Работа с детьми с зпр

Предлагаю вам комплект программ для работы педагога-психолога с детьми ЗПР. Представленные в комплекте программы ориентированы на групповую работу с детьми и направлены на развитие эмоций и навыков общения детей с ЗПР.

Что входит в комплект

  1. Рабочая программа педагога-психолога с детьми ЗПР 4-5 лет (33 групповых занятия) + конспекты занятий.
  2. Рабочая программа педагога-психолога с детьми ЗПР 5-6 лет (33 групповых занятия) + конспекты занятий.
  3. Рабочая программа педагога-психолога с детьми ЗПР 6-7 лет (33 групповых занятия) + конспекты занятий.
  4. Общая рабочая программа педагога-психолога по сопровождению детей с ЗПР.

С календарно-тематическим планированием рабочих программ и списком литературы, используемой для написания программ можно ознакомиться в прикреплённом ниже файле.

Общую рабочую программу педагога-психолога по сопровождению детей с ЗПР вы можете использовать, как альтернативу рабочим программам по возрастам.

  • Работа с детьми с зпр
  • Работа с детьми с зпр

Структура рабочей программы:

  • Пояснительная записка;
  • Цели и задачи реализации Программы;
  • Принципы формирования Программы;
  • Значимые характеристики для разработки и реализации Программы, в том числе характеристики особенностей развития детей с ЗПР;
  • Планируемые результаты реализации Программы.
  • Календарно-тематическое-планирование;
  • Содержание Программы;
  • Контроль освоения детьми с ЗПР Программы;
  • Особенности взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников с ЗПР.
  • Материально-техническое обеспечение Программы;
  • Учебно-методическое обеспечение Программы;
  • Режим реализации Программы;
  • Расписание занятий.

Дополнительная информация о товаре

  • Категория товара: электронный товар
  • Формат отправления: Microsoft Word
  • Автор комплекта: Королёва М.В.

Приобретая комплект помните, что все материалы только для личного пользования. Размещение их в сети интернет ЗАПРЕЩЕНО.

1. Принципы организации коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с задержкой психического развития

Организация коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ЗПР базируется на следующих принципиальных позициях.

Одним из исходных принципов коррекционно-педагогической работы в дошкольных учреждениях специального типа является принцип единства диагностики и коррекции. Дошкольные группы для детей с задержкой психического развития по сути являются диагностико-коррекционными (У. В. Ульенкова, 1983, 1984). Наблюдения за динамикой развития ребенка в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важнейшее значение для определения путей, методов конкретного содержания ее на различных этапах обучения и воспитания.

При анализе нарушений на первый план выступает этиопатогенетический подход к анализу нарушений. Необходимо определить этиологию и механизмы, определяющие структуру дефекта при том или ином варианте задержки психического развития. Глубокое всестороннее изучение ребенка является основой для выбора оптимального варианта коррекционной работы.

Дифференциальная диагностика выстраивается с позиции системного подхода. Сложность структуры дефекта всегда определяется взаимодействием внутрисистемных и межсистемных нарушений. Так, недостатки в развитии сенсорной сферы у детей с ЗПР проявляются не только в недостатках сенсорно-перцептивной деятельности. Трудности усвоения эталонных представлений о цвете, форме, величине, недостаточность пространственных и временных ориентировок не обеспечивают должной чувственной базы для развития мышления и речи. С другой стороны, незрелость внутриречевых механизмов, слабость словесной регуляции не позволяют ребенку на должном уровне обобщать сенсорный опыт, использовать его в деятельности.

Одним из основных принципов диагностики и коррекции является принцип комплексного подхода. Специфика развития психики в дошкольном возрасте такова, что при различной локализации нарушений могут наблюдаться сходные проявления. К примеру, «безречевым», неговорящим в возрасте 3-х лет может оказаться ребенок с нарушенным слухом, умственной отсталостью, ребёнок-алалик, ребёнок с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Только всестороннее комплексное изучение соматического состояния, слуховых и зрительных функций, двигательной сферы, познавательной деятельности, личности, выявление уровня развития речи, сформированности знаний, умений и навыков позволяют правильно квалифицировать состояние ребенка, прогнозировать его дальнейшее развитие в условиях адекватной педагогической коррекции — т. е. диагностический комплекс должен включать: медицинское, психологическое, педагогическое исследование ребенка.

Автор: Вопельник Олеся Михайловна

Организация: МБДОУ ДС №68 «Ромашка»

Населенный пункт: Белгородская область, г. Старый Оскол

В последние годы количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьной дезадаптации и неуспеваемости. Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой психического развития (ЗПР). Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере.

Создание педагогических условий на основе личностно –ориентированного подхода, оптимальных для каждого воспитанника, предполагает формирование адаптивной социально – образовательной среды, включающей всё многообразие различных типов образовательных учреждений.

В систему образования дошкольные учреждения для детей с задержкой психического развития быливключеныс 1990 года. Разработка вопросов организации и содержания коррекционно – педагогического процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида является одним из приоритетных направлений специального образования.

У администрации и педагогов ДОУ возникает множество вопросов, касающихся организации деятельности групп для детей с ЗПР, содержания программы коррекционно – развивающего обучения, методов работы сдетьми, оформления рабочей документации и т.д. В связи с выше изложенным рассмотрим особенности организации работы воспитателя с такими детьми.

Воспитатель, работающий в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР, должен учитывать психофизические, речевые особенности и возможности детей данной категории.

При проведении любого вида занятийили игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и (в первую очередь) решать коррекционные задачи.

Он должен обращать свое внимание на коррекцию имеющихся отклонений в мыслительном и физическом развитии, на обогащениепредставлений обокружающем мире, а также на дальнейшее развитие исовершенствование сохранных анализаторов детей. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Особое внимание в работе воспитателя с такими детьми должно уделяться развитию познавательных интересов у детей, которые имеют своеобразное отставание под влиянием речевогодефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемовсемейного воспитания и других причин.

Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествуетлогопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.

Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Также следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.

Вся работа воспитателя должна строится в зависимости от запланированнойлексической темы. Если же дети с ЗПР не усвоили данную тему, то работу над ней можно продлить на две недели (под руководством учителя –дефектолога и учителя – логопеда). Каждая новая тема должна начинаться с экскурсии, приобретения практического опыта, рассматривания, наблюдения, беседы по картине.

При изучении каждой темы совместно с учителем –логопедомнамечается тотсловарный минимум(предметный, глагольный, словарь признаков), который дети могут и должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи. Словарь, предназначенный для понимания, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи ребенка. Также уточняютсяграмматические категории, типы синтаксических конструкций, которыенеобходимо закреплять воспитателю по следам коррекционных занятий учителя – логопеда (дефектолога).

Первостепенными при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие различных видов мышления, внимания, восприятия, памяти.Необходимо широко использовать сравнения предметов, выделение ведущих признаков, группировка предметов по назначению, по признакам и т.д.

Вся коррекционно – развивающая работа воспитателя строится всоответствии с планами и рекомендациями учителя – дефектолога и учителя – логопеда группы. В коррекционной работе с детьми с ЗПР воспитатель должен как можно шире использовать дидактические игры и упражнения, так как при их воздействии достигается лучшее усвоение изучаемого материала.

Индивидуальная коррекционная работа с детьми проводится воспитателем преимущественно во второй половине дня. Особое местоуделяется закреплению результатов, достигнутых учителем – дефектологомна фронтальных и индивидуальных коррекционно – развивающих занятиях.

В первые две – три недели сентября воспитатель, параллельно с учителем – дефектологом (логопедом), проводит обследование детей для выявления уровня знаний и умений ребенка по каждому виду деятельности. Обследование должно проводиться в интересной, занимательной форме, с использованием специальных игровых приемов, доступных детям данного возраста.

Важным направлением в работе воспитателя является компенсацияпсихических процессов ребенка с ЗПР, преодоление речевого недоразвития, его социальная адаптация – все это способствует подготовке к дальнейшему обучению в школе.

И конечно же в задачи воспитателя входит создание доброжелательной, комфортной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний и предупреждение вспышек агрессии и негативизма у детей.

  1. Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития» Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития» — М., 2000г.;
  2. Борякова Н.Ю., Касицина М.А. «Коррекционно– педагогическая работа в детском соду для детей с ЗПР», Методическое пособие – М., 2008 г.;
  3. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» — М., №2,2003 г., №2, 2004 г.;
  4. Забрамная С.Д. «От диагностики к развитию» — М., 1998г.;
  5. Романова Л.И., Ципина Н.А. «Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития». Сборник документов – М., 1993 г.;
  6. Ульенкова У.В. «Дети с задержкой психического развития» — Нижний Новгород, 1994г.

Работа с детьми с зпрПо данным статистики, задержка психического развития у ребенка – это состояние, которому подвержены около 15-16% всех детей.

Диагноз «задержка психического развития» (ЗПР) означает, что развитие ребенка не соответствует нормам его возраста. Нарушена может быть, как интеллектуальная, так и эмоциональная сфера, но при этом могут отставать только отдельные психические функции ребенка: например, хорошо развитая моторика при отставании в речи или ребенок умеет читать и писать, но социально не адаптирован.

Дети с задержкой психического развития:

— плохо усваивают и запоминают информацию, медленно соображают, невнимательны;

— плохо понимают обращенную к ним речь, и не могут выразить свои желания с помощью речи. В целом, часто развитие речи у детей с ЗПР не соответствует возрасту, в этом случае говорят уже о задержке психического и речевого развития (ЗПРР);

— мало интересуются окружающим миром — не задают вопросов, не рассматривают предметы, игры однообразны и не имеют сюжета;

— не умеют взаимодействовать (играть и общаться) с другими детьми, часто избегают контакта.

Почему нужно корректировать ЗПР и ЗПРР?

Если отставание в психическом и речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка его психика все больше будет отставать от нормы. Это не только создаст ребенку проблемы при обучении и общении с ровесниками, но и серьезно ограничит возможность реализоваться во взрослой жизни.

Развитие психических процессов происходит у детей по-разному, поэтому диагноз ЗПР и ЗПРР, как правило, ставится в возрасте 4-5 лет. Однако, чем раньше начата коррекция, тем больше вероятность того, что ребенок сможет «догнать» свой возраст, развиваться наравне со сверстниками и учиться в обычной школе.

Наиболее эффективной является помощь в раннем возрасте (2-3 года), поэтому при подозрениях, что развитие ребенка не соответствует норме, обязательно обращайтесь к врачу.

ЗПР и ЗПРР являются теми состояниями, при которых необходима помощь специалистов, чтобы компенсировать отставание в развитии.

Работа психолога с ребенком с диагнозом ЗПР или ЗПРР может заключаться:

— психодиагностика по результатам которой определяются нарушения в развитии, их степень и направления работы с ними;

— консультации и занятия с детским психологом, которые направленно работают с теми сферами, где наблюдается отставание, будь то эмоциональное или интеллектуальное развитие ребенка;

если задержка психического развития сочетается с отставанием в речи — нужна и помощь логопеда.

Гиперактивность у детей (СДВГ)

Родители гиперактивных детей знают, что воспитывать такого ребенка непросто:

— ребенок все время в движении, не способен сосредоточиться на каком-то одном занятии и постоянно отвлекается;

— у ребенка серьезные проблемы с обучением, он мгновенно забывает все, чему его учили, не усваивает информацию. При ярко выраженных симптомах СДВГ ребенок вообще не может обучаться в общеобразовательной школе;

— его практически нельзя оставить одного, потому что совершенно невозможно предсказать, что он сделает в следующую минуту;

— ребенок непослушный, ему сложно следовать правилам, из-за чего возникают сложности при посещении детского сада, а позже — и школы.

Что делать, если у ребенка выявлен синдром дефицита внимания с гиперактивностью?

Прежде всего, необходимо обратиться к врачам. Но кроме этого, при СДВГ ребенку нужна помощь психолога, который поможет гиперактивному ребенку развить те качества, которых ему не хватает: усидчивость, внимание, память, способность целенаправленной деятельности, умение слушать и многое другое. В результате ребенок научится контролировать себя, усваивать информацию, ему станет проще учиться и легче заводить отношения со сверстниками. Кроме того, психолог проводит работу и с родителями: обучает родителей методам взаимодействия с гиперактивным ребенком, подсказывает, как вести себя в общении с ним.

Детский аутизм

Что делать, если вашему ребенку поставлен диагноз «аутизм»?

За этим определением скрывается широчайший спектр расстройств. В зависимости от симптомов и степени их выраженности, различают несколько типов аутизма и целый ряд расстройств аутистического спектра, при которых симптомы выражены в более мягкой степени.

Дети с аутизмом могут испытывать сложности в самых разных сферах жизни, чаще всего родителей беспокоит, что:

— ребенок не говорит или говорит плохо, с трудом понимает обращенную к нему речь;

— ребенок испытывает трудности при взаимодействии с другими людьми, старается избегать общения, предпочитает одиночество;

— часто развитие ребенка отстает от норм, принятых для его возраста;

— ребенок проявляет агрессию и/или самоагрессию, и может причинить вред себе или окружающим;

— ребенок с трудом осваивает бытовые навыки — не может самостоятельно умыться, одеться или посещать туалет.

Это означает, что ребенку требуется помощь для развития коммуникативных и других навыков, которых ему не хватает. В этом и может помочь психолог, который поможет ребенку развить навыки социального взаимодействия и эмоционального восприятия. Кроме того, психолог обучает родителей, как обращаться с аутичными детьми и реагировать на те или иные ситуации.

Задачу психолога в том, чтобы помочь ребенку, страдающему аутизмом, приспособиться к реальности, приобрести необходимые навыки социального взаимодействия и самообслуживания, и в конечном итоге, улучшить качество жизни и ребенка, и его семьи.

Если Вам и Вашему ребенку необходима помощь — теперь Вы знаете, где можно ее получить.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector