Развитие чувств у ребенка

Вряд ли мы ошибемся, если скажем, что мало кто из обычных людей задумывается над тем, насколько важны для нас адекватные пространственные представления. Такой вопрос даже звучит странно.

ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ НАС ОРИЕНТАЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЧЕМ-ТО САМО СОБОЙ РАЗУМЕЮЩИМСЯ.

Все прекрасно понимают, где – верх и где – низ, что такое «впереди» и «сзади», «дальше» и «ближе». Правда, некоторые порой путают право и лево, но это считается допустимым и разве что вызывает улыбки. Но в целом наши представления о пространстве кажутся нам совершенно естественными, чуть ли не врожденными.

И в этом – большая ошибка. Эти представления отнюдь не врожденные. Они появляются у человека не в момент его рождения, а формируются в течение долгого времени, начиная с внутриутробного периода и вплоть до 7-8-летнего возраста.

Все эти годы ребенок учится правильно воспринимать пространство, положение и перемещение в нем различных предметов относительно друг друга и относительно своего собственного тела. Он осваивает навыки сравнения, а также – параллельно пространству – познает и такую категорию, как время. Вся усвоенная таким образом информация ложится в основу понимания причинно-следственных связей, которое позволяет человеку логически мыслить.

Одним словом, пространственные представления, формирующиеся на самых начальных этапах жизни, составляют базис психического развития, над которым надстраиваются остальные высшие психические функции.

Любые нарушения в этих процессах ведут к проблемам. Известно, что дети с неразвитой ориентировкой в пространстве испытывают затруднения при сканировании текста с листа (могут зеркалить), и, следовательно, при формировании таких школьных навыков как чтение (дислексия), письмо (дисграфия), счет (дискалькулия). У них возникают трудности при освоении навыков логических рассуждений, образного мышления.

Поэтому своевременное и правильное формирование у детей пространственных представлений является одним из важнейших условий нормального психического и умственного развития.

К сожалению, в настоящее время в этой области далеко не все обстоит благополучно. Дело в том, что для нормального знакомства с пространством, для усвоения правил, по которым пространство – трехмерное пространство – устроено, необходимо постоянное и активное взаимодействие ребенка с этим пространством.

До последнего времени этот процесс проходил естественно: каждый ребенок постоянно находился в трехмерном пространстве, существовал в нем, наблюдал его, действовал, играл, двигался в нем.

Но сегодня у трехмерного пространства появился сильнейший конкурент и даже – враг: плоский, двухмерный экран электронного устройства. Он создает иллюзию пространства, которая принципиально отличается от реального, но которая может казаться более увлекательной, шумной, громкой, более интересной, а значит – и более востребованной.

Долгое и систематическое нахождение ребенка «внутри» виртуального пространства, вне всякого сомнения, позволяет ему быстро нарабатывать навыки поведения там. Все мы восхищаемся тем, насколько быстро осваиваются современные дети во все более сложных и изощренных играх, «стратегиях», «бродилках», «квестах» и т.п. В этом видится залог их будущего преуспеяния в мире новых цифровых технологий.

Но вряд ли кто-то отдает себе отчет в том, что эти успехи в виртуальном пространстве зачастую сопровождаются искаженными представлениями о пространстве реальном, о его закономерностях, о его связи со временем и т.д. Спору нет, виртуальность пока не приводит к полной потере ориентации; все по-прежнему твердо знают, где верх и низ, что такое «вперед» и «назад», а уж с понятиями «право-лево» дела обстоят лучше, чем когда-либо…

Но проблема заключается в том, что дальше этих, самых элементарных понятий, которые мозг усваивает еще до того, как столкнется с плоским экраном, процессы развития идут уже с трудом. И поэтому все чаще встречаются случаи дислексии, дисграфии, дискалькуляции, неумения логически мыслить, работать с отвлеченными образами.

Чтобы во-время увидеть, понять, что у вашего ребенка существуют проблемы, возникшие в связи с недостатками пространственной ориентации, необходимо этапы формирования адекватных пространственных представлений. Вот они:

1 ЭТАП (РАННИЙ ВОЗРАСТ).

Восприятие пространства возникает в 4-5 недель. Ребенок способен выделять предметы в пространстве. В 2-4 месяца ребенок может следить за движением предметов. К первому году ребенок уверенно различает предметы в пространстве и расстояния между ними. В 1-2 года ребенок способен ориентироваться на себе. Различает свои части тела, кроме правой и левой сторон тела. До 3-х лет ребенок воспринимает предметы без пространственной взаимосвязи между собой. Например, не видит разницы между картинками, где одни и те же предметы расположены по-разному в пространстве.

2 ЭТАП (3 — 4 ГОДА).

Раньше всех ребенок выделяет верхнее направление. Затем – противоположное ему – нижнее. После этого им осознаются направления «впереди» — «сзади». И, наконец, «справа» — «слева». Причем в каждой паре пространственных обозначений ребенок выделяет сначала одно, а затем на основе сравнения с ним осознается противоположное. Пространственное направление ребенок связывает со своими частями тела. Например, сзади, это там, где спина.

Сначала ребенок определяет пространственное расположение предмета, практически примериваясь, непосредственно дотрагиваясь до предмета. Так как считает, что, например, справа находятся те предметы, которые находятся непосредственно возле правой руки. В дальнейшем для ребенка достаточно лишь зрительной оценки.

Сначала пространство воспринимается дифференцированно (каждый предмет отдельно). Ребенок может определить пространственное расположение предметов лишь на точных линиях (вертикальной, горизонтальной, сагиттальной).

Если предметы находятся не на линиях, то об их пространственном расположении ребенок затрудняется что-либо сказать. В этом возрасте ребенок еще не четко воспринимает расстояние между предметами. Например, раскладывая предметы в ряд, ребенок располагает их очень близко. Понятие «рядом» для него является синонимом «касаться, дотрагиваться».

3 ЭТАП (4 — 5 ЛЕТ).

Площадь, на которой ребенок способен ориентироваться в пространстве, увеличивается. Пространственное примеривание заменяется поворотом корпуса и указательным движением руки, а затем только взглядом в сторону объекта.

4 ЭТАП (5 — 6 ЛЕТ).

Ребенок способен определять положение предметов относительно себя на любом большом расстоянии. Ребенок уже хорошо владеет словесным обозначением пространственных направлений, способен ориентироваться от других объектов. Сначала он практически занимает место предмета, от которого ориентируется, а затем лишь мысленно становиться в позицию напротив стоящего человека (т.е. поворачивается на 180 градусов).

5 ЭТАП (6 — 7 ЛЕТ).

Ребенок способен выделять две зоны, в каждой из которых по два участка. («Впереди слева», «впереди справа»). Границы зон для ребенка условны и подвижны.

6 ЭТАП (7 — 8 ЛЕТ).

Дети способны ориентироваться по сторонам горизонта, причем эти пространственные ориентиры дети также соотносят с частями своего тела.

Очень важно, чтобы на каждом из этапов ребенок прочно осваивал все функции, соответствующие его возрасту.

Если же вы заметили что-то неладное, если ваш ребенок плохо ориентируется в пространстве, времени, если у него возникли проблемы с восприятием текстов, с устной речью, со счетом, — обязательно обратитесь к специалисту – детскому нейропсихологу. Эти ситуации нельзя запускать.

Развитие чувств у ребенка

Как родители вы задавались вопросом: какие эмоции испытывает малыш до года? Или как большинство — считаете, что слишком мал, чтобы придавать значения его чувствам?

Когда малыш рождается, его мимика может передавать впечатление полученное при родах — раздражение, обида; т.е отрицательные эмоции, чаще связанные с физиологическими причинами, выраженными в виде плача и крика. Бывает, что малыши рождаются с легкой улыбкой на лице — если во время беременности в семье царила гармония, ребенок желанный и роды прошли мягко. Это говорит о том,что с рождения младенец наделен базовыми(врожденными) эмоциями.

Родители беспокоятся, когда малыш часто плачет и кричит, особенное если это первый ребенок в семье. Бояться этого не надо:отрицательные эмоции выполняют защитную функцию и помогают малышу обозначить свое беспокойство: голод, усталость, неудобство и пр.

Начиная с 3-й недели жизни у малыша формируется отношение к внешнему миру, в виде мамы, т.е. социальная реакция. Он начинает чувствовать ее эмоциональные изменения, отвечать улыбкой на ласковый голос и прикосновения, во время бодрствования.

В 1,5 мес., при эмоциональном контакте, к улыбке добавляются движения ручек и ножек. Начинает проявлять интерес ко всему окружающему; показывает обиду — сжимая и опуская уголки губ.

С трех месяцев проявляет больший интерес при общении с родными — улыбается, ловит взгляд, привлекает внимание к себе: телодвижениями,улыбкой, плачем.

В возрасте 4 месяцев начинает узнавать родных, проявлять позитивные эмоции. Анализирует свои действия и старается привлечь внимание близких, так чтобы выполнилась его потребность. Например: громко и требовательно кричит, извивается в кроватке, чтобы мама взяла на руки.

У малышей целый арсенал улыбок. Для мамы и близких — широкая. Именно такая улыбка способствует развитию творческих способностей, интуиции и образному мышлению. Т.к. за нее отвечает правое полушарие мозга и задействовано большое количество мышц. Для незнакомых людей улыбка сдержанная.При этом развивается логика и аналитическое мышление. В этом случае задействовано левое полушарие и меньше лицевых мышц. Такое развитие обеспечивает в будущем успехи в математике.

Ближе к 5 месяцам ребенок начинает смеяться в голос, особенно, когда взрослые играют с ним. Например в прятки, закрывая ладонями лицо или легонько покачивают приближая-удаляя от себя. Такие реакции говорят о благоприятном протекании физиологических процессов, содействует сенсорному и двигательному развитию, повышают общую активность.

В своей практике, я наблюдаю значительную разницу в поведении малышей, условно разделим их на две группы. Одна группа — воспитывающиеся эмоционально-сухими, отстраненными матерями. Мама сдержанная или часто находящаяся в состоянии тревоги не дает ребенку опыта изучения разных и ярких эмоций. Вторые, чьи мамы проявляют чуткость, доброжелательное внимание и сильные положительные реакции.Конечно варианты утрированы. Но дети — растущие в семье с эмоционально-сдержанными родителями, впоследствии хуже оценивают свои эмоции и эмоции других людей.

Когда мама чувствует и быстро откликается на потребность новорождённого — много времени проводит с ним: вместе спит, носит в слинге т.е ребенок всегда находится рядом. То устанавливается более тесный контакт — ребенок чувствует себя в безопасности и в дальнейшем с интересом изучает окружающий мир, для выражения желаний — активно использует эмоции, не боится пробовать новое, лучше адаптируются к различным эмоциональным ситуациям.

Думаю у всех бывали моменты, когда от усталости, вы в резкой форме реагировали на капризы. Винить себя не надо, сложно бывает сдержаться — это нормально.Но ребенок начинает тревожиться и ваша задача, как родителей, успокоить малыша и спокойно, дружелюбно разъяснить, почему вы так реагируете — это поможет ему правильно сформировать свой эмоциональный механизм реагирования.
На практических занятиях я использую игру под названием: “Эмоции”. Показываю карточки малышам и объясняю какая эмоция изображена на картинке. Важный момент — ребенок должен видеть реакции взрослых и слышать обозначение: как называется, проявляется эмоция, почему и чем вызвана. Постоянные разъяснения помогут ему связать между собой эмоции и ситуации.

Применяйте эту игру в своей семье. Помогите закрепить позитивные эмоции. Например: малыш смог сделать что-то самостоятельно и радуется этому.Разделите с ним эту радость — похлопайте в ладоши, широко улыбнитесь, расскажите, что испытываете в данный момент. Это поможет закрепить чувство удовольствия и радости у малыша, от того что он сделал. Дети умело подражают эмоциям, которые транслируют взрослые.

Если вы будете постоянно отмахиваться, игнорировать малыша, то у него наступит эмоциональный спад, он будет ограничен в возможности узнать о положительных эмоциях и станет пассивным.

Поэтому, уважаемые родители, закладываете фундамент психологического благосостояния с первых дней после рождения вашего малыша, познакомьте его с широким спектром эмоций и чаще улыбайтесь.

Надо ли развивать у детей эмоциональную сферу? Зачем учить чувствовать себя, распознавать свои эмоции, зачем уметь чувствовать других? Самый главный ответ — это для их здоровья.

Как дети начинают подавлять чувства?

Развитие чувств у ребенка

Дети до трех лет очень хорошо умеют чувствовать себя и чувствовать окружающих. С одним человеком ребенок идет на контакт, с другим — нет. Они четко знают, чего они хотят, и переубедить их бывает очень сложно. Дети этого возраста умеют жить в свое удовольствие.

А с появлением садика, школы в жизни детей это умение чувствовать себя не развивается, а, наоборот, притупляется. То есть дети понимают, что какие-то сферы в жизни стоит развивать, а какие-то нет. И, к сожалению, умение чувствовать себя не развивается в рамках образовательной системы.

Но от этого эмоции и чувства ребенок не перестает испытывать. Просто он не разрешает их себе проявлять или даже чувствовать.

Да, дети уже в 4–5 лет могут запрещать себе злиться на кого-либо. И эта злость, которая появилась внутри как нормальная ответная реакция на какое-то неприятное событие, не выходит наружу, не перерабатывается, не осознается. Она блокируется внутри и ощущается ребенком как непонятный дискомфорт.

Представьте: вы надели туфли, которые вам давят, вы ходите, но испытываете дискомфорт. И в таком состоянии вы продолжаете работать, общаться с людьми, со своими любимыми. Но постоянно внутри вас ДИСКОМФОРТ. И, конечно, это отражается на вашем самочувствии, на вашей реакции на события, вы становитесь более раздраженными, срываетесь на собеседников.

Развитие чувств у ребенка

Так же и дети, когда испытывают внутренний дискомфорт от непроработанных переживаний и эмоций, неосознанно ведут себя более вспыльчиво, агрессивно или капризно. Они чувствуют, что что-то не так, но не могут понять в силу своего возраста, что именно с ними происходит и что делать.

Иногда эти эмоции влекут за собой реальное ухудшение здоровья.

Поэтому, прежде чем давать детям кучи лекарств, водить по врачам, иногда лучше сходить на одну консультацию к профессиональному психологу, который сможет увидеть их эмоциональное состояние и помочь без лекарств восстановить здоровье.

Развитие чувств у ребенка

Как учить детей чувствовать себя и других?

Давайте вспомним, как маленький ребенок учится говорить, как знакомится с окружающим миром.

Взрослые сначала рассказывают ему про то, что его окружает, какое оно, какие звуки издает, к каким последствиям приводит.

«Это собачка. Она лает: гав-гав», «Это стол, он твердый», «Это снег, он холодный» и т.д.

Точно так же надо начинать знакомить детей с эмоциями. Показывать их, называть, объяснять, как они ощущаются, что их вызывает, что нормально испытывать разные эмоции.

«Мама расстроена», «папа устал», «ты радуешься/грустишь/злишься…»

Конечно, взрослым нужно начинать с себя. Сначала у себя научиться замечать эмоции и чувства, а потом помогать ребенку их отслеживать. Но это в идеале. В реальности можно развивать эмоциональную сферу вместе с детьми.

Развитие чувств у ребенка

Главный момент — мы констатируем эмоции без оценки. Не «хорошо» или «плохо», а называем как факт, как данность, что такая эмоция сейчас возникла.

Это непросто. Не у каждого взрослого получается принимать негативные эмоции как факт и не выражать свое отношение к ним.

Есть волшебная фраза: «Это нормально! Я тоже в такой ситуации…» — и продолжаете по обстоятельствам. Она поможет и родителю вспомнить, что появление эмоций в ответ на какое-то событие — это норма. И детям привыкать к тому, что эмоции — это хорошо. Все эмоции — это естественная реакция организма на события во внешнем мире.

Что происходит, когда родители разделяют эмоции на хорошие/плохие и ругают детей за проявление «плохих»? Дети воспринимают это так: «Когда я испытываю плохую эмоцию — я плохой!»

И, как следствие, начинают у себя отрицать проявление негативных эмоций, ругают себя за них, злятся на себя, боятся тоже стать плохими, нелюбимыми и не нужными родителям.

Развитие чувств у ребенка

Какие эмоции отрицают дети?

У разных детей разные эмоции попадают в разряд плохих, но чаще всего это ревность, агрессия, страх. Иногда у мальчиков это забота, любовь.

Но эмоции, если появляются, не исчезают сами собой. Они остаются в теле в виде блоков, с которыми ребенок и идет во взрослую жизнь…

Знакомство с эмоциями, понимание, что испытывать их нормально, — это первый и очень важный этап. Здесь нам помогут два несложных упражнения.

1. «Называть эмоции»

Каждый день называйте ребенку свои чувства, эмоции, эмоции других людей, называйте чувства, которые он сейчас испытывает, чувства, эмоции, которые испытывает персонаж мультфильма, фильма.

«Я вижу, ты сейчас злишься. Это нормально. Я тоже иногда злюсь».

«Малыш, я сейчас раздражена (объясните причину). Давай через 30 минут поговорим».

«Папа радуется», «бабушка уставшая», «пес испугался», «Лунтик огорчен» и т.д.

Задавайте ему вопросы:

«Что у тебя сегодня в школе было самого смешного/грустного/странного?»

Уже через несколько дней вы заметите, как дети станут быстрее находить и называть свои эмоции, будут нормально реагировать на эмоциональные состояния родителей.

Развитие чувств у ребенка

2. «Угадай эмоцию»

Играть можно вдвоем, а можно всей семьей, с друзьями.

Сначала один человек показывает без слов эмоцию, а остальные должны угадать, что это. Для детей можно подготовить список эмоций, чувств, состояний, чтобы им было легче показывать.

Начиная развивать эмоциональную сферу в детстве, дети научатся быть более внимательными к себе. Они будут лучше чувствовать других людей — кому доверять, кому нет. А многие поведенческие проблемы будут решаться легче и быстрее.

Развитие чувств у ребенка

О роли родителей в этот деликатный момент и о том, как помочь детям его пережить, рассказывает руководитель Психологического центра «Точка» Анна Привезенцева.

Развитие чувств у ребенка

Развитие чувств у ребенка

Анна, если я вижу, что мой ребенок влюбился, что мне вообще с этим делать?

Анна Привезенцева: Любовь в юном возрасте — важная тема, ведь подростки переживают все особенно остро. Но родитель должен соблюсти баланс между участием и деликатностью. Ну влюбился человек и влюбился. Можно порадоваться за него, сказать: «Здорово, что у тебя появились чувства». Но я вообще не думаю, что родители должны принимать активное участие в этой истории.

То есть расспрашивать, советовать нельзя?

Анна Привезенцева: Подождите, пока ребенок сам попросит совета. А если не просит, то зачем наше вмешательство? Если у вас хороший контакт, то ребенок наверняка будет что-то рассказывать. Но и взрослые, и дети чаще всего рассказывают о чем-то, просто чтобы поделиться своими эмоциями. А вовсе не за советом.

Но ведь родителям осадить себя в такой волнующей ситуации не просто!

Анна Привезенцева: Отнеситесь к чувствам ребенка так же, как к любым другим, — крайне бережно и осторожно. Психотерапевты говорят, что, когда тебе приоткрывают дверку во внутренний мир другого человека, и особенно ребенка, ты должен вести себя как на приеме у английской королевы. Словно все вокруг хрустальное. Нельзя делать резких движений, нужно соблюдать этикет, быть максимально деликатным и тактичным.

А если что-то пошло не так, подросток переживает? С какими словами к нему можно обратиться, а чего говорить нельзя?

Анна Привезенцева: Например, сказать: «Я тебя понимаю», «Я тебе сочувствую», «Действительно, больно, когда такое происходит», «Я был в такой же ситуации, и на самом деле с этим очень трудно справляться». Поддержите его: «Ты не виноват, но так бывает, что люди друг другу не подходят, они расстаются». Это называется эмпатичным слушанием. А вот фраза «Да сколько у тебя еще будет этих Маш!» — обесценивание чувств ребенка и его отношений.

Вы говорите, что можно поделиться примером из своего прошлого. Но насколько быть откровенным?

Анна Привезенцева: Нужно соблюдать меру и не делиться подробностями, например сексуальной жизни или каких-то экстремальных случаев. Но можно сказать, что вы были в похожей ситуации, тоже любили, а вас — нет, вы тоже страдали и думали, что это с вами что-то не так. А потом поняли, что просто такое порой случается. Рассказать историю, в которой сюжет похож, но опустить подробности.

Разговоры о любви много ведутся на уроках литературы. Но современные подростки часто не понимают мотивы поступков главных героев.

Анна Привезенцева: Чувства у людей были всегда одни и те же — и в XIX веке, и сейчас. Да, социальные реалии меняются. Культурной нормой становится быстрый переход к сексу, короткие романы, какое-то физиологическое отношение к этой стороне жизни. По крайней мере, такое впечатление может сложиться, глядя на современную масс-культуру. Но на самом деле оно противоестественно человеческой природе, психологии. Потому что в любые времена люди влюбляются. И вот тогда-то у них уже нет мысли: «Какие проблемы, закрутить недолгий роман, и дело с концом».

Примерно эту фразу, только откровеннее, и сказала одна знакомая девочка, когда обсуждали отказ Татьяны Евгению Онегину.

Анна Привезенцева: Просто время этой девочки еще не пришло. Это чувство, влюбленность, не так легко постичь. Даже подростку, которого оно уже посетило, сложно его идентифицировать, понять, как его выражать, как вообще с этой влюбленностью быть. И здесь как раз родители могут приводить в пример и литературу, и собственный опыт. Беседовать о высоком чувстве, когда объект влюбленности кажется лучшим на свете, его хочется боготворить и быть с ним всегда рядом, и секс тут вовсе не главное. Когда мы говорим про близость, мы имеем в виду прежде всего близость эмоциональную. В любви люди, и подростки тоже, мечтают именно о такой. Но близость сложно получить, в отличие от секса, который можно просто купить. Сближаться — это постепенно узнавать друг друга, учиться доверять, идти на компромиссы, принимать друг друга такими как есть. Все это любовь. И родители, и учителя могут об этом рассказывать.

Как же ответить подростку на вопрос, почему Татьяна так бесповоротно отказывает Онегину?

Развитие чувств у ребенка

Развитие чувств у ребенка

Анна Привезенцева: Даже среди литературоведов много гипотез о том, почему она это делает, так что простого ответа нет. Но зато каждый может найти свое объяснение ее поступку. И тут мы можем скорее не объяснять, а предлагать подростку поразмыслить и высказать свое предположение. И это тоже будет учить его эмпатии, сопереживанию, умению поставить себя на место другого. Можно сказать, что это и есть воспитание чувств.

Есть ли разница в том, насколько болезненно переживают первую любовь мальчики и девочки?

Анна Привезенцева: Вообще, на первом месте по обращениям за помощью к психологу отношения ребенка с самим собой, на втором — болезненные отношения с родителями. А любовь — лишь на третьем, да и то у девочек. Для девочек любовь, отношения — это очень важно, они активно этим интересуются. С одной стороны, девчонки очень чувствительны и ранимы, с другой — эта высокая заинтересованность в отношениях, которую они демонстрируют с раннего возраста, их «тренирует». То есть они в одного влюбились — пострадали, другого попытались «обольстить» — не получилось, с третьим дружат и заодно кокетничают — тоже хорошо. У девочек вариативность ситуаций, которые они сами себе создают, очень высока, и за счет этого они овладевают искусством отношений с противоположным полом. А мальчишки эмоционально развиваются позже, и заинтересованность в отношениях начинается у них с отставанием где-то в два года. Девочка 13 лет по уровню эмоциональной вовлеченности будет как мальчик 15 или 16 лет.

Значит ли это, что юноши более уязвимы перед любовными переживаниями?

Анна Привезенцева: Да. Дело еще и в том, что у девочек принято делиться друг с другом, а мальчики держат все в себе, у них не очень принято друг с другом делиться. И им сложнее бывает и справиться с чувствами, и разобраться, что вообще происходит.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector