Работа с детьми с синдромом дауна

Работа с детьми с синдромом дауна

Казарова, М. С. Особенности коррекционной работы с ребенком с синдромом Дауна / М. С. Казарова, И. Г. Железнякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 60-64. — URL: https://moluch.ru/archive/353/77587/ (дата обращения: 27.10.2021).

Поддержка ребенка с синдромом Дауна — это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.

Структура психического недоразвития ребенка с синдромом Дауна своеобразна. К факторам, затрудняющим обучение, относятся: отставание в моторном развитии — в развитии тонкой и общей моторики; возможные проблемы со слухом и зрением; недостаточное понимание речи, ограниченный словарный запас; слабая кратковременная слуховая память; более короткий период концентрации; трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков; трудности с умением обобщать, с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.).

Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Ребенок обладает хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов, игровых действий. Он общителен, открыт, доброжелателен по отношению и к сверстникам, и взрослым, легко идет на контакт, который может проявляться эмоциями и прикосновениями, отдельными звуками.

Солнечные дети обладают достаточно большим потенциалом для обучения. Уровень навыков и умений, которого может достичь ребенок с синдромом Дауна, весьма различен.

Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка. Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.

В последнее время становится все более популярным интегрированное или инклюзивное обучение в дошкольных учреждениях. Оно предусматривает обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями и здоровых детей, обеспечивая специальные условия и социальную адаптацию.

В специальной индивидуальной программе развития ребенка (СИПР), посещающего общеобразовательную группу, определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специальные психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы и технические средства. Программа предусматривает решение ряда задач: диагностических, развивающих и коррекционных.

В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения особенностей развития ребенка, а также определение эффективности индивидуальной программы развития ребенка.

Блок развивающих задач направлен на развитие наиболее сохранных функций, социализацию ребенка, повышение его самостоятельности и автономии.

Коррекционный блок направлен на формирование способов усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка; на преодоление и предупреждение у воспитанника вторичных отклонений в развитии его познавательной сферы, поведения и личности в целом; формирование способов ориентировки в окружающем мире (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством для становления у ребенка целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований.

Предлагаемая схема планирования работы с ребенком с синдромом Дауна (Ира О. 4 года) была разработана для его кратковременного пребывания в группе с детьми с сохранным интеллектом.

У дефектологов принцип такой: функции ребенка с синдромом Дауна должны развиваться гармонично, но без привязки к конкретным срокам. Не гонитесь за достижениями и помните, что, нагружая ребенка сверх меры, вы, вместо того, чтобы шаг за шагом побуждать его двигаться вперед, вызовите в ответ протест, а через некоторое время любая попытка, даже просто приблизиться, будет вызывать аффективную реакцию.

Перспективное планирование коррекционной работы. 3–4 неделя сентября

До начала XXI века во всех странах Западной Европы прошла реформа системы помощи людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Получили развитие новые программы диагностики, научных исследований и обучения. Практика помещения людей с отклонениями в развитии в клиники для душевнобольных вызвала резкое осуждение общества. Новое законодательство обеспечивало право получения государственного образования для всех детей школьного возраста, имеющих аномалии развития.

По статистике Всемирной организации здравоохранения, с диагнозом «синдром Дауна» рождается каждый 700–800-й младенец в мире. Это соотношение одинаково в разных странах, климатических зонах и социальных слоях. Образ жизни родителей, их здоровье, привычки и образование не влияют на данный генетический сбой. Люди с этой патологией отличаются от обычных людей, но они обладают такими качествами характера и способностями, которых нет у остальных. В связи с этим важное значение приобретают эффективные методики работы с такими детьми, направленные на решение проблем воспитания, образования и включения в социальную сферу детей с синдромом Дауна.

Цель

Используя опыт длительного общения с детьми с синдромом Дауна, вычленить лучшие обучающие и социализирующие методики работы, позволяющие адаптировать ребёнка к жизни в социуме.

Задачи

1. Проанализировать известные методы обучения и адаптации детей с синдромом Дауна и выделить наиболее успешные.

2. Разработать методическое пособие для работы в медицинском классе по теме «Генетические заболевания человека. Синдром Дауна».

3. Провести уроки по ознакомлению школьников с заболеванием.

Оснащение и оборудование, использованное в работе

• Пособия по обучению детей с синдромом Дауна

Описание

Интерес автора работы к проблеме воспитания, образования и социализации детей с синдромом Дауна связан с тем, что брат автора страдает данным заболеванием. Существует большое количество методик, которые помогают эффективно обучать и развивать ребёнка с синдромом Дауна. Но у обычных детей процесс усвоения аналогичных умений и знаний легче и занимает гораздо меньше времени, чем у ребёнка с данным заболеванием. Основным дидактическим принципом в обучении таких детей является задействование разных каналов восприятия, то есть разных органов чувств. В первую очередь необходимо обеспечить наглядность обучения, а для улучшения результата подключить осязание, слух и кинестетические ощущения, использовать деятельностный подход.

Работа с детьми с синдромом дауна

В настоящее время существует интересная зарубежная программа по организации ранней коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна «Маленькие ступеньки». Именно по этой методике и были начаты занятия.

Практически с рождения с ребёнком проводят занятия по следующим направлениям:

общая моторика, тонкая моторика, зрительно-моторная координация, восприятие и понимание речи, развитие социальных навыков.

Целью работы с ребёнком с синдромом Дауна является достижение успешного его развития в доречевой период. Если кропотливо, изо дня в день заниматься с ребёнком, он обязательно, постепенно овладеет несложными видами хозяйственно-бытового труда и адаптируется в жизни. Отношение окружающих к детям с синдромом Дауна существенно меняется в положительную сторону, когда дети хорошо воспитаны, уважительны к старшим, а их поведение адекватно ситуации. Это является главным результатом успешно проделанной психолого-педагогической работы в период дошкольного обучения и в начальной школе.

В течение 10 лет при работе с ребёнком с синдромом Дауна в семье использовали различные методики. Это методики Ромены Августовой, Петера Лаутеслагера, «Метод послогового чтения» Т.С. Резниченко, «Глобальное чтение» Глена Домана, развивающая игра «Нумикон», арт-терапия, логические занятия, задания на запоминание правильности письма, трудовая подготовка, занятия ЛФК, логопедические занятия, альтернативная коммуникация и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

Результаты

1. В ходе исследования автором были установлены методики, которые лучше всего зарекомендовали себя в развитии ребёнка с синдромом Дауна. Это методики Ромены Августовой, Петера Лаутеслагера, «Метод послогового чтения» Т. С. Резниченко, развивающая игра «Нумикон», арт-терапия и логические занятия.

2. Выявлены методики, которые не дали результатов в развитии ребёнка: метод Глена Домана «Глобальное чтение» и обучение правильному ориентированию на листе бумаги.

3. Также были разработаны собственные методики: «Большие слоги», «Горячо-холодно», «Музыкальная шкатулка», «Занятия из фетра».

4. Проведены уроки в медицинском классе по теме «Хромосомные заболевания. Синдром Дауна».

Выводы

На основе анализа материала, работы с ребёнком и обобщении данных, полученных от педагогов коррекционного класса, можно сказать:

1. Дети с синдромом Дауна плохо говорят, но гораздо лучше понимают чужую речь, т. к. их пассивный словарь богаче активного.

2. Трудности речи связаны с недоразвитием артикуляционного аппарата. Но если ребёнку дать задания разложить в группы картинки с мебелью и посудой или показать круг, квадрат, он легко выполнит такие задания.

3. Дети с синдромом Дауна из детского дома менее адаптированы к обществу и у них больше выражена умственная отсталость в силу того, что они получают мало индивидуального внимания в детстве, а ведь именно в раннем возрасте закладываются многие навыки развития речи, движения, общения и др.

4. Степень умственной отсталости детей с синдромом Дауна непосредственным образом влияет на диапазон различий в возможностях освоения ими академического образования.

5. В связи с разной степенью умственной отсталости и индивидуальными особенностями личности ребёнка, необходимо помимо общих методик подбирать индивидуальные методики по развитию детей с синдромом Дауна.

6. Индивидуальный подход в воспитании, образовании и социализации детей с синдромом Дауна даёт положительный эффект и должен использоваться для развития таких детей.

Перспективы использования результатов работы
Разработанные методики можно использовать при работе с детьми в коррекционной школе. Разработанный урок «Хромосомные заболевания. Синдром Дауна» можно рекомендовать для проведения на занятиях по биологии.

Мнение автора

«Была проведена, на мой взгляд, достаточно сложная, кропотливая работа, и я не хочу заканчивать её на этом, поскольку изучение различных заболеваний – это достаточно интересное занятие. Более того, своей работой я убедила многих людей в том, что дети с синдромом Дауна могут быть успешно социализированы. Мне бы хотелось, чтобы в нашей стране, да и в мире, поменялось отношение к таким людям, ведь они чрезвычайно добры, внимательны и искренни»

Бывает так, что в природе случаются ошибки и в семье могут появиться «солнечные» дети Для всех родителей это шок. Что нужно сделать, чтобы избежать таких ошибок? И возможно ли это?

Работа с детьми с синдромом дауна

Большинство будущих родителей, планируя рождение малыша, рисуют себе модель абсолютно здорового ребенка. Но бывает так, что дети рождаются с различными отклонениями в здоровье. Не всегда причиной может быть родовая травма или последствия родов. Существует ряд генетических заболеваний, одним из которых является синдром Дауна.

Во всех научных статьях и книгах пишут, что наличие лишней 21-й хромосомы, является причиной генетического заболевания ­– Синдромом Дауна. Что это за хромосома? Откуда она взялась?

Работа с детьми с синдромом дауна

Основные причины рождения детей с синдромом Дауна:

· Возраст матери. Чем старше мама, тем больше вероятность рождения ребенка с синдромом Дауна.

· Возраст бабушки со стороны матери. Недавно индийские ученые выявили такую закономерность: чем старше была бабушка в момент рождения своей дочери, тем больше вероятность, что ее внук родится с генетическим отклонением.

Но бывают случаи, когда и у молодых пар рождаются «солнечные» дети.

Также к причинам возникновения генетического заболевания относят: вредные привычки (такие как курение и употребление алкоголя), прием в пищу продуктов, содержащих ГМО, различный «фаст фуд», сладкие газированные напитки. Так как во время употребления этих веществ в организме происходят мутации клеток.

Отказаться от вредных привычек и прийти к правильному и полезному питанию можно всегда. Но что же делать тем парам, которые находятся в группе риска по возрасту?

Необходимо ответственно подойти к планированию беременности.

· Готовится к беременности необходимо не только будущей маме, но и будущему папе.

· Необходимо проконсультироваться с гинекологом, который назначит ряд анализов и обследований, чтобы исключить все возможные отклонения в здоровье будущих родителей.

· Если возникают вопросы по результатам анализов, то никогда не будет лишним посещение врача-генетика (для решения вопроса по выявлению/исключению генетических заболеваний).

Во время беременности также следует серьезно отнестись к вынашиванию ребенка. Выполнять все рекомендации врача, у которого вы наблюдаетесь.

Еще до наступления и во время беременности врач назначает фолиевую кислоту и витамин В9. Так как из-за нарушения в усвоении фолиевой кислоты, хромосомы не расходятся, остаются вместе, а вследствие возникает трисомия. Для определения нарушения в метаболизме фолиевой кислоты, назначают генетический тест.

Работа с детьми с синдромом дауна

Дети с синдромом Дауна, отличаются от здоровых людей в физическом и интеллектуальном развитии, также им очень тяжело приспособится к самостоятельной жизни.

Воспитывать такого ребенка очень сложно, поэтому женщинам необходимо проходить скрининг-диагностику, при которой можно выявить имеющиеся патологии плода, в том числе признаки синдрома Дауна.

Определение синдрома Дауна в первом триместре определяется с помощью УЗИ, но в данном случае будет высокая вероятность ошибки по сравнению с лабораторными исследованиями, которые проводятся во втором триместре.

Если у плода будут выявлены грубые патологии развития, которые могут говорить о признаках хромосомного нарушения, то будущей маме будут предложены другие методы исследования. Такие, как:

· Забор околоплодной жидкости (амниоцентез), при которой можно лабораторно определить хромосомный набор.

· Тест хориона, для этого берут кусочек ткани плаценты.

· Взятие пуповинной крови (кордоцентез).

Но не все мамы соглашаются на дополнительные обследования, и это их право.

К сожалению, предупредить рождение ребенка с отклонениями практически невозможно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector