Отставание в развитии ребенка невозможно не заметить. Конечно, в графике появления тех или иных навыков могут быть небольшие сроки сдвигов, но обычно они не превышают допустимой поправки. Если же малыш, например, 7 месяцев не может сидеть самостоятельно, это уже повод для серьезного беспокойства.
Отставание физического развития имеет разные причины. Чаще всего данный факт объясняется неправильным уходом за младенцем, значительную роль в процессе играет питание и генетика. Нередко отставание обусловлено заболеваниями, требующими длительного лечения под постоянным контролем детского травматолога.
Чтобы исключить наличие подобных проблем, родителям нужно обязательно проконсультироваться с грамотным специалистом. В многопрофильном центре «Эдкарик», который в Калининграде хорошо знают малыши и их родители, работают настоящие профессионалы.
Общие сведения
Термин задержка моторного развития (ЗМР) используется в детской ортопедии, если у ребенка наблюдается запаздывание либо недостаточное развитие двигательных навыков. Критическим считается отставание на два месяца и более от графика. Стоит напомнить, что уровень развития двигательных функций при оценке здоровья деток первого года является основным критерием.
Если ребенок к месяцу хорошо удерживает головку, а к полугоду уверенно сидит, значит, у него все в порядке с достижениями обязательных навыков. В противоположной ситуации требуется тщательное расследование, которое позволит выяснить причину отставания. Хотя чаще всего ЗМР связано с перинатальными поражениями ЦНС, при диагностике могут быть обнаружены иные причины.
Этиология проблемы
Почти треть случаев ЗМР происходит неожиданно. Первые несколько месяцев малыш может развиваться нормально, а потом на очередном приеме выясняется, что ребенок отстает от сверстников. Такие нарушения могут иметь психосоматические или физиологические причины. Поскольку выявляются подобные нарушения очень рано, в большинстве случаев удается вернуть ребенка к нормальной жизни.
При тяжелых формах нарушения, особенно обусловленных генетическим заболеванием, потребуется длительная коррекционная терапия.
Основные причины задержки
Истоки отставания физического развития могут иметь долгую историю, как при отягощенной наследственности. Влияет на развитие будущего ребенка образ жизни его матери во время беременности. Часто отставание медики связывают со сложными родами. Если объединить наиболее распространенные факторы, получиться список основных причин задержки:
- гипоксия и поражения цнс в перинатальном периоде;
- недоношенность;
- родовые травмы;
- перенесенные будущей мамой инфекции;
- аномалии развития опорно-двигательного аппарата;
- врожденные патологии;
- заболевания ребенка в первые недели жизни.
При беглом осмотре выяснить причину отставания нельзя. Только детальная диагностика поможет установить источник проблемы.
Признаки отставания
Основными ориентирами для родителей могут стать следующие признаки:
- К 2 месяцам ребенок не удерживает самостоятельно головку.
- В три месяца у него нет «комплекса оживления», то есть он не тянет ручки к игрушкам, не опирается на предплечья, когда лежит на животике.
- В возрасте 4-5 месяцев не может сам перевернуться со спины на живот или на бок.
- К 6 месяцам не сидит и не переворачивается.
- В 8 мес. сидит только с опорой, но ползать не может.
- К 9 месячному возрасту не может встать без помощи взрослых.
- В год ходит только с поддержкой, но не способен приседать.
Наряду с неврологическими синдромами при ЗМР наблюдается гипертонус конечностей, или, наоборот, гипотония мышц. При сочетании с тяжелыми перинатальными патологиями отставание может вылиться в ДЦП.
Последствия
Даже незначительная задержка физического развития тормозит умственное развитие. Объясняется это тем, что двигательная активность является главным инструментом для ребенка на пути познания окружающего мира. Поэтому на фоне моторной недостаточности у таких деток отмечается задержка речевого развития, нарушаются статические функции. У дошкольников с ЗМР сложности с координацией, они не могут удерживать равновесие, не могут самостоятельно одеться и раздеться. Такие дети растут беспомощными и инфантильными. У них всегда возникают проблемы с адаптацией в коллективе.
Когда обращаться к детскому ортопеду
Двигательные способности ребенка развиваются постепенно. Причем появление навыков связано напрямую с состоянием позвоночника по направлению сверху вниз. То есть сначала малыш учится держать головку, потом переворачивается, а при этом задействован плечевой пояс. При отставании появление двигательных навыков сдвигается по срокам.
Чтобы проблема не обрастала, как «снежный ком», новыми неожиданностями, необходимо регулярно консультироваться с детскими специалистами. Так, в плановом графике каждого малыша до года числится 4 посещения ортопеда-травматолога. Недоношенные малыши проходят осмотры чаще.
Родители не должны расценивать частые визиты к данному специалисту, как чью-то прихоть. Развитие ребенка, как и формирование у него навыков, происходит поэтапно. Поэтому какие-то отклонения от нормы просто невозможно сразу заметить.
Помощь нашего центра — важный шаг к здоровью
Многопрофильный детский центр «Эдкарик» — это современное медицинское учреждение, оснащенное самым передовым оборудованием. Все малыши у нас могут получить полный комплекс диагностических процедур и качественное лечение. Опытный детский ортопед- травматолог осмотрит малыша, и отправит на обследование, если причина отставания ребенка связана с проблемами опорно-двигательного аппарата.
В перечень наших преимуществ входит:
- Профессионализм врачей и среднего медперсонала.
- Высокая культура обслуживания.
- Отсутствие очередей.
- Индивидуальный подход к каждому пациенту.
- Отдельно хочется отметить особую атмосферу нашего центра. Здесь малыши и взрослые чувствуют себя уютно и спокойно, что позитивно отражается на их настроении.
После назначения курса лечения врач будет контролировать на всех этапах динамику состояния ребенка. Если вы проживаете в Калининграде или области, позвоните в наш центр, чтобы записаться на прием к детскому ортопеду.
Каждый возрастной этап имеет свои особенности. Именно ранний возраст – это время, когда малыш накапливает базовые знания о мире и активно растет. Зная специфику физического, интеллектуального и эмоционального развития, характерные для определенного возраста, можно понять, какие навыки обычно приобретаются к этому моменту, чем занять малыша и как способствовать его развитию.
Что должен уметь двухлетка по «Мюнхенской системе диагностики»
Родителям, которые хотят узнать нормы психомоторного развития детей до 3 лет, полезно познакомиться с системой мюнхенской функциональной диагностики развития. Она была разработана в 1997 году и включает в себя практические показатели развития ребенка. Согласно этой диагностике, к двум годам малыш должен уметь:
- Ходить на цыпочках без помощи взрослого;
- Стоять на одной ноге непродолжительное время;
- Прыгать;
- Подниматься и спускать по лестнице, держась за перила;
- Открывать двери;
- Откручивать и закручивать крышки;
- Нанизывать на шнурок крупные бусины;
- Строить башни из кубиков;
- Бросать и катать мяч;
- Называть животных;
- Называть части тела;
- Сортировать по цвету, размеру и форме;
- Соотносить изображение на картинке с реальным предметом;
- Петь песенки;
- Говорить короткими фразами;
- Играть со сверстниками;
Двухлетний ребенок уже достаточно самостоятелен. У малыша уже довольно хорошо развита координация, он постоянно находится в движении. С помощью взрослых двухлетка вполне может сам себя обслуживать: ходить на горшок, пить из чашки, есть ложкой, мыть и вытирать руки, раздеваться. Поддерживайте инициативу малыша и предоставляйте ему свободу – так он быстрее научится самостоятельности.
Физическое развитие ребенка в 2 года
Возраст от года до трех часто называют «ходячим детством», ведь именно в это время малыш приобретает и совершенствует основной двигательный навык – он учится ходить. Давайте рассмотрим физическое развитие ребенка 2 лет подробнее.
- Ходьба. В этом возрасте ребенок обычно ходит уже довольно уверенно. Двухлетка может передвигаться и задом и боком, умеет быстро останавливаться и менять направление. Шаг постепенно становится размеренным, руки при ходьбе опущены вниз. Также, двигаясь, ребенок может наклоняться, поднимать руки, крутить головой, держать что-то в руках и т.д.
- Бег. Навык бега только начинает формироваться в этом возрасте. Ребенок теряет равновесие из-за недостаточной сформированности вестибулярного аппарата и смещенного вверх тела центра тяжести. Поэтому не удивительно, что малыш 2 лет часто падает и зарабатывает синяки.
- Прыжки. Для того чтобы научиться прыгать на двух ногах, у ребенка должна быть развита координация и мышечный корсет. Ежедневное выполнение простых упражнений поможет значительно ускорить этот процесс.
В 2 года малыши обожают все, что связано с движением. Дети этого возраста практически без остановки могут бегать, прыгать, лазить на детской площадке. Движение приносят детям большую пользу – они учатся управлять своим телом. При этом у малышей быстрее получается овладеть руками (в частности кистями рук), а стопы покоряются значительно медленнее.
В течение первого года жизни ребенок развивается чрезвычайно интенсивно. Из беспомощного кричащего комочка он превращается в самостоятельного человека со своим характером. Что отличает годовалых малышей, какие умения и навыки должны появиться у ребенка к этому времени? Как правильно ухаживать за ребенком 1 года, чему учить и что развивать? На эти вопросы мы ответим для Вас в этой статье.
Физическое развитие годовалого ребенка
Статистика показывает, что, в среднем, годовалые дети весят 10-11 кг, а их рост равен приблизительно 72-77 см. При этом прирост веса должен составлять около 350г в месяц, а роста – 1,5 см в месяц. После года темпы физического развития ребенка будут постепенно замедляться.
Многие мамы невольно сравнивают развитие своего ребенка с развитием других детей, что вызывает много поводов для беспокойства. «А вдруг с ним что-то не так?», «Наверно, я мало занимаюсь с ребенком» и так далее. Стоит отметить, что темпы физического развития до года индивидуальны для каждого ребенка. В связи с этим, поводом для волнения должно стать лишь действительно сильное отставание от среднестатистической нормы.
Как правило, к 1 году ребенок умеет сидеть, стоять (с поддержкой), активно ползать и начинает делать свои первые шаги. Годовалые малыши любит ходить вдоль опоры и за ручку, а кто-то даже пытается бегать. Также с помощью взрослого малыш может потихоньку подниматься и спускаться по лестнице, залезать и слезать с дивана. Благодаря способности удерживать вертикальное положение расширяются возможности крохи в исследовании мира. Это очень важный шаг в развитии крохи. Чтобы ребенок научился ходить уверенно, не навязывайте ему свою помощь. Пусть малыш учится сам проходить короткие расстояния, например, до вас или до игрушки. Страхуйте его на расстоянии вытянутой руки.
Так как дети этого возраста очень любят покорять всевозможные вершины, необходимо обеспечить ребенку должную безопасность. Не оставляйте ребенка без присмотра в комнате с отрытыми окнами, стеллажами, которые можно опрокинуть, розетками, проводами и другими опасными предметами.
Психомоторное развитие в 1 год
Умственное развитие малыша также не стоит на месте. Дети в 1 год умеют:
- Открывать и закрывать двери, шкафы;
- Выдвигать ящики;
- Зачерпывать воду;
- Собирать пирамидки из 2-3 колец;
- Строить башни из 2 кубиков;
- Складывать вещи в коробку;
- Играть с сортерами;
- Бросать мячик;
- Катать мяч по полу;
- Копировать действий взрослого: расчесывание, варка каши и т.д.
В 1 год дети, в основном, познают мир при помощи ощупывания (тактильный способ). Также ребенок по-прежнему может тянуть все в рот, пробуя вещи на вкус. Многому дети учатся путем подражания взрослым. Малыш может копировать маму, которая готовит обед и стараться подражать папе, который ремонтирует машину. Поэтому очень важно помнить, что хоть ребенок не всегда Вас слушается, он всегда будет повторять за Вами и перенимать Вашу модель поведения.
Социально-коммуникативное и речевое развитие годовалого ребенка
Репертуар выражаемых эмоций у годовалых детей уже достаточно богат. Свою потребность ребенок может выразить плачем, испугом, смехом. Совершенствуется язык тела и мимика. Чувства к Вам малыш часто проявляет с помощью объятий, поцелуев.
Большой скачок происходит в развитии речи ребенка. К году малыши обычно уже умеют произносить слоги и простые слова (мама, папа, баба, биби и т.д.). Ребенок в этом возрасте может хорошо улавливать интонацию, с которой к нему обращаются, и выполняет простые просьбы взрослого. Четких возрастных границ, когда именно ребенок должен заговорить, не существует. Если вы сомневаетесь, что речевое развитие малыша проходит в рамках нормы, обратитесь за помощью к специалисту, чтобы исключить такие проблемы, как нарушения слуха, проблемы с речевым аппаратом, неврологические заболевания и др.
Если в год малыш еще не говорит, но при этом понимает Вас, не торопитесь бить тревогу. Больше разговаривайте с ребенком и развивайте его мелкую моторику.
Навыки самообслуживания
Получив свободу движения, годовалый малыш все больше отдаляется от матери и хочет быть самостоятельным. Ребенок может сам пытаться пользоваться ложкой, пить из чашки или поильника, раздеваться (например, снимать шапку и носки), а кто-то даже начинает осваивать горшок.
Вашему малышу исполнилось 2 года? Конечно, он уже многое знает и умеет. Но, согласитесь, намного больше ему еще предстоит узнать. И кому, как ни Вам, заботливым родителям, помочь сделать первые шаги в увлекательный мир «Развития».
Что же должен знать и уметь ребенок в возрасте 2-3 лет?
Память, внимание, мышление:
- Правильно складывать пирамидку, матрешку.
- Узнавать предметы по их составляющим (например, крыша домика).
- Складывать пазлы из 2-4 частей.
- Узнавать и называть основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный.
- Понимать значения слов «одинаковые», «похожие», «разные», «такой же».
- Называть предметы, которых не хватает рисунку (хвостик у зайчика, колесо у машины).
- Из трех предметов выбирать нужный по описанию.
- Рассказывать по памяти про содержание увиденных рисунков (например, на каких музыкальных инструментах играют детки).
Помнить, что делал утром, днем, вечером.
- «Прячем игрушку и ищем ее»: в 2 года — ребенок видит куда ее прячем.
— Под коробку прячем
— К игрушке привязывается веревочка. Можно дать малышу потянуть (повозить) игрушку за веревку, чтобы он запомнил, что игрушка с веревкой. А затем спрятать игрушку, оставив веревку видимой.
— Или игрушка прячется так, чтобы была видна её часть.
— Игрушка прячется так, чтобы была видна её форма. Например, накрыть платочком, тканью, бумагой.
- «Карточки»: найти пару, найти похожую.
Математические представления:
- Узнавать и называть основные геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.
- Считать предметы от 1 до 5, отвечать на вопрос: «Сколько всего?».
- Знать, сколько пальцев на руках, ушей у собаки, лап у лисички и т.д.
- Различать понятия «много», «мало», «один», «ни одного».
- Сравнивать 2-3 предмета разной длинны, высоты и ширины.
- Понимать слова «сверху», «снизу».
На данном этапе закладываются основы знаний про количество предметов, их размеры и форму. Ребенок должен помнить, что предметы считаются с лева на право, при счете числа нельзя пропускать и называть дважды.
- «Игра со счетными палочками»
Необходимый инвентарь: набор счетных палочек (карандашей).
-Выкладывайте вместе с малышом различные картинки или фигурки из палочек — домик, грибок, елку, кораблик, зонтик, буквы. Рассказывайте ребенку, как называется та или иная фигура.
-Из счетных палочек можно стоить колодцы (квадратного или треугольного сечения).
Покажите ребенку большую матрешку. Потрясите ее. Откройте вместе с ребенком и достаньте матрешку меньшего размера. Поставьте их рядом и сравните. Пусть ребенок вкладывает маленькую матрешку в большую и достает ее.
Развитие речи:
- Называть предметы ближайшего окружения и знать их назначение.
- Понимать, какие предметы принадлежат к группам «мебель», «посуда», «одежда», «транспорт», «игрушки», «еда», «овощи» и др.
- Называть действия людей и животных (бегает, прыгает, рисует, спит и др.).
- Знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди разных профессий.
- Задавать вопросы и отвечать на вопросы других людей.
- Запоминать несложные стишки.
- Составлять небольшой рассказ по рисунку при помощи взрослого.
- Пытаться согласовывать слова в роде, числе и падеже.
- «Олины помощники»
К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я тебе их покажу, а ты отгадайте, кто эти помощники и, что они помогают делать Оле.
Кукла идет. Родители указывает на её ноги.
— Что это. ( Это ноги).
— Они Олины помощники. Что они делают? (ходят, бегают, танцуют).
Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают. ( Руки берут, рисуют, глаза смотрят и.т.д.).
- «Что за предмет?»
Ребёнок достаёт из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его.
Физическое развитие:
В 2-3 года малыш должен быть довольно развитым с физической точки зрения и ловким. Вот основные навыки, которые ребёнок к такому возрасту уже должен освоить:
1. Бег. Малыши в возрасте 2-3 лет обычно бегают довольно быстро и ловко.
2. Ребёнок вполне может подниматься по лестнице и спускаться с неё.
3. Кроха может подпрыгнуть.
4. Малыш легко и просто нагибается за лежащим на полу предметом и поднимает его, обхватывая руками.
5. Малыш может перешагивать через преграды, встречающиеся на пути (например, лежащие на полу предметы).
6. Если вы бросите ребёнку мяч, он непременно протянет ручки, чтобы попытаться его поймать.
7. В 2-3 года малыш может стоять на цыпочках и даже на одной ноге, держа при этом равновесие.
8. К трём годам ребёнка можно научить кататься на небольшом трёхколёсном велосипеде.
- «Ходьба восьмеркой»: расставляем кегли или большие кубики в цепочку на расстоянии 40-50 см друг от друга. Для начала всего 2 штуки. Задача ребенка: пройти «восьмеркой» между ними. Когда кеглей целый ряд, то проходить нужно, то направо, то налево, описывая волнистую линию. Расставляя кегли и\или кубики разными способами (в виде квадрата, круга) можно придумывать разные способы хождения. Можно еще и ползать таким же образом.
- «Зарядка для маленьких ножек»: Мама берет ребенка за поднятые вверх руки, как бы подтягивая его вверх. При этом он становится на носочки («цыпочки»). Так на носочках ходит под какое-нибудь стихотворение или песенку. Затем переходят к хождению на пятках. При этом держит за подмышки. Потом пробует стоять и ходить на внешней поверхности ступни.
педагог-психолог
Отдела ранней помощи
ГБУ «Психолого-педагогический центр»
г.о. Тольятти
Мазукевич Мария Юрьевна
В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками — рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.
Ребенок в полтора года хорошо самостоятельно ходит (прямо, по кругу, огибая предметы).
Перешагивает через препятствия на полу приставным шагом (после показа взрослым).
Входит и сходит по детской лестнице чередующимся шагом.
Проходит по слегка наклонной доске.
Самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке.
Бросает мяч вниз, вперед, вверх.
Рост и вес ребенка 1,5 года данные отечественных педиатров
1 год 6 месяцев | Нижняя граница | Верхняя граница |
Вес мальчиков, кг | 10,2 | 13,0 |
Вес девочек, кг | 9,8 | 12,2 |
Рост мальчиков, см | 78,4 | 85,9 |
Рост девочек, см | 77,1 | 84,5 |
Окружность головы мальчиков, см | 46,6 | 50,2 |
Окружность головы девочек, см | 45,8 | 49,0 |
Окружность груди мальчиков, см | 47,4 | 53,9 |
Окружность груди девочек, см | 47,8 | 52,9 |
Рост и вес детей в возрасте 1,5 года данные ВОЗ
1 год 6 месяцев | Нижняя граница | Верхняя граница |
Вес мальчиков, кг | 8,8 | 13,7 |
Вес девочек, кг | 8,1 | 13,2 |
Рост мальчиков, см | 76,9 | 87,7 |
Рост девочек, см | 74,9 | 86,5 |
Окружность головы мальчиков, см | 44,7 | 50,0 |
Окружность головы девочек, см | 43,5 | 49,0 |
В возрасте до полутора лет ребенок:
- окончательно осваивает ложку и чашку;
- предпочитает есть сам, хотя справляется (не проливая и не просыпая) пока лишь с густой пюреобразной едой.
Познавательное развитие ребенка 1,5 года
Отличие предметов по форме, величине, цвету:
Ориентируется в двух формах (шар-куб, кубик-кирпичик); находит по просьбе взрослого.
Подбирает предмет такой же формы, как на образце.
Начинает подбирать геометрический предмет к соответствующему по форме отверстию на грани пособия (прикладывая).
Ориентируется в двух величинах (большой и маленький); находит после показа, по просьбе взрослого.
Собирает пирамидку из двух контрастных колец по величине; после показа.
Ориентируется из двух-трех цветах. Находит такого же цвета игрушку, как просит (показывает) взрослый.
Оставляет на бумаге зигзаги, штришки, овалы, прямые линии карандашом, фломастером.
Игровые действия:
Переворачивает страницы книг («читает»). Катит перед собой коляску. Тянет игрушку за веревочку за собой. Производит в игре (отображает) одно-два часто наблюдаемых действия (кормит, причесывает куклу):
- по показу взрослого,
- по просьбе взрослого,
- в самостоятельной игре.
Использует в игре предметы-заместители. Производит с ними те же действия, что и с реальными предметами.
Действует с предметами в игре в зависимости от их назначения.
Подражает двум-трем игровым действиям сверстников.
Проявляет сообразительность: подставляет что-то, влезает, использует дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь.
Социально-эмоциональное развитие ребенка в полтора года
Эмоционально-уравновешенное, спокойное деловое состояние в течение дня.
Появляются социально-значимые жесты и мимика («жалеет»):
- по показу,
- по просьбе взрослого,
- редко по собственной инициативе в ответ на знакомую ситуацию.
Реагирует на эмоциональный тон голоса взрослого (подражает радостным или крикливым возгласам).
Подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации («жалеет», «сопереживает»).
Легко переключается (переходит) с одного эмоционального состояния на другое (огорчается, успокаивается). Отвлекается.
Плачет, выражает беспокойство при нарушении режима, привычных условий.
Интересуется действиями других детей.
Проявляет негативизм во взаимоотношениях со сверстниками (не уступает свою игрушку, отнимает).
Привлекает внимание близкого взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями или плачем, берет за руку.
Рад общению со взрослыми. Проявляет большой интерес к их действиям.
Плачет при расставании с мамой, некоторое время скучает.
Интересуется самостоятельными действиями с игрушками, радуется собственным удачам. Огорчается неумением (отказывается от действия).
Различно реагирует на разные мелодии, художественное слово (напевность стихов).
С удовольствием повторяет знакомые движения под музыку.
Речевое развитие ребенка 1,5 года
Понимание речи:
Показывает части тела по просьбе взрослого.
Обобщает по внешнему виду игрушки, предметы, независимо от размера, цвета. Показывает на них по просьбе взрослого.
Понятийный словарь увеличивается: понимает смысл многих предложении.
Выполняет знакомые бытовые действия по просьбе взрослого (положи, отнеси, накрои и др.).
Активная речь (произносит до 40 облегченных слов):
Произносит простые слова (правильно и индивидуально облегченно).
Пользуется словом в моменты особой заинтересованности. Отвечает на вопросы: «Кто (что) это?» (в реальной ситуации и по картинке).
Стремится связать два слова в предложение. Легко подражает часто слышимым словам, фразам взрослого.
Речь сопровождает мимикой, жестами, движениями, контактом глаз (имеющим значение дополнительного слова).
Бытовые навыки ребенка в полтора года
Держит в кулачке ложку, ест частично полужидкую и жидкую пишу.
Пьет из чашки, почти не проливая.
Отрицательно относится к нарушению опрятности. Сообщает о физиологических потребностях.
Спокойно относится к умыванию.
Списки основных показателей развития ребенка для страничек календаря составлены по материалам книги Волосовой Елены Борисовны «Развитие ребенка раннего возраста» издательства «Линка-Пресс».
Возрастные кризисы представляют собой переходные состояния с одного этапа жизни на другой. Существующие средства достижения целей переосмысливаются и кажутся неадекватными. Из-за этого развиваются непредсказуемые ситуации, а поведение кардинально меняется и не всегда в лучшую сторону. Возрастные кризисы – часть естественного развития ребенка.
Календарь кризисов
Возрастных кризисов у детей пять:
- новорожденности – в 6-8 недель;
- раннего детства – в 1-1,5 года;
- 3-х лет – между 2 и 4 годами;
- 7-лет – между 6 и 8 годами;
- пубертатный – в 12-14 лет.
Психологи рассматривают их с физиологической и психологической точек зрения.
Кризис новорожденности
Физиология. Ребенок адаптировался к существованию вне материнской утробы. Организм привык самостоятельно дышать, регулировать температуру тела, получать и переваривать пищу. Регулярный сон и питание позволяют ощущать себя уверенно в новых обстоятельствах.
Психология. Качество психологической адаптации новорожденного зависит от родителей. Ребенок еще не владеет средствами общения, но нуждается в помощи, поэтому важную роль играет материнская интуиция.
Что делать? Научиться понимать язык тела, жестов и мимики ребенка. Чтобы выразить заботу и поддержку, как можно чаще берите его на руки, обнимайте, кормите грудью.
Кризис новорожденности заканчивается периодом оживления. Ребенок осваивается, узнает близких, улыбается, когда видит их.
Кризис первого года жизни
Физиология. Главные факторы кризиса раннего детства – обучение навыкам ходить и говорить, начало самостоятельного познания мира. Даже если ребенок общается на «своем» языке, ученые расценивают его как автономную детскую речь.
Психология. Ребенок начинает понимать, что главный человек в его жизни – мама – не принадлежит ему всецело, у нее есть собственная жизнь и интересы. Он начинает опасаться, что его бросят или потеряют. Ребенок добивается повышенного внимания, часто следует по пятам и зовет маму. В то же время он сравнивает себя с другими и пытается отстаивать волевые решения, противопоставлять их действующим семейным правилам, протестовать.
Что делать? Бороться с ребенком не только бесполезно, но и недопустимо, так как в период кризиса он еще больше нуждается в родительской любви и поддержке – физической и эмоциональной. Предоставьте ему определенную свободу, при этом контролируйте ее рамки – стимулируйте и притормаживайте время от времени, в зависимости от ситуации.
Кризис 3 лет
Физиология. В 3 года происходит первая гормональная перестройка организма. Ядра промежуточного мозга и гипофиза активизируются, это способствует интенсивно протекающим процессам познания.
Психология. Кризис 3 лет – один из самых острых. Ребенок трудно управляем, его поведение практически не поддается коррекции. Его самые популярные слова – «Не хочу» и «Не буду». Вы говорите, что пора домой, – он убегает. Вы просите сложить игрушки – он их разбрасывает. Ваш отказ в удовлетворении какой-то просьбы вызывает демонстративный протест – ребенок кричит, топает ногами, может замахнуться и ударить. Не бойтесь, это форма нормального взросления: ребенок начинает ощущать себя личностью, но выражает самостоятельность доступными ему средствами.
Что делать? Не пытаться демонстрировать силу и власть – это может закрепить негативное поведение и черты характера. Найдите в себе силы проявлять терпение, иногда ребенок сам хочет перестать плохо себя вести, но еще не умеет этого сделать. Вы можете помочь ему, например переключить внимание. Также попробуйте выявить объективные причины такого поведения, может быть, в вашей семье слишком строгие правила или ребенка обижают другие дети.
В то же время установите четкие границы того, чего делать нельзя, и не отступайте от этого – в противном случае ребенок начнет вами манипулировать. Во время истерик оставляйте его наедине с собой – без «зрителей» капризы проходят быстрее.
При правильном поведении взрослых кризис 3-леток проходит через год-полтора.
Кризис 7 лет
Физиология. Кризис 7 лет связан с периодом интенсивного физического роста, развитием мелкой моторики рук и сложных нервно-психических функций.
Психология. На фоне физических изменений меняется социальный статус ребенка – он становится школьником. У некоторых детей необходимость привыкнуть к новому окружению и требованиям провоцирует неврозы. Ребенок становится тревожным, но прячет эмоции, у него снижается аппетит, по утрам возможны тошнота и рвота. Он может не хотеть идти на занятия, отвечать на вопросы учителя, спорит с родителями, огрызается, передразнивает старших. В этом возрасте возможны первые уходы из дома: чаще у мальчиков из строгих семей.
Что делать? Проблемы чаще возникают у детей, которые физически или психологически в чем-то отстают от сверстников, поэтому не спешите отдавать ребенка в школу, по крайней мере, не посоветовавшись с педиатром. Не загружайте первоклассника дополнительными секциями, дайте ему адаптироваться к школе. Не предъявляйте повышенных требований к учебе и обеспечьте дома спокойную обстановку.
Не наказывайте за неудачи и плохие оценки – этим вы отобьете желание учиться. Предоставьте ребенку больше самостоятельности и ответственности. Если у него что-то не получается, поддерживайте его веру в себя.
Подростковый кризис
Физиология. В 11-15 лет наблюдается ускоренный физический рост и половое созревание.
Психология. На этом фоне происходят психологические изменения: повышенная чувствительность, возбудимость, неустойчивость настроения, несдержанность, возможна агрессивность. Стремление к независимости от взрослых и самоутверждению провоцирует необдуманные поступки: курение, алкоголь, ранние половые связи, наркотики. Подростки тяготеют к группированию и времяпрепровождению в обществе сверстников. Они эгоистичны и равнодушны к окружающим, при этом очень нуждаются во внимании и заботе взрослых.
Что делать? К подростку нужно относиться как к взрослому, способному принимать решения и отвечать за поступки. Не нужно навязывать ему свое мнение, постарайтесь подводить его к адекватным самостоятельным решениям. Если поведение подростка вызывает у вас опасения, проконсультируйтесь с психологом.
Возрастные кризисы закономерны. Их течение зависит от особенностей личности ребенка: может быть острым и болезненным либо мягким и практически незаметным. При правильном поведении взрослых ребенок преодолевает возрастные кризисы, а дома сохраняется спокойная, дружелюбная атмосфера.
Цели и основы физического воспитания детей раннего возраста заключаются в укреплении здоровья, физическом развитии, совершенствовании функций организма малыша. Крайне важно именно в столь юном возрасте вызвать у ребенка интерес к различным видам двигательной деятельности (тренировки, утренняя зарядка и так далее). Это поможет сформировать в будущем положительные качества личности, которые сильно пригодятся во взрослой жизни.
Задачи и цели физического воспитания
Основными задачами являются:
- развитие двигательной активности;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- укрепление иммунной защиты организма, нормализация работы всех органов и систем;
- улучшение обменных процессов;
- профилактика застойных явлений;
- обеспечение полноценного своевременного физического развития.
Особенности физического воспитания и развития детей раннего возраста
Вырастить здорового ментально и физически ребенка помогают занятия физкультурой. Упражнения должны быть полезными, доступными и не очень сложными. Физические нагрузки для малыша следует увеличивать постепенно, чтобы не перегрузить растущий организм. Занятия не должны быть скучными, иначе малыш быстро потеряет к ним интерес. А если вы будете заставлять его заниматься против воли, то ни к чему хорошему это не приведет и при первой же возможности ребенок прекратит тренировки.
Важно понимать, что несмотря на быстрый рост всех систем и органов ребенка они все равно не развиты так, как у взрослых людей. К тому же у детского организма не до конца сформирован иммунитет, поэтому при слишком высоких нагрузках может наступить перенапряжение, что приводит к снижению иммунной защиты и развитию различных заболеваний.
Поэтому крайне важно правильно разработать программу занятий, чтобы, с одной стороны, способствовать развитию костно-мышечной системы, формированию правильного изгиба позвоночника, не допустить развития плоскостопия, а с другой – не навредить здоровью малыша чрезмерными нагрузками и повышенной двигательной активностью.
Средства физического воспитания
Основными средствами физического воспитания являются:
- правильное питание — сбалансированный рацион является основой здоровья и нормального развития детского организма, в еде должны содержаться все необходимые питательные вещества (белки, углеводы, витамины, жиры, макро и микроэлементы);
- правильный режим дня — малыш должен жить по расписанию, вовремя вставать по утрам и ложиться спать по вечерам, спать нужно 10 — 12часов;
- соблюдение правил гигиены;
- проведение оздоровительно-закаливающих процедур;
- создание условий для достаточной двигательной активности.
Методы и формы организации физического воспитания
К основным формам физического воспитания малышей относят следующие методики:
1. Физкультурные занятия. Должны быть разнообразными по содержанию и интересными по форме. Во время занятий преподаватель должен оценивать, как малыш справляется с физическими нагрузками и при необходимости корректировать их интенсивность в ту или иную сторону. От этого во многом зависит эффективность всего воспитательного и образовательного процесса.
Чтобы ребенок занимался с желанием и испытывал после тренировок эмоциональный подъем, занятия лучше проводить в интересной игровой форме. Необходимо постоянно обновлять программу, включать в нее новые игры и упражнения. Постепенно задачи следует усложнять, что способствует не только физическому, но и умственному, а также эмоциональному развитию ребенка.
2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия. К ним относят закаливание, гимнастику, физические упражнения.
Утренняя зарядка является обязательной составляющей режима дня ребенка в семье, деском саду. Это совокупность специально подобранных несложных упражнений, которые помогают организму малыша проснуться и приступить к работе. Благодаря регулярным занятиям укрепляется иммунная защита, ребенок меньше болеет. Кроме этого, малыш становится более подвижным, у него улучшается выносливость, координация движений, растет физическая сила, ловкость, формируется правильная осанка, улучшается дыхание, усиливается кровообращение, ускоряется метаболизм.
Закаливание в сочетании с физическими упражнениями также играют большую роль в формировании здоровой личности. В детских садах и в домашних условиях для закаливания можно использовать водные процедуры, солнечные и воздушные ванны. Во время закаливания организм перестраивается. Привыкнув к таким процедурам, ребенок ощущает прилив жизненных сил, эмоциональный подъем, улучшается работа вегетативной и центральной нервной системы.
Физические упражнения улучшают работу всего костно-мышечного аппарата, нормализуют процесс теплорегуляции, помогают ребенку быстро и безболезненно адаптироваться к внешнему миру.
3. Ежедневная работа по физическому воспитанию малышей. Включает в себя подвижные игры, индивидуальную работу с ребенком, прогулки.
Вот несколько упражнений и подвижных игр, которые можно предложить ребенку в домашних условиях:
1. Преодоление препятствий. На полу раскладывают разные предметы (игрушки, одеяло, стулья, подушки) и предлагают ребенку преодолеть эти препятствия.
2. Попадание в цель. На пол ставят корзину и предлагают малышу попасть в нее мячиком.
3. Хождение по ортопедическим массажным коврикам. Крайне полезное занятие в раннем детстве. Способствует формированию свода стопы, предотвращает формирование плоскостопия, развивает тактильную чувствительность.
Физическое воспитание является одним из главных компонентов гармоничного развития ребенка раннего возраста. Начиная с азов, малыш постепенно начинает выполнять все более сложные упражнения, что приводит к формированию новых навыков, повышению физической активности, развитию выносливости, ловкости, силы.
Важно понимать, что организм ребенка еще растет и развивается, поэтому давать ему сильные нагрузки пока не нужно. Занятия профессиональным спортом в столь юном возрасте могут привести к проблемам со здоровьем. Помимо тренировок крайне важно соблюдать основные правила здорового образа жизни (правильно питаться, вовремя ложиться спать, больше времени проводить на свежем воздухе).
Основной деятельностью малыша в возрасте от года и до трех лет становится манипулирование различными предметами. В контексте этой деятельности происходит наиболее интенсивное развитие. Манипулирование подразумевает под собой использование предметов в том числе и не по их прямому назначению. Развитию также способствует совместное участие с ребенком в домашних делах, совместное наблюдение за природой. На данном этапе ребенку становятся доступными игры с пирамидками, кубиками, мячиками, конструктором.
Занятия с ребенком от года
По достижению одного года ребенок учится уверенно ходить, осваивает навыки общения, произнося первые осмысленные слова. Он становится более самостоятельным, проявляет любознательность, стремится к изучению окружающего мира. У родителей часто возникает вопрос: «Чем в этом возрасте можно занять малыша?». Рассмотрим различные варианты.
Сенсомоторное развитие
Основной задачей сенсомоторного развития является повышение двигательной активности малыша, формирование у него представлений о цвете, форме и величине. В этом возрасте у детей просыпается настоящая страсть к конструкторам. Игры с конструктором развивают мелкую моторику и предлагают ребенку огромное поле для развития его фантазии и воображения. Родителям следует поддерживать и поощрять подобные интересы ребенка.
Для маленьких детей идеально подходят конструкторы с крупными деталями. Играйте вместе со своим малышом и сопровождайте игру диалогом. Так, чтобы помочь ребенку запомнить цвета, вы можете проговаривать их в процессе игры. Детали конструктора также могут послужить наглядным примером для того, чтобы объяснить малышу такие понятия, как «меньше» или «больше».
Альтернативой конструктору являются матрешки, кубики, пирамидки, игрушки-сортеры.
Занятия для развития речи
В основе обучения речи лежит подражательная деятельность, поэтому старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком. Почаще читайте малышу сказки, рассказывайте веселые детские стишки. Учите подражать звукам животных. Делайте артикуляционную гимнастику.
Если малыш в возрасте до двух лет умеет произносить только отдельные звуки и слова, важно начать играть с ним в игры, формирующие предпосылки к речи. Однако если речь у ребенка отсутствует в возрасте 2,5 лет, необходимо обратиться к неврологу и логопеду для диагностики на предмет задержки речевого развития.
Занятия с ребенком от двух лет
В 2—3 года досуг ребенка становится более разнообразным. Дети этого возраста начинают еще активнее исследовать окружающий мир. Они не могут усидеть на месте, хотят все попробовать и впитывают информацию подобно губке. В этот период мышление ребенка является наглядно-действенным. Поэтому малыши тянут все в рот, хватают и разбрасывают. Такие де йствия помогают им узнавать о свойствах предметов. Чем больше будет экспериментировать ребенок, тем интенсивнее он будет развиваться. Ниже приведены некоторые варианты полезных и увлекательных занятий для детей от двух лет.
Сбор пазлов
Играя с пазлами, ребенок развивает мышление, внимание и усидчивость. В такой игре ему легче дается распознавание и запоминание различных форм, цветов и животных. В настоящее время в магазинах представлен широкий ассортимент пазлов для детей данного возраста. Они могут быть изготовлены из мягких материалов, дерева или картона. Главное, следить за тем, чтобы детали пазла были достаточно крупными.
Творческие занятия
Одним из самых простых и эффективных методов развития воображения является рисование. Осваивайте вместе с малышом различные материалы и фактуры, позволяя ему творить. В этом возрасте ребенок уже может совершать свои первые мазки красками и учиться рисовать карандашами. Для этих целей также можно использовать мелки и специальную дощечку.
Сенсорные игры с ребенком
Для таких игр потребуется несколько контейнеров, заполненных различными наполнителями: засушенными зернами бобов, гороха, фасоли, чечевицы. Кроме того, подойдут орехи или макароны. Необходимо, чтобы наполнители отличались по размеру и форме. Предложите малышу высыпать содержимое контейнеров на стол, а затем рассортировать их в таком же порядке, складывая обратно в контейнер.
Детская кухня
В этом возрасте дети очень любят подражать взрослым, поэтому увлекательным занятием для них станут игры на детской кухне. Ее можно купить или изготовить самостоятельно. Также следует обзавестись специальным набором детской посуды, изготовленной из небьющихся материалов.
Прогулки
Старайтесь как можно чаще проводить время вместе с детьми в парке или во дворе. Для развития крупной моторики и улучшения координации движений можно использовать специальный инвентарь, имеющийся на детских площадках: стенки, горки и т.п. Для этих целей не менее эффективны игры с мячом, бег, гимнастика. Все это полезно делать на свежем воздухе. Разнообразить прогулки можно кормлением птиц в парке, посещением зоопарка или детского кафе.
Приучение к труду
Из-за стремления к подражанию ближе к трехлетнему возрасту дети часто выражают активное желание помочь маме в ее повседневных хлопотах по дому. Старайтесь поощрять такие порывы ребенка, не отмахивайтесь от него, даже если кажется, что от этой помощи хлопот станет лишь еще больше. Приучать детей к труду можно в форме игры, главное — увлечь ребенка. Например, вы можете вместе пересадить цветок.
Общие рекомендации
Если вы хотите посодействовать процессу развития ребенка в раннем возрасте, не следует организовывать для этого специальные занятия, подобные школьным урокам. Достигайте необходимого вам результата в игре. Начинайте игру-занятие с какой-нибудь неожиданности, поощряйте малыша, используйте привлекательный и интересный реквизит.
Важно, чтобы занятия приносили ребенку радость и позитивные эмоции. Не стоит превращать их во что-то обязательное. Если по какой-то причине малыш не хочет играть в ту или иную игру, ни в коем случае не давите на него и не заставляете его этого делать.
Через игру малыши познают мир, развиваются, учатся дружить с другими детьми, развивают своё воображение. Какие развивающие детские игрушки от 1 года подойдут для непоседы — рассказывают эксперты ФрутоНяня.
Вспомните себя в таком возрасте или поинтересуйтесь у родных: наверняка вы души не чаяли в любимом мамином половнике, бабушкиной кастрюле или папином ящике с инструментами, которые можно было потрогать. Но только аккуратно!
Так же, скорее всего, ведут себя и ваши дети. Их легко могут увлечь простые предметы, которые нам, взрослым, покажутся скучными. Специалисты отмечают, что до полутора лет дети могут играть с чем угодно и игрушки для годовалого ребёнка могут быть любыми. В этом возрасте для них важнее действие, чем предметы. Позже у малышей появляется способность к символической игре, когда при помощи замещающих предметов воспроизводится реальная жизнь.
В исследовании, которое в 2018 году опубликовали в зарубежном журнале «Младенческое поведение и развитие», говорится, что большое количество развивающих игрушек для детей от 1 года снижает качество игры детей. Всего несколько простых игрушек в распоряжении малыша делают его более творческим.
Поэтому эксперты не рекомендуют много стильных и модных гаджетов — ведь чем меньше функций есть в игрушке, тем больше действий делает кроха. Игрушки от года, простые, полезные и проверенные временем вещи — далее.
Игрушки для развития речи
Мячик
Ребёнку от года важно оттачивать свои социальные и коммуникативные навыки. Игры с мячом отлично подходят на эту роль: даже простое перекидывание мяча друг другу учит кроху взаимодействию с членами семьи. Другая полезная функция мячика — развитие координации.
Мягкая игрушка или кукла
Куклы, любимые персонажи из мультиков, мишки, собачки, динозаврики — все они помогают ребёнку подготовиться к взаимоотношениям, которые ждут его в будущем. Проецируя на игрушку различные ситуации, малыш учится общаться. Кстати, такое приобретение будет полезным и для родителей — с любимой игрушкой малыша можно моделировать различные ситуации. Например, как чистить зубы, мыть руки или здороваться.
Развивающие игрушки для тела
Каталка
Чаще всего именно в этом возрасте детки уже начинают делать свои первые шаги. В качестве игрушки для детей 1-2 лет можно купить помощника на колёсиках. Предпочтение лучше отдавать моделям с жёсткой деревянной ручкой, ведь пластиковая у активного малыша может сломаться.
Бассейн с шариками
Активные развивашки для детей от 1 года — площадки и мини-площадки для физического развития ребёнка. Атрибут, который очень нравится детям, — бассейн с цветными пластмассовыми шариками. В магазинах можно встретить небольшие модели, которые поместятся в детской или гостиной.
Игрушки на развитие логики
Сортер
Эта несложная головоломка, которую придумала педагог Мария Монтессори, очень популярна у малышей. Она подойдёт для младших детей и станет хорошей развивающей игрушкой для 2 лет. Дети тренируют навыки логического мышления, отправляя цветные фигурки в отверстия нужной формы.
Пирамидки
Среди списка того, какие игрушки нужны ребёнку в 1 год, это маст-хэв. Дети учатся понимать разницу между большими и маленькими формами. Ребёнок из отдельных фигурок тренируется создавать цельные предметы. При выборе пирамидки лучше отдавать предпочтение натуральным материалам — дереву или тканям.
Игрушки, развивающие воображение
Кубики
Если малышам до года больше подходят крупные мягкие кубики, то в год и два на арену выходят маленькие — пластиковые или деревянные. Они развивают навыки пространственного мышления, из них можно построить гараж для машинок, трон для любимой принцессы или выложить ими забор для игрушечной фермы.
Если первое время малышу нравится только ломать построенные вами башни из кубиков, раскидывать колечки пирамидки или фигурки сортера — не стоит расстраиваться. Это говорит о нормальном развитии ребёнка. Так он доступными для себя способами изучает свойства предметов. К этому нужно относиться спокойно и иногда показывать, как башня строится, а пирамидка собирается. Постепенно малыш научится правильно использовать все игрушки.
Детские игры в любом возрасте не должны приравниваться к обучению. Игрушки нужны для того, чтобы расширять возможности ребёнка, насыщать его жизнь эмоциями, увеличивать его способности и интересы.
ФрутоНяня выпускает пюре в паучах, которые закрываются фрутокрышками. Каждая фрутокрышка — это элемент развивающего конструктора, из которого можно собрать множество фигурок. И подкрепились, и поиграли! Попробуйте игры на развитие мелкой моторики с фрутокрышками, а также смотрите Видео: Развитие крупной и мелкой моторики
Маракасы, свистульки и дудочки
Родители, скорее всего, устанут от такой «музыки» уже через пять минут. Однако маленький музыкальный набор позволит ребёнку узнать, как влияет сила его дыхания или движений на громкость извлекаемых звуков. Вместо того чтобы жалеть о покупке инструментов и прятать их в дальний угол антресоли, лучше подыграть малышу — придумать мелодию вместе и сыграть её на семейном ужине. Будет весело!
В возрасте двух лет ребёнок вступает в фазу активного развития. Он становится более подвижным, начинает более активно и многосторонне познавать мир и развиваться. Именно в этот период важны занятия, связанные с развитием мелкой моторики, сенсорики и логики. А заниматься интереснее всего в формате игры.
До трёх лет у ребёнка развивается наглядно-действенное мышление. Малышу важно видеть и делать, поэтому он всё тянет в рот, хватает, рвёт и бросает. Таким образом кроха узнаёт о свойствах предметов: бумага — рвётся, подушка — мягкая, вода — холодная. Чем больше таких экспериментов (безусловно, под присмотром родителей, обеспечивающих безопасность действий малыша) будет у ребёнка, тем лучше он поймёт мир.
Рекомендации:
- Изучать окружающие предметы ребенок должен под присмотром и при участии взрослых, чтобы познание окружающего мира было максимально полезным и безопасным. Например, трогать траву, камни, различные ткани и поверхности.
- Следить за безопасностью. Все опасные и острые предметы лучше убрать от непоседы.
- Показывать, как играть и какой звук издают подручные предметы или музыкальные инструменты.
- Попробовать посетить кружки недалеко от дома.
Развивающие занятия для детей 2–3 лет
Моторика и сенсорика
Мелкая моторика — это выполнение мелких движений кистями, пальцами рук и ног. Центры нервной системы, регулирующие моторику и речь, взаимосвязаны поэтому развитие движений пальцев рук подготавливает почву для последующего формирования речи. Помимо развития речи, мелкая моторика влияет на мышление, память, воображение.
Сенсорика — это представление об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. Развитие сенсорики происходит путём узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы понять, что тот или иной объект собой представляет, ребёнку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Сенсорика влияет на интеллектуальное развитие, внимание, воображение, память [1].
Игры на форму, цвет, размер, тактильность помогут в развитии мелкой и крупной моторики и сенсорики:
- Игры с пуговицами и бусинками. В одной ёмкости смешайте пуговицы и бусинки. Необходимо, чтобы ребёнок разложил их по разным контейнерам. (Процесс игры с мелкими предметами всегда должен проходить под строгим наблюдением взрослых. )
- Игры с кубиками. Можно собрать вместе башню, домик, машинку из кубиков.
- Рисование пальцем на манке. Можно рассыпать манку на столик или тарелку и предложить ребёнку поочередно нарисовать всеми пальчиками геометрические фигуры или любой другой рисунок, который он пожелает.
При этих играх не нужно добиваться непременного соответствия образцу – процесс здесь важнее результата.
Занятия на развитие познания мира
Дома, на улице, в магазине, на природе нужно показывать ребёнку предметы и говорить их названия, а также объяснять их назначение простым языком. Так малыш быстрее научится говорить. Можно проводить развивающие недели, подключая все виды чувств. Например, посвятить неделю изучению птиц, посмотреть картинки, послушать их пение и сделать поделку.
Занятия на развитие речи
Совместное чтение и разучивание коротких стихов поможет малышу расширить свой словарный запас, а также укрепит связь с родителями. Использовать лучше простые стихи, знакомые с детства, например, Агнии Барто.
Занятия на физическое развитие
В два года ребёнок совершенствует двигательные навыки, поэтому ему нравится бегать, прыгать, лазить везде, где только можно. Таким образом он учится координировать движения и лучше сохранять равновесие. Для непосед подойдут следующие игры:
- Игра «Лесные звери». Ребёнку можно предложить попрыгать на двух ногах, как зайчик. Затем походить на наружной поверхности стопы, как медведь, попрыгать на корточках, как лягушка, или походить, высоко поднимая колени, как цапля.
- Игра «Прыг-скок». Можно научить ребёнка преодолевать небольшие преграды. Попробовать вместе с ним перепрыгивать через палочку в парке или через подушку дома.
- Игра «Большой-маленький». Когда родитель говорит «большой», ребёнок должен тянуться ручками вверх, а если он говорит «маленький» — опустить руки и присесть на корточки. Ещё можно покачаться влево и вправо, или немного увеличить темп, когда малыш привыкнет.
Частота и длительность занятий с малышом
В возрасте двух лет ребёнок не способен долго удерживать внимание на чём-то одном, поэтому продолжительность занятий может составлять несколько минут. Игры лучше проводить в одно и то же время, малыш должен быть сытым, бодрым и в хорошем настроении. Плохое настроение или болезнь — повод отложить занятия, чтобы избежать плохих ассоциаций.
Что делать, если ребёнку неинтересно
Внимание двухлетнего ребёнка непостоянно и рассеянно. Он может сосредоточиться только на той деятельности, которая его по-настоящему увлечёт. Детские развивашки для малышей могут стать интереснее, если пригласить к участию друзей.
Можно заняться тренировкой внимания, например, искать отличия в картинках, находить предметы на картинках или запоминать последовательность предметов на улице. Так понемногу малыш научится быть более внимательным и терпеливым.