Работа с одаренными

Работа с одаренными

Особенности работы с одаренными детьми в школе

  • отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;
  • функционально — целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;
  • ориентация школы на "уравнивание" под "среднего" без прогноза на индивидуальное развитие.

Формы работы с одаренными детьми

На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться. Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы — урочную и внеурочную. Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.

В работе с одаренными детьми наиболее эффективными из современных педагогических технологий являются технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода. Эти технологии позволяют понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения, использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. Хотелось бы подробнее рассмотреть метод проектов.

Метод проектов

Психологические особенности одаренных детей

Есть одаренные ребята, в которых удачно сочетаются высокий интеллект, творчество и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к людям. У одаренных ребят есть еще один стимул — побеждать. Хотя цена этих побед — долгая и трудная работа над собой. И здесь незаменима помощь учителей. «Технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!» — отмечает Крейг Барретт, и с этим невозможно не согласиться.

Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной, включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни. Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а также придумывание ребенком своим, качественно новых идей.

Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что, как показывает опыт, возможно сделать уроках. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком доступным для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество.

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

Список литературы:
1. Андреев В.И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2007.
2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
3. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.
4. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года/ Научный редактор Л.П. Дуганова

Сведения об авторе:

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №58» г. Набережные Челны Республики Татарстан

alt=»💥» />ДИАГНОСТИКА ОДАРЁННОСТИ alt=»💥» />

В прикреплённых файлах Вы найдёте полезные методические рекомендации и сборники по диагностике одарённости:

Сборник методик по выявлению способностей и одарённости детей;

Психолого-педагогическая диагностика одаренности школьников
на разных возрастных этапах;

Методические рекомендации для специалистов, работающих с одарёнными детьми.

alt=»🌱» />КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ И НЕВРОЗОВ У ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ alt=»🌱» />
В статье рассматриваются особенности эмоциональной сферы одаренных детей, обосновывается эффективность применения арт-терапевтических техник при коррекции эмоциональных нарушений у ребенка, приводятся упражнения, направленные на снятие страхов и формирование положительного эмоционального состояния одаренных детей.

Автор: Селиванова Елена Анатольевна – кандидат психологических наук, методист отдела научной работы, доцент кафедры управления, экономики и права государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования».

ПОДРОБНЕЕ — В ПРИКРЕПЛЁННОМ ФАЙЛЕ!

alt=»💥» />СТАТЬЯ "КАК ВЫЯВИТЬ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ" alt=»💥» />
ОБРАЗЕЦ КАРТЫ ОДАРЁННОГО РЕБЁНКА, ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА И НОВЫЙ ПЛАН СЕМИНАРА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЙ.

Чтобы выявить одаренных воспитанников, проведите диагностику и заполните карту одаренного ребенка. Психологическое сопровождение поможет таким детям развить свои способности. Также предлагаем план семинара, чтобы объяснить педагогам, как работать с талантливыми детьми.

КАК ВЫЯВИТЬ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ. Чтобы выявить одаренных детей, используйте метод наблюдения, изучайте их психологические особенности, речь, память, мышление. У одаренных детей более высокие по сравнению с другими детьми интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности. У них доминирует познавательная активность. Они испытывают радость от того, что добывают знания, от умственного труда.

КАКОЙ ОШИБКИ ИЗБЕГАТЬ. Задача педагога-психолога не в том, чтобы выявить, кто одарен больше, кто меньше. Вам нужно предоставить возможность для развития разных по одаренности детей.

Автор статьи: ТАТЬЯНА БОНДАРЕВА, педагог-психолог высшей квалификационной категории МБДОУ № 1 «Сказка», г. Лодейное поле, Ленинградская область

Работа с одаренными Дорогие друзья, рады представить вам Томковскую Ольгу Викторовну, педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ДДТ города Новый Уренгой. В своей статье Ольга Викторовна делится своим взглядом на ситстему работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования. Статья будет интересна педагогам, преподающим в школах и в учреждениях дополнительного образования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector