Психомоторное развитие ребенка

Развитие ребенка, пожалуй, одна из самых волнующих тем родительского сознания. Какими ключевыми навыками для своего возраста он должен обладать и какие пути становления ему присущи, порой без базы знаний определить самостоятельно не под силу. Здесь большую роль играет многодетность. В этом случае у вас есть наглядный пример для сравнения. Но если в вашей жизни пока только один ребенок, то компетентная литература – спасение.

На ранних этапах развития ребенка разделяют два вида патологий: врожденная и приобретенная. Если к первой вы носите косвенное причастие, то виной второй родители. Именно от них зависит адаптационный период ребенка. Общение с матерью и членами семьи в детском возрасте несет огромное значение в формирование личности, его умений и навыков. В противном случае вы столкнётесь с задержкой психического развития на ранней стадии. Если этот феномен ещё под силу исправить, то развившуюся в последствии полную социальную дезадаптацию – нет. Неспособность к жизни в окружающем мире – настоящая катастрофа для маленького человека.

Психомоторное развитие достаточно широкое в своем смысле слова, оно включает в себя оценку зрения, слуха, двигательных функций, социальный контакт и другие. Здесь учитываются многие факторы, начиная от положения головки малыша, до самостоятельного приема пищи.

Немаловажный аспект, это чрезмерно активная воспитательная функция. К примеру, ребенок не может самостоятельно удерживать игрушку, если ему никогда ее не давали, но также и из-за врожденной патологии. Если вы склоняетесь ко второму, то есть срочная необходимость в посещении педиатра, который сможет вынести профессиональный вердикт.

Двадцать восемь лет назад были разработаны наглядные таблицы психомоторного развития для быстрого определения результата. Что позволяет мгновенно сделать первую оценку наличия патологии. Таблицы легки в использовании и очень функциональны. Рассмотрим первые три года развития ребенка, основываясь на данные показатели.

До года:

За двенадцать месяцев своей жизни ребенок учится самым главным вещам познания окружающего мира. С каждым днем багаж его знаний и навыков пополняется, что двигает психомоторное развитие. На данном этапе не стоит основополагаться на табличные данные буквально. Ведь некоторые умения больше присущи девочкам, а другие мальчикам. Также дети делятся на «ранних» и «поздних». Но не стоит слишком затягивать с оценкой, так как месячных сдвигов быть не должно.

По статистической оценке средних показателей психомоторного развития ребенок до года должен научиться:

  • Улыбаться и реагировать на обращения взрослых.
  • Повторять слоги и звуки.
  • Показывать свое недовольство на резкие звуки и яркий свет.
  • Поднимать голову и удерживать её не менее 20сек.
  • Фиксировать взгляд на предметах.
  • Поворачиваться со спины на бок и обратно.
  • Пружинить ножками, при поддержке за подмышки.
  • Поворачивать голову в сторону звука.
  • Тянуться к игрушке и хватать ее.
  • Громко смеяться.
  • Узнавать маму.
  • Самостоятельно сидеть.
  • Вставать на четвереньки и уверенно ползать.
  • Самостоятельно вставать у опоры и опираться на ноги.
  • Брать мелкие предметы двумя пальцами.
  • Сооружать пирамиду из кубиков.
  • Есть с ложки и пить из кружки.
  • Узнавать знакомых, и пугаться чужих.
  • Играть в «ладушки» и «прятки».
  • Кивать положительно и отрицательно головой.
  • Знать свое имя и откликаться на него.
  • Показывать пальцем на знакомые предметы.
  • Использовать по назначению расческу.
  • По просьбе обнимать родителей, стремиться к одобрению.
  • Подражать действиям других.
  • Умышленно бросать игрушки.
  • Показывать части лица и тела по просьбе.
  • Голосом или жестом сигнализировать о своих желаниях.
  • Понимать значение слов «можно» и «нельзя».

Психомоторное развитие ребенка

До двух лет:

На втором году жизни психомоторное развитие ничем не уступает годовалому. К уже приобретенным навыкам добавляется ряд более сложных и расширенных умений. Малыш учится:

  • Много ходить, приседать, перешагивать препятствия.
  • Самостоятельно кушать ложкой.
  • Повторять действия игр.
  • Понимать значения слов «круг», «шарик», «квадрат» и другие.
  • Различать предметы по цвету и величине.
  • Стремительно увеличивать словарный запас.
  • Применять более сложные слова в диалоге.
  • Самостоятельно надевать на себя детали одежды.
  • Отвечать на простые вопросы.
  • Использовать глаголы, прилагательные и местоимения в речи.
  • Уметь задавать вопросы.
  • Рисовать «каракули» карандашом.

Психомоторное развитие ребенка

До трёх лет:

Основные навыки этого возраста больше совершенствуются, нежели добавляются новые. Здесь важно уделять ребенку как можно больше внимания и помогать в его развитии. С двух до трех лет малышу необходимо научиться:

  • Перешагивать препятствия, равные высоте одной средней ступени.
  • Полностью самостоятельно одеваться.
  • Формулировать сложные предложения.
  • Задавать вопросы «Где?», «Когда?».
  • Различать события «вчера», «сегодня», «завтра».
  • Знать геометрические формы и основные цвета (белый, черный, красный, зеленый, синий).
  • Играть в игры с сюжетом.
  • Знать применение салфетки или носового платка.
  • Лепить фигурки из пластилина и рисовать простые рисунки на бумаге.

Психомоторное развитие ребенка

Полагаться в этом вопросе стоит на многие аспекты, которые подробно описаны в научной литературе. Немало великих российских и зарубежных авторов посвятили этой теме не одно свое издание. Наука о детях очень интересная, она с каждым днем приобретает все новые краски, тем самым совершенствуя прежние показатели. Но не стоит забывать и о том, что психомоторное развитие напрямую связано с воспитанием. И только от этих факторов зависит то, кем в будущем станет ваш ребенок.

Информация только для специалистов в сфере медицины, фармации и здравоохранения!

Психомоторное развитие ребенка

Т.В. Кустова 1 , к.м.н., Т.Е. Таранушенко 1 , д.м.н., профессор, И.М. Демьянова 2 , к.м.н.

1 Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, Красноярск
2 Красноярский краевой клинический центр охраны материнства и детства, Красноярск

В статье авторы поднимают вопрос проблемы диагностики нарушений развития детей раннего возраста. Представлен обзор отечественных и зарубежных методов оценки психомоторного развития. Предложен «Алгоритм диагностики психомоторного развития ребенка», основанный на ступенчатом подходе в оценке динамики нервно-психического развития ребенка.

T.V. Kustova 1 , T.E. Taranushenko 1 , I.M. Demyanova 2 1

1 Professor V.F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, Krasnoyarsk, Russian Federation
2 Krasnoyarsk Regional Center of Protection of Mothers’ and Children’s Health, Krasnoyarsk, Russian Federation

Evaluation of psychomotor development of a child of early age: what should the pediatrician know

The authors raise the question of the problems of diagnosis of developmental disorders in young children. The article provides a review of domestic and foreign methods of diagnostics of psychomotor development. The «Algorithm for diagnosing the child’s psychomotor development» is proposed, based on a step-by-step approach to assessing the dynamics of the child’s neuropsychological development.

Психомоторное развитие ребенка

Загрузить файл

1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учебное пособие. 3-е издание, стереотипное. М.: Академия, 2006. 144 с.

2. Таранушенко Т.Е., Кустова Т.В., Анциферова Е.В., Демьянова И.М., Дочкина Е.С., Ярусова О.А. Психомоторное развитие детей раннего возраста: учебно-методическое пособие. Красноярск, 2017. 104 с.

3. Бадалян Л.О. Невропатология : учеб. для студ. высш. учеб.заведений. М.: Академия, 2012: 400 с.

4. World Health Organization, & WHO Multicentre Growth Reference Study Group. WHO motor development study: Windows of achievement for six gross motor development milestones. Acta Paediatrica Supplemen. 2006, 450: 86-95.

5. Кукушкин Д.В., Кузнецова Т.А., Нечаева Т.М. Факторы риска и структура задержек нервно-психического развития детей раннего возраста: возможности и перспектива диагностики на педиатрическом участке. Педиатрическая фармакология, 2008, 5(6): 26-29

6. Кешишян Е.С. Психомоторное развитие детей на первом году жизни (пособие для врачей). М., 2000. 48 с.

7. Griffiths R. In: The Griffiths Mental Development Scales: From Birth to 2 Years: Manual Rev. Huntley M, editor. Oxford: The Test Agency, 1996.

8. Непосредственное обследование ребенка. Под ред. В.В.Юрьева. СПб.: Питер, 2009. 384 с.

9. Зыков В.П., Ахмадов Т.З., Нестерова С.И., Сафонов Д.Л. Диагностика и лечение двигательных расстройств у детей раннего возрас-та. Эффективная фармакотерапия, 2011, 31: 6-11

10. Журба Л.Т., Мастюкова Е.А. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. М.: Медицина, 1981. 271 с.

11. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2005.

12. Козловская Г.В., Баженова О.В. Микропсихиатрия и возможности коррекции психических расстройств в младенчестве. Журн. невропатол. и психиатр., 1995, 5: 48-52

Психомоторное и речевое развитие являются одними из основных показателей, характеризующих состояние здоровья малыша. Психомоторное развитие включает в себя большой комплекс показателей: совершенствование рефлексов, зрения, слуха, двигательных навыков, мелкой моторики, активной и пассивной речи, сенсорного восприятия, эмоций, навыков коммуникации и социализации.

Каждый родитель озабочен тем, чтобы его малыш развивался своевременно и был здоровым. И важным условием для этого является регулярное наблюдение у специалистов. В клинике La Salute мы собрали команду педиатров и детских неврологов высшей квалификационной категории.

Психомоторное развитие ребенка

Психомоторное развитие ребенка

Врач высшей категории

Стаж работы: более 35 лет

Психомоторное развитие ребенка

Стаж работы: 14 лет

Психомоторное развитие ребенка

Стаж работы: 14 лет

Психомоторное развитие ребенка

Стаж работы: 21 год

Головной мозг малыша отличается от головного мозга взрослого человека. Дифференцировка (деление клеток) нервных клеток достигается к 3 годам. И только к 8 годам кора головного мозга ребенка по строению похожа на кору взрослого человека.

Оценка психомоторного и речевого развития детей дошкольного возраста напрямую связана со скоростью физического и психоэмоционального развития. А потому и проводится с различной частотой в каждом из возрастных периодов.

  • 1-ый год жизни – ежемесячно
  • с 1 до 2-х лет – каждые 3 месяца
  • с 2 до 6-ти лет – ежегодно

Календарь первого года развития ребенка

  • 1 месяц. Малыш вздрагивает при резких звуках, ненадолго фиксирует взгляд на ярком предмете, начинает улыбаться, может недолго удерживать головку.
  • 2 месяца. Малыш поворачивает головку в сторону звку, более уверенно следит за движущимися перед глазами предметами, на обращение к нему улыбается.
  • 3 месяца. Ребенок прислушивается к звукам, фокусирует взгляд на предмете, тянется к игрушкам. Лежа на животике, опирается на предплечья и полусогнутые ножки.
  • 4 месяца. Проходит гипертонус рук, малыш реагирует на появление мамы, может перевернуться на животик. Он начинает громко смеяться, при кормлении старается поддерживать грудь или бутылочку ручками.
  • 5 месяцев. Малыш уже отличает родных и чужих людей, может стоять при поддержке, берет игрушку из рук взрослых, долго и активно гулит.
  • 6 месяцев. Ребенок начинает попытки ползать, сидит при поддержке, лепечет, может кушать с ложки.
  • 7 месяцев. Малыш увереннее ползает и сидит, показывает предмет на вопрос «где?», пьет из чашки из рук взрослого. У него появляются разные интонации в лепете.
  • 8 месяцев. Ребенок самостоятельно садится, встает, начинает ходить, держась за опору. Активно произносит простые слоги. Узнает родных по фотографии.
  • 9 месяцев. Может ходить при поддержке взрослых, выполняет простые просьбы (покажи, дай), жестикулирует, повторяет услышанные слоги.
  • 10 месяцев. Малыш знает и показывает разные части тела, произносит первые простые слова, может залезать и слезать со стула/дивана.
  • 11 месяцев. Ребенок начинает стоять без опоры, пробудет делать первые шаги самостоятельно. Реагирует на слова «можно» и «нельзя».
  • 12 месяцев. Произносит около 8-10 слов, понимает около 100. Начинает самостоятельно ходить. Выполняет простые просьбы, начинает пить из чашки сам, может подбирать предметы по форме.

Факторы, влияющие на развитие

  • Генетические. Ребенок может немного отставать или опережать сверстников, если имеет к этому генетическую предрасположенность.
  • Наследственные. Наличие наследственных заболеваний может повлечь за собой отставание ребенка в развитии.
  • Сложная беременность. Здесь учитывается множество причин: заболевания матери, инфекции, угроза выкидыша, гипоксия плода, тяжелые или срочные роды, родовые травмы.
  • Экологические. Территория, на которой родился и проводит первые годы своей жизни ребенок, может оказать как негативное, так и благоприятное влияние на развитие малыша.
  • Социальные. К этой группе факторов относятся обстановка в семье и люди, которые находятся в окружении ребенка.
  • Материально-бытовые. Отсутствие полноценного питания, развивающих игрушек влияет на развитие ребенка.
  • Психоэмоциональные. Недостаточное внимание к ребенку со стороны родителей очень часто провоцирует психомоторные и речевые задержки в развитии малыша.

Важная роль педиатра

Если вас что-то настораживает в развитии своего ребенка, не стоит медлить с визитом к врачу. Во время планового осмотра педиатр оценивает не только антропометрические изменения, но и большое внимание уделает соответствию уровня психомоторного и речевого развития малыша его возрасту. В зависимости от ситуации доктор направляет ребенка к узкопрофильному специалисту на дополнительное обследование.

Доверяя врачам нашей клиники, вы можете быть спокойны за здоровье и своевременное развитие своего малыша.

Психомоторное развитие — это обширное понятие, включающее в себя следующие критерии:

  1. Развитие моторики. Она делится на два вида — крупная и мелкая. Развитие крупной моторики — это двигательные функции; развитие мелкой моторики — это развитие моторики рук и координация движений
  2. Развитие статики. Включает в себя умение держать голову и туловище в определенном положении.
  3. Развитие сенсорных реакций, то есть адекватная реакция ребенка на внешние факторы
  4. Развитие языка и его понимание.
  5. Социальное развитие. Умение общаться с людьми, развитие коммуникативных функций.

Психомоторное развитие ребенка с 0 до 3 месяцев

  • Умение хорошо держать голову в вертикальном положении и в положении лежа на животе
  • Может поворачиваться на бок и тянуть руки к игрушкам
  • Умеет фиксировать взгляд на определенном и следить за его передвижениями
  • Реагирует на присутствие других людей
  • Многократно «агукает», повторяет слоги
  • Реагирует на внешние раздражители

Психомоторное развитие ребенка с 4 до 6 месяцев

  • Умеет переворачиваться на живот и обратно, тянется к своим ногам, играется с ними, может сидеть сам или с поддержкой
  • Тянется к игрушке, играет с ней держа в своих руках, перекладывает ее из руки в руку
  • Уверенно находит источник звука в комнате поворачивая голову в его сторону
  • Начинает реагировать на свое имя, узнает мать и сам к ней тянется
  • Долго лепечет, повторяет разные звуки
  • Громко реагирует на эмоциональное обращение

Психомоторное развитие с 7 до 9 месяцев

  • Самостоятельно сидит, встает на четвереньки и пробует ползти вперед
  • Сам может вставать, держась за что то, может переступать при поддержке за две руки
  • Пытается доставать разные предметы, при этом изменяя положение тела
  • Старается брать мелкие предметы двумя пальцами
  • Уверенно играет с игрушкой, размахивает ею, следит за ней, если та упала вниз
  • Начинает есть с ложечки и пить с чашки
  • Узнает взрослых, различает знакомых и незнакомцев
  • Может произнести несколько простых слов (мама, папа, баба)
  • Реагирует на свое имя, поворачивается на голос, выражает симпатию

Психомоторное развитие с 10 до 12 месяцев

  • Может сделать несколько шагов без поддержки
  • Может быстро и уверенно ползать
  • Умеет собирать пирамиду из игрушек, закрывает ящики, сам может спрятать игрушку в коробку
  • Умеет использовать расчёску, хорошо держит ложку и чашку
  • Легко идет на контакт, любит взаимодействовать и играть с другими детьми
  • Реагирует на музыку, пытается делать танцевальные движения, самостоятельно или когда просят
  • Выполняет просьбы и понимает запреты
  • Понимает, когда говорят можно, а когда нельзя
  • Может выражать свои желания, голосом или жестами

Психомоторное развитие с 1 года до 1,5 лет

  • Долго и уверенно ходит, умеет приседать, переступает препятствия
  • Самостоятельно может кушать густую пищу, более уверенно орудует ложкой
  • Различает форму (шарик, кубик, квадрат) и величину предметов
  • Начинает рисовать, сперва линии, потом штрихи и округлые линии, любит рассматривать рисунки
  • Знает больше слов, постоянно учит новые
  • В общении может использовать более сложные слова и предложения
  • Любит играть со своими сверстниками, учится быть опрятным, легко выполняет указания взрослых

Психомоторное развитие с 1,5 до 2 лет

  • Начинает бегать, уверенно ходит и перешагивает препятствия
  • Начинает одеваться при помощи взрослого
  • Может понимать рассказ по картинке, любит слушать сказки
  • Может давать ответы на простые вопросы
  • Делает несложные постройки из кубиков
  • Начинает комментировать и обозначать свои действия короткими фразами

Психомоторное развитие с 2 до 3 лет

  • Хорошо ходит без посторонний помощи, бегает, уверенно поднимается по ступеньках
  • Перешагивает невысокие препятствия (до 30 см)
  • Может одеться сам или с минимальной помощью взрослого
  • Знает и называет цвета, задает много вопросов взрослым, легко учит простые стихи и запоминает мелодии
  • Рисует простые рисунки, начинает лепить из пластилина
  • Начинает проявлять жалость, обиду, любовь, страх
  • Строит многословные предложения
  • Во всем подражает взрослым

Психомоторное развитие ребенка 4-6 лет

  • Хорошо играет в разные игры
  • Начинает писать, учится читать, легко усваивает новую информацию, легко изучает иностранные языки
  • Потребность общения со сверстниками и взрослыми возрастает
  • Через игры ребенок изучает много нового
  • За уровнем развития ребенок готов к школе
  • Замедляется процесс роста, но совершенствуются функции других органов и систем
  • Ребенок обучается езде на велосипеде, коньках, учится танцевать, вышивать
  • Очень хорошо работает память

В младенческом возрасте (от рождения до года) ведущей деятельностью является эмоциональное общение матери и ребенка. Именно в процессе этого общения формируются базовые составляющие психического развития.

Динамика психомоторного развития в первые годы жизни зависит от биосоциальных факторов, прежде всего от состояния центральной нервной системы, образовательных процессов, социального окружения ребёнка.

На первом году жизни мозг ребенка обладает пластичностью и способностью к конструктивным изменениям. Ребёнок овладевает ходьбой и активной речью, манипулятивной деятельностью, пониманием обращенной к нему речи.

В первые месяцы жизни у ребёнка интенсивно развивается сенсорная система — появляется зрительное и слуховое восприятие. К трем месяцам у ребенка уже отчетливо выражена ведущая деятельность, которая проявляется в комплексе оживления (который реализуется в двигательной и эмоциональной активности), комплексе социальной улыбки (появляется улыбка, затем смех, и общение ребенка со взрослым приобретает дифференцированный характер).

Эмоциональное общение взрослого с младенцем формирует у него коммуникативную потребность и стимулирует развитие речи.

В период от 3 до 6 месяцев происходит совершенствование зрительных, слуховых, эмоциональных, голосовых реакций на восприятие речи взрослого; осуществляется сенсорное развитие ребенка.

Овладение манипулятивной деятельностью способствует активизации познавательной деятельности.

Ребенок с отставанием в развитии не реагирует эмоционально на общение с взрослым и на окружающие предметы, что проявляется в несформированности комплексов младенческого возраста.

В период раннего детства осуществляется интенсивное развитие движений ребенка, он овладевает многими новыми действиями; формируются и осуществляются новые виды деятельности. В этом возрасте ребенок овладевает прямой походкой, что вызывает у него положительные эмоции, расширяет границы восприятия окружающего мира.

Схема психомоторного развития
детей раннего возраста

Источник: Бадалян Л. О., Журба Л. Т.,
Всеволожская Н. М.
Руководство по неврологии раннего детского возраста.— Киев : Здоров » я, 1980,—528 с.

Обследование детей раннего возраста включает анализ анамнестических данных, общий осмотр, оценку неврологического и психического статуса, вспомогательные методы диагностики.
О состоянии ребенка при рождении косвенно свидетельствуют наличие и длительность асфиксии, оценка по шкале Апгар (табл. 1), динамика состояния в родильном доме.

Таблица 1. Шкала Апгар

Примечание . Сумма баллов от 1 до 3 указывает на тяжелое состояние, от 4 до 6 — средней тяжестп, от 7 до 10 — на удовлетворительное.

Следует уточнить, как протекало развитие ребенка после периода новорожденности. Для его оценки можно использовать табл. 2.
Следует также выяснить динамику росто-массовых показателей, темп увеличения окружности черепа. Полученные сведения позволяют в ранние сроки выявить признаки нарушения психо-моторного развития.
Большое значение имеют сведения о родственниках ребенка. При отягощенной наследственности необходимо составить родословную.

Прежде чем приступить к неврологическому обследованию ребенка, необходимо провести его общий осмотр.
Осмотр ребенка раннего возраста проводят в спокойной обстановке, исключая по возможности, отвлекающие факторы. Исследование новорожденных следует проводить через 1,5 — 2 ч после кормления. Температура воздуха в помещении должна быть : 25 — 27° С. Свет должен быть ярким, н о не раздражающим, а поверхность, на которой обследуют ребенка, мягкой, но не прогибающейся.
Положительную эмоциональную реакцию у грудного ребенка вызывает тихая ласковая речь, негромкие звуки, яркие игрушки .
С детьми старше года легче вступить в контакт в игровой ситуации. Отрицательные эмоции (испуг, плач) во многом затрудняют осмотр и интерпретацию его результатов.

Таблица 2. Возрастное развитие ребенка 1-го года жизни

Особенности внешнего вида ребенка, изменения строения черепно-лицевого скелета и опорно-двигательного аппарата, пигментные пятна на коже и слизистых оболочках могут помочь в диагностике целого ряда заболеваний.
При осмотре головы врач должен обратить внимание па форму черепа, его размеры, наличие асимметрий, кефалогематомы, нахождение костей друг на друга.
Форма черепа. У новорожденного череп имеет долихоцефалическую форму, а через несколько месяцев становится брахицефалическим за счет увеличения поперечного диаметра.
После первого года жизни вновь происходит увеличение продольного диаметра.
Чрезмерное увеличение продольного или поперечного диаметра черепа наблюдается при различных патологических состояниях. Так, долихоцефалическая форма черепа часто наблюдается у недоношенных детей и обусловлена деформацией костей при частом укладывании ребенка на бок. Брахицефалическая форма черепа может быть следствием уплощения затылочной кости при длительном лежании на спине. Долихоцефалическая и брахицефалическая формы черепа наряду с дефектами ухода могут быть обусловлены нарушением внутриутробного развития. В этих случаях деформации наблюдаются с рождения и сочетаются с другими признаками дизэмбриогенеза.
Изменение формы черепа иногда связано с конфигурацией его в период родов, когда происходит нахождение теменных костей друг на друга или лобные и затылочные кости заходят под теменную. Спустя некоторое время после рождения голова принимает нормальную форму. Иногда резкая конфигурация приводит к деформации черепа, которая сохраняется длительное время.
Форма черепа может быть изменена в результате родовой опухоли или кефалогематомы новорожденного. Родовая опухоль располагается в месте предлежапия головки плода, имеет тестоватую консистенцию и без четких границ переходит в обычные ткани.
Кефалогематома — кровоизлияние под надкостницу. Она четко отграничена и располагается в пределах одной кости, в некото¬рых случаях бывает двусторонней. Родовая опухоль исчезает в течение первых 2—3 сут. Кефалогематома рассасывается медлен¬но, иногда может нагнаиваться или обызвествляться.
Роднички черепа. При осмотре необходимо обратить внимание на состояние родничков. Они расположены в области схождения швов. Передний, большой, расположен между лобными и теменными костями, на месте соединения венечного и продольного швов; задний, малый,— между теменными и затылочными костями, на месте пересечения продольного и ламбдовидного швов. Передние боковые роднички на стыках лобной и теменной костей с большим крылом основной и чешуей височной кости; задние — н а месте стыка теменной кости с височной и затылочной. Обычно боковые роднички зарастают уже к моменту рождения или в течение первых недель жизни. Малый родничок закрывается к 2—3 мес. жизни. Передний родничок при рождении имеет размеры от 2,5 до 3,5 см, затем прогрессирующе уменьшается к 6 мес. и в 8—12 мес. закрывается.
При патологических процессах, сопровождающихся повышением внутричерепного давления, роднички закрываются позднее или вновь открываются. Малые размеры переднего родничка могут быть вариантом нормы, если они не сопровождаются уменьшением окружности черепа, темпов его прироста и задержкой психомоторного развития.
Размеры головы. Во время осмотра необходимо измерить окружность черепа. Нормальные размеры черепа у детей раннего возраста представлены ниже (табл. 3).
Даже при нормальном развитии ребенка могут быть физиологические отклонения от средних величин, которые часто связаны с конституциональными особенностями. Поэтому при клиническом осмотре надо обязательно обратить внимание на размеры головы родителей и ближайших родственников ребенка.

Таблица 3. Окружность головы у детей раннего возраста

С физическим развитием малыша мы с вами уже определились, теперь необходимо поговорить о развитии психомоторном или по-другому оценить навыки и умения малыша, уровень его развития и соответствие его нормативным значениям, принятым для каждого возраста. И опять же, я не устаю повторяться, не стоит оценивать уровень развития ребенка, исходя из ваших субъективных знаний – при сравнении детей с соседскими, подружкиными, и т.д. Не факт, что у их детей все в порядке с здоровьем и развитием, хотя они думают иначе. У меня есть одна знакомая мама, в три года ее ребенок не произносит ни единого слова (вообще, слов не говорит никаких), общается писками-визгами, постоянно все грызет и тянет в рот, но ее это не беспокоит – она считает это нормальным.

На что опираться в оценке.

Не стоит опираться на свой опыт, даже если в семье растет не один, а несколько детей – темпы развития у детей разные, хотя общие черты и линии развития, конечно, есть у всех детей. Если же у вас в семье один ребенок, вам вообще сложно судить об уровне его развития, даже если на прогулке вы общаетесь с другими родителями и наблюдаете за их малышами. В психомоторном развитии есть достаточно четкие критерии развития детей по линиям развития и возрастам, опираться в оценках стоит именно на них, а не на собственные наблюдения.

Ребенок развивается в первые годы жизни очень быстро, у него месяц за месяцем формируется свой комплекс навыков, необходимый для существования в данных условиях и в данном возрасте. Есть критерии, которые являясь для новорожденных вполне нормальными, являются уже абсолютной патологией для ребенка в полгода. Поэтому, при оценке нужно сверяться с данными по своей возрастной группе, отмечая время возникновения навыка и время его уверенного выполнения (например, первые шаги и уверенная ходьба). Но нужно помнить, что психомоторное развитие – это динамический показатель, он колеблется в рамках возрастных норм и не может быть очень жестким, то есть для него устанавливаются сроки «от и до».

Что входит в понятие психомоторного развития.

Психомоторное развитие ребенка складывается из достаточно большого количества составляющих – чтобы ребенок развивался полноценно и гармонично, ему важно гармоничное и одновременное развитие органов зрения, слуха, обоняния и осязания, важна одновременная тренировка всех групп мышц, мелкой моторики, мышечный тонус и сухожильные рефлексы. Только целый комплекс всех этих составляющих даст полноценное развитие. По мере взросления ребенку важно развитие целенаправленных движений, развитие крупной, затем и мелкой моторики рук, формирование социальных навыков и навыков общения и социализации в коллективе. В медицине поэтапное становление, формирование, развитие навыков называют «ведущие линии развития».

Изначально развитием этих навыков занимаются родители и близкие родственники, по мере взросления подключается детский коллектив, группы раннего развития, садик, затем уже школа. Но на каждом этапе жизни ребенка важно отмечать своевременное овладение необходимыми навыками, совмещение этого навыка с другими, важными и необходимыми действиями. Так, при занятии с пирамидкой, малыш должен не только брать и удерживать колечко, но в дальнейшем проводить действия с ним, попытки надеть его на основание пирамидки. Тогда можно будет считать навык освоенным. Чтобы развитие психомоторных навыков считалось успешным, необходимо, чтобы малыш постоянно контактировал, общался с мамой и папой, другими членами семьи, был активным участником событии а не простым созерцателем.

Родителям важно уделять внимание правильному, постепенно, по мере развития и возможностей малыша, его развитию, чтобы двигательная и психическая сферы развивались параллельно и гармонично. При невнимании со стороны родителей, дефиците общения с ребенком, запущенности его в педагогическом плане происходит задержка его развития, не столько физического, сколько психического. Но, по мере торможения психического развития, постепенно начинает присоединяться и торможение в освоении новых двигательных навыков. В итоге может формироваться сильное отставание в развитии, нарушение социальной адаптации, ребенок становится слабо приспособленным к условиям окружающей жизни и социализации.

Как же оценить развитие ребенка правильно?

Все мы примерно знаем сроки, когда малыш должен начать делать то или иное действие – держать головку, садиться, стоять. Но чтобы это делать точно и правильно, необходимо наличие четко разработанных критериев и ориентиров, которые дадут представление о границах нормы и патологии. С начала девяностых годов в практику врачей-педиатров и неврологов были введены особые оценочные таблицы, их в дальнейшем включили в состав карты развития малыша (история развития). Этими таблицами очень просто пользоваться как врачам, так и самим родителям, в них много информации, изложенной просто и доступно, они легки в использовании и наглядны.

По этим таблицам оценивается психомоторное развитие малышей с возраста от рождения до семи лет. Таблички составляются в хронологическом порядке по годам развития малыша, внутри каждого года, при необходимости, происходит разбивка на более мелкие периоды (недели, месяцы, кварталы и полугодия). (смотрим таблички).

Консультация для родителей:

Психомоторное развитие ребёнка в раннем детстве

Развитие – это процесс качественных и количественных изменений, исчезновение старого и появление нового, источник и движущие силы которого заключены в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности.

Психомоторика (греч. psuhe – душа, лат. movere – двигать).

Понятие было введено в 1913 г. в детскую неврологию учёным Дюпре, ему так же принадлежит положение о том, что психическое и двигательное развитие тесно связаны друг с другом.

Закон Дюпре лёг в основу психомоторной реабилитации в связи с признанием того, что воздействие, активизирующее развитие одной сферы может оказать положительное влияние на развитие другой.

Психомоторика понимается сегодня как связь моторики с совокупностью познавательных процессов и эмоционально – волевой сферы.

Двигательная и познавательная сфера – любое движение, как бы случайно оно не возникло является для ребёнка живым опытом.

Каждое движение сопровождаются ощущениями, которые исходят не только от предмета, но и от собственных мышц.

С другой стороны, без движения не формируются ощущения и представления.

Таким образом, мозг ребёнка побуждается к жизни двусторонними потоками раздражений, идущих от ЦНС к мышцам, и обратно. Следовательно, существует тесная связь между становлением двигательной сферы и ростом интеллекта.

Не только первые сознательные эмоционально-волевая сфера познавательная сфера (психические процессы, речь) двигательная сфера (мелкая и общая моторика) мысли и ощущения порождаются в ребёнке движениями, но и в последующем двигательная сфера способствует работе мозга.

Двигательная и эмоционально-волевая сфера

Движения и вызываемые ими ощущения представляют для ребёнка большую ценность и являются для него источником радости.

Многие исследователи считают, что именно положительные эмоции, которые возникают при движении, являются стимулом к их повторению.

При отсутствии необходимых условий для формирования двигательной сферы, дети растут эмоционально вялыми, а на более ранних этапах развития, дефицит движений пытаются компенсировать неадекватными двигательными актами.

Познавательная и эмоционально-волевая сфера

Развитие этих сфер оказывает влияние на становление психических процессов и речи.

С другой стороны, низкий уровень развития познавательной сферы оказывает негативное влияние на формирование эмоций и воли ребёнка.

Период младенчества: от рождения до года

В этот период возникает первая своеобразная деятельность, которая приобретает ведущее значение – эмоциональное общение.

Важны не столько слова, сколько интонация, мимика, голос.

Под влиянием общения появляется радостное настроение, что выражается в комплексе оживления, повышается общежизненный тонус, усиливается активность ребёнка.

Всё это способствует двигательному и сенсорному развитию ребёнка.

Средства, которые использует младенец:

  1. мимика
  2. выразительные жесты
  3. экспрессивные вокализации

Во втором полугодии жизни определяется психическое развитие ребёнка становлением 2 взаимодополняющих факторов.

1. Предметно – манипулятивная деятельность.

2. Ситуативно – деловое общение с окружающими, осуществляющееся в деятельности, производимой ребёнком совместно со взрослым.

Общение приобретает форму совместной деятельности, в ходе которой взрослый демонстрирует ребёнку элементарные действия, а также помогает их выполнить.

  • ходьба,
  • ползание,
  • бег,
  • предметные действия.

Взрослые в этом периоде являются основным источником и организатором разнообразных впечатлений ребёнка (зрительных, слуховых, тактильных).

Двигательная сфера:

При появлении на свет, новорождённый является беспомощным существом, у него нет никаких движений на сохранение позы и тем более по перемещению в пространстве.

Среди движений младенца выделяются 2 основных типа:

  1. безусловные движения различного характера: сосательные, хватательные.
  2. беспорядочные хаотичные движения: движения, представляющие собой сочетания различных некоординированных актов.

Первый год жизни имеет важнейшее значение в психомоторном развитии ребёнка. Развитие мозга в этом возрастном периоде осуществляется в более высоком темпе.

Беспомощный новорождённый к концу первого года жизни представляет собой относительно самостоятельного человека, который овладевает прямостоянием, ходьбой, предметно – манипулятивной деятельностью, начальным пониманием обращённой речи.

Период раннего детства: от года до трёх

Происходит переход к предметным действиям.

Особенно значимым для психомоторного развития ребёнка являются действия:

  • соотносящие действия (цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов в определённые пространственные отношения)

Сборно — разборные игрушки: матрёшки, пирамидки.

  • орудийные действия (в ходе которых один предмет или орудие используется для воздействия на другой предмет.

Под влиянием предметных действий у детей интенсивно развиваются ощущения и восприятие, а также компоненты наглядно – действенного мышления. Происходит обработка данных оттенков переживаний и их мимических выражений.

Также происходит дальнейшее двигательное развитие дифференцированных движений ног, улучшение координации движений, ходьба как «ненасытная потребность» ослабевает лишь к третьему году.

Развиваются умения преодолевать препятствия: горка – лестница, начинают складываться основные виды прыжков.

Развивается умение манипулировать мелкими предметами, затем формируются начальные навыки самообслуживания.

Складываются основные виды детской деятельности.

Период от года до трёх сенситивен для развития речи.

Нарушения в психомоторном развитии у детей в раннем детстве

У таких детей к 3 – м годам не сформирована предметная деятельность, у них наблюдается наличие неадекватных действий с предметами.

Они не знают функциональных назначений предметов, их названий, не владеют способами действий с ними.

Также отмечается низковыраженная готовность к установлению контакта со взрослыми, детей сложно привлечь к совместной деятельности.

Отмечается задержка в развитии речи и общения.

У многих детей может отсутствовать активная речь:

  • первые слова – после 2 – х лет,
  • фразы после 3 – х лет. (Норма – 2 – 2,5 года).

Без специально организованной коррекционно – развивающей работы динамика в психомоторном развитии таких детей незначительна.

В жизни каждого человека бывают моменты, когда он должен действовать самостоятельно. Первый шаг ребенка относится именно к таким моментам. Акт ходьбы, столь привычный для взрослого человека, требует от малютки максимального напряжения сил. Судите сами.

Алексей Митраков
Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков г. Москвы, детский невролог

Ох, нелегкая это работа.

Механизм акта ходьбы можно представить себе следующим образом. Каждый шаг обеспечивается синхронной работой противоположных групп мышц конечностей, которые носят название мышц-антагонистов. «Стратегическое руководство» моторными функциями организма — своего рода высшее представительство этих функций — сконцентрировано в так называемой моторной зоне коры больших полушарий головного мозга. При ходьбе в правом и левом полушариях (правое отвечает за мышцы левой ноги, а левое «ведает» правой ногой) происходит постоянная смена возбуждения и торможения моторных зон коры, обеспечиваемая функциональными связями между аналогичными участками коры противоположных полушарий. Теперь представьте себе, что, идя, например, на работу, человек вдумчиво анализирует акт ходьбы, скрупулезно фиксируя в сознании, какую группу мышц ему следует занять в каждый следующий момент, — ужасающая картина, не правда ли? Недаром существует притча о незадачливом человеке, задумавшемся однажды, с какой ноги ему сделать следующий шаг. Как известно, несчастный так и умер, не сдвинувшись с места. Чтобы избавить нас от этой трагической участи, расположенные ниже отделы головного мозга осуществляют контроль за моторными процессами, из которых складывается ходьба, обеспечивая таким образом автоматизм ходьбы.

Другое немаловажное условие успешной ходьбы — сохранение равновесия. Малейшие отклонения от вертикального положения тела, возникающие при ходьбе, воспринимаются рецепторами равновесия (вестибулярными рецепторами) и преобразуются в нервные импульсы. Эти импульсы поступают в центры равновесия, расположенные в стволе головного мозга, а оттуда направляются в кору головного мозга, где на основе их анализа вырабатывается ответная реакция.

Такова упрощенная схема акта ходьбы. Но необходимо помнить, что у детей этот механизм еще недостаточно сформирован — в силу целого ряда причин:

И наконец, физиологически повышенный тонус мышц-сгибателей, еще сохраняющийся в этом возрасте, мешает плавности движений, делает их толчкообразными, что затрудняет ходьбу.

Поэтому процесс обучения ходьбе отнимает очень много времени и сил, дается нередко ценой многочисленных падений.

Готовность номер один

К 9 месяцам организм ребенка в целом уже подготовлен к вертикальному образу жизни. В достаточной мере окрепла опорная система маленького человечка. Сердечно-сосудистая, пищеварительная и другие функциональные системы уже приспособились к действующей вдоль оси тела силе тяжести. Кровеносные сосуды обеспечивают оптимальное перераспределение крови с учетом потребностей жизненно важных органов (головной мозг, сердце, легкие, почки, печень). Благодаря слаженной работе кровеносных сосудов кожных покровов, механизмы теплоотдачи (избавление организма от лишнего тепла) сформированы в достаточной степени и уже могут адекватно реагировать на достаточно большие перепады температуры окружающей среды.

Нервная система, как уже отмечалось выше, стремится приспособиться к новым внешним условиям. В целом в неврологическом статусе можно отметить следующие перемены:

1. Постепенное угасание реакций выпрямления (см. мои статьи в №№10, 11).

2. Устойчивое закрепление реакций равновесия (см. мою статью в №11).

3. Начало формирования «взрослой» системы рефлексов, среди которых выделяют сгибательные и разгибательные:

Психомоторное развитие ребенка Психомоторное развитие ребенка

О чем расскажет походка

Походка играет исключительно важную роль при оценке моторной функции ребенка. Что же должно насторожить?

При двусторонних поражениях двигательной системы возникает спастико-паретичная походка. Ребенок опирается на носочки, пятки приподняты и повернуты наружу, ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, бедра сведены. Такие дети снашивают обувь по внутренней поверхности носков.

Гемипаретическая походка, возникающая при поражении двигательной системы одного из полушарий мозга, характеризуется приволакиванием одной ноги, в которой преобладает тонус разгибательной группы мышц. При этом рука с той же стороны согнута и прижата к туловищу.

У детей с гиперкинезами (см. в предыдущем номере журнала) походка отличается избыточными, нецелесообразными, вычурными движениями конечностей. Равновесие при этом страдает в меньшей степени.

Дети с нарушениями двигательной функции, вызванными патологическим процессом на «периферии» нервной системы, обычно ходят, высоко поднимая колени, при этом стопы свисают, «пришлепывают». Такая походка носит название «степаж».

Своеобразна походка детей, у которых ослаблены мышцы таза и бедер: они ходят, раскачиваясь из стороны в сторону, — такую походку называют «утиной». Этот симптом наблюдается при различных мышечных заболеваниях и травматических повреждениях поясничного отдела спинного мозга.

HOMO FABER — человек умный

Подведем итоги: что же умеет «среднестатистический» младенец в 9-12 месяцев?

Психомоторное развитие ребенка Психомоторное развитие ребенка Психомоторное развитие ребенка

Рекомендации родителям

1. Так как ребенок часто падает при попытках ходьбы, необходимо постелить на пол ковер или подстилку. Однако не забудьте зафиксировать ее на полу, подсунув под ножки стоящей в комнате ребенка мебели или закрепив ее с изнанки двусторонним скотчем.

2. Постарайтесь убрать из детской комнаты все острые и травмоопасные предметы.

3. Если ребенок встал и ходит по комнате, не оставляйте его одного. Чем ближе к нему вы будете находиться, тем больше вероятность успеть предотвратить опасные ситуации, постоянно возникающие в таком большом и новом для маленького человечка мире.

4. Как и в предыдущий период, важно полноценное обеспечение ребенка кальций- и фосфорсодержащими продуктами (молочные продукты, рыба), необходимыми для укрепления его опорной системы.

5. Продолжайте заниматься с ребенком, развивая его моторную и речевую сферу. Так вам легче будет отметить возможные отклонения в его развитии и вовремя обратиться к врачу.

6. Двенадцать месяцев — время общей диспансеризации, в рамках которой необходимо обязательно посетить детского невролога для оценки неврологического статуса ребенка.

Вот мы и завершили наш обзор психомоторного развития ребенка первого года жизни. Хотелось бы повториться: не стоит воспринимать этапы развития младенца как нечто среднее между вечным экзаменом и гонкой с препятствиями. Главное, что от вас требуется на этом нелегком и исключительно увлекательном пути, — любовь, внимание и забота.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector