Маленькие дети каждую секунду познают окружающий мир, знакомятся с новыми явлениями, учатся обращаться с предметами и общаться с людьми. Любопытству маленьких исследователей нет предела. Специалисты отмечают, что в первые годы жизни интеллектуальные возможности детей безграничны, именно в этот период они способны быстро и качественно усвоить огромное количество знаний и навыков. Но успех зависит только от родителей, заинтересованных в развитии малыша.
Но не будем так пессимистичны, есть достаточное количество родителей, которые активно принимают участие в процессе всестороннего развития своего малыша. А ведь они очень многое могут сделать, чтобы ребенок в 2 года развивался плодотворно. Сейчас то самое время, когда он готов впитывать, как губка, что-то новое и интересное, поэтому очень важно выбрать подходящие занятия и игрушки для двухлетнего ребенка
Можно выделить несколько ключевых правил, которыми следует руководствоваться, занимаясь воспитанием двухлетнего малыша:
- он не воспринимает длительных занятий, особенно если они проходят монотонно;
- обучение должно иметь форму игры (благо их существует немало, и каждый родитель в состоянии овладеть любой) и продолжаться недолго;
- виды деятельности нужно постоянно чередовать.
Какие же навыки следует развивать у ребенка 2 лет?
Воображение
Лучшим средством, развивающим воображение, является трансформация каких-либо материалов в вещи, с которыми малыш уже знаком. Можно привести пример игры с ватой. Родители вместе с ребенком делают несколько колобков из этого материала. Затем описывают их, основываясь на сравнениях: белый, как снег; легкий, как пушинка; мягкий, как подушка. Можно сосчитать все комочки, а потом сделать из них один огромный шарик. А еще добавить в игру веселье – устроить соревнование «Кто быстрее/ больше сдует шариков со стола» или попадет ватным снежком в цель. Такие совместные игры раззадорят непосед.
Умение различать цвета
В коробку кладут несколько одноцветных предметов (например, красных). Затем называя цвет, просят ребенка достать какой-то предмет: «Дай, пожалуйста, красный карандаш». Если кроха протягивает красный мячик, следует поблагодарить и попросить найти нужный предмет, при этом называя цвет. Когда малыш станет с легкостью узнавать один цвет, можно в игру включить второй.
Умение распознавать звуки
В этом возрасте развитие слуха связано не только с приобретением навыка распознавать разнообразные звуки, которые окружают малыша, но и правильно на них реагировать. Можно прислушаться вместе с малышом к тому, как стучит дождь о подоконник, и попробовать воспроизвести звук: «кап-кап». Или пускай он постучит кубиками или металлическими крышками друг о друга. Прислушается к тиканью часов.
Не менее интересным занятием будет угадывание звуков за окном: это шумит ветер, а это идет дождь, вот поет птичка, а вот лает собачка.
Учим вести домашнее хозяйство
С этого возраста уже можно приобщать малыша к домашним делам. Он уже в состоянии разложить ложечки, переложить фрукты в мисочку, составить кастрюли одна в одну, протереть поверхность тряпочкой. Подобные дела помогут не только привить навыки, но и поспособствуют развитию мелкой моторики пальчиков и ловкости. Ни в коем случае нельзя отказываться от предложений со стороны ребенка помочь, сами также старайтесь загружать его посильными заданиями. Очень важную роль играет похвала, однако она должна быть по делу. Не нужно забывать проводить работу над ошибками: объяснять малышу, почему у него что-то не вышло. Чтобы ребеночек не отвлекал от приготовления пищи, пусть он поиграет с баночками и крышечками, например. Заодно, это занятие поможет ему научиться различать предметы по размеру.
Умение различать формы
Также как и с цветами, выбираем сначала, одну форму. Предположим, это будет прямоугольник. Далее предлагаем малышу найти предметы такой формы в квартире или по дороге в магазин. Просим найти все прямоугольное на странице книги или среди игрушек. Такие поиски приведут в восторг любую кроху.
Главная задача родителей – создать полноценную среду для того, чтобы ребенок 2 лет развивался своевременно и в соответствие с нормами.
Нельзя организовать игровую деятельность ребенка без игрушек, которые должны соответствовать возрасту. Необходимо позаботиться о наличии нужного игрового материала.
Подбираем игрушки для двухлетнего ребенка
Первым делом, следует приобрести развивающие игрушки, которые помогут организовать сюжетные игры. Для этого подойдут предметы, имитирующие реальные: посуда, мебель для кукол, набор парикмахерской для девочек или инструментов для мальчиков. Не надо «перегружать» ребенка обилием игрушек. Выбирать следует самое основное, остальные отложите на потом.
Вот примерный перечень:
- несколько кукол: из различных материалов, с набором одежды и голышки;
- столовые принадлежности;
- обстановка для кукольного домика;
- принадлежности для гигиены: расческа, щеточка, полотенце и т.п.;
- муляжи фруктов и овощей;
- наборы животных (они должны быть не вымышленными, не большими и выразительными).
Вторая категория игрушек – предметы-заместители: лоскутки, колечки, деревянные брусочки, шарики и т.п.
Выбирая в магазине игрушки, обратите внимание, чтобы они обладали возможностью открытой игры, были простыми в использовании (кукла садилась, мишка хлопал в ладоши).
Машинки
На третьем году жизни малыш все также любит задние каталки, которые таскает за собой на веревочке, но это уже не бесцельное катание. Оно постепенно трансформируется в сюжетную игру, где перевозятся грузы или пассажиры. Для этого занятия прекрасно подойдет грузовик с просторным кузовом. Отдавайте предпочтение устойчивым машинкам, которые не опрокинутся, перевозя груз.
Будет замечательно, если родители присоединятся к этой игре: подскажут малышу, что зайка хочет в гости к мишке, а кукла спешит в магазин.
Кубики и конструкторы
У малыша должно быть много кубиков и разноцветных деталей, ведь с каждым днем он будет возводить все новые и новые башни и крепости.
В арсенал игрушек 2-хлетнего ребенка уже можно включить конструкторы с крупными деталями, соединяющиеся пазами. Малыш сможет освоить строительство домиков и мостиков.
Интересными для двухлетки могут стать и динамические игрушки, ведь их могут заставить двигаться сами малыши. Небольшое усилие – и юла завертится, неваляшка раскачается, а шарик запрыгает, а у малыша загорятся глаза от восторга.
Динамические игрушки можно разделить на несколько классов:
- каталки: звенящая и светящаяся божья коровка, щенок-барабанщик и подобные;
- вертящиеся: юла, волчки и др.;
- катящиеся: детский боулинг, кегли, дорожки с катящимися шариками;
- игрушки-качалки: лошадки, неваляшки;
- игрушки, совершающие кувырки и способные ползти: клоун-верхолаз;
- шагающие: куклы, зайцы и прочие.
Но никакая игрушка, даже их разнообразие, не заменит общение с родителями. Выделите время для игры с ребенком, от этого в выигрыше останутся все: и он, и вы.
Время на чтение: 3 мин
В возрасте двух лет ребёнок вступает в фазу активного развития. Он становится более подвижным, начинает более активно и многосторонне познавать мир и развиваться. Именно в этот период важны занятия, связанные с развитием мелкой моторики, сенсорики и логики. А заниматься интереснее всего в формате игры.
До трёх лет у ребёнка развивается наглядно-действенное мышление. Малышу важно видеть и делать, поэтому он всё тянет в рот, хватает, рвёт и бросает. Таким образом кроха узнаёт о свойствах предметов: бумага — рвётся, подушка — мягкая, вода — холодная. Чем больше таких экспериментов (безусловно, под присмотром родителей, обеспечивающих безопасность действий малыша) будет у ребёнка, тем лучше он поймёт мир.
Рекомендации:
- Изучать окружающие предметы ребенок должен под присмотром и при участии взрослых, чтобы познание окружающего мира было максимально полезным и безопасным. Например, трогать траву, камни, различные ткани и поверхности.
- Следить за безопасностью. Все опасные и острые предметы лучше убрать от непоседы.
- Показывать, как играть и какой звук издают подручные предметы или музыкальные инструменты.
- Попробовать посетить кружки недалеко от дома.
Развивающие занятия для детей 2–3 лет
Моторика и сенсорика
Мелкая моторика — это выполнение мелких движений кистями, пальцами рук и ног. Центры нервной системы, регулирующие моторику и речь, взаимосвязаны поэтому развитие движений пальцев рук подготавливает почву для последующего формирования речи. Помимо развития речи, мелкая моторика влияет на мышление, память, воображение.
Сенсорика — это представление об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. Развитие сенсорики происходит путём узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы понять, что тот или иной объект собой представляет, ребёнку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Сенсорика влияет на интеллектуальное развитие, внимание, воображение, память [1].
Игры на форму, цвет, размер, тактильность помогут в развитии мелкой и крупной моторики и сенсорики:
- Игры с пуговицами и бусинками. В одной ёмкости смешайте пуговицы и бусинки. Необходимо, чтобы ребёнок разложил их по разным контейнерам. (Процесс игры с мелкими предметами всегда должен проходить под строгим наблюдением взрослых. )
- Игры с кубиками. Можно собрать вместе башню, домик, машинку из кубиков.
- Рисование пальцем на манке. Можно рассыпать манку на столик или тарелку и предложить ребёнку поочередно нарисовать всеми пальчиками геометрические фигуры или любой другой рисунок, который он пожелает.
При этих играх не нужно добиваться непременного соответствия образцу – процесс здесь важнее результата.
Возрастные нормы развития малыша служат ориентиром для родителей и врачей. Зная, что должен уметь ребенок к 2 годам, можно вовремя заметить отставание и предупредить более серьезные проблемы.
Что должен уметь делать двухлетий ребенок
К этому времени мальчики и девочки приобретают многочисленные двигательные навыки. С каждым днем они все лучше и лучше умеют управлять своим телом.
Что должен уметь двухлетний малыш:
- уверенно ходить, бегать, прыгать на одной или двух ногах;
- ходить по лестнице вверх и вниз;
- преодолевать препятствия высотой до 20 см;
- лазить, пятиться, держать равновесие;
- ударять ногой по мячу;
- стоять на цыпочках;
- листать страницы;
- не задумываясь, использовать предметы по их назначению.
Все движения должны быть согласованными и скоординированными. В этот период родителям необходимо продолжать развивать физические навыки, крупную и мелкую моторику. Длительные прогулки на свежем воздухе, игры на детских площадках способствует этому лучше всего.
Что должен говорить двухлетний ребенок
Двухлетний малыш хорошо улавливает смысл сказанных слов, а также у него развивается понимание речи. Словарный запас может варьироваться от 100 до 300 слов.
Ребенок должен уметь:
- сочетать слова по смыслу;
- строить фразы;
- слагать простые предложения из 2-3 слов.
На этом этапе важно, чтобы малыш учился разговаривать правильно. Если он неправильно произносит слова, его нужно поправить. Постепенно нужно избавляться от детских слов: бибика, мява, ам-ам.
Малышу нужно регулярно предлагать занятия для мелкой моторики рук: рисование, собирание пазлов. Такие занятия помогут ему быстрее заговорить.
Общее развитие
В этом возрасте ребенок не может долго сосредотачиваться на одном предмете. Поэтому родители часто используют эту особенность в свою пользу, отвлекая и переключая внимание малыша на другие вещи или события.
Маленький человек должен уметь:
- резать бумагу;
- складывать кубики, пазлы, пирамидку;
- подтанцовывать под музыку;
- запоминать короткие стишки;
- рисовать и лепить из пластилина;
- выделять хотя бы 3-4 цвета;
- ориентироваться в высоте, ширине, весу и фактуре предметов.
С ребенком можно и нужно играть в простые для восприятия игры. Главное, чтобы они не были слишком продолжительными, так как малыши быстро устают.
Главная обязанность родителей в этот период – обеспечить ребенку комфорт, наладить режим сна и питания, заботится о его здоровье и безопасности.
- развитие
- делать
Сегодня читают
Комментарии
- О проекте
- Реклама
- Медиакит
- Пользовательское соглашение
- Условия проведения конкурсов
- Политика использования cookie-файлов
«Сетевое издание «Woman’sDay.ru (ВумансДей.ру)» Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-67790, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 декабря 2016 г. 16+.
Учредитель: общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»
Главный редактор: Губанова Виктория Жоржевна
Любое воспроизведение материалов сайта без разрешения редакции воспрещается.
Контактные данные для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):