Раннее развитие ребенка

О раннем развитии есть разные мнения: одни специалисты считают, что занятия нужно начинать чуть ли не с рождения, другие призывают довериться естественному процессу и не мучить ребенка упражнениями.

Истина, как обычно, где-то посередине. Развивающие занятия нужны, но не должны превращаться в обузу для ребенка и утомлять его. Тору Кумон, основатель развивающей методики Kumon, считает, что занятия стоит начинать с 1,5–2 лет. В это время малыш с огромным любопытством изучает окружающий мир, учится ставить перед собой задачи и обдумывать, как лучше их выполнить. У него улучшается координация движений и растет самостоятельность: он пробует есть, одеваться, играть без помощи взрослых.

Самое время подкинуть ему пищу для размышлений и начать развивать важные навыки. Однако делать это стоит бережно и осторожно, в комфортном для малыша темпе. Вот несколько советов, которые помогут сделать занятия полезными и увлекательными.

Играйте

Ребенок познает мир через игру. Занятия ни в коем случае не должны превращаться в «обязаловку»: позвольте малышу делать столько, сколько хочется, даже если это будет всего одно упражнение. Задачи должны включать в себя игровые элементы — так ребенку гораздо легче усвоить информацию.

Поддерживайте его интерес. Например, когда ребенок учится проводить линии от одного кролика к другому, подскажите ему: «Нарисуй дорожку, по которой прыгает кролик. Смотри, чтобы кролик не стукнулся о пенёк».

Раннее развитие ребенка
Упражнение из тетради «Простые линии»

Рука в руке

Первые задания с карандашом могут вызвать трудности. Не переживайте, если сначала малыш будет держать карандаш в кулачке. Учите его постепенно, чтобы ему был интересен этот процесс. Объясните, что если правильно держать карандаш, рисовать и писать будет удобнее.

Раннее развитие ребенка

Для маленького ребёнка лучший способ держать карандаш — сжимать его нижнюю половину. Не думайте о том, сломается ли карандаш и правильно ли малыш его держит. Просто следите за успехами ребёнка, подбадривайте его и учите новому — шаг за шагом.

Раннее развитие ребенка

При выполнении нового задания — например, проведении линии или прохождении лабиринта — возьмите руку ребенка в свою и выполните нужное действие. Затем позвольте малышу попробовать самостоятельно.

Раннее развитие ребенка
Упражнение из тетради «Простые лабиринты»

Клейте вместе

Дети обожают игры с наклейками. Используйте это для развивающих занятий. Сначала крохе может быть трудно приклеивать наклейки в определённые места, но со временем у него будет получаться всё лучше. Не волнуйтесь, если ребенок прикливает не аккуратно. Постепенно он научится делать это точнее.

Раннее развитие ребенка
Задание из тетради «Давай клеить!»

В раннем возрасте малышу может быть сложно отклеивать стикеры самостоятельно. Помогите ему: отклейте наклейку и дайте приклеить её туда, куда ему захочется.

Двигайтесь маленькими шагами

Выстраивайте занятия от простого к сложному. В тетрадях Kumon первые страницы могут показаться совсем легкими. Однако не пропускайте задания, даже если уверены, что малыш легко их одолеет. Справляясь с простыми задачками, ребенок почувствует, что может многого добиться сам, станет увереннее в своих силах. Пусть он осваивает навык в своем темпе, тогда занятия каждый раз будут приносить радость и удовольствие.

Раннее развитие ребенка
Чувствуя, что всё получается, ребенок будет заниматься с удовольствием. — Источник

Помогайте и хвалите

Помогайте малышу, если у него что-то не выходит, но не переделывайте за него и не критикуйте, если упражнение выполнено не так хорошо, как вам бы хотелось. Будьте наставником, но не учителем. Ваша главная задача — указывать направление, поддерживать и хвалить ребёнка, чтобы он работал и развивался в полную силу.

Хвалите за каждое пройденное задание и усилия, которые прикладывает малыш. Отмечайте успешное выполнение упражнений, например, оставляя в тетради свои пометки или наклеивая наклейки.

Когда тетрадь будет пройдена, вручите малышу сертификат за успехи. Маленькие награды повышают мотивацию и вселяют в ребенка уверенность в собственных силах.

Раннее развитие ребенка
Сертификат из книги «Простые лабиринты»

Раннее развитие ребенка

Каждая мама мечтает, чтобы ее малыш рос самым умным и стал успешным человеком. Вот только успех все понимают по-разному. Для одних — это хорошее образование и большая должность, а для других – самостоятельная самодостаточная личность с интересами в жизни. Задаваясь вопросом, что дает раннее развитие ребенка, родители дают ответ в зависимости от собственного целеполагания. В связи с этим возникает ряд вопросов, связанных с занятиями малыша с самого раннего возраста.

Что включает понятие?

Под этим термином понимается отнюдь не обучение чтению и счету с года. Развитие – это гармоничное поэтапное формирование таких качеств как:

  • стремление к познанию;
  • умение получать информацию разными способами: визуально, на слух, тактильно;
  • способность анализировать полученные сведения;
  • умение рассказать о сделанных выводах.

Звучит «по-взрослому», но на самом деле это не так. Развитый малыш не только смотрит вокруг – он стремится потрогать вещь, которая его заинтересовала, задать вопрос. Помните вечные жалобы на «почемучек» и «он везде лезет»? Не отвечайте, не пускайте, запрещайте – и через пару лет ваше чадо станет послушным и равнодушным. Развитие остановится.
К этому же термину относится и спорт. Гимнастика, массаж, подвижные игры необходимы растущему организму как воздух. Без физической активности не будет развиваться и интеллект, испортится осанка, мышцы станут слабыми, а дитя вялым.

Итак, раннее развитие – это комплекс, включающий направляющее к жажде познаний влияние взрослого и гармоничное спортивное воспитание.

Польза или вред?

Зависит от поведения родителей. Амбициозные мамочки, чьи действия направлены исключительно на создание образа «самого-самого-самого», несомненно «перегнут палку» и достигнут обратного эффекта. Заставляя и принуждая, вы ничего не достигнете. У ребенка появится отвращение к процессу обучения, инертность и отторжение самого процесса получения знаний. Дети растут играя, поэтому обучение должно быть непринужденным. То есть превратиться в развитие.

Известно, что если родители не обращают внимания на малыша, не читают и не разговаривают с ним, то процесс интеллектуального роста останавливается в самом раннем возрасте. Это пагубно влияет на формирование нейронных связей в мозгу – для них просто нет питательной среды в виде новой информации. Ведь мозг еще не способен самостоятельно осознать полученные образы.

Где же золотая середина? В общении. Коммуникации в семье, на детской площадке, с друзьями – все это является частью естественного развития. Если вы хотите идти дальше – занимайтесь. Главное, расширить познавательный круг. Мы живем в статичной однообразной среде – одна и та же квартира/дом, площадка, дорога до магазина, редкие путешествия. Как раз на этот случай и были разработаны лучшие методики и развивающие игры. Разноцветные карточки, яркие книжки, настольные игры для самых маленьких – все это раздвигает рамки и рождает познавательный интерес. В том, чтобы учить читать с младенчества нет ничего плохого. Просто нужно знать меру и не упираться, если буквы никак не складываются в слова. Помните, что рождается личность со своими индивидуальными способностями. У одних и тех же родителей старший сын склонен к иностранным языкам и уже в три года знает наизусть массу английских песен и способен сочинить целую повесть, а младшая дочка никак не научится читать, зато с легкостью считает, а закон всемирного притяжения для нее является чем-то естественным, как зеленые листья и синее небо.

Находите в детях то, что дается им легче и развивайте это направление. Не забывайте понемногу внедрять и то, что дается с трудом. Но без агрессии и принуждения.

Как реализовать?

Пока младенец совсем маленький, мама постоянно с ним разговаривает. Можно читать книжки, показывать игрушки. Важен тактильный контакт. По мере роста ребенок вырастает из круга семьи и стремится выбраться во вне. Наступает момент, когда родители затрудняются дать ответы на все многочисленные «почему». Это значит, что пора выводить малыша в большой мир – в детские развивающие центры. Что в них хорошего?

  1. Программа, рассчитанная определенный возраст. Интеллектуальное развитие напрямую связано с физиологическими особенностями роста мозга, поэтому начав обучение не вовремя вы рискуете навредить: не сформируются лобные отделы, снизится «пластичность», произойдет перегрузка ЦНС.
  2. Профессиональные педагоги сумеют организовать индивидуальное и групповое занятие с любым непоседой. Вам могут дать корректную рекомендацию о занятиях, которые будут полезны именно вашему чаду.
  3. Дети проходят мягкую адаптивную социализацию. Это не стресс, который они получают, оставаясь в детском саду. В развивающих центрах происходит именно общение между воспитанниками. Их учат коммуникации, пониманию, показывают, как разрешать конфликты мирным путем.
  4. Занятия проводятся согласно нормам развития – интеллектуальная деятельность сопровождается физическими упражнениями. Никаких «пока не допишешь – не встанешь».
  5. Педагоги не учат, они играют вместе с детьми – это очень важно. Большинство родителей утрачивают этот навык и им тяжело погрузиться в мир детства.
  6. Разнообразие занятий, которые предлагает детский центр может удовлетворить даже самых придирчивых взрослых. При этом, даже посещая три или четыре группы, ваше чадо не переутомится и не «переучится», так как собственно процесса школьного обучения еще нет. Но постепенно, с взрослением ребят, вводятся его элементы.
  7. Еще один плюс – наличие психолога. Он поможет разобраться во внутреннем мире ребенка и подскажет лучшие пути развития. Кому-то нужен лишний урок творчества, чтобы сформировать усидчивость и терпеливость, а другому лучше сделать упор на спортивные занятия. Не бойтесь обращаться за советами, специалисты для того и существуют.

Заключение

Чем раньше вы начинаете развивать своего ребенка, тем лучше. После 6-ти лет сформировать стремление к познанию уже сложно. А именно оно лежит в основе желания учиться. Получать пятерки и быть отличником – это неправильные установки для современного мира. Здесь выше ценится тот, кто способен искать информацию, моментально ее воспринимать, анализировать и использовать. Для этого нужны не пятерки, а гибкость мышления и желание «напрягаться».

