Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР.
ЗПР состоит в том, что ребенок развивается не равномерно и психические процессы (мышление, память, внимание, восприятие), речь, эмоционально-волевая сфера отстают в развитии. Важна последовательность в коррекционном воздействии в работе с такими детьми.
Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.
Термин «задержка психического развития» был предложен Г.Е. Сухаревой, и характеризует прежде всего отставание в развитии психической деятельности ребенка в целом.
Основной причиной такого отставания, по мнению большинства исследователей (Т.А. Власова, И.Ф. Марковская, М.Н. Фишман и др.)[2:176], являются слабовыраженные (минимальные) органические поражения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникать во внутриутробном, при родовом, а также раннем периоде жизни ребенка. В некоторых случаях может наблюдаться и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы. Интоксикации, инфекции, травмы и т. п. ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, это, в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей.
У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. У такого ребенка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически отстающих.
Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражите¬лен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей.
У детей с ЗПР неравномерно развиваются виды мышления. Наиболее значительно выражено отставание в словесно-логическом мышлении (оперирующем представлениями, чувственными образами предметов), ближе к уровню нормального развития находится наглядно-действенное мышление. Но, тем не менее, дети с ЗПР могут осуществлять процесс переноса знаний в новые условия, это означает что, для таких детей необходимы специально созданные условия.
При задержке психического развития недостаточный уровень внимания — одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности. У младших школьников с ЗПР внимание неустойчиво,у них слабо развита произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу). Поэтому дети с ЗПР на уроках крайне рассеяны, часто отвлекаются, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5—10 мин.
Для большинства детей с ЗПР характерно ослабленное внимание к информации, поданной только в словесной форме. Даже во время увлекательного, интересного, эмоционального рассказа такие дети начинают отвлекаться па посторонние дела, теряют нить повествования. Особенно ярко проявляются эти особенности, когда в окружающей среде присутствуют отвлекающие факторы. Неожиданный стук в дверь, посторонний человек в классе, упавший предмет — все это отвлекает внимание детей настолько, что они полностью забывают задание учителя.
Итак, в самом общем виде сущность ЗПР состоит в том, что ребенок развивается не равномерно и психические процессы (мышление, память, внимание, восприятие), речь, эмоционально-волевая сфера отстают в развитии. Важна последовательность в коррекционном воздействии в работе с такими детьми.
Самое популярное
- Психологическая характеристика ученика (образец)
- Картотека методик диагностики для разных возрастных периодов (2)
- Самооценка подростка
- Годовой план работы школьного психолога
- Аналитический отчет о работе психолога (образец)
Специальная психология для начинающих: психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП, генезис трудностей развития |
Лекции и практикум по психологии — Специальная психология | |||||||||||||
2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП, генезис трудностей развития Психологическая характеристика детей с ДЦП наиболее подробно представлена в работах И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, И.И. Мамайчук [16, 18, 22]. Авторами единодушно отмечается, что при ДЦП имеет место сложная структура дефекта, относимая по классификации В.В. Лебединского к варианту дефицитарного развития [14]. Психологические особенности ребенка с ДЦППсихологические особенности детей с ДЦП обычно проявляются рано. Часто ограничение свободных движений, проблемы с речью приводят к задержке в развитии. Социальная функция у них сильно снижена, мало возможностей для нормального детского общения и игр – малыш замыкается в себе. У детей особенности психического развития детей с дцпс ДЦП часты капризы, истеричное поведение. Дело в том, что они привыкли общаться только со взрослыми. Родители, медсестры, врачи, нянечки, учителя – конечно, все они жалеют малыша, хотят помочь ему. С точки зрения психического развития это не самое лучшее, что взрослый может сделать для больного ребенка. Из-за ограниченной дееспособности таких детей часто ограничивают в уровне ответственности. Появляется ощущение, что из-за болезни весь мир им должен. Так ребенок учится манипулировать взрослыми, требуя получить желаемое. Часто у малышей с этим диагнозом отмечается нежелание терпеть, ждать. Они не думают о том, что другим людям может быть тяжело выполнять их прихоти. Конечно, здесь есть вина и болезни, и неправильного воспитания. Часто, если дееспособность снижена частично, малыша вполне можно научить самого за собой ухаживать, нести ответственность за свои поступки. Это позитивно сказывается на общем уровне развития. Существует несколько правил, которые помогут родителям. Родители особенности психического развития детей с дцпчаще всего понятия не имеют о том, что значит диагноз ДЦП с психологической точки зрения. Они общаются с ребенком чересчур заботливо, подавляя в нем любые проявления самостоятельности. Или же бывают с ним резки, агрессивны. Тут необходимо выработать стратегию поведения, которая будет правильной в вашем случае. Каждый ребенок уникален, так что особенности его личности нужно учитывать не меньше, чем особенности заболевания. — Не акцентируйте его и общее внимание на проблеме. Постоянно давать понять «ты ущербный» – значить перекрыть ему возможность нормального психического развития. Обычно при сохраненном интеллекте дети очень быстро понимают, что отличаются от других. — Нужно знать особенности психического развития детей с дцп границы возможного. Ребенок с ДЦП сильно отличается от здорового. Здоровому малышу вы можете сказать: «Напрягись, собери волю в кулак, сделай это», а тут другая история. Нужно точно понимать, что малыш может, а что не может, к чему можно стремиться, а о чем придется забыть. Зная возможности, вы можете регулировать его и ваше поведение. Не требуйте большего – это лишь подтвердит его отличие от других. Психологические особенности детей с ДЦП обычно проявляются рано. Часто ограничение свободных движений, проблемы с речью приводят к задержке в развитии. Социальная функция у них сильно снижена, мало возможностей для нормального детского общения и игр – малыш замыкается в себе. Версия: Клинические рекомендации РФ (Россия) 2013-2017 Общая информацияКраткое описаниеСоюз педиатров России Клинические рекомендации: Детский церебральный паралич у детей Год утверждения (частота пересмотра): 2016 (пересмотр каждые 3 года) У данной категории детей встречаются следующие особенности: — сниженный запас сведений и представлений об окружающем; — нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем; — низкая познавательная активность; — по уровню развития интеллекта дети с ДЦП представляют разнородную группу; — расстройство эмоционально-волевой сферы (повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, заторможенность, застенчивость, робость); -нарушения поведения (агрессия, полное безразличие, равнодушие, безучастность); — своеобразие структуры личности (отсутствие уверенности в себе, самостоятельности, повышенная внушаемость, наивность суждений, слабая ориентированность в бытовых вопросах; — нарушения речи (80%), слуха, зрения (25%); — астенические проявления: пониженная работоспособность, истощаемость всех психических процессов, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый объем памяти. Основы методики адаптивного физического воспитания (АФВ) детей с детским церебральным параличом 1. Нормализация тонуса и моторики. 2. Развитие манипулятивной функции и двигательных навыков. 3. Развитие игровой деятельности и психических процессов. 4. Расширение знаний об окружающей среде. 5. Развитие двигательных навыков. В раздел ОРУ введены коррекционные упражнения для: — формирования правильной осанки; — развития пространственной ориентации и точности движений. В каждый урок включаются ОРУ, корригирующие, прикладные упражнения, игры по упрощенным правилам. Для специализированных школ с ДЦП существует программа по физическому воспитанию только для 1-4 классов (1986). Отдельные разделы программы не выделяются (гимнастика, легкая атлетика), а используются доступные виды занятий. Раздел «Прикладные упражнения» направлен на формирование возрастных локомоторно-статических функций, необходимых в быту, учебе и труде. В нем выделены разделы: построения и перестроения, ходьба и бег, прыжки, лазание и перелезание, ритмические и танцевальные упражнения, упражнения с предметами. Разрабатываются авторские программы. Работа учителя физкультуры осуществляется в тесном контакте с врачом. Вопрос об использовании ортопедической обуви и аппаратов во время занятий решает врач. Требования к урокам физкультуры: — постепенно увеличивать нагрузку и усложнять упражнения; — чередовать различные виды упражнений, применять принцип рассеянной нагрузки; — упражнения должны соответствовать возможностям учеников; — рационально дозировать нагрузку, не допускать переутомления; — обеспечить профилактику травматизма и страховку. Нетрадиционные формы занятий: При работе с детьми, имеющими ДЦП, используются занятия в сухом бассейне и на фитболах. Преимущество сухого бассейна: — тело ребенка постоянно находится в безопасной опоре; — осуществляется постоянный контакт кожи с шариками; — происходит постоянный массаж всего тела; — стимулируется проприорецептивная и тактильная чувствительность; — свободные движения, смена направления движения, позы; — чередование двигательной активности с отдыхом; — самопроизвольное регулирование нагрузки; — удовлетворение потребности в движения; — способствует развитию моторики, координации движений, равновесия; — активизация сердечно-сосудистой и дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта; — способствует развитию физических качеств; — уменьшает спастику и гиперкинезы; — стимулирует функцию паретичных мышц, способствуют увеличению подвижности позвоночника и суставов верхних и нижних конечностей; — создают положительный психоэмоциональный настрой. Подбор упражнений должен быть индивидуален в зависимости от формы и тяжести заболевания. — вибрация на мяче активизирует регенеративные процессы, способствует лучшему кровообращению и лимфооттоку; — увеличивает сократительную способность мышц; — улучшается функция ссс, внешнего дыхания, повышается обмен веществ, интенсивность процессов пищеварения;
— вибрация, сидя на мяче, по своему физиологическому воздействию сходна с райттерапией (лечение верховой ездой); — создается сильный мышечный корсет; — уравновешиваются нервные процессы; — развиваются физические качества, формируются двигательные навыки; — положительное воздействие на психоэмоциональную сферу. Методические рекомендации при работе на фитболе: 1. Правильная посадка предусматривает оптимальное взаиморасположение звеньев тела. 2. Использование правильной и своевременной страховки. 3. Начинать с простых упражнений и облегченных исходных положений. 4. Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничном отделах, интенсивного напряжения мышц шеи и спины. 5. При выполнении упражнений лежа на мяче не задерживать дыхание. 6. При выполнении упражнений лежа на спине на мяче и груди на мяче голову не запрокидывать. 7. Упражнения на силу должны чередоваться с упражнениями на расслабление и растягивание. 8. Занятия могут проводиться 2 раза в неделю. 9. Каждое упражнение повторять, начиная с 3-4 раз, увеличивая до 6-8 повторений. Рубрика: Спецвыпуск Дата публикации: 06.01.2015 2015-01-06 Статья просмотрена: 2708 раз Библиографическое описание:Бакалбаева, Г. А. Психологическое развитие старшеклассников с ДЦП / Г. А. Бакалбаева, К. Т. Талгатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1.1 (81.1). — С. 88-89. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14809/ (дата обращения: 22.08.2021). Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, т.к. здесь закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, – это самопознание, самовыражение и самоутверждение [1]. Формирование личности у подростков-инвалидов с нарушениями в психике и опорно-двигательной системе, происходит в условиях ограниченного жизненного пространства и коммуникативности, иногда в полной зависимости от посторонней помощи в самообслуживании. Отсутствие условий, при которых возникают и развиваются способности, целеустремленность, активность и жизнестойкость, влияет на формирование навыков самостоятельности, адекватных взаимоотношений с окружающими, без которых невозможно гармоничное взаимодействие внешней среды обитания с внутренним миром индивидуума. Это вызывает неуверенность в себе, комплекс неполноценности, ориентирует на потребительское сознание и иждивенчество, то есть ведет к синдрому социального инфантилизма. В результате – потенциал личности теряется, а затраты на социальную помощь «дивидендов» для общества практически не приносят [2]. Ребенок с ДЦП испытывает тревогу, связанную как с отделением, так и с поглощением. Симбиотические отношения иллюзорно дают возможность преодолеть беспомощность, но усиливают тревогу. У подростков с ДЦП можно говорить о невротической тревоге, т.к. она неадекватна объективной опасности, включает в себя вытеснение, подростки ограничивают свои действия и сужают поле сознания с помощью невротических защитных механизмов, в том числе и такого как «развитие симптома» [1]. Как показывает практика, у подростков с ограниченными возможностями здоровья при переходе к старшему школьному возрасту отсутствуют навыки социальной адаптации и самореализации. Большинство таких подростков не обладает навыками конструктивных коммуникаций и умением ответственно организовывать свою жизнь. Возможно, что при формировании личности детей с ограниченными возможностями был нарушен принцип равноденствия субъектных и объектных компонентов [2]. Гибкость мышления является важным личностным ресурсом, который способствует повышению эффективности самореализации и социальной адаптации подростков и старшеклассников с диагнозом ДЦП. Соответственно развитие гибкости мышления у учащихся специализированных школ-интернатов и коррекционных школ, должно являться первостепенной психолого-педагогической задачей, решение которой имеет важное психопрофилактическое значение в плане предупреждения дезадаптации детей с патологией опорно-двигательного аппарата. Для детей с целебральным параличом характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других — в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Иногда отмечается радостное, приподнятое, благодушное настроение со снижением критики к своему состоянию. Нарушения поведения встречаются достаточно часто и могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к: окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим. Следует подчеркнуть, что нарушения поведения отмечаются не у всех детей с церебральным параличом; у детей с сохранным интеллектом — реже, чем у умственно отсталых, а у спастиков — реже, чем у детей с атетоидными гиперкинезами. У детей с церебральным параличом отмечаются нарушения личностного развития. Нарушения формирования личности при ДЦП связаны с действием многих факторов (биологических, психологических, социальных). Помимо реакции на осознание собственной неполноценности, имеет место социальная депривация и неправильное воспитание. Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. Причиной этих нарушений чаще всего является неправильное, изнеживающее воспитание больного ребенка и реакция на физический дефект [3]. Структура интеллектуальных нарушений при гиперкинетической форме ДЦП отличается своеобразием. У большинства детей в связи с преимущественным поражением подкорковых отделов мозга интеллект потенциально сохранный. Ведущее место в структуре нарушений занимают недостаточность слухового восприятия и речевые нарушения (гиперкинетическая дизартрия) . Дети испытывают затруднения при выполнении заданий, требующих речевого оформления, и легче выполняют визуальные инструкции. Для гиперкинетической формы ДЦП характерно удовлетворительное развитие праксиса и пространственного гнозиса, а трудности обучения чаще связаны с нарушениями речи и слуха. При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях менее выражены состояния с чувством неполноценности, но отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотивации. По данным Э. С. Калижнюк, отмечается некоторая корреляция между характером неврологических расстройств (формой ДЦП) и эмоциональными и характерологическими особенностями больных: дети со спастической диплегией склонны к страхам, робки, пассивны, с трудом устанавливают контакт с окружающими, глубоко переживают физический дефект; дети с гиперкинетической формой ДЦП более активны, эмоциональны, общительны, чаще недостаточно критичны к своему заболеванию, переоценивают свои возможности[2]. Итак, психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Перед специалистами, работающими с этими детьми, встает важная задача профилактики и коррекции этих нарушений. Конкретные задачи этой работы в отношении каждого ребенка могут быть определены только после комплексного обследования. 1. Калижнюк Э.С. Психогенные реакции и особенности формирования личности при детских церебральных параличах. — М.: Минздрав СССР, 1982. 2. Сараева Н.М. Характеристика волевой активности подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата по материалам экстенсивных методов // Дефектология. — 1979. 3. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. — Л., 1977. Adblockdetector |