Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Кудесники» по развитию эмоционально-волевой сферы, методом совместной продуктивной деятельности, у детей с ДЦП дошкольного возраста
Практика «Кудесники» поможет педагогам-психологам организовать коррекционно-развивающую работу по развитию эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с ДЦП, используя метод совместной продуктивной деятельности.
Развитие эмоционально – волевой сферы у детей дошкольного возраста с ДЦП методом совместной продуктивной деятельности.
Программа «Кудесники» поможет педагогам-психологам организовать коррекционно-развивающую работу по развитию эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с ДЦП, используя метод совместной продуктивной деятельности.
Программа содержит в себе подробное описание видов деятельности специалиста, тематическое понедельное планирование занятий, структуры занятий и их содержание. Описаны ресурсы для эффективной реализации программы.
В приложении предлагаются комплексы физкультминуток и психогимнастик, наборы электронных физкультминуток для глаз, которые можно использовать и в других видах деятельности с детьми дошкольного возраста.
Представлен опыт осуществления контроля по итогам реализации программы в виде мониторинга и карты наблюдений за динамикой психофизического развития детей.
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения
Для большинства родителей рождение ребёнка с детским церебральным параличом является тяжёлым испытанием. Родственники испытывают разнообразные переживания, связанные с состоянием ребёнка: растерянность, постоянное беспокойство о будущем, страх, к которому часто добавляются чувство вины, депрессия, разочарование, а также ярость, вызванная неразрешимостью самой проблемы заболевания. Высокая нервно- психическая и физическая нагрузка на семью в целом часто приводит к исчезновению качеств, необходимых для её успешного функционирования.
Прежде всего, развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье часто происходит в условиях гиперопеки со стороны родителей, что обусловливает наличие незрелости эмоционально- волевой сферы, выражающейся в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищённости, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе. Кроме того, развитие ребёнка в ограниченном пространстве ведёт к вторичной аутизации (ослаблению контактов с окружающими). В силу гиперопеки у ребёнка страдают коммуникативные способности, обуславливаюшие снижение самооценки, неуверенность в себе, замкнутость. И чем выше коэффициент интеллектуального развития ребёнка, тем больше риск развития комплекса неполноценности, влекущего за собой мнительность, тревожность, и в более старшем возрасте депрессию.
Уважаемые родители, Ваш ребёнок – особый, и Вам необходимо это принимать и учитывать. Остановимся на некоторых принципах организации эффективного взаимодействия родителей с особым ребёнком.
1) Активность и самостоятельность ребёнка
Родитель обязан помочь ребёнку, но именно помочь, а не сделать за него. Самое сложное — смотреть на его неудачные попытки, его усталость, порой отчаяние. Выдержать это напряжение, это состояние сознательной беспомощности — Ваша задача и великий подвиг родительской любви. Надо осознать, что Ваша вера в возможность и силы ребёнка, придаст ему силы и мужество.
2) Постоянная упорная тренировка каждый день
Любое развитие и физическое, и умственное, происходит последовательно, оно не терпит скачков и перерывов. Поэтому каждую ступеньку своего восхождения ребёнок должен пройти сам. Только тогда он действительно научиться управлять собой. Наша с вами задача — развить и поддержать эту активность, последовательно ставить перед ребёнком всё более сложные цели. Каждая уступка лени — это предательство своего ребёнка.
3) Сознательная беспомощность родителя
Если Вы поймали себя на мысли, что не можете больше смотреть на неудачные попытки ребёнка и готовы что- то сделать за него — ВЫ ЖАЛЕЕТЕ НЕ ЕГО , А СЕБЯ!
Если Вы сделали что- то за ребёнка — ВЫ ОТНЯЛИ у него шанс научиться чему- то новому.
Необходимо всячески активизировать сохранные психические и физические возможности ребёнка и тем самым побуждать к компенсации дефекта. Наша цель — сделать эти возможности, навыки средством для полноценной творческой жизни ребёнка. Умение общаться с людьми, обаяние, остроумие, широта интересов, разнообразные знания помогут компенсировать и сверхкомпенсировать физические недостатки ребёнка, дадут ему возможность чувствовать себя на равных среди сверстников.
Поэтому можно и нужно компенсировать физический недостаток интеллектуальным, эмоциональным и нравственным развитием.
4) Безусловное принятие ребёнка и его дефекта родителями
Одной из проблем большого количества семей, где растут больные дети, является реакция отрицания родителями ограниченных возможностей ребёнка. Такие родители строят планы относительно образования и профессии ребёнка, настаивают на высокой успешности его деятельности, для них характерно честолюбие по отношению к ребёнку. Помните, что реакция отрицания дефекта родителями может вызвать нарушения в личностной сфере ребёнка, так как у него повышается нервное напряжение, он начинает чувствовать себя беспомощным и неумелым.
Гармоничное личностное развитие ребёнка возможно в том случае, когда родитель принимает все особенности ребёнка, учитывает ограничения, которые накладывает заболевание и старается соотносить свои требования с возможностями ребёнка. Главным принципом общения родителей с ребёнком является «необходимость достижения как можно большего, где возможно».
Больному ребёнку необходимо то же самое, что и здоровому, и Вы в состоянии дать ему то, в чём он нуждается больше всего — осмысленную заботу и Вашу любовь.
Чтобы узнать о профилактике ДЦП для начала необходимо представлять основные факторы риска формирования церебральной патологии у детей.
Нарушение формирования мозга на ранних этапах онтогенеза, лежащее в основе детских церебральных параличей, может быть результатом целого ряда неблагоприятных воздействий. Наибольшее значение придается влиянию вредных факторов в период беременности и родов.
По статистике 50-60 % составляют дети с преимущественным воздействием вредных факторов в период внутриутробного развития, 40 % — с патологией родов, 3 % — с постнатальными (послеродовыми) факторами.
В ряде случаев несколько патогенных влияний сочетаются и сложно определить, какое из них оказалось решающим в развитии церебральных нарушений. Иногда в анамнезе больных детей вообще трудно выявить какой-либо причинный фактор.
Факторы риска условно можно разделить на несколько групп:
По периоду воздействия:
Пренатальные факторы — те отклонения в состоянии здоровья матери и акушерском анамнезе, которые предшествовали настоящей беременности. К ним относятся конституциональн ые нарушения, соматические, эндокринные, инфекционные заболевания, вредные привычки, повторные выкидыши, мертворождения, длительный период бесплодия, осложнения предыдущих беременностей и родов, наличие в семье детей с патологией нервной системы, возраст матери (моложе 18 и старше 30 лет)
Действующие в период внутриутробного развития — к ним относятся:
иммунологическая несовместимость матери и плода по различным антигенам эритроцитов, имеющимся у плода и отсутствующим у матери,
вредное воздействие на плод может оказывать прием беременными лекарственных препаратов , курение матери и алкоголизм, эмбриотропное действие оказывают различные химические и физические факторы промышленного и сельскохозяйстве нного производства.
в последнее десятилетие к факторам, нарушающим внутриутробное развитие плода, относят стрессовые состояния матери .
одним из самых частых осложнений беременности (у 6—15 % беременных) являются поздние токсикозы .
угроза выкидыша , первопричиной которой могут быть как отклонения в материнском организме, так и неправильное формирование плода, повышает риск рождения ребенка с поражением нервной системы, поскольку сокращение мышц матки, кровотечения и спазмы сосудов малого таза способствуют гипоксии плода.
маточные кровотечения , возникающие в результате преждевременной отслойки нормально расположенной плаценты или ее предлежания, вызывают кислородное голодание плода, а в тяжелых случаях — его гибель.
Многоплодная беременность относится к факторам высокого риска развития патологии плода.
Действующие во время родов (интранатальные факторы) — к ним относятся:
асфиксия в родах и внутричерепная родовая травма, кровоизлияния в мозг
В период родов затруднено снабжение плода кислородом, поэтому любой неблагоприятный фактор (затяжные или стремительные роды, преждевременное излияние околоплодных вод, отслойка плаценты, аномальное предлежание плода, несоответствие размеров плода и таза матери, обвитие пуповины вокруг шеи и др.) может вызвать нарушение маточно плацентарного кровообращения и привести к выраженной кислородной недостаточности.
Существует также точка зрения о возможности генетически детерминированно го предрасположения структур мозга к воздействию гипоксии, когда даже недлительная асфиксия приводит к органическому поражению нервной системы
По интенсивности и степени воздействия:
Факторы низкого риска:
дети с ППЦНС средней степени гипоксического, ишемического, геморрагического генеза.
Факторы высокого риска:
тяжелая степень ППЦНС, ВЖК (внутрижелудочко вые кровоизлияния) 2-3 ст, недоношенность 25-32 нед, реконвалесцент отека мозга, длительность сохранения немедикаментозно й комы, ишемии почек, ЖКТ и др.
Перечисленными выше неблагоприятными воздействиями не исчерпывается многообразие возможных патогенных влияний на плод. Но какова бы ни была их природа, в конечном итоге механизм действия сводится к хронической гипоксии и нарушению питания плода. Изменения в нервной системе определяются не столько свойствами самих факторов, сколько периодом внутриутробного развития, в котором они действуют.
Учитывая совокупность факторов риска развития патологии центральной нервной системы у детей разработаны и внедрены в работу Способы прогнозирования детского церебрального паралича у доношенных и недоношенных детей – в возрасте 1 месяца жизни с точностью 95% и чувствительность ю 80%. Автором этой работы, которая имеет патенты является главный врач МЦ «Здоровое детство» Елена Витальевна Аронскинд.
Профилактика ДЦП
В первую очередь, профилактируем пренатальные факторы и факторы, действующие во время беременности. Подготовка к беременности, своевременное наблюдение акушером-гинекол огом, подготовка к родам (изучение периодов родов, обучение дыханию, подготовка родовых путей, тренировка качества выдержанности и контроля над собой в стрессовых ситуациях и др.).
Если ребенок получил негативное воздействие, то профилактика формирования ДЦП зависит от группы риска, в которую попадает ребенок.
Основной мерой профилактики является раннее начало. Реабилитация должна начинаться с первых дней жизни ребенка, в тяжелых случаях с момента выхода из критического состояния (даже в реанимации), но при условии компенсации соматического статуса, отсутствия частых серийных генерализованных судорожных приступов.
Занятия с детьми из группы низкого риска :
1. Методы двигательной реабилитации
— Развивающая гимнастика по Цукунфт-Хубер
— Акватерапия для младенцев
2. Массаж ( общий, Шанталы)
3. Физиотерапия – ОСТОРОЖНО!
Проводится с частотой один курс раз в два три месяца. Между курсами ежедневно достаточно один раз мама проводит занятия в домашних условиях по разработанной программе.
Занятия с детьми из группы высокого риска :
— Войта-терапия(ме тод рефлексолокомоци и)
— Бобат-терапия (невро-физиотера пия)
— Акватерапия для младенцев
Массаж ( общий, точечный, функциональный)
Курсы проводятся ежемесячно до 1,5 лет. Между курсами ежедневно 3-4 раза в день мама проводит занятия в домашних условиях по разработанной программе.
Уважаемые родители, не теряйте драгоценное время первого года жизни!
Записаться на прием: +7 (343) 289-55-02
- Новости
- Отзывы
- Иногородним
- Лечение ДЦП
- Статьи
- Прайс
- Вакансии
- Презентация МЦ «Здоровое детство»
- Политика конфиденциальности
- Согласие на обработку персональных данных
- Бланк доверенности
Если Вы заметили ошибку на сайте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.