Раннее развитие ребенка 4 года

К 4–5 годам дети становятся по-настоящему разными: у них уже проявляются черты характера и есть свои увлечения, в каждом ребенке формируется личность. При этом в развитии дошкольников этого возраста есть много общего. Какие перемены происходят в этот период, какое поведение требует внимания и когда есть смысл проконсультироваться с врачом?

Главные достижения этого возраста

Дети ближе к 5 годам сильно меняются: начинают по-другому мыслить, иначе взаимодействовать с окружающим миром. У них появляется больше друзей, с ними легче договариваться и интереснее разговаривать.

Чувства и поведение

В этом возрасте ребенок лучше понимает свои эмоции и учится выражать их — не только вербально, но и с помощью творчества (например, рисуя).

Детям начинает нравиться общество других людей. Многие из них стремятся стать похожими на своих друзей из детского сада, потому что им важно мнение этих друзей.

В этот период большую роль в детской жизни играют воображаемые друзья, и родителям не стоит раньше времени развеивать веру в них — это нормальный этап психического развития.

Отношения с другими становятся более разнообразными: можно услышать, как малыш извиняется, учится принимать правила и радуется, когда с другими людьми происходит что-то хорошее.

Он с большей охотой сотрудничает с родителями, хоть и продолжает капризничать время от времени. К пятилетнему возрасту он научится еще лучше контролировать свое поведение и будет реже устраивать истерики.

В это же время ребенок начинает размышлять о школе и обо всем, что с ней связано, — эти мысли могут беспокоить его. Мы все боимся неизвестности, поэтому разговор о школьной жизни или даже совместный ознакомительный визит в школу может помочь ребенку меньше волноваться о будущем.

В возрасте 4–5 лет ребенок уже может скрывать правду или даже начать лгать — в том числе и в качестве эксперимента. Например, он может сказать: «Я этого не делал», даже если виноват. Это одна из особенностей развития дошкольников.

Раннее развитие ребенка 4 года

Игры и обучение

Основным способом учиться, познавать мир предметов и ощущений остаются игры. Дети исследуют разницу между фантазией и реальностью, пробуют сюжетно-ролевые игры — например, девочки могут играть в «маму».

Они интересуются, как устроено тело — чужое и их собственное. Например, родители могут обнаружить, что ребенок изучает свои половые органы. Возможно, это повод поговорить о половых различиях и личных границах.

Мышление и речь

Ребенок больше узнаёт о противоположностях (высоко/низко и т. д.), может знать буквы и цифры, считать до десяти.

Детская речь в этот период делает большой качественный скачок. Ребенок начинает рассказывать о своих чувствах, мыслях, идеях, открывает для себя словесную рифму, задает множество вопросов.

В 4 года ребенок знает сотни слов и может строить предложения из пяти-шести слов и больше. В 5 лет он заговорит еще четче, словарный запас увеличится, а предложения станут сложнее.

Движение и повседневная жизнь

Дошкольники 4–5 лет любят двигаться и всегда активны. Они уже хорошо преодолевают ступеньки, бросают и ловят мяч, бегают, прыгают и балансируют на одной ноге. Дети могут приобрести новые моторные навыки — например, прыгать во время бега. Мелкая моторика тоже улучшается: ребенок может резать безопасными детскими ножницами, писать свое имя или другие буквы и даже слова.

Ребенку уже проще одеваться самому. Он также может пользоваться вилкой, ложкой, а иногда и ножом — например, чтобы намазать масло на хлеб. Ему все еще требуется присмотр и помощь родителей, но он может сам сходить в туалет, помыться или почистить зубы.

Раннее развитие ребенка 4 года

Что обычно может ребенок в этом возрасте:

  1. назвать свое имя и адрес;
  1. различать лево и право;
  1. определить, какой объект тяжелее;
  1. назвать четыре цвета;
  1. считать до десяти;
  1. говорить о событиях в прошлом, настоящем и будущем — например, знать разницу между тем, что он сделал, делает сейчас и будет делать.

Как помочь развитию дошкольника

Давайте ребенку достаточно времени, чтобы играть. Игры помогают выражать такие чувства, как радость, волнение, гнев или страх. Ему или ей могут нравиться игры с песком, сюжетные игры с куклами или другими игрушками, подвижные игры на свежем воздухе.

Читайте ребенку и вместе с ним: это стимулирует речь, мышление и воображение.

Найдите время для творчества: это может быть рисование, аппликация, различные поделки. Еще один вариант — музыкальные занятия. Ребенку может понравиться танцевать или играть на простых инструментах.

Готовьте простые блюда вместе с ребенком: это поможет ему заинтересоваться здоровой пищей, выучить новые слова и лучше усвоить такие комплексные понятия, как «половина», «одна чайная ложка» или «30 минут». Можно давать ему несложные поручения, например, сделать салат или бутерброды.

Раннее развитие ребенка 4 года

Поводы для беспокойства

Несмотря на общие возрастные черты, развитие каждого ребенка индивидуально: одни умения появляются раньше, другие позже. Если у вас все-таки возникли опасения по поводу развития ребенка, лучше обратиться к педиатру.

Зрение, слух и общение. Ребенок испытывает проблемы со зрением или слухом; не осваивает разговорные навыки — например, не использует предложения длиннее трех слов; не понимает, как говорить, слушать и отвечать.

Поведение. Не может понять просьбы, состоящие из двух частей, такие как «Положи куклу и возьми мяч»; не интересуется ролевой игрой; сложен в общении — например, может устроить истерику из-за мелочи или все еще пытается остановить родителей, когда те уходят, цепляясь за них, и плачет, оставшись без папы с мамой; кажется боязливым, несчастным или грустным большую часть времени; не играет с другими детьми или часто ведет себя с ними агрессивно.

Движение и моторные навыки. Ребенок часто спотыкается при ходьбе или беге; с трудом удерживает мелкие предметы (например, карандаш); ему трудно рисовать фигуры (например, круг или крест); он с трудом ест, одевается или пользуется туалетом.

Если ребенок вдруг начал терять навыки, освоенные ранее, это тоже повод обратиться к специалистам.

Раннее развитие ребенка 4 года

В период дошкольного детства ребенок активно развивается, исследует мир и изучает себя в нем. К 4 годам интересы детей делаются более устойчивыми, совершенствуются уже полученные умения и навыки, а также происходят значительные изменения в физическом и познавательном развитии. Можно сказать, что четырехлетний ребенок – это вполне самостоятельная личность, с которой интересно как взрослым, так и детям.

Физическое развитие ребенка 4 лет

К четырем годам дети приобретают следующие моторные навыки:

  • Уверенно прыгать с места и с разбега;
  • Бегать, быстро меняя направление;
  • Стоять на одной ноге;
  • Взбираться по веревочной лестнице;
  • Преодолевать препятствия;
  • Ходить и стоять на цыпочках;
  • Кувыркаться вперед;
  • Ездить на самокате и велосипеде с боковыми колесами.

У четырехлетнего ребенка достаточно хорошо развиты координация движения и равновесие, благодаря чему малышу становятся более доступны различные виды физической активности, такие как танцы, гимнастика, езда на велосипеде.

Раннее развитие ребенка 4 года

Особенности умственного развития ребенка в 4 года

Интеллектуальное развитие четырехлетних детей во многом зависит от их окружения. Малыши в этом возрасте любят играть с конструктором, собирать пазлы, а также с радостью принимают всевозможные дидактические игры, с помощью которых можно развивать память, внимание и мышление крохи. В детском центре «Созвездие» для детей специально создана Монтессори-среда, в которой есть все, что нужно для развития малышей в соответствии с возрастом и их потребностями.

К 4 годам обычно становится понятно, какой канал восприятия мира развит у ребенка лучше всего: зрительный (визуальный), слуховой (аудиальный) или тактильный (кинестетический). Так, к примеру, некоторые дети обожают слушать музыку и сказки, другие любят рассматривать иллюстрации, а третьи – лепить. Знание о том, в какой форме ребенок лучше воспринимает информацию, позволяет способствовать гармоничному развитию малыша.

Раннее развитие ребенка 4 года

Итак, интеллектуальное развитие ребенка в 4 года характеризуется следующими умениями и навыками:

  • Считать до 5;
  • Знать некоторые цифры и буквы;
  • Знать основные геометрические фигуры;
  • Сравнивать предметы;
  • Определять положение в пространстве (перед, за, над, под, справа, слева, спереди, сзади, сбоку, посередине);
  • Собирать пазлы;
  • Выполнять задания по образцу;
  • Находить лишнее, исправлять ошибки;
  • Знать времена года и их признаки;
  • Знать названия домашних и диких животных, деревьев, овощей и фруктов, транспорта, мебели, посуды, одежды.

Развить интеллект ребенка и также весело провести время в кругу семьи помогут различные игры.

  • Мышление детей 4 лет является образным. Чтобы думать о предмете, им не обязательно видеть его. Для этого четырехлетки используют образы, сохраненные в памяти.
  • Память дошкольников тесно связана с эмоциями: дети лучше запоминают то, что произвело на них впечатление.
  • В этом возрасте внимание малышей становится избирательным и целенаправленным, но четырехлетки все еще не могут подолгу концентрироваться на одной деятельности. Именно поэтому умственный труд должен обязательно чередоваться с физической активностью.
  • К 4 годам у ребенка обычно формируется ведущая рука. Ей он рисует, пишет, держит ложку и т.д. Однако по-прежнему нужно развивать мелкую моторику обеих рук.

Раннее развитие ребенка 4 года

Раннее развитие ребенка 4 года

Раннее развитие ребенка 4 года

Раннее развитие ребенка 4 года

Развитие речи у детей 4 лет

В 4 года у ребенка активно совершенствуется фразовая речь, он может разговаривать предложениями от 4 до 8 слов. Словарный запас малыша составляет уже около тысячи слов. Чаще всего употребляются существительные, чуть реже – глаголы и прилагательные. Также обычно в возрасте 4 лет дети уже умеют согласовывать части речи друг с другом (например, существительное и прилагательное) и правильно ставить ударения, поэтому их речь звучит более грамотно, чем у младших детей. Однако сложные лексические конструкции даются четырехлеткам с трудом, поэтому часто они избегают союзы «если», «хотя», «иначе» и т.д.

Чтобы словарный запас ребенка постоянно пополнялся, чаще читайте малышу книги, играйте с ним и просто разговаривайте.

Развитие речи происходит активно, так как дети в этом возрасте стремятся к общению со сверстниками. Они задают взрослым и друг другу вопросы, учатся слушать и не перебивать собеседника. Ребенок 4 лет может рассказать о том, как прошел его день, поделиться впечатлениями о мультике, пересказать сюжет сказки. При этом интонации малыша могут быть очень разнообразными, а речь подкрепляется мимикой и жестами.

Если вы замечаете у своего четырехлетнего ребенка дефекты речи, рекомендуется обратиться к логопеду. Специалист поставит малышу звуки, поработает над артикуляцией и даст советы, как помочь ребенку в домашних условиях.

Раннее развитие ребенка 4 года

Развитие мальчиков и девочек в 4 года: есть ли различия?

Многие замечают, что девочки в 4 года разговаривают лучше мальчиков, у них более развит артикуляционный аппарат, шире словарный запас и меньше дефектов речи. Однако так бывает далеко не всегда. Мальчики в этом возрасте также могут говорить развернутыми предложениями и обладать прекрасной дикцией. Кроме того мальчишки обычно, физически более развиты, а также лучше ориентируются в пространстве и обладают хорошей памятью.

В среднем, мальчики четырех лет выше своих ровесниц (средний рост — мальчиков от 99 до 105,5 см, средний рост девочек – 97 – 103 см). У мальчишек более развиты мышцы, поэтому по весу они обычно тоже немного больше девочек (средний вес мальчиков – 16-18 кг, а девочек – 14-17 кг).

В данном разделе мы поможем Вам узнать и определить уровень развития вашего ребенка, а именно , что должен знать и уметь делать Ваш ребенок в возрасте от 3 до 4 лет.
Что должен знать и уметь 3 летний ребенок.

Данная статья предназначена для вашего ознакомления и дает примерные нормы степени сформированности психических процессов вашего ребенка в этом возрасте. Вы можете проверить его потенциальные возможности в разных областях знаний, узнать, в каких областях знаний Ваш ребенок преуспевает, а в каких требуется дополнительное внимание и время.

В данном разделе «Дети от 3 до 4 лет» мы собрали весь материал, опубликованный на нашем сайте, который поможет Вам и Вашему ребенку заниматься, подготавливаться к следующему, более углубленному этапу занятий.

Материалы для Ваших занятий вы можете использовать дома, в детском саде или в начальных классах.
Математика
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:

1. Ребенок должен уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке.
2. Ребенок должен уметь владеть понятиями: один — много, большой — маленький, высокий — низкий и т. д.
3. Ребенок должен знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный) .
4. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
5. Ребенок должен уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Уметь сравнивать количество предметов.
6. Ребенок должен уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком.

Логическое мышление
-Развитие Мышления, Памяти, Внимания
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:

1. Ребенок должен уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
2. Ребенок должен уметь находить и объяснять несоответствия на рисунках.
3. Ребенок должен уметь находить лишний предмет и объяснять почему он сделал такой выбор.
4. Ребенок должен уметь находить сходства и различия между предметами.
5. Ребенок должен уметь запоминать 2-3 картинки.
6. Ребенок должен уметь запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз.
7. Ребенок должен уметь запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза,
8. Ребенок должен уметь запоминать какую-либо деталь или признак предмета.
9. Ребенок должен уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.
10. Ребенок должен находить парные предметы. Уметь из группы предметов выбирать нужный.
11. Ребенок должен уметь обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами.

Развитие Речи
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:

1. Ребенок должен уметь не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное.
2. Ребенок легко формирует простые предложения, постепенно переходит к сложным (из 5-6 слов).
3. Ребенок должен уметь разделять предметы по группам: мебель, посуда, одежды и т.д.
4. Ребенок должен уметь называть по одному признаку каждого предмета.
5. Ребенок должен знать названия основных действий людей и животных (лежит, сидит, бежит и т.д.)
6. Ребенок должен уметь повторять за взрослым стишки и песенки.
7. Ребенок должен знать свое имя и фамилию.
8. Ребенок должен уметь управлять силой голоса, говорить громко – тихо.

Окружающий мир
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:

1. Ребенок должен знать названия и уметь показывать домашних (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т.д.) и диких (волк, заяц, лиса и т.д.) животных.
2. Ребенок должен знать названия 3-4 птиц (воробей, ласточка, ворона), 3-4 рыб (кит, сом, акула) и 3-4 насекомых (кузнечик, бабочка, пчела).
3. Ребенок должен знать названия основных растений: 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза).
4. Ребенок должен знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы.
5. Ребенок должен иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы.
6. Ребенок должен знать части суток — утро, день, вечер, ночь.
7. Ребенок должен уметь называть явления природы — дождь, снег, ветер.

Навыки обихода
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:

1.Ребенок должен уметь самостоятельно одевать вещи (без застежек).
2. Ребенок должен уметь разрезать ножницами бумагу.
3. Ребенок должен уметь пользоваться карандашами, фломастерами, ручками и т.д. Уметь рисовать кружочки, точки, линии.
4. Ребенок должен уметь обводить и раскрашивать картинки.
5. Ребенок должен знать основные правила гигиены.

Читайте также статью для Родителей Что нужно знать о Развитии Ребенка.

Узнайте что должен знать и уметь ребенок по возрастам. Воспользуйтесь пособиями для занятий, которые предлагает наш сайт.

Множество заданий!
Ребёнок в 4 года быстро развивается и изучает окружающий его мир. Мы советуем с малышом заниматься на нашей платформе развивающими играми и занятиями онлайн для детей 4 лет, направленными на тренировку и улучшение памяти, развитие логического мышления и концентрации внимания. Наша команда подготовила и распределила по предметам большое количество интересных и развивающих упражнений и игр для детей четырёх лет. В каждом предмете задания сгруппированы по темам для удобной навигации по системе во время обучения. Все упражнения поделены на три уровня сложности, который постепенно увеличивается.

Гордитесь успехами!
Каждый ребёнок сможет найти для себя яркие, интересные и обучающие задания в нашем онлайн-сервисе Kids Smart. Это различные задачи на счёт, логику, воображение, изучение цветов и фигур. Четырёхлетнему малышу понравятся красочные задания в игровой форме, в этом и есть ценность развивающих игр — развиваться играючи.

При правильном прохождении упражнений малыш будет получать призы и медали. А самых прилежных учеников система наградит дипломами.

Развитие необходимых навыков!
Развивающие занятия и игры онлайн для детей 4 лет — это целый комплекс познавательных и полезных заданий для ребёнка. Напомним, что регулярность занятий — это очень важный фактор гармоничного развития детей. Мы рекомендуем заниматься 10-15 минут за один раз. Включитесь в процесс игры, поддерживайте инициативу малыша к обучению, но в то же время, дайте ему самому принимать решения при выборе ответа. Если что-то непонятно — объясняйте. Таким образом, в ходе игры у ребёнка в 4 года будет развиваться умственная деятельность, способность преодолевать трудности и самостоятельность.

Увлекательные полезные игры!
Мы добавили в процесс обучения элементы игры для того, чтобы ребёнку было легче и понятней выполнять упражнения, а также не отвлекаться во время занятий, ведь игра — это всегда интересно и увлекательно. Начиная упражняться в развивающих играх с раннего детства, это отличная возможность подготовить четырёхлетнего ребёнка к школе и приобрести навыки, которые пригодятся ему в будущем. Попробуйте начать заниматься вместе с нами — это просто, легко, весело, а главное, очень полезно.

В данном разделе мы поможем Вам узнать и определить уровень развития вашего ребенка, а именно , что должен знать и уметь делать Ваш ребенок в возрасте от 4 до 5 лет.
Что должен знать и уметь 4 летний ребенок.

Данная статья предназначена для вашего ознакомления и дает примерные нормы степени сформированности психических процессов вашего ребенка в этом возрасте. Вы можете проверить его потенциальные возможности в разных областях знаний, узнать, в каких областях знаний Ваш ребенок преуспевает, а в каких требуется дополнительное внимание и время.

В данном разделе «Дети от 4 до 5 лет» мы собрали весь материал, опубликованный на нашем сайте, который поможет Вам и Вашему ребенку заниматься, подготавливаться к следующему, более углубленному этапу занятий.

Материалы для Ваших занятий вы можете использовать дома, в детском саде или в начальных классах.
Математика
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

1. Ребенок должен уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.
2. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)
3. Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
4. Ребенок должен уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.
5. Ребенок должен уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше — меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.
6. Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.

Логическое мышление
-Развитие Мышления, Памяти, Внимания
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

1. Ребенок должен уметь находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками).
2. Ребенок должен уметь складывать по образцу постройки из конструктора.
3. Ребенок должен уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
4. Ребенок должен уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.
5. Ребенок должен уметь складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без посторонней помощи.
6. Ребенок должен уметь вкладывать в отверстия недостающие фрагменты картинок.
7. Ребенок должен уметь называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна- времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.
8. Ребенок должен уметь отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т.д.
9. Ребенок должен уметь подбирать противоположные слова: стакан полный — стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный — ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.
10. Ребенок должен уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.
11. Ребенок должен уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.

Развитие Речи
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

1. Ребенок должен использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.
2. Ребенок должен понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки — лапы, ногти — когти, волосы — шерсть).
3. Ребенок должен уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок — цветы, девочка — девочки).
4. Ребенок должен уметь находить предмет по описанию (яблоко — круглое, сладкое, желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета.
5. Ребенок должен понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).
6. Ребенок должен знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.
7. Ребенок должен уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.
8. Ребенок должен уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.
9. Ребенок должен называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет.
10. Ребенок должен уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?

Окружающий мир
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

1. Ребенок должен уметь различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.
2. Ребенок должен знать названия насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает)
3. Ребенок должен знать всех домашних животных и их детенышей.
4. Ребенок должен уметь угадывать по картинкам времена года. Знать приметы каждого из них.

1. Ребенок уже отлично застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки, его хорошо слушаются ложка и вилка.
2. Ребенок должен уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.
3. Ребенок должен уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
4. Ребенок должен уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.
5. Ребенок должен уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.
6. Ребенок должен уметь проводить линии по середине дорожки, не выходя за её края.
7. Ребенок должен различать правую и левую руку.

Английский язык

Ребенка в возрасте от 4 до 5 можно знакомить с английским языком.
Используйте для занятий пособия для родителей и преподавателей, предназначенные для обучения английскому языку детей от 4 до 5 лет.

Читайте также статью для Родителей Что нужно знать о Развитии Ребенка.

Узнайте что должен знать и уметь ребенок по возрастам. Воспользуйтесь пособиями для занятий, которые предлагает наш сайт.

Все дети разные, но общие показатели уровня развития, чем ближе к школе — тем более конкретные, и их необходимо учитывать.

Раннее развитие ребенка 4 года

Физическое развитие

К 4 годам дети не просто вытягиваются, а внешне «взрослеют». В среднем рост составляет 98,3–105,5 см (мальчики) и 98,5–104,1 см (девочки); вес 15,1–17,8 кг (мальчики) и 14,8–17,7 кг (девочки).

  • быстро и хорошо бегают, уверенно «закладывают виражи» на поворотах, не теряя равновесия;
  • умеют перемещаться прыжками на двух ногах;
  • стоят и прыгают на одной ноге;
  • самостоятельно поднимаются и спускаются по веревочной лестнице или шведской стенке;
  • ловят и бросают мяч двумя руками, попадают им в цель;
  • пробираются под препятствием, перешагивают через пороги, бордюры и т.д.;
  • осваивают велосипед и самокат с боковыми колесами.

В этом возрасте организм ребенка достаточно окреп, а координация движений развита для начала занятий спортом. Будьте осторожны, не бросайтесь «с места в карьер» — начните с игровых групп у опытных тренеров, избегайте чрезмерных нагрузок. Важнее дать выход кипучей энергии вашего чада и вовремя выявить его собственные предпочтения.

Мышление, память и внимание

От трех до четырех лет происходит качественный скачок в умственном развитии детей. К «практическому» подходу в познании мира добавляется «теоретический»: не только потрогать руками или на вкус, а узнать у взрослых. Чада в этом возрасте засыпают родителей бесконечными «почему?», у них начинают формироваться основы абстрактного и логического мышления.

Конкретные навыки, что должен уметь 4-летний ребенок, очень разнообразны:

  • концентрировать внимание на 5–7 минут;
  • находить сходства и отличия предметов;
  • знать и использовать противоположные значения (антонимы) слов;
  • в группе предметов находить лишний;
  • объединять предметы в группы по самостоятельно определенным признакам, объяснять свое решение;
  • без труда запоминать небольшие стихи, сказки и рассказы;
  • запоминать события последних дней;
  • знать собственные имя-отчество-фамилию, имена членов семьи и своих друзей, домашний адрес, примерную дорогу из детского сада домой;
  • повторять последовательно цепочку слов;
  • по сюжетной картинке понимать и объяснять, что изображено.

К четырем годам у большинства малышей определяется главная рука. Пора учиться отличать «право — лево», «вверху — внизу», «сзади — впереди», «над — под» и т.д.

Речевое развитие и навыки общения

В лексиконе на пятом году около 4000 слов всех частей речи. К конкретным названиям добавляются обобщающие понятия (куртка — одежда, каша — еда, кубики — игрушки, дождь — погода и т.д.).

Необходимый минимум того, что должен уметь ребенок в четыре года в плане развития речи:

  • произносить все звуки четко; если есть проблемы с шипящими и «р», проконсультируйтесь с логопедом;
  • выговаривать многосложные слова;
  • говорить правильными предложениями по 6–7 слов;
  • составлять связный рассказ из 5–6 предложений;
  • понимать вопросы и отвечать на них;
  • различать интонацию речи.

ВАЖНО!
Наглядный показатель того, что ваш ребенок говорит хорошо, — его понимают посторонние люди, а не только члены семьи.

В 4 года уже интерсно начинать учить иностранный язык. Запомнить слова кроха мог и раньше, теперь он способен отличить, где русская речь, а где чужая.

В этом возрасте дети активно общаются друг с другом, находят друзей, ссорятся и мирятся. Постепенно уходят эгоизм и жадность, когда малыш прячет лакомства или игрушки — он уже понимает рациональные доводы, почему вредничать плохо, а делиться хорошо.

Мелкая моторика

Тренировка пальчиков не только готовит их к письму, она напрямую связана с мышлением и речью.

Если у ребенка все буквально валится из рук — это плохой признак. В 4 года ему необходимо уметь:

  • завязывать и развязывать узелки на толстом шнуре;
  • застегивать и расстегивать молнии и пуговицы;
  • надевать на нитку бусины средней величины;
  • лепить из пластилина простые и составные фигурки (грибок, снеговик и т.д.);
  • уверенно держать карандаш, провести линию по точкам, раскрашивать картинки, не выходя за контур;
  • ножницами вырезать из бумаги кружок, квадрат, треугольник и т.д.

Знания ребенка о счете, чтении, окружающем мире

В обязательном списке того, что должен уметь и знать ребенок в 4 года — основные представления о себе и о мире вокруг:

  • свое имя и возраст, как зовут родителей, бабушек, дедушек, адрес;
  • растения и животные (различать до десятка видов);
  • знать явления природы и соотносить их с временем суток и сезоном (чем отличаются ночь и день, зима и лето и т.д.);
  • предметы быта — еда, мебель, одежда и т.д. (как называются, зачем нужны);
  • представление о некоторых профессиях (доктор, продавец, воспитатель и т.д.), о разных социальных ролях мужчин и женщин.

Большинство четырехлетних детей знают буквы и цифры, но только как картинки. Читать и считать еще рано. В математике на пятом году важнее понимание разницы «один — много», «больше -—меньше». В чтении начинайте с запоминания и ассоциации заглавных букв, а уже потом слогов.

Обязанности по дому и навыки самообслуживания

Кроме умения и привычки чистить зубы, мыть руки, складывать одежду, в 4 года приучайте свое чадо собирать игрушки, относить испачканные вещи в стирку, застилать постель.

Если выполнить серьезную работу по дому малышу не под силу, то проконтролировать, сделали ли ее вы — вполне. Память у него в этом возрасте позволяет «работать ежедневником»: проверить, есть ли в ванной мыло или полотенце, купила ли мама хлеб и печенье, не пора ли гулять с собакой.

Игры и развивающие занятия

ВАЖНО!
Выбирая, чем интересным и полезным заняться дома с ребенком 4 лет, проконсультируйтесь со своими педагогами в детском саду. Они дадут конкретные рекомендации, на какую сферу обратить внимание, какие игры и развивалки подойдут вашему сыну или дочке.

О пользе физкультуры для детей давно известно, тем более что физкультура — это не просто ряд упражнений, а образ жизни, который позволяет человеку сохранять и укреплять свое здоровье. Помогать детскому организму гармонично расти посредством физических упражнений очень легко — надо просто активно играть с ребенком.

Упражнения для разминки

Если ребенок только учится ходить

Стоя на полу, малыш держится за опору. Взрослый манит к себе ребенка яркой игрушкой. Меняйте направления ходьбы ребенка, отходя то в одну, то в другую строну, стимулируя развитие ориентации в пространстве. Подробнее о том, как научить ребенка ходить, читайте в этой статье.

Ходьба по «узкой дорожке»

Сперва обозначьте на полу (дома при помощи веревочек, лент, шарфов, деталей конструктора) или асфальте (на улице мелом или палочками) дорожку шириной около 30 см. Задача ребенка — сохраняя равновесие, самостоятельно пройти по дорожке. В дальнейшем задание можно усложнять: предлагать пробежать, попрыгать на двух или на одной ноге или сделать дорожку уже (20 см, потом 10 см). Можно также ходить, наступая на узкую палку или скрученный в колбаску вытянутый шарф.

Ходьба боком

Предложите ребенку пройти боком между двумя диванными подушками или стульями, поставленными спинками друг к другу. Тренируйте умение ходить приставными шагами одинаково хорошо в обе стороны.

Ходьба и бег в различном темпе

Вместе с ребенком, приговаривая стишок, топайте ногами в различном темпе.

«Так бегают мышки: маленькие ножки бежали по дорожке!» (Быстро переставляете ноги на месте или бегаете.)

«А так бегают слонята: большие ноги шли по дороге!» (Медленно тяжело топаете.).

Перешагивание через препятствия

Расставьте по полу предметы различной высоты — плоские и высотой 10—15см. Под стихотворение перешагивайте через препятствия:

«До чего трава высока,
То крапива, то осока,
Поднимай повыше ноги,
Ведь идешь не по дороге!»

Лазанье

Чтобы проводить упражнения для детей дошкольного возраста, желательно установить дома шведскую стенку или обзавестись лесенкой. Но если такой возможности нет, можно воспользоваться лестницами на детских игровых площадках. Скамейки и бортики песочницы тоже станут неплохим тренажером: ребенок встает боком к скамейке, опирается на нее руками и перелезает. Проделывайте это в обе стороны.

Прятки-лазалки

Взрослый прячет игрушку ребенка на небольшой высоте, например на спинке дивана, таким образом, чтобы ее было непросто заметить. Когда после ваших подсказок ребенок найдет игрушку, он должен залезть на диван, чтобы достать ее. Если это для него еще очень сложно, соорудите горку из подушек, чтобы ребенок смог сам вскарабкаться на диван.

Лев-циркач

Взрослый держит обруч, через который ребенок должен проползти или пролезть, как лев, прыгающий через огненный обруч в цирке.

Упражнения для детей на укрепление мышц всего тела

Веселая дорожка

Ребенок ползает на четвереньках по скамейке. Это может быть «мостик» через речку или «волшебная дорога» к бабушке. Обязательно страхуйте ребенка.

Тачка

Ребенок лежит на полу, упирается руками. Взрослый держит ребенка за ноги, поднимая их от пола на удобную для ребенка высоту. Ребенок переступает руками вперед и назад.v

Черепаха

Ребенок лежит на спине с вытянутыми вдоль тела руками. Затем притягивает руками колени к груди и старается коснуться коленей головой. Можно покачаться в таком положении вперед-назад — это черепаха спряталась в свой панцирь.

Общеукрепляющие упражнения для рук и плечевого пояса

Намотай клубок

Взрослый дает ребенку клубок ниток с длинным концом и показывает, как надо намотать нить на клубок, совершая круговые движения кистями.

Вертолет

Ребенок стоит прямо, руки по бокам опущены вниз, ноги на ширине плеч. Теперь бегаем, совершая круговые движения прямыми руками вперед-вверх-назад и в обратную сторону.

Самолет

Под стихотворение «Самолет летит, а мотор гудит: „у-у-у-у-у“» ребенок бегает с руками, раскинутыми в стороны, наклоняя туловище то вправо, то влево. Можно делать большие махи руками.

Общеукрепляющие упражнения для ног

Помимо простых, но действенных догонялок и салочек, есть и другие игровые упражнения для детей дошкольного возраста, которые помогут укрепить мышцы ног.

Невод

Взрослый на полу разложил рыбок. Ребенок держится обеими руками за обруч (наш невод), который находится у взрослого в руках. Нужно присесть вместе, опуская «невод» в море, чтобы поймать как можно больше рыбок. Заодно можно потренироваться в счете.

Большой — маленький

Игра на противоположности. Ребенок показывает, какого роста животные, которых называет взрослый. Например, слон большой — ребенок стоит, высоко подняв руки, а мышка маленькая — ребенок низко приседает. Помогайте ребенку — вставайте и садитесь вместе с ним.

Что должен знать ребенок к 5 годам, чему предстоит научиться в промежутке от 5 до 6 лет, а так же игры, которые в этом помогут даже самым занятым родителям.

Развиваем фонематический слух: игры для детей от 2 лет

Развитие фонематического слуха можно начинать в раннем детстве. Предлагаем подборку игр для детей от 2 до 7 лет.

Рассказываем детям про весну

Знакомство с временами года — важная часть жизненного опыта ребенка. Предлагаем материал, который поможет интересно рассказать детям о весне.

Ребенок плохо себя ведет: разбираемся в причинах

Почему дети плохо себя ведут? Как отличить хулиганство от любознательности? Как исправить плохое поведение? Ответы в статье.

Раннее развитие детей — плюсы и минусы

Главные мифы о раннем развитии, плюсы и минусы раннего развития ребенка.

Химические опыты в домашних условиях: влюбляем детей в химию

Знакомить ребенка с химией можно начиная с 4-5 лет. Предлагаем 3 простых опыта, которые можно включить как элемент в игру.

Математика для дошкольников: чему учить и с чего начать

Если ребенок знаком с математикой до школы, это поможет ему легче адаптироваться к школьной нагрузке. Основное, что нужно знать и уметь дошкольнику, а также описание игр, которые помогут это освоить.

Готовимся к Новому году: игры и книги для детей

Выбор новогодних книг и игр сейчас огромен. Предлагаем список из 5 книг и 5 игр, которые помогут создать новогоднее настроение.

Пластилин, зубочистки, карандаши: развиваем речь, моторику и память простыми играми.

Чем лучше развита моторика детских пальчиков, тем проще ребенку будет освоить речь, письмо, рисование, счет и даже чтение. Предлагаем 3 простых игры на развитие мелкой моторики.

Сам себе логопед: простые игры для развития речи

Лучший возраст для логопедических занятий от 4 до 6 лет. Рассмотрим, какие логопедические упражнения можно делать дома.

Развитие творческого мышления детей

Зачем развивать творческое мышление, с какого возраста и как начинать — ответы на эти вопросы в статье.

Головоломки для детей: зачем нужны и с какого возраста играть?

Головоломка — задача, которую нужно решить при помощи сообразительности, а не специальных знаний. В чем польза? Как в них играть? Список головоломок по возрастам.

Идея раннего развития детей становится все более популярной в нашей стране. Практически каждый день открываются новые центры, где нижний возрастной порог уже даже не оговаривается. Если еще 20 лет назад дети учились читать и писать в первом классе, то теперь распространено мнение, что не знать все буквы английского алфавита в 2-3 года – уже неприлично. Как только малыш начинает сидеть, мамы начинают задумываться, куда бы начать водить ребенка, когда он научится ходить.

Раннее развитие ребенка 4 года

Сторонники концепции раннего развития утверждают, что мозг маленького ребенка способен на гораздо большее, чем мы привыкли с него спрашивать. «…Годовалого ребенка научить читать проще, чем шестилетнего», — говорил педиатр, физиотерапевт Глен Доман, автор одной из первых и самых известных методик раннего развития. Принято считать, что сенситивный период развития, когда дети наиболее быстро воспринимают любой вид информации, как раз длится с рождения и до 6 лет, т.е. начинается задолго до школы. Помимо нейропсихологических основ, последователи раннего обучения оперируют стремительно возросшими темпами жизни и требованиями к детям. Желание помочь своему чаду как можно скорее адаптироваться в этом мире и добиться в будущем успеха среди сверстников определяет такую востребованность центров раннего развития.

Плюсы раннего развития

  1. Занятия в группах развивают коммуникативные навыки у ребенка, помогает быстрее научиться находить общий язык со сверстниками.
  2. Современные методики адаптированы к реалиям сегодняшнего дня, поэтому информация, полученная ребенком в развивающих центрах, будет для него актуальна и понятна.
  3. «Фундамент» для дальнейшего обучения, подготовка к школе.

В противовес этой позиции, также широко обсуждается отсутствие необходимости в начале образовательного процесса с того момента, как ребенок начинает самостоятельно ходить. Среди противников раннего развития в нашей стране выступает известный психолог, адепт теории привязанности на всем постсоветском пространстве Людмила Петрановская. По ее мнению, свобода, игра и активное взаимодействие со взрослыми, а именно мамой, папой и другими членами семьи – лучший фундамент для благополучного развития в будущем. Кроме того, как говорит Петрановская, «озабоченность «развитием» ребенка, дает ему понять, что он не так уже нужен, важны его успехи». И не согласиться с этим трудно. Действительно, загруженность ребенка с первых лет жизни и пребывание с другими людьми, а не с родителями, в рамках кружков и секций, отдаляет его от семьи и в определенный момент отражается на психологическом здоровье малыша.

Минусы раннего развития

  1. Зацикленность родителей на результате ребенка. Волей-неволей амбициозные родители сравнивают умения своего малыша с другими участниками секции или достижениями детей друзей.
  2. Занятия с педагогами чаще всего исключает при этом контакт с мамой или папой. А это базовая потребность для ребенка.
  3. Дети лишаются элемента спонтанной игры. Игры, которые предлагаются различными методиками, предусматривают определенный сценарий, что не позволяет малышу проявить фантазию.

Наиболее популярные методики раннего развития

Раннее развитие ребенка 4 года

Методика Марии Монтессори

Одна из наиболее популярных как в нашей стране, так и за ее пределами. В Европе функционируют целые детские сады, придерживающиеся принципов обучения по заветам всемирно известного врача и педагога из Италии. Основная мысль, которая заложена в работе концепции итальянского врача и педагога – это свободное воспитание. Ребенок должен самостоятельно знакомиться с миром. Методика строится на трех ключевых понятиях – самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Вмешательства взрослого в построение образовательного процесса сведены к минимуму, ребенок сам выбирает – что ему интересно в данный момент и в каком объеме. Для успешного освоения знаний и навыков разработана специальная среда, приближенная к повседневной, но доступная для ребенка; обучающие пособия и игры, нацеленные на развитие тактильного, слухового и зрительного восприятия. Любые ошибки, допущенные ребенком, исправляются им самостоятельно, а поведение – не подвергается критике.

Методика Николая Зайцева

Обучение по методике педагога-новатора из Санкт-Петербурга, построено на работе со специальными математическими таблицами и кубиками, которые помогают уже с двухлетнего возраста учиться счету, чтению и письму. Занятия проходят исключительно в игровой форме, что понятно и весело для малышей.

Методика Глена Домана

Американский врач-физиотерапевт разработал свою методику в 40-х года XX века в Америке и впервые внедрил ее для работы с детьми, имеющими различную степень умственной отсталости. Суть его идеи заключалась в том, чтобы заставить мозг ребенка трудиться с самого раннего возраста. Доманом были разработаны специальные карточки, на которых изображаются слова, точки и различные предметы, которые взрослые показывают детям и озвучивают увиденное. По утверждению сторонников этой методики, если начать занятия в первом полугодии жизни ребенка, к трем годам малыш будет обладать богатым словарным запасом, уметь читать и считать. Помимо умственных нагрузок, большое внимание уделяется физическому развитию детей, поскольку, по мнению автора, активность мозга стимулируется, в том числе, движениями.

Раннее развитие ребенка 4 года

Это только малая часть методик, которые используются в настоящее время. Подходов и форм существует огромное множество, главное, определить, что подходит именно вашему ребенку. Водить ребенка в «развивашки», какой методике придерживаться – решение исключительно родителей, и никто не может повлиять на него. Опытные психологи и педагоги выделяют как преимущества, так и недостатки в самой идеи раннего развития.

Это важно!

Какой бы результат ни преследовали родители – вырастить будущего нобелевского лауреата или просто дать возможность ребенку поиграть с ровесниками – не забывайте прислушиваться к ребенку, его потребностям и желаниям.

Прекрасно, если малыш с удовольствием бежит на занятия, но если вы ощущаете явный протест со стороны ребенка – не нужно его заставлять. Всему свое время. И отсутствие интереса к развивающим играм и карточкам – еще ничего не значит.

Раннее развитие ребенка 4 года

3-4 года — период активного физического, умственного, психологического, эмоционального, речевого развития ребенка. Ребенок продолжает познавать мир и делает это в игровой форме. Родители часто задают вопросы: «Что должен знать и уметь ребенок в этом возрасте и на что стоит обратить внимание?»

Физическое развитие

К 4 годам ребенок должен уметь:

  • хорошо и уверенно бегать, изменяя траекторию движения;
  • прыгать;
  • удерживать равновесие, идя по бордюру или доске;
  • стоять на одной ноге;
  • перепрыгивать препятствия.

В развитии этих навыков у детей родителям помогают игры на физическую активность:

  1. «Замри» — взрослый включает музыку, ребенок танцует, бегает или прыгает, как только музыка выключается — ребенок замирает. Игра становится интереснее, если играют несколько человек.
  2. «Цапля» — поднимаем одну ногу, как цапля, и остаемся в этой позе пока один не встанет на обе ноги. Кто первый встал на две ноги, проиграл.
  3. «Попадайка» — ставим тазик и даем малышу мяч. Задача: попасть с расстояния мячом в таз. Попал — молодец, не попал — всегда есть время научиться.
  4. Бордюр, бревно или батут — отлично подойдут для развития равновесия и координации.

Умственное развитие

В 3-4 года у ребенка активно развиваются основы логического и пространственного мышления, он должен знать:

  • основные цвета: зеленый, красный, желтый, синий (если знает и другие — очень хорошо)
  • геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник
  • понятия один — много; больше-меньше, далеко-близко
  • должен уметь разделять предметы на группы по определенным признакам.

Простые и полезные развивающие игры для детей этого возраста:

  1. Игры на сравнение — сравни 2 картинки и найди отличия. Второй вариант — сравни предметы: чем они похожи и чем отличаются. Вариант с предметами тренирует не только внимание, но и логику, мышление.
  2. Пазлы — незаменимые игрушки в этом возрасте, прекрасно тренируют внимание, воображение, усидчивость.
  3. «Что изменилось» — раскладываем перед ребенком предметы, даем время запомнить, затем просим закрыть глаза и убираем один из предметов, затем просим ребенка сказать, что изменилось. Можно играть даже за столом во время еды, переставляя или убирая/добавляя предметы на столе.
  4. «Чудесный мешочек» — взрослому понадобится непрозрачный мешок или пакет, в него складываются игрушки и предметы. Задача ребенка на ощупь понять, какой предмет он вытаскивает или взрослый просит вытащить конкретный предмет: машинку, солдатика, кусочек пазла.

Речевое развитие

В 3-4 года ребенок должен уметь:

  • составлять простые предложения;
  • описывать картинку;
  • запоминать короткие стихи и четверостишия;
  • правильно употреблять предлоги в предложении;
  • отвечать на простые вопросы.

Стоит помнить, что речь ребенка тесно связана с развитием моторики и дыхания. Игры на развитие речи:

  1. «Листопад» — на развитие дыхания и речевого аппарата. Для игры понадобятся вырезанные из цветной бумаги листочки и ведро. Листочки лежат на столе, задача ребенка сдуть все в ведерко.
  2. «Звуки вокруг нас» — на развитие правильного речевого дыхания. Задача: на одном выдохе пропевать гласные звуки А, О, У, Ы. Чтобы придать упражнению игровой формат лучше задавать вопросы: как звучит пароход, как гудит самолет, что кричат, когда заблудились в лесу и другие.
  3. «Громко-тихо» — игра учит изменять уровень голоса. Ребенок может повторять слова за взрослым с разной силой, или в форме игры: взрослый подбирает 2 машинки разные по размерам: большая машинка говорит громко, а маленькая тихо, ребенок повторяет.
  4. Лепка, пальчиковые краски, поделки из природных материалов — это влияет на развитие моторики у ребенка, а также обеспечивает и речевое развитие.

Самостоятельность

Взросление ребенка идет рука об руку с развитием самостоятельности в бытовых нуждах: застегивать замки и пуговицы на одежде, мыть руки, одеваться и раздеваться, умение пить из чашки и многое другое. Родители часто забывают об этом, но самостоятельное выполнение бытовых действий также влияет на развитие мозга ребенка, как и рисование, лепка или занятия на логику. Поэтому запаситесь терпением и относитесь к самостоятельному выполнению ребенком подобных дел как к развивающему занятию.

Родителям стоит помнить, что дети в 3-4 года все так же неусидчивы, и на одно занятие у них хватает терпения и интереса не более чем на 5-10 минут. Это правило важно соблюдать, чтобы научить ребенка доводить начатое до конца, а не бросать на полпути. Также стоит напомнить: занятие должно заканчиваться уборкой за собой, и ребенок должен приучаться к этому с ранних лет.

Наши занятия для детей 3 4 лет онлайн в игровой форме развивают речь, память, внимание, знакомят малыша с основными необходимыми для возраста понятиями.

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector