это тренировка не только скорости, но и выносливости. А это важное физическое качество, которое полезно в любой ситуации. Увеличивается и скорость реакции человека – его мышцы готовы к действию тогда, когда это необходимо.
Тренер или воспитатель, проводящий занятия, должен следить за состоянием каждого ребенка. Если оказывается, что даже после малой нагрузки малыш задыхается, не может продолжать занятие, сильно потеет — необходимо срочно отвести его в кабинет врача.
Гибкость
Занятия гимнастикой растяжками позволяют добиться хорошей гибкости тела. Это упражнения на матах, ковриках:
· стойка на плечах («березка»);
· растяжки (основы балета и танца);
Гибкость тоже связана с выносливостью и координацией. Конечно же, любые растяжки и гимнастические упражнения должны проводиться тренером. Очень важен его опыт работы именно с детьми дошкольного возраста. Дети, которые начали заниматься гимнастикой в раннем возрасте, достигают отличных результатов. Но этот спорт предполагает огромные ограничения в питании и режиме.
Выносливост ь
Занятия на физическую выносливость показаны как мальчикам, так и девочкам. Хотя большая нагрузка, естественно дается мальчикам. В возрасте 3-6 лет эта разница будет минимальной. Мальчиков готовят к «мужским» видам спорта. Выносливость тренируется статическими нагрузками и упражнениями. Например, таких как вис на прямых или согнутых руках. Норматив – от 10 до 20 секунд для этого возраста.
Для того чтобы выносливость повышалась, необходимо увеличивать нагрузки поэтапно. Тело должно физически адаптироваться к ним.
Ловкость
Для детей дошкольного возраста развитие ловкости не будет сложным. Это двигательные упражнения, сопряженные с преодолением разных препятствий. Например, нужно бежать, а потом пролезть в обруч и продолжить бег. Тут же применяются разные прыжки, лазанье по канату. Задействуются глубинные мышцы тела. Ловкость развивается параллельно с гибкостью.
Координация движений
Задания на координацию движений помогают развитию чувства баланса. Без координации развитие физических качеств не может проходить достаточно интенсивно. Координация необходима для любого вида спорта. Для этого используются:
· упражнения на брусьях;
· стойки на одной ноге попеременно.
Считается, что координацию можно развивать. Есть много детей, которых называют неуклюжими. Все дело в плохо развитых мышцах пресса и спины. Есть мышечный каркас прочный, то координировать свои движения становится проще, задействуются даже глубинные мышцы.
В развитии координации помогут танцы, плавание, катание на коньках и велосипеде.
Все двигательные умения дошкольников тесно связана с двигательными качествами, и связь эта взаимная. Чем шире, богаче арсенал движений, тем легче ребенку добиться успеха в двигательной деятельности.
Развитие физических качеств в процессе онтогенеза происходит неравномерно и гетерохронно, поэтому каждому возрасту свойствен определенный уровень развития двигательных качеств. Для развития каждого качества имеются «сенситивные» (чувствительные) периоды, когда может быть получен наибольший прирост.
На протяжении младшего школьного возраста происходит постепенное нарастание физиологической лабильности нервных центров, подвижности нервных процессов, скорости развития возбуждения и скорости проведения в нервных и мышечных волокнах, а также увеличение скорости расслабления мышц. Соответственно, умеренно развиваются различные показатели быстроты – время двигательной реакции, скорость одиночного движения и максимальный темп движений. Основное ускорение развития быстроты начинается с 9-10-летнего возраста до 13-15 лет, если в это время ее не развивать, то в последующие годы возникшее отставание трудно ликвидировать. Время двигательной реакции особенно быстро уменьшается в 9-11 лет, скорость одиночных движений наиболее эффективно развивается в 9-13 лет.
Различия в скорости бега у мальчиков и девочек до 10-11 лет оказываются несущественными, а затем скорость больше нарастает у мальчиков. Время скоростных упражнений для детей младшего школьного возраста не должно превышать 5-6 сек.
Развитие силы происходит относительно равномерно с 8 до 10 лет, а наиболее интенсивный прирост приходится на более поздний возраст.
Абсолютная мышечная сила в младшем школьном возрасте нарастает умеренно. Ее прирост связан с увеличением толщины и силы отдельных мышечных волокон, развитием мощных быстрых мышечных волокон в составе мышц и общим увеличением мышечной массы. Развитие относительной силы начинается с 7-8 лет, когда скорость прироста силы опережает прирост веса.
Сила мышц мальчиков и девочек в 7-8 лет практически одинакова, а в 10-11 лет, в связи с более быстрым развитием женского организма, сила девочек превышает силу мальчиков. В 9-11 лет увеличивается сила мышц разгибателей туловища, бедра и подошвенные разгибатели. Это позволяет детям более длительное время сохранять выпрямленные позы по сравнению с детьми 6-7 лет.
Скоростно-силовые возможности ребенка развиваются постепенно, по мере повышения лабильности мотонейронов, скорости активации и вовлечения в работу отдельных двигательных единиц, возможности их синхронизации. Эти функциональные особенности определяют так называемую взрывную силу, которая проявляется в показателях бросков, прыжков, метаний.
Некоторое увеличение прироста скоростно-силовых показателей выявляется в 8-9 лет, но основной прирост отмечается лишь после 11 лет. Скоростно-силовые способности легче реализуются у мальчиков в 8-9 лет, у девочек в 7-8 лет.
Общая выносливость начинает увеличиваться в младшем школьном возрасте, когда достаточного морфофункционального развития достигают сердечно-сосудистая и дыхательная системы и увеличиваются значения максимального потребления кислорода. В возрасте от 8 до 11 лет заметно увеличивается выносливость к аэробной работе (составляющей 50% от максимальной мощности), но не растет выносливость к анаэробной работе (100% максимальной мощности).
В возрасте 8-10 лет увеличивается скоростно-силовая выносливость при прыжках вверх, тогда как статическая выносливость при поддержании статических поз и при выполнении статической работы (в упражнениях вис, упор и пр.) невелика. Статические усилия вызывают неблагоприятные реакции сердечно-сосудистой системы, сопровождаются сильно выраженным феноменом статических усилий (послерабочего усиления дыхания и сердцебиения) и требуют длительного восстановления. У младших школьников даже при небольших локальных напряжениях нарастание легочной вентиляции и потребления кислорода замедлено, электрическая активность работающих мышц резко увеличена, появляется напряжение на неработающих мышцах. С 8 до 10 лет статическая выносливость увеличивается на 40-50 %, ее интенсивное увеличение происходит в более старшем возрасте.
Различные проявления ловкости развиваются в разные возрастные периоды. Ловкость менее других качеств контролируется генетически и относится к наиболее тренируемым качествам. Наибольший рост способности управлять пространственными параметрами движений отмечается от 7 до 10 лет. Сдвиги координационных способностей детей связаны с совер-шенствованием функций лобных долей в этом возрасте, что, в свою очередь, ускоряет формирование двигательных навыков, улучшает процессы программирования, внесения сенсорных коррекций в моторные программы, повышает способность выделять из внешних сигналов наиболее информативные признаки, усиливает речевую регуляцию движений. Все это улучшает проявление ловкости у детей.
Различают ловкость «телесную» и «предметную». Их развитие протекает гетерохронно. Особенно выражена разновременность развития для отдельных показателей «предметной» ловкости. Показатели координации и точности движений у 7-8-летних детей в 1,5 – 2 раза хуже, чем у 14-15-летних. Они резко ухудшаются при малейшей недостаточности зрительной информации. На 30-50% они менее стабильны, чем у 11-12-летних детей.
Гибкость является одним из наиболее ранних по развитию и менее тренируемых качеств. Начиная с 4-летнего возраста, оно быстро совершенствуется на всем протяжении младшего школьного возраста, благодаря хорошей растяжимости мышечных волокон и связочного аппарата у детей. Гибкость лучше выражена в женском организме по сравнению с мужским во всех возрастных периодах.
Дети младшего школьного возраста отличаются при физических нагрузках быстрым врабатыванием и быстрым восстановлением. В этом возрасте характерны малая выраженность устойчивого состояния (стабилизации показателей физиологических функций при циклической работе) и быстрое развитие утомления. Для них непереносима монотонная деятельность, тяжелы статические нагрузки.
Наиболее адекватными для детей являются кратковременные динамические нагрузки с небольшими интервалами, более длительные циклические упражнения невысокой мощности (аэробного характера) и скоростно-силовые упражнения.