Современная система образования с ОГЭ и ЕГЭ не рассчитана на зубрил. В основе успеха лежит умение учиться. Ведь подготовиться к этим экзаменам за три дня, как 30 лет назад, нельзя. Это занимает годы. Поэтому если в базе мировоззрения вашего ребенка лежит установка «учиться – естественно, как дышать», то проблем в средней и старшей школе у него не будет. А формируется это именно в раннем возрасте.

Идея раннего развития детей становится все более популярной в нашей стране. Практически каждый день открываются новые центры, где нижний возрастной порог уже даже не оговаривается. Если еще 20 лет назад дети учились читать и писать в первом классе, то теперь распространено мнение, что не знать все буквы английского алфавита в 2-3 года – уже неприлично. Как только малыш начинает сидеть, мамы начинают задумываться, куда бы начать водить ребенка, когда он научится ходить.

Раннее развитие ребенка

Сторонники концепции раннего развития утверждают, что мозг маленького ребенка способен на гораздо большее, чем мы привыкли с него спрашивать. «…Годовалого ребенка научить читать проще, чем шестилетнего», — говорил педиатр, физиотерапевт Глен Доман, автор одной из первых и самых известных методик раннего развития. Принято считать, что сенситивный период развития, когда дети наиболее быстро воспринимают любой вид информации, как раз длится с рождения и до 6 лет, т.е. начинается задолго до школы. Помимо нейропсихологических основ, последователи раннего обучения оперируют стремительно возросшими темпами жизни и требованиями к детям. Желание помочь своему чаду как можно скорее адаптироваться в этом мире и добиться в будущем успеха среди сверстников определяет такую востребованность центров раннего развития.

Плюсы раннего развития

  1. Занятия в группах развивают коммуникативные навыки у ребенка, помогает быстрее научиться находить общий язык со сверстниками.
  2. Современные методики адаптированы к реалиям сегодняшнего дня, поэтому информация, полученная ребенком в развивающих центрах, будет для него актуальна и понятна.
  3. «Фундамент» для дальнейшего обучения, подготовка к школе.

В противовес этой позиции, также широко обсуждается отсутствие необходимости в начале образовательного процесса с того момента, как ребенок начинает самостоятельно ходить. Среди противников раннего развития в нашей стране выступает известный психолог, адепт теории привязанности на всем постсоветском пространстве Людмила Петрановская. По ее мнению, свобода, игра и активное взаимодействие со взрослыми, а именно мамой, папой и другими членами семьи – лучший фундамент для благополучного развития в будущем. Кроме того, как говорит Петрановская, «озабоченность «развитием» ребенка, дает ему понять, что он не так уже нужен, важны его успехи». И не согласиться с этим трудно. Действительно, загруженность ребенка с первых лет жизни и пребывание с другими людьми, а не с родителями, в рамках кружков и секций, отдаляет его от семьи и в определенный момент отражается на психологическом здоровье малыша.

Минусы раннего развития

  1. Зацикленность родителей на результате ребенка. Волей-неволей амбициозные родители сравнивают умения своего малыша с другими участниками секции или достижениями детей друзей.
  2. Занятия с педагогами чаще всего исключает при этом контакт с мамой или папой. А это базовая потребность для ребенка.
  3. Дети лишаются элемента спонтанной игры. Игры, которые предлагаются различными методиками, предусматривают определенный сценарий, что не позволяет малышу проявить фантазию.

Наиболее популярные методики раннего развития

Раннее развитие ребенка

Методика Марии Монтессори

Одна из наиболее популярных как в нашей стране, так и за ее пределами. В Европе функционируют целые детские сады, придерживающиеся принципов обучения по заветам всемирно известного врача и педагога из Италии. Основная мысль, которая заложена в работе концепции итальянского врача и педагога – это свободное воспитание. Ребенок должен самостоятельно знакомиться с миром. Методика строится на трех ключевых понятиях – самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Вмешательства взрослого в построение образовательного процесса сведены к минимуму, ребенок сам выбирает – что ему интересно в данный момент и в каком объеме. Для успешного освоения знаний и навыков разработана специальная среда, приближенная к повседневной, но доступная для ребенка; обучающие пособия и игры, нацеленные на развитие тактильного, слухового и зрительного восприятия. Любые ошибки, допущенные ребенком, исправляются им самостоятельно, а поведение – не подвергается критике.

Методика Николая Зайцева

Обучение по методике педагога-новатора из Санкт-Петербурга, построено на работе со специальными математическими таблицами и кубиками, которые помогают уже с двухлетнего возраста учиться счету, чтению и письму. Занятия проходят исключительно в игровой форме, что понятно и весело для малышей.

Методика Глена Домана

Американский врач-физиотерапевт разработал свою методику в 40-х года XX века в Америке и впервые внедрил ее для работы с детьми, имеющими различную степень умственной отсталости. Суть его идеи заключалась в том, чтобы заставить мозг ребенка трудиться с самого раннего возраста. Доманом были разработаны специальные карточки, на которых изображаются слова, точки и различные предметы, которые взрослые показывают детям и озвучивают увиденное. По утверждению сторонников этой методики, если начать занятия в первом полугодии жизни ребенка, к трем годам малыш будет обладать богатым словарным запасом, уметь читать и считать. Помимо умственных нагрузок, большое внимание уделяется физическому развитию детей, поскольку, по мнению автора, активность мозга стимулируется, в том числе, движениями.

Раннее развитие ребенка

Это только малая часть методик, которые используются в настоящее время. Подходов и форм существует огромное множество, главное, определить, что подходит именно вашему ребенку. Водить ребенка в «развивашки», какой методике придерживаться – решение исключительно родителей, и никто не может повлиять на него. Опытные психологи и педагоги выделяют как преимущества, так и недостатки в самой идеи раннего развития.

Это важно!

Какой бы результат ни преследовали родители – вырастить будущего нобелевского лауреата или просто дать возможность ребенку поиграть с ровесниками – не забывайте прислушиваться к ребенку, его потребностям и желаниям.

Прекрасно, если малыш с удовольствием бежит на занятия, но если вы ощущаете явный протест со стороны ребенка – не нужно его заставлять. Всему свое время. И отсутствие интереса к развивающим играм и карточкам – еще ничего не значит.

Развитие в дошкольном возрасте (особенно от 0 до 3 лет) в существенной степени определяет достижения в школьном обучении, что, в свою оче-редь, имеет решающее значение для жизненного успеха. Ресурсы,вложенные в раннее развитие, дают в три раза больший (хоть и отложенный) эффект для успешной карьеры и для социальной мобильности, чем ре-сурсы, потраченные на профессиональное образование. Определяющую роль в раннем развитии играет семья. В последние десятилетия во многих странах выстраиваются мощные системы поддержки раннего развития иродительского просвещения, чтобы ответить на два глобальных вызова (затрагивающих и Россию): изменение структуры семьи (сокращение доли многодетных и многопоколенных семей) и рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России есть лишь слабые ростки такой системы (в основном это медицинский патронат в первый месяц и ясли). Неразвитость данной системы не позволяет, в частности, вовремя выявлять и снижать риски развития у малышей .Речь идет о двух категориях:во-первых, о детях с психологическими и физическими ограничениями в развитии, которые не получают своевременную коррекционную по-мощь; во-вторых, о детях с особенностями поведения и восприятия и слабой социальной адаптацией, сложившимися в результате неправильного воспитания неопытными родителями в раннем возрасте. Это приводит к росту доли детей с нарушениями психического, физического и социаль-ного развития в школе. По оценкам психологов, школьная неуспешность более чем на 50% закладывается в раннем развитии детей.

В свою очередь, школьная неуспешность в очень большой степени предопределяет социальную дезадаптацию и жизненную, особенно экономическую, неуспешность. Возникает синдром «выученной беспомощности», компенсирующийся избеганием социальной активности или деструктивным по-ведением. Компенсация проблем развития на раннем этапе, как показывает опыт зарубежных стран, может значительно сократить масштабы этого негативного явления.

Проект включает

  • создание службы сопровождения физического, психического и социального развития (патроната) для всех детей от 0 до 3 лет (и для детей с ограниченными возможностями здоровья от 0 до 6 лет), предполагающей регулярное консуль-тирование семей специалистами по детскому развитию, мониторинг динамики развития детей при помощи индивидуальных электронных карт.

В результате

  • Повысятся образовательные результаты в школе и шансы на жизненный успех — в особенности, для детей из малообеспеченных семей и проживающих в сложных условиях.
  • Повысится уровень физического и психического здоровья детей, эффективная социализация

Необходимые ресурсы

Расходы на реализацию проекта за весь период составят 296 млрд руб.:

Год 2019 2020 2021 2022 2023 2023 Итого за весь период
Млрд руб. 29,13 35,87 43,18 51,46 61,93 74,12 295,68

Система патроната предполагает ежемесячное часовое наблюдение специалистом службы патроната каждого ребенка из расчета 6 визитов в день на одного специалиста. Охват детей от 0 до 3 лет услугами психолого-педагогического патроната в 2019 году составит 3,8 млн человек, в связи с прогнозируемым уменьшением численности детей в указанном возрасте охват детей в 2024 году составит 3,4 млн человек.

На дополнительное введение ставок специалистов (с базовым образованием в области психологии, педагогики, социальной работы) для 12 тыс. специалистов в 2019 году при средней заработной плате в месяц в размере 42 тыс. руб. (с учетом последующей индексации) и 28 тыс. специалистов в 2024 году, исходя из размера их средней заработной платы в 65 тыс. руб. в месяц, потребуется 9 млрд руб. в 2019 году, 12 млрд руб. в 2020 году, 15 млрд руб. в 2021 году, 21 млрд руб. в 2022 году, 24 млрд руб. в 2023 году и 28 млрд руб. в 2024 году.

Системой патроната для детей с особенностями развития в возрасте от 3 до 6 лет будет охвачено 100% детей данной категории, или 2,6 млн человек в 2019 году и 2,5 млн человек в 2024 году с учетом прогнозируемого снижения численности детей в возрастной когорте.

На дополнительное введение ставок специалистов, работающих с детьми от 3 до 6 лет, для 9 тыс. специалистов в 2019 году при средней заработной плате в месяц 42 тыс. руб. (с учетом последующей индексации) и 21 тыс. специалистов в 2024 году, исходя из размера их средней заработной платы в месяц 65 тыс. руб., потребуется: 6 млрд руб. в 2019 году, 8 млрд руб. в 2020 году, 11 млрд руб. в 2021 году, 15 млрд руб. в 2022 году, 18 млрд руб. в 2023 году и 21 млрд руб. в 2024 году.

Проект предполагает финансирование административных, хозяйственных и других сопутствующих расходов при оказании услуг патроната из расчета 30% от средств на фонд оплаты труда вводимых ставок педагогов, что составит 5 млрд руб. в2019 году и 15 млрд руб. в 2024 году с учетом роста численности ставок педагогов служб патроната.

На финансовое обеспечение разработки и введения в эксплуатацию электронной системы учета психолого-педагогического патроната потребуются ресурсы в размере 5 млрд руб. в 2022 году, 7 млрд руб. в 2023 году и 10 млрд руб. в 2024 году с учетом затрат на ежегодное поддержание работы (ежегодно будет составлять 10% от стоимости разработки).

Проект потребует переподготовить в период с 2019 по 2022 год 52 тыс. специалистов из расчета 165 тыс. руб. на прохождение программы переподготовки каждым педа-гогом в 2019 году. Всего на переподготовку специалистов потребуется около 10 млрд руб. ежегодно в течение 3 лет.

Риски отказа от проекта

Отказ от проекта приведет к продолжению ежегодных потерь человеческого капитала страны по причине проблем, заложенных в дошкольном возрасте, в размере от 5 до 10%, что эквивалентно потере 3–7% ВВП в год. При этом основные положительные эффекты для системы образования (снижение школьной неуспешности) будут действовать с 2030 года, эффекты для экономики — с 2045 года

Раннее развитие ребенкаФото: Alexandr Podvalny/ Pexels

В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие основных структур мозга ребенка. Это оптимальный период для овладения определенными навыками и усвоения знаний. Первые три года жизни человека важны еще и потому, что именно в это время закладываются фундаментальные личностные образования, такие как доверие к людям, интерес к окружающему миру и самооценка.

Ребенок развивается быстро, кризисы сменяются относительно спокойными периодами. За стремительными изменениями легко не заметить появление отклонений в его поведении или состоянии. Но проблемы, которые в детстве кажутся незначительными, могут привести к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте. И если с помощью диагностики выявить отклонение в развитии на ранних этапах, коррекция будет эффективнее.

Каких проблем можно избежать при своевременной диагностике

  • Диагностика нарушений речи помогает в дальнейшем избежать проблем в общении со сверстниками и взрослыми, с обучением чтению и письму.
  • Исследование моторных навыков предотвращает возможные нарушения пространственной ориентации, которая, в свою очередь, важна при изучении математических основ в саду и школе.
  • Ранняя диагностика и развитие эмоционального интеллекта у дошкольников повышает шансы на то, что в будущем ребенок не будет вовлечен в асоциальное поведение и избежит проблем в общении со сверстниками.
  • Диагностика произвольности внимания и своевременная коррекция выявленных проблем позволит ребенку легко освоиться за партой, слышать задания и с удовольствием их выполнять. Это повышает шансы стать успешным учеником и без напряжения усваивать школьную программу.

Диагностика в государственных и частных детских садах

Диагностика раннего развития помогает оценить вектор, по которому развивается ребенок, и выбрать верный педагогический подход. В идеале диагностику должны проводить специалисты: психологи, дефектологи, логопеды и нейропсихологи.

К сожалению, сегодня в российских дошкольных учреждениях таких специалистов не хватает. Кроме того, отсутствуют высокостандартизированные тесты и протоколы, которые позволяли бы качественно и быстро проводить диагностику и правильно интерпретировать полученные результаты. Также не используются автоматизированные инструменты сбора и обработки информации. Все это приводит к тому, что диагностика вообще не проводится или ее результаты попадают в руки неквалифицированного исследователя, который не может увидеть реальную картину развития ребенка и скорректировать процесс. Такая ситуация характерна не только для государственных детских садов, она встречается и в частных.

Раннее развитие ребенкаФото: Lina Kivaka/ Pexels

Когда пора обращаться к специалисту

Учитывая сложившуюся ситуацию, родителям приходится наблюдать за развитием ребенка самостоятельно. Определить, есть ли повод для беспокойства, поможет список отклонений, на которые следует обратить внимание:

  • ребенок плохо ест без видимой причины;
  • к полутора годам не ходит самостоятельно;
  • часто падает, неуверенно ходит, плохо держит равновесие стоя, сидя и во время ходьбы;
  • не может схватить маленькие вещи и игрушки, которые раньше держал без труда;
  • не в состоянии проследить взглядом за движущимся предметом;
  • не играет в подвижные игры;
  • не реагирует на собственное имя;
  • не обращает внимания на детей, взрослых, избегает общения с ними;
  • поведение и настроение часто и резко меняются;
  • у ребенка есть младенческая привычка сосать большой палец;
  • ребенок не различает эмоции близких и сам имеет скудный эмоциональный диапазон;
  • не говорит простые слова даже на «своем» языке;
  • не выражает свои потребности словами.

Если ребенок к двум годам не знает, как используются знакомые бытовые предметы (чашки, ложки, телефон), не проявляет даже малого интереса к играм, предметам, окружающему миру — это тоже сигнал того, что его умственное развитие задерживается.

Психофизическую диагностику нужно проводить минимум раз в год, начиная с двух — двух с половиной лет. Это такая же рутинная процедура, как осмотр педиатром, неврологом и другими специалистами.

Наблюдая за ребенком, старайтесь придерживаться «золотой середины» и по возможности не переживать за его здоровье без причин. При этом помните, что все дети развиваются по-разному, но существуют стандарты физического и психологического развития в раннем возрасте, на которые стоит ориентироваться.

Как выбрать врача

Если ваше сердце подсказывает, что что-то не так — доверяйте ему, действуйте. Расскажите о своем беспокойстве участковому педиатру. Он даст направление к узкому специалисту, а тот, в свою очередь, может перенаправить вас к другому, если видит, что это не его компетенция или нужны дополнительные обследования.

Если участковый врач не видит проблему, можно самостоятельно записаться к логопеду, психологу или детскому неврологу.

Логопед — проводит диагностику и занимается развитием и коррекцией речи, помогает сформировать навыки мышления, памяти и внимания.
Когда обращаться: при проявлении любых нарушений речи или неверном произношении звуков, отставании в речевом развитии от сверстников.

— Детский невролог — занимается диагностикой особенностей нервной системы, лечит неврологические расстройства.
Когда обращаться: если ребенок плохо спит, у него частые головные боли, затяжные истерики, имеются двигательные нарушения.

— Психолог — помогает адаптироваться в коллективе, общаться со взрослыми и сверстниками. При раннем обращении может выявить нарушения эмоционально-волевой сферы и помочь их сгладить или устранить.
Когда обращаться: при сложностях в поведении и общении.

Получить консультацию нужного специалиста можно в поликлинике, в специализированных платных центрах (они есть в крупных городах) или в инклюзивных центрах — часто они функционируют как некоммерческие организации и работают на благотворительной основе.

Если обратились за консультацией и диагностикой к специалистам, сотрудничайте с ними. Отвечайте на все вопросы максимально честно. Бывает, что родители стесняются рассказывать о важных моментах жизни ребенка, боясь, что это может ему навредить, но как раз замалчивание в этом случае — «медвежья услуга».

После диагностики, если никаких проблем не выявлено, а тревожность осталась — «Петя из соседнего подъезда уже стихи читает, а мой Ваня только скороговорку выучил, наверное, с ним что-то не так», — обратитесь к психологу за консультацией уже для себя, чтобы выяснить причину своей тревоги на фоне абсолютного здоровья ребенка.

А что вы думаете об этом? Обсудить тему и поспорить с автором теперь можно в комментариях к материалу.

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект «Сноб” — Личное». Присоединяйтесь

Данная программа имеет широкий образовательный аспект. Её содержание вводит не только в мир музыкального искусства, но и художественной культуры. В программе реализуется всесторонний целостный подход к эстетическому развитию ребёнка в дошкольном возрасте, раскрытие личности ребёнка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве.

В программе учтены и представлены современные требования к образовательной программе, а именно:

— она имеет развивающий характер, ориентирована на логическое и системное развитие каждого ребёнка;

— учтён оздоровительный компонент: содержание программы ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка;

— учитываются возрастные и психологические особенности каждой возрастной группы.

Программой предусмотрены различные виды деятельности на занятиях, и самым важным для дошкольников является игровая деятельность. Игра, как известно, основной вид деятельности ребёнка. Она является своеобразным общим языком для всех ребят. Одновременно игра – это инструмент преподавания, который активизирует мыслительную деятельность детей, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, оказывает эмоциональное воздействие на обучающихся.

Педагоги

Воронина Елена Васильевна

Содержание программы

Программа состоит из двух компонентов:

1. Музыкальное развитие – представлено предметами «Слушание музыки и музыкальная грамота», «Ознакомление с инструментом» («Фортепиано», «Баян, аккордеон», «Скрипка», «Блок-флейта»), «Ритмика», «Ансамбль Ложкарей».

Цель – овладение действиями, навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, движения, игры на музыкальных инструментах.

Основные задачи – музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов), введение ребёнка в мир музыки с радостью и улыбкой.

2. Эстетическое развитие – представлено предметами «Основы этики и этикета», «Основы изобразительной грамоты и рисования».

Через восприятие красоты окружающего мира, ребёнок, испытывает положительные эмоции, на основе которых формируются чувства восхищения и радости. Всё это вызывает стремление детей передать и запечатлеть явления и предметы через своё творчество. Таким образом, основная цель данного раздела программы: осуществление целенаправленного эстетического воспитания, которое обеспечивает полноценное психическое развитие, развитие таких процессов, без которых невозможно познание красоты окружающей жизни и искусства, и отражение её в разнообразной художественно-творческой деятельности.

Цели программы

Разностороннее и полноценное образование (развитие, воспитание, обучение) детей от пяти лет, соответствующее их возрастным возможностям.

Раннее развитие ребенка

В первые годы жизни ребенок активно познает мир, интересуется новым и пробует разные занятия. В это время закладываются основы его будущих умений. Чем раньше начать развивать способности ребенка, тем полнее они раскроются по мере взросления.

Играть в развивающие игры и делать обучающие упражнения можно уже в первый год жизни. Но делать это нужно продуманно, не давая ребенку слишком больших нагрузок. Книги содержат тщательно разработанные программы, которые соответствуют возрасту и возможностям детей. Задания постепенно усложняются, выводя на новый уровень.

В этом разделе можно найти книги по раннему развитию:

  • речи;
  • мелкой моторики рук;
  • физических навыков;
  • творческих способностей;
  • мышления и логики;
  • памяти.

Издания помогут ребенку сделать первые шаги в рисовании, лепке из пластилина, выучить основы английского языка, познакомиться со сказками и потешками. Обучение выстроено в увлекательной игровой форме и не наскучит, а система контроля поможет фиксировать достижения и следить за успехами.

Методики раннего развития разработаны с учетом образовательных стандартов. Они подобраны с учетом возрастных особенностей, характера и интересов ребенка. Совместные обучающие игры помогут упрочить эмоциональную связь. Выбрать книгу по раннему развитию, ознакомиться с ее характеристиками, просмотреть первые страницы можно в каталоге «Эксмо».

Мозг ребенка особенно активно развивается до 3 лет. Развивающие занятия помогают ребенку адаптироваться к появляющимся новым условиям и закладывают фундамент для развития и освоения сложных навыков в будущем.

Записать ребенка Задать вопрос

Раннее развитие ребенка

Когда ребенку исполняется 1 год, параллельно с физическим развитием необходимо начинать развивать математические, лингвистические, музыкальные и другие интеллектуальные способности. Программа раннего развития детского центра Family помогает ребенку улучшить: коммуникативные навыки, мелкую и крупную моторику, зрительную память и внимание, тактильные ощущения, координацию движения, чувства ритма, логическое и ассоциативное мышление, воображение и речь.

Одно из важных нововведений нашей программы заключается в том, что квалифицированный педагог использует на занятиях кукольный театр для малышей и модифицированную логоритмику; настоящая живая музыка активизирует мыслительный процесс у детей, а свободное движение благоприятно сказывается на позитивном настрое ребенка.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:

  • для детей с 1 года до 3 лет
  • 2 полноценные программы: для детей с 1 года до 2 лет и с 2 до 3 лет
  • максимальное количество детей в группе – 8
  • занятия проводятся 2 раза в неделю по 50 минут
  • комплексные занятия (интеллектуальные, творческие, музыкальные, логоритмические, спортивные)
  • каждые 5-7 минут меняется вид деятельности
  • каждый малыш занимается с мамой или другим сопровождающим взрослым

МЕТОДИКИ ПРОГРАММЫ:

  • Сергея и Екатерины Железновых
  • Марии Монтессори
  • Глена Домана
  • Масару Ибуки
  • профессора Макото Шичиды
  • Золтана Дьёнеша

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • развитие коммуникативных навыков,
  • мелкой моторики рук: кистевые и пальчиковые игры, работа с сенсорными материалами – крупы, камешки, тесто, пластилин, природные материалы,
  • анализаторов: зрительного, слухового, тактильного восприятия,
  • креативного мышления: знакомство с различными творческими материалами и способами работы с ними (рисование различными приспособлениями, лепка, шнуровки, аппликация, коллаж),
  • мышления: сравнение, анализ, причинно-следственные связи, исключение лишнего, временные представления,
  • внимания: слухового и зрительного,
  • физическое: тоннели, полоса препятствий, коврики с имитацией гальки, фитболы, массаж, использование элементов Мягкой школы, гимнастика для пары мама-ребенок, упражнения со спортивными снарядами и ортопедическими тренажерами,
  • памяти: флэш-карты, сетка памяти, элементарное лото,
  • музыкальное: ситуативные танцы, крупномоторные игры, оркестр с музыкальными инструментами — ложки, пищалки, гремелки, трещотки, погремушки, барабаны, ксилофоны, маракасы, песенки, музыкальные сказки, сказки-шумелки
  • знакомство с окружающим миром: изучение свойств предметов, работа с природными материалами
  • предметные игры: крупные пазлы, кубики, пирамидки, матрешки, работа с тканями и другими материалами

В ХОДЕ ЗАНЯТИЙ МЫ ТАКЖЕ РАБОТАЕМ НАД:

  • взаимодействием детей друг с другом в движении и танце
  • снятием мышечных зажимов
  • освоением элементов пляски, основных шагов и построений
  • формированием образа тела
  • развитием внимания и способностью к эмоциональной саморегуляции через музыку
  • способностью к импровизации, умением самостоятельно выражать музыку движением.

Основной итог нашей работы:

Гармоничное развитие ребенка с 1 года, открытость и доверие к миру, адаптация к детскому саду, естественное вхождение ребенка в мир музыки и движения, умение выразить в доступной форме свои чувства и мысли.

Как ребенок и впоследствии взрослый человек распорядится приобретенным богатством, показывает жизнь и время… Очевидно: пробужденная душа, открытая через раннее развитие к миру человеческих переживаний и ценностей, превращается в самостоятельную и творческую личность. И таких примеров в Family уже не одна сотня детей.

О раннем развитии младенцев очень «любят» рассуждать педагоги, психологи и сами родители. Правда, последние, как правило, плохо себе представляют — в чем заключается ранее развитие ребенка, действительно ли оно полезно, можно ли его стимулировать не опасаясь негативных последствий, и что о раннем развитии думают детские врачи.

Самый соблазнительный в представлении большинства родителей нюанс любой методики раннего развития детей состоит в том, что она, якобы, обещает вырастить из вашего малыша истинного гения. Но в действительности ни одна из существующих систем раннего развития не дает подобных гарантий.

Методики раннего развития: говорим ли мы об одном и том же?

Когда речь заходит о раннем развитии, то чаще всего мы имеем в виду некие неординарные спортивные, творческие или интеллектуальные навыки, которыми по нашему мнению, ребенок может и должен овладеть в самом раннем возрасте, насколько это вообще возможно.

Желательно, чтобы он вообще на свет рождался уже с дипломом о среднем образовании и биркой, указывающей в какой именно области сей ребенок — будущий гений…

Но поскольку испокон времен и по сей день подобный багаж к рождению ребенка, увы, так и не прилагается, разные толковые и талантливые педагоги придумали всевозможные методики для раннего развития детей.

Важно, чтобы вы понимали: методики раннего развития (и мы не устанем это повторять) — это не «открывашки», которые «раскрывают» личность вашего малыша, словно консервную банку, обнажая перед вами все его одаренности, способности и таланты. Нет, отнюдь!

Прежде всего, все без исключения методики раннего развития нацелены на то, чтобы помочь вашему малышу как можно быстрее и органичнее «влиться» в структуру окружающего его мира, понять ее, «подружиться» с ней, научиться извлекать из нее пользу для себя. Одним словом, они учат детей быстро и легко адаптироваться в постоянно меняющихся условиях окружающего мира, да еще так, чтобы самим детям при этом было познавательно, весело и нескучно.

И лишь некоторые из методик сообщают, что на общем фоне гармоничного развития детской личности начинают проявляться его неординарные способности в той или иной области: искусств, точных наук, некоего прикладного мастерства и т.д.

Самые известные методики раннего развития:

Школа Монтессори. Согласно методике Монтессори, учитель, ребенок и среда обучения формируют так называемый «треугольник обучения». Учитель должен создать для ребенка естественную среду, подготовив учебные помещения таким образом, чтобы обстановка поощряла независимость, свободу с умеренными ограничениями, а также способствовала ощущению порядка. Группы с детьми разных возрастов — важная отличительная черта методики Монтессори. Младшие дети учатся у детей старшего возраста, взрослыми детьми могут укреплять свои знания, обучая младших детей вещам, которые они уже освоили. Такая взаимосвязь отражает реальный мир, в котором люди работают и общаются с людьми всех возрастов и способностей.

Метод Береславского. Система обучения детей по методике Береславского довольно популярна в наши дни как система самостоятельного раннего развития (нет нужды обучаться при каком-то специализированном центре или детском саде). Методика позволяет даже совсем крошечных детей (начиная аж с полутора-двух лет) обучить чтению и письму, а также логическому мышлению и принятию решений.

Методика Домана. Изначально методика Домана была разработана для того, чтобы помогать развивать возможности детей с повреждениями мозга посредством программы интенсивной умственной и физической стимуляции. Но начиная с 1960-х годов эта методика начала активно применяться и при воспитании обычных, здоровых детей. Согласно методике Домана, период от рождения до 6 лет является для детей решающим в плане обучения и развития внутреннего потенциала.

Методика Зайцева. Самое знаменитое учебное пособие методики Зайцева — это одноименные кубики. Кубики Зайцева можно успешно применять как дома, так и в любом детском саду. Пособие представляет собой разные по размерам и цветам кубики, на которых изображены сразу все склады русского языка. Занятия с кубиками позволяют детям постарше (от 3 лет) очень быстро научится бегло читать, а малышам (от 1 года) помогают начать активно говорить а, спустя пару лет, беспроблемно читать.

Методика Ибука. Одна из самых известных методик раннего развития. По мнению автора, она отнюдь не стремиться воспитывать из ребенка гения. Все люди, при условии отсутствия физических недостатков, рождаются с одинаковым потенциалом. То, как они потом делятся на умных или глупых, вежливых или агрессивных — зависит целиком от воспитания. По сути своей методика Ибука — это некий свод наблюдений и правил, которые нацелены на то, чтобы ребенок рос в первую очередь счастливым.

Все вышеперечисленные методики раннего развития за тот или иной период истории своего существования доказали свою эффективность и полезность — выбирайте любую на ваш вкус, или сочетайте сразу несколько. Они все, чуть разными способами, но примерно с одинаковой степенью успеха, действительно помогают личности маленького ребенка «найти свое место» в окружающем мире, наладить с ним взаимовыгодное общение, научиться быстро адаптироваться к образу той социальной группы, в которой ребенок существует.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector