Работа с гиперактивными детьми

Говоря про гиперактивных детей, подразумевается синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — это особое состояние ЦНС (центральной нервной системы), при котором корковая часть головного мозга не вполне справляется со своей задачей: оказывать корректирующее влияние на подкорковую часть. В норме кора «тормозит» подкорку, которая, образно выражаясь, побуждает человека «хотеть всего и сразу», добиваться своего силой, не дожидаясь подходящих условий. У детей с СДВГ процесс этой регуляции нарушается.

Основной метод диагностики СДВГ — наблюдение. Если малыш быстро устает и отвлекается, часто конфликтует, легко впадает в истерику, покажите ребенка специалисту. Возможно, это проявления СДВГ.

Причины СДВГ

1. Патология во время беременности:

токсикоз, нефропатия, анемия, простудные заболевания, угроза выкидыша, травмы и стрессы, курение, употребление алкоголя и психоактивных веществ, лекарственных препаратов.

2. Тяжелые роды, «кесарево сечение», низкие показатели у ребенка по шкале АПГАР, тяжелое состояние младенца после родов.

3. Черепно-мозговые травмы у ребенка,

такие как сотрясение мозга или более тяжелые.

В результате воздействия такого рода неблагоприятных факторов нарушается процесс созревание систем головного мозга, отвечающих за память, мышление, речь, внимание, восприятие. Также отстает формирование процесса торможения, именно поэтому такие ребята возбудимы с самого раннего детства.

Работа с гиперактивными детьми

Общие рекомендации:

1. Общайтесь с ребенком мягко и спокойно.

2. Постоянно соблюдайте режим дня.

Установите четкие границы дозволенного.

3. По возможности оградите ребенка от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач.

4. Устанавливая запреты, заранее оговаривайте их с ребенком.

Помните, что запреты нужно вводить постепенно и формулировать в очень четкой и непреклонной форме.

5. Доведите до сведения ребенка, какие штрафные санкции последуют за нарушение того или иного запрета.

В свою очередь, будьте последовательны при исполнении этих санкций.

6. Избегайте, запрещая что-либо ребенку, употреблять слова «нет» и «нельзя».

Ребенок с СДВГ, будучи очень импульсивным, скорее всего, тут же отреагирует на такой запрет непослушанием или вербальной агрессией. Лучше дайте ребенку возможность выбора. Запрещая что-либо, говорите спокойно и сдержанно.

7. Хвалите ребенка за его успехи и достижения:

удачное выполнение задания, проявленную усидчивость или аккуратность. Однако лучше это делать не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его.

8. Используйте систему поощрений за хорошее поведение.

Поощрения могут быть одномоментными и накопительными (например, жетоны).

9. Правильно давайте ребенку инструкции: помните, что они должны быть немногословны (не более 10 слов).

За один раз дается только одно задание. Нельзя сказать ребенку: «Иди в детскую, убери игрушки, потом почисти зубы и ложись спать». Помните, что каждое последующее задание дается только после того, как выполнено предыдущее. Таким образом, сначала попросите ребенка убрать игрушки и только после того, как он это сделает, скажите, что пора отправляться чистить зубы. Выполнение каждой просьбы необходимо контролировать — однако следите за тем, чтобы ваши указания были выполнимы для ребенка.

Работа с гиперактивными детьми

10. В силу своей импульсивности таким детям трудно по первому требованию взрослого переключиться с одного вида деятельности на другой.

Поэтому, если вы хотите дать какое-то задание гиперактивному ребенку, сообщите о своих намерениях за несколько минут до начала новой деятельности.

11. Постарайтесь вместе с ребенком выявить, в какой области он наиболее успешен, и помогите ему наиболее полно реализовать себя в этой сфере.

Это научит его самоуважению, а когда оно появится, то и сверстники не будут к нему негативно относиться. Попросите учителя (воспитателя), чтобы он хотя бы иногда обращал внимание группы или класса на достижения вашего ребенка, пусть даже совсем небольшие.

12. Если ребенок суетится, «разбрасывается», перескакивает с одного на другое, помогите ему сконцентрировать внимание на том, что он делает, осознать это.

Например, можно задавать ребенку простые вопросы: что это? какого это цвета (формы, размера)? что ты сейчас чувствуешь?

Правила работы с гиперактивными детьми

1. Работать с гиперактивным ребенком целесообразней в первую половину дня, а не вечером.

2. Уменьшать нагрузку ребенка следует по времени, но не облегчать ее.

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

4. Быть артистичным, экспрессивным педагогом.

5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

Работа с гиперактивными детьми

7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

Многие нарушения нейропсихического развития начинают проявляться уже в раннем возрасте. Первые симптомы можно заметить уже до 1-1,5 лет, но часто их не диагностируют до 4-5 лет. Одним из нарушений нейропсихического развития является СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. В последнее время отмечается гипердиагностика данного нарушения нейропсихического развития. Часто детям уже в 1,5-2 года ставят диагноз СДВГ. Однако стоит отметить, что гиперактивность ребёнка – это не значит, что у данного ребёнка СДВГ, потому что ведущим симптомом при этом нарушении, должен быть дефицит внимания. Все дети должны быть активными. Диагноз СДВГ правомочен с 5-летнего возраста.

Среди обывателей, а также ряда медиков и учителей, данный диагноз вызывает много скепсиса. Некоторые считают, что данным «расстройством» маскируется плохое воспитание со стороны родителей и элементарная лень самого ребенка. Но это абсолютный стереотип. Первые научные труды появились еще в начале XX века, в которых описывались дети с повышенной гиперактивностью, импульсивностью и невнимательностью.

По данным Американской Психиатрической Ассоциации, данный диагноз встречается примерно у 3-7% детей школьного возраста, но далеко не все обращаются за квалифицированной помощью. При этом мальчики примерно в 3 раза чаще подвержены этому расстройству, чем девочки.

СДВГ – что это такое

СДВГ – это неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое впервые диагностируется в детстве и часто сохраняется в зрелом возрасте.

Согласно МКБ-10, СДВГ относился к гиперкинетическим расстройствам – это группа эмоциональных расстройств. В обновленном МКБ-11 этот синдром относится к нейроонтогенетическим расстройствам.

У детей с СДВГ наблюдаются сложности в концентрации внимания, что приводит к определенным проблемам в усвоении школьной программы. Такой ребенок может делать ошибки по своей невнимательности, не воспринимать объяснения учителя. Дети с СДВГ проявляют чрезмерную активность, совершают много ненужных действий вместо того, что просто сидеть и сконцентрироваться на выполнении заданий.

На первый взгляд, такое поведение ребенка можно объяснить элементарным недостатком воспитания. Часто такие дети числятся у учителей среди непослушных, излишне озорных и неконтролирующих свое поведение. Но причинами этого является не родительское невнимание к вопросам воспитания, а недостаток определенных биологических веществ в отделах головного мозга.

В чем причины СДВГ

На сегодняшний день не установлена точная причина развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Большинство исследований сводится к тому, что основным фактором, влияющим на возникновение данного расстройства, являются генетические мутации. Согласно этой теории, СДВГ возникает из-за патологических изменений в гене, который отвечает за выработку дофамина и активность дофаминовых рецепторов.

Есть мнение, что СДВГ развивается при сочетании целого комплекса факторов: социальных, психологических и биологических.

Следующие причины могут спровоцировать развитие данного синдрома:

  • Наследственность. Было выявлено, что наличие СДВГ у родителей в разы увеличивает вероятность развитие данного синдрома у детей.
  • Сложное течение беременности. Различные инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время беременности, существенно увеличивают риски развития СДВГ.
  • Употребление токсических веществ во время беременности (алкоголь, табак, наркотические вещества). В эту же категорию входят лекарственные препараты, которые представляют потенциальную опасность для здоровья плода. Именно поэтому, во время беременности любое употребление медикаментов должно быть строго согласовано с врачом.
  • Несовместимость резус-фактора матери и ребенка.
  • Осложненные роды. Расстройство может возникнуть также из-за преждевременных родов, когда ребенок рождается раньше положенного срока.
  • Стимуляция родовой деятельности, отравление плода наркозом.
  • Тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в постнатальный период.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Перенесенное ребенком в младенческом возрасте тяжелое заболевание почек и пневмония.
  • Общее ухудшение экологической обстановки.

Биологические факторы в развитии СДВГ играют основную роль в первые годы жизни ребенка. В дальнейшем начинают доминировать социально-психологические факторы. Важно понимать, что неблагоприятная обстановка в семье, частые конфликты между родителями, недостаток внимания со стороны матери или, напротив, чрезмерная опека не могут считаться причинами развития данного расстройства, но эти факторы усиливают симптоматику СДВГ у детей.

Что делать, если в вашей семье растёт гиперактивный ребёнок? Как быть родителям, если их ребёнок настолько неугомонный и стремительный, что с ним трудно совладать? Как быть, если он не может спокойно реагировать на всё, что происходит, играть со сверстниками? Как быть, если он неусидчив и ему непросто передать знания? Как выбрать правильную стратегию воспитания гиперактивного ребёнка и что кроется в его неугомонности?

Симптомы гиперактивного поведения:

несоблюдение правил и норм поведения

проблемы со сном

задержка и нарушения речевого развития и прочие.

Симптомы гиперактивности уже можно заметить у 2-3 летнего крохи. Чаще всего родители не спешат обращаться к доктору, однако, как только ребёнок поступает в первый класс, у него возникают сложности с учёбой, которые появляются вследствие гиперактивности. Если признаки гиперактивности сохраняются у ребёнка более 6 месяцев, то нужно проконсультироваться со специалистом — психологом, невропатологом.

На каждый из описанных симптомов обязательно нужно реагировать и обращаться за помощью к специалистам, которые дадут правильные рекомендации, как помочь ребёнку, как научиться его успокаивать, как адаптироваться ему в обществе.

Несколько рекомендаций помогут вам оптимально организовать жизнь гиперактивного ребёнка:

Запрещайте правильно. При общении с гиперактивным ребёнком не используйте отрицания, отрицательную частицу «не», слова «нет» и «нельзя». Лучше переформулировать запреты, например: «Не ходи по газону!» следует заменить на «Лучше играй на дорожке». То есть, запрещая что-то малышу, сразу предлагайте альтернативу.

Задачи ставьте чётко. Гиперактивных детей отличает слабо развитое логическое и абстрактное мышление. Поэтому задания нужно озвучивать чётко. В общении с ребёнком употребляйте короткие простые фразы, избегая сложных формулировок.

Соблюдайте последовательность. Гиперактивным, невнимательным детям лучше не давать несколько поручений одновременно, как «переоденься, и сложи одежду, помой руки и скорей садись обедать». Ребёнку будет трудно сразу воспринять всю информацию. Скорей всего, он отвлечётся и забудет выполнить всё, что нужно. Лучше давать поручения одно за другим, сохраняя логическую последовательность.

Следите за временем. Гиперактивным детям сложно ощущать время, поэтому родители должны сами следить за тем, сколько времени малыш тратит на выполнение того или иного задания.

Приучайте к режиму дня. Распорядок дня — основа нормальной жизни гиперактивного ребёнка. Ребёнок должен достаточное количество времени спать (не менее 8-10 часов в сутки), кушать, заниматься (учиться), играть, гулять в одно и то же время. Не забывайте хвалить малыша, если он соблюдает правила.

Будьте позитивно настроены. Радуйтесь успехам ребёнка, хвалите его, поддерживайте. Малыш должен чувствовать, что о нём заботятся и помогают справиться со сложностями. Сглаживайте конфликты.

Чётко обозначьте критерии хорошего поведения. Вседозволенность — не лучшая тактика воспитания. Ребёнок должен понимать, что ему можно, а что нельзя; как вести себя красиво, а как — нет.

Создайте комфортные условия для развития ребёнка. У малыша должно быть своё место в доме, где он может спокойно играть и заниматься. Не отвлекайте ребёнка от занятий. Следите за тем, чтобы он не переутомлялся.

Создайте возможности для траты излишков энергии. Гиперактивным детям лучше иметь хобби. Хорошо, если это будет спорт, где ребёнок сможет выплеснуть излишнюю энергию. Больше гуляйте на свежем воздухе.

Говорите сдержанно, спокойно, мягко. (Окрики возбуждают ребёнка).

Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).

Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное стимулирующее действие.

Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – прогулки, бег, спортивные занятия (гимнастика, плавание, теннис, но не борьба или бокс, т.к. эти виды спорта травматичны).

Помните о том, что присущая детям гиперактивность может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

Из рациона гиперактивного ребёнка нужно исключить продукты, содержащие красители и консерванты.

Непросто рекомендовать, что конкретно нужно делать с гиперактивностью малыша, ведь каждый случай индивидуален и порождён разными причинами. Главное – быть любящими и терпеливыми родителями, которые помогут малышу адаптироваться в окружающем мире и справиться с трудностями, с которыми он сталкивается.

Работа с гиперактивными детьми

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая но будущее.

12. Предоставлять ребенку возможность выбора.

13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия -нет преимущества!

Как играть с гиперактивными детьми

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

Работа с гиперактивными детьми

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность проблемы и в том, что гиперактивность представляет собой расстройство, имеющее множество разнообразных аспектов: неврологические, психиатрические, двигательные, языковые, воспитательные, социальные, психологические и т.д.

Понятие «гиперактивность» — это совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Слово «гиперактивный» происходит от слияния двух частей: «гипер» — (от греч. Hyper — над, сверху) и «активный», означающее «действенный, деятельный». S.D. Clemens дал следующее определение гиперактивности: «…заболевание со средним или близким к среднему интеллектуальному уровнем, с нарушением поведения от легкой до выраженной степени в сочетании с минимальными отклонениями в центральной нервной системе, которые могут характеризоваться различными сочетаниями нарушений речи, памяти, контроля внимания, двигательной функции»

Обычно родители гиперактивных детей уже наслышаны от воспитателей и учителей об особенностях своего чада. Тем не менее не будет лишним еще раз описать портрет такого ребенка.

Портрет гиперактивного ребенка

его движения могут быть хаотичными;

постоянно ерзает на стуле;

часто не доводит до конца начатое дело;

забывает о поручениях;

ненавидит скучные и длинные задания;

не в состоянии выполнить задания;

ему трудно быть последовательным и долго удерживать внимание на чем-то одном;

перебивает собеседников в разговоре;

отвечает не дослушав;

не способен долго контролировать свое поведение и подчинять его правилам.

Чтобы помощь гиперактивным детям была эффективной, лучше браться за нее «всем миром». Это значит, что каждый специалист, работающий с ребенком, может внести свой вклад. Так, невропатолог назначит медикаментозную поддержку, воспитатели и учителя могут позаботиться о том, чтобы адаптировать предъявляемые требования под возможности ребенка, применять правильные методы в поощрении и пресечении каких-то поведенческих проявлений.

Гиперактивным детям чрезвычайно полезна работа с песком, крупой, водой, глиной, рисование с помощью пальцев. Все это помогает снять напряжение. А вообще, как считают психологи, работа здесь должна строиться по нескольким направлениям: снять напряжение и излишнюю двигательную активность, тренировать внимание и следовать за интересами ребенка, то есть пытаться проникнуть в его мир и вместе его анализировать. Например, если ребенок рассматривает что-то на улице, взрослому обязательно надо проследить за взглядом и найти этот предмет, затем постараться удержать внимание малыша на нем, расспросить, что заинтересовало, и попросить подробно описать детали предмета, вместе как-то их прокомментировать. Как писал В. Оклендер: «Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности».

Но помимо вышеперечисленного у ребенка необходимо тренировать навыки управления своим вниманием и поведением. Именно в этом лучше всего может помочь игра!

Но прежде чем перейти к описанию игр, оговорим правила, которые родитель должен соблюдать как в игре, так и в обычной жизни при общении с гиперактивным ребенком.

Правило 1.Не ожидайте всего и сразу. Начинать нужно с тренировки только одной функции (например, только внимания, при этом вы должны быть терпимы к ерзанью на стуле или перебиранию всех предметов на столе в процессе этой работы). Помните, что если вы одергиваете ребенка, то его усилия тут же переключаются на контроль своих действий, а сконцентрироваться на задании ему уже будет трудно. Только через продолжительное время ваших совместных усилий можно начинать требовать не только внимания, но и общепринятого поведения во время ваших игровых занятий.

Правило 2.Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка:вовремя переключайте его на другие виды игр и занятий, но не слишком часто. Важно также соблюдать режим дня, обеспечить ребенку полноценный сон и спокойную обстановку.

Правило 3.Так как гиперактивному ребенку сложно контролировать себя, то он нуждается во внешнем контроле.Очень важно, чтобы взрослые при выставлении внешних рамок из «можно» и «нельзя» были последовательны. Также необходимо учитывать, что ребенок не способен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны появляться вовремя. Пусть это будет доброе слово, маленький сувенир или условный знак-жетон (сумму которых вы обменяете на что-то приятное), но их передача ребенку должна являться достаточно быстрым проявлением вашего одобрения его действий.

Правило 4.Начинать заниматься с гиперактивным ребенком лучше индивидуально и только потом постепенно вводить его в групповые игры, так как индивидуальные особенности таких детей мешают им сосредоточиться на том, что предлагает взрослый, если рядом есть сверстники. Кроме того, невыдержанность ребенка и его неумение придерживаться правил групповой игры могут провоцировать конфликты среди играющих.

Правило 5.Используемые в вашей коррекционной работе игры должны быть подобраны в следующих направлениях:

Нетрудные задания для детей, которым нужно срочно успокоиться.

Избыточная двигательная активность у детей не всегда означает СДВГ. Даже типично развивающиеся малыши иногда начинают ходить колесом. Мода называть чересчур шустрых детей «гиперактивными» неправильна: гиперактивность — это медицинский термин, который можно обнаружить в МКБ-11, международном классификаторе болезней. О детях, которые не могут себя остановить, лучше говорить как о «гиперподвижных». Иногда и им, и их родителям нужна помощь. И речь не идет о таблетках – рассказывает консультант по развитию детей Оксана Туркина.

У детской гиперподвижности могут быть разные причины:

Мышечный гипотонус. В этом случае ребенку, чтобы почувствовать свое тело, нужно движение и усиленная нагрузка на мышцы.

Повышенная тревожность. Ее может вызвать что угодно.

Незрелость зон мозга, отвечающих за интеграцию сенсорных сигналов. В данном случае ребенок не может себя останавливать, когда нужно. Он или «перерастет» это, или ему понадобится коррекция.

Сенсорная перегрузка. Ребенок может переутомиться от шума, движения, общения или впечатлений и перестать себя контролировать.

Скука, беспокойство, которые могут вызывать поведенческие сложности.

С тем, что не дает ребенку спокойно заниматься игрой или другим делом, нужно отдельно разбираться. Этот процесс занимает время. Но есть случаи, когда успокоить детей нужно быстро. Тогда можно попробовать одно из 14 упражнений, которые помогут улучшить самоконтроль, снять напряжение и выпустить пар. Выполняя эти упражнения, ребенок вынужден будет осознанно управлять руками, ногами, корпусом и головой, а это именно то, что нужно.

1. Поймайте разбушевавшегося ребенка. Обнимите, прижмите к себе нежно, но крепко. Затем возьмитесь с ним за руки и попрыгайте 10 или 20 раз под громкий счет.

2. Поиграйте в «Море волнуется раз», держась за руки. Если получится и ребенок не сбежит от вас, можно делать шторм, большие и маленькие волны, тихое море.

3. Завладейте детским вниманием. Предложите: «Я буду генерал-фельдфебель Фрунтик, а ты мой верный солдат! Сможешь выполнить команды генерал-фельдфебеля Фрунтика?» От ребенка потребуется: потянуться вверх на носочках; наклониться, не сгибая коленей; помахать или потрясти руками и ногами; сделать несколько простых, гигантских или «мышиных» шагов; прокатиться «колбаской», не помогая себе руками.

4. Предложите ребенку самому выполнять движения генерал-фельдфебеля Фрунтика. Или имитировать механические движения робота.

5. Займитесь с ребенком «йогой зверей». Найдите на Youtube позы, имитирующие элементы живой природы. Пусть ребенок изобразит собаку, кошку, дерево, бабочку, сфинкса, змею, льва, аллигатора, тигра, орла, лебедя, ворону, цаплю. Кто-то, может, и позу светлячка или ящерицы осилит. Достаточно выполнить 3-4 задания. Завершите йогу позой младенца или медведя в берлоге.

6. Попробуйте гимнастику ветра. Попросите показать, как качаются деревья на ветру? А если ветер очень сильный? А если совсем слабенький? А как плывут по небу облака? Если ребенку трудно изображать березку, пусть изобразит гремучую иву для начала. А после гремучей — плакучую.

У некоторых детей гиперподвижность вызвана эмоциональными причинами. В этом случае ребенку нужно вернуть ощущение своей цельности и границ. Помогут в этом диван, плед и родительская ласка. Теснота, приятная тяжесть, поглаживания и не слишком интенсивный массаж успокаивают нервную систему, позволяют ей переключиться в режим восстановления.

7. Повалите себя и ребенка на кровать или диван и закопайтесь в мягкие игрушки и подушки.

8. Когда ребенок немного успокоится, завернитесь вдвоем в плед, как гусенички в кокон.

9. Укройтесь пледом (простынкой, покрывалом) с головой, устроив домик.

10. Возьмите любую сенсорную игру из подборки «7 сенсорных игр, которые успокоят ребенка и снимут стресс». Эти игры хороши и для гиперподвижных детей.

11. Нормализуйте дыхание игрой в комарика. Ребенок издает противный тонкий звук «З-з-з» и ходит по комнате, расставив руки для убийственного хлопка. Когда запас дыхания подходит к концу, комара можно (и нужно!) прихлопнуть, вытолкнув из легких последний воздух.

12. Изобразите руками воображаемый воздушный шар, большой и круглый, а теперь сжимайте его, как будто хотите сдуть, — медленно, прилагая настоящие усилия. При этом сделайте глубокий вдох и на долгом выдохе издавайте звук медленно спускающегося воздуха: «С-с-с!» Показали? Теперь устройте соревнование, чей шар дольше продержится.

13. Продолжайте надувать воображаемые шарики (округлите щеки, выдуйте воздух, разведите руки в стороны). Предложите ребенку поменяться надутыми шарами. Если ребенок изобразил, как шарик лопнул, и снова начал шуметь, потребуйте, чтобы он собрал с пола обрывки шарика и выбросил в мусорное ведро.

14. Покормите ребенка. Если ребенок проголодался и начал «буянить», предложите ему еду, которую нужно интенсивно пережевывать. Это помогает снять агрессивные импульсы. Сырые овощи и фрукты прекрасно подойдут — морковка, капустный лист, яблоки, сладкий перец и огурец. Избегайте печенья и сухарей, продуктов с высоким содержанием сахара, красных и желтых красителей. Все они могут усилить гиперподвижность.

* F9 — поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте:
F90
Гиперкинетические расстройства
F90.0
Нарушение активности внимания
F90.1
Гиперкинетическое расстройство поведения
F90.8 Другие гиперкинетические расстройства
F90.9 Гиперкинетическое расстройство, неуточненное

Что важно знать о воспитании гиперактивного ребенка
1. Общайтесь с ребенком мягко и спокойно.
2. Постоянно соблюдайте режим дня. Установите четкие границы дозволенного.
3. По возможности оградите ребенка от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач.
4. Устанавливая запреты, заранее оговаривайте их с ребенком. Помните, что запреты нужно вводить постепенно и формулировать в очень четкой и непреклонной форме.
5. Доведите до сведения ребенка, какие штрафные санкции последуют за нарушение того или иного запрета. В свою очередь, будьте последовательны при исполнении этих санкций.
6. Избегайте, запрещая что-либо ребенку, употреблять слова «нет» и «нельзя». Ребенок с СДВГ, будучи очень импульсивным, скорее всего, тут же отреагирует на такой запрет непослушанием или вербальной агрессией. Лучше дайте ребенку возможность выбора. Запрещая что-либо, говорите спокойно и сдержанно.
7. Хвалите ребенка за его успехи и достижения: удачное выполнение задания, проявленную усидчивость или аккуратность. Однако лучше это делать не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его.
8. Используйте систему поощрений за хорошее поведение. Поощрения могут быть одномоментными и накопительными (например, жетоны).
9. Правильно давайте ребенку инструкции: помните, что они должны быть немногословны (не более 10 слов). За один раз дается только одно задание. Нельзя сказать ребенку: ≪Иди в детскую, убери игрушки, потом почисти зубы и ложись спать≫. Помните, что каждое последующее задание дается только после того, как выполнено предыдущее. Таким образом, сначала попросите ребенка убрать игрушки и только после того, как он это сделает, скажите, что пора отправляться чистить зубы. Выполнение каждой просьбы необходимо контролировать — однако следите за тем, чтобы ваши указания были выполнимы для ребенка.
10. В силу своей импульсивности таким детям трудно по первому требованию взрослого переключиться с одного вида деятельности на другой. Поэтому, если вы хотите дать какое-то задание гиперактивному ребенку, сообщите о своих намерениях за несколько минут до начала новой деятельности.
11. Постарайтесь вместе с ребенком выявить, в какой области он наиболее успешен, и помогите ему наиболее полно реализовать себя в этой сфере. Это научит его самоуважению, а когда оно появится, то и сверстники не будут к нему негативно относиться. Попросите учителя (воспитателя), чтобы он хотябы иногда обращал внимание группы или класса на достижения вашего ребенка, пусть даже совсем небольшие.
12. Если ребенок суетится, ≪разбрасывается≫, перескакивает с одного на другое, помогите ему сконцентрировать внимание на том, что он делает, осознать это. Например, можно задавать ребенку простые вопросы: что это? какого это цвета (формы, размера)? что ты сейчас чувствуешь?

Все дети разные. Одни несмелые, спокойные тихони, а другие – озорные живчики. В современном обществе всё чаще звучит понятие «гиперактивный ребёнок». Такое определение не всегда оправдано в отношении конкретного малыша. Необходимо различать шустрого весельчака и гиперактивного ребёнка.

В чём же различия? Гиперактивность – это нарушение неврологического и поведенческого характера, при котором наблюдается повышенная неуправляемая возбудимость и активность ребёнка. Такие детки постоянно находятся в движении, не сидят на месте, часто невнимательны, а все их действия не имеют последовательности и спонтанны. Эти изменения в поведении становятся заметны уже с двухлетнего возраста и могут исчезнуть к старшему школьному возрасту, не причиняя неудобств ни самому ребёнку, ни его окружению. Тем не менее невнимательность и импульсивность могут сопровождать такого человека всю жизнь.

Как выявить гиперактивность у ребёнка в раннем возрасте? Стоит понаблюдать за малышом. Если он постоянно бесцельно бегает, надолго не задерживает своё внимание даже на любимых игрушках, тормошит всех подряд, не реагирует ни на уговоры, ни на угрозы, ни на подкуп – скорее всего это гиперактивность.

Основные симптомы гиперактивности можно разделить на три группы: двигательная оживлённость, нехватка внимания, взрывной характер.

Двигательная оживлённость:

  1. постоянно находится в движении, даже сидя или лёжа – ёрзает, барабанит пальцами, лезет куда-то;
  2. спит намного меньше, чем сверстники;
  3. очень много говорит.

Нехватка внимания:

  1. забывчив, часто теряет вещи;
  2. с интересом берётся за каждое новое дело, но никогда не доводит его до конца;
  3. игнорирует обращения к нему;
  4. отличается своей переменчивостью, ему сложно сконцентрировать внимание;
  5. не любит скучные монотонные занятия, требующие усидчивости;
  6. дезорганизованный.

Взрывной характер:

  1. перебивает собеседника, отвечает на вопрос, не дослушав его;
  2. вмешивается в разговор, не дождавшись своей очереди;
  3. по-разному ведёт себя на занятиях – то чрезмерно спокоен, то возбуждён, при этом результаты также отличаются;
  4. не регулирует свои действия и поведение, при этом не принимает общепринятые нормы;
  5. нетерпеливый, требовательный к сиюминутному поощрению.

Если у ребёнка до 7 лет наблюдаются хотя бы шесть из приведённых признаков, можно предположить, что он гиперактивен. Уточнить диагноз может помочь психолог или невролог. Родители должны осознавать, что малышу нужна помощь специалистов.

Воспитание гиперактивных детей приносит родителям немало трудностей и неловких моментов. Такие ребята не признают авторитет взрослых, не реагируют на замечания, а порой и специально провоцируют повышенное внимание к собственной персоне. Окружающих раздражают крики, истерики, развязность и излишняя навязчивость малышей. Направить их энергию в более спокойное русло и тем самым избежать многих досадных ситуаций можно следующими способами:

  1. соблюдением режима. Всем детям для правильного развития необходим распорядок дня, а для излишне активных он должен соблюдаться неукоснительно вплоть до минуты;
  2. не допускать любых эмоциональных всплесков, как положительных, так и отрицательных. Ровный, спокойный быт окажет благосклонное влияние на неокрепшую психику малыша;
  3. чёткая и понятная система поощрений за успехи и достижения. Ребёнок должен осознавать, что просто так награды не раздаются, для этого необходимо приложить усилия. Более того, приз можно забрать только тогда, когда задание будет выполнено всеми участниками;
  4. научиться договариваться с малышом о его поведении в общественных местах, за столом, в гостях и т.д.;
  5. свести до минимума просмотр телевизора, игру на компьютере, планшете, телефоне;
  6. во время занятий через небольшой интервал времени переключать внимание ребёнка на другие действия, а потом вновь возвращаться к заданию;
  7. придумать интересную процедуру для сна, чтобы малыш с удовольствием и спокойно засыпал;
  8. обратиться к специалистам, которые на профессиональном уровне смогут дать рекомендации конкретному ребёнку.

Все эти несложные советы помогут получать радость от общения с активными детьми и направят их активность по более спокойному пути.

Работа с гиперактивными детьми

За гиперактивностью ребенка многие родители видят лишь особенности его взросления. Но часто чересчур активное поведение, неумение концентрировать внимание на одном предмете и беспокойный сон — к сожалению, диагноз. В таком случае малыша нужно обследовать у невролога и проконсультироваться с нейропсихологом. О том, какие признаки могут стать «тревожным звоночком», насколько быстро можно стабилизировать поведение ребенка и почему с этим не стоит затягивать, — в материале «Вечерней Москвы».

Сразу к неврологу

Определить, есть ли у ребенка гиперактивность или развитие происходит в пределах нормы, может невролог. Специалист выявит причину беспокойного поведения и при необходимости назначит медикаменты. О том, почему родителям не стоит бояться обследовать своего ребенка при чрезмерной подвижности, рассказала детский невролог Карина Осипова.

— Нужно сразу обращаться к неврологу при появлении признаков гиперактивности. Смотреть психомоторное и психоречевое развитие ребенка, чтобы правильно поставить диагноз. Потом, чтобы оценить его психическое состояние, необходима консультация клинического психолога. Гиперактивный — это же не значит больной. До трех лет вообще допускается повышенная подвижность, но нужно обязательно смотреть, как развивается ребенок и за счет чего он ведет себя определенным образом, — сказала врач.

Причин появления гиперактивности множество. Одна из основных — временное отставание в развитии лобных доль мозга. Именно они отвечают за оптимальное поддержание сна и бодрости, тонус и возможность структурировать действия. Об этом рассказала семейный и детский психолог, нейропсихолог Наталья Наумова.

— Много детей сейчас рождается путем кесарева сечения, либо происходят сложные роды и дети попадают в гипоксию. Это может послужить причиной развития гиперактивности у ребенка. Стволовые структуры мозга будут формироваться как надо, если вовремя обратиться к специалисту и правильно воспитывать малыша. Поэтому, помимо невролога, в три года нужно показаться нейропсихологу и, если есть необходимость, начать комплекс упражнений. Они достаточно быстро помогают ребенку перестроиться и мобилизироваться, — пояснила специалист.

Задания, контроль и баланс

По словам Наумовой, к ней на консультации часто приводят необследованных детей. В таких случаях психологу приходится рекомендовать сделать ребенку УЗИ шеи и головы. Нередко после этого выясняется, что у малыша кислород плохо поступает к головному мозгу. Если же по неврологическому статусу ребенок в норме, то примерно за полгода занятий с нейропсихологом он может полностью стабилизировать свое поведение. Собеседница «ВМ» подчеркнула, что важно именно пройти все в комплексе — обследование невролога и консультацию нейропсихолога. Тогда лечение не затянется на годы.

«Выслеживает неделю — две»: психолог рассказала, каких детей выбирают в жертвы педофилы

— Бывает, что ребенок полностью сохранен, но ведет себя так, будто у него гиперактивность, а на самом деле это недостаток воспитания. В таких случаях нужно провести беседу с родителями, перестроить модель воспитания. Бывает, родители не выстраивают границ, ребенку все можно, он не знает слова «нет». В случае с гиперактивностью часто думают, что это родители ему мало внимания уделяют. Нет, это у ребенка недостаточно концентрации внимания. У него взгляд прыгает, и он не может сконцентрироваться на нужном объекте — такое «полевое поведение», — добавила Наумова.

Еще одним способом сбалансировать поведение ребенка могут стать различные дополнительные занятия и кружки. Как пояснила специалист, во время активного времяпровождения у таких детей повышается нейродинамика, начинают лучше работать стволовые структуры мозга. Кроме того, при гиперактивности в школьном возрасте таким детям нельзя запрещать двигаться во время занятий. Например, когда ребенок будет периодически крутиться на стуле, учителю не стоит делать ему замечаний. Подобное действие, наоборот, гиперактивному ребенку поможет больше сконцентрироваться и быть внимательнее, пояснила собеседница «ВМ».

— Таким детям нужно часто разминаться, учителям также важно давать им задания. Например, просить стереть с доски. В более раннем возрасте разные задания могут давать и родители дома. Когда гиперактивные дети чувствуют себя полезными, они сразу всех любят и хотят угодить. Они часто становятся шутами, пытаются рассмешить других детей, чтобы привлечь к себе внимание. И чем старше они будут становиться, тем другие дети меньше могут относиться к ним как к равным. И это тоже плохо для психики ребенка, он уже привыкает себя не уважать и поступать себе в ущерб. Поэтому важно, чтобы родители, специалисты и педагоги помогали гиперактивным детям, направляли их, — заключила нейропсихолог.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector