Количество появления детей с психомоторными нарушениями увеличилось. Причины их возникновения могут быть разнообразны как эндогенные, так и экзогенные. В данной статье мы рассмотрим часто встречающий синдром причиной которого служит нарушение количественного состава хромосом человека.
На свете есть множество синдром разной этиологии и с различной симптоматикой, в стороне не остались хромосомные болезни, которых частота появления среди новорожденных увеличилась.
Хромосомные болезни – это комплекс множественных врожденных пороков развития, вызываемых изменением структуры и числа хромосом, часто сопровождающихся тяжелыми нарушениями психического и соматического развития хромосом – это участок ДНК, который содержит в себе гены и несет определенную наследственную информацию о признаках и свойствах организма. Основным дефектом является различные степени интеллектуальной недостаточности, что может осложняться нарушениями зрения, слуха, опорно- двигательного аппарата, более выраженными нарушениями чем интеллектуальный дефект могут быть расстройства речи, эмоционально- волевой сферы и поведения [1, с. 108].
Синдром Дауна – это самая часто встречающаяся хромосомная болезнь, ее появление зависит от количественного изменения 21 первой хромосомы, т.е. в связи с неправильным делением клетки хромосом добавляется еще одна лишняя хромосома – этот процесс называется трисомия по 21 хромосоме. Встречается с частотой 1:760. Данный синдром назван в честь английского врача, впервые открывшего и изучившего его в медицинском аспекте в 1866 г [3, с. 98].
Появление дополнительной хромосомы может быть обусловлено генетической случайностью (нерасхождение парных хромосом в овогенезе или сперматогенезе), нарушением клеточного деления уже после оплодотворения либо наследованием генетической мутации от матери или отца, а так же большую роль играет возраст матери, чем старше женщина тем больше увеличивается процент появления такого ребенка.
При синдроме Дауна изменяются не только мыслительные, когнитивные способности, но и появляются специфические особенности в физической внешности ребенка, с помощью этих особенностей можно уже во время внутриутробного развития заметить данное хромосомное заболевание.
Характерными признаками синдрома Дауна является плоское лицо с выступающими скуловыми дугами, уменьшенные размер головы – микроцефалия, уплощенный затылок, узкие глазные щели, маленькие пятна по краю радужки глаза – пятна Брушфилда. Наблюдаются маленькие ушные раковины расположенные ниже обычного, что касается речевого аппарата рот находится всегда в полуоткрытом положении, это еще может говорить о том, что обычное физиологическое дыхание у данного ребенка или подростка может быть нарушено. Твердое небо высокое – готическое, часто отмечается большой бороздчатый язык – макроглосия, плоский короткий нос и большие губы, так же аномалии зуба-челюстной системы.
Наблюдаются изменения не только в лицевой области, но и всего скелета и тела, что приводит к нарушению выполнения каких-либо движений – апраксия и их координации [2, с. 125].
Психолого-педагогическая характеристика ребенка с синдромом Дауна заключается в следующем: психомоторное развитие с рождения запаздывает, это в дальнейшем влияет на появление речевой деятельности. Присутствует относительная сохранность эмоциональной сферы, дети с синдромом Дауна неплохо могут воспроизводить некоторые эмоции. Умственная отсталость у данной категории детей проявляется в различной степени и хорошо становится заметна после 2-3 лет. Дети отличаются конкретикой мышления, нарушенными вниманием и памятью. Механическая память остается более сохранной.
По отношению к другим людям в социуме они безобидны, приветливы, общительны, доверчивы. Обычно проявляют чрезмерную привязанность к своим близким и родным людям, они стараются как можно больше ухаживать за ними. Агрессивные эмоции у ребенка с синдромом Дауна моно встретить очень редко, чаще это будет зависеть от второстепенных дефектов, например такие как умственные нарушения. Для таких детей характерно позднее половое созревание и раннее появление признаков строения [3, с. 101].
В последние годы все большее внимание привлекается к вопросам ранней реабилитации детей различных нозологических категорий. Реабилитация – это комплекс медико- психолого- педагогических мероприятий, направленных на восстановление и развитие утраченных или нарушенных функций. Дети с синдромом Дауна тоже не остались без внимания в этой области. Зная, что дети эмоционально привязываются к своим родным и близким, большая роль отводится взаимодействию ребенка с матерью.
Разрабатываются семейно-центрированные модели обучения и воспитания, в которых разрабатываются направления коррекционной, реабилитационной и консультативной помощи. Эти мероприятия в значительной степени помогают преодолевать резкое снижение интеллекта, наблюдающееся у детей данной категории в определенные возрастные периоды, являются методом профилактики инвалидности и сиротства, увеличения продолжительности и качества жизни. Дети с синдромом Дауна получают раннюю помощь, посещают интегративные (инклюзивные) детские сады и школы. Их права защищает Международное и Российское законодательство [2, с. 134].
Таким образом, наличие этой дополнительной хромосомы обусловливает появление ряда физиологических особенностей, вследствие которых ребенок будет медленнее, чем его ровесники развиваться и проходить общие для всех этапы развития. По современным данным эти дети не остаются в стороне и для них создаются множество групп при детских садах и школах, также различные реабилитационные и абилитационные центры, которые оказывают не только медицинскую педагогическую помощь ребенку, но и психологическую поддержку его родителям.
Содержимое публикации
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА от 1 до 3 лет
Шуба Светлана Васильевна
Государственное Бюджетное Учреждение Владимирской Области «Центр психолого-педагогической и социальной поддержки» (ГБУ ВО «ЦППиСП»)
Краткая характеристика данного этапа развития:
До года деятельность ребенка носит предметно-ознакомительный характер. После года наглядно-действенный. Это связано с тем, что ребенок после года начинает ходить, у него увеличивается объем перемещений в пространстве и расширяется поле его деятельности. Ребенок задается не только вопросом «Что это?», но и «Что делать с этим?». Особую значимость здесь приобретает совместная деятельность со взрослым. Из наблюдений за действиями взрослого ребенок узнает, что и как делать, пытается повторить действия. В этот период ребенок начинает обращать внимание на то, что делают другие дети. При развитии наглядно-действенной деятельности у ребенка с синдромом Дауна, родителям следует соблюдать одну и ту же последовательность:
— обязательно назвать предмет: -«Это мяч»
— назвать форму предмета, его цвет, величину, вкус: — «Он круглый, красный, большой»
— показать, как этим предметом можно действовать: — «Смотри, он катится, скачет».
Дети начинают использовать контакт глазами после того, как они привлекут внимание взрослого. Они снова возвращаются к тому, что они делали до этого или к тому, что вызывает у них интерес. Считается, что эти эпизоды совместных действий важны для когнитивного развития ребенка. Это те случаи, когда взрослый показывает ребенку, как делать что-то, чем ребенок еще не вполне овладел.
Несмотря на то, что дети с синдромом Дауна могут немного позже начать улыбаться, устанавливать контакт глазами, соблюдать очередность, их развитие в первый год жизни в целом не отличается от обычного. Они проявляют интерес к людям, социально отзывчивы и восприимчивы, и эта тенденция хорошего социального и эмоционального развития невербальных навыков общения обычно сохраняется и в последующие годы.
Развитие моторики происходит медленнее у большинства детей с синдромом Дауна, а это, в свою очередь, ограничивает их ранний опыт и задерживает когнитивное развитие, поскольку они, как правило, учатся хватать, ползать и ходить позже, чем обычно.
В возрасте от 1 до 3 лет у детей с синдромом Дауна становится очевидным дисбаланс между пониманием речи окружающих и развитием собственной речи. Ни в коем случае не надо принуждать ребенка что-либо сказать или повторить. Лучше вообще избегать слов «скажи», «повтори», так как на эти просьбы может вырабатываться негативная реакция. Эти слова лучше заменить соответствующими вопросами или словами «покажи», «угадай» или односторонним диалогом, при котором взрослый и спрашивает ,и отвечает сам.
Самый важный аспект развития на втором году жизни – это развитие речи. Большинство детей начинают произносить отдельные слова вскоре после того, как им исполняется год. Первые десять слов набираются довольно медленно, со скоростью от одного до трех слов в месяц. Затем скорость освоения новых слов резко возрастает. В возрасте между 19 месяцами и 2 годами дети обычно усваивают примерно 25 слов в месяц. Однако стоит отметить, что скорость, с которой отдельные дети учатся говорить, может варьироваться.
У значительного числа детей с синдромом Дауна в раннем возрасте наблюдается потеря слуха. У большинства детей эти потери то появляются, то исчезают, и вызываются инфекционными заболеваниями среднего уха. Очень важно регулярно проводить проверку слуха и проводить соответствующее лечение.
ВАЖНО: чтобы ребенок смотрел, слушал и совершал действия с предметом!
В процессе совместной деятельности развивается ДИАЛОГ взрослого и ребенка. Взрослый сопровождает свою речь ОБЛЕГЧЕННЫМИ, ПРОСТЫМИ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ словами, жестами, а ребенок использует любые доступные ему сигналы.
Синдром Дауна – врожденное генетическое заболевание, оказывающее значительное влияние на все высшие психические функции ребенка. У таких детей развитие речи идет со значительным отставанием, снижен интеллект, у одних в большей степени, у других — в меньшей, замедлено развитие координации движений.
Конечно, полностью устранить проявления заболевания невозможно, но занятия по развитию речи, когнитивных навыков, моторики и координации таким детям просто необходимы.
При условии раннего начала стимуляции развития по специальным методикам есть шанс, что ребенок сможет учиться в обычных классах массовых школ.
Учитывая особенности детей с синдромом Дауна, в том числе и свойственную им доброту, открытость и доверчивость, специалист, работающий с ними, должен не только владеть специальными методиками и большим опытом, но и особым складом характера – быть таким же теплым и душевным, как и его маленькие ученики.
К счастью, в наших центрах такие профессионалы есть.
Работа с детьми с синдромом Дауна требует дифференцированного подхода для выработки индивидуальной стратегии коррекции и ведется на основе поэтапного (ступенчатого) освоения умений.
- общая моторика;
- тонкая моторика;
- зрительно-моторная координация;
- восприятие и понимание речи;
- развитие когнитивных и социальных навыков.
На первом этапе коррекции ключевая задача – это научить ребенка концентрировать внимание. Этим занимается дефектолог, поэтому мы рекомендуем начать занятия по развитию речи именно с ним. Не пытайтесь сразу начать с логопедических занятий, даже если вам очень хочется, чтобы ваш малыш как можно скорее смог начать с вами общаться. Сначала необходимо научить его концентрироваться.
Есть 3 аспекта в освоении этого навыка:
1) на человеке путем поддержания зрительного контакта;
2) на предмете или звуке;
3) на предмете одновременно с другим человеком.
Итак, первый шаг – это дефектологические занятия с логопедом-дефектологом 2 раза в неделю.
Хорошим подспорьем для работы дефектолога станут занятия в группе логоритмики и в игровой группе по развитию коммуникативных способностей. Музыка, пение, творчество, общение с другими детьми под присмотром и руководством опытного специалиста-дефектолога – отличная база для развития моторики и координации и, как следствие, появления речи. И еще более хорошее подспорье для активизации социальных навыков малыша.
На определенном этапе можно будет подключать логопедические занятия с логопедом-дефектологом 2 раза в неделю для более интенсивной работы над развитием речи ребенка. В идеале, вводить логопедические занятия следует при сохранении дефектологических. В некоторых случаях, возможно совмещенное комбинированное занятия, но о целесообразности такого подхода будет правильно посоветоваться с вашим ведущим дефектологом.
Также не стоит пренебрегать возможностями, которые дает нейропсихология. Курс нейрокоррекции по специальным методикам показан детям с синдромом Дауна, дает хорошую динамику в развитии крупной моторики, зрительно-моторной координации и способствует развитию речи и самостоятельности.
Работа нейропсихолога также направлена на развитие тех основных областей, о которых мы говорили в начале статьи.
И в развитии моторики и координации его усилия будут более эффективны благодаря владению специальными нейропсихологическими методиками.
Помощь “солнечным детям” в развитии – работа кропотливая и требующая объединенных усилий родителей и специалистов.
И чем раньше она начата, тем больше можно будет сделать.
Но все усилия того стоят.